Птах (Пта; Птех) — один из высших богов-создателей всего мира, покровитель мастеров и ремесленников, бог творения. Рассказывается, что он создал Солнце, Луну и звезды. Согласно представлениям египтян Птах создал мира «сердцем» и «словом», что указывает на проявление его в качестве божественного глагола.

Птах как демиург в одном случае приписывается своему творению и Вселенной, а в другом выражается запредельным ему и человеку.

В отличие от других центров, где творцами выступали , или , в Мемфисе — создателем всего сущего был Птах.
Священный бык Апис был связан с Птахом и представлял собой его внутреннюю сущность или «Ка». Жена Птаха — неистовая солнечная богиня-львица , покровительница войны. Нефертум бог растительности является сыном Птаха и Сехмет.

Изображался Птах в образе стоящего человека, облаченного в погребальный саван, открывающим только руки и голову, в правой его руке находится жезл власти «Уас»; иногда в левой руке присутствует крест жизни «Анкх», а также столп «Джед» — символ плодородия. Он мог иметь синий, небесный или зеленый цвет кожи.
Его имя использовали в своем составе многие фараоны и аристократы, одним из самых известных является египетский мудрец Птаххотеп.
Почитание бога-творца было широко распространено во всем Египте между людьми различных сословий.
Главным центром его культа является Мемфис, однако были и другие области за пределами страны долины Нила, в которых ему оказывалось должное почтение, это Синайский полуостров, Палестина, Нубия.

Титулы: «Тот, кто за южной стеной» (то есть, тот, который был в безвременье, вечности); «Творящий словом» и «Творец душ» (эти эпитеты он употребляет к себе сам в древних текстах); «Господин Мемфиса»; «Ухо, которое слышит (от него нельзя ничего утаить).

Энергетический канал Птах

Что же дает канал бога-Птаха:

  1. Помогает в творчестве, сочинительстве, создании чего бы то ни было, в том числе произведений искусства, однако придерживается границы, когда можно в творчестве уйти в крайности.
  2. Птах отвечает за перевод энергии из духовного в материальное состоянии, представляя собой творящее начало.
  3. Раскрывает сердечный центр или Анахата-чакру и горловой Вишуддху-чакру, создавая в теле превосходное чувство восторга.
  4. Способствует вдохновению, исполнению желаний.
  5. Развивает состояние творческой гармонии.
  6. Способствует преображению и пребыванию в состоянии вдохновения, а также его реализации, то есть все чувства и душевные порывы облекаются в некий материальный объект и некоторое выражение себя во вне.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Опыты людей после инициации

«С самого начала почувствовала, что моя голова стала больше в размерах))) И внутри головы началась вибрация, как будто туда переместилось сердце. Затем на протяжении всего посвящения чувствовала давление на макушку головы, а внутри груди распирало от какого-то приятного чувства (до сих пор не могу его определить).
Были образы, что я стою на верху горы или скалы, а передо мной внизу виден как на ладони каменный город и вокруг него пустыня. За моей спиной еще кто-то был, но сколько я не поворачивалась, увидеть его не могла. Он мне говорил, что нужно смотреть внимательно и заметить изменения. Я всё спрашивала, а что я должна увидеть, а он мне — что надо терпеливо наблюдать. Я так стояла, всматривалась в город, пытаясь что-то увидеть, но ничего не было. Потом настала ночь. И я сказала, что теперь точно ничего не увижу. А он сказал, что ночью будет еще заметнее. Я продолжала стоять и смотреть, а потом неожиданно поняла, что изменения происходят во мне (вот тогда четко почувствовала это распирающее чувство в груди). Я была рада, что наконец-то получилось и хотела это рассказать ему, но вокруг никого не было. И тогда я уже вернулась в эту реальность».

Птa (pth), в египетской мифологии бог города Мемфиса. Культ П. имел общеегипетский характер, был распространён также в Нубии, Палестине, на Синае. П. изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук,… … Энциклопедия мифологии

- (Пта), в египетской мифологии бог города Мемфис (см. МЕМФИС (Египет)), почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как главный демиург (см. ДЕМИУРГ) , создавший словом весь мир и восемь первых богов ипостасей … Энциклопедический словарь

- (Пта) в египетской мифологии бог города Мемфис, почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как главный демиург, создавший словом весь мир и восемь первых богов ипостасей самого себя. Изображался в виде… … Большой Энциклопедический словарь

Муж. птаха, пташка или пташечка жен. пташенок муж. (птенец), потка, поточка жен. птух муж. ха жен., сиб., твер. птушка, шечка, курск. птяха, птюха, пск., твер. птица, птичка; церк. птичица, птичище, птичищ, птищ; тамб., вят. мтаха, мтах; пичуга,… … Толковый словарь Даля

Греч. Phta, от егип. Ptah. Египетский бог. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) пта (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

птах - іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

Бог творец в египетской религии. Один из немногих антропоморфных образов египетской религии. Супруга Птаха воинственная богиня Сехмет. Источник: Религиозный словарь 1. (Егип.) Бог смерти; подобен Шиве, разрушителе. В позднейшей египетской… … Религиозные термины

Бог Древнего Египта. Изображался как человек в тесно облегающем одеянии, оставляющем свободными только голову, кисти рук и ступни, и в обтягивающей голову шапочке. Его считали мастером, ремесленником, с помощью своего изощренного искусства… … Энциклопедия Кольера

Птах - Пта в егип. миф. бог г. Мемфиса. Культ П. имел общеегип. хар р, был распростр. также в Нубии, Палестине, на Синае. П. изображ. в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закры вающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Согл … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Охорона праці в галузі сільського господарства. Тваринництво, птахівництво , Игорь Пистун,Андрей Березовецкий,Сергей Березовецкий. Навчальний посібник містить основні відомості з правових, організаційно-технічних, санітарно-гігієнічних заходів і засобів щодо збереження здоров’я та працездатності працівників, які…
  • Край неляканих птахів , Микола Гончарук. Голова райдержадміністрації Олекса Дмитрович Кендюх випадково дізнається від одного з впливових друзів з облдержадміністрації про те, що в його районі Іван Борисович Кара збирається провести…

Источник: http://egyptian-pharaohs.net/ptach.php.

  • бог птах в древнем египте
  • птах бог древнего египта
  • миф о боге пта
  • бог птах бог чего

бог птах в древнем египте

Птах

Птах или Пта, - одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне давали различные имена, символическим образом их выражавшие. Каждому имени соответствовал и свой иконографический канон. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской символике - образ вечности), иным словом Птах - это Бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения. В 647 речении «Текстов Саркофагов» содержится речение от имени Птаха: «Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли - прим.), творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моем, достоинство Мое в руках моих, Я - Господь». Центром почитания Птаха был город Мемфис. Своеобразным образом таинственного и непостижимого бытия Птаха было само расположение Мемфисского храма Птаха - вне стен города, за южной стеной. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии, Палестине, на Синае.

Согласно «Памятнику мемфисской теологии» - богословскому произведению мемфисских жрецов, фиксирующему по видимости более древнее предание, Птах - демиург, Бог Творец, создавший первых восемь богов, (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Нунет (бездна), само же употребление пары имен, мужского и женского - символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определенного образа - не путать с именем Творца Амон) из которых Он творит мир и все в нём существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом). От Птаха произошли Свет и Правда, также Он - создатель царства (царственности, как принципа организации жизни).

Имя Птах практически не встречается в ритуальных текстах (текстах пирамид), где употребляется в основном имя Ра или Амон Ра (Незримое Солнце). Зато от имени Птах производится множество личных, человеческих имен (напр. имя известного древнеегипетского мудреца Птахотепа). В одном имени почиталась иноприродность Бога миру людей, в другом - единоприродность. Таким парадоксальным образом выражалась мысль о том, что человек одновременно причастен и божественному бытию и земному, одновременно и тварь и сын Бога. Так, умерший, по мысли древних египтян претендует на соединение с Богом именно в силу своей единоприродности с Ним (Амон Ра - Бог, раскрывающий Себя в Своем творении, которое с Ним соединено (а люди произошли из слезы Его). В имени же Птах египтянин чтил именно Божественную запредельность, Его иноприродность Своему творению, и человек является самовластной «иконой», этого Самовластного Невыразимого Божества.

Источник: http://egyptian-pharaohs.net/ptach.php

птах бог древнего египта

Птах (Пта) - бог-творец и глава богов, являвшихся его воплощениями. Покровитель искусств и ремесел. Муж Маат, Баст или Сехмет. Центр культа - Мемфис. Верховный жрец Птаха носил титул "начальника ремесленников.
Пта, Птах - один из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бог искусств и ремесел, а в мемфисской космогонии - бог-творец. Птах создал мир «сердцем и языком»: он называл имена всех предметов, и те появлялись. Древнеегипетский город Мемфис был одним из центров художественного творчества, которому покровительствовали жрецы храма Птаха. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Согласно богословским произведениям мемфисских жрецов (т. н. «Памятник мемфисской теологии»), Птах - демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов. Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от Птаха, т. о. к Птаху восходят и девять богов Гелиополя. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. Женой Птаха была Сехмет, сыном - Нефертум. В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н. э.). Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха - Апис, язык - Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.

Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход

Copyright MyCorp

Источник: http://istorya.my1.ru/publ/2-1-0-38

миф о боге пта

Амон - бог солнца Древнего Египта. Атум Ра Хепри. Пта

Сотворение мира в сказаниях древних Египтян имеет несколько вариантов. Бог, сотворивший мир в них называется по разному.

Бог Атум Ра Хепри

Гелиопольское сказание утверждает, что творцом мира является Атум - бог Египта. Атума отождествляли с богом Ра, а также с Хепри. Поэтому можно часто встретить имена Атум Ра или Атум Ра Хепри. Атум Ра считался богом солнца, и согласно легенде дал жизнь другим богам.

Первобытный хаос Нун, представлялся древним египтянам бескрайним водным пространством, погруженным во тьму… Из Нуна и возник солнечный бог Египта Атум Ра Хепри, а лучи его глаз рассеяли первобытную тьму. Затем он создал высокий холм, вершина которого поднялась над водой. Так появилась первая суша.

Из дыхания бога Атума Ра возник его сын Шу - воздух, а из слюны - дочь Тефнут - влага. Шу и Тефнут породили бога земли Геба и богиню неба Нут. Геб и Нут сочетались браком и произвели на свет Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду.

Бог Пта

В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. Творец мира бог Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей".

Главные боги древнего Египта, созданные богом Пта, были его собственными воплощениями. В египетской мифологии есть еще одна версия сотворения мира, возникшая в городе Шмуну, - "Город Восьми". Согласно ей прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они обитали в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо. Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".

Бог солнца Амон Ра

В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы. Главное фиванское божество - бог солнца Амон. В "Большом гимне Амону" говорится.

Отец отцов и всех богов,

В мифе о боге Амоне Ра объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале существовал бог Амон Ра в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Иуну породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивы и там умерли.

О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не упоминается. По одной версии люди возникли из слез бога Амона Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой - людей слепил из глины бог Хнум.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Первобытный хаос - Нун, представлялся древним египтянам бескрайним водным пространством, погруженным во тьму… Из хаоса возник солнечный бог Хепри-Атум-Ра, и лучи его глаз рассеяли первобытную тьму. Затем он создал высокий холм, вершина которого поднялась над водой. Так появилась первая суша.

Из дыхания бога возник его сын Шу - воздух, а из слюны - дочь Тефнут - влага. Шу и Тефнут породили бога земли Геба и богиню неба Нут. Геб и Нут сочетались браком и произвели на свет Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду.

Данный вариант мифа о сотворении мира возник в египетском городе Иуну, что значит "Город столбов". Священный столб-обелиск был частью солнечного культа. Каждое утро солнечные лучи озаряли вершину обелиска, и начинался новый день. В городе Иуну обелиск пользовался особым почитанием, как символ первозданного холма, созданного солнечным богом Ра.

В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. Бог-творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей".

Главные боги древнего Египта, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В египетской мифологии есть еще одна версия сотворения мира, возникшая в городе Шмуну, - "Город Восьми". Согласно ей прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они обитали в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо. Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".

В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы Главное фиванское божество - бог солнца Амон. В "Большом гимне Амону" говорится.

Отец отцов и всех богов,

Поднявший небо и утвердивший землю,

Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст

Царь, да живет он, да здравствует,

Да будет благополучен, глава всех богов

В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Иуну породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивы и там умерли.

О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не говорится. По одной версии люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой - людей слепил из глины бог Хнум.

Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что бог создал мир для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил беспросветную тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать". Следует заметить, что практически во всех преданиях, легендах и мифах - это является общим…

ПТАХ ПТА

в египетской мифологии бог города Мемфиса. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей руте, держащих посох "уас". Согласно богословских произведений мемфисских жрецов (т.н. "Памятник мемфисской теологии"), Птах - демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т.д.) "языком и сердцем", задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов. Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от Птаха, т. о. к Птаху восходят и девять богов Гелиополя. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. Женой Птаха была Сехмет, сыном - Нефертум. В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н.э.). Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха - Апис, язык - Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.

В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2

Древнеегипетский словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПТАХ ПТА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПТА
    см. …
  • ПТА
    Птах, бог в древнеегипетской религии. Первоначально (3-е тыс. до н. э.) почитался в Мемфисе как создатель "всего сущего"; в дальнейшем …
  • ПТА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Птах), в др.-егип. мифологии покровитель иск-в и ремёсел, первонач. почитался в г. Мемфис как создатель всего …
  • ПТА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - в Египте главный бог города Мемфиса; согласно мемфисскому сказанию о сотворении мира, является творцом всех богов и вселенной, а …
  • ПТА в Словаре значений Египетских имен:
    (м) - более …
  • ПТАХ в Словаре Мир богов и духов:
    в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал мир и все, что в нем существует: животных, растения, людей, …
  • ПТАХ в Кратком религиозном словаре:
    Бог-творец в египетской религии. Один из немногих антропоморфных образов египетской религии. Супруга Птаха - воинственная богиня …
  • ПТАХ
    или Pthah. (Егип.) Сын Нефа в египетском Пантеоне. Он является Принципом Света и Жизни, посредством которого произошло "творение" или, вернее, …
  • ПТАХ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Бог смерти; подобен Шиве, разрушителе. В позднейшей египетской мифологии - бог солнца. Это трон или местонахождение Солнца и его …
  • ПТАХ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    в египетской мифологии бог города Мемфиса. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах …
  • ПТАХ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Пта) в египетской мифологии бог города Мемфис, почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как главный …
  • ПТА
    (Ptah) — первоначально бог города Мемфиса, где считался и творцом, и богом мертвых. Будучи впоследствии сопоставлен с божествами Таненом, Сокаром …
  • ПТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Ptah) ? первоначально бог города Мемфиса, где считался и творцом, и богом мертвых. Будучи впоследствии сопоставлен с божествами Таненом, Сокаром …
  • ПТАХ в Словаре Кольера:
    бог Древнего Египта. Изображался как человек в тесно облегающем одеянии, оставляющем свободными только голову, кисти рук и ступни, и в …
  • ПТАХ
    бог, …
  • ПТА в словаре Синонимов русского языка:
    апис, бог, …
  • ПТАХ в Словаре Даля:
    муж. птаха, пташка или пташечка жен. пташенок муж. (птенец), потка, поточка жен. птух муж. -ха жен. , сиб. , твер. …
  • ПТАХ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Пта) , в египетской мифологии бог города Мемфис, почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как …
  • ПТА-РА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Один из 49 мистических (оккультных) …
  • ХЕТ КА ПТАХ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    см. …
  • БОГ
    сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным …
  • АГНИ ЙОГА ИЛИ ЖИВАЯ ЭТИКА, УЧЕНИЕ ЖИЗНИ в Новейшем философском словаре:
    религиозно-философское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества. А.И. изложена в …
  • КАИР в Справочнике Городов и столиц мира:
    ЕГИПЕТ Каир - самый крупный город не только Египта, но и всей Африки. Благоприятное стратегическое положение между долиной и дельтой …
  • БАСТ в Словаре Мир богов и духов:
    (Бастет) - в египетской мифологи богиня радости и веселья. Ее сященным животным была кошка, а саму Баст изображали в виде …
  • СОКАРИС в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Бог огня; солнечное божество с многими формами. Он есть Птах-Сокарис, когда этот символ - чисто космический, и "Птах-Сокарис-Озирис", когда …
  • СКАРАБЕЙ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    - В Египте - символ воскресения, также перевоплощение; воскресения для мумии или, вернее, для высших аспектов личности, которая оживляла ее, …
  • ПАШТ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Египет.) Богиня с головой кошки, Луна, называемая также Секет. Ее статуи и изображения в большом количестве представлены в Британском музее. …
  • ОЗИРИС в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Егип.) Величайший Бог Египта, Сын Себа (Сатурна), небесного огня, и Неит, предвечной материи и беспредельного пространства. Это указывает что он …
  • ИТИФАЛЛИЧЕСКИЙ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре.
  • ТАТЕНЕН в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    в египетской мифологии бог земли. Хтонич, антропоморфное божество. Центр культа Татенен - город Мемфис. Татенен - демиург, сотворивший из первобытного …
  • СОКАР в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    в египетской мифологии бог плодородия и покровитель мертвых. Центр его культа - Мемфис. Эпитет Сокара - "из Расетау". то есть …
  • МЕМФИС в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    (др. егип. Меннефер, Хет Ка Птах) одна из величайших столиц Египта, процветавшая на протяжении нескольких тысячелетий; центр города располагался неподалеку …
  • АНДРОГИНЫ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    во многих мифах прабоги появляются как двуполые существа, они зачинают и рожают. Андрогиния — это символ для абсолютизации творца, который …
  • АМУЛЕТ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    Маленькие подвешенные украшения на шейной цепочке или положенные в могилу с умершим фигурки должны служить защитой их владельцу. Из «Книги …
  • ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО СОВЕТСКОГО СОЮЗА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    агентство Советского Союза (ТАСС) при Совете Министров СССР, центральный информационный орган СССР. Собирает официальную и другую союзную, а также международную …
  • ПЕТРОГРАДСКОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    телеграфное агентство (ПТА), название русского телеграфного агентства с 1914 (до этого - Санкт-Петербургское телеграфное агентство, основано в 1904). Снабжало печать …
  • ЕГИПЕТ (ДРЕВНИЙ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Древний), древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо-восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. …
  • БОГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. как о …
  • ШАБАКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч. ???????; первоначальное имя - Нофрука-Ра) - первый фараон 25-й эфиопской династии (VIII-VII вв.), сын эфиопского царя Кашты и фиванской …
  • ТЕРОТЕИЗМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (поклонение животным, зоолатрия) — некогда универсальная форма религиозного мышления, сохранившаяся до настоящего времени у всех диких и варварских племен и …
  • МЕМФИС, ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ГОРОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    греческая транскрипция (??????) древнеегипетского Мен-нофр = "прекрасная гавань" (возможны и другие переводы). Основание этой древней столицы приписывается первому смертному фараону …
  • МЕМФИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - греческая транскрипция (MemjiV) древнеегипетского Мен-нофр = "прекрасная гавань" (возможны и другие переводы). Основание этой древней столицы приписывается первому смертному …

Бог Птах (Пта) – верховный бог-творец в мемфисском варианте древнеегипетской религии.

Птах носил титул «Тот, кто за южной стеной»; юг у египтян символизировал вечность, следовательно, Птах был как бы за пределами мироздания, он был вечен и не подчинялся законам сотворённого им мира.

Мемфисский вариант сотворения мира

В Древнем Египте единой теологической концепции не существовало. Существовали три главных религиозных центра, в которых культы и вероучение существенно отличались друг от друга.

  • Иуну, известный как Гелиополь, был центром поклонения солнечному богу Ра. Он сотворил всех остальных богов и весь мир в целом.
  • В Шедете, известном и как Гермополис, придерживались противоположной версии: было четыре пары древнейших богов (Хух и Хухет, Кук и Кукет, Нун и Нунет, Амон и Амонет), которые все вместе создали бога солнца Ра. Амон в этой группе богов (так называемой огдоаде) – это не тот Амон, который потом был отождествлён с Ра.
  • В Мемфисе же изначальным богом считался Птах. Он сотворил богов вышеназванной огдоады, которые являются проявлениями его собственной божественной сущности, и с их помощью творит весь мир.

Известно, что Птах сотворил мир «языком и сердцем», то есть Словом. Таким образом, культ Птаха – первая в истории человечества теология, основанная на принципе «логоса». По-видимому, он повлиял на религию и философию других народов, в том числе греческую и еврейскую.

Символика и изображение

Как и другие боги, Птах имел свое изображение. Он изображался в виде мужчины в длинном одеянии, закрывающем всё его тело, кроме головы и рук, в руках он держал посох «уас».


В священных текстах, посвящённых главным образом Амону-Ра, имя Птаха не упоминается. Есть лишь речение от его имени в «Текстах саркофагов», в котором он называет себя верховным господом, небесным царём и творящим Словом, три раза в этом речении он называет себя творцом душ. При этом имя Птаха входит в состав человеческих имён – фараонов, жрецов, вельмож, и таких имён достаточно много.

Самый известный обладатель такого имени – мудрец Птаххотеп. В одних таких именах указывается, что Птах сопричастен миру людей, в других – что Птах удалён от него. В этом противоречии вся суть образа Птаха: человек сотворён по его образу и подобию и всей душой стремится воссоединиться с ним, но одновременно он – всего лишь тварь, создание верховного божества.

Бог ремесленников и мастеров

Роль Птаха как создателя и «творца» всего сущего не является случайной. Мемфис в Древнем Египте был весьма развитым городом, славившимся своим ремеслом. Город был наполнен мастерами, которые на своих искусствах сделали себе богатство и имя. И Птах с самого начала был покровителем ремесленников.

Титул верховного жреца Птаха в буквальном переводе означает как раз «Верховный руководитель ремесленников». В свою очередь, культ солнечного божества Ра, по-видимому, возник в земледельческой среде, где от солнца зависело само выживание человека. Солнце даёт свет и тепло, необходимые людям, растениям и животным, но может вызвать жару и засуху и погубить всё сущее.

Таким образом, соперничество религиозных систем в Древнем Египте было обусловлено разнообразием социальных групп, каждая из которых возвеличивала источник собственного благополучия. Культ Птаха сделался столь популярным, что получил распространение далеко за пределами Египта. Ему поклонялись в Нубии, на Синайском полуострове, в Палестине.

Сехмет – супруга Птаха

У Птаха была жена – грозная Сехмет, изображавшаяся в виде человека с головой льва. Она являлась оком бога Ра, покровительствовала войне, была участницей кровавого уничтожения человечества.

Священный бык Апис

Тесно связан с Птахом был и Апис – священный бык, почитавшийся в Мемфисе. Собственно, вначале Апис являлся «ка» Птаха. «Ка» - это одно из названий внутренней сущности человека и божества, то есть аналог души (наряду с «ба»). Поэтому Апис играл роль своеобразного «святого духа», исходящего из Птаха. Но поскольку слово «ка» означало также и быка, впоследствии Апис стал почитаться в образе этого животного.