Мясопустная неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде.

Мясопустная неделя

Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Закон Божий: «О Страшном Суде»

О последнем, Страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую. Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: “придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне”.

Тогда праведники спросят Его со смирением: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?”

Царь же скажет им в ответ: “истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне”.

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня”.

Тогда и они скажут Ему в ответ: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?”

Но Царь скажет им: “истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне”. И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Глава из «Закона Божия» Серафима Слободского.

Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о Страшном Суде:

Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда соберет Господь нелицеприятное судилище и отверзутся страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы…

Все облекуться там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце; грешники - потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь благ и милостив Господь к чтущим Его… (Прп. Ефрем Сирин).

Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет (Святитель Феофан Затворник ).

Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его. Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния (Святитель Феофан Затворник ).

Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления… Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда… Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни… Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти… Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния… В чем застанет нас смерть – в том и предстанем на Суд… Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем (Святитель Феофан Затворник ).

Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (Святитель Григорий Нисский ).

19 февраля 2017 года. Заговенье на мясо.
Неделя мясопустная, о Страшнем суде.

Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Страшный суд.

Б ыть христианином значит быть учеником Христа. И в этом учении, как и в любом другом, что-то нам необходимо усвоить сначала для того чтобы можно было идти дальше. Подобно тому, как не выучив таблицу умножения нельзя приступать к алгебре и уж тем более к высшей математике. Хотя она, эта математика, отнюдь не сводится к таблице умножения и арифметике. И вот, сегодня Церковь напоминает нам об этих азах духовной жизни, не усвоив которые невозможно идти дальше.

«Ч еловеком положено однажды умереть, затем суд» (Евр.9:27) , то о чем говорит ап. Павел известно каждому верующему. Мы все знаем, что умрем. Мы все слышали про суд. И если это так, что может быть важнее знания о том, что на этом суде с нас спросят? За что будем отвечать? Сегодня, как и всякий раз за неделю до начала Великого Поста, мы слышим ответ на этот вопрос. Кто его не знает? Кто не знает этих слов Спасителя, где Он говорит, что накормивший голодного, напоивший жаждущего, приютивший странного, посетивший больного и заключённого, все это сделал Мне. А прошедший мимо… прошел мимо Меня.

«У готовано вам Царство от создания мира» (Мф.25:31) , но войти в него можно только если ты смог стать человеком за то время и в тех обстоятельствах, которые послал тебе Господь. Стать человеком — значит выйти за границы своего эгоизма, своей самости, в пределе научиться состраданию, милосердию и любви.

Э то азы, это то чему должен и может научится любой человек, которого Бог привёл в этот мир. И уж тем более этому должен научится верующий во Христа.

Р азве кто-то из нас этого не знает? Мы все это знаем, но вот верим ли мы в это?

В ерить ведь это не совсем тоже самое, что знать. Я знаю, что завтра будет дождь, но только тогда, когда утром, выходя из дома, я захвачу с собой зонтик, это будет означать, что я в это поверил. Вера, это такое знание, такой опыт, который влияет на меня, определяет мои поступки, слова, мысли.

А вот теперь представьте на минутку, что было бы с нашим миром, если бы мы, христиане, верили в то, что мы так хорошо знаем, что является аксиомами нашей веры? Если бы, выходя утром из дома, мы помнили о Страшном суде и о том, за что нам предстоит там отвечать. Как прекрасен был бы наш мир.

Евангелие от Матфея (глава 25 стихи 31 — 46)

Церковнославянский Синодальный
25:31 Егда же прiидетъ Сынъ человѣческiй въ славѣ сво­ей и вси святiи ангели съ нимъ, тогда сядетъ на престолѣ славы сво­ея, Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
25:32 и соберут­ся предъ нимъ вси языцы: и разлучитъ ихъ другъ от­ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы от­ козлищъ: и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
25:33 и поставитъ овцы одесную себе, а козлища ошуюю. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
25:34 Тогда речетъ Царь сущымъ одесную его: прiидите, благословен­нiи Отца мо­его, наслѣдуйте уготован­ное вамъ цар­ст­вiе от­ сложенiя мiра: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
25:35 взалкахся бо, и дасте ми ясти: воз­жадахся, и напо­исте мя: страненъ бѣхъ, и введосте мене: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
25:36 нагъ, и одѣясте мя: боленъ, и посѣтисте мене: въ темницѣ бѣхъ, и прiидосте ко мнѣ. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
25:37 Тогда от­вѣщаютъ ему праведницы, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, и напитахомъ? или жаждуща, и напо­ихомъ? Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
25:38 когда же тя видѣхомъ стран­на, и введохомъ? или нага, и одѣяхомъ? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
25:39 когда же тя видѣхомъ боляща, или въ темницѣ, и прiидохомъ къ тебѣ? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
25:40 И от­вѣщавъ Царь речетъ имъ: аминь глаголю вамъ, понеже сотвористе единому сихъ братiй мо­ихъ меншихъ, мнѣ сотвористе. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
25:41 Тогда речетъ и сущымъ ошуюю [его]: идите от­ мене, проклятiи, во огнь вѣчный, уготован­ный дiаволу и аггеломъ его: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
25:42 взалкахся бо, и не дасте ми ясти: воз­жадахся, и не напо­исте мене: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
25:43 страненъ бѣхъ, и не введосте мене: нагъ, и не одѣясте мене: боленъ и въ темницѣ, и не посѣтисте мене. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
25:44 Тогда от­вѣщаютъ ему и тiи, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, или жаждуща, или стран­на, или нага, или больна, или въ темницѣ, и не послужихомъ тебѣ? Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
25:45 Тогда от­вѣщаетъ имъ, глаголя: аминь глаголю вамъ, понеже не сотвористе единому сихъ меншихъ, ни мнѣ сотвористе. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
25:46 И идутъ сiи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Великий пост - это не только время очиститься физически, но и духовно, вспоминая важные события из Писания и усмиряя свою плоть. Это крайне важно проводить в мире с самим собой, Богом и близкими, чтобы должным образом подготовиться к главному христианскому празднованию - Воскресению Господа Иисуса Христа или Пасхе.

Подготовка к Пасхе

Великий пост имеет ряд своих особенностей, которые позволяют православным христианам правильно подготовить себя к празднованию Пасхи. Весь подготовительный период насчитывает 70 дней и три седмицы (при этом недель всего 4). Каждая седмица (7 дней) посвящена отдельной теме и начинается все с воспоминания истории мытаря и фарисея, когда они молились в храме. Заканчивается подготовительный период сыропустной седмицы, когда православные христиане подходят к 40 дням полного аскетизма Великого поста.

Отказ от мясной и молочной пищи во время Великого поста идет на пользу человеку

Каждая седмица во время Великого поста и во время подготовки к нему посвящена отдельной теме и имеет свои определенные богослужения. Каждое воскресение в течение этого периода (как и самого Поста) имеет свое название и предопределяет ее течение:

  1. О мытаре и фарисее.
  2. О блудном сыне.
  3. Мясопустное.
  4. Сыропустное.

Все это необходимо для того, чтобы облегчить человеку переход от привычного образа жизни к крайне аскетичному и суровому. Такой порядок подготовки и проведения Великого поста Церковь использует уже более 16 веков.

Описание мясопустной недели

Мясопустная седмица - это третья неделя подготовки к общему посту, и она подводит православного христианина к отказу от мясных продуктов, облегчая его. Уже в среду и пятницу люди должны отказаться от вкушения мясных продуктов, т. е. начать говеть, чтобы дальнейшее воздержание прошло успешно. Само слово «мясопуст» означает лишение мяса, перевод с латыни означает «прощай, мясо» что и определяет всю неделю. Это последние дни перед грядущим Постом, в которые еще можно кушать мясо.

Мясопустная седмица — одна из четырех недель подготовки к Великому посту

Раньше на Руси в эту неделю было принято устраивать веселье и карнавалы, так сказать, напоследок, перед аскетичным воздержанием от мяса, вкусностей и веселья. В этот период завершались все свадебные гулянья и ярмарки, люди готовились к воспоминанию Страданий Христа. В следующие 7 дней проводят празднование Масленицы перед отказом от молочных продуктов, поэтому подготовка к ней начинается уже на мясопустной неделе. Раньше люди могли устраивать небольшие пиршества и карнавалы, стараясь наесться мясом вдоволь перед полным отказом от него.

Во вторник священники рекомендуют продумать рацион питания на среду, в которую уже нельзя кушать мясные продукты. То же самое следует сделать и в четверг, поскольку пятница также проходит постной. В эти дни еще можно кушать молочные продукты и заменить ими мясо. Отказ от молока и производных него произойдёт в следующие 7 дней на Сыропустной неделе.

Христианские богослужения

Мясопустная неделя начинается с воскресенья, в которое вспоминают историю о блудном сыне. В течение всей недели вспоминают на литургиях грядущий Страшный Суд, после второго пришествия Христа. Священнослужители на литургиях в будние дни читают стихи из Евангелия, где сам Христос говорил о будущем Суде.

На заметку! Сама неделя проходит достаточно свободно - православным людям рекомендуют регулярно посещать богослужения, а также читать утреннее и вечернее молитвенное правило, особенно уделяя внимание стихам, которые читаются на литургии о Страшном Суде.

Завершается мясопустная неделя Родительской субботой, когда все православные христиане собираются на кладбище у могил своих родителей и родственников, чтобы помянуть их. Делается это в контексте всей недели, на протяжении которой вспоминают Страшный Суд и будущее воскресение всех мертвых.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых

В память о родителях и умерших близких заказывают панихиды и молебны.

В воскресенье проводят Великий Мясопуст - праздник мяса перед полным отказом от него. Обычно это гулянья, народные ярмарки, праздники и большое количество мяса, которое жарят на гриле, запекают и едят в большом количестве, наедаясь впрок.

Важно! Это последний день перед грядущими 47 днями, в которые нельзя кушать ничего мясного.

До этого времени священники рекомендуют продумать свой рацион питания на следующий месяц, учитывая необходимость в нем постных блюд. Не менее важно и подготовиться психологически, для будущего отказа от всех развлекательных мероприятий и праздничных.

Важно! Этот месяц перед Пасхой должен пройти в приготовлении своей души и тела к великому празднованию Воскресения Иисуса Христа, который спас своей смертью всех грешных людей.

Отказ от вкусной мясной и молочной пищи, отказ от веселого времяпрепровождения, от любых удовольствий идет на пользу человеку, который всю жизнь проводит в сплошном удовлетворении своей плоти. Это прекрасное время, которое помогает осознать, что дух человека важнее и ему следует также уделять постоянное внимание, напитывая духовной пищей.

Мясопустная неделя

Вот оно, третье воскресенье, что предшествует , и традиционный уклад жизни меняется. О мясной пище потихоньку забывает люд, ведь уже скоро он вкушать будет пищу неживотную. Вспоминают люди о Страшном Суде, что грядет, и молятся. Почему же люди вспоминают о Суде? Для того чтобы грешники вспомнили о милосердии, но перестали предаваться беспечности, больше задумывались о своем спасении.

Что ж, православный праздник все равно чтится многими людьми. Неделя? Имеется в виду именно воскресенье, слово «неделя» в своем изначальном толковании сохранилось в украинском языке. Кстати говоря, каноны православия тесно переплелись с языческими праздниками. Как раз-таки эта неделя предшествует Масленице. В мясопуст мясо есть разрешено, и это последний день перед трудным для многих испытанием – обходиться без мясной пищи долгие недели.

Раз уж грядет мясопустная неделя в 2017 году 19 февраля, что можно есть – ключевой вопрос для чтущих православные традиции. Речь пойдет о том, что же кушать можно именно в неделю в церковном понимании (воскресенье), а уж потом привычном нам.

В воскресенье можно побаловать себя мясом. Как курицей, так и свиньей, так и говядиной с барашком – можно даже не слишком себе отказывать, жаря целых курочек и кушая свиные колбасы, щедро сдобренные салом. Но не стоит слишком себя приучать к мясу, ведь все предыдущие недели являются подготовкой к грядущему воздержанию. К посту надо готовиться так, чтобы он не был полной неожиданностью для нашего тела. Вслед за воскресеньем придется себя во многом ограничить.

Меню мясопустной недели в 2017 году в привычном понимании слова «неделя» включает в себя массу растительных блюд: каши (гречневая, рисовая, пшенная), хлеб, ленивые вареники, борщи без мяса, оладьи из овощей, тушеную капусту, а также овощную окрошку. Раньше пили сбитни, так что стоит попробовать сделать этот напиток самому. Для сбитня понадобится много меда и разные целебные травы и пряности, в числе которых имбирь, гвоздика, корица, даже душистый перец. В сбитень можно подлить немного вина, добавить хмеля и дать напитку постоять. Для пищи подойдет все то, что легко найти в магазине – старые блюда легко приготовить и сегодня. Постные дни на этой неделе - это среда и пятница.

А можно ли есть рыбу в мясопустную неделю? Опять же будем толковать этот день как воскресенье. Есть стоит мясные блюда в это воскресенье, однако насчет рыбы нет запретов. А вот уже в последующие дни порадовать себя получится только рыбой – начинается долгий период без мяса, так что в меню стоит добавить яиц, упомянутой рыбы, и молочных продуктов. Рыбу - хека, форель, сома, карпа и других, можно готовить так, как только пожелают хозяева. Всю эту неделю без мяса согласно канонам называют Сыропустной седмицей, и длится она с 20 по 26 февраля. Когда начинается Великий пост нужно исключать и рыбные блюда из меню.

Стоит помнить, что последний день, в который можно позволить себе отведать мясо, приходится на 19 февраля. Церковные традиции не лишены мудрого начала, и даже после отказа от мяса можно неделю есть рыбу, подготавливая тело и дух к Великому посту, который начнется в этом году 27 февраля, а закончится лишь 16 апреля. За это время организм очистится от многих вредных веществ, самочувствие станет лучше, настрой заметно поднимется.


Мясопустная неделя

предпоследнее воскресенье перед Великим постом и последующая неделя, в которые по Уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресенье вспоминается грядущий Страшный суд.


. 2014 .

Смотреть что такое "Мясопустная неделя" в других словарях:

    Мясопустная неделя - (пестрая) последняя неделя перед Масленицей, после Всеядной недели. Назв. объясняется тем, что в ней дни скоромные чередуются с постными (среда, пятница), т. е. узаконена пестрота. Поск. слово пестрый в рус. яз. нередко означает ненадежный,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Неделя о Страшном суде - Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называется мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще мясопуст (т.е. отпуск мяса, лишение,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Мясопустная суббота - Мясопустная суббота … Википедия

    МЯСОПУСТНАЯ {(Сырная) }НЕДЕЛЯ

    МЯСОПУСТНАЯ (Сырная) НЕДЕЛЯ - последняя (третья) приготовительная неделя перед Великим постом. В народе она называется Масленой, или Масленицей, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье мясопустной недели … Русская история

    Неделя Мясопустная - воскресение на второй подготовительной неделе перед Великим постом. В этот день вступает в силу церковный запрет на употребление мяса. Другое ее название – Неделя о Страшном суде … Православная энциклопедия

    Пёстрая неделя - И. С. Куликов. В крестьянской из … Википедия

    Неделя, предшествующая Великому посту; в это время по Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы – мясопустная неделя), но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц … Православие. Словарь-справочник