Стремление создать искусственное существо не всегда было вызвано тщеславием человека, но и желанием получить дешевого слугу, который безотказно служил бы ему и умел то, что не могут другие. В оккультных книгах описывались магические практики, с помощью которых к какому-нибудь материальному телу присоединялось невидимое астральное существо или душа, которая оживляла его. Будущим телом мог служить труп человека, корень мандрагоры или глиняная фигура.

Хотя голем был создан из глины, но после чудесного оживления каббалистическим магическим обрядом с помощью шема мертвая глина превращалась в живую материю, из которой становилась немым существом, на первый взгляд неразличимым от человека.

Среди мистически настроенных еврейских ученых издавна считалось, что первая из Моисеевых книг «Генезис» скрывает в себе зашифрованную тайну, как Бог сотворил свет, человека и многое другое. Ключ к разгадке этой тайны якобы Бог передал Моисею на горе Синай вместе с Торой. Устная Тора была двойная. Другую, эзотерическую, трудно понимаемую каббалу Моисей по приказу Бога оставил для себя и своих избранных учеников. Каббала имеет то же происхождение, что и Тора. Каббалисты скрывали результаты своей работы, потому что были убеждены в силе букв и слов. Правильная комбинация этих букв давала им слова, обладающие огромной силой. При этом самой большой силой обладало имя Бога и комбинации из него, т.е. шем хамфораш. Бога мы можем познать по результатам его деятельности, поэтому его имя нужно как-то описать, лучше сложением нескольких имен. Таким сложением является шем хамфораш. Это имя уже было произносимое, но т.к. оно давало смертным ключ к познанию всех тайн, произносить его мог только верховный жрец в Иерусалимском храме. Шем хамфораш существовал в трех вариантах - из 12, 42 и 72 букв.

Реальные случаи о раввинах, которые смогли создать голема, приводятся в Талмуде. Для оживления нужно было использовать некое священное слово из книги Сефер Ецира. Голема можно создать с помощью комбинации букв еврейского алфавита. Шем - каббалистическая комбинация букв имени Бога.

Шем использовался в заключительной фазе обряда, когда декламированием комбинаций Божьего имени он втягивал душу в уже готового голема. В качестве необходимого средства упоминается шем, который не произносился, а был написан. Обычно его писали прямо на лбу голема или на куске пергамента, который прикрепляли ему на лоб или вешали на шею в виде амулета. Созданный таким образом искусственный человек был несовершенный, скудоумный и немой. При этом он понимал, что ему говорят и исполнял приказания. Но у него была одна опасная черта - с каждым днем он увеличивался в размерах и у него прибывала сила. Со временем он становился опасным для окружающих. Поэтому через 40 дней его нужно было лишить жизни, отобрав или стерев шем.

Еврейские ученые пришли к выводам: Голем по сравнению с человеком является чем-то несовершенным и неготовым. У него есть только низшая душа нефеш, которая содержит грубые животные инстинкты, пристрастия и, конечно, хотя совсем немного, разум. Духовные составляющие, которые делают человека человеком, у него отсутствуют, поэтому он не умеет говорить и не обладает свободой принятия решения. Таким образом, он меньше чем человек, но больше, чем животное. Голем не добрый и не злой, все делает механически, выполняя приказание, без опасения за свою жизнь. Огромная сила делает его непреодолимым, его магическое происхождение делает его неуязвимым. Его не поразит меч, огонь или вода. Половые инстинкты у него не пробуждены, и это большое счастье, потому что при его огромной энергии он представлял бы большую опасность для женщин. Т.к. это несовершенный человек, на него не распространяются указания Торы и он не может принимать участие в богослужениях. Период его использования 40 дней, в течение которых он может выполнять разные работы, его можно использовать как курьера. Но если по истечении 40 дней не стереть или не забрать у него шем, он для своего хозяина и его семьи принесет большой вред имуществу, телу или даже жизни.

Создание голема состоит из трех фаз. Первая - формирование фигуры, вторая - превращение глины в органическую материю, третья - полное оживление голема. К его телу необходимо присоединить более-менее сложную духовную сущность - готовый индивидуум или разложенные неличные силы, которые при повторном сложении создадут некий признак интеллигентности, неловкой, но все же разумно ведущей себя.

Уже самому рождению раввина Лева в Вормсе в 1513 году предшествовало событие, которое евреи считают добрым знаком. Во время празднования накануне Песаха у его матери начались схватки. Родственники побежали за повитухой и в темной улочке вспугнули подозрительного человека с мешком за плечом. Они подумали, что это вор, а когда его задержал патруль, в мешке обнаружили труп ребенка. Мужчина, наконец, признался, что хотел его тайно оставить в еврейском гетто, чтобы подозрение в убийстве пало на евреев. В то время были распространены предрассудки, что евреи для приготовления пасхального хлеба используют кровь христианских детей, и враги евреев старались это доказать всевозможными способами. Для этого они нанимали преступников, которые иногда в Песах проносили в гетто труп ребенка, а потом это отвратительное убийство сваливали на евреев. Рождение маленького Иегуды Лева, сына Бецалеля, косвенным образом помогло раскрыть подготовку этого поступка и предотвратить погромы вормских евреев.

Когда Иегуда Лев вырос, он отправился на обучение в Прагу, и там познакомился с девушкой по имени Перл, дочерью богатого пражского еврея. Молодой Иегуда обручился с ней, но свадьбу не мог себе позволить, поэтому снова ушел учиться. А отца его суженой покинула удача, и вся их семья обеднела. Он послал письмо Леву, в котором освободил его от брачных обязательств, сообщив, что у его дочери нет приданого, и Лев может найти себе другую, богатую жену. Ответ Лева был однозначный - бедность не является препятствием, и как только с помощью Божьей он накопит денег, сразу вернется в Прагу и женится на Перл.

Время шло, и Перл открыла в Еврейском городе небольшую продуктовую лавку. Однажды мимо проезжала группа воинов на конях, и их офицер наколол на меч булку хлеба и уехал, не заплатив. Перл бросилась за ним и с плачем просила денег, которые ей необходимы для содержания ее семьи. Офицер ответил, что денег у него нет, задумался, а потом отдал за хлеб седло со своего коня. И только дома Перл с удивлением обнаружила, что внутри седла было много золотых дукатов. И тут поняли, что офицер был никто иной, как пророк Элиаш, которого Бог послал, чтобы избавить их семью от бедности. Теперь уже ничего не мешало свадьбе и возвращению Иегуды Лева в Прагу. После окончания учебы 32-летний Лев женился на 28-летней Перл, и у них было шесть дочерей и сын Шариф. Лев стал раввином еврейской общины.

В следующий раз раввин Лев пришел в Прагу в 1573 году. Он в совершенстве владел каббалистической философией и верил, что магические операции, производимые с помощью имени Бога, действительно существуют и не нарушают порядок мира.

В то время в Праге начала подниматься волна ненависти к евреям. Раввин Лев предложил пражскому кардиналу организовать научную духовную полемику. Наибольший интерес вызывали вопросы, используют ли евреи при праздновании Песаха кровь христиан и виновны ли евреи в распятии Иисуса Христа. Раввин Лев убедительно доказал, что согласно Талмуду употребление какой-либо крови, в том числе и животных, евреям строго запрещено. К вопросу о вине евреев в смерти Христа заявил, что Христос умер на кресте, чтобы искупить грехи человечества. Произошло это с помощью евреев, потому что Бог так решил. Христиане, наоборот, должны быть благодарны евреям, потому что иначе христианство не могло бы возникнуть.

Фанатичный христианин Тадеаш начал строить козни. Раввин Лев вовремя об этом узнал и отправил «наверх» вопрос, какие средства использовать в борьбе с врагом. Пришел ответ: «Создай голема».

Так выглядит самая старая запись и одновременно первое литературное произведение о пражском Големе: Согласно преданиям отцов жил когда-то в Праге великий раввин, которого звали высокий раввин Лев. Он был не только искушенный как никто другой в Божьем слове, но также и в святой науке и в человеческой силе, и его взору было ведомо все, что происходило высоко, глубоко, далеко и близко. Очень многое делал этот особенный человек, чего никто другой не мог. Прославило его то, что он создал в образе человека фигуру из глины, которая ему служила. Слово, как звали Бога, он написал на пергамент и вложил его прямо в мозг фигуре прямо под ее лбом.

Т.к. там было вложено то святое имя, фигура стала человеческим существом, которое не могло говорить и совершенно преданное своему создателю, пока не наступал Шабес. При приближении Шабеса он вынимал ему слово изо рта, и он в мгновение превращался из сына земли опять в землю.

Бог хотел, чтобы в Шабес каждое его создание было свободно, и самому Голему, как того колосса называли, тоже дал возможность делать то, что ему захочется.

Так однажды, когда началось приветствие Шабеса, у Голема еще было Имя (Шем) в устах, и своей сущностью он был спровоцирован на такое зло, что все от него скрывались и разбегались, поспешив сообщить раввину. Создатель Голема приказал прекратить пение. К счастью, ночь еще не наступила, у раввина еще была возможность остановить монстра в его разрушающей злобе. Т.к. раввин проглядел время, и все в ужасе трепетали, никто больше не оживил эту глину. Предание нам рассказывает, что в синагоге в Праге, где хранятся священные остатки всех видов, можно еще увидеть глиняную фигуру Голема. С тех пор в Праге принято дважды петь песню, которой начинается Шабес.


Дверь на чердак Староновой синагоги
Существуют две основные отличающиеся одна от другой версии создания пражского Голема - старые и новые легенды. Старые источники, до 1920 года, не указывают место создания Голема и на вопрос, когда он был создан, отвечают неопределенно - в конце 16 века. Новые легенды называют точную дату.

Согласно старым источникам, причина создания Голема была, чтобы он работал в домашнем хозяйстве, нужен был слуга для грубой ручной работы. Более поздние источники называют необходимость охраны Еврейского города. Позже эти причины объединили - днем Голем служил по хозяйству, а по ночам охранял гетто.

По старым источникам Голема оживляли с помощью шема, который раввин Лев вложил ему под язык. Младшие источники делают акцент на сложный ритуал с участием трех лиц, представляющих стихии огня, воды и воздуха. В старой версии он простым способом оживлен и простым уничтожен - достаточно было вынуть у него пергамент с написанным шемом. Уничтожить Голема раввин решил тоже по иным причинам, чем было указано в старых преданиях - не потому что он боялся, чтобы Голем не принес еще какой-нибудь вред, а потому что он стал больше не нужен. Император Рудольф II пообещал, что больше не будут нападения христиан на евреев, и существование легендарного смотрителя стало излишним.

В то время жил в Праге известный еврейский благотворитель и примас Мордехай Майзл. Пражский мясник по имени Гавличек взял у него в долг пять тысяч золотых, но вскоре задумался, что сделать, чтобы их не возвращать. Как раз приближался Песах, так ему пришло в голову пронести в дом Майзела в Еврейском городе труп христианского ребенка, чтобы Майзела обвинили в убийстве и арестовали. Поэтому он выкопал на кладбище недавно похороненного ребенка, отвез его на бойню, где порезал ножом, чтобы выглядело как ритуальное убийство. Потом тело спрятал в тушу убитой и очищенной от внутренностей свиньи, положил на телегу и отправился в Еврейский город. Однако Голем внимательно охранял гетто, и когда увидел подозрительную повозку, быстро направился к ней, тщательно осмотрел и обнаружил тело ребенка. Тогда он ремнями привязал самого Гавличека к свинье и отправил повозку обратно в центр Праги. Повозка без возницы, естественно, привлекла внимание, Гавличек, привязанный к свинье с телом ребенка внутри нее был обнаружен и вскоре сознался в своих деяниях.
* * * В 1583 году над головами евреев снова стали собираться тучи. В пасхальные праздники из гетто сбежала молодая еврейка Дина, дочь лекаря Мариди, с целью отказаться от еврейской веры и перейти в христианство. Убежище ей предоставил христианин Тадеаш, большой противник евреев, который приветствовал подобные случаи. Одновременно из гетто исчезла христианская девушка, служившая у одного еврея. Никто не знал, куда она делась. Дина в благодарность Тадеашу пообещала лжесвидетельствовать против евреев. На допросе у самого кардинала беззастенчиво утверждала, что лично слышала, как слуга раввина Абрахам Хаим договаривался с Големом, что убьют служанке, потому что евреям нужна была кровь для пасхального хлеба.

Когда рабби Лев узнал об этом, сразу понял, что дела плохи. Он быстро переодел Голема в одежду сельского батрака и отправил его искать пропавшую девушку во всей Праге, а если там не найдет, то и в пригороде. В одежду Голема, наоборот, одел бродячего нищего, и действительно, вскоре Голема обвинили в убийстве и за ненастоящим Големом пришла полиция. Голем тем временем не ленился, искал и искал служанку, пока не нашел ее в деревеньке далеко за Прагой, где жили ее родители. Он привел ее в зал суда в последний момент, предотвратив несправедливость. Дину за лжесвидетельство осудили на шесть лет изгнания из Праги, а в гетто снова вернулся покой.

Рабби Эзехиэль воскресил Голема, чтобы тот помог ему устранить отступника от еврейской веры, молодого еврея Иоахима, сына Шаламоуна из дома «У Золотого колокола» (U Zlateho zvonu). Этот юноша влюбился в христианскую девушку Дороту Профетову, служившую в градчанском трактире «Дом венского епископа» (Dum videnskeho biskupa). Чтобы расположить ее к себе, решил отступить от еврейской веры и покреститься. Когда не помогли мольбы его родителей, с помощью Голема его отравили в этом градчанском трактире, посыпав яйца ядом вместо соли. Т.к. яд должен был подействовать через какое-то время, рабби Эзехиэль с родителями Иоахима и Големом поспешили из трактира обратно в гетто. Кроме того был вечер пятницы и начинался Шабес. Взволнованный своим поступком, раввин направился в синагогу, забыв вынуть у Голема шем.
* * * Один студент, знающий от всего понемногу, а в целом неразбериху, написал некачественный шем, который разбудил Голема к несовершенной жизни. Голем перестал расти, жизнь его покинула, в огромном теле снова появились трещины, как в высохшей глине. Голем накренился, и под его тяжелым телом студент нашел свою смерть.
* * * Однажды пришел в синагогу каменщик, чтобы исправил протекавшую крышу. Тут под кровлей он увидел большую глиняную фигуру, треснутую и увлажненную водой. Он взял железный обруч, крепко опоясал фигуру, потому что в ней узнал Голема. У его жены из рода Леви в серебряной шкатулке за семью замками хранился шем. Он этот шем вложил Голему в рот, тот ожил, а т.к. у него не было ни приказа, ни создателя, ни души, начал вершить зло. Когда он задушил семь человек, пламенем из глаз поджег Злату улицу, прилетела белая голубка, клювом выхватила шем и улетела на восток. Обездвиженный Голем упал, и сильный дождь растворил его, остался только железный обруч - тот самый, который в синагоге крепко сжимает первую колонну. И этот обруч всегда покрывается слезами, когда Еврейскому городу грозит опасность.


Староновая синагога. 1836
Во всех версиях легенды описываются два события, которые точно не являются вымыслом. Первая из них - приостановка пятничного богослужения раввином Левом, чтобы прекратить бесчинства Голема. Вторая - запрет входа на чердак Староновой синагоги, куда якобы рабби Лев тайно поместил тело Голема. Запрет действительно существовал, и даже была разобрана внешняя лестница, чтобы какой-нибудь любопытный не проник на чердак. Перед дверкой на чердак на высоте 10 м раньше была площадка, на которую вела деревянная лестница. Об этом свидетельствовали отверстия в стене для несущих балок, которые еще видно на изображении синагоги 1838 года Вилема Кандлера. Позже они были замурованы. В 18 веке главный раввин Праги Эзехиель Ландау (1713-1793) побывал на чердаке синагоги. Стационарной лестницы туда не было, поэтому приставили длинную временную. Прежде чем подняться наверх, раввин прошел строгий обряд очищения, постился и молился. Потом в молитвенном облачении и с ремешками тефилим на голове вошел на таинственный чердак храма, в то время как его ученики ожидали внизу. Однако наверху он провел всего несколько минут, а когда вернулся, сильно дрожал. Что он увидел на чердаке, никому не сказал. «Пусть никто больше не осмеливается туда наверх и не тревожит покой Голема!» - раввин обновил строгий запрет входа на чердак.

Ключ к решению загадки Голема найдем в самом слове «голем». Трактат «Пирке Авот» называет големом человека, у которого отсутствует ум, умение вести себя в обществе, воспитание - это противоположность духовному и ученому человеку. Но более распространено понятие голема как искусственно созданной сущности из бесформенной массы глины. И только чудесный шем пробуждает в ней жизнь, хоть и на животном уровне, связанную с душой инстинктов нефеш и астральной душой руах. Высшая душа разума - нешама голему не была дана.

Слово «голем» может также означать дурака! Кто был тот некто, который в приступе ярости подвергал опасности людей в гетто, и при том ничего сверхъестественного или таинственного в нем не было? Конечно, слуга раввина! Никакое не искусственное существо, никакой не механический автомат, а обычный человек. Человек, страдающий какой-нибудь душевной болезнью, периодическими приступами ярости, вероятно, эпилептик.

Пражский Голем заметно отличался от всех остальных големов. Пишут, что он был создан из глины, иначе бы это не был голем, но после чудесного оживления из него стал человек из плоти и крови, у него была кожа, волосы, ногти. Он только не умел говорить. Он не возрастал в размерах, как остальные големы, которые через 40 дней становились опасными и их надо было уничтожать, а сохранял размеры человека. В таком человеческом виде он жил в гетто 12 лет и у него было имя. Его называли Йозеф или Йоссиле. Йоссиле Голем - дурачок Пепичек или просто глупый Пепа! Еще недавно так называли душевнобольных людей.

На настоящего голема никогда не распространялись указания Торы, потому что это был неполный человек. Ему не нужно было соблюдать и законы субботнего покоя. Скорее, наоборот. Согласно одной галичской легенде, голема создали специально, чтобы он служил как шабес-гой и выполнял работу, которая евреям в субботу запрещена. Почему тогда раввин Лев так тщательно следил, чтобы его Голем в субботу отдыхал? Также и помещение шема под язык совершенно неизвестно в еврейских легендах. Но легко представить, что раввин своему душевнобольному слуге регулярно давал какое-нибудь лекарство, и тогда вся история выглядит в ином свете.



Староновая синагога. 1836
Назначение синагоги было не только религиозным, но и светским. После трагического разрушения Первого Иерусалимского храма в 586 г. до н.э. изменилось все богослужение и молитвы с чтением Торы заменили жертвенный культ с мистерией. Вместо храма, куда был доступ только у верховного жреца, появилась синагога - собрание всех членов общины. Это был не только молитвенный дом. Синагога выполняла административные, судебные и главное - педагогические функции - отсюда старое название «Школа». Это было место, где принимались и объявлялись решения общины, где заключались договоры и исполнялись судебные наказания. Светскую миссию выполнял алмемор или бима (место для чтения), а религиозное - Арон хакодеш - Ковчег Завета, место хранения Торы, расположенный у стены, обращенной к Иерусалиму.

Места в синагоге покупались и наследовались. Одно из них предназначено для раввина Лева, и никто другой не смеет на него садиться. Говорят, что раввин присутствует здесь, как и 400 лет назад.

Чердак Староновой синагоги 10 х 15 м, везде мощные кровельные балки, пыль и голубиный помет. С пола поднимаются шесть больших бугров из камня, связанных раствором. Это верхние части свода храма. В полу исчезают несколько цепей, привязанных к балкам, которые где-то внизу, в храмовом зале держат тяжелые люстры.

Сегодня на чердаке Староновой синагоги нет никаких останков Голема. Но это не значит, что их там не было. На одной балке над дверью вырезана дата 1883, что говорит, что на чердаке был кто-то, кто мог останки убрать. В 1883 году проводился ремонт синагоги, при котором также заменили прогнившие балки на чердаке и на внешней стороне смонтировали временную лестницу из металлических скоб. Чердак должен быть очищен, а обнаруженные вещи спущены вниз и закопаны на кладбище. Какие это были вещи, никто уже не знает. Если бы члены еврейской общины нашли среди священных книг и молитвенного облачения человеческие кости, то находку бы скрыли и тайно закопали на кладбище. В то время снова поднялась волна антисемитизма, и евреев обвиняли в ритуальном использовании крови христиан.

Кратко о статье: Люди, эльфы, гномы - представители этих рас давно заняли теплое местечко под солнцем фэнтезийных миров. Каждый автор наделяет их какими-нибудь уникальными чертами - будь то внешность, характер или быт. Достаточно известны и существа, помогающие главным героям (или наоборот, противостоящие им): грифоны, единороги, кентавры, гоблины, тролли, зомби, скелеты, драконы, василиски, джинны, ифриты... Но одними из самых редко встречающихся - и, может быть, самых непонятных - являются големы.

Безликие роботы из фэнтези

Големы и другие рукотворные существа

В зеркале легенды часто отражается больше, чем в зеркале истории, хотя легенда - это всего лишь обломок ускользающей действительности, поэтизированный человеческой фантазией поэтов и мечтателей.

Павел Грим, исследователь легенды о пражском големе

Люди, эльфы, гномы - представители этих рас давно заняли теплое местечко под солнцем фэнтезийных миров. Каждый автор наделяет их какими-нибудь уникальными чертами - будь то внешность, характер или быт. Достаточно известны и существа, помогающие главным героям (или наоборот, противостоящие им): грифоны, единороги, кентавры, гоблины, тролли, зомби, скелеты, драконы, василиски, джинны, ифриты... Но одними из самых редко встречающихся - и, может быть, самых непонятных - являются големы.

Големы в фэнтези - существа, созданные рукотворным образом. Их основа - неживые материалы: металлы, глина, камень. Их создатели - маги, жрецы, безумные ученые. Главная трудность в сотворении голема - вдохнуть жизнь в мертвую субстанцию. Ну, а главная проблема в обращении с ожившим существом - это его самосознание. Новоявленное творение мага или жреца постепенно понимает, что оно - лишь мертвая машина... Обо всем этом - в нашей статье.

“Опять порождение какой-нибудь мифологии?”

Такой вопрос задаст читатель, знакомый с обитателями миров фэнтези. И будет прав в отношении большинства из них. Но только не в том случае, когда речь идет о големах.

Существует несколько легенд о создании голема. Мистики считают, что это было своего рода экспериментом - проверкой магом своего мастерства.

Участвующие в создании голема брали землю с невспаханной целины, лепили из нее небольшую человеческую фигуру и ходили вокруг нее, произнося комбинации букв алфавита и тайного Имени Бога в соответствии с подробной системой наставлений. В результате этих действий голем оживал. Он очень быстро рос и вскоре достигал поистине исполинских величин. Стоило же участникам церемонии проделать то же самое в обратном порядке - голем терял свою жизненную силу и умирал.

По другой легенде, на лбу голема писали слово “эмет ” (в переводе означающее “истина”, “печать Единого святого”). Для уничтожения же его достаточно было стереть первую букву. В итоге оставалось написанным слово “мет ”, переводящееся как “смерть”.

Существует еще множество способов оживления этих существ. Среди них стоит упомянуть вкладывание под язык голема освященных облаток, прикрепление таблички или записки со священными словами к его лбу или, опять же, помещение этих вещей под язык будущему слуге. Но самым подробным образом оживление голема - да и само существо - описывается в легенде о Пражском големе.

Пражский голем

Эта легенда повествует о том, как пражский раввин Лев Бен Бецалель (вполне историческая личность) создал себе помощника для выполнения работы по хозяйству и защиты еврейской общины от хулиганов.

Для того, чтобы сотворить голема, раввин и его помощники дождались особого положения звезд, после чего выждали еще семь дней. В самом создании участвовали 4 стихии и 4 темперамента. Первую стихию и первый темперамент представляла сама глина, еще три - раввин и два его помощника. После того как тело голема было готово, один из помощников семь раз обошел вокруг него против часовой стрелки и произнес волшебные слова. Затем то же самое, но в обратном порядке проделал другой помощник. С началом рассвета раввин Лев прочитал формулу из книги Бытия и вложил в рот голема табличку - так называемый шем (shem-ha-m-forash - Имя Неназываемого, или Тетраграмматон) - с тайным именем Бога. Источники расходятся во мнении, сколько символов должен содержать шем - от 13-14 букв до 72 слов.

Оживленный голем представлял собой уродливого 30-летнего мужчину плотного телосложения, с коричневым цветом кожи, очень сильного, но неповоротливого.

Относительно гибели голема также существует несколько версий легенды. По одной из них, он взбунтовался против своего создателя. Каждый вечер раввин вынимал изо рта голема шем. Но однажды, в ночь на субботу, забыл это сделать, и тот стал действовать по своей инициативе - громить еврейский квартал и убивать его жителей. Почему?

По одной из версий легенды голем влюбился в дочь своего хозяина и начал мстить из-за неразделенного чувства. Но центральным вариантом его “бунта” считается отнюдь не безответная любовь. Голем представляет собой плоть без души, вышедшую из-под власти человека. Голем - это некие мистические силы, плохо поддающиеся контролю. Раввин пытался обезвредить своего слугу, но это ему не удавалось. Голем начал расти, и превратился в настоящего монстра.

Кое-как раввину удалось вытащить шем изо рта голема, и тот вновь стал неподвижным. После этого неудачливый создатель в обратном порядке прочитал формулу оживления голема и вместе с помощниками отнес тело голема на чердак, где завалил его священными одеждами и книгами.

Голем, описанный в легенде, занял почти центральное место в “магическом пантеоне” Праги. Это существо стало главным героем многих детских сказок и легенд.

Легенду о Пражском големе часто вспоминает и современное фэнтези. Например, в компьютеризации настольной ролевой игры “Vampire: The Masquerade - Redemption” (2000 год) главному герою сотоварищи пришлось “вручную” уничтожать знаменитое чудище на улицах Праги. Старый проверенный способ - стереть первую букву со лба голема - в этот раз не подействовал...

Каббала - направление в оккультизме

Каббала - это наука о постижении высшего, духовного мира, из которого все нисходит в наш материальный мир. Каббала напрямую связана с мистическими учениями иудаизма. Изучая каббалу, человек познает причины всего происходящего на свете, обретает силы управлять судьбой, достигает абсолютного и всеобщего познания. Как не может существовать человек в нашем мире без знания законов его природы, так душа человека не сможет существовать в будущем мире, не овладев знаниями о нем.

Сфера деятельности практической каббалы очень широка. Это, прежде всего, “белая” магия, или магия “с чистыми намерениями”. Ведь практика совершается с использованием священных, эзотерических имен Бога и ангелов, манипуляции с которыми могут повлиять на физический мир не в меньшей степени, нежели на духовный. Но, кроме “белой” магии, известна и “черная”. В литературе по этой части каббалы можно встретить описание “белых” амулетов и оберегов рядом с заклинаниями для призыва демонов, заговорами, служащими для достижения личной выгоды, а подчас - и для целей некромантии.

Особое развитие учение каббалистов получило в средние века, в среде европейских общин иудеев. Это учение и породило голема.

Многоликие големы

Герой Майринка

Австрийский писатель Густав Майринк был одним из первых, кто взглянул на это существо по-новому. Сделал он это в своем романе “Голем”. Самого голема в качестве глиняного монстра мы там не найдем. Его место занимает неясный и неосязаемый ужас - идея голема, которая как бы воплощается в главном герое. Легендарный герой Праги в романе, по мнению разных исследователей, олицетворяет тоталитарный режим в мире и одновременно является двойником главного героя. Это произведение носит скорее философский характер, чем развлекательный, и будет мало интересно рядовому читателю. Гораздо интереснее изображение големов в фэнтези-литературе.

Големы Плоского мира

Плоский мир, как известно, придуман Терри Пратчеттом. Если охарактеризовать его в общих словах, то следует сказать, что все, что описывается автором, носит юмористический характер.

В романе “Ноги из глины” можно увидеть весьма своеобразное описание големов. Они, как и все классические големы, сделаны из глины (или любого подобного материала). На этом сходство заканчивается. Да, они не обладают речью, но могут писать, именно поэтому всегда носят с собой мел и доску. Если несколько големов собираются для обсуждения какого-то важного вопроса, то их досок уже не хватает... в ход идут стены комнаты или окружающих домов. Но все же они глупы. Дайте голему задание, оставьте без присмотра, и у вас будет несколько тысяч чайников или канава, начинающаяся возле вашего дома и заканчивающаяся на другом конце города.

Поистине магическими свойствами обладает клочок бумаги, который закладывают в голову голема. На нем пишутся определенные слова, которые способствуют не только оживлению голема, но и играют роль в определении его будущего характера.

Голем по имени Дорфл немного прихрамывал, потому что одна нога у него была немного короче другой. Он не носил никакой одежды, потому что нечего было скрывать, поэтому можно было видеть его тело, испещренное разноцветной глиной от многочисленных ремонтов. Было столько заплат, что Ангуа задумалась, сколько лет могло быть этому голему. Изначально, видимо, в этой фигуре копировалась мускулатура человека, но многочисленные заплаты почти все затерли. Он был похож на горшки, которые презирал Вулкан, те горшки, что изготавливались людьми, которые думали, что если это ручная работа, то она должна выглядеть как ручная работа, и поэтому отпечатки пальцев в готовом горшке были как знаки качества.

Т. Пратчетт, “Ноги из глины”

Големы, описываемые в романе, хотят свободы. Но в тоже время они уверены, что у каждого голема должен быть хозяин. А любой хозяин, владеющий таким глиняным работником, на полную катушку использует их девиз: “Жить - значит работать”.

Еще одна отличительная черта големов этого увлекательного мира - способность испытывать чувства, подобные жалости и надежде. Втайне от людей они из частей своего тела создают нового голема - Голема-короля, который должен освободить своих создателей от рабства. Но что-то пошло не так, и Голем-король начинает убивать людей, которые помогали в его создании. Это заканчивается тем, что одного из големов по имени Дорфл выкупают у его владельца, и помещают в голову вместо прежних слов расписку о продаже. После этого он становится самостоятельным и помогает полиции в обезвреживании Голема-короля. К сожалению, Дорфл оказывается разбит, а слова из его головы уничтожаются. Но он вновь оживает после того, как его опять обжигают в печи.

Скульптор, который оживил Дорфла, также смог наделить его даром речи. Следующей целью голема стало освобождение всех своих собратьев в городе, в котором развиваются действия романа. Но можете не надеяться - моря крови не будет. Дорфл поступает на службу в полицию для того, чтобы скопить денег и выкупить одного голема у его хозяина. Потом вдвоем заработать денег на покупку третьего и так далее. Капитан полиции замечает, что многие люди для освобождения воспользовались бы кровавой революцией. На это голем отвечает, что это было бы воровством... Вот такие големы обитают в самом плоском из миров.

Големы будущего

Големы упоминаются и в научно-фантастической литературе - правда, немного в другом облике.

Например, у Станислава Лема голем - тип искусственного интеллекта, созданного в США для управления войсками. Голем этот был оператором общего типа, дальнодействующим, этически стабилизированным, мультимоделирующим (GOLEM - General Operator, Long-range, Ethically Stabilized Multimodelling). Естественно, война - это последнее, чем хотел заниматься такой интеллект.

В книгах Сайфуллы Мамаева (“Ледяная птица”, “Реставратор”, “Голос Рыка”) големами являются инопланетяне, пытающиеся захватить Землю. Но иерархия у них, свойственная компьютерной игре “Heroes of Might & Magic III” - Алмазные, Золотые, Бронзовые и Глиняные.

В произведениях же Василия Головачева големами называются космические летающие аппараты повышенной защищенности.

Таким образом, големы в фантастических романах очень непохожи на своих фэнтезийных собратьев. И дело даже не в материалах изготовления этих совершенных и надежных машин, а в совершенно ином предназначении, столь отличном от простой охраны сокровищ и зданий.

В каком из игровых миров мы встречали големов? Уверен, что читатель ответит на этот вопрос моментально, назвав компьютерно-игровой мир “Героев меча и магии” (Might & Magic), в котором големы играют роль самостоятельной боевой единицы и весьма подробно описаны.

Каменные големы - огромные, громыхающие существа, созданные из камня при помощи волшебства. Эти бездумные роботы служат охранниками сокровищ и входов в сокровищницы, а иногда - телохранителям для эксцентричных магов. Каменные големы очень прочны и абсолютно нечувствительны к боли. Они никогда не устают, а увидев противника - атакуют его.

Ошибочно предполагать, что все эти големы неповоротливы и глупы. Это справедливо лишь для големов, созданных начинающими магами. Чем тщательней сделан голем, тем сложнее и разнообразней могут быть выполняемые им задания. Так, у ректора Академии Бракады (область на юге материка, заселенная магами) был уникальный алмазный голем, умеющий не только читать, но и делать выводы из прочитанного. Он проверял все рефераты, сдаваемые студентами.

В мире Might & Magic существует 4 вида големов: каменный, железный, золотой и алмазный. Големы хорошо защищены от магии. К сожалению, эта защита зачастую оборачивается против них, так как их трудно воскресить.

Из любого подвернувшегося материала

Еще одно место, где можно встретить големов - миры настольной ролевой игры Dungeons & Dragons, а также ее многочисленные компьютерные воплощения. Forgotten Realms, Dragonlance, Ravenloft, Greyhawk - как разнообразны эти D&D-миры, так различаются и големы, из них происходящие.

Ритуалы создания големов у волшебников и священников мало схожи. Если первые основываются на “научных исследованиях” и разработке специальных заклинаний, то вторые опираются на силу, даруемую богами (или, в случае со злыми культами - демонами).

Большинство големов D&D-миров сделаны из глины, камня или металла. Сила, приводящая в движение голема - стихийный дух, который в процессе создания вселяется против своей воли в неживой материал.

Каменные големы создаются из грубо выточенного камня. Конечности таких големов могут немного отличаться от обыкновенных рук и ног человека. Руки, например, могут делаться гораздо массивнее и походить на огромные дубины. Такие существа всегда безоружны. Железный голем зачастую стилизуется под рыцаря в доспехах. Иногда ему в руку вставляют меч, зачастую - волшебный. Глиняный голем хоть и похож на человека, но черты его сильно искажены. Грудь - чрезмерно большая, руки - свисают до колен, ноги - короткие и кривые. Из одежды может носить лишь металлический или кожаный ремень вокруг бедер.

Некроманты и жрецы Смерти способны производить “мясных” големов (flesh golems), составленных из кусков мертвых тел. Куски могут браться из разных “источников”: например, туловище - от туши быка, а голова и руки - от человеческого трупа. Естественно, получившееся создание специальными чарами предохраняется от разложения.

Вообще големы в D&D могут создаваться почти из любых подручных и даже драгоценных материалов: из дерева, стекла, костей, самоцветов, золота, магического адамантита. Так, стеклянные големы - это настоящее произведение искусства. Они создаются в форме рыцаря из цветного стекла, которое обычно идет на изготовление витражей. Часто они охраняют церкви или соборы. Големы из подобных материалов встречаются куда реже, чем каменные или железные.

Все D&D-шные големы обладают, во-первых, практически стопроцентной устойчивостью к вредоносным заклинаниям, и, во-вторых, какими-либо волшебными способностями. Например, каменные големы с помощью специальных заклятий могут замедлять противников.

На практике големы обычно используются как охранники сокровищниц, склепов, магических лабораторий и прочих локаций, куда возбраняется ступать простому смертному. Иногда их задействуют в качестве чернорабочих: грузчиков, носильщиков, уборщиков помещений.

Големы в D&D, как правило, существа без самосознания и свободного разума. Они способны лишь на механическое выполнение приказа своего хозяина. При этом они считаются опасными оппонентами: многие искатели приключений, встретив голема, предпочтут ретироваться, а не вступать в тяжелую схватку.

Это интересно
  • Амбициозный проект по созданию эволюционирующего робота , разрабатываемый в университете Брэндис (Массачусетс, США), называется “Голем”.
  • В США недавно было выпущено 26-серийное аниме “RahXephon” , в котором подробно описываются гигантские боевые машины из глины, называемые “Долемы”.
  • Другое аниме - “InuYasha” - упоминает о полудемоне по имени Нараку, активно использовавшем големов.
  • Комикс “Монолит” , созданный компанией DC Comix, посвящен приключениям голема, сражающегося с преступностью в Нью-Йорке 21 века.
  • Роман Ф. К. Дика “Космические куклы” (1956 года) рассказывает про големов, оживленных детьми в городе Миллгейт, штат Вирджиния.
  • Одна из серий “Секретных материалов” посвящена голему.

* * *

Оказывается, что големы - вовсе не такие редкие обитатели фэнтезийных и фантастических миров, как это может показаться. В фэнтези этим бессловесным, бесчувственным, бездушным существам все чаще стали приписываться человеческие качества - разум, речь, эмоции. Это свидетельствует о том, что классические персонажи научной фантастики - роботы - постепенно проникают в древние легенды и сказки, сливаясь с образом голема. Фэнтези как жанр не стоит на месте. И это здорово.

Легенда о големе – одна из старейших и самых знаменитых городских легенд Праги. Сегодня в чешской столице можно найти множество сувениров, изображающих этого глиняного великана, а местные гиды с удовольствием проведут вас по улочкам Йозефова квартала и покажут наиболее интересные достопримечательности, так или иначе связанные с големом.


Свое начало легенда берет в XVI веке. В то время большая еврейская община Праги слишком часто стала подвергаться гонениям и погромам. По городу ходили жуткие слухи о том, что евреи во время своих праздников убивают младенцев и пропитывают их кровью традиционные лепешки. Более того, были известны случаи, когда особо нетерпимые граждане Праги специально подкидывали на улицы еврейского квартала трупы младенцев, а потом обвиняли жителей в содеянном преступлении.
Когда число погромов и лжеобвинений стало принимать угрожающий характер, верховный раввин Праги – Лёв бен Бецалель решил прибегнуть к крайней мере. Он отважился провести древний каббалистический ритуал и с помощью магии создать могущественного защитника для своих единоверцев.


Магический ритуал Бецалель провел ночью, на берегу Влтавы, в присутствии двух ближайших помощников. Сначала из влажной глины была вылеплена большая человекоподобная фигура, затем раввин и его помощники медленно обошли вокруг лежащей фигуры, а в заключение раввин вложил в рот голему шем – лист пергамента с начертанным на нем древним еврейским заклинанием, дарующим жизнь любому неодушевленному предмету.
После того, как ритуал был окончен, глиняный гигант встал на ноги и послушно отправился в город вслед за своим создателем.

Защитник и разрушитель

От обычных людей голем отличался гигантским ростом, коричневым цветом кожи и необычайной молчаливостью, он не мог разговаривать, так как во рту у него был пергамент. Днем великан помогал жене раввина по хозяйству, а ночью бродил по улицам еврейского квартала, оберегая покой его жителей. Иногда голем исполнял особые поручения хозяина, например, разыскивал сбежавших из общины вероотступников.
Жители других районов города быстро узнали, что у евреев появился могучий защитник. Нельзя сказать, что слухи о големе пошли евреям на пользу, но страх был сильнее ненависти, и нападения на их дома постепенно прекратились.


Голем старательно исполнял свои обязанности в течение недели, а в пятницу вечером Бецалель, обычно, вынимал у него изо рта шем и гигант застывал до утра понедельника. Делать это было необходимо, так как дух, заключенный в глиняную оболочку, мог попытаться вырваться наружу в священную субботу, когда, по еврейским законам, любое существо должно было обретать свободу.


Но однажды Бецалель, занятый каким-то неотложным делом, позабыл вовремя вынуть шем изо рта голема. Дух, оживляющий глиняного истукана, взбунтовался, в сам гигант, обезумев, начал крушить все, что попадалось ему на пути. Жертвами разбушевавшегося монстра стали несколько случайных прохожих и именно это натолкнуло перепуганных евреев решиться на противозаконный поступок – они ворвались в синагогу и потребовали от раввина немедленно прервать богослужение и утихомирить своего подопечного. Бецалель в то время читал 92-й псалом, и, прервав чтение, немедленно поспешил на помощь своей пастве.


Ему удалось хитростью подобраться к бушующему гиганту и вырвать заветный пергамент у него изо рта. После того, как голем был обездвижен, раввин, как ни в чем ни бывало, вернулся в синагогу и вновь прочитал 92-й псалом, от которого его отвлекли.
После окончания службы Бецалель решил больше не искушать судьбу, и спрятал глиняного истукана посреди разнообразного хлама на чердаке синагоги. Чтобы ни у кого больше не возникло желания вновь оживить голема, раввин строго настрого запретил кому бы то ни было входить на чердак. Для верности, была даже разобрана лестница, ведущая наверх.


Говорят, что в XVIII веке, раввин Эзихиэль Ландау все же решился проникнуть на запертый чердак и посмотреть на голема. Перед тем, как подняться туда, он прошел сложный обряд очищения. Лишь после длительных приготовлений, в молитвенном облачении, раввин взобрался на чердак по приставной лестнице. Ученики, с любопытством ожидавшие его внизу свидетельствовали, что их учитель пробыл на чердаке всего несколько минут, а когда спустился, был бледен как мел и сильно дрожал. Своими впечатлениями от увиденного он ни с кем не поделился, но немедленно повторил приказ Бецалеля, повелев, чтобы никто даже не пытался проникнуть на чердак и потревожить покой голема.
Казалось бы, тут легенде и конец. Но она продолжила свою жизнь, и со временем обросла новыми подробностями.

Легенда жива

В 1920 году ослушаться приказа двух уважаемых раввинов прошлого осмелился один пронырливый журналист по имени Эргон Эрвин Киш. Тайно проникнув на чердак Староновой синагоги, именно так она теперь называется, репортер, к своему великому сожалению, не обнаружил там ничего, кроме старинного хлама и вековой пыли.
После этого в прессе развернулись бурные дебаты о том, что легенда о големе – это всего лишь старинная сказка, и ученые наперебой предлагали собственные рациональные версии ее появления. Однако, в поддержку того, что голем — не миф, среди жителей чешской столицы упорно ходит еще одна легенда, которая вполне объясняет отсутствие следов глиняного гиганта на чердаке синагоги.


Говорят, что однажды в синагоге прохудилась крыша, и для ее починки был вызван кровельщик. Латая дыру, он нечаянно заглянул через нее на тот самый чердак, где увидел глиняную фигуру голема. Все бы было ничего, но жена мастера оказалась потомком Бецалеля и в ее семье, как реликвию, хранили тот самый шем. Не сумев совладать с соблазном, кровельщик решился попробовать оживить глиняного истукана. Перед тем, как вложить ему в рот магический пергамент, мужчина обвязал голову голема железным обручем, но забыл о самом главном – дать великану задание. Неуправляемый голем начал вершить зло. После того, как великан задушил семерых ни в чем не повинных прохожих и чуть не спалил до тла знаменитую Золотую улицу, с неба вдруг спустилась ослепительно белая голубка. Птица ловко вырвала изо рта голема шем, и улетела в неизвестном направлении. Лишившийся животворящей силы голем упал, а внезапно начавшийся дождь полностью размыл глину, из которой он был сделан. Потому то и не нашел ничего на чердаке дерзкий охотник за сенсациями.


Вот так и закончилась поучительная история о мудром священнослужителе, его магическом детище и благих намерениях. К слову, голем, все таки, помог еврейской общине Праги. Погромы прекратились, а чуть позже император Рудольф II строжайше запретил своим гражданам подвергать гонениям евреев, живущих в чешской столице. В память о раввине Бецалеле и усмирении голема на службе в Староновой синагоге до сих пор дважды читают 92-й псалом.
Сам Лёв бен Бецалель умер в преклонном возрасте и похоронен на одном из кладбищ Праги. На его могильном камне выбита надпись, что именно здесь лежит тот самый творец голема. А еще говорят, что если оставить на могиле раввина записку с желанием – оно обязательно сбудется. Правда, стоит хорошенько подумать, так как даже самые благие желания, воплотившись в жизнь, могут принести не только счастье, но и большие беды.


А в Праге до сих пор верят, что каждые 33 года, на улицах Йозефова квартала можно встретить огромное человекоподобное существо из глины, которое внезапно появляется и исчезает прямо на глазах у прохожих.

Которого Бог создал из глины.

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. ) в слове галми (ивр. גלמי ‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Согласно другой гипотезе, слово происходит от древне-еврейского galam - он свернул, завернул.

Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду گولیمار , индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово - Голимар (процесс обжигания глины). В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.

Легенда

Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века . Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Отражение в культуре

Литература

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним , «Изабелла Египетская» ; реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей»Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка , и в еврейской - драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм . Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер .

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» , в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине - Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников .

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Кинематограф

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем » () и «Голем: как он пришел в мир » () - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером , образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища , созданного Франкенштейном . В 1936 году фильм «Голем » снял Жюльен Дювивье .

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы ».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař , , режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.

26 серия японского аниме "Soul Eater" была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов(название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).

Категории:

  • Персонажи «Книги вымышленных существ» Борхеса
  • Персонажи фильмов
  • Каббала
  • Культура Праги
  • Вымышленное оружие
  • Голем
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

В мифологии каждого народа Земли существует собственное предание об искусственно созданном существе, управляемом с помощью магии извне. В еврейской мифологии-ашкенази- это голем – гигантское существо из глины, камня или металла. Как правило, он помогает своим создателям, но стоит только недоглядеть и голем становится жутким разрушителем.

Ночной страж

Согласно еврейским преданиям голем – это мифическое существо, в которое с помощью оккультных практик каббалисты вдохнули жизнь. В то же время в еврейской литературе нередко можно встретить сравнение голема с Адамом. Различие состояло лишь в том, что сотворенный богом человек обладал душой. В отличие от него существо, создаваемое каббалистами, не имело органов чувств, не могло думать и говорить. При этом голем обладал высоким ростом и нечеловеческой силой, что делало его бесстрашным воином, ночным стражником либо разрушителем. Интересно отметить, что согласно древнееврейским текстам голема не сразу создают большого роста. На начальном этапе каббалисты лепят из глины тело десятилетнего ребенка, после чего проводят оккультный ритуал, оживляя его. В этот момент существо начинает расти, пока не достигнет внушительных размеров. При этом голем физически непобедим и подчиняется исключительно своему создателю. В древнееврейских текстах нередко описываются случаи, когда голем вырвавшись на свободу, ослепленный ненавистью ко всему живому, убивал всякого, кто встречался ему на пути.

Пражский монстр

Наиболее популярной у народов средневековой Европы являлось предание о Пражском големе. Его создал раввин по имени Лев для охраны еврейского квартала в ночное время. Создание искусственного существа в три локтя ростом проходило на реке в предрассветном тумане. После того, как фигура голема была готова, раввин провел каббалистический ритуал. После его окончания он вложил в рот существа тайное имя бога для управления големом. Внешне пражский голем напоминал уродливого мужчину лет тридцати. При этом существо обладало страшной физической силой, справиться с которой было невозможно. С тех пор днем голем выполнял тяжелую работу в доме раввина, а ночью охранял еврейский квартал. Это был идеальный стражник, который никогда не уставал, не нуждался в еде и питье. Но со временем пражский голем приобрел человеческие качества: стал требовать пищу, научился говорить и потянулся к людям. Однако жители квартала в страхе бежали от него, вызывая у искусственного существа чувство одиночества и неприязни к людям.

Месть жителям квартала

Каждую пятницу перед вечерней молитвой раввин вынимал изо рта голема тайное имя бога, чтобы на время субботы обездвижить его. В воскресенье утром заклинание возвращалось на свое место, и голем снова оживал. Но однажды произошло несчастье: раввин забыл вынуть тайное имя бога изо рта галема, после чего монстр взбунтовался. Искусственное существо, наделенное невероятной силой, без устали громило дома жителей еврейского квартала, убивая всех, кто попадался ему на пути. К счастью раввин хитростью смог изъять заклинание изо рта голема, после чего бездыханный монстр свалился к ногам священнослужителя. По преданию, в страхе перед искусственным существом, его тело отнесли на чердак синагоги и спрятали под ветошью, оградив доступ к телу оккультными заклинаниями. Тем не менее, легенда о пражском големе оказалась настолько популярна у жителей города, что в 1920-м году чешский писатель взобрался на крышу синагоги, чтобы проверить, древнее предание. Никакого голема он там, разумеется, не обнаружил. Тем не менее, жители Праги до сих пор верят, что раз в 33 года ужасный монстр оживает под крышей синагоги и бродит по улицам еврейского квартала. В этот момент лучше не попадаться на его пути.