Конспект фронтального логопедического занятия по теме:

Звук и буква [Ч] .

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели:

уточнить артикуляцию звука [Ч] .

Закреплять правильное произношение звука [Ч] в слогах, словах, предложениях.

Закреплять понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», предложение.

Упражнять в выделении звука [Ч] в конце и начале, середине слов.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Уточнить, активизировать словарь по теме «Времена года». Совершенствовать грамматический строй речи (образование мн. числа имен существительных).

Упражнять детей в умении работать с таблицами.

Упражнять в умении составлять предложения.

Формировать диафрагмальный тип дыхания.

Коррекционно-развивающие цели:

развивать фонематические процессы, восприятие, воображение, общую и мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные цели:

воспитывать активность, инициативность, отзывчивость, умение работать в паре, сообща.

Ход занятия:

1 . Артикуляционная и дыхательная гимнастика .

а ) « Заборчик »

Верхняя челюсть стоит на нижней , губы в улыбке .

б ) « Киска сердится »

Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка , кончик языка при этом прижимается к нижним зубам .

в ) « Почистим зубы »

Улыбнуться , показать зубы , приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » нижние передние зубы , делая сначала движения языком из стороны в сторону , потом снизу вверх .

г ) « Заморозим подбородок »

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку , выполнять молча и на одном выдохе .
( Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал .)

    Работа над развитием фонематического слуха.

а). Правильное и чёткое повторение чистоговорки:

Чо –чо – чо, чо –чо – чо - У меня болит плечо.

Чу - чу - чу, чу – чу – чу - Раз болит, пойди к врачу.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу - Нет, к врачу я не хочу.

Ча – ча – ча, ча – ча – ча - Буду плакать у врача.

Чи – чи – чи, чи – чи – чи - Помогают нам врачи.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу - Ну, тогда пойду к врачу.

Врачи бывают не только у людей, но и у часов. Кто знает, как называется часовой врач?

б) разучивание скороговорки. (Слайд №2).

Часовщик который час чинит часики для нас.

3. Знакомство со звуком [ ч "]

    Логопед читает стихотворение (Слайд № 3).

Стали выше небеса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь...

Дети заканчивают стихотворение все вместе, добавляют слово (весной)

Дети вспоминают признаки весны (тает снег, прилетают птицы, дети строят скворечники).

Какая птица прилетает к нам самая первая вы узнаете, если угадаете загадку.

Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»,

Червякам враг.

(Слайд № 4). (грач)

Какой последний звук в слове грач? «Ч»

Произнесём звук [ Ч " ]. Какое положение принимают губы при произнесении звука [ Ч " ] ? (губы выпячены впе­ ред, раскрыты). В каком положении верхние и нижние зубы ? ( При звуке [ Ч "] ?)
Как работает язык ? Где он находится ? ( При звуке [ Ч " ]?) . Кончик языка может находиться у нижних зубов. Приложите ладони тыльной стороной к горлышку . Оно дрожит или нет ? Почему ? ( Горлышко спит ).
Если поднести ладони ко рту и произносить звук [ Ч " ], мы ощущаем холод или тепло ? (тепло).

(При работе используются индивидуальные зеркала.)

Вывод: звук [Ч " ] согласный, глухой, всегда мягкий.

    Работа с картинками.

Развитие фонематического слуха.

а) - Посмотрите на картинке и назовите четвёртый лишний предмет. Очки, бабочка, крючки, обруч. (Слайд № 5).

б) – Посмотрите на доску. Внимательно слушайте, как я называю предметы (слайд № 6). Хлопните в ладоши 1 раз, если звук [Ч " ] находится в начале слова; хлопните в ладоши 2 раза, если звук [Ч " ] находится в конце слова;

поднимите руку вверх, если звук [Ч " ] находится в середине слова.

Звуко-буквенный анализ слов.

Бочка, чайник, черепаха, часы, очки, ключ, качели, калач, тапочки, мяч.

На доске схема слов. Подберите слова к данной схеме. (Слайд № 7). (Калач, мяч, очки).

4. Игра на развитие памяти. (Слайд №8).

На экране изображены разные предметы, внимательно посмотрите и запомните их.

Закройте, глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря, вы слышите шум прибоя, крик чаек, тёплое солнышко ласкает ваши руки, ноги, лицо. Дышится легко, ровно, глубоко. Ваше тело не напряжено и расслаблено. Дышится легко, ровно, глубоко.

А, сейчас, вы откроете глазки. Потянитесь руками вверх и продолжим наше занятие.

Вспомните, название каких предметов начиналось со звука [ Ч "] . Назовите эти предметы.

5. Знакомство с буквой Ч.

Звук [Ч " ] обозначается буквой Ч. Сейчас я покажу, как простую вертикальную палочку можно превратить в букву Ч. Для этого с левой стороны вверху добавлю вот такой элемент. Вы видите букву Ч. На что похожа эта буква? (кузнечика….)

- На доске написаны варианты написания буквы Ч (Слайд № 9). Назовите номера правильно написанной буквы Ч.

Какой буквой обозначается звук [Ч " ]?

Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенной из наждачной бумаги буквой).

А, сейчас, мы выполним интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я прикоснусь к вашей руке

6. Зачеркни букву Ч в тексте.

Кто живёт в часах?

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок на чердаке, а в старом чемодане мыши.

Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего кроме колёсиков и винтиков там нет. Кто же тогда там живёт? Чудеса!

(Г. Юдин)

7. Чтение слоговых таблиц . (Слайд № 10).

АЧ - ОЧ – УЧ – ИЧ - ЕЧ - ЯЧ - ЮЧ

ЧКА –ЧКО – ЧКУ – ЧКИ ЧТА – ЧТО – ЧТУ – ЧТЫ ЧНА –ЧНО – ЧНУ – ЧНЫ

АЧК –ОЧК – УЧК – ИЧК АЧТ – ОЧТ – УЧТ – ЫЧТ АЧН – ОЧН – УЧН – ЫЧН

КЧА – КЧО – КЧУ – КЧИ ТЧА – ТЧО – ТЧУ – ТЧИ НЧА – НЧО – НЧУ – НЧИ

АКЧ – ОКЧ – УКЧ – ИКЧ АТЧ – ОТЧ – УТЧ – ИТЧ АНЧ – ОНЧ – УНЧ – ИНЧ

8. Лексико – грамматические упражнения:

К нам в гости пришёл Гномик, он любит всё маленькое. Помогите Гному назвать правильно предметы. (Слайд № 11).

а) образование слов с уменьшительно – ласкательным значением:

- Гномик очень рад. Гномик очень любит животных, но не умеет образовывать слова, а вы умеете. Давайте поможем Гномику правильно ответить на вопросы.

б) образование притяжательных существительных (слайд № 12, 13, 14, 15), (Чей хвост, чья шубка, чьё ухо?):

Заяц, заячий, заячья, заячье, заячьи;

Белка, беличий, беличья, беличье, беличьи;

Волк, волчий, волчья, волчье, волчьи;

Кошка, кошачий, кошачья, кошачье, кошачьи.

9. Упражнение «чайник» (развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи с движением.

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, (Дети стоят, изогнув одну руку, на носик

чайника)

Я вам напоказ выставляю живот. Другую держат на поясе. Животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают обеими ногами.

Эй, люди, я с вами почайпить хочу. Делают призывные движения правой рукой.

10. Работа в тетради.

На парте у вас элементы прописной заглавной и строчной буквы Ч. Соберите буквуЧ.

Сколько элементов у строчной буквы «ч»? У заглавной буквы «Ч»? (2)

Откройте тетради и напишите строчку буквы «Ч» заглавной и строчку буквы «ч» строчной.

«Слова наоборот». (Слайд № 16)

Запишите в тетради слова, состоящие из одного слога. (чай, ткач).

Работа в парах . Восстановите деформированные слова. Составьте с ними предложения.

КА – ВЕЧ – О ЧЕ – КА – ЛИ ДА - ЗА - ЧА

БА – КА – БОЧ ДЕ – КА – ВОЧ ХА – ПУ – ЧЕ

12. Итог занятия. Рефлексия.

С каким звуком вы познакомились? Дайте характеристику данному звуку. Какой буквой он обозначается?

Нарисуйте на смайликах ваше настроение. Какое у вас настроение? Грустное, весёлое, спокойное.


ЧА-ЧА-ЧА – чан, чай, чайник, чайка, чашка, кочан, дача, туча.
ЧИ-ЧИ-ЧИ – чисто, чиж, чижик, мячи, калачи, личинка.
ЧУ-ЧУ-ЧУ – чудо, чуб, чугун, чудак, хочу, молчу, жемчуг.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – бачок, бычок, пучок, значок, плечо, бочонок, учёба, печёнка.
ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ - чек, чей, печенье, ученье, качели, зачем, чучело.

5. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

6. Наклей картинки (или нарисуй) в названии которых слышится звук Ч.


ЗВУК Ч. (№2)

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

АЧ-АЧ-АЧ АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ
ОЧ-ОЧ-ОЧ ОЧ-УЧ-ИЧ-АЧ
УЧ-УЧ-УЧ УЧ-ИЧ-АЧ-ОЧ
ИЧ-ИЧ-ИЧ ИЧ- АЧ-ОЧ-УЧ

3. Автоматизация звука Ч в словах.

АЧ-АЧ-АЧ – плач, богач, калач, качка, удачно, задачник, врач, грач.
ОЧ-ОЧ-ОЧ – дочь, ночь, бочка, кочка, дочка, почка, точка, молочный, замочки.
УЧ-УЧ-УЧ – луч, тучка, внучка, кучка, могуч, кавычки, Жучка, лучше.
ИЧ-ИЧ-ИЧ – дичь, дичка, яичко, водичка, кличка, табличка.

4. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ч.

Тина, бабочка, банка, сачок, ключ, цапля, щетка, очки, бантик, шоколадка,
ночь, дочка, кулич, Танечка, чудеса, насос, мячик, овощи, печка, свеча.

5. Повтори слова парами.

Качка – кочка, бочка-тачка, внучка-колючка, овечка-колечко, уздечка-печка,
девочка-ласточка, обруч-удочка, ключ-очки, тапочки-бабочка.

6. Игра «Назови ласково»

7. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.




ЗВУК Ч. (№3)

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ч в слогах.

АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ ОЧ-УЧ-ИЧ-АЧ
УЧ-ИЧ-АЧ-ОЧ ИЧ-АЧ-ОЧ-УЧ

3. Назови картинки, в названии которых слышится звук Ч.



4. Автоматизация звука Ч в словах.

Кабачки, башмачки, облачко, жучки, пучки, паучки, колечко,
овечка, бычки, дички, новички, ячмень, мочалка, качалка, значок,
плечо, каблучок, пятачок, бочонок, копченый, печёный, волчонок,
зайчонок, калачи, овчинка, волчица, зачем, черви, чулан, чудак,
чугун, плачу, пончик, выучил, лётчик, волчий, заячий, мочёный,
ночёвка, пахучий, голубчик, огурчик, горчица, вечерний, передача.

5. Игра «Назови ласково»


ЗВУК Ч. (№4)

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ч в слогах.

ЧТА-ЧТО-ЧТУ-ЧТЫ ЧТУ-ЧТЫ-ЧТА-ЧТО
ЧТО-ЧТУ-ЧТЫ-ЧТА ЧТЫ-ЧТА-ЧТО-ЧТУ

3. Определить позицию звука Ч в словах.



4. Автоматизация звука Ч в словах.

Почта, мачта, почтовый, почтальон, почтение, чтение, почва, чукча, отличник.
Чашка – значок – чулки – чучело – бахча
Плечо – кольчуга – печенка – овчарка – калачи
Мочалка – пчелы – каучук – личинка – черепаха
Удача – крючок – чудеса – пончик - одуванчик

5. Выучи загадку, нарисуй отгадку.

Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в темные чуланчики –
Каждый мальчик в свой чуланчик. (пальцы и перчатка)

6. Игра «Кто это делает?»

Конспект логопедического занятия
(2 класс)
Тема: Звуки [ч’]­[ц]. Буквы Ч,ч­Ц,ц.
Цель: Научить детей дифференцировать звуки изолированно, в слогах, в
словах, в предложениях.
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепление понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
2.Закрепление знаний о механизме образования звуков [ч’]­[ц].
3.Обогащение, уточнение и активизация словаря по теме: «Бабочки».
4.Формирование навыков различения звуков [ч’]­[ц].
Коррекционные:
1. Закрепление условно­рефлекторных связей на звуки [ч’] – [ц].
2. Закрепление отличительных параметров артикуляционных, акустических
отличий в чужой и самостоятельной речи.
3. Дифференциация звуков [ч’] – [ц] в слогах, словах и предложениях.
4. Закрепление навыков контроля над правильным произношением в
самостоятельной речи.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса детей к занятиям.
2. Формирование коммуникативных умений: отвечать у доски, вести диалог.
Оборудование: зеркала, опорная таблица целеполагания, схемы анализа
артикуляции и характеристики звуков, картинный материал, слоговые
дорожки.


п/п
1.
Этапы
Орг.
Момент
2.
Артикуля­
ционная
гимнастика
3.
Тема занятия
Ход занятия
Действие логопеда
Действие детей
Здравствуйте, ребята. Слушайте
Здравствуйте.
внимательно, работайте
старательно. Повторяйте за
мной:
«Мы пришли на логопедическое
занятие. Мы внимательно
слушаем логопеда. Мы четко и
внятно произносим каждый звук.
Мы пишем красиво и аккуратно.
Мы проверяем каждую букву,
каждый слог, каждое слово».
Но, чтобы четко и правильно
произносить звуки, надо
подготовить речевой аппарат к
работе. Проведем
артикуляционную гимнастику.
Возьмите зеркала. Выполняем
следующие упражнения:
«рупор», «качели», «катушка»,
«горка», «грибочек», «чистим
нижние зубки», «лошадка»,
«почистим верхние зубки».
Молодцы!
Речевой аппарат мы
подготовили. А теперь
попробуйте сами
сформулировать тему нашего
занятия. Для этого отгадайте
загадку:
«Чуть выбравшись из кокона
Она вдруг превращается
Дети повторяют за
логопедом.
Дети берут зеркала и
выполняют
упражнения.
2

Из гусеницы в куколку,
А куколка – в красавицу».
(Картинка).
И еще одна загадка:
«Вьется, как веревка,
По листочку ловко,
Куколкой замрет вся,
Бабочкой проснется».
(Картинка).
Бабочка.
Гусеница.
Ребята, скажите какой пятый
звук в слове «бабочка»?
В слове «бабочка»
пятый звук [ч’].
А какой седьмой звук в слове
«гусеница»?
В слове «гусеница»
седьмой звук [ц].
Кто сформулирует тему нашего
Тема нашего занятия:
занятия?
звуки [ч’]­[ц].
Буквы Ч,ч­ Ц,ц.
Откройте тетради, запишите
число и тему сегодняшнего
Дети записывают тему
в тетрадь.
занятия.
А теперь все вместе определим
цели нашего занятия (опорная
таблица целеполагания):
1)правильно произносить звуки
[ч’]­[ц];
2)различать слова со звуками
[ч’]­[ц];
3)читать слоги и слова, в
которых есть буквы Ч,ч­Ц,ц;
4)составлять и записывать
предложения со словами, в
которых есть буквы Ч,ч­Ц,ц.
(Картинка).
Дети вместе с
логопедом определяют
цели занятия.
Ч­ч­ч­ч…
Как стрекочет кузнечик?
Ц­ц­ц­ц…
(Картинка).
3
4.
Целеполага­
ния
5.
Произноше­
ние звуков
в изолирован­
ном виде

6.
Анализ
артикуляции
каком положении находятся
губы?
При произношении
звука [ч’] губы
округлены, слегка
выдвинуты вперед.
При произношении звука [ч’]
между зубами есть щель, или
они сомкнуты?
При произношении
звука [ч’] между
зубами имеется щель.
При произношении звука [ч’] в
каком положении находится
язык?
При произношении звука [ч’]
какая воздушная струя?
При произношении звука [ч’],
что делают голосовые связки?
При произношении звука [ц] в
каком положении находятся
губы?
При произношении
звука [ч’] широкий
кончик языка
упирается в верхние
резцы (звучит [т’]),
образуется смычка.
После взрыва смычки,
язык отходит от
верхних резцов,
образуется щель с
альвеолами. Средняя
часть спинки языка
поднята к твердому
небу. Мягкое небо
поднято.
При произношении
звука [ч’] воздушная
струя теплая
толчкообразная.
При произношении
звука [ч’] голосовые
связки не вибрируют.
При произношении
звука [ц] губы
находятся в
положении «улыбка»
4

При произношении звука [ц]
между зубами щель, или они
сомкнуты?
При произношении звука [ц] в
каком положении находится
язык?
При произношении звука [ц]
какая воздушная струя?
При произношении звука [ц], что
делают голосовые связки?
Скажите, в чем отличия
артикуляции звуков [ч’] и [ц]?
При произношении
звука [ц] между зубами
имеется щель.
При произношении
звука [ц] сначала
кончик языка
находится у основания
нижних резцов, затем
поднимается к
альвеолам верхних
резцов. Передняя и
средняя части спинки
языка опущены, задняя
часть спинки языка
поднята и упирается в
мягкое нёбо. Мягкое
небо поднято.
твердому нёбу.
При произношении
звука [ц] воздушная
струя толчкообразная,
холодная.
При произношении
звука [ц] голосовые
связки не вибрируют.
При произношении
звука [ч’] широкий
кончик языка
упирается в верхние
резцы (звучит [т’]),
образуется смычка.
После взрыва смычки,
язык отходит от
верхних резцов,
образуется щель с
альвеолами. Средняя
часть спинки языка
5

поднята к твердому
небу. А при
произнесении звука [ц]
сначала кончик языка
находится у основания
нижних резцов, затем
поднимается к
альвеолам верхних
резцов. Передняя и
средняя части спинки
языка опущены, задняя
часть спинки языка
поднята и упирается в
мягкое нёбо.
7. Характерис­
тика
звуков
Давайте дадим характеристику
звукам [ч’] и [ц].
Два человека запишут у доски,
Два человека пишут у
остальные записывают в
тетради.
доски, остальные
записывают в тетради.
Звук [ч’] какой – гласный или
согласный? Почему?
Звук [ч’] согласный,
потому что воздушная
Звук [ч’] какой – глухой или
звонкий? Почему?
струя встречает
преграду.
Звук [ч’] глухой,
потому что голосовые
связки не вибрируют.
Звук [ч’] какой – твердый или
Звук [ч’] мягкий.
мягкий? Почему?
А звук [ц] какой – гласный или
согласный? Почему?
Звук [ц] согласный,
потому что воздушная
Звук [ц] какой – глухой или
звонкий? Почему?
струя встречает
преграду.
Звук [ц] глухой,
потому что голосовые
связки не вибрируют.
Звук [ц] какой – твердый или
Звук [ц] твердый.
6

мягкий? Почему?
Скажите, в чем отличия звуков
Звук[ч’]
[ч’] и [ц]?
­ мягкий, а звук [ц] ­
твердый.
8.
Связь звука
с буквой
Ребята, скажите, какой буквой
на письме обозначается звук
[ч’]?
А какой буквой на письме
обозначается звук [ц]?
На что похожа буква ”че”?
«Извивался червь в земле,
Ну совсем, как буква “че”.
(Картинка).
Ч – вы правильно решили­
Пишут так же, как 4».
(Картинка).
На что похожа буква “це”?
«Вот какая буква Ц.
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка».
(Картинка)
Звук [ч’] на письме
обозначается буквой
”че”.
Звук [ц] на письме
обозначается буквой
”це”.
На червя.
На кошачью лапку.
Из скольких элементов состоит
буква “че”?
Буква ”че” состоит из
2­х элементов.
Из скольких элементов состоит
буква “це”?
Буква “це” состоит из
3­х элементов.
Чем они отличаются?
Откройте тетради и запишите
букву “че” заглавную и
строчную, букву “це” заглавную
и строчную.
К вам прилетела бабочка, а на
крылышках­буквы. Найдите те
У буквы “це” на один
элемент больше – это
«хвостик».
Дети пишут в тетради
задание.
Дети записывают.
7

9.
Развитие
фонемати­
ческого слуха.
буквы, которые изучаем и
запишите в тетрадь.
Ребята, давайте поиграем в игру
«Поймай звук». Я буду
произносить звуки, а вы, когда
услышите звук [ч’], хлопните в
ладоши, а когда услышите звук
[ц], топните ногой.
Ж ­ ш ­ ц –ч­ б ­ ч ­ в ­ б ­ ц – ц –
н – ч – ч– н – з – ч – ц –л­ ц.
Я буду произносить слоги, а вы,
когда услышите слог со звуком
[ч’], хлопните один раз, а когда
услышите слог со звуком [ц],
хлопните два раза.
Ма – ча – цу – ич – цо – лму –
цве – бны – цку –вче – зва – чмы
–сли – цум –чик ­ цак.
Я буду произносить слова, а вы,
когда услышите слово со
звуками [ч’] и [ц], поднимите
соответствующую карточку.
Бабочка, гусеница, таракан, жук,
пчела, цветок, весна, кузнечик,
порхает, червяк, кокон, муха­
цокотуха.
Я буду говорить предложения, а
вы, когда услышите слова со
звуками [ч’] и [ц] поднимите
соответствующую карточку.
Дети хлопают и
топают.
Дети выполняют
задание.
Дети выполняют
задание.
Бабочки порхают над цветами, а
кузнечики стрекочут в траве.
Дети выполняют
задание.
Физминутка.
10
.
Ребята, сейчас мы немножко
отдохнем. Встаньте возле парты.
Дети выполняют
задание за логопедом.
8

Слушайте меня внимательно,
повторяйте за мной старательно.
Весною бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
Молодцы! Садитесь на свои
места.
11 Дифференциа­
ция: звуков в
слогах,
словах,
предложении.
1. Ребята, почитаем слоговые
Дети выполняют
дорожки.
Ча – ца, чу – цу, чо – цо,
че – це, ач – ац, уч – уц,
оч – оц, ич – иц.
задание.
Запишите слоги, которые
Дети записывают
запомнили.
2. Ребята прочитайте слово
правильно:
СЕ­НИ­ЦА­ГУ
слоги.
Гусеница.
Скажите сколько звуков в слове
В слове «гусеница»
«гусеница»?
8 звуков.
На каком месте в слове
находится звук, который мы
Звук [ц] в слове щенок
находится на седьмом
изучаем?
месте.
Запишите это слово в тетради.
Дети записывают.
Ребята, я вам буду показывать
бабочек, а вы попробуйте
отгадать их названия.(Названия
бабочек на карточке).
Репница, пяденица
пятнистая, траурница,
лимонница,
боярышница,шашечниц
а красная, червонец
огненный..
9

Запишите в тетрадь названия
Дети записывают.
бабочек, которые вам
понравились тетради и
подчеркните изучаемые буквы.
Ребята, на поляну прилетели
бабочки, давайте их посчитаем.
3. Бабочка принесла вам
предложение. Но она так
спешила, слова разлетелись и
поменялись местами. Помогите
правильно расставить слова.
Одна бабочка, две
бабочки, три бабочки,
четыре бабочки, пять
бабочек.
Дети расставляют
слова в предложении.
А теперь запишите предложение
Дети записывают.
12
Работа над
текстом
в тетрадь.
Ребята, сейчас я вам прочитаю
текст, а вы внимательно
послушайте и запомните слова
со звуками [ч’] и [ц].
Гусеница.
Гусеница вылупляется из
личинки. С нею происходят
удивительные изменения. Она
свивает себе кокон из липкой
жидкости. Ее она вырабатывает
нижней губой. Эта жидкость
затвердевает на воздухе и
становится нитью. А многие
волосатые гусеницы прядут
кокон из своих волос. Потом из
кокона появляется бабочка. Она
живет своей взрослой жизнью.
Дети внимательно
слушают.
Ребята, назовите слова со
звуками [ч’] и [ц], которые вы
запомнили.
Дети называют слова и
пишут пропущенные
буквы.
10

Вставьте пропущенные буквы в
тексте.
13 Итог занятия
Ребята, расскажите с какими
звуками и буквами мы работали
сегодня на занятии.
Сегодня на занятии мы
работали со звуками
[ч’] и [ц] буквами “че”
В чем отличия артикуляции
звуков [ч’] и [ц]?
и “це”.
При произношении
звука [ч’] широкий
кончик языка
упирается в верхние
резцы (звучит [т’]),
образуется смычка.
После взрыва смычки,
язык отходит от
верхних резцов,
образуется щель с
альвеолами. Средняя
часть спинки языка
поднята к твердому
небу. А при
произнесении звука [ц]
сначала кончик языка
находится у основания
нижних резцов, затем
поднимается к
альвеолам верхних
резцов. Передняя и
средняя части спинки
языка опущены, задняя
часть спинки языка
поднята и упирается в
мягкое нёбо.
Звук[ч’]
­ мягкий, а звук [ц] ­
Какие отличия в характеристике
твердый.
звуков [ч’] и [ц]?
Дети отвечают.
Какие слова вы запомнили со
звуками [ч’] и [ц]?
11

14
Оценка
Что было интересного на
занятии?
Занятие наше закончено. Вы
сегодня хорошо поработали.
Молодцы.
12

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
  2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
  5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
  6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
  7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:

2. Сообщение темы.

Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково” (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].

3. Артикуляция звука [Ч]

(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч]хлопните в ладоши.

А теперь речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком “Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это - правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой - картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой - Чебурашка (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Простучи слово” (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это - Чипполино (иллюстрация).

8. Составление предложений.

Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.

(Дети разгадывают слово “сундучок”).

Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

Логопед : Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.


Ты зачем букву похитила?

Чучелка : Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

Логопед : Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).

Чучелка : Ой, как некрасиво получилось.

Логопед : Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка : Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед : Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч - вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах, преобразование слов.

А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка - Чашка. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

12. Итог занятия.

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.

Чучелка угощает детей и уходит.

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Некрасова И.Аhttp://50ds.ru/logoped/4877-logopedicheskoe-zanyat...elnoy-gruppe-na-temu-zvuk-ch-- bukva-ch.html

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Проблемы с произношением в большинстве случаев легко исправляются после курса регулярных занятий

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!