Тема:О. Мандельштам «Муха».Эзоп «Мухи»,«Кошка и мыши»

Цель: ознакомить учащихся с произведениями О. Мандельштам и Эзопа, расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения.

Содержание деятельности учащихся: знакомство с особенностями басни как жанра, определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали басни с собственным жизненным опытом.

Планируемые результаты

Предметные: читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Личностные: иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями

Метапредметные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, сравнивать произведения, героев, проводить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

1.Организационный момент

2.Проверка д/з

Рассказы детей о счастливом человеке.

Как вы думаете, какими качествами бывает наделен счастливый человек?

А кто из вас считает себя счастливым?

3. Постановка темы и цели урока

Откройте маршрутный лист. С каким жанром литературы мы начнем работать сегодня?(басня)

Вспомните, какие басни вы уже знаете.

Я прочитаю строчки из басен, а вы назовете басню и ее автора

а) Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

«Зеркало и обезьяна»

б) – Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!

«Стрекоза и Муравей»

в) – А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

«Квартет»

4.Давайте сформулируем цели урока.

Познакомимся с. ..

Будем развивать. . .

Находить в басне

Изучение нового материала

1. Актуализация знаний.

Вспомните, что такое басня? ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ,

Откройте с.66 и прочитайте статью о басне.

На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (На сказку.)

Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

Что всегда есть в басне? (поучение или мораль, совет).

2.Словарная работа, первичное чтение произведений

1) Слайд Мандельштам . Словарная разминка. Чтение стихотворения шепотом, потом по ролям.

Слайд Эзоп . Считают, что первым начал писать басни Эзоп, живший в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией. Аллегория – это иносказание. В литературе есть такое выражение «Эзопов язык». Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.

Чтение басни шепотом, потом вслух.

2)Физминутка

3.Закрепление, работа над содержанием.

П.т.с.20 №1

Чем похожи и чем отличаются эти произведения?(работа в парах)

Какое из произведений можно назвать басней? Докажите.

Какие чувства вызывает у вас Муха из стихотворения Мандельштама? Как относится к ней поэт? Докажи словами из произведения.

Как объясняют причину своего несчастья мухи из басни Эзопа?(неосторожность;жадность)

4)п.т.с.21 №3 (самостоятельно), затем обмениваются мнениями.

Какова же мораль басни?

5) басня «Кошка и мыши»

Словарная разминка, чтение басни шепотом, п.т.с.21 №1 (синонимы), чтение вслух.

Прочитайте, что делала кошка, а мыши?

Прочитайте мораль. Чему она нас учит?

Как вы думаете, всегда ли «люди, испытав чье-нибудь коварство, не дают больше себя обманывать»?

4.Итог урока.

Полезным ли для вас оказался урок? Чем? Нужно ли изучать басни? Чему они учат?

5.Д/з.с.69 №4.5 или сочинить свою басню


Методическая разработка урока Литературное чтение


«Демонстрация возможностей применения ИКТ на уроках в начальной школе,

как средство повышения качества образования»

Методическая разработка урока

Литературное чтение

Басни, 3 класс

УМК «Планета знаний»

Григоренко Марина Васильевна

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35

с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Воркуты

2012 год

Конспект урока

Тема: «Басни»

Литературное чтение, 3 класс, УМК «Планета знаний»

Цель: демонстрация возможностей применения ИКТ на уроках в начальной школе.

Задачи:

– разработка и внедрение новых педагогических технологий;

– использование информационных технологий в совокупности с личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей;

– демонстрация возможности расширения видов деятельности на уроке, с применением информационных технологий.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с баснями Эзопа, с его биографией;

2. Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы;

3. Развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь;

4. Воспитывать интерес к чтению, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Задачи:

– предоставить каждому учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения в зависимости от способностей, склонностей, интересов, субъективного опыта, собственного темпа работы на уроке

– дать возможность каждому учащемуся стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения;

– организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности каждого ученика;

– обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов.

Оборудование урока : компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Источники информации : учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» часть 2, УМК «Планета знаний» 3 класс; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008г.

Источники иллюстраций : учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» часть 2, УМК «Планета знаний» 3 класс; поисковая система Яндекс. Картинки, animashky .ru ; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008г.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Здравствуйте! Начинаем урок литературного чтения.

II. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

Часто ли вы задумывались о том, как прекрасно уметь читать?

А ведь чтение может открыть дверь в целую вселенную чудес, тайн, загадок. Немногие другие достижения в последующие годы жизни могут сравниться с этим, ведь вам становятся доступны все накопленные человечеством знания, вы можете познакомиться с людьми, которые жили за много веков, побывать в других странах и на других континентах. Научиться различать добро и зло, правду и ложь, ум и глупость …..

А что значит «подружиться с книгой»?

- «Любите книгу – источник знаний» - сказал один из наших классиков.
Воистину так. Во все времена именно книги были самым распространённым, самым точным и самым удобным способом передачи информации, знаний от одних людей другим, от одних поколений – к последующим.

I
II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

Скажите, а какие литературные жанры мы с вами уже знаем? (слайд)

Как вы думаете это все существующие литературные жанры?

II. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

А
сегодня у нас есть возможность познакомиться с ещё одним жанром литературы! Кто-то возможно сразу поймёт о чём идёт речь, потому что уже с ним знаком.

Посмотрите на экран – это иллюстрации к разным произведениям одного жанра.9Слайд)

Кто в основном является главными героями в этих произведениях?

Что ещё вы можете сказать, о новом жанре, глядя на эти иллюстрации?

Вам стало интересно? А может кто-то догадался?

Д
авайте прочитаем краткое определение жанра, но без его названия. (СЛАЙД)

короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.

Кто понял, догадался, узнал о каком жанре идёт речь?

Совершенно верно, это басни. (СЛАЙД)

IV. Ознакомление с новым материалом;

Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 23. Тема урока «Басни».

(работа в тетради)

А теперь для разминки поработаем в тетради.

Объедините слова, близкие по смыслу, и запишите их группами.

Некоторые из этих слов встретятся нам в сегодняшних произведениях.

(
самопроверка с помощью слайда)

Первое произведение, с которого мы начнём урок, это «Муха»

Осипа Эмильевича Мандельштама

Оно написано в форме диалога Мухи и Человека, поэтому мы прочитаем его по ролям. (чтение произведения)

Запишите в тетради, какие чувства у вас вызвала Муха из этого стихотворения (работа в тетради)

И пока одни пишут, кто-то не может подобрать нужных слов, чтобы выразить свои ощущения. А так как применение на уроке информационных технологий даёт возможность выбора для себя посильного уровня учения, я предлагаю этим детям обратиться за помощью к слайду, предоставив им несколько вариантов ответа:

Благодаря этому приёму, все успешно справились с заданием.

V. Физкультминутка. Давайте немного отдохнём!

Б
удьте внимательны, повторяйте движения как можно точнее.

Следующее произведение

Эзопа «Мухи»

Давайте прочтём его.

Мы прочитали два замечательных произведения. Сейчас, работая в парах, вы подумайте, чем они похожи, а чем отличаются.

"Работа в паре", одна из групповых форм обучения является при которой два ученика в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом очень удобна при работе с детьми с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития и темпом освоения учебного материала.

Так какое из этих произведений мы можем назвать БАСНЕЙ?

А вы знаете, кто такой Эзоп? Когда жил? Есть ли у него другие произведения?

А хотели бы вы узнать ответы на все эти вопросы?

У вас сегодня такая возможность есть. Внимание на СЛАЙД.

ЭЗОП

Древнегреческий баснописец

(6 в. до н. э.),
считавшийся создателем басни.
Легенды рисуют Эзопа юродивым,
народным мудрецом (в обличье хромого раба), безвинно сброшенного со скалы.

Ему приписываются сюжеты всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами – от Федра до Крылова.

Давайте вернёмся к произведению «Мухи».

Как объясняют мухи, из басни Эзопа, причину своего несчастья?

В начале урока мы выяснили, что в каждой басне есть мораль. Какова мораль этой басни?

Как вы понимаете эти слова? СЛАЙД

С помощью цвета помогаю объяснить смысл этого слова, выражения.

(работа в тетради)

Подумайте и напишите, что Вам доставляет удовольствие

Мы с вами знаем, что не все дети с лёгкостью идут на контакт, и причины могут быть очень разные. Но я должна достучаться до каждого и в этом мне помогает смена видов деятельности. Иногда серьёзную обстановку на уроке нужно разрядить….и предлагая детям помощь, делаю это в интересной для них форме! СЛАЙД

Понравилась вам басня? Заинтересовались ли вы произведениями этого автора?

В нашем учебнике предлагается знакомство с ещё одной басней Эзопа.

А называется оно:

«Кошка и мыши» СЛАЙД

Что вы можете сказать о взаимоотношениях этих животных?

Как вы думаете, о чём может быть это произведение?

Предлагаю две разные картинки, благодаря которым дети высказывают совершенно противоположные предположения!

Какова может быть мораль этой басни?

Вам хочется сравнить свои предположения с текстом басни?

(чтение произведения)

Расскажите, что делала кошка и мыши из басни Эзопа?

Был у нас такой вариант?

- Прочтите мораль этой басни.

Как вы понимаете это выражение? СЛАЙД

В согласны?

Всегда ли «люди испытывать чьё-нибудь коварство не дают себя больше обманывать»?

Приходилось ли вам испытывать чьё-нибудь коварство ?

Какие выводы для себя вы после этого сделали?

Чему учит это произведение?

(работа в тетради)

Подберите синонимы и антонимы к словам:

Дети, испытывающие трудности в подборе слов, могут пользоваться словариком синонимов и антонимов (у каждого на парте)

Проверяем выполненную работу, с помощью СЛАЙДА.

Отмечая для себя, какие ещё слова можно было подобрать, дети обогащают свою речь, пополняя словарный запас, новыми словами.

Молодцы, отлично потрудились!

VI. Физкультминутка для глаз

Пришло время отдохнуть вашим глазам. Внимательно, не отрываясь, следите за картинками, а если изображение мигает, вы тоже быстро закрывайте и открывайте глазки.

VII. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в нестандартных условиях;

Работа в группах

На группы дети делятся самостоятельно (по рядам, по вариантам или просто по желанию)

Выберите геометрическую фигуру: Один представитель каждой группы выбирает фигуру.

Я не случайно предложила разные фигуры, задания разного уровня сложности. СЛАЙД

Вам нужно сложить из слов мораль к басне Эзопа.

Вы должны к басне выбрать мораль, одну из трёх, наиболее подходящую по вашему мнению.

А вы, прочитав, басню придумайте свою мораль. А потом сравним её с первоисточником

Давайте посмотрим, что у вас получилось!

1 группе нужно было к бане Эзопа «Лисица и дровосек» сложить мораль. СЛАЙД.

Читают свою басню, и свою мораль.

сверяем её с оригиналом! СЛАЙД

2 группа Вы должны были к вашей басне выбрать мораль, одну из трёх предложенных, наиболее подходящую по вашему мнению, читают выбранную мораль СЛАЙД.

Читаем мораль Эзопа к этой басне. СЛАЙД

3 группа А вы, прочитав, басню должны были придумать свою мораль. А мы сравним её с первоисточником. Читают придуманную мораль. СЛАЙД

Давайте сравним её с моралью Эзопа к этой басне. СЛАЙД

Мы прочитали сегодня 4 басни Эзопа. На этом мы заканчиваем сегодняшнее знакомство с баснями Эзопа.

Вам понравились его произведения?

Я вижу, что ДА , вам понравились басни, и я дарю Вам, за отличную работу, книжки-малышки с другими баснями Эзопа.

VIII. Домашнее задание (на таких уроках разноуровневым может быть также и домашнее задание.)

-Мой подарок пригодиться вам, при выполнении домашнего задания, которое вы себе сможете выбрать самостоятельно, по своему желанию (и по своим возможностям.)


  • Выразительное чтение одной или нескольких басен Эзопа

  • Пересказ любой басни Эзопа

  • Иллюстрация к басне Эзоп

IХ. Подведение итогов урока

РЕФЛЕКСИЯ

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, а вот смогла ли я Вас увлечь баснями Эзопа, заинтересовать…..

Осталось ответить на последний мой вопрос

« Как работалось тебе?», выберите тот, вариант, который вам подходит.

У каждого на парте по 4 смайлика разного цвета и настроения

Ребёнок выбирает тот смайлик, который соответствует его впечатлениям, ощущениям, настроению и прикрепляет его на магнитную доску.

(подведение итогов)

Мне с Вами работалось замечательно!!!

Спасибо! Урок закончен!

Пятнадцатого января исполнилось сто двадцать лет со дня рождения Осипа Эмильевича Мандельштама, одного из самых ярких поэтов двадцатого столетия.

1. Осип (Иосиф) Мандельштам родился в 1891 году в Варшаве. Его отец, Эмиль (Хацкель) Вениаминович, занимался изготовлением перчаток. Мама, Флора Осиповна, была пианисткой, преподавала музыку и родила троих сыновей: Осипа, Александра и Евгения.

2. Фамилия Мандельштам переводится с идиша как «миндальный посох» или «ствол миндального дерева». В детстве братья Мандельштам зашифровали свою фамилию в шараду: первые два слога — лакомство манделах (это такие маленькие поджаренные клёцки для бульона), последний слог - часть дерева.

Про свою такую сложную фамилию Мандельштам написал шуточное стихотворение:

Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чёртова?
Как её не вывёртывай,
Криво звучит, а не прямо.

Мало в нём было линейного.
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма -
Так и зовётся по имени
Этого Мандельштама.

Надо сказать, что такой улицы в России до сих пор нет.

3. Осип Мандельштам окончил Тенишевское коммерческое училище в Петербурге. Там же учился ещё один великий писатель - Владимир Набоков. Оба страдали - обоим учиться в Тенишевке не нравилось.

4. В поэтический кружок к Вячеславу Иванову Осипа привела бабушка Софья Вербловская. По воспоминаниям Евгении Герцык, все присутствующие «очень веселились на эту поэтову бабушку и на самого мальчика Мандельштама».

Другая бабушка Мандельштама, мать его отца, была гораздо менее ассимилированной. Она жила в Риге и говорила только на идиш. По-русски она знала единственное слово: «Покушали?»

5. В редакцию литературного ежемесячника «Аполлон» Осип пришёл с мамой. Об этом визите написал в своих воспоминаниях редактор «Аполлона», поэт и критик Сергей Маковский. Монолог Флоры Мандельштам выглядит в его воспоминаниях так: «Мой сын. Из-за него к вам. Надо же знать, наконец, как быть с ним. У нас торговое дело, кожей торгуем. А он всё стихи да стихи! В его лета пора помогать родителям. Вырастили, воспитали, сколько на учение расходу! Ну что ж, если талант - пусть талант… Но если одни выдумки и глупость - ни я, ни отец не позволим. Работай, как все, не марай зря бумаги… сделайте одолжение - скажите, скажите прямо: талант или нет! Как скажете, так и будет…»

Маковский поглядел на восемнадцатилетнего поэта и «прочёл в его взоре такую напряжённую, упорно-страдальческую мольбу, что сразу как-то сдался и перешёл на его сторону: за поэзию, против торговли кожей.
Я сказал с убеждением, даже несколько торжественно:
- Да, сударыня, ваш сын - талант»!


6. Первая книжка Осипа Мандельштама «Камень» появилась в 1913 году: двадцать три стихотворения, напечатанные на тридцати одной странице.

«Камень» вышел тиражом 300 экземпляров. Деньги на книгу Осипу дал отец. Братья сдали тираж на комиссию в книжный магазин. Когда Евгений Мандельштам сходил в книжный и узнал, что продано уже 42 экземпляра, семья устроила праздник в честь молодого поэта.

Сегодня каждая из этих 300 книг - библиографическая редкость. В прошлом году один экземпляр «Камня» ушёл на московском аукционе за триста тысяч рублей.

7. Знакомство и дружбу с Ахматовой и Николаем Гумилёвым Мандельштам считал главным событием своей жизни. В воспоминаниях «Листки из дневника» Анна Ахматова описала юного Мандельштама: «Тогда он был худощавым мальчиком, с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с пылающими глазами и с ресницами в полщеки».

8. Среди сотен стихов, написанных Мандельштамом, есть два десятка детских. Вот одно из них…

Муха

Ты куда попала, муха?
- В молоко, в молоко.

Хорошо тебе, старуха?
- Нелегко, нелегко.

Ты бы вылезла немножко.
- Не могу, не могу.

Я тебе столовой ложкой
Помогу, помогу.

Лучше ты меня, бедняжку,
Пожалей, пожалей,

Молоко в другую чашку
Перелей, перелей.


Последняя лагерная фотография Мандельштама 9. Мандельштам погиб в дальневосточном лагере в 1938 году, куда он попал из-за стихотворения в шестнадцать строк «Мы живём, под собою не чуя страны», написанного в 1933-м. Сталин не простил Мандельштаму карикатуру на себя:

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

В 1937 году Мандельштам сочинил благодарственное стихотворение Сталину: «Когда б я уголь взял для высшей похвалы». Хотя стихи были очень талантливыми, ситуацию они не исправили.

Иосиф Бродский полагал, что «Сталин вдруг сообразил, что это не Мандельштам - его тёзка, а он, Сталин, - тёзка Мандельштама», и решил уничтожить поэта.

10. Вдова Мандельштама Надежда Яковлевна написала три книги воспоминаний о поэте и его времени, литературных друзьях и врагах. Она много лет возила с собой чемодан с рукописями мужа и тайно передала его во Францию, откуда архив Мандельштама был перевезён в США. Сейчас он находится в Принстонском университете. В нём хранятся и такие строки, написанные поэтом незадолго до смерти:


Надежда Яковлевна Мандельштам Ещё не умер ты. Ещё ты не один,
Покуда с нищенкой-подругой
Ты наслаждаешься величием равнин
И мглой, и холодом, и вьюгой.

В роскошной бедности, в могучей нищете
Живи спокоен и утешен -
Благословенны дни и ночи те,
И сладкогласный труд безгрешен.

Тема: О. Мандельштам «Муха», Эзоп «Мухи».
Цели: Знакомство с особенностями басни как жанра.
Задачи: Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.
Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом.
Характеристика деятельности учащихся:
Познавательные. Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Личностные. Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Регулятивные. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, сравнивать произведения, героев, проводить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Ход урока:
Организационный момент.
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда нам приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться!
- Ребята скажите, вы любите читать? - Часто ли вы задумывались о том, как прекрасно уметь читать?- Чтение может открыть дверь в целую вселенную чудес, тайн, загадок. Вам становятся доступны все накопленные человечеством знания. Вы можете познакомиться с людьми, которые жили за много веков, побывать в других странах и на других континентах, научиться различать добро и зло, правду и ложь, ум и глупость.- А что значит «подружиться с книгой»? (Высказывания детей).
Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи.
СЛАЙД 1
- А сегодня у нас есть возможность познакомиться с ещё одним жанром литературы! Кто-то возможно сразу поймёт о чём идёт речь, потому что уже с ним знаком. СЛАЙД 2- Посмотрите на экран – это иллюстрации к разным произведениям одного жанра.
- Кто в основном является главными героями в этих произведениях?- Что ещё вы можете сказать, о новом жанре, глядя на эти иллюстрации? - Вам стало интересно? А может кто-то догадался?- Давайте прочитаем краткое определение жанра, но без его названия.
СЛАЙД 3…- короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.- Кто понял, догадался, узнал о каком жанре идёт речь? - Совершенно верно, это басни.
37661857747000Ознакомление с новым материалом.
- Откройте, пожалуйста, учебники на стр.66.
- Прочитайте тему урока.
1. Чтение статьи «Басни».
Выделение основных признаков жанра басни.
2. Словарная работа.
Для разминки поработаем в тетради на стр. 20.
- Объедините слова, близкие по смыслу, и запишите их группами.
- Некоторые из этих слов встретятся нам в сегодняшних произведениях.
(самопроверка с помощью слайда)
СЛАЙД 4
- Объясните смысл выражений: набросился на еду, приступил к еде, отведал кушанье.
2. Чтение произведений.
- Начнём знакомство с новым жанром с произведения «Муха» Осипа Эмильевича Мандельштама. Оно написано в форме диалога Мухи и Человека, поэтому мы прочитаем его по ролям. (чтение произведения)
- Запишите в тетради, какие чувства у вас вызвала Муха из этого стихотворения (работа в тетради)
Для опоры и в помощь детям СЛАЙД 5.
жалость
сочувствие
желание помочь
равнодушие
чувство брезгливости
чувство отвращения
Проверка выполненной работы. Обсуждение.
- Для сравнения прочитаем произведение Эзопа «Мухи».
Чтение произведения хорошо читающими учениками.
- Мы прочитали два замечательных произведения. Сейчас, работая в парах, вы подумайте, чем они похожи, а чем отличаются.
СЛАЙД 6
- Так какое из этих произведений мы можем назвать БАСНЕЙ?
- Почему? Кто автор этого произведения?
- А вы знаете, кто такой Эзоп? Когда жил? Есть ли у него другие произведения?
- А хотели бы вы узнать ответы на все эти вопросы?
- У вас сегодня такая возможность есть. Внимание на слайд.
СЛАЙД 7
ЭЗОП- Древнегреческий баснописец (6 в. до н. э.), считавшийся создателем басни.Легенды рисуют Эзопа юродивым,народным мудрецом (в обличье хромого раба), безвинно сброшенного со скалы.
Ему приписываются сюжеты всех известных в античности басен («Эзоповы басни»), обрабатывавшиеся многими баснописцами – от Федра до Крылова.
- Давайте вернёмся к произведению «Мухи».
- Как объясняют мухи, из басни Эзопа, причину своего несчастья?
В начале урока мы выяснили, что в каждой басне есть мораль. Какова мораль этой басни?
(Ответы детей).
- Как вы понимаете эти слова? СЛАЙД 8
- Подумайте и напишите, что Вам доставляет удовольствие. Р. т. стр. 21
- Может, вы любите проводить время с семьёй?
- Или вам очень приятно получать подарки?
- А может это игры на свежем воздухе?
- Или нет ничего приятней, понежиться в кроватке в выходной день?
- А может для вас удовольствие- это занятия спортом?
- А если это всё не про Вас? А для вас удовольствие- это нечто другое:
путешествовать по миру.
а может, вы получаете удовольствие от занятий домашним хозяйством, помогая взрослым?
или нет ничего приятней, в тишине, заняться выполнением домашнего задания.
- А может просто, вы любите, проводить время в кругу друзей.
(Выполнение задания в тетради).
Итог урока. Рефлексия.
- Понравилась вам басня Эзопа?
- Заинтересовались ли вы произведениями этого автора?
На следующем уроке мы познакомимся ещё одной басней Эзопа.
Домашнее задание: Выразительное чтение одной или нескольких басен Эзопа.


Приложенные файлы