Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

След средневековья и «бунташного»XVII века в курской духовной культуре. Образцом деревянного зодчества служила церковь Спаса-на-Бору в Рыльске, построенная в шатровом стиле. Широко распространившийся всего за одно столетие стиль был запрещен после церковной реформы патриарха Никона в 1653г., как не соответствующий чину. Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма. Николаевский монастырь в Рыльске занимает значительное место в культурной истории Курского края.Время появления монастыря не установлено, но на одной из икон имеется надпись -1462 год

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Символ Курска – Знаменский собор Рождество-Богородицкого мужского монастыря. Сооружение монастыря связано с героической обороной города в 1612 году от польско-литовских интервентов.Город был захвачен и разорен, уцелела только крепость, защитники которой мужественно отбивали нападения неприятеля. Помощь Божьей Матери, как повествует легенда, не оставила города Курска, хотя сама икона «Знамение» находилась в это время в Москве.В благодарность за избавление жители Курска дали обет построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нём чудотворную икону «Знамения». Вид собора в 1898 году Современный вид собора.

5 слайд

Описание слайда:

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича за счёт царской казны была отстроена церковь во имя «Знамения» Курской иконы Божией Матери. Были построены две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Михаила Маленина (ангела царя Михаила Романова), с приделом в честь святых Зосимы и Савватия, построены кельи для 40 иноков монастыря.По особому прошению курских жителей царь Михаил Федорович повелел возвратить в 1615 году чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить икону в Курском соборном храме. Автор: anonimous - http://personal.primorye.ru/iag/, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7461607 Дата появления: 1295 год Иконографический тип: Оранта Местонахождение: Нью-Йорк, США Дата празднования 8 марта (21 марта) 9-я пятница по Пасхе 8 сентября (21 сентября) 27 ноября (10 декабря)

6 слайд

Описание слайда:

Культурные ценности 17 века. В центре города (за современным Домом книги) архитектором Карнилом Брагиным были возведены стены Божедомского монастыря (ныне не сохранился). Недалеко был построен Свято-Троицкий девичий монастырь. В 19 веке старинная церковь «Знамения» была разобрана из-за ветхости и на её месте построен величественный собор, освященный в 1826 году. Среди культурных ценностей 17 века известен Большой Синодик – рукопись на 400 листах. В неё были внесены знаменитые люди курского края и простолюдины, несколько крестов с мощами святых и чудотворцев, расшитые жемчугом оплечья риз и плащаниц (покрова икон), принадлежащие Знаменскому собору. В нём также хранилась и пелена к чудотворной иконе, вышитая собственноручно Ириной (Годуновой), женой царя Федора Иоанновича. Красный атлас был расшит золотом, серебром, жемчугом.

7 слайд

Описание слайда:

Коренная пустынь. Наибольшую известность, помимо Курского Знаменского монастыря, в России приобретает Коренная Рождества Богородицы пустынь, основанная в 16 веке. В 17 веке монастырь Коренная пустынь был ещё деревянным. Ежегодно в пятницу девятой недели после празднования Пасхи икона «Знамение» торжественно крестным ходом переносилась из Курского Знаменского собора на место её явления в Коренную пустынь, где она оставалась до 12 сентября, а 13 сентября икона торжественно возвращалась в Курск. Крестный ход в Курской губернии. Илья Репин.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд 310" height="232" src="https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/117d/00026ef4-cabd998a/310/img14.jpg" alt="Иконописание в Курском крае. Иконописание имеет свои традиции в глубине веков" title="Иконописание в Курском крае. Иконописание имеет свои традиции в глубине веков">

Описание слайда:

Иконописание в Курском крае. Иконописание имеет свои традиции в глубине веков, но развивается именно в 17 веке. Некоторые краеведы высказывают предположение, что икона «Знамени» Божией Матери – курского письма. Курских мастеров приглашали и в Киев. Для росписи Успенского собора был зван курский мастер Макар Григорьев. Известен с 17 века и род «богомазов» Шуклиных. Курские иконы доходили до Болгарии и Сербии. Центром иконописи считается село Борисовка Грайворонского уезда, владение Бориса Петровича Шереметева.

16 слайд

Описание слайда:

«Книга Большого Чертежа» В истории российской культуры выделяется имя Афанасия Ивановича Мезенцева, работавшего в разрядном приказе над новыми картами Московского царства. Он один из авторов «Книги Большого Чертежа» –выдающегося памятника российской культуры 17 века. В 1627 году он составил карту Московского царства, дополнив ее картами Орловского, Белгородского и Курского краёв.

17 слайд

Описание слайда:

Книга Большому Чертежу. Царствующей град Москва стоит на реке на Москве на левом берегу. А в реку в Москву, с вышней стороны города Кремля, пала речка Неглинна, течет сквозь Белой город; а ниже Белаго города в реку Москву пала речка Яуза. А река Москва вытекла по Вяземской дороге за Можайском верст с 30 и больше. А от царствующего града Москвы дорогою до Можайска 90 верст, а город Можаеск стоит на реке на Москве на правом берегу. На реке ж на Москве, ниже Можайска 50 верст, а от Москвы 40 верст, на левом берегу Звенигород. А от Можайска до Вязьмы 80 верст, а город Вязьма стоит на реке на Вязьме на левом берегу. Автор: User:Kolossos - own work (related to the stiching), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3159736

19 слайд

Описание слайда:

Известны другие его произведения:церковные торжественные песнопения, посвященные Сергию Радонежскому, эпитафия Симеону Полоцкому. Он был знаком со многими знатными людьми: боярином-библиофилом Ординым-Нащокиным, князем В.Голициным, ему покровительствовала царевна Софья. Карион Истомин – сын курского подьячего, земляк и друг Сильвестра. Вместе они работали над изданием «Апостола первопечатника И.Фёдорова». Истоминым написано «Созерцание краткое лет 1681-1682», Карион Истомин подготовил первый иллюстрированный букварь, был сторонником обучения девочек. Одним из образованнейших людей последней четверти XVII века заслуженно является Карион Истомин – известный деятель русского просвещения, талантливый педагог, просветитель. 6

Документы в архиве:

Название документа avtor.doc

Должность: преподаватель

Образовательное учреждение: ОГОУ СПО « Обоянский библиотечный колледж»

г. Обоянь, Курской области

Дремова Галина Владимировна

Должность: преподаватель

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 34

г. Таганрог Ростовской области

Тема урока: «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков»

Предметы: История Курского края, компьютерный практикум.

Курс: 2.

Ключевые слова

Оборудование : компьютерный класс, программы P оwer Point , Microsoft Office Word

Тип урока

Формы работы

‹ ›

Название документа kollegam.doc

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется проект открытого урока, проходящего в форме бинарного урока. В один урок объединены две дисциплины «История Курского края», «Компьютерный практикум». Тема урока: «Культура Курского края в 17-18 веках», «Работа с текстовым редактором MS Word ».

    Сознавать необходимость и способность учиться на протяжении всей жизни.

    Уметь структурировать знания, формировать способность к наращиванию накопленных знаний, способность обучаться самостоятельно.

    Организовывать собственную деятельность, оценивать эффективность и качество своей работы.

    Проявлять инициативу и ответственность.

    Осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пользователями.

профессиональные компетенции :

    Способность использовать прикладное программное обеспечение к созданию новых информационных продуктов.

    Готовность к приобщению пользователей библиотек к культуре Курского края.

    Готовность к реализации досуговой и воспитательной функций библиотеки.

освоения краеведческих знаний, как для дальнейшей профессиональной деятельности, так и для гуманитарного развития каждого человека.

5. На уроке будет поставлена проблема предоставление библиотекарем качественной информации пользователям.

Цели урока:

    Воспитательная: интереса к прошлому, сопоставление событий прошлого и настоящего, оценки событий прошлого с позиции нравственности и настоящего.

    Патриотическая позиция

    Обучающая: освоение студентами новой техники закрепления знаний с помощью выполнения странички альбома «Культура Курского края в 17-18 веках».

    выделить ключевые моменты текста,

    выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста по плану;

    найти в тексте предложения, наиболее полно отражающие его содержание.

    извлекать нужную информацию их текста:

    Название памятника культуры/ ФИО выдающегося земляка.

    Дата создания / Дата жизнедеятельности.

    Место нахождения, архитектор/ Вклад в культуру Курского края.

    Библиографическое описание источника информации.

Дворцово-парковый ансамбль «Марьино»



‹ ›

Название документа lekciya.doc

Изложение лекции по теме: «Культура Курского края в 17-18 в.»

Рассказывать о культурном облике Курского края первой половины 17 века трудно. Высокая роль православной церкви, низкий уровень жизни после «Смутного времени», подъем национального самосознания, и усиление крепостного права повлекли за собой социальные волнения, народные бунты восстания, самым крупным из которых было восстание под руководством Степана Разина. В тоже время расширение торговых связей с Украиной и Белоруссией. Способствовали развитию и взаимодействию народной культуры.

В силу того, что Курская земля, стояла в центре смутного времени, многие памятники культуры не сохранились.

Больше всего из-за пожаров и разорений пострадала архитектура 17 века. Многие архитектурные соружения были перестроены и утратили свой первоначальный вид, т.к. вплоть до конца первой половины 17 века, все строения возводились из дерева.

В г. Рыльске (ФОТО) На экране вы видите уже фотографию монастыря 19 века, когда он был перестроен и обложен камнем.

1462 году . В письменных источниках монастырь встречается в 1505 г. В писцовых книгах 1625-1626 гг. отмечалось, что в Николаевском монастыре хранились грамоты Ивана Грозного. В начала 17 века в годы «смуты» и польской интервенции монастырь был разрушен поляками и возродился только в первой половине 18 века. В 1614 г. иегумен монастыря поехал в Москву для оформления монастырских документов, но по дороге был убит. Тогда и исчезли все документы монастыря.

Мужского монастыря. (ФОТО)

Его сооружение связано с героической обороной г. Курска в 1612 г. от польско-литовских интервентов.

В благодарность за избавление жители Курска дали обед построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону «Знамение». В 1615 году началось строительство и в 1618 г. икона вернулась в Курск. Наличие иконы не спасло монастырь от пожара. Будучи деревянным в 1631 г. он сгорел от удара молнии, а в 1634 г. восстановленный монастырь был разорен поляками и татарами.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича началось строительство каменной церкви на средства государственной казны и народные пожертвования. В 1680г. был построен Знаменский собор, который мы видим на слайде.

Богородицко-Знаменский мужской монастырь (фото стр.152).

(фото)

Монастырь расположен на одном из нагорных холмов правого берега р. Тускарь. В 17 в. монастырь Коренная пустынь был деревянным и восстанавливался на средства Курского Знаменского монастыря.

иконописи.

Живопись:

В 17 в. центром иконописи стала - Борисовка, Грайворонского уезда. Промысел этот получил развитие после основания в 1710-1714 гг. Борисовского женского монастыря.

икона «Знамения» Божьей матери (ФОТО), возможно курского письма.

Известно, что для росписи Успенского Собора в Киеве был приглашен курский мастер Макар Григорьев.

Прикладное искусство 17 века в основном существовало в вышивке тканей, резьбе по дереву, но в силу тягот «Смутного времени» мало, что сохранилось.

В первой половине 17 века Курск был известен народными песнями, играми, плясками. Зачастую духовные и светские власти расценивали их как дела «бесовские» и «сатанинские». Так, в 1649 г. один из курский боярин подал челобитную о том, чтобы в Соборном Уложении был принят закон о запрете песен и игр. Когда он узнал, что челобитная не нашла своего отражения в Соборном Уложении, то подал вторую, с просьбой запретить праздничные игрища, сатанинские песни, сказания и плясания. Но не смотря на запреты, угрозы и наказания народное творчество развивается и обогащается украинской, белоруской, польской культурой.

Афанасия Ивановича Мезенцева , работавшего в разрядном приказе над новыми картами Московского царства. Он один из авторов «Книги Большого чертежа». В 1627 г. составил новую карту Московского царства, дополнив ее картами Орловского, Белгородского и Курского краев.

Он родился в 1641 г. в деревне Новоселовка Щигровского уезда в бедной семье, но отец смог дать ему образование. В 16 лет был принят на службу писарем Курской губной избы (Бывшее название уголовного суда). Его способности были замечены, и он был взят на службу подъячим приказа Тайных дел. В 1672 г. Медведев принимает монашество под именем Сильвестра. В 1675-77 гг. служит в Коренной пустыни. В приказе Тайных дел занимается цензурой книг, которые издаются в России и книг, которые привозятся из - за границы.

Его главный труд: «Оглавления книг, кто их сложил» - является первым образцом библиографии. В нем указывалось место и год издания книги, автор перевода, редактор, издатель, количество страниц.

Одна из известных работ - песнопения, посвященные Сергию Радонежскому.

работавший вместе с ним над новым изданием «Апостола» первопечатника Ивана Федорова.

Истомин написал «Созерцание краткое лет 1681-1682, в них же что содеятся в гражданстве» - своеобразная летопись, которую отредактировал С. Медведев. Карион Истомин подготовил и первый иллюстрированный Букварь, был сторонником обучения девочек. В трактате «Домострой» излагал правила поведения учащихся. Кариона Истомина мы считаем и первым детским писателем.

Вывод : Таким образом, в 17 веке развитие получила архитектура, иконопись, народное творчество, зарождается светская литература.

Культура края в 18 веке

На рубеже 17-18 вв. в русской культуре был осуществлен переход к искусству нового времени: на смену религиозной культуре приходят светские формы и виды творчества, расширяются связи с Западной Европой. Большую роль играют реформы Петра 1. Новые хозяйственные, политические, военные потребности государства конца 17 в. вызвали строительство городов. Так, после большого пожара в 1781 году был составлен новый план города, который утвердила сама Екатерина 2.

План предусматривал четыре части:

    Городскую (современный центр),

    Закурную (между Курой и Тускарью),

    Стрелецкую и Пушкарную слободы.

(фото стр. 63). фото стрр.99-100). Эти фотографии показывают жизнь города в конце 18 нач. 19 века, и мы узнаем отдельные здания.

В 1778 г. был построен Кафедральный Казанский собор на ул. Серафима Соровского (фото стрр. 78).

именем Серафима Саровского.

Серафима Саровского (фото). Подробно с его жизнью Вы знакомились на уроках литературы Курского края.

Со строительством храмасвязано множество легенд

Наряду с Храмовой архитектурой начинается строительство магазинов, учебных заведений, мануфактур и дорог.

(фото стрр. 108).

В 30-х годах 20 века ворота были снесены.

Ромадановских. (фото)

Здание обращает внимание своеобразно оформленным крыльцом в виде башенки – теремка, примкнувшей к главному фасаду. Дом похож на крепость. В 20 веке здание принадлежало различным организациям. Сегодня находится в стадии реконструкции.

палаты гетмана Мазепы. (ФОТО) Марьино (ФОТО).

В век просвещения в России начинают издаваться книги светского содержания, с 1711 г. выходит в свет первая печатная газета «Ведомости».

Характерной особенностью Курского книгопечатания было издание художественной литературы. Курские учителя и образованные чиновники составляли ядро курских писателей. Так, например, в 1785 г. курский землемер Иван Башилов описал курский фольклор в книге «Топографическое описание Курского наместничества» и дал подробное описание Курска и его уездных городов, описал нравы и обычаи курян. Благодаря его книге сегодня мы можем узнать, как выглядел русский народный костюм.

Интерес к литературе прививал театр.

Театр

До Петра 1 в России не было общедоступного профессионального театра. Петр 1 был любителем театральных зрелищ и распорядился построить в Москве общедоступный театр «комедиальную храмину».

В начале 90-х годов М.С. Щепкиным. (фото) Основатель реалистического направления в русском театре.

Его называют «Русским Колумбом». Ему принадлежит мировое первенство в описании флоры, фауны и населения Аляски.

В истории культуры Курского края оставил след и епископ Белгородский и Обоянский святитель Иоасаф, в миру Иоаким Горленко, родился в Полтавской губернии. В 1748 г. возглавил Белгородскую и Обоянскую епархию. Ведя аскетический образ жизни был примером для мирских граждан, сурово относился к священникам, пренебрегавших постами и нарушавшими церковные таинства. Ему удалось сделать оседлыми многих цыган. Он помогал бедным и обездоленным. После его смерти тело осталось нетленным. Сегодня рака с останками святого находится в Белгородском Храме Святой Троицы. Церковные документы свидетельствуют о множестве исцелений больных от прикосновения к раке святого Иоасафа. Белгородцы считают святым и то место на горе над городом, где в мае 1754 г. в последний раз стоял святитель и осенил крестным знамением город. Сегодня на Харьковской горе в этом месте стоит памятник-крест в честь святителя Иоасафа.

Вывод: Таким образом, в культуре Курского края 18 в. по прежнему большое место занимает религиозная культура, получают развитие: городская архитектура, светская литература, театральное искусство, Расширяются торговые связи, осуществляется исследования берегов Аляски.


‹ ›

Название документа plan.doc

Тема: «Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков»

Предметы: История Курского края, компьютерный практикум.

Курс: 2

Ключевые слова : развития культуры 17 века, памятники культуры, Выдающиеся деятели науки и культуры 17 века, условия развития культуры 18 века, информатика, задания на компьютере, задания в программе Microsoft Office Word .

Оборудование : компьютерный класс, программы P оwer Point , Microsoft Office Word ,

Тип урока : урок получения новых знаний и развитие способностей их применения при решении профессиональных задач.

Формы работы : фронтальная, коллективная, индивидуальная на компьютере.

Цели урока:

образовательные:

познакомить студентов с особенностями развития культуры Курского края в 17-18 веках;

обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Текстовый процессор Word » (повторить алгоритмы форматирования текста, вставки рисунка из файла, изменения размеров рисунка, изменения параметров форматирования рисунка);

воспитательные:

показать значимость изучения истории культуры Курского края для практической деятельности в библиотеке, способствовать воспитанию ответственности библиотекаря за предоставление качественной информации пользователям;

содействовать выработке у студентов правильной организации режима работы за компьютером;

развивающие:

развивать историческую память и воображение в процессе реконструкции культурной среды эпохи;

развивать навыки самостоятельной работы с текстовым редактором MS Word , используя различные приемы оформления создаваемого документа, способствовать формированию творческой инициативы.

Формируемые компетенции

профессиональные:

структурирование знания, формирование способности к наращиванию накопленных знаний;

осуществление поиска, интерпретация и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

использование прикладного программного обеспечения для создания новых информационных продуктов;

приобщение пользователей библиотек к изучению культуры Курского края;

личностные:

ответственность, самостоятельность в принятии решений.

Методическая цель урока: освоение методики проведения бинарного урока, основанного на компетентностном подходе к обучению.

Форма организации учебного процесса : комбинированный урок с опережающими элементами обучения.

Тип занятия: урок получения новых знаний и развитие способностей их применения при решении профессиональных задач.

Вид занятия: бинарный урок.

Междисциплинарные связи:

библиотечный каталог, литература Курского края, библиотековедение, библиографоведение, информатика, ТСБР, детская литература, культура Курского края.

Средства обучения:

    Книжная выставка «Истории свидетели живые».

    Презентация «Путешествие по истории культуры 17-18 веков».

    Опорный конспект по теме «Культура Курского края 17-18 веков».

    Образцы разделителей.

    Компьютеры с операционной системой Windows XP .

    Программное обеспечение Microsoft Office : Word 2003.

    Мультимедийный проектор. Экран.

    Лазерный принтер Samsung.

    Электронные карточки с заданием.

‹ ›

Название документа tech.karta.doc

Технологическая карта урока

Ход занятия

Методы и средства обучения

Пример­ное вре-

Организационный момент.

1 мин.

Отметка отсутствующих студентов

Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятель­ности студентов, объяснение кри­териев оценки деятельности студентов. Разъяснение домашнего задания.

1.Познакомить студентов с особенностями развития культуры Курского края в 17-18 веках.

2. Показать значимость знания истории культуры Курского края для практической деятельности в библиотеке.

3.Развивать историческую память и воображение в процессе реконструкции культурной среды эпохи.

Сообщение.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Настроить студентов на работу. Дать домашнее задание.

Изложение нового материала.

1.Особенности развития культуры Курского края в 17 веке.

1.1.Изобразительное искусство и архитектура.

1.2. Курская Коренная Рождество - Богородицкая пустынь.

1.3. Выдающиеся деятели науки и культуры 17 века:

1.3.1.Афанасий Иванович Медведев.

1.3.2. Сильвестр Медведев.

1.3.3. Карион Истомин.

2. Развитие культуры Курского края в 18 веке. 2.1.Архитектура.

2.1.1.Городская архитектура.

2.1.2. Храмовая архитектура.

2.1.3. Дворцово-парковый ансамбль «Марьино».

2.2. Литература Курского края.

2.3. Развитие театра. М.С. Щепкин.

2.4. Исследования и открытия курских купцов. Г.И. Шелихов.

Метод: заочная экскурсия с элементами беседы, с опорой на знания, полученные студентами по темам: «Курский край в период смутного времени», «История развития г.Обояни», с использованием опережающего метода обучения и презентация фотографий «Культура Курского края в 17-18 веках».

20 мин.

Дать студентам основные теоретические сведения по теме «История культуры Курского края в 17-18 веках»

Показать значимость знания истории культуры Курского края для практической деятельности в библиотеке.

Развивать историческую память и воображение в процессе реконструкции культурной среды эпохи.

Актуализация

опорных знаний в ходе изложения нового материала по вопросам.

1. Как проходила оборона Курской крепости в 1612 году?

2. Какова судьба Богородецко – Знаменского мужского монастыря в г. Обояни?

3.Каким образом жизнь великого святого Серафима Саровского связана со строительством Сергиево-Казанского Кафедрального собора в г. Курске?

4. Кому принадлежали земли в с. Ивановское Рыльского уезда?

5. Какова история создания Коренной пустыни?

6. Какой вклад в развитие русского театра внес М.С. Шепкин?

7. Назовите имя одного из основателя отечественной библиографии.

8. Кого называют «Русским Колумбом?».

Метод: творчески-воспроизводящий.

15 мин.

Проверка усвоения теоретического материала, изученного по темам: «Курский край в период смутного времени»,

«История развития г. Обояни».

Оценка результата самостоятельной работы студентов по теме: «Культура Курского края 17-18 в.».

Закрепление нового материала.

1. В чем особенность развития культуры Курского края 17 века?

2. Что повлияло на развитие культуры Курского края в 18 веке?

3. Назовите видных деятелей науки и культуры 18 века.

Беседа по вопросам.

Метод: репродуктивный.

Проверка усвоения и понимания студентами изученного материала.

Актуализация

опорных знаний по компьютерному практикуму.

1.С помощью ка кой программы можно создавать текстовые документы?

2.С чего нужно начинать работу в текстовом процессоре MS Word при создании нового документа?

3. Как выделить отдельное слово?

4.Какие действия можно производить со шрифтом?

5.Как вставить рисунок или фотографию из файла в документ?

6.Каким способом можно изменить стиль обтекания текстом для рисунка или графического объекта?

Фронтальный

Метод обучения – репродуктивный.

4 мин.

Повторение пройденного материала по приобретению практических на выков работы на компьютере.

Сообщение темы, постановка задачи.

Создание электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков».

Демонстрация образца фрагмента картотеки.

Образцы разделителей и карточек.

Метод: объяснительно-иллюстративный

Знакомство студентов с задачами урока.

Выполнение практ ического задания с использованием компьютера

Создание разделителей и карточек с библиографической записью для электронной картотеки «Культура Курского края 17-18 веков».

Электронные к арточки с заданиями.

Методические указания по выполнению практической работы.

Метод: творческовоспроизводящий.

Закрепление практиче ских навыков и умений работы на компьютере по набору и форматированию текста, вставки в текст рисунка, сохранению документа.

Печать на принтере разделителей и карточек, выполненных студентами.

Создание нового информационного продукта. .

Методические указания по выполнению работы.

В ходе урока, по мере выполнения студентами основного задания.

Распечатка документов на принтере.

Подведение итогов.

Комментирование оценок.

Демонстрация работ студентов .

Самоанализ работ студентов .

Метод: творческо-воспроизводящий.

10 мин.

Развивать у студентов способность анализировать результаты работы.

Постановка домашнего задания.

Подготовить текст экскурсии «История моего города (села)». «История моего города (села)».

Оформить сообщение с помощью MS Word .

Работу представить в электронном виде.

Самостоятельная работа студентов.


Всего: 90 мин.

Преподаватель истории Курского края Н.С. Шелдунова

Преподаватель информатики Г.В.Дремова

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Информатика

Описание:

Вашему вниманию представляется проект открытого урока, проходящего в форме бинарного урока. В один урок объединены две дисциплины «История Курского края», «Компьютерный практикум». Тема урока: «Культура Курского края в 17-18 веках», «Работа с текстовым редактором MS Word».

Урок актуален по нескольким причинам:

    • В содержательном аспекте знание истории и культуры своего края является гуманитарной составляющей образования и уровня культуры современного человека.
    • Содержание урока позволяет реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели урока и сформировать следующие компетенции у студентов:

общие компетенции, включающие в себя способность и готовность:

  • Сознавать необходимость и способность учиться на протяжении всей жизни.
  • Уметь структурировать знания, формировать способность к наращиванию накопленных знаний, способность обучаться самостоятельно.
  • Организовывать собственную деятельность, оценивать эффективность и качество своей работы.
  • Проявлять инициативу и ответственность.
  • Осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пользователями.

профессиональные компетенции:

в области информационной деятельности:

  • Способность использовать прикладное программное обеспечение к созданию новых информационных продуктов.

в области культурно-воспитательной деятельности:

  • Готовность к приобщению пользователей библиотек к культуре Курского края.
  • Готовность к реализации досуговой и воспитательной функций библиотеки.

4. Важной стороной актуальности данного урока выступают особенности юношеского возраста студентов, где будет приводиться урок. Главная трудность – отсутствие учебной мотивации. Мы делаем попытку сформировать мотивацию освоения краеведческих знаний, как для дальнейшей профессиональной деятельности, так и для гуманитарного развития каждого человека.
5. На уроке будет поставлена проблема предоставление библиотекарем качественной информации пользователям.

Цели урока:

  • Воспитательная: интереса к прошлому, сопоставление событий прошлого и настоящего, оценки событий прошлого с позиции нравственности и настоящего.
  • Патриотическая позиция
  • Обучающая: освоение студентами новой техники закрепления знаний с помощью выполнения странички альбома «Культура Курского края в 17-18 веках».

При работе с текстовым материалом студенты должны выработать умения:

  • выделить ключевые моменты текста,
  • выразить кратко (в одной или двух фразах) содержание объемного текста по плану;
  • найти в тексте предложения, наиболее полно отражающие его содержание.
  • извлекать нужную информацию их текста:
  • Название памятника культуры/ ФИО выдающегося земляка.
  • Дата создания / Дата жизнедеятельности.
  • Место нахождения, архитектор/ Вклад в культуру Курского края.
  • Библиографическое описание источника информации.

Рассказывать о культурном облике Курского края первой половины 17 века трудно. Высокая роль православной церкви, низкий уровень жизни после «Смутного времени», подъем национального самосознания, и усиление крепостного права повлекли за собой социальные волнения, народные бунты восстания, самым крупным из которых было восстание под руководством Степана Разина. В тоже время расширение торговых связей с Украиной и Белоруссией. Способствовали развитию и взаимодействию народной культуры.
В силу того, что Курская земля, стояла в центре смутного времени, многие памятники культуры не сохранились.
Больше всего из-за пожаров и разорений пострадала архитектура 17 века. Многие архитектурные соружения были перестроены и утратили свой первоначальный вид, т.к. вплоть до конца первой половины 17 века, все строения возводились из дерева.
Памятником деревянного зодчества можно назвать Николаевский монастырь, расположенный в г. Рыльске (Фото) На экране вы видите уже Фотографию монастыря 19 века, когда он был перестроен и обложен камнем.
Время возникновения монастыря точно не установлено, по свидетельству краеведов, на одной из монастырских икон имелась надпись, что она поступила в монастырь в 1462 году . В письменных источниках монастырь встречается в 1505 г. В писцовых книгах 1625-1626 гг. отмечалось, что в Николаевском монастыре хранились грамоты Ивана Грозного. В начала 17 века в годы «смуты» и польской интервенции монастырь был разрушен поляками и возродился только в первой половине 18 века. В 1614 г. иегумен монастыря поехал в Москву для оформления монастырских документов, но по дороге был убит. Тогда и исчезли все документы монастыря.

Если Николаевский монастырь можно назвать визитной карточкой г. Рыльска, то своеобразным символом г. Курска является здание Знаменского собора Рождество-Богородецкого мужского монастыря. (Фото)
Его сооружение связано с героической обороной г. Курска в 1612 г. от польско-литовских интервентов.
Полякам не удалось взять крепость, и они отступили.
В благодарность за избавление жители Курска дали обед построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону «Знамение». В 1615 году началось строительство и в 1618 г. икона вернулась в Курск. Наличие иконы не спасло монастырь от пожара. Будучи деревянным в 1631 г. он сгорел от удара молнии, а в 1634 г. восстановленный монастырь был разорен поляками и татарами.
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича началось строительство каменной церкви на средства государственной казны и народные пожертвования. В 1680г. был построен Знаменский собор, который мы видим на слайде.
Примерно в это же время, во второй половине 17 века, в Обояни возникает Богородицко-Знаменский мужской монастырь (Фото).
Давайте вспомним, как сложилась судьба данного памятника культуры?
Обоянский Богородицко-Знаменский мужской монастырь основан в 1663 году. Свое название он получил от своей главной церкви Знамение пресвятой Богородицы. Известно, что в 1700 и 1719 г. деревянные строения были полностью уничтожены пожаром. Монахи перешли в Белгородский Николаевский монастырь. В 1730 г. были возведены две каменные церкви.
В 1769 г. в нем было 9 человек монахом и настоятелем. После пожара в 1769 г. в нем обитало 3 монаха. В 1867 г – 29 монахов.
В 1818 г. монастырь был обложен с трех сторон каменной оградой, а с восточной стороны двор закрывал каменный корпус длиной 22 сажени с куполом и пролетом.
Внутри монастырской ограды, возле большого оврага находились две каменные церкви, построенные в 1730 г., монастырское кладбище, а в южной стороне, на краю малого оврага - новый в два с половиной этажа каменный корпус.
При монастыре было открыто низшее духовное училище для детей священнослужителей Обоянского уезда и городов Суджи, Богатово, Корочи, Старого Оскола.
Монастырь и церкви были уничтожены большевиками в 1924 г.

Во второй половине 17 века монастыри возникают и в Щигровском уезде, который до 1905 г. был небольшой женской богадельней. Но наибольшую известность приобретает Коренная Рождества Богородицы пустынь. (Фото)
Монастырь расположен на одном из нагорных холмов правого берега р. Тускарь. В 17 в. монастырь Коренная пустынь был деревянным и восстанавливался на средства Курского Знаменского монастыря.

В силу того, что православная религия была своеобразной формой социально-политической, духовной и культурной жизни русского человека, развитие храмовой архитектуры тесно связано развитие иконописи.
Живопись:
В 17 в. центром иконописи стала - Борисовка, Грайворонского уезда. Промысел этот получил развитие после основания в 1710-1714 гг. Борисовского женского монастыря.
Некоторые исследователи- краеведы высказывают предположение, что и икона «Знамения» Божьей матери (Фото), возможно курского письма.
Известно, что для росписи Успенского Собора в Киеве был приглашен курский мастер Макар Григорьев.

Прикладное искусство 17 века в основном существовало в вышивке тканей, резьбе по дереву, но в силу тягот «Смутного времени» мало, что сохранилось.
В первой половине 17 века Курск был известен народными песнями, играми, плясками. Зачастую духовные и светские власти расценивали их как дела «бесовские» и «сатанинские». Так, в 1649 г. один из курский боярин подал челобитную о том, чтобы в Соборном Уложении был принят закон о запрете песен и игр. Когда он узнал, что челобитная не нашла своего отражения в Соборном Уложении, то подал вторую, с просьбой запретить праздничные игрища, сатанинские песни, сказания и плясания. Но не смотря на запреты, угрозы и наказания народное творчество развивается и обогащается украинской, белоруской, польской культурой.

Выдающие деятели Курского края в 17 веке:

Среди курян, оставивших след в истории 17 века выделяется имя Афанасия Ивановича Мезенцева , работавшего в разрядном приказе над новыми картами Московского царства. Он один из авторов «Книги Большого чертежа». В 1627 г. составил новую карту Московского царства, дополнив ее картами Орловского, Белгородского и Курского краев.
К сожалению, рассматривая «Золотую книгу русской культуры» Владимира Соловьева я не нашла в ней имя нашего земляка. В ст. «К неведомым далям» говорится о содержании «Книги Большого Чертежа» и нет ссылки на ее автор. Рассказать пользователям об одном из авторов «Книги Большого чертежа» Афанасии Ивановиче Мезенцеве – ваша задача, не только как библиотекарей профессионалов, но и как патриотов своей родины..

Если А.И. Мезенцева можно считать одним из первых картографов, то основателей русской библиографии мы называем Симеона Агафонниковича Медведева (Сильвестра Медведева). Он родился в 1641 г. в деревне Новоселовка Щигровского уезда в бедной семье, но отец смог дать ему образование. В 16 лет был принят на службу писарем Курской губной избы (Бывшее название уголовного суда). Его способности были замечены, и он был взят на службу подъячим приказа Тайных дел. В 1672 г. Медведев принимает монашество под именем Сильвестра. В 1675-77 гг. служит в Коренной пустыни. В приказе Тайных дел занимается цензурой книг, которые издаются в России и книг, которые привозятся из - за границы.
Его главный труд: «Оглавления книг, кто их сложил» - является первым образцом библиографии. В нем указывалось место и год издания книги, автор перевода, редактор, издатель, количество страниц.
Одна из известных работ - песнопения, посвященные Сергию Радонежскому.
Земляком и другом Сильвестра Медведева был сын курского подъячего Карион Истомин, работавший вместе с ним над новым изданием «Апостола» первопечатника Ивана Федорова.
Истомин написал «Созерцание краткое лет 1681-1682, в них же что содеятся в гражданстве» - своеобразная летопись, которую отредактировал С. Медведев. Карион Истомин подготовил и первый иллюстрированный Букварь, был сторонником обучения девочек. В трактате «Домострой» излагал правила поведения учащихся. Кариона Истомина мы считаем и первым детским писателем.
Вывод : Таким образом, в 17 веке развитие получила архитектура, иконопись, народное творчество, зарождается светская литература.

Культура края в 18 веке
На рубеже 17-18 вв. в русской культуре был осуществлен переход к искусству нового времени: на смену религиозной культуре приходят светские формы и виды творчества, расширяются связи с Западной Европой. Большую роль играют реформы Петра 1. Новые хозяйственные, политические, военные потребности государства конца 17 в. вызвали строительство городов. Так, после большого пожара в 1781 году был составлен новый план города, который утвердила сама Екатерина 2.
План предусматривал четыре части:

  • Городскую (современный центр),
  • Закурную (между Курой и Тускарью),
  • Стрелецкую и Пушкарную слободы.

Центральная площадь получила название Красной. От нее шли две главных дороги: Московская/ул. Ленина (Фото). и Херсонская/ ул. Дзержинского.(Фото ). Эти Фотографии показывают жизнь города в конце 18 нач. 19 века, и мы узнаем отдельные здания.
В 1778 г. был построен Кафедральный Казанский собор на ул. Серафима Соровского (Фото).
Какая жители Курска хранят легенду, связанную с именем Серафима Саровского.
У Курян есть легенда, что он построен по проекту знаменитого архитектора Растрелли. Или его учеников. Финансировал строительство купец Карп Первышев в честь Преподобного Сергия Радонежского. Немалый вклад внесли в строительство Исидор и Агафья Мошнины, родители будущего серафима Саровского.
Предание говорит, что задолго до середины 18 века на этом месте находился деревянный храм, в честь Сергия Радонежского и Казанской Божьей матери. Во время пожара Курска в 1751 г. Сергиевский храм сгорел. Прихожане расчищали пепел и обнаружили совершенно не тронутую огнем икону Казанской Божьей Матери. Жители в этом особый знак Пресвятой Богородицы и решили построить в ее честь каменный храм. Особенно большой вклад сделал Купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Машнин, в семье которого родился мальчик. Достоила храм его жена Агафья, а осветил храм епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф.
С историей строительства храма связана жизнь преподобного Серафима Саровского (Фото). Подробно с его жизнью Вы знакомились на уроках литературы Курского края.
Практически в это же время в 1790 г. в Обояни строится Храм Смоленской иконы Божьей Матери. (Фото). Со строительством храмасвязано множество легенд
Наряду с Храмовой архитектурой начинается строительство магазинов, учебных заведений, мануфактур и дорог.
В честь проезда Екатерины 2 через Курск были выложена новая дорога и построены Херсонские триумфальные ворота 1787 г., представлявшие собой каменные столбы, выкрашенные под мрамор, с фигурами ангелов наверху (Фото).
В 30-х годах 20 века ворота были снесены.
Среди светской архитектуры 18 века необходимо отметить здание, расположенное на улице Ю. Пионеров, известное как палаты воевод Ромадановских. (Фото)
Здание обращает внимание своеобразно оформленным крыльцом в виде башенки – теремка, примкнувшей к главному фасаду. Дом похож на крепость. В 20 веке здание принадлежало различным организациям. Сегодня находится в стадии реконструкции.
18 век – век строительства Дворцово парковых ансамблей. В старинном селе Ивановское сохранился памятник архитектуры 18 века – палаты гетмана Мазепы. (Фото) Которые впоследствии стали частью Дворцово-паркового ансамбля Марьино (Фото). Давайте вспомним историю. Кому принадлежали земли села Ивановское?

В век просвещения в России начинают издаваться книги светского содержания, с 1711 г. выходит в свет первая печатная газета «Ведомости». В Курске в 1792 году начинает работать первая типография.
Характерной особенностью Курского книгопечатания было издание художественной литературы. Курские учителя и образованные чиновники составляли ядро курских писателей. Так, например, в 1785 г. курский землемер Иван Башилов описал курский фольклор в книге «Топографическое описание Курского наместничества» и дал подробное описание Курска и его уездных городов, описал нравы и обычаи курян. Благодаря его книге сегодня мы можем узнать, как выглядел русский народный костюм.

Интерес к литературе прививал театр.

Театр

До Петра 1 в России не было общедоступного профессионального театра. Петр 1 был любителем театральных зрелищ и распорядился построить в Москве общедоступный театр «комедиальную храмину».
В начале 90-х годов открывается первый в истории Курска театр. Только для дворян ставились спектакли и в доме графа Волкенштейна, где начинает свою театральную карьеру крепостной крестьянин, ставший в последствии великим актером М.С. Щепкиным. (Фото) Основатель реалистического направления в русском театре.
В 18 веке курские купцы начинают осваивать Сибирь и Аляску. В отечественную историю вошло имя Рыльского купца Григория Шелехова. Его имя носит один из городов в Иркутской области и его именем назван пролив в Охотском море. Каков вклад Г.И. Шелихова в отечественную науку?
Его называют «Русским Колумбом». Ему принадлежит мировое первенство в описании флоры, фауны и населения Аляски.
В истории культуры Курского края оставил след и епископ Белгородский и Обоянский святитель Иоасаф, в миру Иоаким Горленко, родился в Полтавской губернии. В 1748 г. возглавил Белгородскую и Обоянскую епархию. Ведя аскетический образ жизни был примером для мирских граждан, сурово относился к священникам, пренебрегавших постами и нарушавшими церковные таинства. Ему удалось сделать оседлыми многих цыган. Он помогал бедным и обездоленным. После его смерти тело осталось нетленным. Сегодня рака с останками святого находится в Белгородском Храме Святой Троицы. Церковные документы свидетельствуют о множестве исцелений больных от прикосновения к раке святого Иоасафа. Белгородцы считают святым и то место на горе над городом, где в мае 1754 г. в последний раз стоял святитель и осенил крестным знамением город. Сегодня на Харьковской горе в этом месте стоит памятник-крест в честь святителя Иоасафа.

Вывод: Таким образом, в культуре Курского края 18 в. по прежнему большое место занимает религиозная культура, получают развитие: городская архитектура, светская литература, театральное искусство, Расширяются торговые связи, осуществляется исследования берегов Аляски.


Приложения: Дополнительный материал к интегрированному уроку, объемом 58,6 Кб

  1. Лекция.doc
  2. План урока.doc
  3. Технологическая карта урока.doc

Курский край в XVII веке (первые упоминания о слободе Медвенка)


Социально-экономическое развитие Курской земли в XVII в.

XVII в. - сложное время и для экономического развития страны. После "великого московского разорения", вызванного "смутным временем", медленно, но неуклонно шел процесс возрождения Русской земли как в центре, так и на окраинах. Хозяйственная специализация районов, появление новых посевных культур, запашка целинных земель стимулировали развитие сельского хозяйства.

Появляются первые крупные производства - мануфактуры с применением наемного труда"" работных людей", развивается товарообмен. Экономическое развитие государства укрепляло и его внешнеполитическое положение. Спокойнее становится жизнь в пограничных районах России. С завершением строительства Белгородской укрепленной черты Курск получает больше возможностей для хозяйственного и культурного развития. О количестве населения в городах Курского края можно получить сведения из Росписных книг городов о количестве служилых людей. Так, в 1638 г. в Рыльске насчитывалось служилых людей и простого люда 1964 чел. В Курске на смотру "было явлено" дворян и детей боярских 617 чел., да еще надо добавить 348 чел. их детей, братьев, племянников, зятьев и внучат.23 Новопостроенный город Суджа в 1664/65 гг. насчитывал служилых казаков, мещан и пашенных мужиков 700 чел., причем пашенные мужики преобладали - 533 чел., да еще их детей и других родственников насчитывалось 510 чел.24

До 1675 г. в Курском крае преобладало так называемое сябринное (приборное) землевладение, когда служилые люди "по прибору" (стрельцы, казаки, пушкари) получали за службу земельное вознаграждение. Земля давалась в групповое пользование, делилась по жребию. Приборное землевладение, по сути, было близко к общинному крестьянскому и отличалось от землевладения дворян, которым земли давались "в оклад", как жалованье. Так, царем Алексеем Михайловичем в августе 1670 г. были пожалованы земли курянину Селиверсту Васильевичу Бартеневу в Курском уезде, в Курицком стану.25 После 1675 г., когда Курск перестает быть заказным городом, начинается рост крупного землевладения. С 90-х годов правительство начинает раздавать крупные земельные пожалования. Поместья получают такие сановники, сподвижники Петра I, как Меньшиковы, Шереметевы, Юсуповы, Анненковы. Так, в 1690 г. стольник Никифор Ширков получил жалованную грамоту от Петра I на владение землей в Рыльском уезде, за то, что он поддержал Петра I в его борьбе за престол и в 1689 г., во время стрелецкого бунта, "с великим поспешением" приехал в Троице-Сергиев монастырь и в Александровскую слободу, где "наше государево здоровье сберегал, и в люцких харчах, и в конских кормах имел великую нужду и убытки" (очевидно, Н. Ширков состоял в охране государя).26 В том же 1690 г. царской грамотой были закреплены права на владение землей за братьями Степаном, Филиппом и Василием Кореневыми. Земли, лежащие между реками Крепной и Снагостью, ныне относятся к Кореневскому району с райцентром Коренево.

Крупные земельные владения были и у монастырей. Так, царь Федор Алексеевич пожаловал в июле 1681 г. митрополиту Белгородскому и Обоянскому Михаилу земли в Хотмыжском уезде. Речными угодьями владел Николаевский монастырь в Курском уезде.27

Составной частью жизни курян было развитие ремесел и торговли. В 1639 г. в Курске было 27 кузниц, 86 лавок, 16 полок, 3 харчевни. В этом же году был учрежден литейный двор, развивались также квасной, соляной промыслы, изготавливались селитра и кирпичи.28 Ремеслом занимался "черный люд" городских слобод, мелкий служилый люд и переехавшие на жительство в Курск "черкасы" (украинцы).

Курский край был и центром торговли, особенно с Украиной и Белоруссией. Сюда приезжали купцы из ближних и дальних городов. Для них в Курске в XVII в. был построен Гостиный двор. После воссоединения Украины с Россией (1654 г.) торговля с украинскими городами активизировалась. В XVII в. под городом у стен монастыря в Коренной пустыни возникла Коренная ярмарка, имевшая такое же общероссийское значение, как Свенская (Брянская) и Макарьевская (Нижегородская) в складывании национального торгового рынка. Торговлей занимались люди посадские, городовые казаки, пушкари, монастырские крестьяне и стрельцы. Дети боярские предпочитали заниматься продажей лошадей.

В Курск приезжали купцы из Могилева, Ярославля, Ельца, Калуги, привозя на продажу кожу, меха, холсты, обувь и ткани, мыло, краски, железные изделия, сельхозпродукты. В свою очередь, и купечество Курской земли готово было выехать с товаром за границу. В 1649 г. рыльский воевода Андрей Солнцев подавал челобитную царю Алексею Михайловичу с просьбой разрешить рыльским купцам торговать хлебом и солью в Литве.29 После создания южной оборонительной линии - Белгородской черты - численность Рыльского гарнизона и его артиллерийская оснащенность уменьшается. Однако Рыльск продолжал оставаться пограничным городом. Через рыльского воеводу и рыльских служилых людей русское правительство продолжало получать важные сведения о Речи Посполитой, татарах, Украине, о ходе там освободительной войны 1648/54 гг., которую вел украинский народ против польской шляхты под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. В мае 1650 г. группа рылян во главе с пушкарем В. Хариным побывала в г. Переяславле и узнала, что Б. Хмельницкий отказался от предложения польского короля выступить против Русского государства. После воссоединения Украины с Россией в 1654 г. через Рыльск направлялось продовольствие и войска для оказания помощи Украине в ее борьбе с польской и турко-татарской агрессией.

Через Рыльск осуществлялись торгово-экономические связи русского и украинского народов. Русское правительство содействовало этому. По его указу в Рыльске и Путивле были построены гостиные дворы. Для охраны торговых гостей с Украины и их товаров выделялись стрельцы.

Курский край был связующим звеном между Россией и Украиной и в области культуры. Из Украины через Рыльск в Москву посылались книги и другие предметы духовной культуры украинского народа. Так, например, в 1630 г. рыльский воевода О. Щербатов выслал из Рыльска в Москву книги, напечатанные в украинских типографиях.

В XVII в. Курский край активно заселялся украинцами, бежавшими от гнета польской шляхты. Русский народ открыл границы своего государства братскому украинскому народу. Переселенцам отводились участки земли и выделялась помощь потерявшим имущество. Переселенцы предпочитали селиться слободами. Так, в это время появилась и слобода Медвенка, жители которой и по сей день считают, что их прапрадеды переселились из-под Белой Церкви с Украины. И сегодня в этих местах преобладает украинская речь, перемешанная с русской.

В Писцовой книге Путивльского уезда за 1698 г. нашим земляком, историком, академиком Н.М. Дружининым, обнаружена схема расположения сторожевых застав. Там, в среднем течении р. Реут, притока Сейма, помечена сторожевая застава "Кастро". Название, очевидно, произошло от того, что сторожевые посты жгли костры. И по сей день это древнее село Курского края сохранило свое название, сегодня это село 2-е Касторное Большесолдатского района.

В связи со строительством Белгородской засечной черты в Курском крае появляются новые слободы и города-крепости. Так, по указу царя Алексея Михайловича в 1664 г. был построен город Суджа. Однако люди жили в этих местах задолго до середины XVII в. Название свое Суджа получила, очевидно, еще во времена монголо-татарского нашествия на русь Батыя. Су означает - вода, джа - место: "водяное место". Суджа была у татар укрепленным пунктом, почтовой станцией и административным центром. В "Топографическом описании Курской губернии", сделанном в XVIII в. местным краеведом и топографом И. Башиловым, отмечалось, что новопостроенный город Суджа был населен по приказу Алексея Михайловича "вышедшими из разных малороссийских и из-за Днепра городов казаками и вольными малороссиянами". Сам указ не сохранился, но из "Отказных дел" Белгородской губернии известно, что в 1664 г. в Суджу был послан дьяк Герасим Семенович Рагозин, назначенный воеводой города. Ему поручили составить описание пахотных и непахотных земель, лесов и других угодий. К тому времени в городе с пятью слободами было уже 182 двора и 1380 жителей.

Суджа приобрела подобие настоящей крепости. Сам город состоял из малого городка (30х30 сажень), обнесенного рвом, и большого города, окруженного высокой стеной, с 4 башнями проездными и 10 непроездными башнями, служившими для украшения города и придания ему вида сильной крепости. Из трех башен большого города вели тайные сходы к реке Судже и к Гусиному болоту.

Вокруг Суджи, а также в районе городов Сумы, Лебедин, Харьков, Мирополье строятся многочисленные слободы и из переселенцев, и людьми служилыми. Так, по соседству возникают слободы Большое Солдатское, Сторожевое, Казацкое, Белая слобода. Эта территория получила название Слободской Украины России. Она не входила в состав других губерний и имела особое подчинение. Здесь было сформировано 6 казачьих полков, которые несли не только военную службу по охране границ, но и осуществляли административную власть на местах. Из всех городов только Суджа и Сумы входили в состав слободских полков. К 1652 г. относится создание Сумского полка. Суджа стала его сотенным местом.

Московские власти неустанно следили за боевым состоянием сторожевых эродов, требуя от воевод подробных описей. И вторая половина XVII в. оставалась для пограничных сторожевых городов Курского края временем неспокойным.

Курский край в истории Отечества. Под ред. Л.С. Полнера; Курский государственный технический университет. К.. 1996.

Книга раскрывает интересные страницы истории Курского края - древнейшей части земли Русской.

На основе большого фактического материала, извлеченного из документов Госархива области, публикаций краеведов, другой литературы по истории родного края, авторы дают своеобразную летопись соловьиного края со времен первых поселений на его территории и до событий современной истории конца XX века.

В непосредственной связи с историей России авторы рассматривают роль земли Курской в истории, Древнерусского государства и Московского царства, как пограничного форпоста в борьбе с внешними врагами. С точки зрения методологии обшецивилизационных ценностей авторы анализируют причины "смутного времени", социальных бунтов и революций в российской глубинке. Впервые приводятся факты о необоснованных репрессиях в 30-е годы. Особое внимание уделено участию курян в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В книгу вошли рассказы о знаменитых курянах, внесших весомый вклад в историю, культуру, науку и духовную жизнь России, приводятся малоизвестные исторические факты обретения чудотворной иконы Знаменской Божией Матери, о житиях святых преподобных Феодосия Печорского и Серафима Саровского, о гражданских подвигах картографа А.И. Мезенцева, астронома-самоучки Ф.А. Семенова, исследователя Аляски Григория Ше^гихова и певицы Надежды Плевицкой. В книге раскрывается история памятников культуры и архитектуры края.

Издание адресовано всем, кто интересуется отечественной историей. Оно является хорошим учебным пособием для учащихся школ, гимназий, лицеев, колледжей и студентов вузов по изучению истории Курского края.

Ответственный редактор: кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Курского государственного технического университета Г.А. Чурилова.

Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент Н.А. Постников: кандидат исторических наук, доцент Н.А. Арепьев.

Ректорат и авторский коллектив кафедры истории Курского государственного технического университета выражает благодарность нашему выпускнику - директору фирмы «АДТ» Николаю Николаевичу Финошину за оказанную помощь в издании книги.
ISBN 5-230-06857-4
050ЮООООО-03
И ------------
х94(03)-96

© Курский государственный технический университет, 1996 г.

Авторский коллектив: канд. ист. наук Чурилова Г.А. (введение,
I, II, III, IV, VI главы); канд. ист. наук Салтык Г.А.
(V, VII главы); канд. ист. наук Яценко В.В. (VIII. IX
главы); канд. ист. наук Авилова Н.Л.;
Стрелков А. Т. (X глава).

Редактор А.С. Бойцова
Позиция плана № 3. 96

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 020280 от 13.11.91
Подписано в печать 18.01.96г. Формат 60х90 1/16.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,0. Зак. 2756. Тир. 3000.

Курский государственный технический университет.
Адрес университета: 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

Отпечатано с готовых фотоформ в ГУИПП «Курск».

1. Предыстория Курской епархии. Расширение пределов Российского государства, проходившее в XVII веке, настоятельно диктовало необходимость открытия новых епархий. По решению большого Московского Собора 1667 г. предполагалось открыть 9 новых епархий, но была открыта только одна – Белгородская митрополия. Образование митрополии, а не епископии было сделано из следующих соображений: очень большое влияние на православную веру в южной части Российского государства оказывала Киевская митрополия, которая в те годы во многом расходилась с Московским Патриархатом, ориентируясь иногда на запад, на католицизм. Чтобы уравновесить влияние и привлечь паству к московской ветви русского православия, и была учреждена в Белгороде митрополия, ставшая вровень с Киевской.

Границы Белгородско-Слободской (таково было первоначальное ее название) митрополии охватывали значительную часть юга России. В ее состав вошло 37 довольно населенных украинских городов и 542 церкви. И почти вся территория современной Курской области вошла во вновь образованную митрополию.

Первым митрополитом Белгородским стал Феодосий Сербский (Вершацкий). Он приступил к исполнению своих обязанностей 17 мая 1667 г. Этот день является отправной исторической датой учреждения в Курском крае архиерейской кафедры Русской Православной Церкви.

Годы управления митрополита Феодосия пришлись на тревожное время. Гетман И. Брюховецкий вышел из-под власти Российского государя и стал очищать Малороссию от русских: многих из них продали в плен татарам, некоторые из служилых людей были убиты. В Белгородской округе воевода князь Г.Г. Ромодановский смог взять под защиту местное население, но всем русским людям приходилось жить в напряжении, ожидая нападения запорожцев и татар. Поэтому Белгородская митрополия длительное время находилась, в прямом смысле, на военном положении.

Митрополит Феодосий заботился об угнетаемых, стремился к сохранению мира на своей земле, в митрополии. Потому сам пресвященный и другие пастыри совершали много молебнов о даровании победы русскому воинству в случае военных действий.

Митрополит Феодосий скончался 19 августа 1671 г. Его преемником стал митрополит Мисаил, назначенный по государевому указу в Белгород 17 февраля 1672 г. из Коломенской епархии.

Примечательно, что в 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение не состоялось.

В конце XVII века Курский край жил в борьбе с крымским ханством, которое не оставляло в покое границы нашего государства, нападая на его села и города. Поэтому пастыри Курского края благословляли воинов в крымские походы 1687, 1689 гг. Русские войска в военных походах сопровождал список чудотворной иконы Курской-Коренной «Знамение» Пресвятой Богородицы.

В то же время русские государи не оставляли без внимания и заботы церкви Курского края. Так, цари Петр Алексеевич и Иоанн Алексеевич подарили в 1688 г. для Знаменской церкви Курска колокол весом более 50 пудов.

2. Развитие православия в Курском крае в XVIII веке. XVIII век в истории Русской Православной Церкви был периодом развития и одновременно тяжелейших испытаний. Общую судьбу Русской Церкви разделила и Церковь Курского края.

В начале XVIII века территория Белгородско-Обоянской митрополии оказалась в зоне войны со шведами. Местное население оказывало поддержку нашим воинам. К войне готовились все. Священники и верующие служили молебны, собирали необходимые материалы для медицинского обслуживания, а также провиант. В Курске в 1709 г. был устроен госпиталь для раненых в битве под Полтавой. В его работе участвовали и священники епархии. Они оказывали материальную помощь, укрепляли раненых духовно.

После победы над шведами под Полтавой в Курском крае наступило долгожданное затишье. Границы русского государства значительно расширились, все это благотворно влияло на жизнь паствы и пастырей, теперь уже занятых только мирным трудом.

В 1712–1715 гг. указом императора Петра I в России были учреждены провинции. Среди них – и Белгородская провинция, преобразованная затем в губернию. В 1721 г. Святейшим Синодом было принято решение о преобразовании Белгородской митрополии в епископию. 3 января 1722 г. Синод издал указ о хиротонии Белгородского архиерея. Им был назначен епископ Епифаний (Тихорский). С прибытием в Белгород нового владыки жизнь епископии начала меняться.

Прежде всего получило развитие духовное образование и просвещение. В городах и уездах при церквях и монастырях начали открываться приходские училища: Белгородское для детей духовного сословия, Курское, Старооскольское, Обоянское, Рыльское при Рыльском Николаевском монастыре, Путивльское.

В 1726 г. под руководством епископа Епифания в Харькове был открыт коллегиум, в котором обучались дети из духовного и других сословий. Программа коллегиума была достаточно сложной. Учебное дело было поставлено здесь отлично. Об этом свидетельствует тот факт, что способных учеников часто отправляли учиться в Германию.

В 1786 году было открыто Главное народное училище, преобразованное в начале XIX века в гимназию. В 1787 г. на базе духовной школы при Белгородском архиерейском доме была основана духовная семинария.

В 1787 г. произошло еще одно памятное событие. По дороге из Новороссии в Москву через территорию епископии проезжала императрица Екатерина II. Она посетила Белгород, Обоянь, Курск. 13 июня 1787 г. императрица присутствовала на молебне в Знаменском монастыре г. Курска. Императрице понравился город, и особенно курские храмы.

3. Святитель Иоасаф Белгородский. Курская земля – это земля, которую окормлял великий святой Русской Православной Церкви Иоасаф Белгородский. Святитель был хиротонисан в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. И прибыл в Белгород утром 6 августа (19 августа по новому стилю) 1748 г., в праздник Преображения Господня.

В первый же год архипастырского служения святитель Иоасаф объехал часть своей епархии. Впоследствии такие ревизии стали постоянными вплоть до самого конца жизни святителя. Это позволило управляющему успешно руководить вверенной ему паствой.

Важнейшей заботой святителя Иоасафа было духовное и нравственное воспитание священников. В 1749 г. он выписывает из Москвы книгу о церковных таинствах и рассылает ее затем по всем церквам в «научение священникам». Также святитель Иоасаф старался возвысить духовный уровень священства, сделать их образованными и сильными духом. Особую заботу он проявлял о благолепии храмов, о церковной утвари. В 1752 г. в Курске была освящена закладка Сергиево-Казанского собора.

Незадолго до своей кончины св. Иоасаф отправился в родной город Прилуки для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, преосвященный Иоасаф сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всех простил и благословил.

Посетив родителей, св. Иоасаф в середине сентября 1754 г. отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгороду не суждено было больше увидеть живым своего архипастыря.

4. Секуляризация в Курском крае. На развитие православия в нашем крае в XVIII веке отрицательное влияние оказала секуляризация, начавшаяся в России в начале этого века. Православное духовенство фактически было доведено до обнищания.

Очень тяжелым для Курского края было время правления Анны Иоановны, когда страдало не только священство, 1730-е годы многих священников забирали на рекрутскую службу, пострадал даже епископ Досифей.

Наибольший урон секуляризация нанесла православным монастырям. Если в первой половине XVIII века в Курском крае сохранились почти все монастыри, то во второй – началось их массовое закрытие. Согласно указу императрицы Екатерины II о закрытии русских монастырей в Курской епархии в 1764 г. и позже было упразднено 14 монастырей. Осталась за штатом и Коренная пустынь. Впоследствии А.С. Пушкин указал на то, что этот указ Екатерины ударил по народному просвещению, и был глубоко прав в своей оценке.

5. Строительство храмов. Однако секуляризация не смогла уничтожить православной веры, которая всегда была «притоком живой силы», поддерживала полноценное существование российского общества, определяла его духовные и нравственные ценности. Вера людей выражалась в разных делах, в том числе и в строительстве православных храмов, которые возводились на добровольные пожертвования прихожан. С конца XVII столетия стареющие деревянные шатровые храмы постепенно стали заменять кирпичными и каменными зданиями. Особенно активно велось церковное строительство в Курске. В 1695 г. был освящен кирпичный Верхне-Троицкий собор городского женского монастыря – единственное каменное строение того времени, хотя и в измененном виде, но сохранившееся до наших дней. К 1742 г. отстроен двухэтажный одноглавый Нижне-Троицкий храм, являвший в своем новом облике черты местной деревянной культовой архитектуры второй половины XVII века. Во второй половине XVIII века в Курске были выстроены каменные церкви: соборная церковь во имя Воскресения Христова, Сергиево-Казанский собор, Николаевская церковь «на Торгу» (1763), пророка Илии (1768) упраздненного Божедомского монастыря, святой Параскевы Пятницы, Благовещенская, Нижне-Троицкая, Преображения Господня, Покрова Богородицы, Вознесения Господня, Смоленской иконы Богородицы кладбищенская, Георгиевская. Деревянными оставались церкви Чудотворца Николая, Успения Богоматери, Спаса за Куром, Кладбищенская вне города за Херсонской улицей. Церкви строились и в уездах. Например, в 1764 г. в Рыльском уезде насчитывалась 51 церковь.

Некоторые из церквей, построенные в конце XVIII века, сохранились до сегодняшнего дня. Один из старинных храмов нашего края – это храм Архангела Михаила, расположенный в селе Старое Роговое Горшеченского района. Его первая постройка датирована 1783 годом. Храм был деревянный, с колокольней.

До нашего времени дошло пять сельских кирпичных храмов: церковь Святой Троицы в поселке Глушково (1785), церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ключ Горшеченского района (1799–1803), Успения Пресвятой Богородицы в поселке Касторное (1779), Святой Троицы села Орехово Касторенского района (1791), Покровская церковь села Орлянка Солнцевского района (1794). Кроме того, сохранилось несколько полуразрушенных или перестроенных храмовых зданий в других районах области.

Как свидетельствуют документы, к 1800 г. в Курской губернии было 416 каменных православных соборов, церквей и часовен и 656 деревянных.

В сельской местности церковный приход, или территория, подведомственная церкви, включала один или несколько населенных пунктов. В дореволюционной общественной жизни приходская церковь занимала значительное место. Помимо церковных служб, она вела учет родившихся и умерших, на ее площади собирались сходы, базары и ярмарки. Храмовые усадьбы с фруктовым садом, сиреневыми аллеями с аккуратными дорожками и тенистыми деревьями были любимым местом отдыха прихожан и отличались умелой планировкой и тщательным уходом.

В XVIII веке был построен один из самых знаменитых храмов России – Сергиево-Казанский собор . По местным преданиям, его проектировал знаменитый архитектор Растрелли или кто-то из его учеников, но сведений об этом нет.

История этого собора начинается с небольшого деревянного храма во имя Преподобного Сергия Радонежского. В этом храме находился один из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. В 1751 г. во время пожара Сергиевский храм сгорел. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили совершенно не тронутую огнем Казанскую икону Пресвятой Богородицы. Жители увидели в этом особое предуказание Царицы Небесной и решили построить на том же месте каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Преподобного Сергия.

Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, большой вклад сделал курский купец Карп Первышев. Подряд на строительство собора взял курский купец Исидор Мошнин, которому принадлежало несколько небольших кирпичных заводиков невдалеке от Курска. Умирая, он оставил начатое им созидание храма преподобного Сергия на попечение своей супруги Агафии, под надзором которой в 1778 г. строительство было окончено.

Но всемирную известность собор обрел благодаря их сыну Прохору , будущему святому преподобному Серафиму Саровскому. По преданию известно, он ушел в Дивееву пустынь только тогда, когда было завершено строительство храма и состоялось его освящение.

6. Почитание икон. В почитании православных святынь традиционно выражалась вера курян. На территории Курского края было обретено и несколько чудотворных икон: икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная, икона Божией Матери «Молченская», икона Божией Матери «Глинская», икона Божией Матери «Знамения» в церкви Хотмыжского упраздненного монастыря, образ Николая Ратного в храме Белгорода, а также крест и святые мощи в Новооскольком Успенском соборе.

В Курском крае также была обретена Пряжевская икона Божией Матери. О месте явления Пряжевской иконы Богоматери не сохранилось никаких сведений. Не говорят об этом и письменные памятники, но о древности иконы свидетельствуют записи в старых церковных книгах с. Пряжева (поэтому икона именуется Пряжевской), находящегося недалеко от города Житомира. Сохранилось предание об иконе. Явление и прославление Пряжевской иконы Божией Матери относится к концу XVII и началу XVIII веков.

По преданию, Пряжевская икона обретена по подсказке иконописца Ивана Белого, которому было открыто свыше, что за иконостасом Николаевского храма хранится писаная на полотне икона Божией Матери. Он должен ее достать и обновить, но не прикасаясь к ликам Приснодевы и Младенца. Открытие и обновление иконы произошло в 1792 г.

В XVIII веке храм с чудотворной иконой принадлежал униатам и только 28 октября 1794 г. был возвращен православным. Перед упраздением унии некий католический священник приезжал в с. Пряжев, неподалеку от Житомира, и хотел увезти с собой чудотворную икону. Но едва он проехал 4 версты, как лошади остановились и никакие усилия людей не могли двинуть их с места. Случайно взглянув на икону, которую держал в руках, католический священник заметил на лике Пресвятой Богородицы как бы влагу от слез. Тогда он понял, что его замыслы противны Богу и немедленно приказал ямщику ехать обратно в Пряжев. Святую икону он поставил на прежнее место в церкви.

Пряжевская икона Богоматери особо почиталась в Белогорской Николаевской пустыни, основанной в конце XVII века. Хранившаяся в Белогорском монастыре святая икона в день Вознесения Господня крестным ходом переносилась в город Мирополье, где оставалась до второго дня праздника Пресвятой Троицы.

Местонахождение иконы Божией Матери Пряжевская после разорения монастыря большевиками, неизвестно. Второе её обретение состоялось в 1996 г. При инвентаризации в Свято-Троицком храме города Суджи на иконе, числящейся в описи как «Смоленская», было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, является иконой Божией Матери Пряжевской. В 2001 г. молитвами верующих Николаевский Белогорский монастырь возвращён Православной Церкви, и она стала пребывать в нём.

7. Знаменитые курские крестные ходы. Одной из древних духовных традиций Курской земли является проведение крестных ходов. Начало им было положено в первой трети XVII века.

В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни в девятую пятницу после Пасхи икона «Знамения» впервые была перенесена из Курска в Коренную пустынь. С 1618 по 1726 г. икона оставалась в Коренной пустыни три дня. С 1765 г. время пребывания иконы в монастыре увеличилось до 1 недели. Но в 1767 г. по Указу Священного Синода курский крестный ход был запрещен. В последующие годы куряне добивались его возрождения. И в 1791 г. он был возобновлен. При этом икона стала пребывать в Коренной обители уже две недели. В 1805 г. благодаря ходатайству игумена Макария срок пребывания иконы на месте своего явления был установлен с девятой пятницы по Пасхе до 12 сентября.

Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска, а летним – Коренная пустынь. Ежегодно 12 (25) сентября икону переносят из монастыря в Знаменский собор. Со временем выработался определенный порядок крестного хода. Величественные и торжественные крестные ходы собирали до ста тысяч человек. Любовь к чудотворной иконе остается такой же огромной. И поныне сохранилось предание о том, что, когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в Курске. Так велико было число паломников, приходящих под сень иконы.

В годы советской власти крестные ходы на территории области были запрещены. Древняя традиция проведения крестных ходов со святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной была возрождена в 1990 г. В современных крестных ходах участвует список иконы – точная копия чудотворного образа, написанная в Знаменском монастыре в 1902 г. А в последние годы на крестный ход из-за рубежа пребывает и подлинная икона. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, их святая вода дает силы и укрепляет в вере православных людей.

Сегодня возобновлены традиционные крестные ходы с чудотворной Пряжевской иконой Божьей Матери. Один совершается в украинское Мирополье – это единственный крестный ход, совершаемый за границу России; другой – в город Суджу.

Кроме постоянных, пользовавшихся всероссийской известностью, совершались и другие крестные ходы с местными церковными святынями. Они были как регулярными, так и по случаю тех или иных бедствий: бездождия, войн, пожаров, голода, болезней. Множество крестных ходов с молебнами о даровании победы русскому воинству проходило на территории епархии в годы войны 1914–1917 годов.

7. Курская Коренская ярмарка. Значительную роль в развитии Курского края, Коренной пустыни и крестного хода сыграла Коренская ярмарка, которая своим началом обязана Коренной пустыни. Первое официально засвидетельствованное упоминание о ней относится к 1708 г. В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Коренская ярмарка получила общероссийский статус, а с 1824 г. стала международной. В правительственных актах Российской империи за 1824 г. Курская Коренская ярмарка названа в числе трех главных ярмарок России наряду с Нижегородской (Макарьевской) и Уральской (Ирбитской). Огромное число торгового и посадского народа, крестьян, мастеровых и ремесленников, приходивших на ярмарку, изобилие и разнообразие товаров, многомиллионные обороты делали Коренскую ярмарку знаменитой не только на всю Российскую империю, но и далеко за ее пределами. Именно Коренская ярмарка прославила в те далекие времена древний Курск как «Южные торговые ворота России». В некоторые годы второй половины XIX столетия оборот ярмарки доходил до 7 миллионов рублей. На площади в 64 десятины располагалось более 600 торговых помещений, 58 гостиниц, ипподром, театральный дом, цирковые балаганы. Гостиный двор ярмарки строился по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги и был в то время одним из красивейших дворов в России.

На протяжении более двух веков за несколько дней до официального открытия ярмарки для ее организации и управления в Коренную обычно приезжала в полном составе Городская дума, а также купцы со всех концов нашей страны.

В начале XXI века возникла идея возрождения Курской Коренской ярмарки. Осенью 2001 года ярмарка обрела вторую жизнь в качестве ежегодной межрегиональной универсальной оптово-розничной торговли.

Коренская ярмарка по времени проведения всегда совпадала со знаменитым на всю страну крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной. Эта традиция сохраняется до сих пор. С годами ярмарка становится постоянным и желанным местом проведения многосторонних плодотворных деловых встреч и переговоров, в результате которых устанавливается долговременное сотрудничество. И сегодня без этого шумного, яркого, с участием множества гостей события трудно представить жизнь региона. Тем более, что каждая ярмарка имеет свои особенности.

8. Курск – центр Курско-Белгородской епархии. В 1781 г. в Курске произошел большой пожар, уничтоживший практически весь старый центр города. 26 февраля 1782 г. императрица Екатерина II утвердила Генеральный план Курска. В претворении его в жизнь большую роль сыграл губернский землемер Ф.И. Башилов, который сумел перепланировать город так, что оставил каждую из церквей Курска на своем месте, хотя некоторые из них должны были быть разрушены, как не вписывавшиеся в планировку (Флоровская, Покровская, Михайловская церкви).

После передачи Слободской Украины в ведение Харьковской епархии, а также в связи с учреждением Курской губернии по указу Сената от 23 мая 1799 г. епархиальным и губернским центром стал Курск. Поэтому Белгородско-Слободская епархия стала называться по-новому – Курско-Белгородская. Для решения различных вопросов, связанных с повседневной жизнью епархии, 16 октября 1799 г. была учреждена Курская духовная консистория – главный орган духовного управления. Вначале консистория размещалась в г. Белгороде, а с 1833 г. – в Курске.

9. Общий обзор. XVIII век в истории нашего края примечателен тем, что происходило территориальное оформление Курско-Белгородской епархии. Важным событием стало утверждение Курска епархиальным центром и учреждение консистории как главного управляющего органа. Несмотря на секуляризацию, в нашем крае Церковь активно развилась, что свидетельствует о высоком уровне веры в обществе того времени. Вера проявлялась в сохранении православного образа жизни народа, в почитании православных святынь, в широком строительстве храмов на пожертвования прихожан, в развитии образования и просвещения детей и юношества.

Таким образом, несмотря на все гонения, обрушившиеся на нашу Церковь в XVIII веке, православие смогло не только выстоять, но оставаться главной духовной силой нашего края.

Подумай: каковы, на твой взгляд, самые главные события в жизни Церкви в Курском крае в XVIII веке?