Что символизирует кулич? Наряду с вопросом о традиции красить куриные яйца к Светлому Христову Воскресению, это один из важнейших вопросов подготовки к важнейшему христианскому празднику года. На вопрос, что символизирует пасхальный кулич, на портале Православие.Ру ответил Иеромонах Иов (Гумеров).

Особое место Спасителя

Во время Тайной вечери Христос благословил именно квасной (дрожжевой) хлеб, по-гречески называющийся «артос», а не пресный, который по-гречески называется «асима».

Предание гласит, что после того, как Христос воскрес, он посещал апостолов во время совершения ими трапез. Для него было предназначено особое место в центре стола, которое никто не занимал. Именно там и лежал предназначенный для Спасителя хлеб. На основе этих событий позднее сформировалась традиция оставлять хлеб в храме (сегодня мы называем его артос). Как это делали апостолы, в храме артос оставляют на специально отведенном для этого столе.

Во время Светлой Седмицы артос несут с собой во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу раздают верующим в знак благословения. Со временем у верующих сформировалась еще одна традиция: поскольку семья представляется как малая Церковь, то и в каждой семье может быть свой артос. Это и есть тот самый хлеб цилиндрической формы из сдобного теста - кулич или kollikion, круглый хлеб по-гречески.

Это слово постепенно вошло в европейские языки: kulich - в испанском, koulitch - по-французски. В этом и заключается ответ на вопрос, что означает пасхальный кулич в православии. Приготовляя куличи (пасхи, паски) к Светлому Христову Воскресенье, верующие уповают на то, что в их доме также имеет место присутствие Спасителя.

Пасхальный кулич, каким мы его знаем в современном виде, заменил ветхозаветные опресноки. В отличие от последних артос всегда готовили на дрожжевом тесте, что означает переход от Ветхого Завета к Новому. Сам Иисус Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами). В пасхальном куличе, в отличии от артоса, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Что символизирует изюм в куличе? Ту самую сладость от соприкосновения с божественным, уверенность в обретенной защите и искуплении грехов.

Особое значение творожного кулича

Если кулич из сдобного теста, как правило, имеет форму цилиндра с «шапочкой» на верхушке, то творожную пасху формируют в виде пирамиды. Усеченная пирамида - символ гроба, в котором произошло великое чудо воскресение Иисуса Христа. Именно поэтому на одной из внешних сторон творожного кулича-пирамиды размещают буквы «ХВ» — Христос Воскрес.

На оставшихся сторонах пирамиды принято изображать крест, копье или трость, а также ростки и цветы, которые символизируют страдания, которые Спаситель понес на кресте. Таким образом, пасхальный кулич заместил на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца.

Еврейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принес Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала. Творожная пасха, приготовленная без пролития крови, напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло. Христос стал Агнцем, закланным за грехи людей.

Что касается традиции приветствовать друг друга «Христос Воскрес!», то она берет свое начало в ранее описанных событиях, когда Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». Окрашенные на Пасху куриные яйца, особенно, в красный цвет, также служат символом возрождения и крови Спасителя, пролитой за все человечество.

В пасхальном куличе, в отличии от артоса, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи.

Свеча в пасхальном куличе

Особый вопрос - что означает свеча в куличе. При подготовке к освящению в храме куличей, яиц и других продуктов, которые утром в Светлое Христово Воскресение поставят на праздничный стол, верующие зажигают в храме свечи и укрепляют либо в самом куличе, либо среди продуктов, а после несут домой зажженную свечу, таким образом, стараясь внести в дом свой символ Божественного Света и Благодатного Огня.

Благодатный Огонь появляется в храме уже не первое тысячелетие. И всегда это таинство. Первые задокументированные упоминания об этом датированы четвертым веком. А еще в 865 году монах Бернард писал, как «в Святую Субботу накануне Пасхи с раннего утра проводят службу до тех пор, пока с пришествием Ангела загорается свет в лампадах, висящих над Гробом».

В Храм Гроба Господня каждый год собираются тысячи паломников, которые хотят своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня.

От Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму, а после специальными авиарейсами Благодатный Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, а оттуда развозят в храмы по всему миру.

Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу существует во всех христианских странах. Главная свеча символизируют Иисуса Христа, а ее пламя - символ его воскресения. От этой свечи зажигают свечи верующие, а по окончании обряда освящения приносят в свои дома, где зажигают остальные свечи в знак принятия жертвы Христа и духовного очищения.

История кулича уходит своими корнями в далекое прошлое. Кулич часто упоминается в языческих обычаях, а с приходом христианства он стал главным и важнейшим атрибутом новой религии. В прошлом у различных народов было принято печь весной хлеб и приносить его в жертву богам плодородия. В христианской церкви этот древнейший праздник был установлен и начал отмечаться уже в апостольское время. История происхождения пасхального кулича связана с апостольскими временами, когда зародилась традиция празднования одного из главных христианских праздников.

Как сформировалась традиция выпекать куличи

В этапе раннего христианства Пасху в разных церквях отмечали в разное время. Первая попытку прийти к согласию в вопросе даты празднования Пасхи была предпринята в средине второго века при святом Поликарпе, епископе Смирнском. В рамках первого Вселенского Собора в 325 году было решено праздновать Светлое Христово Воскресение повсеместно в одно время.

На востоке празднование приходилось на четырнадцатый день нисана (в апреле) вне зависимости от того, на какой день недели выпадала эта дата. На западе было принято отмечать праздник в первое воскресение после весеннего полнолуния. В православной христианской традиции Пасху отмечают по окончании Великого поста. В 2017 году Светлое Христово Воскресение пришлось на 16 апреля.

До прихода на Землю Иисуса Христа у евреев существовала традиция выпекать пресный хлеб, который служил напоминанием об их поспешном уходе из Египта. Отсюда и произошло еще одно название Пасхи - Праздник Опресноков.

Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе. Агнца, который и назывался – Пасха, было необходимо запечь и съесть с горькими травами. Горький привкус служил напоминанием о многочисленных горестях, перенесенных народом в Египте.

Что символизирует кулич

С приходом Иисуха Христа празднование Пасхи приобрело новое значение, трансформировав ветхозаветное. «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Матфея 26: 17 – 18 ст.).

Пасхальный кулич напоминает о том, как Иисус Христос вместе со своими учениками вкушал хлеб с тем, чтобы они уверовали в его воскресение и в полной мере осознали его жизненную миссию. Когда Спаситель был распят, его ученики во время трапезы оставляли место Христа свободным и клали туда хлеб, который был символом его незримого присутствия. Таким образом, объясняется история, почему на Пасху пекут куличи.

Чтобы верно истолковать в истории символ пасхального кулича, важно помнить, что празднование Светлого Христова Воскресения в древней христианской церкви было связано с двумя главными аспектами - страданиями, которые понес Иисус Христос на кресте за грехи всего человечества, и его последующим воскресением. Так возникли понятия Пасхи страдания или Пасхи Крестной, а также Пасхи Воскресения. Слово «пасха» с греческого переводится как «избавление», «преодоление». Таким образом, Светлое Христово Воскресение и история пасхального кулича связаны с двумя последовательными этапами прохождения Христа от смерти к жизни и от земли к небу.

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26: 26 – 29 ст.).

Виды пасхальных куличей

Классический кулич принято выпекать из дрожжевого теста и обязательно цилиндрической формы. В истории возникновения кулича важную роль сыграло то, что он стал аналогом церковного хлеба, артоса (хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим), но готовить его было принято дома. По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест. Возможно, это символы обеспечивают ему возможность долго храниться и сохранять свои вкусовые качества.

Позднее сформировалась традиция , которая обычно имеет вид пирамиды. Такой вид пасхального кулича готовят в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье в Светлое Христово Воскресение освящают.

Рецепт приготовления творожного кулича имеет свои особенности и чем дольше творожная масса находится в форме под прессом в холодном месте, тем лучшие вкусовые качества приобретает. В разных странах популярны свои особенные рецепты куличей. В них добавляют изюм, цукаты, различные специи.

Помимо пасхального кулича неотъемлемым символом Светлого Христова Воскресения выступают окрашенные в различные цвета куриные яйца. Хотя основным, конечно, считается красный цвет, символ крови Христовой. Вместе с пасхальным куличом их несут в храм для освящения. Это - первая пища, которой разговляются верующие по окончании Великого Поста.

P.S. Чтобы в полной мере осознать символическое значение пасхального кулича, помните слова Спасителя, которые он говорил своим ученикам: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).

Пасхальный кулич (в украинском языке кулич часто называют паска) – главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова. Именно кулич является первой пищей для разговления. В течение всего года хлеб сопровождает трапезу мирянина, и только единожды за это время он становится праздничным, пасхальным. Ни свадебный, ни именинный каравай не может сравниться с ним по своему статусу: пасхальный кулич не просто служит разговлению, но символизирует собой Великдень и освящается в церкви.

По сути, кулич является младшим братом артоса, священного хлеба, который освящается и кладется на аналой в первый день Воскресения на всю Светлую седмицу. Артосу же кулич подобен и формой. Словом артос «квасной хлеб» в Евангелии обозначен хлеб, который Христос благословил на Тайной Вечере. Кулич – это также метафора того хлеба, который разделил с учениками Христос после Своего Воскресения.

Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой . Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной (взошедший) есть запрещено.

Сила традиции вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советской России даже во время войны верующие, за неимением большего, на Пасху приносили в храм для освящения черный хлеб. В мирное время куличи не исчезали и с торговых прилавков, ежегодно незадолго до Пасхи они появлялись в магазинах, замаскированные под «весенние кексы».

Пасхальный хлеб, с точки зрения кулинара, отличается от хлеба повседневного тем, что в тесто закладывается сдоба, а уже готовая выпечка украшается. Количество сдобы традиционно определялось суммой накопленных в хозяйстве за время Великого поста скоромных продуктов: яиц, масла, молока и т. д. Именно поэтому можно встретить рецепты кулича, в состав которых входит до 100 яиц на 2 килограмма муки. Угодить в тесто может также и алкоголь (водка).

Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич (паска) , оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

В этом плане русский кулич – уникальный продукт. В общехристианской традиции тоже есть разновидности пасхального хлеба, однако именно кулич является беспрецедентно легким и по структуре, и по усвояемости. Так, пасхальный австрийский райндлинг , выпекаемый на католическую Пасху, представляет собой весьма калорийное и тяжелое блюдо в силу технологии приготовления его теста и сытной ореховой прослойки. То же можно сказать об английском кексе , тесто которого вполне соответствует обычной плотной сдобе.

Безусловно, проблемой при приготовлении теста для пасхального хлеба являются дрожжи . Традиционно кулич готовился опарным способом на специально выращенной закваске, которая обеспечивала оптимальную всхожесть теста, придавала ему воздушность и особый вкусовой оттенок.

Кроме того, велика роль муки , качество которой должно быть высоким, но не подразумевать обработку химикатами, практикуемую ныне в промышленности. Необходимо также просеять муку перед использованием хотя бы дважды, чтобы максимально обогатить её кислородом.

Классическое тесто для кулича настолько нежное, что, дабы оберечь его от проседания, ёмкость обкладывалась подушками, а в комнате, где происходила его расстойка, действовал запрет на ношение тяжелой обуви и даже на громкие разговоры, что заодно благоприятствовало и созерцательному настроению хозяев. Перепад температур для куличного теста тоже опасен, и потому помещение, где оно подходит, по своим условиям должно напоминать комнату для новорожденного. Поэтому и остывать кулич в идеале должен на пуховой подушке – пока не остыл, осесть ему немудрено.

Соблюдение всех предосторожностей и строгое следование рецептуре гарантирует минимум двукратное увеличение кулича в процессе выпечки. Чтобы это произошло наверняка, важно обеспечить равномерную подачу жара во время выпекания.

Настоящий русский кулич высокий, имеет цилиндрическую форму. В тесто добавляются изюм или цукаты, верх украшается глазурью, цветным пшеном и буквами ХВ, символизирующими Христово Воскресение (белоснежная глазурь, покрывающая верхушку пасхального хлеба, одновременно является и «холстом» для росписи).

Особым считался шафранный кулич , в составе которого были перетертые рыльца шафрана. Цвет и аромат готовой выпечки приобретали золотистый, царственный оттенок.

Традиционно часть куличей хозяйки отдавали в церковь и бедным. Здесь важно учесть, что отдельное выпекание для этой цели маленьких куличей подразумевает скупой дар не столько потому, что они малы (пожертвовать их можно и несколько), а потому что маленький кулич всегда более сухой и менее воздушный. Размер его определяется и количеством членов семьи: традиционно кулич должен быть съеден в течение Светлой седмицы, что предполагает ломоть ежедневно для каждого члена семьи.

Кулич важно правильно разделить и разрезать.
Недопустимо продольное его разрезание, но лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания. Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой.

Следует заметить, что одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо – творожная пасха , и именно ею намазывали ломоть кулича, перед тем как его съесть.

В силу сложности технологии приготовления кулича, печь его нужно загодя.

Традиционно замес теста начинается в Чистый Четверг , закваска же ставится еще раньше – за неделю и больше. Тишина и вдумчивость, которыми окружит хозяйка свое творение, помогут молитвенному настроению. Каждый из этапов, предшествующий выпечке пасхального хлеба, требует особой сосредоточенности, что способствует очищению разума от суеты. Вот почему важно самостоятельное приготовление кулича, а не покупка его сущностно суррогатной версии в магазине. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям.

Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, – всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи.

Паска. Немного истории

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос - хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Пасхальный артос - символ Самого Господа Иисуса Христа.

Обращаясь к ученикам, Он говорил: "Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира" (Ин. 6, 48-51).

Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста.

Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно.

Онтологический статус артоса не позволяет добавлять в него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических веществ. Артос - это символ самого насущного хлеба - Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

Однако в пасхальном куличе , этом артосе, перенесенном на праздничный стол, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи. Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества, готовность услышать любую молитву, придти на помощь последнему грешнику.

Наименование Господа Иисусом Сладчайшим в одном из древнейших акафистов помогает понять символику пасхального кулича.

Столь же ароматной и преукрашенной является еще одна непременная принадлежность пасхального стола - творожная пасха , которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании символику. Земля, где в кисельных берегах текут молочные реки, является одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых разных культур. Молочные реки в кисельных берегах были вековечной мечтой русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных песнях.

Господь, обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу "землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед" (Исх. 2, 7). Эта характеристика земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе - переходе евреев из Египта в Палестину. Она является прообразом Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее "молоко и мед" - образ нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного пребывания перед престолом Божиим.

Таким образом, творожная пасха - это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся временем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха - это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима - города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец" (Апок. 21, 22).

Освященный на Пасху ритуальный хлеб во многих местах считался оберегом от злых духов и лекарством от болезней; его съедали сами или скармливали скоту при разнообразных хворях. Кроме того, нередко считалось, что пасхальный хлеб стимулирует плодовитость и свадьбы; на Украине, например, матери "запекали надежды на брак своих детей в паски Христова Воскресения", для чего, сажая хлеб в печь, приговаривали: "Паски в пiч, а ви, хлопцi та дiвчата, не сидiть та замiж iдiть". Вообще, хлеб в мифообрядовой традиции славян служил как бы вещественным символом совершеннолетия, готовности к браку; медленное созревание юношества нередно уподоблялось длительной выпечке хлеба, а замешивание и выпечка свадебного каравая соотносилось с творением перволюдей.

Хлеб на пасху окружался особым почетом; но самые сильные магические свойства приписывались освященным пасхальным яйцам. Яйцо в народной традиции воспринималось как символ солнца и мира (макрокосма) вообще; оно, подобно семенам, наделялось способностью сохранять и передавать жизнь, а потому само по себе олицетворяло идею воскрешения.

Крашение яиц было одним из наиболее характерных обрядов Пасхи : считалось, что красное яйцо знаменует собой мир, обагренный кровью Христа и через это возраждающийся для новой жизни. Впрочем, в крестьянской среде существовало и другое объяснение этому обычаю: "Когда Пилат распял Христа, то апостолы очень испугались, что Пилат и до них доберется, и, чтобы смягчить его сердце, накрасили яиц и принесли ему в подарок, как еврейскому начальнику. С тех пор и пошел обычай красить на Пасху яйца".

В некоторых местах происхождение пасхального яйца описывали следующим образом: "Перед Пасхой Христос был мертв, а потом в пользу христиан воскрес. Вот и яйцо точно так же: оно мертвое, а, между прочим, из него может живой цыпленок выйти"; обычай же красить яйцо в красный цвет объясняли тем, что "и сама Пасха красная, в священном писании прямо ведь сказано: Пасха красная, праздник из праздников ".

Кондитерское изделие из сдобного теста; готовят опарным и безопарным способом (см. Тесто). Кулич на опаре. В 1,5 стаканах тёплого молока развести дрожжи, всыпать 500 г муки, тщательно размешать, чтобы не было комков, поставить посуду с опарой в… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

Буквально Пасхальный хлеб. Печется из сдобного дрожжевого теста, с добавлением изюма и миндаля. Словарь кулинарных терминов. 2012 … Кулинарный словарь

КУЛИЧ, кулича, муж. (от греч. kollikion круглый хлеб). Сладкий сдобный хлеб, высокий, цилиндрической формы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КУЛИЧ, а, муж. Сладкий, очень сдобный высокий белый хлеб, приготовленный к Пасхе (во 2 знач.). | уменьш. куличик, а, муж. | прил. куличный, ая, ое. Куличное тесто. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Муж. кулица жен., пск. пасхальный хлеб; на юге, пасха, печется на дрожжах и сдобная, с миндалем, изюмом и пр. Куличик ·умалит. куличища ·увел. Куличный, к нему относящийся. Куличник муж. ница жен. мастер печь или охотник есть куличи. Куличка жен … Толковый словарь Даля

Кулича, м. [от греч. kollikion – круглый хлеб]. Сладкий сдобный хлеб, высокий, цилиндрической формы. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 3 куличик (1) перепеча (3) хлеб (75) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Т … Словарь синонимов

КУЛИЧ - пасха, паска, сдобный хлеб с пряностями, приготовляемый на Пасху у восточных славянЭтнографический словарь

кулич - кулич, пасха, паска, сдобный хлеб с пряностями, приготовляемый на Пасху у восточных славян … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Тесто для куличей можно приготовить двумя способами. Первый способ. В 1 1/2 стаканах теплого молока растворить дрожжи, добавить половину взятой муки, размешать, чтобы не было комков, накрыть и поставить опару в теплое место. Когда объем опары… … Книга о вкусной и здоровой пище

Книги

  • Кулич и пасха Рецепты , Горбунова Е. (сост.). Вашему вниманию предлагаются рецепты "Куличи Пасха"…
  • Кулич и пасха. Рецепты , . Новый сборник рецептов пасхальных блюд с трапезы Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского предлагает православному читателю выбрать и приготовить понравившиеся куличи и пасхи, которые…