Через пару лет после извлечения из земли нетленного (буддисты Бурятии предпочитают говорить «Драгоценного и Неиссякаемого») тела Хамбо Ламы Итигэлова его исследовали учёные, взяв образцы некоторых тканей. Их вывод: умерший в 1927 г. человек находится в состоянии, неизвестном науке.

Бобы и самогипноз

Проводивший исследование завотделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы доктор медицинских наук Виктор Звягин надеялся, что современные научные методы - нейтронно-активационный анализ, компьютерная томо-графия и другие - помогут прояснить ситуацию и дать ответы на многочисленные вопросы. Правда, для этого понадобилась бы транспортировка тела в научные институты, что было проблематично.

Ещё одним экспертом выступила Галина Ершова, профессор Российского государственного университета, доктор исторических наук . По её словам, их научная работа преследовала несколько целей - проверить возможность фальсификации и наличие консервантов в теле, исключить его «внеземное» происхождение и определить особенности химического состава тканей. Ершова обратила внимание на то, что концентрация брома в них превышала норму в 40 раз. Бром, в изобилии содержащийся в бобовых (горохе, фасоли, чечевице), способен подавлять чувствительность организма, ограничивать поступление стимулирующих импульсов извне. При этом он почти не оказывает влияния на участки мозга, контролирующие дыхание и кровообращение. Это выяснил ещё Иван Павлов, великий русский физиолог . Гипотеза Галины Ершовой: Хамбо Лама Итигэлов при жизни целенаправленно ел много бобовых, а затем с помощью самогипноза отключил жизненные энергообменные функ-ции своего организма. Иначе говоря, погрузился в глубокую медитацию и впал в анабиоз. После чего наступила смерть.

Однако мириться с тем, что Итигэлов мёртв, готовы не все учёные. Борис Большаков, академик РАЕН, доктор технических наук , привозил в Иволгинский дацан некий прибор с маятником и измерял «биополе Итигэлова». В районе головы амплитуда колебания маятника усилилась. «Это биополе живого человека, чистейшее сознание! - воскликнул академик. - Причём частота работы мозга такая же, как у головного мозга младенца в возрасте 2-3 месяцев от момента зачатия».

Размеры биополя, обнаруженного у Хамбо Ламы Итигэлова академиком РАЕН, потрясают - 23 тыс. км. Это почти в два раза больше диаметра Земли! «Если выбирать из трёх возможных состояний организма - живой, мёртвый или переходное состояние, - есть основания полагать, что он жив, - заявил тогда Большаков. - Как он получает энергоподпитку? Думаю - через поток частот, звучащих в молитвах. Когда ламы служат молебен,

а это происходит ежедневно, частота вибраций произносимых ими слов соответствует частоте колебаний клеток мозга Итигэлова».

А был ли монах?

К сожалению, на этом научные (и паранаучные) исследования феномена заканчиваются. С января 2005 г. по распоряжению действующего Пандито Хамбо Ламы (главы бурятских буддистов) Аюшеева любые медицинские и биологические изыскания Драгоценного и Неиссякаемого тела приостановлены. Причина до конца неясна.

Официально объявлено, что наука, дескать, не способна объяснить загадку. Пыталась, да не смогла. Но поговаривают, что ламам не понравились опубликованные и попавшие в Интернет снимки Итигэлова. Кстати, фотографировать его теперь категорически запрещено. Но есть и ещё одна, конспирологическая версия. Никакой ДНК-экспертизы - является ли на самом деле извлечённый из земли человек ХII Пандито Хамбо Ламой - не проводилось. «Тот ли это монах, который принял позу лотоса в далёком 1927 г. и в ней же отошедший в мир иной, или его заменили искусно сделанным двойником уже в наше время?» - таким вопросом задаются скептики. И, конечно, не получают ответа.

Сейчас можно лишь сожалеть, что так и не были проведены магнитно-резонансная и компьютерная томографии. Это позволило бы «заглянуть» внутрь тела. «На самом деле это второстепенно, - считает Александр Хачатуров, директор Института экономики и менеджмента РХТУ , один из тех, кто изучает феномен Итигэлова с момента его «возвращения». - Ну измерим мы ему температуру и даже давление, просветим органы. Что это даст? Только ещё большее непонимание. К сожалению, современной науке действительно нечего сказать по поводу этого феномена. Ведь подобное в научной литературе не описано. С чем сравнивать, как давать оценки? Именно по этой причине сюда не спешат медицин-ские светила. Они боятся подмочить репутацию, поэтому делают вид, что им ничего неизвестно о феномене Итигэлова. А ведь он может дать толчок к созданию новой науки. Итигэ-лов будто приоткрыл для нас дверь в непознанное. Войдя в неё, мы могли бы объяснить картину всего мироздания. А мы предпочитаем не замечать эту дверь».

Как Итигэлов передаёт послания ламам? О чём его просят паломники? Продолжение - в ближайших номерах.

Вконтакте

Феноменальное явление Хамбо Ламы Итигэлова в 2002 году вызвало в мировом сообществе необычайный интерес. 10 сентября этого года на поверхность земли было поднято тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири, который был похоронен 15 июня 1927 года.

Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и составила заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производилось. Как тело Хамбо Ламы сохранилось в таком состоянии – осталось загадкой.

Другие города , Public Domain

Это явление широко обсуждалось в прессе, был создан фильм, собрано много материала о жизни и деятельности Итигэлова, проводились круглые столы, конференции, но ясного объяснения этого феномена пока мы не услышали. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена. Ныне живущие ламы высказали мнение, что благодаря духовной практике и медитации он сумел сохранить тело, чтобы продемонстрировать силу учения Будды.

Изучение выдающейся личности лидера буддистов и известного общественного деятеля XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, осмысление и понимание его духовного завещания, глубокий научный анализ его философских и медицинских трудов является достойной задачей светской науки.

В Иволгинском дацане есть три чуда.

Первое чудо это то, что Итигэлов пришел, ничего не сказал, не произнес ни сло­ва, однако весь мир о нем знает и говорит.

Второе — Итигэлов пришел и никого к себе не зо­вет, но миллионы людей идут к нему.

И третье — кто встретил­ся с Хамбо ламой Итигэловым, никогда не забудет этого, по­тому что другой возможности встретиться с человеком, кото­рому 165 лет, просто нет.

Институт Итигэлова осуществляет активный процесс сбора информации об основных вехах жизни, духовной и светской деятельности XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова.

Созданы и продолжают пополняться базы: архивных материалов, интервью с земляками, видео-фотодокументов, публикаций в СМИ, проводится социологический опрос паломников. Эти материалы являются источниками для сбора фактической информации о влиянии феномена Хамбо Ламы Итигэлова на общество.

Биография

Происхождение, детство и юность

По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо (юго-восточный берег озера Сагаан Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были 3 сына и дочь. Лишившись родителей, Итигэлову рано пришлось начать работать. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером.


Архив Иволгинского дацана , CC BY-SA 3.0

С середины 60-х годов 19 века более 20 лет Итигэлов обучался в Анинском дацане — крупном духовном, философском и культурном центре, находящемся в трехстах километрах от его родины.

Настоятелем дацана в этот период был Хойто Ламхай Аюшин Галдан. Он определил Итигэлову стипендию за счёт жителей сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой. Итигэлов был казачьего сословия и должен был нести службу, и по указанию Хойто Ламхай жители этих сёл также выплачивали отступные от службы в течении 20 лет.

Образование

Итигэлов после обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства. Известно, что во время учебы в Анинском дацане он совершенствовал свои знания и в Цугольском дацане (ныне находится на территории Читинской области).

После окончания учебы в Анинском дацане и службы в разных дацанах Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском (Гусиноозерском) дацане.

Другие города , Public Domain

В 1898 г. Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы. Он преподавал буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности Гэсхы Ламы Цогчен дугана.

В 1903 г. его назначают Ширээтэ Ламой Янгажинского дацана. В этой должности он ведет активную общественную деятельность. Высокая образованность, авторитет среди духовенства и местного населения способствовали тому, что его избрали депутатом Удинского округа.

Русско-японская война и Первая мировая война

С началом русско-японской войны (1904 г.) прихожане Янгажинского дацана казаки Янгажинской станицы призываются и направляются на фронт. Ширээтэ Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков.

В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством Ширээтэ Ламы Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган, прилагаются большие усилия для просветительской деятельности среди верующих и мирян.

За усердие и верноподаничество Ширээтэ Янгажинского дацана Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями.

Пост Пандито Хамбо Ламы

Весной 1910 года XI Пандито Хамбо лама Иролтуев наносит визит в Янгажинский дацан и предлагает Д.Д.Итигэлову выставить на выборы свою кандидатуру на пост Пандито Хамбо Ламы, в связи с предполагаемой собственной отставкой.

Через год (19 марта 1911 г.), пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо ламы (Тамчинский дацан) Д.Д.Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

Аудиенция у Императора России

В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел.

19 февраля Пандито Хамба Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь.

Затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбо Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Первая Мировая война

Вскоре, после возвращения делегации из Санкт-Петербурга, началась Первая Мировая война. По инициативе Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц.

Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству. Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

В 1915 году Пандито Хамбо Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны. На собранные деньги они приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали.

Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай Второй пожаловал Пандито Хамбо Ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Последние годы жизни

Д. Д. Итигэлов был Председателем II Общебурятского съезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане. Вскоре после этого он, в связи с болезнью, сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой.

Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

Обретение нетленного тела

В 15-й день первого летнего месяца 1927 года в возрасте 75 лет ХП Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам.

Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д.Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).

В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли бумхан с телом ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.

Дмитрий Шипуля , CC BY-SA 3.0

Таким образом, доступные к настоящему времени историко-архивные материалы, воспоминания старожилов, сохранившиеся сведения в библиотеках дацанов позволяют только наметить основные вехи жизненного пути одного из выдающихся духовных лидеров северного буддизма XII Пандито Хамбо Лама Д.Д.Итигэлова.

Детали и обстоятельства каждого этапа жизни требуют дополнительного изучения. Феномен обретения тела Учителя вызвал активность и интерес буддистов (не только в России, но и за её пределами) к изучению духовного наследия Учителя, более глубокому познанию образа его жизни, исторического фона и других обстоятельств его духовной и общественной деятельности.

Фотогалерея




Полезная информация

Пандито Хамбо лама XII Даши-Доржо Итигэлов
Бур. Этигэлэй Дашадоржо
Этигэлов
Итегелов
Итыгилов
Драгоценное нетленное тело

Даты жизни

Послание своему народу

Благословенный Тремя драгоценностями незабвенного Ламы

Совершенствует свой Ум безопасно и постоянно,

Создавая возможность десяти важных встреч.

Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний.

Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами.

Не страдает, в покое ли ваше драгоценное тело?

Будьте чистым среди моря грязи в опасное и смутное время,

Как цветок пяти Скандх, подобно раскидистому дереву держащее выросшее место.

Светлые и добрые пять устремления ваши, не тронуты инеем или градом?

Этими словами довожу Учение для напоминания и сохранения!

Нашедшего человеческую драгоценную свободу – трудно найти!

Встретившего Драгоценное Учение Будды – трудно встретить!

К хозяину здешнему – Очирдари Ламе – трудно попасть и пообщаться!!!

Отдавшись обману опасных для жизни деяний,

Достигнешь предела в этой жизни, и беззаботно шагая,

Подгоняемый красной энергией кармы своей,

Ведущий на встречу к хозяину смерти.

Во время одинокого ухода в следующий мир,

Все твое богатство, родные, близкие,

Оставшись на родной стороне, не последуют за тобой.

Эти богатства безумно собранные и накопленные,

Превратятся в особый яд и станут бесполезными,

Так учили все предыдущие Будды.

Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня

Практику Десяти Благих Деяний – незамедлительно!!!

Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,

Когда пребываю в данной жизни.

(Перевод XXIV Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева)

Феномен Итигэлова

Одним из важнейших событий (ноябрь-декабрь 2004 г.) следует считать совместный проект с Российским государственным гуманитарным университетом по исследованию образцов волос, кожных покровов и ногтей Хамбо Ламы Итигэлова. Исследования провел известный ученый, специалист Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ, д.м.н., заведующий отделом идентификации личности В.Н. Звягин.

Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое – мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе - состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние – жиро-воска.

Ученые называют феномен Итигэлова «четвертым состоянием смерти».

Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека.

Память

Фактически началом создания Института Хамбо Ламы Итигэлова можно считать 24 апреля 2003 года, когда был образован в г. Улан-Удэ информационный центр "Вместе с Хамбо Итигэловым".

Основной задачей центра стало информирование общественности и СМИ о жизни, деятельности и духовном наследии Хамбо Ламы Итигэлова. В апреле 2003 года решением Сугунды Буддийской традиционной Сангхи России Драгоценное тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова признано Святыней бурятского народа.

Создан документальный фильм «Послание Хамбо Ламы Итигэлова» , который получил престижную премию Международного телефестиваля стран СНГ и Балтии «Лучшие программы Содружества» - золотой «Бриллиант Содружества» в г. Алма-Ата в ноябре 2005 г., в номинации – лучшее журналистское расследование, премию на международном телевизионном конкурсе «Алтан Сэргэ» в 2006 году.

В Дэважин дугане Иволгинского дацана 30 марта 2005 года преподавателем Буддийского Университета «Даши Чойнхорлин» Жаргалом Дугдановым была найдена рукопись Пандито Хамбо Ламы Итигэлова о линии его 11 перерождений. Эта линия состоит из пяти перерождений в Индии, 5 перерождений в Тибете и двух в Бурятии.

На месте его рождения в местности Улзыта Довоо построен и торжественно открыт мемориальный комплекс, в который вошли буддийская ступа, аршан «Улзыта» (пер. с бурятского «дающее благо») и летний домик Хамбо Итигэлова 4 сентября 2005 г.

В сентябре 2005 года реализован проект создания в честь Хамбо Ламы Итигэлова памятной доски в Санкт-Петербурском дацане, в котором он провел первый хурал 21 февраля 1913 года.

В местности Хухэ Зурхэн, месте нахождения в течение 75 лет Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в сентябре 2006 года возведен и освящен субурган «Жанчуп Чоддэн», посвященный этой священной земле и Хамбо Ламе Итигэлову.

Дни встречи и поклонения

Уточнения

Встречаются написания фамилии Этигэлов, Итегелов, Итыгилов

Пропустить

Девятого октября камера видеонаблюдения в Иволгинском дацане зафиксировала движение в Резиденции Хамбо ламы Итигэлова. На кадрах в 20:05 на полу, на ковре сидит мужчина в позе лотоса. Тот же план с прежнего ракурса, но спустя сутки – на полу уже никого нет. Кто или что на кадрах? На этот вопрос пытались ответить три дня. Обсуждали не только в Бурятии, но и по всей России. Сами буддисты до последнего хранили молчание. Нарушили его только накануне вечером.
Дамба Аюшеев, Хамбо-лама Буддийской традиционной Сангхи России: Нам нужно еще самим понять, то ли это изображение ангелов-защитников нашего Хамбо-ламы, которые пришли в этом обличии, но я и ламы думаем, что все-таки это был сам Хамбо Итигэлов.
Хамбо-лама Итигэлов – человек-легенда и теперь святыня. Родился в середине XIX века. В 15 лет пешком дошёл до Анинского дацана, где 23 года постигал учение Будды. После стал верховным главой всех дацанов Бурятии. О нем слагали легенды. Говорили – может левитировать, ходить сквозь стены и даже по воде.
- Когда на Гусином озере в монастыре было восстание, мятеж, он по Гусиному озеру смог пройти пешком и успокоил это восстание.
Ушел из жизни Даши-Доржо Итигэлов тоже загадочно. Собрал учеников, сел в позу лотоса и под молитву-благопожелание умершему ушел в нирвану. Предварительно попросил проведать тело через 75 лет. В 2002 году Хамбо-лама Дамба Аюшеев вместе с группой лам подняли саркофаг. Тело оставалось нетленным. Ученые заключили: XII Пандито Хамбо-лама Итигэлов – феномен.
- Он как бы приносит людям облегчение – кто болеет. Кто-то если заблуждается – направляет на верный путь.
Кадры резиденции, где хранится нетленное тело. Тот самый ковер, на нём, по мнению лам, девятого октября и сидел Итигэлов. Обычно его место на алтаре. Трудно представить, что он мог переместиться на целых восемь метров. Удивляет и одежда: на кадрах с видеокамеры мужчина в чем-то сильно напоминающем камуфляж.
Бэликто Дугаров, юрист Буддийской традиционной Сангхи России: То, что туда прошел какой-то мимо проходящий человек с двумя авоськами в камуфлированной форме, как пишут в социальных сетях, – это исключено. Дворец был на замке.
Храм закрывается ровно в шесть вечера, ставится на сигнализацию. Внутри три камеры видеонаблюдения, их установили в 2010-ом. Запись ведется круглые сутки. Присутствие посторонних исключено. Так кто же это мог быть?
- В принципе, правда, что он встает, ходит или как.
- Ну, все может быть, если такой феномен…
Юристы и программисты традиционной Сангхи России намерены продолжить изучение данных с видеокамер. Сами же ламы намерены наблюдать за Итигэловым. Они предполагают – его появление может повториться в благоприятные дни дуйсэн, они приходятся на 2, 8, 29 и 30 числа каждого месяца по лунному календарю.

И Итигэлов Даши Доржо — самый учёный лама XII. У буддистов это звание звучит как Пандито Хамбо-Лама. Итигэлов возглавлял буддийскую религию Бурятии в 1911 – 1917 годах. В последние годы жизни, он, проведя обряд в 1927 году, ушел в нирвану и его тело остаётся нетленным по сей день, т.е. уже около 90 лет. Этот факт остаётся загадкой для учёных.

Кто такой Итигэлов


Как говорилось выше Итигэлов являлся двенадцатым главой буддистской религии Бурятии с 1911 года. О детстве ламы известно не очень много. Известно, что родился он 1852 году в местности Улзы-Добо. Его отец Мантагарай Этигэлов имел четверо детей: 3 сына и 1 дочь. О матери сведений никаких нет, потому что родословная велась только по отцовской линии. Даши Доржо рос сиротой, потому что в раннем возрасте родители погибли, и ему очень рано пришлось начать работать. Пасти скот ему приходилось на протяжении пяти лет. Он уже с самого детства утверждал, что станет ламой, но в то время над ним только смеялись. В 15 лет «будущий лама» добрался до Анинского дацана (буддийского монастыря), где около 23 лет изучал Буддизм. После окончания Анинского дацана Этигэлов в 1895 году начал изучать медицину, а уже 1898 году сбылось его давнее предсказание – он зачислен в штатные ламы Янгажинского дацана. 19 марта 1911 года Даши Доржо занимает пост Пандито Хамбо-Ламы Ламийского восточного духовенства Сибири, сменяя своего предшественника Яролтуева.

Религиозная деятельность буддийского ламы


Религиозная деятельность Итигэлова является также достаточно интересным моментом в жизни священнослужителя. Он, будучи в сане ширээтэ, в начале русско-японской войны проводит обряды по защите уходящих на фронт жителей тех земель. В период самих боевых действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны ширээтэ строит Чойра-дуган и Дэважин-дуган. При этом Этигэлов жертвует в строительство храмов все свое состояние (около 15 тысяч рублей). Даши Доржо будучи в чине ламы лечил царских особ и присутствовал на их праздниках. Известно, что Итигэлова почитали Николай II и он был приглашен на праздник посвященный 300-летию дома Романовых. Так же в 1913 году лама провел торжественную службу за здравие императора и всего царского дома в Санкт-Петербурге. По возвращению из Питера, началась Первая мировая война. По запросу Итигэлова было создано «Общебурятское общество». Основной задачей общества была помощь государству в материальном обеспечении в ходе войны. Они собирали средства, за которые покупали продукты питания, одежду, обувь, средства личной гигиены и отправляли в госпитали и на фронт. За эти дела буддийский лама был награждён высшей наградой Монголии – Орденом Драгоценного Жезла, а спустя год – Орденом Святой Анны II степени с Российской стороны.

Уход из жизни и его дальнейшая судьба

По словам Итигэлова, он знал, как минимум, о трех своих реинкарнациях. Для верующих, он был перерождением первого Хамбо-Ламы Заяева, основателя буддизма в России, который родился в 1702 году. В подтверждение этого, он точно указал на место, где были зарыты ваджра и колокольчик Заяева. После находки древних реликвий, на этом месте возвели дацан. В 1917 году в связи с ухудшением здоровья он ушёл с поста Пандито Хамбо-Ламы и вернулся в Янгажинский дацан. Там он занимался просветительской и лечебной деятельностью, но некоторые мистики предполагают, что он предвидел свою судьбу при И.В. Сталине.

Витоге, в июне 1927 года Даши Доржо дал последнее наставление своим ученикам и попросил их помочь провести обряд называемый «Благопожелание уходящему». По своей сути – это молитва покойного, которую просил помочь прочитать своих учеников. Никто не поддерживал по началу задумку Итигэлова и он начал читать молитву сам, после чего ученики подхватили его слова. По окончании ритуала, Итигэлов принял позу «Лотоса» и ушел в нирвану. После этого события его, в такой же позе положили в саркофаг (бумхан) в кедровом кубе и захоронили в месте под названием Хухэ Зурхэн. В 1955 году Пандито Хамбо-Лама Лубсан-Нима Дармаев, тайно от правительства, вместе с учениками, подняли тело Итигэлова и, оно и вправду оказалось нетленным, провели необходимые обряды. Заменив его одежду, они поместили его обратно в саркофаг. В 1973 году Пандито Хамбо-Лама Жамбал Доржо Гомбоев ещё раз подняли тело и убедились, что его тело в годном состоянии. К концу XX века все ученики Этигэлова погибли, и он начал приходить во снах к нынешнему главе буддийской сангхи. В 2002 году его тело в саркофаге нашли и откопали с глубины 1,5 метра спустя почти 90 лет.

Наука и выводы

То, что тело Этигэлова остаётся нетленным, по сей день остаётся загадкой для учёных. После вскрытия его саркофага, в 2002 году, его некоторые участки кожи были повреждены. Это объясняется тем, что в саркофаге было обнаружено обильное количество соли. Учёные признают, что тело ламы остаётся жизнеспособным и он в любой момент может проснуться из анабиозном сна. Сам факт того, что учёные признали жизнеспособность тела Этигэлова, наводит на мысль несовершенном представлении нашего мира. Учёных этот факт заставляет задуматься над этим феноменом, а верующих заставляет верить ещё больше.

В сентябре 2002 г. бывший глава бурятских буддистов Пандито Хамбо Лама Итигэлов , как и завещал, вернулся в наш мир: его тело было извлечено из деревянного короба под землёй и перенесено в Иволгинский дацан (монастырь). Там специально для него выстроили «Благословенный дворец». В нём Драгоценное и Неиссякаемое тело продолжает «жить» по сей день.

Пришёл во сне

«Видите, окна на втором этаже открыты? Он сидит там при комнатной температуре, дышит тем же воздухом, что и мы с вами. Никакой холодильной камеры нет. Сейчас отдыхает, устал после утренней службы», - вздыхает Даши Батуев , хранитель тела Хамбо Ламы Итигэлова. Вообще-то хранителей у него трое, в их обязанности входит проведение молебнов совместно с Итигэловым (по два часа каждое утро), получение посланий от него (об этом позже) и незатейливый туалет. Два раза в месяц Драгоценное тело переодевают, протирают лицо маслом.

«Есть ли запах? Сначала, когда я только пришёл к нему хранителем, я остро чувствовал запах пожилого человека, ага, - как и многие буряты, Даши-лама в конце почти каждой фразы ставит «ага». - Но со временем запах ушёл. Или я привык, ага. А когда его из земли доставали и только короб открыли, говорят, очень сильное благоухание было, ага».

О том, что под землёй в позе лотоса сидит бывший Пандито Хамбо Лама, в Бурятии к началу XXI в. могли запросто и забыть. Из видевших Итигэлова при жизни людей к тому времени оставался лишь один, ламы об этой истории ничего толком не знали, информацию о месте захоронения друг другу не передавали. Да и небезопасно это тогда было.

Возможно, Хамбо Лама Ити-гэлов так и остался бы навечно погребённым, но он избрал другой путь. А именно - стал являться во сне одному из монахов. «Снился ему часто, говорил, что ему пора выходить, ага, - вспоминает Батуев. - И этот человек рассказал всё остальным ламам, действующему Хамбо Ламе Аюшееву . Тогда стали искать место захоронения и нашли его. А тот монах, Бимба Доржиев , сейчас главный хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела, ага».

«Стекло запотело!»

Эксгумацию проводили, как положено по закону: собрали подписи родственников, пригласили судмедэкспертов. Вот выписка из заключения: «Труп мужчины в сидячем положении, причём ноги согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены... Без признаков гниения... Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись... Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена...

Каких-либо следов ранее произведённого вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации не обнаружено».

Бальзамация (или бальзамирование) - один из известных науке способов сохранения тела после смерти. Таким - забальзамированным, как Ленин, или высохшим, как египетская мумия, - ожидала увидеть Итигэлова его дальняя родственница Янжима Васильева :

«Я была потрясена. Думала, это будет окоченевшее тело. Надавила на живот, а он мягкий! Прикоснулась к рукам - суставы подвижные. Это было потрясением для всех. К тому же в коробе была соль. Если бы Итигэлов умер обычной физической смертью, соль разъела бы тело, а оно было как живое. Судмедэксперты уверяли, что через несколько часов, максимум через пару дней, оно начнёт портиться и превратится в тлен. Так бывает при резких изменениях условий - например, когда останки мамонта изо льда достают. Поэтому тело поместили в холодильную камеру. Задали в ней определённую температуру. Пришли на следующий день: температура в камере поднялась на 2°C, а стекло запотело!»

Кроме того, что он потеет (обычно во время молебнов и при большом стечении народа), Итигэлов меняет вес своего тела. На момент «возвращения» он весил 46 кило, а потом похудел до 42. Но в дни встреч с паломниками (за год набирается 7-8 таких дней) прибавляет по 100 грамм. Удивляет и то, что поза, в которой он 75 лет находился в деревянном коробе, сохраняется без изменений. А ведь никакие поддерживающие и фиксирующие приспособления для этого не используются.

Через два года после эксгумации тела Итигэлова его разрешили исследовать учёным из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). В частности, провести анализ волос, частиц кожи и ногтей. За работу взялся Виктор Звягин - заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, доктор медицинских наук. Он в своё время делал заключение о принадлежности Гитлеру обугленного трупа, найденного в Берлине, а также одним из первых изучал останки, объявленные относящимися к Николаю II и членам его семьи.

Исследовав биологические образцы, доставленные из Бурятии, с помощью метода инфракрасной спектрофотометрии, эксперты пришли к выводу: «Белковые фракции имеют прижизненные характеристики». Проще говоря, ткани тела не отличаются от тканей живого человека! Как объяснял тогда В. Звягин, похоже на то, что Итигэлов умер день-два, но никак не 75 лет назад. У него были на месте глазные яблоки и внутренние органы!

Заключение специалистов: современной науке неизвестно такое состояние тела после физической смерти, в котором находится Хамбо Лама Итигэлов. Тогда-то из уст учёных впервые прозвучало слово «феномен».

Известные науке способы сохранения тела после смерти

Мумификация

  • Условия: жаркий и сухой воздух, достаточная вентиляция. Труп полностью обезвоживается, высыхает. Его объём и масса резко уменьшаются, кожа становится хрупкой и ломкой, принимает буровато-коричневый оттенок.
  • Примеры: была популярна в Древнем Египте. Сейчас используется некоторыми африканскими племенами.

Бальзамирование

  • Условия: ткани пропитывают веществами, предотвращающими гниение, - т. н. антисептиками. Производится, как правило, для учебных, научных целей, а также для сохранения трупов выдающихся деятелей.
  • Примеры: врач Николай Пирогов, политики Владимир Ленин, Хо Ши Мин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и др.

Торфяное дубление

  • Условия: болото, торфяники, почва с большим содержанием гумусных кислот. Благодаря способности торфа консервировать органические останки тело может сохраняться веками. Его покровы принимают тёмно-бурую окраску и уплотняются.
  • Примеры: «болотные люди». В болотах Европы было найдено более тысячи тел древних людей. Так учёные получили знания об их внешности, одежде, причёсках, питании и пр.