Программные задачи:

1. Уточнить артикуляцию звуков

2. Учить детей находить слова по слоговой схеме.

3. Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных; работать над лексическим значением слов.

4. Ознакомить с образом буквы «Л, л», закреплять образ буквы «Л, л»

Материал демонстрационный: конверт с картин4ами и слоговыми схемами, буквы Л, л, панно букв.

Материал раздаточный: индивидуальные зеркала, ножницы и вырезанные буквы по количеству детей, цветные карандаши, индивидуальные конверты с буквенным конструктором, рифмованный текст, зашумованные картинки с буквой «л».

Организационный момент

Дети стоят на ковре

В: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Какие милые дети! Вы всех прекраснее на свете!

I. 1. В: А сейчас опустите руки и сядьте на ковре поудобнее. Вспомните дети, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (звук [щ"])

Предлагаю вам поиграть в игру «Преврати слово» Я буду называть слова, а вы заменять первый звук в моем слове на звук[щ"]. У вас получится новое слово. (кепка-щепка, венок-щенок, тетка-щетка, мука-щука, тучка-щучка, река-щека, кит-щит, мель-щель) .

II. 1. В: А сейчас отгадайте загадки.

Угадайте, что за птичка темненькая невеличка?

Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.

Всех быстрей она летает, мошек на лету хватает.

Если к нам летит она, значит началась весна. (ласточка)

Хитрая плутовка, рыжая да ловкая

Пушистый хвост – краса, а кто это? (лиса)

В: Назовите первый звук в слове «ласточка», «лиса». Правильно! Вот сегодня со звуками [л-л"] мы с вами будем играть.

2. Артикуляция звуков

В: Послушайте внимательно, как я произнесу звуки [л-л"]. Возьмите свои зеркала и произнесите, глядя в зеркало эти звуки. Расскажите, как они произносятся. (Дети анализируют артикуляцию звуков: губы открыты, зубы сближены, кончик языка находится за верхними зубами, голосовые связки вибрируют). Какой можно сделать вывод об этих звуках? (бывают мягкие и твердые, всегда звонкие)

III. 1. Появляется ласточка с конвертом.

В: К нам в гости прилетела ласточка и принесла конверт. Что же в нем? Письмо.

«Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Дед-Буквоед. Я невидимка и поэтому когда я к вам прихожу на занятие, то вы меня не видите. Я убедился, что вы очень умные и трудолюбивые, поэтому приготовил подарки. А вот что это, вы узнаете, если выполните мои задания.

В: Дед – Буквоед прислал нам картинки и схемы слов. Он хочет, чтобы мы нашли по картинкам слова со звуками [л-л"]. Но при этом в словах должно быть столько слогов, сколько слоговых душек показано на схеме. Если я покажу схему с одной душкой, вы должны найти слова со звуками [л-л"], состоящие из одного слога. Если я покажу схему с двумя душками, вы должны найти слова со звуками [л-л"], состоящие из двух слогов. А если я покажу схему с тремя душками, какое слово вы должны найти?

(Воспитатель выставляет картинки. Количество картинок больше количества детей. Карточки со схемами меняются после каждого ответа) .

2. Образование существительных в родительном падеже множественного числа.

В: Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

Ведь у ласточек есть перья, а у людей нет …. (перьев)

У ласточек есть крылья, а у людей нет …. (крыльев)

(птенцов, клювов, хвостов, гнезд, лап)

У людей есть волосы, а у ласточек нет …. (волос, рук. ног, лиц)

3. Физ. минутка

На горе стоит лесок (круговые движения руками)

Он ни низок, не высок. (сесть, встать, руки вверх)

По тропинке два туриста шли домой из далека- (ходьба на месте)

Говорят, такого свиста мы не слышали пока. (плечи поднять)

IV. 1. Знакомство с буквой «Л, л»

В: Слово «ласточка» начинается со звука [л], а слово «лиса» - со звука [л"]. Звукам [л-л"] соответствует буква «Л» (показ буквы)

«Л» - шалаш, что скроен ладно,

Летом там в жару прохладно.

А в шалаш, как раз для нас

Есть на «Л» похожий лаз.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

В: Возьмите букву «Л» и посмотрите, как вы думаете, сколько в ней элементов? (3) Какие это элементы? (палочки). Все ли палочки одинаковые? (нет, одна палочка длинная, одна короткая и одна палочка с крючком) .

В: Чтобы убедиться в правильности ответов, разрежьте буквы. Выложите в ряд полученные элементы. Скажите, какие элементы и сколько нужно для получения буквы «Л»? а сейчас предлагаю вам из полученных элементов снова сложить букву. (Дети выкладывают). Молодцы дети. Сложите конструктор в свои конверты.

3. Закрепление образов букв.

В: Возьмите карточки с текстом и внимательно послушайте?

«Пробился лучик из-за туч. Я в кулачок его зажал,

Но выскользнул из пальца луч и снова в тучку убежал».

Найдите в рифмованном тексте все буквы «Л» и обведите их в квадрат. Какого цвета вы возьмете карандаш? (синего) Приступайте к выполнению второго задания, которое прислал нам Дед – Буквоед. (дети работают за столами) Сколько букв вы отыскали? (9) Молодцы!

В: Возьмите другую карточку, здесь тоже спряталась буква «Л» найдите ее и обведите в квадрат.

В: С какими звуками мы сегодня играли? Какое задание вам понравилось больше всего? Что вызвало трудности? Наше занятие подошло к концу, пора и подарки получать. За вашу старательность и терпение Дед – Буквоед дарит вам закладки. Они пригодятся вам в школе.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звуки [р], [р’] - [л], [л’]. Буквы Рр, Лл

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9».
Описание работы: Конспект занятия по обучению грамоте разработан для подготовительной к школе логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.

Цель: закрепление навыка различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Закрепить представления и расширять словарь по теме: "Водный, воздушный транспорт". Закрепить навыки различения звуков [р], [р"]- [л], [л"] в слогах, словах и фразах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов, составления и чтения слов, предложений, определения количества слов в предложении.
Коррекционно-развивающие. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные. Формировать навык сотрудничества в коллективном выполнении задания.
Оборудование: иллюстрация с изображением моря, острова и скал, плоскостное изображение парусной лодки, предметные картинки со звуками [р], [р’], [л], [л’], карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта, в названии которых есть звуки [р], [р’], [л], [л’], карточки на определение места звука в слове, конверты со слогами, буквами, звуковые схемы.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Логопед приветствует детей на ковре и раздает карточки с напечатанными названиями водного и воздушного транспорта.
Логопед. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по морю. Но прежде прочитайте названия водного и воздушного транспорта на своих карточках.
Дети читают слова: лодка, катер, баржа, самолет, вертолет, плот, ракета, ледокол, пароход, теплоход, планер, шлюпка, фрегат.
Логопед. В названиях транспорта были звуки [р], [р’], [л], [л’]. Они будут нашими талисманами в путешествии на парусной лодке.

2. Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Логопед. К путешествию нам надо подготовиться и выполнить упражнения.
«Лодка» и «Удочка» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед).
«Лодочка» и «Гребем веслом» (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик) от приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта).
«Теплоход» и «Пароход гудит» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
«Лодка с парусом» (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Кончик языка поднять за верхние зубы).

3. Дыхательная гимнастика
Логопед. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…».
Дети выполняют упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

4. Артикуляция звуков по схеме.
Дети проходят на свои места за столом. На подставке расположено изображение моря. Плоскостное изображение парусной лодки прикрепляется к картине двумя магнитами с лицевой и обратной стороны картины.


Логопед. Наша парусная лодка отплывает от причала. Расскажите, чем похожи звуки [р], и [л]?
Дети. Звуки [р], и [л] согласные, твердые, звонкие, кончик языка находится вверху за зубами.

5. Пролив «Мелодия звуков»


Логопед. Мы подплыли к проливу «Мелодия звуков». Чтобы плыть дальше, нам надо правильно проговорить чистоговорки.
Ри-ре –ри – в море корабли.
Ло-ла –ло – у лодки есть весло.
Ла- ло- ла - вот высокая скала.
Ло-ла-ло - на улице тепло.
Ре-ри-ре - стоит домик на горе.
Ры-ру-ры - нас кусают комары.
Оль-уль-оль - мы купили соль.
Арь-ирь-арь - на стене висит фонарь.
Ра-ру-ра - тебе спать пора.

6. Скалы «Перемен».
Логопед передвигает изображение лодки.


Логопед. Наша парусная лодка подплыла к скалам «Перемен». На скале звук [л] заменяется на звук [р] и слова звучат иначе.


Логопед произносит слово со звуком [л], а дети заменяют его на звук [р] и произносят слово.
дал - дар
бал - бар
жил - жир
стал - стар
пил - пир
булки - бурки
жалко - жарко
Логопед. На другой скале звук [р] заменяется на звук [л].


Логопед произносит слово со звуком [р], а дети заменяют его на звук [л] и произносят слово.
рак – лак
ров – лов
рот – лот
рама – лама
рожь – ложь
город – голод

7. Море «Потерянных звуков»
Логопед передвигает изображение лодки.У каждого ребенка на столе по три картинки и карточка с обозначением места звука в слове.


Логопед. Наша парусная лодка находится в море «Потерянных звуков». Нам надо найти место звуков [р], [р’], [л], [л’] в слове.

8. Течение «Звуков»


Логопед. Мы плывем по течению «Звуков». Подберите к каждой картинке звуковую схему.


9. Упражнение «В море»
Дети становятся в круг на ковре и выполняют упражнение.
Над волнами чайки кружат,
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).
Полетим за ними дружно.
(Пальцы соединить в замок).
Брызги пены, шум прибоя

А над морем - мы с тобою!
(Помахать руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.
(Волнообразные движения руками)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Плавательные движения руками).

10. Остров «Брошенных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки.


Логопед. Наша лодка подплыла к острову «Брошенных слов». Составьте предложения из слов, которые я произнесу.
Логопед называет слова, дети составляют правильно предложения.
Логопед. Летать, море, над, чайки.
Дети. Чайки летают над морем.
Логопед. Море, плавать, рыба, в, огромная.
Дети. Огромная рыба плавает в море.
Логопед. Трап, матросы, на корабль, подниматься, по.
Дети. Матросы поднимаются на корабль по трапу.

11. Водопад «Заколдованных слов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У детей карточки с зашифрованными словами.
Логопед. Разгадайте слова на карточках и составьте предложения с этим словом.


Дети составляют предложения с разгаданными словами, называют количество слов в предложении.

12. Залив «Перепутанных слогов»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка в конверте карточки со слогами.
Логопед. На озере «Перепутанных слогов» составьте слова.
Дети составляют слова из слогов.


13. Озеро «Рассыпанных букв»
Логопед передвигает изображение парусной лодки. У каждого ребенка конверт с буквами.
Логопед. В озере «Рассыпанных слов» из букв составьте слово.
Дети составляют слова из букв:
к, р, а; у, р, к, а; т, а, р, а, п; а, м, р, а; я, б, р, у; р, е, о, м; о, р, з, а; ы, р, у, к; а, п, р, е; р, м, е, к; к, е, а, р; б, а, ы, к, р.

Конспект

непосредственно организованной деятельности

по подготовке детей к обучению грамоте

в подготовительной группе.

Разработала: учитель-дефектолог Савельева Н.В.

Тема : Звук (Л). Буква Л.

Цель : Расширение представления о звуке (Л), характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Развитие умения выделять его в речевом потоке (на звуковом, слоговом и словесном уровне); развитие фонематического восприятия, слогового анализа слов, умение различать слова по длительности звучания; систематизировать тематический лексический материал по звуковому признаку; произношение звука (Л) в словосочетаниях; знакомство с буквой Л; развитие связной речи, мышления, воображения, внимания, тонкой моторике рук.

Ход занятия.

Учитель-дефектолог: - Ребята, я назову вам слова, а вы мне скажите какое слово лишнее:

Груша, яблоко, лук, апельсин

Лопата, карандаш, ручка, фломастер.

Ворона, ласточка, воробей, голубь.

Медведь, лошадь, волк, заяц.

Автобус, машина, поезд, лодка.

Картинки с изображением лука, лопаты, ласточки, лошади и лодки выставляются на наборном полотне.

Посмотрите сколько у нас картинок, и какие они все разные. Найдите среди них самое короткое слово.

Дети: Лук.

Учитель-дефектолог: Самое длинное слово.

Дети: Ласточка, лопата.

Дети находят слова при помощи слогового анализа слов.

Учитель-дефектолог: - Вот видите ребята, какие разные слова, а теперь скажите, чем эти слова похожи.

Послушайте: Л ук, Л асточка, Л опата, Л ошадь, Л одка

Дети: в них есть звук (Л).

Учитель-дефектолог: - Правильно ребята. Сегодня мы с вами будем знакомится со звуком (Л). Всем знаком такой звук? Вы, наверное, его уже слышали и даже произносили. Вот и сейчас мы с вами будем тренироваться произносить правильно звук (Л). Скажите мне, пожалуйста, когда мы произносим звук (Л), что делает язычок?

Дети: Язычок поднимается наверх, за зубки.

Учитель-дефектолог: - Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху за зубками и там остановится. (Произношение).

Какой звук (Л)

гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Учитель-дефектолог: Твердый или мягкий?

Дети: Твердый.

Учитель-дефектолог: Звонкий или глухой?

Дети: Звонкий.

Учитель-дефектолог: А теперь приготовьте свои пальчики и загибайте:

звук (Л) 1-согласный,

2-твердый,

3- звонкий.

Про какой звук мы с вами говорим?

Дети: Про звук (Л).

Учитель-дефектолог: Послушайте загадку, и угадайте, какой сегодня нас ждет сюрприз.

Он по небу пролетает

Обгоняя птиц полет

Человек им управляет

Что же это?

Дети: Самолет.

Учитель-дефектолог: Правильно ребята самолет. Звук у самолета (Л). Сейчас мы с вами поиграем. Когда самолет будет к вам приближаться, вы будете громко произносить звук (Л) не прерывая, а когда удаляться, то тихо. Готовы? Приготовили свои язычки, поставили на место - вверх за зубки. Полетели.

Язычок поработал, теперь ладошки приготовили. Будем с вами искать звук (Л).

м, л, ш, у, а, л, к, с, о, л.

Теперь я буду «кидать» вам два звука, а вы мне должны сказать какой слог получился:

л – а, л – о, л - у.

Снова приготовили ладошки, все вместе ищем слоги со звуком (Л)

да, ба, ла, ка, ту, сы, ло, пы, ша, до, лу.

Теперь ищем звук (Л) в словах.

Цветок, лапа, кошка, ложка, бабочка, рот, лужа.

Для чего ребята нам нужен самолет? (ответы детей)

Правильно на самолете можно перевозить грузы, называется багаж. Мы с вами повезем на нашем самолете багаж. У меня здесь три ящика. В этот ящик мы положим картинки с изображением тех предметов, где звук (Л) стоит в начале слова, во второй ящик мы положим картинки, где звук (Л) в середине слова, в третий – где звук (Л) в конце слова.

Волшебный мешочек. Дети по выбору достают картинку и определяют ее местоположение.

Физкультминутка.

Мы с вами правильно разложили багаж, но посмотрите какой у нас самолет: большой или маленький? (маленький). Вот и мы должны наш багаж сделать маленьким, чтобы он поместился в самолет.

Была ложка стала ложечка была тарелка стала тарелочка
был стол стал столик был крокодил стал крокодильчик

было яблоко стало яблочко был флаг стал флажок

был стул стал стульчик

Кроме багажа в нашем самолете полетят пассажиры. А какие вы должны отгадать.

Загадки про лося, волка, осла. (ответы детей).

На наборное полотно выставляются картинки с изображением данных животных.

В самолете все пассажиры садятся на места указанные в билетах. У меня есть три билета. Вы должны определить, какой билет будет у каждого животного (дети определяют положение звука в слове: начало, середина, конец).

Лось, волк и осел полетели к другу на самолете. Что они видят из окошка?

Дети: Небо.

Учитель-дефектолог: Какого цвета небо?

Дети: Голубое.

Учитель-дефектолог: В слове голубое тоже есть звук (Л). Давайте с вами перекрасим предметы в голубой цвет (голубая лопата, голубое платье, голубой флаг, голубой стол, голубые колготки).

Летят наши пассажиры к своему другу в гости. Вы хотите узнать, к кому они летят? Пальчиковая гимнастика.

Теперь откройте свои тетради и возьмите карандаш.

Графический диктант. Изображение слона.

Слон по Африке идет букву Л нам он несет.

Показ детям буквы Л. Написание буквы в воздухе, в тетради.

Прилетели друзья к слону не просто так, а за помощью. Беда случилась у зверей, все буквы перепутались, а им нужна только буква Л. Поможем волку, лосю и ослу?

У вас на столе у каждого есть листок, на котором напечатаны разные буквы, вы должны найти все буквы Л среди других букв. Сколько букв нашли? (5)

Сегодня ребята вы все отлично потрудились, и я вам ставлю всем 5.

А теперь скажите мне, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

Дети : Со звуком (Л).

Учитель-дефектолог: Какой звук (Л)?

Дети: Звук (Л)- согласный, твердый, звонкий.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки Л-ЛЬ. БукваЛ»

Цель: Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль

Познакомить с буквой Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков

л и ль.

2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала слова.

3). Уточнить артикуляцию звуков л и ль.

4). Учить различать звуки по твердости-мягкости.

5). Учить анализу и синтезу слов «лук», «лиса».

6). Учить образовывать притяжательные прилагательные.

7). Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).

8).Развивать мыслительные операции.

9). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.

10). Формировать начальный навык чтения.

Коррекционно-развивающие

1). Развивать речевое дыхание.

2). Развивать слуховую память, внимание.

3). Развивать фонематический слух.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: игрушка Незнайка, мультимедийная система, домики с картинками, сигнальные карточки, счетные палочки, карточки с буквой Л, индивидуальные зеркала, схемы слов.

Ход занятия:

1Организационный момент.

Дети, станьте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую теплую и нежную улыбку.

2.Повторение.

Л.: - Какие согласные звуки мы уже знаем? Почему их называют согласными?

3. Артикуляционная гимнастика .(слайд №1)

Л.: - Ребята, у меня для вас новость. Сегодня у нас на занятии будет гость.

Посмотрите, кто к нам пришел?

Д.: - Это Незнайка.

Л.: - Ребята, Незнайка сказал мне, что он никогда не был на занятии и хочет посмотреть, как вы будете заниматься.

Давайте покажем ему, как мы умеем выполнять упражнения для губ и язычка.

Дети выполняют упражнения. На экране появляются картинки с символами

артикуляционных упражнений.

- «Почистить верхние зубы»

- «Парус»

- «Качели»

- «вкусное варенье»

- «лошадка»

-«Маляр».

4. Знакомство с новой темой.(слайд №2).

Л.: -Ребята, Незнайка принес вам загадки и хочет посмотреть, как вы умеете их отгадывать. (На экране появляется сундучок).

Л.: - В сундучке лежат картинки-отгадки. Если правильно отгадаем, то на экране появятся эти картинки.

На потолке висит

На нас глядит. (лампочка).


Рукавичку над окном,

Поселил в нее жильцов,

Непоседливых птенцов. (ласточка).

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает

Тот слезы проливает. (лук).

Сама не ем, а людей кормлю. (ложка).

Логопед произносит название картинок еще раз.

Л.: - С какого звука начинаются слова?

Д.: - Со звука «л».

Л.: - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».

Посмотрите внимательно, как я произношу звук «л».

Логопед произносит звук «л».

Л.: - А теперь вы произнесите звук «м».

Дети произносят, логопед следит за правильностью произношения.

Л.: - Расскажите, какой звук «л»?

Дети делают характеристику по схеме.

Л.: - Можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.

Д.: - Нет.

Л.: - Значит, какой это звук?

Д.: - Согласный.

Л.: - У звука «л» есть младший брат мягкий звук «ль».

Звук «л» мы будем обозначать синим кружочком, а звук «ль» зеленым

кружочком.

(на экране появляются символы звуков «л» и «ль» (слайд № 3).

5. Развитие фонематического слуха. Игра « Сигнальщики».

Л.: Я буду произносить слоги, вы должны поднять сигнал синего или зеленого цвета (ла, ло, ли, лу, ле, ля, лы и т.д.)

6. Игра «Украсим домик».

Л.: - Ребята, Незнайка мне сказал, что к своему дню рождения он очень хотел украсить свой домик. На окна он расставил свои любимые игрушки, но забыл повесить шторы. Давайте поможем ему.

(У детей на столах карточки с изображением домиков и окошечек, на которых располагаются игрушки. Если название игрушки начинается с твердого звука «л» - прикрепляют шторку синего цвета, а если с мягкого «ль» - зеленого цвета.

(Дети выполняют задание).

7. Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами –ий, -ья, -ье, ьи.

Лиса – лисий, лисья, лисье, лисьи.

Белка – беличий, беличья, беличье, беличьи.

Волк – волчий, волчья, волчье, волчьи.

Игра: «Исправь ошибки Незнайки».

Лисий голова. Волчья хвост. Беличий лапа и т.д

8. Динамическая пауза. «Игра «Летает – не летает».

Кто летит,кто не летит?

Кто ответит без подсказок,

Тот в игре и победит.

Логопед предлагаает слова:

Самолет, лесенка, лебедь,лось,лодка,пеликан,лиса,вертолет,олень,мотылек.

9. Звуковой анализ слов. Игра « Живые звуки».

Логопед вызывает детей, говорит каждому о том, какой звук он будет обозначать.

Пример: Ваня – звук «Л», Даша – звук «У», Кирилл – звук «К».

Дети составляют слово «лук». Каждый ребенок подходит к столу и берет шапочку с обозначением звука, одевает на голову и встает на свое место. Дети подсчитывают количество гласных и согласных звуков. Аналогично составляется схема слова «лиса».

10..Знакомство с буквой «Л». (слайд №4).

Л.: - Звук «л» на письме обозначается буквой «Л».

(На экране появляется букваЛ).

Л.: - На что похожа буква « Л»?

Л.: - Из скольких элементов состоит буква?

Л.: - Какие это элементы?

Л.: - Давайте прорисуем букву в воздухе.

Л.: - А теперь давайте выложим букву из цветных шнурочков.

11. Пальчиковая гимнастика «Составим букву из пальцев».

12. Дыхательная гимнастика.(слайд №5). На экране появляется картина с изображением весеннего леса.

(Дети делают вдох через нос, выдох через рот, вдыхают аромат весеннего воздуха).

13. Дидактическая игра «Составь слог».(слайд№5)

На цветочке буква «А», на муравейнике буква «О», на кустике буква «У», на пеньке буква «И», на полянке буква «Ы».

Л.: - Ребята, буква «Л» любила гулять по весеннему лесу и встречаться с

гласными буквами. По мере передвижения буквы «л» по экрану, дети прочитывают слоги: ла - ло - лу - ли - лы.

14. Итог занятия.Рефлексия «Весенняя полянка»

Л.: - Давайте украсим полянку цветочками.

Если вам было легко и вы справились со всеми заданиями, украсьте полянку цветочками желтого цвета.

Если вам было немножко трудно – оранжевого.

Если очень трудно – красного.

Какая полянка получилась? (весенняя, разноцветная).

Незнайке очень понравилось, как вы работали и он приготовил вам угощения. (детям раздаются леденцы).

Татьяна Осеева
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»

Тема : «Звуки Л , ЛЬ. Буква Л »

Цель звука л в слогах буквой Л .

Задачи звуков Л –Ль в слогах , словах, предложениях.

Упражнять в звуковом анализе слов .

звуков , позиции заданного звука в словах .

Развивать умение грамматически

детей : согласный звук , твердый звук , мягкий звук , звонкий звук , слова со звуками Л-ЛЬ .

Развивать мелкую моторику.

Ресурсы : магнитная доска, фишки для звукового анализа слов , магнитные буквы , косточки для выкладывания буквы звуками Л-ЛЬ

Методические приемы :

Психогимнастика.

Игровая мотивация

Артикуляционная гимнастика.

Речевая игра «Песенки гномов» .

Речевая игра «Повтори чистоговорки» .

Речевая игра «Добавь слог» .

Физкультминутка.

Дидактическая игра «Волшебная кнопка» .

Речевая игра «Сосчитай до 10» .

Речевая игра «Хвастливый попугай» .

Речевая игра «Составь предложение» .

«Собери букву » .

Чтение слогов и слов.

Дидактическая игра «Напечатай слова» .

Подведение итогов занятия .

Оценка деятельности детей.

Организационный момент :

дыханием : дыхательные упражнения Стрельниковой : «Ладошки» , «Погончики» , «Кошечка» .

Упражнение «Китайский болванчик»

Повторение пройденного материала :

Игровая ситуация :

На лесной поляне жили два гномика : гном Лулу и гном Лили.

упражнения :

«Чашечка» .

«Дятел»

«Качели»

«Лошадка»

Работа над новым материалом :

звуков Л-ЛЬ .

Когда произносим звук звук ЛЬ

Характеристика звука с опорой на таблицу-схему (мягкий) .

2. Произнесение звуков Л-ЛЬ в слогах .

Вспомните как играла гитара : -л-л-л.

песенки :

Ла-ла-ла ла-ло-лу

Ло-ло-ло ло-лу-ла

Лу-лу-лу лу-лы-ло

песенку :

Ля-ля-ля ля-ли-ле

Ли-ли-ли лю-ли-ля

Лю-лю-лю ле-лю-ли

Ле-ле-ле ли-ля-лю

3. Произнесение звуков Л-ЛЬ в словах , предложениях.

Ла-ла-ла – лопата и пила

Ло-ло-ло – у меня весло

Лу-лу-лу – купили мы пилу

Ли-ли-ли - дрова пилили

Ли-ли-ли – мы полы помыли

Ла-ла-ла – наша Машенька мала

Ол-ол-ол - мы мыли пол

Ул-ул-ул – дайте мне стул

Ил-ил-ил - в речке крокодил.

Гномы рано утром встава…

Зарядку дела…

Затем е, пи…

А потом посуду мы…

Затем книжки интересные чита…

И немножечко гуля…

В огород они ходи…

И там грядочки копа…

Затем бега, игра,

Но и дом свой убира,

Чисто пол там подмета… .

Лулу :

В домике у Лили

.

говорят : «Мы верили» , попугай говорит : «Я верил» .

Мы пошли – я пошел

Мы загорали – я загорал

Мы смотрели – я смотрел

Физкультминутка

Под каким деревом на букву Л сидели и пили чай гномы?

Под липой.

Липы за руки взялись,

Липы ветками сплелись

Ветер злится : «Повалю!

Я упрямых не терплю!»

Дунул снова, что есть сил,

Но деревья с ног не сбил.

4. Составление предложений.

(что есть в домике у гномов) .

Сколько слов в предложении?

Назови первое (второе) слово.

5. Звуковой анализ слов .

звука в слове ).

а) Игра «Волшебная кнопка»

звуком Л , нужно нажать синюю «кнопку» звуком

б) дети определяют позицию звуков в словах

в) звуковой анализ слова ЛУК .

Сколько звуков в слове ?

Назовите первый (второй, третий) звук .

звук ? Почему?

Назови 2, 3 звук . Обозначь его буквой .

Остался первый звук , его мы тоже обозначим буквой .

7. Знакомство с буквой Л .

Это буква Л .

На что похожа буква Л ?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш .

Предлагается выложить букву из косточек .

7. Чтение слогов и слов с буквой Л .

Подведение итогов занятия . Оценка деятельности детей.

Тема : «Звуки Л , ЛЬ. Буква Л »

Цель : Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах , словах, фразах, познакомить с буквой Л .

Задачи : Закрепить навыки правильного произношения звуков Л –Ль в слогах , словах, предложениях.

Упражнять в звуковом анализе слов .

Закрепить навыки определения твердости-мягкости согласных звуков , позиции заданного звука в словах .

Упражнять в печатании и чтении слогов и слов.

Продолжать учить анализу словесного состава предложений.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать умение грамматически правильно строить предложения.

Активизировать словарный запас детей : согласный звук , твердый звук , мягкий звук , звонкий звук , слова со звуками Л-ЛЬ .

Упражнять в образовании глаголов мужского рода, единственного числа, прошедшего времени.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать умение отбирать речевые средства и правильно формулировать мысль. Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого и детей. Учить сдерживать импульсивные реакции.

Ресурсы : магнитная доска, фишки для звукового анализа слов , магнитные буквы , косточки для выкладывания буквы , музыкальный центр, предметные картинки со звуками Л-ЛЬ , кукла Родион для релаксации, индивидуальные зеркала.

Методические приемы :

Упражнения на формирование речевого и неречевого дыхания.

Психогимнастика.

Игровая мотивация : знакомство с гномами Лулу и Лили.

Артикуляционная гимнастика.

Речевая игра «Песенки гномов» .

Речевая игра «Повтори чистоговорки» .

Речевая игра «Добавь слог» .

Физкультминутка.

Дидактическая игра «Волшебная кнопка» .

Речевая игра «Сосчитай до 10» .

Речевая игра «Хвастливый попугай» .

Речевая игра «Составь предложение» .

Упражнение на мелкую моторику «Собери букву » .

Чтение слогов и слов.

Дидактическая игра «Напечатай слова» .

Подведение итогов занятия .

Оценка деятельности детей.

Организационный момент :

1. Работа над неречевым и речевым дыханием : дыхательные упражнения Стрельниковой : «Ладошки» , «Погончики» , «Кошечка» .

Упражнение «Китайский болванчик» с произнесением слогов НА-НО-НЭ, МА-МО-МЭ, КА-КО- КЭ, БА-БО-БЭ на одном выдохе.

Прежде чем сесть на свои места скажем друг другу ласковые слова и с

хорошим настроением начнем заниматься.

Повторение пройденного материала :

Игровая ситуация :

На лесной поляне жили два гномика : гном Лулу и гном Лили.

Появляются соответствующие изображения и выполняются артикуляционные упражнения :

1. Гномы любили сидеть под липой и пить чай из чашек.

«Чашечка» .

2. А на дереве живет дятел и стучит по нему Д-д-д-д.

«Дятел»

3. Часто гномы качаются на качелях.

«Качели»

4. Иногда катаются на лошадях.

«Лошадка»

Работа над новым материалом :

В минуту отдыха гномы любят играть на музыкальных инструментах. Лулу берет в руку гитару и гитара поет л-л-л-л, а у Лили есть балалайка, которая нежно поет ль-ль-ль.

1. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков Л-ЛЬ .

Работа с индивидуальными зеркалами.

Когда произносим звук Л губы растянуты в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка прижат к бугоркам, которые находятся за верхними зубами. Горлышко работает. То же самое происходит, когда произносим звук ЛЬ . Только к бугоркам прожат не только кончик языка, но и его середина.

Характеристика звука с опорой на таблицу-схему : согласный, звонкий, твердый (мягкий) .

2. Произнесение звуков Л-ЛЬ в слогах .

Вспомните как играла гитара : -л-л-л.

Теперь гном Лулу предлагает вам спеть вместе с ним другие песенки :

Ла-ла-ла ла-ло-лу

Ло-ло-ло ло-лу-ла

Лу-лу-лу лу-лы-ло

А как играла балалайка? Ль-ль-ль.

Вместе с балалайкой споем еще одну песенку :

Ля-ля-ля ля-ли-ле

Ли-ли-ли лю-ли-ля

Лю-лю-лю ле-лю-ли

Ле-ле-ле ли-ля-лю

3. Произнесение звуков Л-ЛЬ в словах , предложениях.

Ла-ла-ла – лопата и пила

Ло-ло-ло – у меня весло

Лу-лу-лу – купили мы пилу

Ли-ли-ли - дрова пилили

Ли-ли-ли – мы полы помыли

Ла-ла-ла – наша Машенька мала

Ол-ол-ол - мы мыли пол

Ул-ул-ул – дайте мне стул

Ил-ил-ил - в речке крокодил.

Гномы весело проводят время и многое успевают делать. Мы сейчас перечислим, что они делали. Я начну слово, а вы закончите, добавляя слог ЛИ.

Гномы рано утром встава…

Зарядку дела…

Затем е, пи…

А потом посуду мы…

Затем книжки интересные чита…

И немножечко гуля…

В огород они ходи…

И там грядочки копа…

Затем бега, игра,

Но и дом свой убира,

Чисто пол там подмета… .

Молодцы. Гномы приглашают вас в свой домик (изображения синего и зеленого домика) . Угадайте в каком домике живет Лулу, а в каком Лили.

Посмотрите, что есть в домике у Лулу :

Лакированный пол, стол, стул, кресло, полка, лампа, ложки, вилки.

(На согласование существительных с числительными счет до 10 ложек и вилок).

В домике у Лили

Журнальный столик, альбом, на стене календарь, зеленые жалюзи, клетка, тбльпаны.

(На согласование существительных с числительными счет до 10 тюльпанов) .

У гномов есть попугай, очень любит хвастаться. Когда гномы говорят : «Мы верили» , попугай говорит : «Я верил» .

Я буду говорить за гномов, а вы за попугая.

Мы пошли – я пошел

Мы загорали – я загорал

Мы смотрели – я смотрел

Мы собирали – я собирал и т. д.

Физкультминутка

Под каким деревом на букву Л сидели и пили чай гномы?

Под липой.

Липы за руки взялись,

Липы ветками сплелись

Ветер злится : «Повалю!

Я упрямых не терплю!»

Дунул снова, что есть сил,

Но деревья с ног не сбил.

4. Составление предложений.

Детям раздается по одной предметной картине (что есть в домике у гномов) .

Предлагается составить с ними предложения, сказать, сколько слов в предложении.

Сколько слов в предложении?

Назови первое (второе) слово.

5. Звуковой анализ слов .

Гномы любят играть с разными фишками (показываются фишки для составления схемы слов и полоски для обозначения позиции звука в слове ).

а) Игра «Волшебная кнопка»

Когда я назову слово с твердым звуком Л , нужно нажать синюю «кнопку» , когда я назову слово с мягким звуком ЛЬ нужно нажать на зеленую фишку.

б) дети определяют позицию звуков в словах : стул, стол, кресло, лампа, вилка, ложка, альбом, жалюзи, календарь, клетка.

в) звуковой анализ слова ЛУК .

Сколько звуков в слове ?

Назовите первый (второй, третий) звук .

Каким кружочком обозначается каждый звук ? Почему?

Назови 2, 3 звук . Обозначь его буквой .

Остался первый звук , его мы тоже обозначим буквой .

7. Знакомство с буквой Л .

Это буква Л .

На что похожа буква Л ?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш .

Предлагается выложить букву из косточек .

7. Чтение слогов и слов с буквой Л .

8. Печатание слов на магнитной доске.

Подведение итогов занятия . Оценка деятельности детей.