Как говорил Бердяев: «Человек призван творить культуру, культура также есть его путь и судьба, он реализует себя через культуру. Обреченный на историческое существование, он тем самым обречен на созидание культуры. Человек - существо творческое, творит ценности культуры. Культура поднимает человека из варварского состояния.

Роль культуры в социализации личности обусловлена тем, что культура -- чрезвычайно емкое социальное явление, включающее все институты воспитания и обучения человека, все области науки и виды искусства, оказывающие воспитательное воздействие на человека, а также участие самого индивида в создании духовных ценностей.

Человек становится личностью по мере освоения совокупного социального и культурного опыта, имеющегося в распоряжении общества. Роль культуры в этом процессе поистине огромна, т.к. именно культура, в отличие от генетических механизмов наследования, выступает средством социального наследования информации, своеобразной "социальной памятью" общества. Становление личности, по существу, начинается не с потребления общественных благ и получения возможных "удовольствий от жизни", а с умения жить "для других", со стремления к максимальной реализации своих сил и способностей для общего блага.

Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитания в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят, о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества. Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин. Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя. Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Практические задания:

  • 1. Необходимость социализации обусловлена:
    • а) биологической конституцией человека;
    • б) необходимостью обеспечить целостность общества и общественный порядок;

Исключите неправильное суждение: в) необходимостью обеспечить «пригодность» индивида к жизни в обществе.

  • 2. Выберите из перечисленных функций те, которые выполняют социализацию в обществе:
    • а) введение индивида в мир культуры данного общества;
    • в) создание условий для эффективной совместной деятельности людей;
    • г) создание норм социальной стабильности и порядка.
  • 3. В 1920 г. в Индии были найдены две девочки, воспитанные волками. Единственным звуком, который издавали дети, был громкий вой. Они никогда не смеялись, испытывали страх перед огнем и не любили солнечного света. В то же время девочки могли хорошо видеть в темноте, передвигаться на четырех ногах, а запах мяса чувствовали на расстоянии 70 метров. Прожив несколько лет в человеческом обществе, дети усвоили только элементарные человеческие навыки, старшая девочка выучила около 30 слов. Подумайте, о чем свидетельствует судьба таких детей, оказавшихся в изоляции и сумевших выжить. Что существенно важное для понимания социализации дает опыт изучения этих детей?

Можно сделать выводы о том, что организм индивида развивался, но никаких социальных свойств (мышления, речи, нравственных, эстетических качеств) он не приобрел. Вне социальной среды личность сформироваться не может. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Так же важным выводом является то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного “Я”, так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

4. Объясните с точки зрения социализации, почему пожилые люди испытывают больший дискомфорт в современном российском обществе, чем молодые?

Доминирующим фактом в данном вопросе является резкий скачок в сфере информационных технологий, произошел разрыв коммуникативно - информационной функции социализации, поэтому пожилым людям сложнее дается адаптирование, получение нужной информации.

Человек, на протяжении всей жизни находившийся в рамках достаточно жесткой структуры, образованной режимом работы, отношениями с коллегами, борьбой за улучшение материального благополучия, внезапно оказывается за бортом этой структуры, возможно, субъективно его тяготившей, однако делавшей жизнь содержательной - поставлявшей близкие и дальние цели, темы для негодования и надежд, друзей, привязанности… Без этого человека оказывается в пустоте.

Другой важный момент состоит в культивировании в обществе шаблонов социального статуса этой возрастной группы. Многие характерные черты пожилых обусловлены распространенными в обществе негативными стереотипами восприятия стариков как людей бесполезных, интеллектуально деградирующих, беспомощных. И многие пожилые принимают эти стереотипы, снижают собственную самооценку, боятся своим поведением подтвердить отрицательные шаблоны.

Духовная культура – это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых убеждений, взглядов, оценок, моделей поведения людей. Иначе говоря,это зафиксированный в обычаях, традициях, нормах и правилах социальный опыт . Это уровень представлений людей об общественной жизни.

Духовная культура не имеет материального содержания. Она лишь косвенно связана с материальными носителями.

Носители духовной культуры – это, в первую очередь, конкретные личности , малые или большие социальные группы , а также социальные организации и социальные институты . Важную роль в сохранении и распространении духовно культуры выполняют средства массовой информации.

В процессе социализации можно выделить основные функции духовной культуры:

1) информационно-познавательная , связана с усвоением знаний, представлений об обществе;

2) нормативно-поведенческая , определяет дозволенное или недозволенное в процессе совместной деятельности.

3) эмоционально-оценочная , предполагает одобрительные или осуждающие оценки, чувства, переживания по поводу проблем общественной жизни.

Духовную культуру, в зависимости от носителя, можно подразделить на три формы :

1) народная культура – это фольклор (сказки, песни, предания), произведения искусства, созданные непрофессиональными авторами;

2) элитарная культура – включает в себя академическую (классическую) музыку, художественную литературу, изящные искусства;

3) массовая культура – возникла в ХХ веке вместе с развитием средств массовой коммуникации, создающих условия для восприятия культурных ценностей огромными массами населения.

Рассматривая культуру с позиций ее содержания и особенностей развития, можно выделить две важнейшие характеристики :

1) культурная статика – связана с внутренней структурой культуры как целостного явления, состоящего из отдельных элементов;

2) культурная динамика – предполагает изменения , которые происходят с культурой при ее распространении в пространстве (увеличение числа носителей) и времени (продолжительность существования).

Культура, по своим структурным составляющим, отличается богатым многообразием. Она включает в себя, различные нормы и ценности , которые, в свою очередь, выражаются через обычаи , традиции, обряды . Важное место в содержании культуры занимают этикет и язык . Все перечисленные компоненты духовной культуры участвуют в социализации личности, используются в целенаправленном воспитательном процессе.

Нормы – это определенные принципы морали или права, которые люди должны выполнять в течение своей жизни. Нормы отражают дозволенное и недозволенное в социальной жизни.

Ценности – это созданные отдельными социальными группами абстрактные идеалы. Это – нравственные и эстетические ориентиры в человеческой деятельности. В более широком смысле слова это явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности.

Обычаи – культурные привычки, поддерживаемые общественным мнением.

Традиции – наследуемые новыми поколениями элементы поведения

Обряды – коллективные действия, поддерживающие традиции.

Этикет – совокупность правил поведения.

Язык – совокупность знаков, символов, используемых членами общества для коммуникации.

Культурные нормы и ценности меняются со сменой типов культур в пределах конкретных регионов. Так, в Западной Европе убийство новорожденного – преступление. В Китае это разрешалось, если семья не в состоянии его прокормить. На Западе не едят кошек и собак, а в каких-то странах это деликатес. Иначе говоря, различные типы культур связаны с культурными различиями разных типов общества.

В функционировании культуры выделяется так называемая культурная трансмиссия как процесс передачи (трансляции) культуры от старшего поколения новому, приходящему ему на смену. Иначе говоря, благодаря трансмиссии культуры обеспечивается ее преемственность , важное условие социализации представителей будущего общества, связанное с передачей коллективного опыта.

В процессе культурной трансмиссии часть накопленного опыта теряется. Однако появляются и новые виды и формы поведения. В совокупности этот процесс видоизменяется, постепенно обрастает совершенно иным содержанием. Происходит поступательное развитие духовной культуры, изменяющее направления социализации личности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шикун А.И.
Основы социологии: электронное пособие для студентов вуза / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2009. – 133 с. Рассматриваются осн

Возникновение и этапы развития социологии
Ключевые понятия:социология как наука о социальных системах; предпосылки возникновения социологии; этапы и тенденции развития социологии; современные теории:

Предпосылки возникновения социологии
Стремление к анализу социальных явлений было присуще человеку во все времена. Однако как наука социология возникла только в первой половине XIX века. В это время стал исп

Этапы развития социологической науки
Развитие социологии как социально-гуманитарной науки можно подразделить на три этапа: Первый этапсвязан с появлением первых социоло

Объект, предмет и уровни социологического знания
Ключевые понятия:объект, предмет и категории социологии; социальный, общественный, социетальный;функции и уровни социологического знания; фундаментальная соц

Функции и специфика социологии как науки
Функции социологии весьма разнообразны. Тем не менее, их можно свести к трем основным: 1) теоретико-познавательная (гносеологич

Уровни социологического знания
В соответствии с различными уровнями организации и функционирования общества выделяют основные уровни социологии: 1) макросоциология

Понятие общества в социологической науке
Ключевые понятия: общество как объект социологии; социальные системы; социальные общности, массовые и групповые общности; типология и сферы жизни общества; с

Общество – объект социологического знания
Выделяют основные теоретические подходы к понятию «общество»: 1. Это устойчивая, культурно-историческая форма организации жи

Основные типы и сферы жизни общества
Типология обществаможет быть определена по самым различным основаниям. Например, в социально-гуманитарных науках нередко выделяют типы общества, соответствую

Социальные группы и социальная стратификация
Ключевые понятия: социальные группы и социальная стратификация; социальная структура; признаки социальных групп; типология групп, большие и малые группы; вид

Социальные группы в структуре общества
Социальная структура (от лат. structura: строение) – это совокупность элементов, составляющих социальную систему, а также связей, отношений, взаимодействий между ни

Типология социальных групп
Социальная структура включает в себя различные групповые общности людей: 1. Социальные классы и слои общест

Виды и формы социальной стратификации
Современныетеории социальной стратификации рассматривают общество в виде иерархической структуры, на вершине которой находятся привилегированные страты (слои

Национально-этнические и расовые различия
Ключевые понятия: этническая структура, национально-этнические группы; нация, народность, этнос; этнические меньшинства; плюралистические общества, национали

Национально-этнические общности людей
Изучение социально-экономических, социально-политических, духовно-идеологических, социокультурных проблем развития наций и народностей осуществляет социология национальных отношений, или ее еще наз

Национализм, регионализм, расизм
Убежденность в превосходстве своей национальности в сравнении с иными, а поэтому уверенность в ее праве на определенные привилегии за счет других этнических

Пути разрешения национальных противоречий
Известный американский социолог Т. Адорно в 50-х годах провел исследование причин формирования национальных предрассудков. Опросы показали, что респонденты,

Место национально-этнической дифференциации общества в социальной структуре современного общества
3.Что изучает этносоциология? 4. Дайте определения понятий «нация» и «народность». 5. Что такое «национальность».


Ключевые понятия: социальная деятельность;социальные организации и социальные институты; субъекты и объекты социальной деятельности; признаки организаций, ви

Субъекты и объекты социальной деятельности
Взаимодействие с окружающей средой с целью ее преобразования осуществляют субъекты деятельности, непосредственно влияющие на окружающие социальные процессы.

Признаки и виды социальных организаций
Социальные организацииимеют ряд общих признаков, среди которых можно выделить следующие основные: 1) упорядоченное состояние конкретного социального об


Каждая социальная организация стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои основные базисные потребности. Это стремление выливается в определенн


Ключевые понятия: семья и быт; родство, брак; формы брака; социальные функции семьи; этапы развития семьи; ролевые отношения в семье; принципы регулирования

Понятия семьи и брака
Основу любой семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Этот союз в современном обществе, как правило, санкционирован обществом (государством). Однако семья – это не

Социальные функции и типы современной семьи
Роль и место в обществе семьи как социального института можно выразить через функции семьи, которые отражают систему взаимодействия индивидов, семей, обществ

Ролевые отношения и структура семьи
В семье формируются различные социальные роли, складываются определенные ролевые отношения. Каждый член семьи выполняет специфические

Быт и образ жизни в современном обществе
Можно выделить три основные формы быта, наиболее часто исследуемые социологами: 1. Семейный быт (ведение домашнего хозяйства

Здоровый образ жизни
Социокультурнаяактивность индивида в сфере досуга – это не только высокая заинтересованность в проведении социокультурных мероприятиях, но и личное участие в их организации.


Ключевые понятия: образование и культура; социология образования; экономические, социальные, культурные функции образования; уровни образования; особенности образования в ра

Функции и уровни образования
Основные функции образования можно подразделить на три основные группы: экономические, социальные и культурные. Функции образования могут выступать в качеств

Особенности образования в других странах
Результаты исследования отечественной системы образования желательно сопоставлять с опытом совершенствования системы образования в других странах. Например, во Ф

Социологические теории образования
В социологии известны различные теории современного образования. Они часто рассматривают образование в связи с социальным неравенством. Например, Базиль Бернштей

Общественное мнение и средства массовой информации
Ключевые понятия: общественное мнение, объект и субъект общественного мнения; функции общественного мнения; предмет социологии общественного мнения; средства массовой информ

Понятие и структура общественного мнения
Термин «общественное мнение» функционирует в качестве одной из характеристик социального взаимодействия, по меньшей мере, более восьми веков. Полагают

Особенности функционирования общественного мнения
Влияние общественного мнения на социальные процессы осуществляется через реализацию его основных функций. Функции общественного мнения разнообразны:

Типология средств массовой информации
Массовая информация – это сообщения, ориентированные на большую по численности аудиторию. Они выражаются в различных формах: ●

Влияние СМИ на общественное мнение
Самые различные общественно-политические силы стремятся получить максимально широкий доступ к средствам массовой информации. Нередко «новости» в определенных политических целях созд

Управление социальными процессами
Ключевые понятия: социальный процесс и социальное управление; уровни социальных процессов; общественное сознание и идеология в социальном процессе; структура социального упр

Социальный процесс как объект управления
К понятию социального процесса возможны два основные подходы: 1) социальный процесс – это случайный (статистически в

Структура социального управления
Социальное управление – это многогранный, структурно сложный вид человеческой деятельности. Его можно представить: во-первых, как механизм, с помощь

Принципы и функции управления
Управление обществом и отдельными социальными группами осуществляется на основе накопленного практического опыта, который фиксируется как принципы управления

Социальное взаимодействие и социальные отношения
Ключевые понятия: социальное взаимодействие; социальные связи и социальные отношения; виды и формы социального взаимодействия; социальные интересы и потребности; социальные

Виды и формы социального взаимодействия
Взаимодействие, то естьинтерактивное действие, бывает различных видов и выражаться в разных формах. 1) межличностное (непос

Коммуникации в социальном взаимодействии
Коммуникация(от лат. communication: обмен, связь, разговор)– это процесс передачи информации от одной социальной системы к другой. Это акт

Виды социальной коммуникации
Можно выделить основные виды коммуникации: 1. Массовая коммуникация – распространяется на общество в целом. Она предполагает: χ

Личность как объект и субъект социальных отношений
Ключевые понятия: понятия «человек», «индивид», «личность»; личность как объект и субъект социальных отношений; социализация и индивидуализация личности, эта

Личность в системе социальных отношений
Формирование личности возможно лишь в контакте с социальной средой. С одной стороны социальные отношения формируют личность. Здесь она выступает в ролиобъекта

Этапы социализации личности
Социализация– это приобщение личности к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. Личность в процессе своего формирования заимствует правила взаимодейств

Социологические теории воспитания
Одним из наиболее известных авторов теорий воспитания был американского философ и социолог Джорж Герберт Мид (1863 – 1931). Он выделял три стадии развития индивида

Социальный статус и социальные роли личности
Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус», «социальный престиж» и

Труд как форма социального взаимодействия
Ключевые понятия: труд и трудовая деятельность; социология труда; структура труда; содержание, формы и характер труда; разделение труда; виды и условия труда; стимулы к труд

Структура и функции труда
Структура труда включает в себя следующие основные элементы: 1) личностные компоненты производительн

Социальные проблемы трудовой деятельности
Существенной характеристикой трудового процесса являются условия труда – совокупность технико-организационных, социально-экономических и естественно-природных факто

Социальные конфликты, способы их разрешения
Ключевые понятия: конфликты, виды конфликтов, специфика социальных конфликтов; функции конфликтов, типология конфликтов; формула конфликтов; основные способы разрешения соци

Виды и формы социальных конфликтов
Конфликты подразделяют на виды, в первую очередь, в зависимости от сферы общественной жизни, в условиях которой они возникают: 1) экономические

Причины и пути преодоления конфликтов
Многообразные причины конфликтов, то есть, факторы, определяющие начало конфликта и направления его дальнейшего развития, можно свести к двум группам:

Социальные изменения и пути развитие общества
Ключевые понятия:социальные изменения и социальные революции; уровни и направления развития общества; консервативный, реформистский, революционный подходы к

Социальные изменения и социальные противоречия
Социальные изменения в обществе имеют разнообразные формы проявления: ●в способах накопления, хранения и передачи опыта предшествующих поколен

Соотношение реформ и революций
В соответствии с перечисленными выше позициями в отношениях к обществу складываются три, трудно совместимых друг с другом позиции: 1. Кон

Методологические подходы к социологическому исследованию
Ключевые понятия:социологическое исследование, его виды и формы; программа исследования, функции и структура программы; проблемы, объект и предмет исследования; цель, задачи

Виды и формы социологического исследования
Можно выделить два основных направления в проведении социологических исследований: 1.Фундаментальныеисследования

Структура и функции программы исследования
Программа социологического исследования – это теоретический документ, излагающий методологические (теоретические), процедурно-мето-дические и организационно-управле

Обоснование проблемы исследования
Разработку программы социологического исследования рекомендуется начинать с уточнения содержания проблем исследования. Проблема исследования(от греч. probl

Определение объекта и предмета исследования
Реальным носителем противоречий (проблемных ситуаций), подлежащих изучению, является объект исследования. Объект исследования – это деятельность людей и те условия, в кото

Формулирование целей и задач исследования
Каждое научное исследование должно быть целенаправленными, то есть иметь конкретную цель исследования, на которую ориентировано внимание сотрудников социологической группы на протяж

Конструирование гипотез исследования
Осмысливая возможные (ожидаемые) выводы из проводимого исследования, социолог конструирует гипотезы исследования, которые должны предшествовать любом

Интерпретация основных понятий
Необходимым условием изучения любого социального объекта является интерпретация основных, понятий, используемых в исследовании. Интерпретация понятий – это

Методика и процедуры изучения социальных объектов
Ключевые понятия: социологические данные, информация, метод; методы сбора информации; выборка исследования, генеральная и выборочная совокупность; репрезента

Определение методов сбора информации
Использование наиболее эффективных методов сбора информации является важнейшим условием успешного проведения исследования в каждом конкретном случае. Методы сбора информации

Определение методов обработки информации
После сбора информации наступает ее обработка. Этот этап довольно трудоемкий, требует применения технических средств и специальных приемов. От него в значительной степени зависят ко

Анализ и обобщение информации
После обработки собранных данных наступает самый сложный и ответственный этап: анализ и обобщение информации. Анализ

Планирование социальных экспериментов
В социологическом исследовании на заключительном этапе всегда желательно предусмотреть эксперименты, направленные на проверку полученных выводов. Полезно проводить эксперименты по в

Что такое выборка исследования? Уточните соотношение понятий «генеральная совокупность»и «выборочная совокупность»
9. Основные типы выборки, используемые в социологическом исследовании? 10. Какие данные необходимы для формирования выборочной совокупности?

Организация социологического исследования
Ключевые понятия: организация исследования; основные организационные принципы проведения работ; стратегический план исследования, виды стратегического плана;

Принципы и способы организации исследования
Организация деятельности исследовательской группы (ее управление) осуществляется, учитывая изложенные ниже наиболее общие организационные принципы: 1) продум

Календарный план и этапы исследования
Важнейшим элементом стратегического плана является календарный план, в котором, сроки их выполнения, ответственные исполнители, источники и объем финансирования, перечисляются важн

Кадровое обеспечение исследовательского процесса
Обучение исполнителей работ в целях повышения их компетентности является обязательным условием подготовки к проведению исследования. Для этого составляется соответс

Страница 23 из 32


Роль культуры в социализации личности

Утверждение ценностей культуры в качестве ориентиров человеческой жизнедеятельности есть результат действия закона возвышения потребностей людей, появления возможности (наряду с непосредственно утилитарным) ассоциативно-творческого восприятия действительности, своего рода идентификации субъекта с объектом, которая может быть описана лишь с помощью более широкого, чем понятия "потребность" и "интерес", термина "значение". Другими словами, ценность - нечто более сложное и возвышенное, чем простая заинтересованность человека в предмете своей потребности, особенно трактуемой биологически. Ибо человек, в отличие от животного, удовлетворяет свои потребности через культуру.

Ценности объективны до своему происхождению и содержанию. В процессе социализации личности они неизбежно включают в себя и интерпретацию, опенку содержания в свете интересов общества, общности, группы, самой, личности. Поэтому необходимо различать общечеловеческие, групповые, индивидуальные ценности культуры, на которые ориентируется личность.

Культурная ценность - не просто слепок с объекта или его воспроизведение, а своего рода мост между объектом и субъектом, обеспечивающий двустороннее движение информации между ними.

Вторым наиболее существенным компонентом культуры являются социокультурные нормы. Они являются не чем иным, как зафиксированными ценностями, имеющими императивный или предписывающий характер. С точки зрения философско-религиозных учений социальные нормы поведения вносятся в сознание человека посредством воспитания и образования, представляют собой проявление особого нравственного закона или веления Бога. Понятие "норма" в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Однако не все такие нормы мы можем называть социокультурными. Если речь идет об изучении социализации индивидов, то социальными нормами будут являться те, которые выполняют функции регулирования этого процесса, а шире - отношений личности и общества. При этом специфика норм будет заключаться не только в том, что они регулируют социальное поведение людей, но и в том, что они требуют действий определенного типа, выражая должное в реализации индивидуальных и общественных интересов.

Одним из важнейших признаков социальной нормы является ее императивность (повелительность), которая выявляется в том, что поведение, не соответствующее норме, обязательно вызывает негативную реакцию у других людей. Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном этапе жизни, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях, в разных социальных общностях. Так как общество, как и любой социальный организм, развивается, то большая часть норм постепенно утрачивает свое значение для жизнедеятельности людей или видоизменяется, а отдельные из них становятся, как и ценности, общественно значимыми, стабильными на десятилетия и даже целые века.

Любое общество представляет собой систему, включающую различные социальные группы, поэтому специфические интересы этих групп будут также различаться. Необходимо классифицировать различного рода нормы, отражающие специфику субъекта-носителя норм (например, групповые нормы), и их содержание (например, нравственные, религиозные нормы).

Логически и исторически социокультурные нормы также связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности субъекты (общество, общности, группы, личность), учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. Следовательно, норма является императивным выражением ценности, определенной системой правил, которые направлены на ее воспроизводство, которое осуществляется на разных стадиях и в разных формах социализации. Социокультурные нормы как элемент общественного сознания включают в себя различные виды предписаний, которые в совокупности образуют сферу должного.

Так как социальная норма в определенной степени есть социальная модель поведения людей в конкретных ситуациях, то в ней проявляются и учитываются кроме позитивного содержания еще и существующие противоречия между господствующими формами бытия и теми отклонениями от них, которые неизбежно возникают в реальной практике социализаций конкретных личностей. Например, некоторые нормы отношений молодежи вызывают раздражение у более нравственной части общества.

Как уже говорилось, социальные нормы - не единственные регуляторы взаимодействий личности с обществом и другими людьми. В роли таких факторов выступают ценности культуры, общественные идеалы, жизненные принципы. Именно в них заключается возможность зарождения и опережающего развития новых, более прогрессивных норм общественной жизни. В некоторых сферах общественного сознания, например, в морали, нормы и принципы могут совпадать. Моральные принципы могут выступать в виде наиболее общих моральных норм. Хотя, разумеется, не все нравственные нормы есть моральные принципы.

Третьим компонентом культуры являются верования. Несмотря на все попытки представить основной вопрос философии об отношении сознания и материи, бытия и мышления, природы и духа несущественным, вряд ли можно отрицать, что верования как особая форма мировоззрения, а значит, и культуры прочно занимают свое место и в сознании, и в социальной практике, и в социализации человека.

Гносеологическая граница между званием и верой фиксирована весьма нечетко. Чем больше современный человек познает мир, тем больше возникает белых пятен, которые пока нельзя объяснить. Тем самым увеличиваются основания для веры. Этому способствует и нравственный кризис общества, его социальных институтов. Утрачивая веру в общество, человек возвращается к Богу, просит его помощи и поддержки. В религиозном сознании именно Бог становится тем опосредующим фактором, который регулирует взаимоотношения между людьми. Вера, а значит, и верования являются формой проявления религиозной культуры конкретного народа. Значение религии и ее института (церкви) на определенных этапах исторического развития менялось от ее полной власти над общественной жизнью до "разделения" с государством на светские и религиозные установления. Практически нет ни одного общества или народа, у которого отсутствовали бы люди, базирующие свои жизненные ценности и нормы в основном на религиозных верованиях. Значит, для значительной части человечества религия является высшей культурной ценностью. Поэтому соблюдение религиозных норм для истинно верующих является не трудностью, а скорее основанием для удовлетворенности своей жизнью.

Если дать верованиям социокультурную оценку, то можно сказать, что в них заключена наиболее глубинная сущность общечеловеческих ценностей и норм жизни. Поэтому для социализации личности, сохранения «человеческого в человеке» религия и верования играют одну из важных ролей.

Фундаментальным, обобщенным элементом культуры являются обычаи. Обычаи - исторически возникший порядок общественной жизни, ставший всеобщим, привычный стиль действий и поступков, господствующий в определенной общности, группе. Например, способ приготовления пищи, одежда, манеры поведения, осуществление различных обрядов, определенная система воспитания детей, отношение к старикам, религиозные верования и т.д. выражают стиль жизни данного народа или общности. В обычаях отражен способ видения социальной реальности в целом: природы, общества, сферы священного. Необходимо учитывать, что обычаи определяют поведение в целом, а потому только в минимальной степени совпадают с моральным порядком общества. В современном российском обществе обычаи и традиции регулируют в основном бытовую неформальную сферу жизнедеятельности человека. В профессиональной сфере, образовании, организованной системе социализации подрастающего поколения действуют социальные институты и соответственно институциональные ролевые позиции.

Существуют некоторые специфические особенности обычаев и традиций, важные для процесса социализации. Так, в условиях распространения массовой культуры многие обычаи и традиции уходят в прошлое или существенно деформируются. Однако для определенной части нашего общества, особенно населения азиатского региона, традиции и обычаи все еще играют доминирующую роль в регулировании общественных, даже профессиональных отношений. Часто возраст человека дает ему больше прав в решении проблем, чем его социально-профессиональный статус. В условиях урбанизации и массовых миграционных процессов все больше распространяется, особенно в городах, массовая культура, связанная с обычаями так называемого престижного потребления. Описанный Т. Вебленом феномен "показного потребления" объяснял поведение человека желанием обрести социальный статус через приобретение определенного рода вещей. Такое приобретение связано не с жизненными потребностями, а с подражанием определенному социальному кругу лиц. Это может касаться не только материальных вещей, но и форм проведения досуга, воспитания детей и т.д., например стремление родителей дать детям музыкальное образование часто вопреки отсутствию у них музыкального слуха и желания или поголовная "джинсомания", при которой джинсы из рабочей одежды американских фермеров превратились чуть ли не в праздничный наряд для молодежи.

Универсализация обычаев в значительной степени приводит к утрате национальной самобытности общества. Однако давать этому однозначно отрицательную оценку, вероятно, нельзя, так как социально-экономический прогресс вносит свои существенные коррективы в потребности человека и всего сообщества. Эти потребности в первую очередь ориентированы на социальный комфорт, а поэтому имеют больше утилитарное, чем какое-либо другое значение.

Большая часть исследователей процессов социализации сходятся на том, что определяющее значение имеет первичная социализация, осуществляемая семьей. В частности, первичная социализация определяет не только общесоциальные формы поведения, но и различия в языке, одежде, отношениях между родителями и детьми и т.д. Источником такого сильного влияния семьи на ребенка является личностная заинтересованность семейной группы, основанная на кровном родстве. В зависимости от уровня авторитета каждого из родителей сила семейного влияния на ребенка может возрастать или ослабевать. Именно первичная социализация придает процессу развития личности различную направленность. В характере направленности особую роль играет организационная культура. Она передается как сопровождение личного "Я", которое ребенок строит при помощи других. Культура вносится извне и концентрируется вокруг личной концепции индивида, переплетаясь с теми социальными ролями, которые человек призван играть в своем будущем. Последние соотносятся с ценностями личности, которые она и пытается регулировать.

Если рассматривать семью как первичную социальную группу, осуществляющую социализацию ребенка, то надо иметь в виду, что семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными микро- и макроструктурами (системами). Поэтому уровень соответствия семейных (групповых) и общесоциальных ценностей, предлагаемых ребенку для усвоения, может быть различными, вплоть до полного антагонизма. Эта опосредованность делает семейную группу до определенного времени почти единственным интерпретатором культурных ценностей, господствующих в различных социальных структурах, с которыми столкнется человек в будущем. Таким образом, в семье закладывается тип структуры будущего поведения, характера интеграции (или адаптации) индивида в общество. Чем более конфликтной, проблемной будет первичная семейная группа, тем конфликтнее будет вхождение индивида и во вторичные группы и в социальную структуру общества.

К социализации во вторичных группах индивид подходит с уже сформированным самосознанием (структурой ценностей, образцов поведения, сложившимся "образом" общества). В это время он становится членом различных социальных групп: учебных и производственных коллективов, круга друзей и т.д. Существенно изменяется и характер его взаимодействия с этими группами. Если эффективность семейного этапа социализации относительно не зависит от ребенка, особенно в первые годы его жизни, то социализация во "вторичных группах" в равной мере определяется как личностными характеристиками социализирующего субъекта, так и социальными показателями группы, т.е. внешними факторами. Следовательно, можно утверждать, что в процессе социализации во вторичных группах изменение социальных структур происходит и под влиянием личностных социокультурных ценностей.

На этапе социализации во вторичных группах, как правило, выявляется и "раздвоение человеческой сущности", если первичный этап формирования личности заложил в сознание индивида не соответствующие реальности представления. Это несоответствие реальности представлениям о ней может стать источником как асоциального, так и конформистского поведения человека. Однако возникновение отклоняющихся форм поведения связано не только с внутренним конфликтом сознания индивида, но и с характером ориентаций групп, в которые он включается в процессе взросления.



Индекс материала
Курс: Философия об обществе, человеке и ценностях
Дидактический план
Учение об обществе
Общество как система
Социальная структура общества
Общество и государство
Общество и культура

В прошлом столетии в социологических науках сформировалось представление о социализации как процессе становления личности, при реализации которого у личности формируются наиболее общие, устойчивые черты, которые проявляются в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой социума; как процессе усвоения индивидуумом поведенческих образцов, социальных норм и ценностей, психологических механизмов, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Замечание 1

По своей сути, социализация представляет собой один из ключевых социальных процессов, главной задачей которого выступает обеспечение преемственности поколений, передача накопленного культурного опыта последующим поколениям, что, в свою очередь, обеспечивает поступательное эволюционное развитие общества.

В процессе социализации личность принимает общие ценности, модели поведения, в результате чего следование нормативным общезначимым стандартам становится частью ее мотивационной культуры, личностной потребностью.

Реализация социализации осуществляется в определённом социокультурном контексте, под влиянием совокупности социальных, экономических и культурных факторов. Более того, процесс социализации не сводится к механическому наложению на индивидуума существующих культурных норм и требований. В процессе адаптации к социуму индивидуум одновременно постепенно, поэтапно осуществляет вхождение в культуру.

Социализация в культуре

Процесс социализации личности в культуре может принимать различные формы, ка то:

  1. Инкультурация – процесс усвоения обычаев, норм, ценностей, традиций родной культуры, который продолжается на протяжении всей жизни личности.
  2. Аккультурация - процесс частичного усвоения личностью норм и ценностей чужой культуры.
  3. Ассимиляция - полное погружение в чужую культуру, утрата собственной культурной идентичности.

Определение 1

Таким образом, социализация представляет собой длительный, непрерывный процесс овладения личностью культурой; усвоения культурных норм и ролей, в результате которого осуществляется превращение индивидуума в члена социума.

Инкультурация как процесс приобщения личности к культурным ценностям

Замечание 2

Под инкультурацией может пониматься как процесс приобщения личности к культурным ценностям, так и результат данного процесса. Причем, результатом инкультурации выступает формирование поведенческого и эмоционального сходства с другими представителями данной культуры, и отличий от представителей других культурных моделей.

Конечным результатом инкультурации выступает формирование личности, способной к воспроизводству данной культуры.

Социализация и инкультурация как процессы формирования целостной личности

Следует отметить, что процессы социализации и инкультурации не тождественны. По своей сути, оба процесса выступают различными аспектами целостного процесса становления. Однако процесс инкультурации выступает более сложным, тонким: усвоение социальных норм и требований осуществляется гораздо быстрее, чем усвоение культурных ценностей, норм, обычаев и традиций. Социализация – более универсальна, инкультурация – носит ярко выраженный культурно-специфичный характер.

В то же время, процессы социализации и инкультурации выступают тесно связанными между собой, обеспечивая формирование личности не только как члена социума, но и как представителя национальной культуры.

Приоритетная роль в процессах социализации и инкультурации отводится современной системе образования.

Таким образом, социализация личности осуществляется в определённом социокультурном контексте, другими словами, в процессе приобщения к требованиям социума личность овладевает не только поведенческим паттернами и социальными ценностями, но и культурами нормами, что приводит к одновременной реализации процессов социализации и инкультурации.

Прежде всего, культура формирует определенный тип личности. Исторические традиции, нормы и ценности, образцы поведения, свойственные конкретному обществу, специфика географического положения, доминирующие экономические модели - все богатство существования данной культуры - вот неполный перечень факторов, которые влияют на формирование личности в культуре. Зачастую общие черты духовного облика людей, живущих в данных конкретных исторических условиях, так или иначе проявляются в индивидуальных особенностях психики и жизненного опыта личности.

С другой стороны, личность можно считать творцом культуры. Без личности невозможно обновление и преемственность культурных процессов, воспроизводство и распространение элементов культуры. Личность не просто приспосабливается к культуре, а создает свой собственный микромир.

Но для того, чтобы человек мог находиться в социуме, ему необходимо уметь приспосабливаться к окружающему обществу, иначе он обречен на устойчивую неспособность ладить с окружающими, изоляцию, мизантропию, и одиночество. Для этого человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления, тем самым включается в окружающий мир. Это вхождение в мир осуществляется в форме усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, навыков поведения, позволяющих ему быть полноправным членом общества.

Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры принято обозначать терминами «социализация» и «инкультурация». Они достаточно часто используются как синонимы, поскольку оба понятия отражают процесс усвоения культурных ценностей какого-либо общества и во многом совпадают друг с другом по содержанию (если рассматривать термин культура в широком смысле: как любую биологически ненаследуемую деятельность, закрепленную в материальных или духовных продуктах культуры).

Тем не менее большинство ученых, понимают культуру как исключительно человеческий способ бытия, который разделяет человека и всех других живых существ нашей планеты, считая рациональным различать эти термины, отмечая специфику каждого из них.

Термин инкультурация понимается как постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Социализацию же сторонники данной точки зрения рассматривают как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой, - активное воспроизводство этой системы индивидом в его деятельности, процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.


Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы социокультурных ценностей общества, что позволяет ему успешно существовать в качестве полноценного гражданина.

Научно доказано, что в каждом обществе на первый план выдвигаются свои качества личности, формирование и развитие которых происходит, как правило, путем их целенаправленного воспитания, т.е. передачи норм, правил и типов поведения от старшего поколения к младшему. В культуре каждого народа сложились свои способы передачи социального опыта молодому поколению.

Так, например, можно выделить два противоположных по своему характеру стиля воспитания детей - японский и английский.

Если рассматривать воспитание в Японии с точки зрения европейского человека, то можно предположить, что японских детей невероятно балуют. В первые годы жизни им ничего не запрещают, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с 6-7 лет японский ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя подобающим образом, уважать старших; чтить долг и быть преданным семье.

С возрастом ограничение поведения значительно усиливается, но и тогда воспитатель чаще стремится использовать методы поощрения, а не наказания. Воспитывать там означает не ругать за совершенные плохие поступки, а, предвидя дурное, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Японских детей не порицают, а обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские традиции воспитания исходят из того, что чрезмерное давление на психику ребенка может привести к обратному результату.

И совершенно противоположным образом строится процесс воспитания в Англии. Англичане считают, что чрезмерное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. По их мнению, баловать детей - значит портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступка ребенка ждет суровое наказание. Англичане с детства приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, их не надо специально подготавливать к взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети устраиваются на работу, некоторые из них покидают родительский дом и живут отдельно.

Процесс инкультурации начинается с момента рождения, т.е. с приобретения ребенком первых навыков поведения и освоения речи, и продолжается всю жизнь. Этот процесс включает в себя формирование таких основополагающих человеческих навыков, как, например, типов общения с другими людьми, форм контроля за собственным поведением и эмоциями, способов удовлетворения потребностей, оценочного отношения к различным явлениям окружающего мира. Конечным результатом процесса инкультурации является культурная компетентность человека в языке, ценностях, традициях, обычаях своего культурного окружения.

Основоположник исследования процесса инкультурации, американский культурный антрополог М. Херсковиц особенно подчеркивал в своих трудах, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества. При этом он выделял две стадии инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры.

1) первичную, которая охватывает детский и подростковый период, когда человек впервые осваивает самые необходимые общезначимые социокультурные нормы;

2) вторичную, при которой уже взрослый человек в течение жизни осваивает новые знания, навыки, социальные роли и т.д. (например, иммигранты, адаптирующиеся к новым условиям).

На первом этапе дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Его основное содержание составляют воспитание и обучение, здесь отмечается превалирование роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта, вплоть до использования механизмов принуждения ребенка к постоянному выполнению определенных стереотипных форм активности. Для этого периода в любой культуре существуют специальные приспособления, которые минимизируют степень риска при использовании детьми полученных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким и показательным примером такого рода может служить феномен игры.

Игровые формы представляют собой универсальное средство инкультурации личности, поскольку выполняют сразу несколько функций:

- обучающую , заключающуюся в развитии таких умений и навыков, как память, внимание, восприятие информации различно модальности;

- коммуникативную , ориентированную на объединение разрозненного сообщества людей в коллектив и установление межличностных эмоциональных контактов;

- развлекательную , выражающуюся в создании благоприятной атмосферы в процессе общения;

- релаксационную , предполагающую снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в различных сферах жизнедеятельности;

- развивающую , состоящую в гармоническом развитии психических и физиологических качеств человека;

- воспитательную , направленную на усвоение общественно значимых норм и принципов поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Как известно, маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных людей. Для них характерна уединенная самостоятельная игра. Затем они копируют поведение взрослых и других детей, не вступая с ними в контакт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет дети учатся согласовывать свое поведение с поведением других детей, играя в соответствии со своими желаниями, они учитывают и желания других участников игры. Это называется объединенной игрой. С четырех лет дети могут уже играть совместно, согласуя свои действия с поступками других.

Не последнюю роль в процессе первичной инкультурации играет овладение трудовыми навыками и воспитание ценностного отношения к труду и развитию способности к обучению, В результате ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, В данный период их приобретение и практическое освоение становятся ведущими в образе жизни и развитии его личности. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.

Вторичная стадия инкультурации касается взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением им совершеннолетия. Основные ее черты обусловлены правом индивида на самостоятельность в пределах, установленных в данном обществе. Он начинает комбинировать полученные знания и навыки для решения жизненно важных задач, расширяются его возможности принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него самого и для других, он получает право участвовать во взаимодействиях, результатами которых могут быть культурные изменения. Причем индивид во всех этих ситуациях сам должен контролировать степень индивидуального риска при выборе решений и действий.

В этот период инкультурация носит фрагментарный характер и проявляется в виде овладения некоторыми элементами культуры, возникающими в последнее время. Обычно такими элементами выступают какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

В этот период главные усилия человека направлены на профессиональную подготовку. Необходимые знания и навыки в основном приобретаются в средних и высших учебных заведениях. На этой стадии также большое значение имеют освоение молодыми людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного жизненного опыта.

Таким образом, первый уровень инкультурации обеспечивает стабильность культуры, поскольку передача взрослым и повторение молодым поколением существующих культурных эталонов контролируют свободное проникновение в совместную жизнь людей случайных и новых составляющих. Второй уровень инкультурации дает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. В целом же взаимодействие процессов инкультурации на этих двух уровнях способствует нормальному функционированию и формированию как личности, так и культурной среды.

Механизм инкультурации.

Каждый человек на протяжении всей его жизни вынужден осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Эти социальные роли заставляют человека придерживаться множества культурных норм, правил и стереотипов поведения. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.д. Все эти изменения происходят под непосредственным влиянием его социокультурного окружения, вне которого инкультурация невозможна.

В современных исследованиях процесса инкультурации все шире используется понятие «культурная трансмиссия», которое означает механизм передачи социокультурной информации какой-либо группы своим новым членам или поколениям.

Обычно выделяют три способа культурной трансмиссии, т.е. передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

- вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурная информация, ценности, умения и т.п. передаются от родителей к детям;

- горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиций осуществляется посредством общения со сверстниками;

- непрямая трансмиссия , в соответствии с которой индивид получает необходимую социокультурную информацию путем обучения у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, а также в специализированных институтах инкультурации (школах, вузах).

Естественно, что разные этапы жизненного пути человека сопровождаются различными способами культурной трансмиссии. Так, например, в раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья, особенно забота матери о своем ребенке. Поскольку человеческому ребенку, для того чтобы выжить и подготовиться к самостоятельной жизни, необходима забота других людей, которые будут его кормить, одевать и любить (в отличие от других млекопитающих, довольно быстро овладевающих основными навыками, необходимыми для выживания). Поэтому отношения младенца с родителями, братьями, сестрами, родственниками являются определяющими в ранний период инкультурации.

Для возраста от 3 до 15 лет в инкультурации ребенка характерны такие факторы, как общение со сверстниками, школа, контакты с ранее незнакомыми людьми. В это время дети обучаются работе с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, учатся создавать абстракции и идеальные образы. На основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности у них развивается эмоциональная сфера. Таким образом, постепенно окружающие ребенка общество и культура становятся для него единственно возможным миром существования, с которым он себя полностью идентифицирует.

Наряду с указанными способами культурной трансмиссии процесс инкультурации развивается в непосредственной взаимосвязи с его психологическими формами, к числу которых относятся имитация, идентификация, чувства стыда и вины. Для развития всесторонней, гармоничной личности необходимо ее формирование во всех сферах жизнедеятельности: экономики, политики, права, нравственности, художественного творчества и др., которые находятся в тесной взаимосвязи.

Одну из главных ролей в развитии и воспитании личности играет, как уже отмечалось, семейно-бытовая сфера и специализированная область обучения и воспитания подрастающих поколений. При этом, будучи одной из отраслей духовного производства, она имеет относительно самостоятельное значение. Несомненно, что под влиянием новых ценностей постиндустриального или информационного общества изменяются и семейно-брачные отношения и соответственно это ведет к формированию нового типа личности.

Отношения общество - личность характеризуются проникновением совокупности отношений общества во внутреннюю структуру личности с соответствующими субъективными преобразованиями и соответственно обратное воздействие личности на общество. Это единый процесс создания их новых отношений, которые становятся основой дальнейшего развития личности и общества. Фундаментом формирования новых отношений является образование качественно иной творческой предметной деятельности личности и ее проявление в общественных отношениях.

Экономические отношения выступают в качестве фундамента, на котором формируется личность. Технико-производственные и производственно-экономические отношения в условиях научно-технического прогресса, компьютеризации и информатизации общества предполагают изменение роли и места личности в технологическом процессе и производстве в целом. Для целостного развития личности необходимо изменить процесс производства так, чтобы индивид вышел из него. Чтобы работник стал рядом с технологическим процессом, следует прежде всего изменить его труд, а именно увеличить долю творчества в жизнедеятельности и личности, и общества.

Формирование целостной, всесторонне развитий личности невозможно без обогащения его духовного мира . Духовные потребности личности являются способом существования духовного богатства, которое означает широкую образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Традиционно считается, что центром духовного богатства является мировоззрение. В него входит: понимание мироздания, социума и человеческого мышления; осознание индивидом своего места в обществе и смысла собственной жизни; ориентация на определенный идеал; интерпретация моральных норм и ценностей, утвердившихся и утверждающихся в обществе.

Благодаря мощному воздействию средств массовой коммуникации сегодня все большую роль в формировании целостной личности приобретает искусство . Оно фиксирует в себе тысячелетний социальный опыт и знания о мире и по своей внутренней природе позволяет постичь этот мир.

Значимость искусства возрастает вследствие того, что день за днем человеком создаются новые формы. Художник предлагает новые способы видения окружающего мира; осваивая мир произведений искусства, человек начинает видеть действительность глазами художника. Искусство вовсе не отражает, подобно зеркалу, реальный мир: оно соединяет внутренний мир личности с многообразным миром неисчерпаемой Вселенной и стремится раскрыть тайны экзистенции, связанной с поисками смысла и человеческой жизни и самой Вселенной. В этом плане искусство весьма близко религии; действительно, оба эти феномена практически идентичны по многим своим функциям и воздействию на психику индивида.

Искусство является существенной частью социального механизма формирования личности либо вырабатывая в ней целостность и стремление к творчеству, либо вызывая желание разрушить мир и самого себя.