Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они еще понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометой устар.
Процесс архаизации части словаря того или иного языка, как правило, проходит постепенно, поэтому среди устаревших слов есть такие, которые имеют весьма значительный "стаж" (например, чадо, ворог, речe, червленый, посему, сей); другие же выведены из состава лексики современного русского языка, так как принадлежат древнерусскому периоду его развития. Иные слова устаревают за самый незначительный срок, возникнув в языке и исчезнув уже в новейший период; ср.: шкраб - в 20-е годы заменило слово учитель, рабкрин - Рабоче-крестьянская инспекция; энкаведист - работник НКВД. Такие номинации не всегда имеют соответствующие пометы в толковых словарях, поскольку процесс архаизации того или иного слова может осознаваться как еще не завершенный.
Причины архаизации лексики различны: они могут носить внеязыковой (экстралингвистический) характер, если отказ от употребления слова связан с социальными преобразованиями в жизни общества, но могут быть обусловлены и лингвистическими законами. Например, наречия ошую, одесную (слева, справа) исчезли из активного словаря, потому что архаизовались производящие существительные шуйца - ’левая рука’ и десница - ’правая рука’. В подобных случаях решающую роль сыграли системные отношения лексических единиц. Так, вышло из употребления слово шуйца, распалась и смысловая связь слов, объединенных этим историческим корнем (например, слово шульга не удержалось в языке в значении ’левша’ и осталось лишь как фамилия, восходящая к прозвищу). Разрушились антонимические пары (шуйца - десница, ошую - одесную), синонимические связи (ошую, слева). Однако слово десница, несмотря на архаизацию слов, связанных с ним системными отношениями, еще какое-то время удерживалось в языке. В пушкинскую эпоху, например, оно использовалось в "высоком слоге" поэтической речи; ср: И жало мудрыя змеи в уста замершие мои вложил десницею кровавой (П.), в то время, как ошую являлось лишь отзвуком обветшалой архаики, а его употребление было возможно лишь в сатирическом контексте: Ошую здесь сидит со мной осьмое чудо света (Бат.)
По своему происхождению устаревшая лексика неоднородна: в ее составе немало исконно русских слов (льзя, дабы, оный, семо) , старославянизмов (глад, лобзать, чресла), заимствований из других языков (абшид - ’отставка’, вояж - ’путешествие’, политес - ’вежливость’).
Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т. д. В 20-е годы из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое еще в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется. Сравнительно недавно утратило оттенок архаичности старославянское слово тунеядец.
Однако возвращение некоторых устаревших слов в активный лексический запас возможно лишь в особых случаях и всегда обусловлено экстралингвистическими факторами. Если же архаизация слова продиктована лингвистическими законами и получила отражение в системных связях лексики, то его возрождение исключено.





Также архаизмами называются устаревшие слова - старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они тогда нужны?

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, в сценариях исторических фильмов.

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

Роль однородных членов в речи.

Однородные члены - ряд одинаковых членов предложения, соединенных между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.

Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, насколько более точно будет описание.

Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.

В художественной речи с помощью однородных членов создается такая фигура, как градация - расположенные по мере возрастания синонимы.

Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.

Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?

В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными - нет. Как же их различать?

Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза «И» (пример).

Неоднородные определения относятся к определяемому слову по – разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).

Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто.

Разряды и функции частиц в русском языке.

Частица – служебная часть речи , которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Роль цитат в речи.

Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.

Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)

Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.

Роль риторических вопросов в тексте.

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны?

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.

Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Таким образом, риторический вопрос – важное изобразительно-выразительное средство

Роль средств выразительности в речи.

В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно-выразительные средства.

Так, например, эпитеты – красочные определения - делают речь яркой и выразительной.

Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.

Риторический вопрос создаёт вопросно-ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. (По данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть, какую роль они там играют)

Без выразительных средств наша речь была бы убогой и невыразительной.

Роль вводных слов и предложений.

Вводные слова – специальные слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова могут выражать уверенности и неуверенность.

С их помощью можно передавать различные чувства.

А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли данную информацию? Конечно, вы тогда будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения.

В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мыслей.

Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи

Зачем нужны запятые ?

Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении … («…») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении … («…») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)

Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать».

Зачем нужно двоеточие?

Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.

Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

Зачем нужно тире?

Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Тире используется в бессоюзном сложно предложении.

Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.

Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

Зачем нужна пунктуация?

Пунктуация – важный раздел языкознания , который изучает постановку знаков препинания.

Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.

Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»)

Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.

Зачем нужна орфография ?

Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.

Без орфографии в языке не обойтись.

Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной …,) А если бы мы написали это слово «…», то предложением получило бы совсем другой смысл. …

Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.

Разряды и функции частиц в русском языке

Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).

Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).

Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).

Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.

. Роль антонимов в речи

Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.

В тексте В. Пескова они есть: "хорошие и плохие" люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: "…сказка заставляет…тревожиться, радоваться". На самом деле антонимом к слову "радоваться" будет слово "грустить", но в тексте В. Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.

Без антонимов наша речь была бы намного беднее.

Зачем надо изучать морфологию ?

Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т. д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.

Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то "ь" на конце пишется (дочь, роскошь и т. д.), а если это, допустим, краткое прилагательное, то "ь" не пишется (могуч, дремуч). Или существительное "ожог" пишется с гласной "о" после шипящей в корне, а глагол "ожёг" – с гласной "ё".

Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т. д.), на письме всегда выделяется запятыми.

Таким образом, морфология – очень важный раздел науки о языке.

Язык никогда не стоит на месте. Он, как живой организм, подчиняется законам неустанного развития. Какие-то пласты его значительно видоизменяются, какие-то вытесняются новыми. Безусловно, влияет на этот процесс и развитие общества (изменение социального строя, иерархии), и прогресс в науке и технике.

Не случайно в связи с развитием Интернета и компьютеризацией наблюдается и поступление в язык огромного количества новых слов - неологизмов, иногда варваризмов (то есть лексем, не освоенных еще в полной мере, часто отличающихся иноязычным написанием). Тогда как устаревшие слова и понятия уходят в прошлое. Но они не исчезают полностью, потому что этот процесс медленный. И пока живут люди, знающие, что обозначает, скажем, слово "комсомол" или "рабфак", или художественные произведения, в которых используются устаревшие слова (часто требующие пояснений для современного читателя в виде комментариев, сносок, дополнений), совсем они не умрут. Уходящие в прошлое лексемы принято подразделять на архаизмы и историзмы. Последние - это слова, обозначающие устаревшие явления и понятия, вещи.

К примеру, "армяк", "кафтан", "тарантас", "приказчик" - нет сегодня уже такого вида одежды, транспортного средства, должности. Нет крепостных и бояр. Следовательно, это историзмы. Но что тогда такое архаизм? Это вышедшее из употребления слово, которое обозначает существующее явление, понятие, предмет. "Ланиты" - то же самое, что щеки, "персты" - пальцы, "выя" - шея. Но мы так не говорим. Чтобы лучше понять, и какова его роль в языке и литературе, проанализируем, какие бывают его виды.

Для ряда слов не изменилось ни значение, ни написание, но произносятся они в современной речи иначе. К примеру, "музыка", "символ". Ведь в 19 веке ударение ставилось не там, где сейчас: говорили "музЫка", "симвОл". устаревшие слова. А что такое архаизм семантический? Это слово, у которого устарело одно или несколько значений. К примеру, "не щадя живота своего". Речь ведь не идет о конкретной части тела. Когда-то это слово обозначало "жизнь".

Или "негодяй" - когда-то это слово не было проклятием, ругательством, а указывало на человека, непригодного к военной службе. То есть слово осталось, но употребляется оно теперь совсем в другом контексте, с другим смыслом.

Что такое архаизм лексический или лексико-словообразовательный? К примеру, кто такой "тать" во фразеологизме "аки тать в нощи"? Когда-то это слово обозначало "вор", сейчас же употребляется только в составе этой идиомы, и то крайне редко. Воры существуют, но лексема устарела. А вот, к примеру, "дружество" вместо "дружба", "рыбарь" вместо "рыбак" вполне понятны нам, так как изменились только суффиксы. Это лексико-словообразовательные архаизмы русские. Мы понимаем, что "дол" - это "долина", "вопрошать" - "спросить", но вот к таким словам, как "яство" (блюда, еда) или "намедни" (накануне) уже нужны комментарии. Тем не менее архаизмы, устаревшие слова (в том числе историзмы), помогают писателю воссоздать колорит эпохи. Таким образом, они играют стилистическую роль, особенно если употребляются в речи или произведениях современников. Часто понять, что такое архаизм, помогают и названия (к примеру, программа "Намедни" или часто использующееся в последнее время в названиях слово "усадьба"), и фразеологизмы, в которых присутствуют устаревшие элементы - от "пядь" - мера длины). Чтобы понять значение такого названия или идиомы, нам необходимо обратиться к специальному словарю (например, устаревших слов и выражений).

», причинами устаревания слов,

2. Помочь определить роль устаревших слов в речи,

3. Научить пользоваться словарями, извлекать из них необходимую информацию,

4. Воспитывать интерес к слову, его истории.

Оборудование

Иллюстрации вышедших из употребления предметов, толковые словари С. Ожегова, В. Даля, проектор.

Ход урока

1. Оргмомент.

Задание для учащихся:

Прочтите в "Школьном толковом словаре " словарную статью о слове лапоть, а указанный ученик найдет эту статью в "Толковом словаре русского языка " (Ученик найдёт подробное описание этого слова, а ребята не найдут. Обсуждение ситуации.

Как понимаете выражение: "Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие»?

2. Работа с текстом.

(Воспринимается на слух - учитель читает)

Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная. Баба-яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая. Здравствуйте, купцы чужеземные! Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.

Задание: найти устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объяснить значение устаревших слов по толковому словарю. Объяснить графически орфограммы.

3. Объяснение нового материала

Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает. Отмирание слова вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, то слово постепенно забывается.

Среди предметов, изображённых на фотографиях найдите те, которыми мы уже не пользуемся, а, следовательно, и их названия не употребляем в речи. (Ученики называют прялка, веретено , рушник и т. д.)

Почему устаревают слова? (Ученики высказывают своё мнение, а учитель в конце подводит итог).

Во-первых, из жизни уходят называемые словом предметы, явления действительности.

Но есть и другая причина устаревания слов. Найдите в словаре слово кушак. (Читают словарную статью).

Пользуемся мы сейчас этим предметом? А словом?

То есть место слова кушак заняло другое слово - пояс – с тем же значением. Итак, многие слова перестали употребляться, потому что они были вытеснены новым словом –синонимом. Слова, которые устаревают потому, что исчезли обозначаемые ими предметы, называются историзмами. Слова, которые устаревают потому, что их сменили синонимы, называются архаизмами. (Эти определения записывают на доске и в тетради).

4. Закрепление изученного.

1) Распределите в 2 столбика историзмы и архаизмы. Это задание выполняется в группах. Учащиеся работают со словарями.

7. Рефлексия.

Какова была тема нашего разговора на уроке?

Какие вопросы мы поставили перед собой?

На какие вопросы мы сумели ответить на этом уроке?

Какие вопросы остались открытыми? Почему?

Домашнее задание.

§42 рассказать об устаревших словах, упр. 336 (задания 1 (устаревшие слова и их толкования выписать в тетрадь),2). Ответить на вопрос. От каких старинных слов ведут происхождение слова: НАПЕРСНИК, ТУЧНЫЙ, ВАЖНЫЙ, ПЕРСТЕНЬ, НАПЕРСТОК, ПЕРЧАТКА, ЧЁЛКА, УСТНЫЙ? Каким словарём вы воспользовались? (Название, автор.)

Зачем нужны архаизмы?

Функция архаизмовПримеры1. Использование архаизмов помогает передать эпоху определенного исторического периода в художественных произведениях. Чтобы знать историю, нужно знать и слова того времени.Одним из примеров, использования архаизмов, является строка из стихотворения А.С.Пушкина "Пророк": "Восстань, пророк, и виждь, и внемли….". В данном случае, у слова "виждь" есть синоним в современной речи - "смотри", а слово "внемли" означает "слушай".2. Архаизмы обогащают нашу речь, они делают ее ярче. Ведь эти слова передавались многими людьми из поколения в поколение. До сих пор используется много поговорок с использованием архаизмов, несущих в себе поучительный смысл."Беречь как зеницу ока" - это выражение является фразеологизмом, но в его основе задействованы архаизмы "зеница" и "око". Если переводить эту фразу на современный русский язык, то она будет звучать так: "Беречь как зрачок глаза". Не трудно догадаться, что "зеница" = зрачок, а "око" = глаз.

Также, огромное количество людей, особенно проживших уже долгую жизнь, используют в своей речи устаревшие слова, сами не подозревая об этом. То, что мы сейчас называем архаизмами, для них самые обычные слова. Эти люди используют архаизмы по привычке, для них они незаменимы. 3 стр.