Назначение : - для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарного оборудования; проведения спасательных работ в верхних этажах зданий и выполнения вспомогательных работ на высоте; тушения пожара водой или ВМП при помощи лафетного ствола и использования в качестве подъемного крана при сложенном комплекте колен.

АЛ по длине классифицируются :

АЛ-18(52)12 – легкий тип – до 20 м.

– средний тип – от 20 до 30 м.

АЛ-45(133ГЯ)ПМ – 501 – тяжелый тип – более 30 м.

АЛ-45(257)ПМ – 109

Классификация пожарных АЛ:

ТТХ пожарной АЛ-30(131)ПМ-506

1. Базовое шасси ЗИЛ – 131

2. Число мест боевого расчета – 3

    максимальная длина полностью выдвинутой лестницы (м) – 30 (можно достичь 8-го этажа).

    Максимальная рабочая нагрузка на вершине лестницы при угле подъема 75 о (кН) – 250.

    Диапазон угла подъема (град) – 0 о – 75 о.

    Наибольший вылет (м) стали поворотного круга с рабочей нагрузкой на вершине – 16

    Грузоподъемность при использовании автолестницы в качестве подъемного крана (при сдвинутой лестнице) (кг) при угле подъема град: 0 о – 30 о – 500кг; 30 о – 60 о – 750 кг; 60 о – 75 о – 1000 кг.

    Минимальный угол подъема при котором колено может сдвигаться под действием собственного веса, град. – 30 о.

    Рабочее давление в гидросистеме – 16 (мПа).

    Рабочая жидкость гидросистемы – всесезонное масло ВМГ-3.

    Вместимость бака гидросистемы – 90 л.

    Наименьшее время маневров лестницы без нагрузки (С) подъем от 0 о до 75 о – 25.

выдвижение на полную длину при угле подъема 75 о – 25

поворот на 360 о – 60

Маневр: подъем от 0 о до 75 о, полное выдвижение и поворот на 90 о – 90.

Нормы положенности ПТВ, оборудования и инвентаря на автолестнице АЛ-30(131) ПМ-50Б.

    Ствол лафетный – 1 шт.

    Сменные насадки к лафетному стволу ф25 и 28 мм. – 2 шт.

    Веревка спасательная дл. 30 м. в чехле – 1 шт.

    Веревка для управления лафетным стволом – 1

    Растяжная веревка с катушкой – 2 компл.

    Гребенка для 4-х ГПС – 600, 2000м – 1 шт.

    Лестница штурмовая – 3 шт.

    комплект инструмента для резки эл.проводов – комплект.

    ручной немеханический пожарный инструмент ПТО – всего 27 наименований.

Общее устройство АЛ-30(131)ПМ-506

    шасси пожарной автолестницы с кабиной, платформой и передней опорной рамой;

    комплект колен (телескопически выдвигающиеся);

    опорное устройство;

    подъемно-поворотное устройство;

    дополнительная трансмиссия на гидронасос;

    приводы движений (подъема, поворота и выдвижения) с гидросистемой;

    органы управления;

    автоматические предохранительные и блокирующие устройства;

    дополнительное электрооборудование и связь.

Шасси пожарной автолестницы с кабиной, платформой и передней опорной рамой:

    базовое шасси ЗИЛ-131 с дополнительной трансмиссией на гидронасос;

    кабина водителя трехместная;

    платформа металлическая коробчатой конструкции;

    ящик для размещения вывозимого оборудования;

    за кабиной размещена передняя опорная рама, которая служит для опирания комплекта колен в транспортном положении.

В случае выхода из строя дополнительной трансмиссии или двигателя в конструкции АЛ предусмотрен аварийный привод для приведения АЛ из рабочего положения в транспортное.

Гидронасос – насос – гидромотор ***** - поршневого типа.

Принцип действия:

При вращении диска 1 система поршней со шторками тоже будет вращаться, а вместе с этим буде вращаться и ротор 2.

Цилиндрические отверстия ротора будут поочередно соединяться с всасывающей и напорной полостями гидронасоса.

Сам же к одной из полостей (всасывающей или напорной) подводить масло под давлением, а от другой отводить в масляный бак, то механизм будет работать как двигатель.

На пожарной автолестнице такие механизмы используются в качестве насосов для создания высокого давления рабочей жидкости и в качестве двигателей приводов поворота лестницы и выдвижения комплекта колен. Мы еще вернемся к ним.

Комплект колен:

Состоит из четырех основных и одного дополнительного колен, выдвигаемых по направляющим пазам на роликах.

Нумерация колен сверху вниз.

Нижнее – четвертое колено крепится к поворотной раме шарнирно при помощи шкворня. Выдвижение основных колен осуществляется с помощью стальных спаренных канатов. Принцип выдвижения аналогичен тому, как на выдвижной ручной пожарной лестнице Л-3К. Канаты выдвижения третьего колена нижними концами наматываются на барабан лебедки, а верхними концами проходят через блоки, установленные на вершине 4 колена, и крепятся в нижней части 3 колена через винтовую муфту с правой и левой резьбой, которая служит для уменьшения длины и натяжения правой и левой ветвей канатов.

Нижние концы канатов второго колена закреплены на вершине 4 колена, проходят через блоки на вершине 3 колена и закреплены в нижней части второго колена через регулировочную резьбовую муфту. Канаты первого колена нижними концами закреплены за вершину 3 колена, проходят через блоки на вершине второго колена и закреплены через блоки и муфту в нижней части первого колена.

При такой системе все колена относительно друг друга выдвигаются с одинаковой скоростью, а абсолютные скорости их будут разные.

Опорное устройство .

Служит для обеспечения устойчивости АЛ при работе и предотвращения перегрузки колен.

Устройство: - опорная рама;

Четыре выдвижные опоры с гидроцилиндрами и гидрозамками.

Два механизма блокировки (выключения) задних рессор с гидроцилиндрами и гидрозамками;

Золотники управления расположенные в задней части платформы слева и справа.

При выдвижении передних опор срабатывают и механизмы блокировки рессор.

1; 2; 3 – поршни

4; 5 – штуцеры

При подъеме масла под давлением в штуцер 4 поршень 1 перемещается влево и открывает путь А.

Поршни 2 и 3 при этом перемещаются вправо и масло из полости Б поступает через штуцер 5. (и наоборот.

Подъемно-поворотное устройство:

Служит опорным основанием комплекта колен и обеспечивает подъем, опускание и поворот лестницы.

Устройство: - поворотный круг, состоящий из неподвижной и подвижной частей;

      поворотная рама;

      подъемная рама;

Внутри поворотной рамы на поворотном круге и на подъемной раме размещены привода лестницы: - осевой коллектор;

      два цилиндра подъема;

      приводы выдвижения и поворота;

      механизм бокового выравнивания – для того, чтобы ступени лестницы всегда были в горизонтальном положении. Срабатывает автоматически.

Гидропривод систем подъема, выдвижения и поворота.

Подъем комплекта клен осуществляется двумя гидроцилиндрами. Для безопасной работы привода подъема при выдвинутом положении лестницы предусмотрены гидрозамки и фрикционные гидрозахваты.

Привод выдвижения и сдвигания колен состоит :

      гидромотор;

      червячный редуктор;

      барабан для наматывания стальных канатов.

Вал червяка имеет тормозное устройство, которое по принципу действия аналогично гидрозахвату цилиндра подъема.

Привод поворота состоит из:

      гидромотора;

      червячного редуктора;

      ведущей шестерни.

Гидросистема : - обеспечивает работу всех исполнительных механизмов автолестницы.

Состоит из: - гидронасоса;

    • кранов управления;

      цилиндров;

      гидромоторов;

      предохранительного клапана;

      осевого коллектора;

      датчика газа;

      кранов переключения;

      гидронасоса с электроприводом;

      гидрозамков;

      крана разгрузки гидронасоса;

      автоматического регулятора оборотов двигателя;

      обратных клапанов и маслопроводов.

Элементы управления АЛ, блокировки и дополнительное электрооборудование:

      пульт управления с сиденьем для оператора;

      на пульте 4 рукоятки «Подъем – опускание», «выдвижение - сдвижение», «поворот» и датчик газа двигателя;

      указатель длины выдвижения и указатель подъема;

      манометр, показывающий давление рабочей жидкости в сливной линии.

Безопасность работы АЛ обеспечивается наличием в её конструкции блокирующих устройств, это :

      концевые выключатели на вершине лестницы которые автоматически выключают поворот или выдвижение лестницы, если вершина лестницы упрется в препятствие;

      ограничители длины выдвижения – отключают привод выдвижения при достижении максимально допустимой длины при данном угле подъема колен;

      ограничители грузоподъемности;

      ограничители вылета лестницы, угла опускания и опрокидывающего момента.

Во всех случаях срабатывания блокирующих устройств оператор на пульте предупреждается звуковым и световым сигналом, а движение лестницы выключается.

Дополнительное электрооборудование :

включает: - приборы сигнализации;

      внешнее освещение, освещение рабочих мест и отсеков;

      датчики и сигнальные лампы различного назначения;

      переговорное громкоговорящее устройство.

К ним относятся:

      двухканальный звуковой сигнал;

      электрическое переговорное устройство;

      осветительные фары на вершинах первого и четвертого колен;

      лампы освещения пульта и включения блокировок;

      сигнальные лампы;

аварийный электропривод гидросистемы и др.

Порядок установки пожарных авто лестниц:

В транспортном положении комплект колен должен опираться на переднюю опорную раму, опоры должны быть подняты, задние рессоры разблокированы.

Подъезд к обслуживаемому объекту должен быть выбран из расчета максимально возможного удобства установки АЛ и ее работы.

Целесообразно АЛ устанавливать на расстоянии приблизительно 10 метров от здания.

    Установку производить параллельно зданию, а после подъема комплекта коленьев повернуть их к стене. Если местные условия не позволяют подъехать боковой стороной, можно установить АЛ и перпендикулярно, но не более 18 метров от оси поворотного круга от стены (АЛ-30) и не более 16 метров (АЛ – 45).

    После установки на выбранную площадку, надо затянуть ручной тормоз;

    На АЛ-30 рычаг включения РК поставить в нейтральное положение, а рычаг КП на четвертую передачу;

    Включить компрессор;

    нажать на педаль крана разгрузки насоса у АЛ-30 и убедиться в достаточном давлении в гидросистеме по манометру;

    Опустить опоры до жесткого упора в грунт и заблокировать рессоры (сначала опускаются передние опоры, а затем задние);

    При необходимости подложить под опоры деревянные подкладки, а под задние колеса – упоры.

Управление при работе .

    первой операцией является подъем комплекта коленьев, так как все другие движения (поворот, выдвигание) заблокированы;

    подъем вначале надо производить на малой скорости, а после достижения угла 30-40º переводить на большую скорость;

    при достижении предельного угла наклона комплекта коленьев, подъем их у АЛ прекращается;

    следует иметь ввиду, что АЛ-30 при подходе вершины лестницы к границе поля безопасности (во время опускания выдвинутой лестницы) опускание автоматически прекращается;

    при повороте комплекта коленьев вправо оператор должен быть особо внимательным) т. к. поле зрения его в этом случае частично загораживается комплектом коленьев;

    поворот полностью выдвинутой и поднятой лестницы должен вестись с очень плавным ускорением и замедлением, во избежание колебаний лестницы;

    наиболее ответственным движением лестницы является выдвигание ее коленьев до требуемой высоты. Выдвигание у АЛ возможно только после подъема комплекта коленьев на угол 10º, полное выдвигание у АЛ – 30 возможно при угле подъема 50º и выше;

    выдвигание коленьев производиться, как правило, на 1-1,5 м. выше карниза кровли, площадки, ограждения и т. п.;

    подвод вершины лестницы к границе поля движения и, в особенности, к месту опоры необходимо производить на малой скорости;

    после прекращения выдвигания необходимо посадить коленья на замыкатели;

    в ветреную погоду при выдвигании лестницы должны применяться растяжные веревки;

    если лестница применяется с использованием опоры, то она должна только касаться опоры, а давление на опору должно передаваться только при загружении комплекта коленьев;

    лестница перед сдвиганием должна быть поднята, отведена от опоры и выдвинута на 50 мм.;

    укладка лестницы производиться путем опускания сдвинутого до упора комплекта коленьев на переднюю опорную стойку;

    в целях уменьшения нагрева рабочей жидкости нагружать насос рабочим давлением только при выполнении движений. В перерывах между движениями в гидросистеме должен быть режим холостого хода;

Очередная сборка модели из серии пожарных автомобилей, но на этот раз, это автолестница АЛ-30 на базе ЗИЛ-131. Модель должна получиться довольно интересной, ибо при желании, есть возможность собрать лестницу поворотной и раскладывающейся, да и опорные лапы тоже можно сделать складывающимися. Теперь немного о грустном, с этим набором АВД переплюнул сам себя, в плане наплевательского отношения к нам, то есть к своим клиентам. Собрал уже несколько моделей из серии "Автомобиль в деталях" и чуть ли не через раз попадаются наборы с недостачей. То железные оси не докладывают, то лесенки потеряют, но как правило, теряют или не докладывают мелкие детали.

Здесь же умудрились не доложить аж три детали, две из них далеко не со спичечную головку. Вначале подумал что это я такой счастливчик, но как оказалось, даже на популярных интернет-магазинах, в обзорах содержимого данного конструктора выложены фотки литников с такими же недостачами. Странно что железную кабину положили в набор, хотя АВД ещё есть к чему стремиться, так что возможно скоро по полнабора будут выпускать или вообще пустые коробки:-) Что-то я сильно сомневаюсь что Tamiya или Revell так же часто косячат, хотя не берусь судить, ибо давно уже не собираю конструкторы этих фирм. В общем берите на заметку, ибо если надумаете покупать такой набор с лестницей АЛ-30, то прежде чем выбросить кассовый чек и начать склеивать модель, стоит проверить содержимое набора, и если что, нести его обратно в магазин и качать свои права:-)

Собственно на фото ниже, пометил каких деталей не хватает в данном наборе. На верхней же фотке, сами кастрированные литники. Подозреваю что по каким то причинам, партию литников ссыпали в дальний угол производства. Но со временем всё же подмели с пола веником, расфасовали и разложили по коробкам, ибо при распечатывании этого конструктора, некоторые рамки были покрыты толстым слоем пыли (не алмазной).

Начинаем потихоньку собирать модель, обклеивая раму машины разнообразными деталями.

Так как сиденье оператора автолестницы мне не доложили, решил приспособить сидушку из остатков предыдущих наборов АВД (фото ниже).

Недостающие детали под номером 14 и 15, в основном прикрывают днище машины. Поэтому пришлось из огрызков пластика, частично восстанавить его (фото ниже).

Второй фрагмент направляющего короба для выдвижных опор, который должен был быть на недостающей детали под номером №14, решил отлить из смолы. Так как его конструкция довольно сложна для ручного изготовления, и в то же время примитивна для отливки, так как имеет конусовидную форму (фото ниже). Благо эта деталь в наборе повторяется (№17) и поэтому есть с чего делать копию.

Чтобы опорные лапы не выдвигались под собственным весом, вклеил полоски картона внутрь направляющего короба (фото ниже). Хотя лучше было бы вклеить полоски ткани, она лучше подошла бы на роль уплотнителя.

После сборки лестницы, решил немного сточить пластика со всех направляющих, так как все эти фрагменты довольно плотно собираются воедино и соответственно туго выдвигаются. А учитывая что ещё будет слой алюминиевой краски, то есть вероятность что из-за такой плотной сборки, тяжело будет разложить лесенку или же краска очень быстро слезет с направляющих. В общем с направляющих шипов, лишний пластик снял стамеской (фото выше), ибо этот способ быстр и лёгок. А из пазов выбрал его с помощью абразива (фото ниже), который соскрёб с наждачной бумаги. То есть тупо использовал песок вместо смазки, чтобы при складывании и раскладывании секций лестницы, он сжирал лишний пластик с направляющих. После того как ход лестниц стал более-менее лёгким и свободным, помыл их и окрасил эмалью.

Как обычно грунтуем всё это дело. После просушки грунта, покрыл красной эмалью KUDO (KU-4090) В моём случае, это опять таки автоаэрозоль, которая плоха тем, что очень жидкая и соответственно плохо укрывает поверхность. Особенно хорошо это заметно на всевозможных швах и углах модели, ибо просвечивается светлая или тёмная основа, приходится на некоторые детали наносить второй слой эмали. Поэтому советую использовать вам специальные краски для моделизма, минус которых - цена, объём, возня с аэрографом.

Лестницы не грунтовал, чтобы не наращивать слои краски на направляющих. Окрашивал же их в два слоя, алюминиевой эмалью KUDO (KU-1025). Перед этим испробовал её на пустых рамках литника, как оказалось, да же без грунтовки держится на голом пластике эта эмаль довольно крепко, ногтем соскребается очень и очень плохо.

После того как хорошо просушили все фрагменты лестницы, собираем её воедино.

Слегка поспешил и установил стёкла на кабину, хотя сперва нужно было бы нанести белые полосы и окрасить двери, так как скотч может испачкать клеем пластиковые стёкла, а все эти лишние протирания могут оставлять микро-царапины на пластиковом глянце.

После нанесения белых полос и окраски дверей, собираем и устанавливаем кабину на раму модели.

Наклеиваем на модель декали, зеркала, фонари и прочие элементы отделки. После чего, в зависимости от назначения, окрашиваем все эти прозрачные фонари цветными лаками (фото ниже).

На завершающем этапе, устанавливаем кассету с фрагментами лестницы на своё место, после чего, делаем небольшой фотоотчёт (фотки ниже) и ставим модель пылиться на полку:-)

В целом модель практически всем устраивает, разве что, отверстие на бампере немного напрягало. А так как недавно начал собирать вот эту техничку , с которой в комплекте как раз таки идёт эта лебёдка, то решил кое-как скопировать её, сделав слепок в желатине и отлить с его помощью копию этой детали из смолы (фото выше). Конечно эта машина больше заточена для рассекания по многоэтажным бетонным джунглям, а не для того чтобы топиться в болоте по самые зеркала. Но уж очень просилась эта лебёдка на своё место, тем более, думаю её можно использовать для оттаскивания всяких машин мешающих проезду.

Выдвижная лестница с гидравлическим приводом – незаменимое устройство, которое в обязательном порядке входит в комплектацию большинства пожарных машин. Основное предназначение данной конструкции заключается в спасении людей при возникновении огневой опасности в высотных многоэтажных домах. Наиболее распространенными моделями этого устройства являются автолестницы типа АЛ 30 и АЛ 50. Об их конструктивных особенностях, а также о правилах эксплуатации, согласно инструкции, и пойдет речь в этой статье, иллюстрированной большим количеством фото и видео.

Гидравлическая выдвижная лестница для пожарной машины - незаменимая техника, помогающая спасать людей

Пожарная автолестница – описание устройства

Пожарная автолестница – это особый вид спасательной техники, который представляет из себя раздвижную поворотную конструкцию с подъемным приводом на гидравлике. Системы модификаций АЛ 30 и АЛ 50 крепятся на шасси специализированных грузовых транспортных средств – чаще всего на автомобилях, выезжающих на место возгораний.

Автолестница АЛ 50 в раздвижном виде способна достать даже до самых верхних этажей

Предназначение автолестниц АЛ 30 и АЛ 50

Автолестницы данного типа используется:

  • при тушении пожаров;
  • в аварийно-восстановительных работах;
  • для проведения спасательных операций по эвакуации людей.

Ни одно подразделение пожарников не может обойтись без этого надежного технологического устройства

Пожарные лестницы обеспечивают доступ команды спасателей в труднодоступные места на высотных зданиях. Также с их поддержкой осуществляется доставка спецсредств тушения пожара и специального оборудования на требуемую высоту.


Конструкция позволяет поднимать на этажи высоток, как пожарных, так и необходимое для ликвидации огня оборудование

Часто с помощью конструкций АЛ 30 и АЛ 50 осуществляется эвакуации потерпевших с верхних этажей строения и материальных ценностей.

Условия эксплуатации

Пожарная техника АЛ 30 и АЛ 50 имеет целый ряд конструктивных особенностей (о них читайте далее), что позволяет ее эксплуатировать в различных климатических условиях, в том числе и при больших перепадах температур.


Данные системы способны бесперебойно работать и в жару и в сильных холод, выдерживая температурные нагрузки от -35 до +35 градусов

Данная система с легкостью выдерживает температурную нагрузку от – 35 до +35 градусов по Цельсию. А при соблюдении конкретных инструкций, такие системы могут применяться и при более невысоких температурах.


На фото представлен пожарный автомобиль, оснащенный автолестницей модификации АЛ 30

Классификация пожарных автолестниц

Пожарные конструкции типа АЛ 30 и АЛ 50 классифицируют по таким параметрам:

  • длине системы в разложенном виде;
  • количеству колен;
  • типу привода.

Данные конструкторские системы классифицируются в зависимости от их длины, числа узлов и типа привода

Длина

По данному показателю автолестницы бывают:

  • легкого типа – длина составляет до 20 метров;
  • среднего – от 20 до 30 метров;
  • тяжелого – длина превышает 30 метров.

Автолестница пожарная в раздвижном виде может достигать длины 50 метров

Число колен

По количеству колен системы классифицируются на:

  • трехколенные;
  • четырехколенные;
  • шестиколенные.

При повышении длины конструкции, возрастает и число колен.


Данная система обладает повышенной прочностью и имеет надежные узлы

Типы приводов

Что касается типов приводов, то лестницы пожарные подразделяются на:

  • автолестницы с гидравлической системой;
  • с механическим приводом;
  • с комбинированной коробкой.

Самое большее применение нашли автоприспособления на гидравлике (см. фото).


Наиболее распространенной в применении считается конструкция с гидравлическим механизмом

Как расшифровать маркировку автолестниц

Маркировка пожарных конструкций осуществляется знаками и цифрами. Рассмотрим ее более детально на примере автолестниц АЛ 30.


Маркировка пожарной авто лестницы расшифровывается довольно просто: АЛ 30 - автомобильная лестница длинной 30 метров

Итак, данная маркировка расшифровывается следующим образом:

  • А-автомобиль;
  • Л-лестница;
  • 30 – цифра, обозначающая длину устройства в разложенном виде, этот показатель представлен в метрах.
На фото схематически представлена пожарная конструкция типа АЛ-50

Инструкция по эксплуатации

К данному высокотехнологичному инженерному устройству была разработана специальная инструкция по эксплуатации системы. Данный акт обязателен для ознакомления всех членов пожарных расчетов.


Очень важно. чтобы после выполнения учений либо пожарных работ, лестница правильно была обслужена и находилась в боевой готовности

Сам документ состоит из таких основных пунктов, обязательных для выполнения:

  • С целью обеспечения работоспособности пожарной гидравлической конструкции, ее необходимо хранить в отапливаемом гараже, при температуре не иже 5 градусов по Цельсию. Но при этом система обязана всегда оставаться в боевой готовности – быть должным образом укомплектованной оборудованием и заправленной ГСМ.


    После возвращения машины с задания, необходимо проверить все детали пожарной лестницы, а также очистить их, протереть и смазать

  • После каждого выезда на пожар либо проведения учебного (тренировочного) занятия автолестницу необходимо очистить, протереть и смазать согласно с картой смазки. Также необходимо проверить конструкцию на исправность замыкателей, узлов и гидравлической системы. В случае обнаружении на тросах обрыва, их необходимо срочно заменить.


    В период стоянки в гараже конструкция должна храниться в идеальном состоянии

  • Подъезд автолестницы к объекту следует осуществлять так, чтобы систему можно было беспрепятственно разложить. При этом, чем выше нужно поднять лестницу, тем она поближе обязана находится к обслуживаемому объекту.
  • Не допускается работа на конструкции, если ее платформа имеет угол наклона к горизонту более чем 6 градусов. При данном нужно наблюдать, чтобы задние колеса транспортного средства не оказались на крышке шахт, пожарных колодцев, в траншеях, зыбкой почве и так далее (см. фото).


    Перед тем, как начать поднятие устройства, водитель должен убедиться, что машина надежно и устойчиво зафиксирована на месте

  • Перед подготовкой к работе нужно затянуть ручной тормоз пожарной машины и опустить опорные щеки. Управление конструкцией следует производить с помощью рукояток и маховичков на пульте.
  • Первым маневром лестницы считается ее рост, поскольку в автотранспортном положении все оставшиеся перемещения заблокированы.


    Пожарный автомобиль, укомплектованный лестничной гидравлической системой, должен всегда находится в исправном состоянии

  • Самым серьезным перемещением конструкции считается выдвижение коленьев до нужной высоты. Расклад первого колена следует исполнять на небольшой скорости. После того, как вершина лестницы достигнет максимальной отметки, коленья нужно поставить на замыкатели, а двигатель автомобиля заглушить.

    Перед тем, как начинать подъем и спуск по лестнице, пожарные должны убедиться, что она устойчиво зафиксирована по отношению к стене

    Заключение

    Таким образом, пожарные автолестницы типа АЛ 30 и АЛ 50 являются незаменимыми конструкциями для обеспечения безопасности людей, проживающих в городах и других населенных пунктах, где есть высотные дома. Данные конструкции позволяют оперативно и своевременно добраться до места проведения спасательных операций и спасти жизни людей.


    Автолестницы пожарные спасли жизни большому количеству пострадавших и продолжают служить на благо людей

    Видео

    Вашему вниманию предлагается интересное видео о работе пожарный расчетов при помощи лестничной конструкции АЛ 30 (АЛ 50).

АВТОЛЕСТНИЦА ПОЖАРНАЯ АЛ-30(131) Л-21

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Л21. ТО

В Н И М А Н И Е!

Автолестница АЛ-30(131) на шасси ЗИЛ-131 представляет собой сложную машину, способную обеспечивать возможность проникновения в верхние этажи горящих зданий и эвакуации людей и ценностей по маршу лестницы.

Для управления и эксплуатации такой машины необходимы: знания, опыт и четкое выполнение указаний инструкции.

Эксплуатация автолестницы длиной 30 метров АЛ-30 (131) на шасси ЗИЛ-131 без прохождения курса обучения обслуживающим и эксплуатирующим персоналом, сдачи экзаменов и аттестования с выдачей на руки удостоверения на заводе-изготовителе – ЗАПРЕЩЕНА.

С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ I. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ................................................................
1. НАЗНАЧЕНИЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ......................................................................
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ....................................................................................
3. СОСТАВ. УСТРОЙСТВО И РАБОТЫ АВТОЛЕСТНИЦЫ............................
3.1 Шасси.........................................................................................................................
3.2 Платформа......................................................................................................
3.3 Опорная стойка..............................................................................................
3.4 Силовая группа..............................................................................................
3.5 Коробка отбора мощности...........................................................................
3.6 Установка насоса...........................................................................................
3.7 Насос-гидромотор..........................................................................................
3.8 Бак для масла.................................................................................................
3.9 Фильтр.............................................................................................................
3.10 Датчик газа...................................................................................................
3.11 Гидросистема................................................................................................
3.12 Опорное устройство....................................................................................
3.13 Механизм блокировки рессор...................................................................
3.14 Опора..............................................................................................................
3.15 Гидрозамок цилиндра опоры....................................................................
3.16 Краник управления опорой.......................................................................
3.17 Опорная рама...............................................................................................
3.18 Поворотная опора........................................................................................
3.19 Башня гидромеханизмов............................................................................
3.20 Привод поворота..........................................................................................
3.21 Цилиндр подъема.........................................................................................
3.22 Гидрозамок цилиндров подъема...............................................................
3.23 Кран разжима захватов..............................................................................
3.24 Привод выдвигания....................................................................................
3.25 Осевой коллектор........................................................................................
3.26 Ручной насос.................................................................................................
3.27 Пульт управления.......................................................................................
3.28 Кран управления.........................................................................................
3.29 Кран разгрузки насоса................................................................................
3.30 Схема привода прибора блокировки.......................................................
3.31 Прибор блокировки.....................................................................................
3.32 Кран переключения....................................................................................
3.33 Предохранительный клапан.....................................................................
3.34 Механизм бокового выравнивания.........................................................
3.35 Цилиндр бокового выравнивания...........................................................
3.36 Обратный клапан........................................................................................
3.37 Комплект колен.............................................................................................
3.38 Замыкатели....................................................................................................
3.39 Электрооборудование...................................................................................
3.40 Лафетный ствол............................................................................................
4. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ.............................................
5. ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ......................................................
6. МАРКИРОВАНИЕ, ПЛОМБИРОВАНИЕ И УПАКОВКА...............................
ЧАСТЬ II. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ...............................................
7. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ................................................................................................
8. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ....................................................................
9. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ......................................................................................
9.1 Готовность автолестницы.............................................................................
9.2 Прибытие к месту назначения и подготовка к работе............................
10. ПОРЯДОК РАБОТЫ...............................................................................................
10.1 Общие указания............................................................................................
10.2 Подъем лестницы..........................................................................................
10.3 Поворот лестницы........................................................................................
10.4 Выдвигание и сдвигание лестницы...........................................................
10.5 Опускание лестницы для прислонения....................................................
10.6 Подъем людей по лестнице.........................................................................
10.7 Работа лафетным стволом...........................................................................
10.8 Укладка лестницы........................................................................................
10.9 Перемена места работы...............................................................................
10.10 Работа ручным насосом.............................................................................
10.11 Применение лестницы для подъема грузов...........................................
10.12 Работа при низких темпиратурах............................................................
11. ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАСТРОЙКА…….
12. ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ.......
12.1 Общие указания............................................................................................
12.2 Уход за гидросистемой.................................................................................
12.3 Заполнение гидросистемы...........................................................................
12.4 Замена масла в гидросистеме.....................................................................
12.5 Фильтр............................................................................................................
12.6 Насос и гидромоторы...................................................................................
12.7 Поворотная опора.........................................................................................
12.8 Опоры..............................................................................................................
12.9 Колена лестницы...........................................................................................
12.10 Канаты..........................................................................................................
12.11 Замыкатели..................................................................................................
12.12 Электрооборудование.................................................................................
12.13 Виды и периодичность технических проверок оборудования и испытаний.......................................................................
12.14 Перечень проверок и технического обслуживания ЕО.......................
12.15 Перечень проверок и технического обслуживания ПО.....................
12.16 Перечень проверок и технического обслуживания ТО-1...................
12.17 Перечень проверок и технического обслуживания ТО-2...................
12.18 Перечень проверок и технического обслуживания СО......................
12.19 Грузовые испытания.................................................................................
13. ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ИЛИ ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.....................................................
14. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ...............................................
15. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ.........................................................................................
16. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ.....................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Перечень подшипников качения, применяемых в автолестнице....................
2. Перечень резиновых уплотнительных колец, защитных шайб по ГОСТ 9833-61 и манжет, применяемых в автолестнице...............................
3. Характеристика масел, применяемых в гидросистеме......................................
4. Перечень элементов электрической схемы..........................................................
5. Таблица смазки..........................................................................................................
6. Альбом иллюстраций (выпущен отдельным документом)...............................
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В В Е Д Е Н И Е

Техническое описание и инструкция по эксплуатации приведены для детального ознакомления расчетов пожарных подразделений с устройством и работой пожарной автолестницы АЛ-30(131) Л21.

Помимо настоящего ТО необходимо пользоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-131, техническим описанием и инструкцией по обслуживанию переговорного устройства УН.67.ТО.

Инструкцией по эксплуатации КОМ-1 и другими документами, прилагаемыми к автолестнице.

ЧАСТЬ I. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

НАЗНАЧЕНИЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ

1.1 Пожарная автолестница длиной 30 м на автошасси ЗИЛ-131 АЛ-30(131) предназначена для:

а) подъема личного состава и вооружения пожарных команд в верхние этажи

зданий при тушении пожаров;

б) спасания и эвакуации людей и ценностей из верхних этажей зданий;

в) тушения пожаров при помощи лафетного ствола, закрепленного на вершине

лестницы и рукавов, прокладываемых по маршам колен;

г) вспомогательных работ на высоте до 30 м.

В случае необходимости высота лестницы за счет дополнительного колена может быть увеличена до 32 м.

1.2 Автолестница может эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха в пределах от + 40 до -35 о С.

1.3 Автолестница не может эксплуатироваться на площадках с уклоном более 6 о в любом направлении, а так же на площадках с мягких насыпным грунтом.

1.4 При скорости ветра более 10 м/с эксплуатация ее возможна с некоторыми ограничениями (см.разд.10).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НОРМА
Длина полностью выдвинутой лестницы, м То же с дополнительным коленом, м
Габариты автолестницы в походном положении, мм не более Длина Ширина Высота
Общая масса автолестницы и нагрузки по осям в походном положении (полностью заправленной и с экипажем 3 человека), т не более: общая масса нагрузка на переднюю ось нагрузка на заднюю тележку 10,36 3,20 7,10
Время маневров автолестницы на максимальной скорости, сек Подъем от 0 до 75 о Опускание от 75 до0 о Выдвигание на полную длину Сдвигание при угле наклона 75 о Поворот на 360 о Одновременный маневр двумя любыми движениями 30+/-3 30+/-3 30+/-3 30+/-3 60+/-5 60+/-5
Наибольший рабочий вылет от оси поворотного круга до проэкции вершины лестницы (рис.2), м. Граница поля безопасности 18+/-0,5
Допустимая нагрузка на полностью выдвинутую и прислоненную к стене лестницу – масса людей, равномерно расположенных по ней через каждые 3 метра, кг
Расстояние между осями полностью выдвинутых опорных тарелок в поперечном направлении, м, не менее 3,3
Минимальный угол, при котором возможно сдвигание, град. 30 о +/-3 о
Грузоподъемность сложенной лестницы, используемой в качестве крана, кг, не более
Рабочее давление в гидросистеме МПа (кгс/см 2) 10-12(100-120)
Рабочая жидкость гидросистемы: Заменители: Масло ВМГЗ ТУ 38-1-196-68 Масло МГ-30 ТУ-38-1-01-50-70 Масло веретенное АУ ГОСТ 1642-50 Масло ИС-30 ГОСТ 8675-62
№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НОРМА
Интервал допустимых рабочих температур масел, о С: ВМГЗ МГ-30 ИС-30 АУ- От -40 до +65 От 5 до 80 От 5 до 80 От -10 до +65
Количество рабочей жидкости в гидросистеме автолестницы, л в том числе емкость бака, л 200+/-20 90+/-5
Производительность насоса при 188,4 рад/с (1800 об/мин), л/мин 95+/-5
Заправочная емкость червячного редуктора привода поворота, л не более
Заправочная емкость червячного редуктора привода выдвигания, л не более 0,6
Заправочная емкость топливного бака, л, не менее

Это заготовка статьи - вы можете приложить и свои усилия, что бы она обрела окончательную форму!

АЛ-30(131)Л21
Специальный пожарный автомобиль M-класса , пожарная автолестница

Модель: АЛ-30(131)Л21

Показатели назначения

Показатели надежности

Показатели экономного использования топлива

Эргономические показатели

Показатели транспортабельности

Общие сведения

Автолестница АЛ-30(131)Л21 предназначена для подъёма личного состава и пожарно-технического вооружения на этажи здания, для спасения и эвакуации людей, тушения пожаров с применением пожарных водяных стволов и пенных генераторов , а также выполнения специальных работ в области применения с 3 по 9 этажи жилых зданий. При сдвинутых коленах лестница может использоваться в качестве подъёмного крана.

Тактические возможности

Информация взята в "Справочник руководителя тушения пожара", В.П. Иванников, П.П. Клюс.

Конструктивные особенности

По конструкции шасси АЛ-30(131)Л21 однотипна с базовым автомобилем и представляет собой трёхосный переднемоторный полноприводный автомобиль с управляемыми колёсами передней оси и сближенными задними осями. Несущая система - лонжеронная рама лестничного типа. Двигатель - четырёхтактный, бензиновый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, восьмицилиндровый, V-образный, модели ЗиЛ-131, номинальной мощностью 110 кВт при 3200 об. коленчатого вала в минуту. Воздушный фильтр двигателя - пеномасляный, трёхступенчатый. Трансмиссия - механическая, проходного типа, с сухим однодисковым сцеплением, коробкой передач схемы 5 + 1, двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивающей автоматическое подключение переднего моста при включении пониженной передачи и автоматическое его отключение при переходе на прямую передачу (при движении на прямой передаче в раздаточной коробке возможно принудительное включение переднего моста). ШРУСы переднего моста - шарикового типа.

Подвеска колёс передней оси - зависимая, на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидроамортизаторами двустороннего действия. Подвеска колёс задних осей - рессорно-балансирная.

Рулевой механизм - винт, шариковая гайка, зубчатый сектор, с гидравлическим усилителем. Рабочая тормозная система - с пневматическим приводом и колодочными барабанными тормозными механизмами на всех колёсах. Стояночная тормозная система - с механическим приводом и барабанным трансмиссионным тормозным механизмом.

Кабина цельнометаллическая, трёхместная. Оперение цельнометаллическое, с капотом аллигаторного типа.

При переводе автолестницы из транспортного в рабочее положение автомобиль вывешивается на выдвижных боковых упорах.