Вначале своего выступления еще раз хочется оговорить роли учителя в исследовательской деятельности . (слайд 2). Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы. Ознакомление с методами исследования. Составление плана работы. Поиск противоречий. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы . Предзащита работы. Окончательное оформление и защита работы.

1. Структура и логика исследовательской работы.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

(слайд 3)

    Найти проблему – что надо изучать. Тема – как это назвать. Актуальность – почему эту проблему нужно изучать. Цель исследования – какой результат предполагается получить. Гипотеза – что не очевидно в объекте. Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально. Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. Методика исследования – как и что исследовали. Результаты исследования – собственные данные. Выводы – краткие ответы на поставленные задачи. Значимость – как влияют результаты на практику.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную. (слайд 4).


(слайд 3) Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема .

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность .

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор , т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение .


Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами . В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

2. Процедура защиты. (слайд 5)

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ. (слайд 6)

Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

Объем реферата колеблется до 20 до 25 страниц печатного текста (с приложениями), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

(слайд 7)Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается «Отечество - 2010»

В среднем поле указывается название темы исследования без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название исследованя должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается номинация (программа движения «Отечество»)

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение. В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем).

Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.

В главах основной части исследовательской работы (слайд 8) дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, выносятся в приложения и примечания . Содержание глав основной части должно полностью соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например:

Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”. После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.

Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

После заключения принято размещать библиографический список(слайд 9) использованной литературы. Каждый литературный источник, включенный в такой список, должен иметь отражение в работе. Если автор делает ссылку на какие – либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Ссылка на источник с указанием страниц может быть вставлена в основном тексте в квадратных скобках. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Не рекомендуется размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы

Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой, но для защиты этой работы приглашается один из участников исследовательского процесса. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т. е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

Теперь подробнее остановимся на оформлении приложений

Правила оформления таблиц и иллюстраций

Когда много цифрового, справочного материала или имеется необходимость в его сопоставлении, оформляют таблицы. Если таблица одна, то ни заголовок, ни слово таблица не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:

Как видно из таблицы…

По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…

Если в работе две и более таблицы, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Например:

Данные анализа (табл.5) показывают, что…

При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных глав следует повторить и над ней поместить слова «продолжение таблицы 5». Если заголовки столбцов громоздкие, допускается их не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и на следующей странице повторяют их нумерацию. Заголовок таблицы не повторяют.

Основными видами иллюстративного материала в исследовательских работах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.

Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объекта наблюдения и т. д.).

Схема – это изображение, передающее с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Диаграмма – способ изображения зависимости между величинами. К диаграммам прибегают для наглядности изображения и анализа массовых данных.

Результаты числовых данных можно представить и в виде графиков . Графики используют как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. И на графике, и на диаграмме должны быть четко отмечены единицы измерения , числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателей, словесные пояснения условных знаков. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку проводят в подрисуночной подписи. Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать значениями, в пределах которых рассматривается зависимость.

Иллюстративные материалы должны быть выполнены на стандартных листах бумаги тех же размеров или наклеены на стандартные листы бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям и рисункам должны быть с лицевой стороны.

Правила оформления цитат и ссылок

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый материал.

Цитирование автора делается только по его произведениям. Если источник труднодоступен, разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в каком-либо издании. При этом в библиографической ссылке пишутся слова «цитируется по:».

Если необходимо выразить свое отношение к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, после цитаты ставят восклицательный знак или знак вопроса, который заключают в круглые скобки.

Общие технико-орфографические правила оформления цитат следующие:

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме , в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях используется выражение «так называемый».

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного – когда эта цитата представляет собой часть предложения автора диссертационной работы.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после кавычек ставят отточие.

Если цитируемый текст идет после точки, то его воспроизводят с прописной буквы. Если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью или органически входит в состав предложения, ее начинают со строчной буквы, независимо от того, как она начиналась в источнике.

Часто по ходу текста необходимо делать ссылки на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, рисунки, формулы и другие элементы, расположенные по условию содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис.3,табл.4, с.34, гл.2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать полностью, без сокращений, например: «из таблицы видно, что…».

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова. Если же он относится к предложению или группе предложений, то знак ставиться в конце перед знаком препинания (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).

Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно указывать в ссылке, из какого научного источника заимствован тот или иной материал.

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

Приложениями могут быть копии подлинных документов, переписка, программные продукты, и т. д.. По форме они могут представлять собой текст, графики, таблицы, карты.

Приложения оформляются как продолжение исследовательской работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Если работа имеет более одного приложения, то их нумеруют арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста работы.

Примечания – это разъяснения, дополнительные факты, рассуждения и уточнения. Примечания помещаются внутри текста в круглых скобках, или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, вносят в сноску, или располагают в конце глав и параграфов.

Примечания связываются с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр – порядковых номеров. Иногда нумеруются звездочками

Список литературы

Журнал “Завуч” №1, 2001, М. Просвещение. “Учебное исследование”, Москва, 2003 Журнал “Биология в школе” №1, 2003, “Школа-Пресс – 1” “Не уроком единым”, М. Просвещение, 1991

Цель грамотного оформления исследовательской работы - показ навыков учащихся в самостоятельных разработках, проводимых современными методиками. Кром того, она заключается в анализе полученных результатов и в сравнении их с книжными данными. Школьники и студенты должны продемонстрировать умение приходить к научно обоснованным выводам.

Сегодня поговорим как о структуре исследовательской работы, так и об основных принципах ее оформления. Главные требования здесь - точность, ёмкость, краткость и максимально полное соответствие содержанию. Существуют даже примеры оформления исследовательских работ для детских садов! Но мы с вами поговорим сегодня о трудах студентов и школьников.

О чём писать во введении

Назначение данного раздела - коротко охарактеризовать проблему в ее современном состоянии, обосновать актуальность выполнения, значение с точки зрения науки (а также практики). Кроме того, сформулировать главные задачи и обозначить предмет исследования и его объект, выдвинуть основную гипотезу. Даже пример оформления содержит те же требования (возможно, в несколько упрощенном виде).

Обосновывая актуальность выбранной темы, избегайте многословия. Главное - показать значимость и своевременность ее, как и суть имеющейся проблемы.

Классический пример правил оформления научно-исследовательской работы школьника или студента требует приведения ниже формулировки основной цели и уточнения конкретных задач, решить которые предстоит данному труду. Как правило, подается информация в форме перечня - какие именно аспекты следует выявить, изучить, восстановить, описать и так далее. При одной-единственной цели задач может быть выдвинуто сразу несколько. Оптимальное их количество - от трех до пяти.

Формулировка цели должна содержать указание на общий смысл и направление исследования. Ее следует уместить в одном предложении. Цель органично привязана к теме и должна быть с ней полностью созвучна.

А что же такое задачи?

Обозначенными задачами мы уточняем нашу цель и прокладываем пути к ее достижению. Формулировка каждой из них соответствует очередному этапу содержания и чаще всего служит заголовком конкретной главы.

Во введении следует обязательно сформулировать как объект исследования, так и его предмет. Под первым понимаются явления (или процессы), породишие данную проблемную ситуацию, которые предстоит изучать. Предмет же исследования - лишь часть объекта. Им определяется тема, вынесенная в качестве названия на титульный лист.

Если же имеется пример оформления исследовательской работы с формулировкой темы в образном стиле, следует продублировать название в более научных терминах.

Гипотеза - один из важнейших элементов исследования. Что это такое? Под данным термином понимается обоснованное с научной точки зрения предположение, касающееся объяснения (достаточно условного) определённых явлений, их причин либо закономерных связей. Область выдвижения гипотезы - природная среда, общественная жизнь либо человеческий разум.

Раздел, посвященный обзору литературы

В нём от автора требуется продемонстрировать владение информацией о тех основных работах, которые имеются по теме изучаемого вопроса. Другой необходимый навык касается умения целенаправленной работы с книжными материалами, подборки, анализа и сопоставления имеющихся в них фактов. Любой пример оформления исследовательской работы побуждает автора продемонстрировать собственное знакомство с обозначенной областью в разрезе как минимум нескольких источников, что позволяет ему ставить перед собой серьезные научные задачи.

Текст раздела сопровождается ссылками на материал, используемый для работы. То же самое относится к имеющимся таблицам и рисункам. Проводя обзор литературы, следует касаться лишь избранной тематики. Не стоит подробно излагать всю прочитанную информацию, большая часть которой лишь косвенно затрагивает проблему.

Примеры оформления научно-исследовательской работы школьников и студентов демонстрируют, что данный раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом, касающимся перспектив будущего изучения тематики.

Если наша работа задумана в естественнонаучной области и касается материалов, полученных в полевых природных условиях, то следует предусмотреть указанные ниже разделы.

Методика и материал исследования

Пример оформления научно-исследовательской работы в этой части содержит указание на район, где собирались данные, даты сбора материалов, сведения о том, кем проводилось наблюдение, перечисляются его объекты. Если речь идет об экспериментальной работе, следует обязательно указать место ее проведения.

Под методами исследования подразумеваются те способы и приемы, к которым прибегает автор в своей работе. Они зависят от поставленных задач и выступают в качестве инструментов в деле добывания фактического материала. Среди таковых можно выделить методы, относящиеся к общим (в виде наблюдения, сравнения, измерения, моделирования, синтеза, анализа, эксперимента, анкетирования, тестирования, интервьюирования) и другим (частного характера), которые применяются при лишении лишь узкого круга задач.

Чем отличаются метод и методика? Эти понятия вы встретите в любом примере оформления исследовательской работы. Последняя касается проведения диагностики и способов обработки данных, а также поясняет результат. Если методика - не авторская (описание ее содержится в имеющейся литературе), подробного изложения сути не требуется. Достаточно ограничиться ссылкой на соответствующий источник. В случае же внесения в нее изменений они должны быть подробно описаны с обоснованием данной необходимости. То же самое относится и к целиком оригинальной методике.

Что еще нужно предусмотреть

Пример оформления исследовательской работы школьника и студента подразумевает, помимо прочего, в данном разделе перечисление используемых в работе инструментов и приборов с указанием допустимой погрешности измерений всех параметров.

Раздел, характеризующий район исследования, составляется с использованием литературы. Его значение достаточно велико при разработках естественнонаучного характера, гео- и биологических и пр. В подобных работах данный раздел весьма обширен.

О результатах исследований

Раздел "Результаты", как правило, основной. Здесь можно найти примеры оформления практической части исследовательской работы. Обычно его подразделяют на несколько частей в соответствии с рядом конкретных задач. Содержание его состоит в подробном изложении выявленных результатов с их иллюстрацией (в случае необходимости) рисунками, таблицами, графиками, диаграммами и фото. Приводится сопоставление с полученными из сторонних источников данными.

Ссылки на таблицы или рисунки в тексте данного раздела обязательны. Согласно правилам оформления, о которых мы поговорим ниже, каждый подраздел кратко подытоживает самые основные моменты (обычно без применения слова "вывод").

В случае большого объема материала выявленных данных может быть посвящен самостоятельный раздел. Здесь автору предстоит блеснуть умением размышлять, делать нужные выводы и сопоставлять факты либо данные. Именно здесь приводится его согласие с общепринятой точкой зрения или мотивированное возражение.

Приведенные в строгий порядок результаты должны быть подвержены статистической обработке. Делается это с использованием известных компьютерных программ наподобие Excel или же благодаря специальным алгоритмам, написанным конкретно для данного исследования (что может составлять одну из его задач).

Выводы

Задача данного раздела - коротко сформулировать итоги в разрезе каждого пункта, дать практические рекомендации и наметить перспективу будущих исследований. В случае отсутствия полученных конкретных результатов выводы заменяются более или менее пространным заключением. Оно выполняет роль концовки, логически оформляет полученные итоги и привязывает их к решаемым задачам и общей цели работы.

В выводах обязательно следует указать, достиг ли автор поставленной цели, и в какой степени. Данное требование всегда предъявляется к примеру правильного оформления исследовательской работы.

"Литература" и "Приложения"

Данные разделы посвящены перечислению в алфавитном порядке полного списка использованных работ. В случае, когда часть их издана на иностранных языках, приводятся они также по алфавиту, после списка русскоязычных источников. Нумерация при этом имеет сквозной характер.

В "Приложения" выносят большую часть дополнительных и вспомогательных материалов во избежание загромождения основного текста. Их содержание может быть весьма различным. Речь идет и о подлинниках тех или иных документов и о протоколах исследований с указанием конкретных данных.

Формой материалов может быть графика, текст, карта, таблица, иллюстрация, фото и т. д. Любое из приложений существует в виде отдельного листа, в углу (справа вверху) которого проставлено слово "Приложение" с конкретным заголовком. Если таковых несколько, нумерация их проводится без знака № при помощи арабских цифр. Она также имеет сквозной характер и является продолжением нумерации листов всего текста работы. Связывают приложения с основным документом благодаря ссылкам ("см. Приложение 1").

Исследовательская работа: пример (образец) оформления

Выполняют ее на стандартных листах белой писчей бумаги форматом А4. Расположение - вертикальное. Каждый из листов содержит поля (по 2 см сверху и снизу, 1 см справа и 3 см слева). Обводить их не нужно.

Следует придерживаться оптимального общего объема листов. Он не должен быть слишком велик. Лучше всего, когда количество страниц - от 15 до 20.

Печатается текст, как правило, на компьютере с использованием межстрочного интервала в полтора знака. Размещают его лишь с одной стороны каждого листа, выравнивают с переносом слов по ширине текста. В качестве десятичного знака используется точка.

Необходимые нюансы

Все аббревиатуры подлежат обязательной расшифровке. Если необходимы сокращения, то пояснение каждого из них производится при первом упоминании.

Нумерация страниц ведется с четвертой по счёту. Цифра проставляется на посередине листа. В качестве первой страницы выступает титульный лист. Если встречаются упоминания растений, животных, микроорганизмов, после каждого из них в скобках приводится на латинском языке и их видовое название. Также указывается фамилия автора, впервые описавшего данное явление.

Если исследование ведется в сфере ботаники, к работе нужно обязательно приложить соответствующий гербарий.

Структура работы

На первом (титульном) листе обозначается полное название (юридического характера) того учреждения, где работа проводилась. Далее прописными буквами - название самой работы, затем фамилия, имя выполнившего, его класс или группа, а также данные о руководителе и консультанте (если таковые имеются). При наличии необходимо упомянуть должность и ученую степень каждого. Это относится главным образом к примерам оформления научно-исследовательских работ студентов. Внизу проставляется обозначение населенного пункта и год выполнения.

Второй лист всегда посвящен содержанию труда (оглавлению). Он обязательно содержит полный состав заголовков и подзаголовков исследования, чье строгое соответствие тексту должно обязательно соблюдаться. Приводятся номера страниц, с которых начинается каждый из разделов.

Любой заголовок пишется с прописной буквы. Точка в конце не ставится. Рубрики нумеруются по индексационной системе (1.1 , 1.2, ...).

Переходим к тексту

Третий лист посвящается введению. Объем его, как утверждает классический пример оформления исследовательской работы, обычно не превышает размера страницы.

Начиная с четвертого листа, мы переходим к основной части работы с разделами, названными выше. Она всегда бывает оформлена в виде сплошного текста, разделенного небольшими интервалами. Каждый из разделов должен быть выделен двойной нумерацией (3.1, 3.2 и т. д.), заголовки всех подразделов также обязаны быть вынесены в список литературы.

По окончании основной части делается заключение (либо пишутся выводы). Для этого используют отдельные листы бумаги. Литературу также перечисляют с новой страницы.

Как оформить иллюстративный материал

Все таблицы имеют нумерацию сквозного порядка. Их расположение на листе может быть горизонтальным либо вертикальным. Справа следует обозначить: "Таблица номер...". Посреди строки ниже приводится ее название.

В случае перепечатки из какого-либо литературного источника обязательно указание в скобках после названия ссылки на него. Если таблица предсталяет собой чередование результатов и литературных данных, ссылки располагают в соответствующих ее частях. В случае необходимости под таблицей приводятся все нужные примечания.

Когда размер ее слишком велик (не помещается на одном листе), возможен перенос на следующий (в скобках - "продолжение" либо "окончание"). Заголовок таблицы приводится лишь один раз.

Все графические изображения, которые могут существовать в виде схем, фотографий, диаграмм, графиков либо рисунков, также обладают сквозной нумерацией и обозначаются как рисунки. Выполняют их тушью либо чёрной пастой. Необходимые для автора обозначения выносятся на рисунок с использованием цифр или значков. Ниже рисунка ставится его обозначение - "Рис. (номер)" и название. Ниже может быть приведён нумерованный список условных обозначений.

Как и в случае с таблицами, на заимствованные в литературе рисунки помещается ссылка. Если картинка воспроизведена с изменениями относительно оригинала, это должно быть указано рядом с ней.

Научно-исследовательская работа: пример оформления ссылок

Форма указания на них зависит от источника. В качестве последних выступают статьи либо книги, имеющие автора или нескольких, а также справочники, словари и школьные учебники.

Если книга либо статья имеет одного-двух авторов, ссылки оформляются с указанием в скобках их фамилий без инициалов, перечисленных через запятую вместе с годом издания. Другой вариант - указать фамилию автора в самом тексте работы. В этом случае инициалы проставляются, в скобках указывается год издания.

Если же авторский коллектив состоит из более чем двух человек, упоминают фамилию лишь первого из них с добавлением "и др." или "с соавторами". В случае, когда авторов слишком много (это относится к энциклопедиям, словарям и т. п.), вместо фамилии приводится лишь название с годом издания книги.

Как правило, длинные наименования литературных источников приводятся не более одного раза. В дальнейшем они подлежат сокращению. В случае использования в тексте дословной цитаты через запятую указывается номер страницы с цитируемым фрагментом.

Как оформить список литературы

Это делается согласно определенным библиографическим правилам для разных источников. Пример оформления исследовательской работы школьника либо студента содержит точно такие же требования. Любая из статей или книг записывается в алфавитном порядке с красной строки. Вначале, как уже упоминалось, приводятся работы на русском языке, ниже - на иностранных.

Обязательно для всех видов источников указание сведений об авторах, заглавий, выходных данных и количественной характеристики. Под выходными данными подразумевается информация о названии издательства, месте его расположения и годе выхода. Названия городов при этом приводятся полностью, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, которые принято употреблять в сокращении.

Под количественной характеристикой понимается число страниц. Если речь идёт о журнале или сборнике, приводятся лишь те страницы, которые относятся непосредственно к публикации. В этом случае информация существует в виде указания через тире номеров первой и последней из них.

Ссылаясь на интернет-сайт, в список источников, помимо автора и названия, помещают адрес веб-страницы.

Теперь представим образец оформления и требования к содержанию исследовательской работы (проекта), а также покажем пример и образец оформления оглавления исследовательской работы или проекта школьника с целью оказания помощи в грамотном оформлении работы.


Мы постараемся ответить на вопрос, как оформить содержание (оглавление) к исследовательской работе учащегося школы или даже воспитанника ДОУ (детского сада). Ведь по грамотно составленному содержанию исследовательского проекта можно легко понять насколько правильным было планирование и структурирование работы, сформулировал ли ребенок выводы и заключение.

Приведем в разделе структуру и пример содержания учебно-исследовательской работы, который относится и к оформлению содержания (оглавления) научно-исследовательской работы школьника или студента.

Не старайтесь дописать что-то от себя в содержимом исследовательской работы, названия глав и параграфов проектной работы должны быть краткими и лаконичными, упорядоченными и иметь нумерацию, содержащую иерархию.

Оформление содержания исследовательской работы


При оформлении работы содержание исследовательского проекта помещается на втором листе и оформляется согласно приведенному нами примеру и образцу ниже.

Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.

При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.

Главы и параграфы в содержании проекта нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены (напр. 1.1, 1.2, и т.д.).

Разделы "Введение ", "Заключение ", "Список литературы " и "Приложения " не нумеруются!

Образец содержания исследовательской работы (проекта)


Простыми словами содержание оформляется строго по правилам, нумеруются и отмечаются разделы исследовательской работы, расположенные в тексте проекта, указываются страницы.

Введение.................................................................3
(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы(при наличии), теоретическую и практическую(при наличии) значимость работы)
1. Подготовка к исследованию (например)..........5
1.1 Исторические сведения............................5
1.2 Сбор информации.....................................7
1.3 Проведение анкетирования.....................8
1.4 Техника безопасности..............................9

(Правила техники безопасности описываются при необходимости)
2. Проведение исследования(например).............10
2.1 Первый этап исследования....................10
2.2 Второй этап исследования.....................11
2.3 Заключительный этап исследования.....12
Заключение............................................................13

(Итоги исследовательской работы)
Список литературы...............................................14
Приложения...........................................................15

Обращаем внимание, что Содержание исследовательского проекта оформляется очень аккуратно, со всеми выравниваниями текста и нумерации.

ПОЛОЖЕНИЕ

По организации выполнения и защиты

Учебно-исследовательской работы

По предмету «История изобразительного искусства»

Составитель:Бокова Наталья Андреевна,

преподаватель изобразительного искусства

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Учебно-исследовательская работа является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» по предмету «История изобразительного искусства».

1.2. Выполнение учебно-исследовательской работы призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся.

2. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ

УЧЕБНО -_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

2.1. Тему учебно-исследовательской работы каждый обучающийся выбирает самостоятельно, учитывая направление итоговой работы по композиции - творческого проекта. Выбор темы предусматривает предварительное обсуждение с руководителем или на методическом заседании художественно-графического отделения (далее ХГО).

Окончательно тема учебно-исследовательской работы и руководитель утверждаются на методическом заседании ХГО в течение первой четверти последнего года обучения.

2.2. Основными функциями руководителя творческого проекта являются:

Руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения работы;

Консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения учебно-исследовательской работы (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей учебно-исследовательской работы);

Оказание помощи обучающемуся в подборе необходимой литературы;

Контроль хода выполнения учебно-исследовательской работы;

Подготовка письменного отзыва.

СТРУКТУРА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Учебно-исследовательская работа состоит из следующих компонентов:

· Титульный лист. (Приложение 1)

· Введение.

· Основная часть.

· Заключение.

· Список использованных источников.

· Приложение (при необходимости).

Во введении (1-2 страницы) обосновывается актуальность выбранной темы исследования, цель и задачи работы, объект и предмет, может быть сформулирована проблема исследования (Приложение 3).


В первой главе рассматриваются теоретические положения, которые достаточно полно освещают объект исследования и служат достижению поставленных целей и задач исследования, дается краткий обзор исторического развития вопроса. Во второй главе рассматривается предмет исследования. Объем теоретической части – 10-12 стр.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги, констатируется факт выполнения поставленных задач исследования, указываются теоретическая и практическая значимость работы, направления (перспективы) дальнейшего исследования.

Список использованных источников должен включать не менее 10 наименований.

В приложении помещаются, как правило, фотографии, таблицы, рисунки и др. На материалы приложения обязательно делается ссылка в тексте работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ

Работа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа (формат А4). Размер шрифта 14 Times New Roman. Расстояние между строками - 1,5 интервала. Текст работы должен быть отформатирован (по ширине страницы).

Каждая страница должна иметь поля: верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм.

Абзацный отступ должен быть одинаковым и равным 5 знакам; 1,25 см.

Заголовки ГЛАВ, слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» печатаются полностью прописными буквами, выделяются жирным шрифтом и размещаются посередине строки. Точка в конце таких заглавий не ставится. В заглавиях недопустим перенос слов.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать по центру. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделённые точкой.

Пример - 1.1. 1.2. и т.д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте ставят точку.

Разделы, подразделы, главы, параграфы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов, выделяться жирным шрифтом и размещаться по центру листа. Перед заголовком пишется слово «ГЛАВА» ставится номер главы с точкой.

Заголовки отделяются от текста сверху и снизу одной пустой строкой.

Каждый раздел текстового документа (введение, главы, заключение, список использованных источников) рекомендуется начинать с нового листа (страницы), параграфы могут располагаться друг за другом на одной странице.

Нумерация страниц: страницы следует нумеровать арабскими цифрами; номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки, кавычек; титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на нем не проставляют. Это значит, что титульный лист должен рассматриваться как первая страница работы, страница содержания - как вторая, и только на третьей странице, там, где идет «ВВЕДЕНИЕ», ставится номер «3».

Иллюстрации (схемы, графики, таблицы и пр.) помещаются в тексте работы сразу после ссылок на них, сопровождаются надписями, которые располагаются внизу иллюстрации по центру и нумеруются. Например – Рис. 1 . Если в работе используются таблицы, они размещаются по порядку и снабжаются единой нумерацией на протяжении всей работы. Над каждой из них помещается слово «Таблица» и порядковый номер. Затем идет заголовок. (Приложение 4)

Если в работе приводятся высказывания или данные, которые не принадлежат автору, то надо в обязательном порядке давать ссылку на использованный источник. При ссылке необходимо использовать следующий вариант: в квадратных скобках ставят номер из списка использованных источников и через запятую номер страницы, например .

При составлении списка использованных источников придерживаются алфавитного принципа. Сначала помещают публикации на русском языке по алфавиту, затем – на иностранных языках. (Приложение 5)

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова "Приложение" и его обозначения арабскими цифрами.

4. ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ

Руководитель после изучения работы пишет «Отзыв», в котором дается характеристика проделанной работы, делаются выводы о теоретической и практической подготовленности выпускника. Следует обратить внимание и на личные качества обучающегося, позволившие ему справиться с поставленной задачей (например: «самостоятельность», «ответственность», «инициативность», «умение организовать свой труд» и т. д.). Объем отзыва – до 1 страницы.

5. ПОРЯДОК ПРЕДЗАЩИТЫ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

СТРУКТУРА. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ.

Методист по организационно-массовой работе

естественнонаучного направления

первой квалификационной категории

Ю.Г. Сапожникова

Тогучин, 2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА»


В данном сборнике представлены структура и правила оформления исследовательских работ, с помощью которых юный исследователь сможет грамотно оформить и представить на публику, результат своего исследования.

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Логика исследовательской работы …………………………………………………4

      Структура исследовательской работы……………………………………………..5

      1. Правила оформления титульного листа ………………………...…………7

        Правила оформления таблиц и иллюстраций …………………..…………7

        Правила представления формул, написания символов …………………...8

        Правила оформления цитат и ссылок ……………………………………...9

        Правила оформления приложений и примечаний ……………………….10

        Правила оформления библиографического списка ……………………...10

    2. Процедура защиты исследовательской работы …………………………………11

Приложение………………………………………………………………..…………………..…..12

ПО НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

1.1. ЛОГИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная деятельность.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

    Найти проблему – что надо изучить.

    Тема – как это назвать.

    Актуальность – почему эту проблему нужно изучить.

    Цель исследования – какой результат предполагается получить.

    Гипотеза – что не очевидно в объекте.

    Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

    Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

    Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

    Методика исследования – как и что исследовали.

    Результаты исследования – собственные данные.

    Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

    Значимость – как влияют результаты на практику.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандарта, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную.

Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть актуальной, конкретной, реализуемой в имеющихся условиях. Формулировка темы может содержать спорный момент или уточнения экологического, краеведческого характера.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность . Обосновать актуальность можно с точки зрения научной, социальной или личностной значимости.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель - это сформулированный в общем виде предполагаемый результат, который будет получен в ходе исследования.

После определения цели формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать, то есть это шаги, которые необходимо осуществить для достижения цели. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.

В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями, должна быть реальной, непротиворечивой.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Прописываются методы исследования.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные , полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

1.2.СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Структура исследовательской работы – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относится основной текст (т.е. главы и параграфы), а также все части справочно-сопроводительного аппарата (таблицы, графики, программы).

Традиционно сложилась определенная композиционная структура, основными компонентами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

3.1. Обзор литературы

4. Технология возделывания

4.1.

4.2.

4.3. ………

5. Условия, методика и схема проведения опыта

5.1. Характеристика места проведения исследования

6. Методика исследования

6.1. Объекты исследования

6.1.1. Характеристика сортов

6.2.. Методы исследования

7. Результаты исследования

8. Заключение (выводы)

9. Список использованной литературы

10. Приложения

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.

После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки исследовательской работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности.

Введение . В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем).

Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики.

В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, выносятся в приложения и примечания . Содержание глав основной части должно полностью соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

После заключения принято размещать библиографический список использованной литературы. Каждый литературный источник, включенный в такой список, должен иметь отражение в работе. Если автор делает ссылку на какие – либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Ссылка на источник с указанием страниц может быть вставлена в основном тексте в квадратных скобках. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Не рекомендуется размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы.

1.2.1.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Титульный лист печатают на формате А4 по следующим правилам:

В верхнем поле титульного листа указывается название руководящей организации (полное наименование учебного заведения, научная организация, где выполнялась работа или название конкурса, куда работа представляется). Верхнее поле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В середине титульного листа пишется фраза «Исследовательская работа», под ней крупным шрифтом без кавычек название работы. Под названием работы полностью указывается фамилия, имя автора в именительном падеже. Ниже указывают школу и класс исполнителя работы. Фамилия, инициалы, звание научного руководителя указываются ближе к правому краю листа. В нижнем поле листа указывают город и год написания работы.

Внимание! Некоторые моменты в оформлении титульного листа могут меняться в зависимости от требований конкурса, на который представляется работа.

1.2.2.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ И ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Когда много цифрового, справочного материала или имеется необходимость в его сопоставлении, оформляют таблицы. Если таблица одна, то ни заголовок, ни слово таблица не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:

Как видно из таблицы…

По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…

Если в работе две и более таблицы, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Например:

Данные анализа (табл.5) показывают, что…

При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных глав следует повторить и над ней поместить слова «продолжение таблицы 5». Если заголовки столбцов громоздкие, допускается их не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и на следующей странице повторяют их нумерацию. Заголовок таблицы не повторяют.

Основными видами иллюстративного материала в исследовательских работах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.

Чертеж – основной вид иллюстраций в технических работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма, оборудования или их части.

Фотография – особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Фотография – это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объекта наблюдения и т.д.).

Схема – это изображение, передающее с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Диаграмма – способ изображения зависимости между величинами. К диаграммам прибегают для наглядности изображения и анализа массовых данных.

Результаты числовых данных можно представить и в виде графиков . Графики используют как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. И на графике, и на диаграмме должны быть четко отмечены единицы измерения, числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателей, словесные пояснения условных знаков. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку проводят в подрисуночной подписи. Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать значениями, в пределах которых рассматривается зависимость.

Иллюстративные материалы должны быть выполнены на стандартных листах бумаги тех же размеров или наклеены на стандартные листы бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям и рисункам должны быть с лицевой стороны.

1.2.3. ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМУЛ, НАПИСАНИЯ СИМВОЛОВ

Формула – это комбинация математических или химических знаков, выражающих какое-либо предложение.

Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк. Внутри строк рекомендуется помещать формулы короткие, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные.

Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Также поступают и с химическими уравнениями.

Нумеровать следует только наиболее значимые формулы, на которые есть ссылки в тексте. Порядковые номера формул обычно обозначают арабскими цифрами в круглых скобках и располагают у правого края страницы. Если номер не умещается после формулы, его располагают также справа, но строкой ниже. Место номера формулы в рамке находится вне рамки против основной строки формулы по правому краю. Место номера формулы- дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы.

Формула включается в предложение как полноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Символ – это условное обозначение математических и физических величин, единиц измерения, математических знаков. В качестве символов используют буквы русского, латинского, греческого и готического алфавитов. Чтобы избежать совпадения символов различных величин, применяются индексы .

Индексом могут служить строчные буквы русского, латинского и греческого алфавита, арабские и римские цифры, штрихи. Располагаются индексы справа от символа внизу или вверху. Не допускается одновременное применение верхнего и нижнего индексов.

Экспликация – это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация должна отвечать следующим требованиям:

1. Размещаться только после формулы, от которой отделяется запятой.

2. Начинаться со слова «где».

3. Символы надо располагать в порядке упоминания в формуле. В формулах с дробями сначала поясняют числитель, а потом – знаменатель.

4. Должна включать все символы из формулы, после которой расположена.

Знаки препинания в экспликации располагаются следующим образом:

    Между символом в расшифровке ставят тире.

    Внутри расшифровки единицы измерений отделяют от текста запятой.

    После расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой.

    В конце последней расшифровки ставят точку, например:

V = S / t

где S – путь, м;

t - время, сек.

1.2.4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЦИТАТ И ССЫЛОК

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый материал.

Допустимы лишь следующие отклонения:

1. модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;

2. развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например: [сказать];

3. пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что мысль автора не будет искажена пропуском, а пропуск будет обозначен многоточием;

4. изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, куда они включены.

Цитирование автора делается только по его произведениям. Если источник труднодоступен, разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в каком-либо издании. При этом в библиографической ссылке пишутся слова «цитируется по:».

Если необходимо выразить свое отношение к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, после цитаты ставят восклицательный знак или знак вопроса, который заключают в круглые скобки.

Часто по ходу текста необходимо делать ссылки на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, рисунки, формулы и другие элементы, расположенные по условию содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис.3,табл.4, с.34, гл.2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать полностью, без сокращений, например: «из таблицы видно, что…».

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают вверху строки (поднимают на один щелчок каретки). От основного текста сноска отделяется сплошной чертой.

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова. Если же он относится к предложению или группе предложений, то знак ставиться в конце перед знаком препинания (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).

Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно указывать в ссылке, из какого научного источника заимствован тот или иной материал.

1.2.5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ И ПРИМЕЧАНИЙ

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

Приложениями могут быть копии подлинных документов, переписка, программные продукты, и т.д.. По форме они могут представлять собой текст, графики, таблицы, карты.

Приложения оформляются как продолжение исследовательской работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Если работа имеет более одного приложения, то их нумеруют арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста работы.

Примечания – это разъяснения, дополнительные факты, рассуждения и уточнения. Примечания помещаются внутри текста в круглых скобках, или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, вносят в сноску, или располагают в конце глав и параграфов.

Примечания связываются с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски: арабских цифр – порядковых номеров. Иногда нумеруются звездочками

1.2.6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА

Библиографический список (список использованной литературы) – список источников, которыми пользовался автор при написании исследовательской работы. Такой список составляет одну из существенных частей исследовательской работы, отражающей самостоятельную творческую работу ее автора, и потому позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования.

В исследовательских работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте работы, и которые фактически не были использованы. Не включаются также справочники, энциклопедии, научно-популярные издания.

Список использованной литературы оформляется после заключения к основному тексту исследовательской работы. Он может быть сгруппирован различными способами: алфавитным, тематическим, по видам изданий (официальные, государственные, справочные), смешанным, размещая источники в том порядке, в котором они использовались в тексте.

Список литературы оформляется нумерованным списком, при оформлении которого необходимо указать фамилию и инициалы автора, название источника, том, страницу (если информация берется выборочно), город, издательство, год издания, например:

1. Скулачев В.П. Кислород в живой клетке: добро и зло. Соросовский
Образовательный Журнал. 1996, № 3. Стр. 4-16

2. Скулачев В.П. Мембранные преобразователи энергии. М.; Высш. шк.,
1989.

    1. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Следующий этап - доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы.

Для того, чтобы лучше донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, содержать основные положения работы. Его можно составить по такому плану:

    Почему избрана именно эта тема?

    Какой была цель исследования?

    Какие ставились задачи?

    Какие гипотезы проверялись?

    Какие использовались методы и средства исследования?

    Какие результаты исследования были получены?

    Какие выводы можно сделать по итогам исследования?

    Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении?

Надо иметь в виду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 7-10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится «жертвовать» и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы. Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

Приложение

ФРАЗЫ - ПОМОЩНИКИ

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы - выяснить, почему …
Основная цель работы - ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… - это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …