Кратко о статье: Близкие контакты четвертого вида Цивилизация, реальная или вымышленная писателем-фантастом, строится не только на общественных отношениях, открытиях и религии, но и на контактах ведущего разумного биологического вида с другими видами. Задолго до начала поиска братьев наших больших в космических глубинах homo sapiens обратил взор на братьев поменьше. "Дружба" человека с животными самым непосредственным образом повлияла на становление нынешней цивилизации. На примере истории мы проследим, что дали человечеству контакты с другими видами существ.

Близкие контакты четвертого вида

Одомашнивание животных

Цивилизация, реальная или вымышленная писателем-фантастом, строится не только на общественных отношениях, открытиях и религии, но и на контактах ведущего разумного биологического вида с другими видами. Задолго до начала поиска братьев наших больших в космических глубинах homo sapiens обратил взор на братьев поменьше. "Дружба" человека с животными самым непосредственным образом повлияла на становление нынешней цивилизации. На примере истории мы проследим, что дали человечеству контакты с другими видами существ.

Поиск оптимальных (по цене и затраченным усилиям) вариантов культурного развития привели наш вид к тому разнообразию источников одежды, пищи, сырья, удобрений, средств передвижения, бытовой помощи и просто - удовольствия, которое обеспечивают бесчисленные и тесные взаимосвязи с одомашненными животными.

Первый партнер человечества

Одним из первых, а возможно, и самым первым животным, которое люди подвергли приятной, но непростой процедуре одомашнивания (а по-научному - доместикации ), стала собака . Произошло это 9-17 тысяч лет назад.

Изучение ископаемых останков древних собак началось в 1862 г., когда в Швейцарии были найдены черепа периода неолита. Эта собака была названа "торфяной", и позже ее останки находили в Европе повсеместно, в том числе на Ладожском озере, а также в Египте. Торфяная собака внешне не менялась в течение всего каменного века, останки ее найдены даже в отложениях римской эпохи. Прямым потомком торфяной считается шпицеобразная собака самоедов. Собаку с Ладожского озера, более крупную, чем типичная торфяная, относят к предкам догообразных, а иногда - лаек.

С предками самой собаки ясности меньше. В качестве таковых называются: 1) волки - как наш серый тамбовский товарищ, так и индийский (самая распространенная гипотеза); 2) волки и шакалы; 3) ныне вымершая дикая "прасобака" - так считал еще Карл Линней, создатель первой классификации живых существ.

По способу применения выделяют пять основных типов собак: мастиффы, волкообразные собаки, борзые, охотничьи пойнтероподобные и пастушьи собаки.

С глубокой древности собак рисовали, высекали в камне, чеканили на монетах - это дает нам возможность проследить процесс развития "отношений" собаки и человека. В древнеегипетских гробницах были найдены изображения фараоновой собаки, обожествлявшейся египтянами: так, по свидетельству Геродота, в связи со смертью собаки в египетских домах объявлялся траур. На барельефах Вавилона и Ассирии мы видим мастиффов, использовавшихся для охоты и в качестве боевых псов. В Греции и Риме известно множество монет с изображением собак, древнейшие из которых датируются VII-VI вв. до н. э.

Особым спросом пользовались боевые псы. В армии Александра Македонского они занимали почетное место. Ассиро-вавилонские собаки, известные под названием эпиров или молосских догов, были завезены в Древнюю Грецию и Рим, где также использовались в качестве боевых. Весьма ценились собаки охотничьих пород, борзые и гончие (в честь них названо созвездие Гончих псов, оставшихся на небе вместе со своим хозяином, Актеоном).

В Риме боевые собаки стали выступать как гладиаторы, в одиночку соперничая с быками, львами, слонами, медведями. Там же получили распространение и миниатюрные декоративные мелиты, которых потом стали называть мальтийскими болонками. Увлечение матрон собачками было так велико, что императоры неоднократно осуждали его, так как, по их мнению, это препятствовало благородным дамам обзаводиться детьми.

В I веке до н. э. появляется первый известный нам трактат о собаках. В энциклопедическом сочинении Марка Теренция Варрона "О сельском хозяйстве" он описывает различные типы собак, выбор щенка, собачий корм, размножение и способы дрессировки собак. Впрочем, еще раньше в Китае и Японии сохранились письменные упоминания о воспитании и разведении собак - им около четырех тысяч лет.

Собаке, спасшей древнегреческий город Коринф, был поставлен памятник. А в засыпанных пеплом Помпеях был найден большой пес, прикрывавший собою тельце ребенка. Надпись на серебряном ошейнике гласила, что собака уже дважды спасла жизнь своего хозяина...

Питомцы пастырей

Следующей по времени одомашнивания, видимо, была коза . Произошло это 9-12 тысяч лет назад на территории современного Ирана, Ирака, Палестины. Ее дикими предками были безоаровый и винторогий козлы. Козу уважали как кормилицу (по преданию, коза Амалфея вскормила младенца Зевса), а козья шкура относится к божественному одеянию Афины Паллады. Изображения коз есть и на фресках Древнего Египта.

Не все последствия дружбы с козами были предсказуемы. Приручение коз дало человеку высококачественные молоко, шерсть, кожу, но также и навредило среде его обитания. Там, где долго пасутся стада коз, исчезает всякая растительность, и на цветущий край наступает пустыня. Козы не только начисто уничтожают побеги - они добираются даже до неглубоко лежащих семян, которые могли бы прорасти в ближайший дождливый сезон. Оголенная козами почва подвергается эрозии. Такая участь постигла и плоскогория Кастилии, и Малую Азию, и некогда знаменитые марокканские и ливанские кедровые рощи.

Примерно в это же время - 10-11 тысяч лет назад - на территории современного Ирана была одомашнена овца . Оттуда домашние овцы - потомки диких баранов аргали и муфлонов - попали сначала в Персию, потом в Месопотамию. Уже в ХХ в. до нашей эры в Месопотамии были разнообразные породы овец, одна из которых - тонкорунная овца с рогами, закрученными спиралью - широко распространилась: овцы-мериносы потом стали гордостью Испании.

Те, что гуляют сами по себе

7-12 тысяч лет назад рядом с человеком появилась кошка . Кошки, поселившиеся рядом с жильем человека по своей воле, - исключение среди домашних животных. Принято считать единым предком домашней мурки североафриканскую и переднеазиатскую степную буланую кошку, одомашненную в Нубии около четырех тысяч лет назад. Отсюда домашняя кошка попала в Египет, в дальнейшем в Азии скрестившись с лесной бенгальской. В Европе пушистые пришельцы повстречались с местной, дикой лесной европейской кошкой. Итог скрещиваний - современное разнообразие пород и расцветок.

Ископаемые останки кошек найдены в слоях неолита и бронзы Передней Азии и на Кавказе, в Иордании и городах Древней Индии. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 гг. до н. э.) кошка изображена с ошейником, а на фреске из Бени-Хасана - в доме, рядом с хозяйкой.

В Египте кошки были на особом положении среди прочих обожествляемых животных. Их трупы бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Они считались воплощением Баст, богини луны и плодовитости, в чьем храме в Бубастисе на праздники собиралось порой до 700 тысяч верующих. Археологами обнаружено около 300 тысяч кошачьих мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э. В XIX веке один предприимчивый купец загрузил ими в Египте целый корабль и привез в Манчестер, думая продать на удобрение. Затея провалилась, и большинство мумий попало в научные коллекции.

Закон также охранял священное животное: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о несчастном греке, по незнанию убившем кошку, рассказывает Геродот).

Вывоз кошек за границу долгое время был запрещен. Лишь во втором тысячелетии до нашей эры домашние кошки появились в Вавилоне, потом - в Индии, Китае и Японии. Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки Средиземноморья, но вплоть до начала н. э. она была редким и дорогим зверем.

Спрос на кошек стал резко падать лишь с распространением христианства, воспринявшего их резко отрицательно. Если в эпоху раннего христианства кошки еще могли жить при монастырях (в ряде женских монастырей они были вообще единственными животными, которых разрешалось держать), то позже кошки (особенно черные) стали восприниматься как пособники ведьм, колдунов и лично дьявола. Невинные зверьки стали жертвами инквизиции, их вешали и сжигали как еретиков. Во все христианские праздники несчастных животных сжигали живьем и закапывали в землю, жарили на железных прутах и в клетках с обрядовыми церемониями на глазах толп верующих. Во Фландрии, в городе Иперн, среда на второй неделе поста называлась "кошачьей" - в этот день кошек бросали с высокой башни. Обычай был введен графом Болдуином Фландрским в Х веке и просуществовал до 1868 г.

Европейские кошки неизбежно были бы истреблены, но их спасло нашествие крыс, принесших с собой "черную смерть" - чуму, и кошки нашли себе достойное применение, а потом и уважение хозяев.

Поставщики яиц и перьев

"Ровесниками" кошек - по времени приручения - являются гуси . Гуси были одомашнены первыми среди птиц: дикий серый вид - в Европе, нильский - в Северной Африке, сибирско-китайский - в Китае. Найдены рисунки нильского гуся, разводимого в Египте в 11 тысячелетии до н. э.

Куры как домашняя птица впервые появились в Южной Азии. Диким их предком был банкивский петух. Кур разводили как для яиц и мяса, так и для поединков. Фемистокл, собираясь на войну с персами, включил в программу подготовки петушиные бои, чтобы солдаты, глядя на птиц, учились у них стойкости и отваге. От смелых задиристых птиц получили свое название народ галлов.

А много ли буйвол дает молока?

Буйволы - самые ценные домашние животные в странах Юго-Восточной Азии - были приручены 9 тысяч лет назад. Удивительно неприхотливые в еде, неутомимые в работе и невосприимчивые ко многим болезням, губительным для другого домашнего скота, с завоеваниями ислама они были завезены арабами в Переднюю Азию и Северную Африку, из Египта - в Восточную. Арабы привезли буйволов на Сицилию и в Северную Италию, а турки - на Балканы.

8,5 тысяч лет назад была одомашнена корова . Произошло это, по разным версиям, на территории современной Турции, в Испании, Южной Азии... Ее дикий предок тур был истреблен еще в средневековье, а корова, распространившаяся по свету еще в античности, повсеместно и была возведена в ранг священного животного. Этот статус сих пор сохраняется во многих индийских религиозных школах и в Африке. Священные крылатые быки, высеченные из камня, украшали храмы Ассирии и Персии. В Египте бык Апис был земным воплощением бога-покровителя Мемфиса, Птаха. На Крите, родине быкоглавого минотавра, быки участвовали в знаменитых бычьих играх - цирковых представлениях с религиозной подоплекой. И не зря один из эпитетов богини Геры - "волоокая"...

Буйволы и быки широко использовались не только как источники молока, мяса, шкур, но и как тягловые животные. Они тащили за собой тяжелые телеги и рала, помогая человеку заниматься земледелием.

Их аналогом в Южной Америке стали лама и альпака , прирученные пять-семь тысяч лет назад на территории Перу. До прихода испанцев ламы были единственным транспортным животным у индейцев. По горным дорогам лама может нести груз в 50-60 килограммов, что совсем немало, если учесть, что сама она весит около ста. Альпаку же разводят ради прекрасной шерсти.

Любители желудей

9000 лет назад в Китае и Юго-Восточной Азии были одомашнены свиньи , разводившиеся ради мяса и шкур. Несколько позже их изображения появляются на фресках Древнего Египта. Свиньи тех времен похожи не на привычных нам хрюшек, а на нынешних кабанов: жилистые, подвижные, по современным меркам очень худые.

В Европе свиней пасли на своеобразных угодьях - в дубовых рощах. Эти парнокопытные любят лакомиться желудями, хотя способны переваривать едва ли не любую органическую пищу.

Вечно голодные свиньи были источником беды в средневековых городах. Обычное их преступление - детоубийство. К ним и относились как к преступникам - арестовывали, держали в городской тюрьме наравне с людьми, судили, приговаривали к повешенью... А детишек-поросят конфисковывали в пользу суда.

Пожалуй, самая известная история древности, к которой, хоть и явно против своего желания, была причастна овца - плавание аргонавтов за золотым руном. Хранилось это сокровище царя Ээта в Колхиде (Кавказ), в священной роще Ареса. Ученые не пришли к однозначному выводу, что именно представляло собой золотое руно. Существуют как минимум две правдоподобные версии:

1) что аргонавты на самом деле плавали за тонкорунными овцами, которых в те времена не было в Греции, зато были в Грузии;

2) что руно и впрямь было золотым. В золотоносных реках так добывали драгоценный металл: клали на дно овечью шкуру, и шерсть задерживала более тяжелые частички золота. Если же это происходило достаточно долго, шкура и вправду обретала изрядную денежную ценность.

Стук копыт

Первые очаги одомашнивания лошади возникли за 4 тысячи лет до н. э. Предположительно было одомашнено два типа дикой лошади: мелкие, широколобые степные лошадки, отдаленно похожие на тарпанов (вымерших в средние века диких европейских лошадей), и более крупные лесные лошади, с узким лбом, длинной лицевой частью головы и тонкими конечностями. Домашние лошади долго сохраняли признаки диких предков. Первыми стали совершенствовать лошадей народы Древнего Востока. В VII-VI вв. до н. э. лучшими в мире считались несейские лошади Персидского царства. Коневодством славились области, примыкавшие к Каспийскому морю. В конце первого тысячелетия до н. э. славу несейских лошадей наследовали лошади Парфянского царства, образовавшегося на месте северных провинций Персии и Бактрии. Парфянские кони золотисто-рыжей масти были статными и для тех времен высокими (полтора метра), они становились желанной военной добычей любого государства.

Совсем другим было в те времена коневодство лесной полосы Восточной Европы - здесь лошадей использовали в основном на мясо, их рост составлял всего 120-130 см.

В XVII в до н. э. появились колесницы. Благодаря им гиксосы, пришлые племена, надолго покорили Египет. Значительно позже появилась конница - вооруженные всадники в крупных боевых соединениях (отдельные наездники были значительно раньше), это произошло в начале I тысячи лет до н. э. у ассирийцев. Интересно, что вначале у конного воина, как и в колесницах, был возница-правчий: в бою он управлял двумя конями (своим и своего воина), а у бойца при этом освобождались обе руки для стрельбы и метания дротиков.

5-6 тысяч лет назад был одомашнен африканский дикий осел. Домашние ослы долгое время были основным транспортным животным, особенно в тех странах, где лошадей не знали или по каким-либо причинам применение ослов было предпочтительней. У осла копыта гораздо крепче, чем у коня, и подковы им не нужны даже на каменистой и неровной горной почве. Ослы широко применялись как верховые и вьючные животные многие тысячелетия, они использовались при постройке египетских пирамид и даже в сражениях. Так, персидский царь Дарий однажды с помощью ослов разогнал войско скифов, которые никогда не видели этих животных и испугались.

В Европе и Азии были выведены сильные, рослые породы домашних ослов, такие как хомадские - в Иране, каталонские - в Испании, бухарские - в Средней Азии. В Греции осел посвящался богу виноделия Дионисию и входил вместе с силенами и сатирами в его хмельную свиту.

Охотничьи и почтовые услуги

Возникнув около пяти тысяч лет назад в Индии, соколиная охота быстро покорила мир, а расцвета "спорт царей" достиг в раннее средневековье. В Европе соколиная охота носила массовый характер: она была увлечением как феодалов, так и простолюдинов. Существовал специальный табель о рангах, предписывающий, кому и с какой птицей охотиться. В Англии воровство или убийство чужого сокола каралось смертной казнью.

Громадны и величественны были охоты Чингисхана с участием сотен птиц и тысяч собак. Многие сотни птиц держали при Иване Грозном - даже дорожную подать с купцов брали голубями для соколов.

Собственно голубей человек одомашнил 6,5 тысяч лет назад (в Месопотамии). Голуби часто изображались на ассирийских барельефах. Во многих странах голуби были священными животными, посвященными богиням любви - Астарте, Афродите. В Древнем Риме в специальных помещениях-колумбариях голубей разводили на мясо. Плиний Старший писал, что его современники "помешаны на жарком из голубей". Но главное предназначение голубя иное. Это единственная птица, которая верой и правдой служит воздушной почтой, благодаря своему умению находить путь к родным местам.

В экстремальных условиях

5000-6000 лет назад одомашнили верблюдов : в Аравии - одногорбого (дромадер), в Средней и Центральной Азии - двугорбого (бактриан). В Египте найдена статуэтка навьюченного дромадера, возраст которой более 5000 лет. Видимо, того же возраста рисунки, изображающие одногорбых верблюдов на скалах Асуана и Синая. В литературе оба верблюда упоминались начиная с 700-600 годов до н. э. Много писал о верблюдах Геродот в связи с большим значением этих животных для войн. "Корабли пустыни" славились способностью долго обходиться без воды и пищи.

Не остался без домашних животных и север. Две-три тысячи лет назад на Чукотке зародилось оленеводство . В довольно бедном мире тундры олень стал настоящим спасением северных народов. Туша животного использовалась полностью, а не только мясо и шкура. В пищу шло все, вплоть до молодых рогов, сухожилий, костного мозга и личинок подкожного овода!

Таким же спасением в горах, степях и полупустынях Тибета стал як , прирученный в первом тысячелетии до н. э. Из жирного - в два раза жирнее коровьего - молока, помимо обычных масла и сыра, делают специальный творог, который долго не портится и почти ничего не весит (что весьма удобно для путешествующих). Шерсть и шкура яков спасает от холода, а высушенный навоз зачастую оказывался единственным доступным топливом в горах.

Крылатые шестилапые

Чуть позже - по разным оценкам, от 2300 до 5000 лет назад - люди начали одомашнивать пчел . Самое древнее изображение пчелы нашли в Аранской пещере (Испания) - рисунку периода палеолита более 15 тысяч лет. Планомерное разведение пчел начали древние египтяне, причем в Египте пчеловодство было кочевым: ульи на плотах, по мере цветения медон осных растений в северных провинциях Египта, медленно двигались вниз по Нилу.

Со второго тысячелетия до нашей эры в Ассирии появился обычай покрывать тела умерших воском и погружать в мед. Продержался обычай долго - до Александра Македонского, тело которого тоже перевозили в гробу, доверху залитом медом, к месту его захоронения в Египет.

Если судить по частоте упоминаний в литературе, пчелы были одним из самых популярных животных в античности: о них писали царь Соломон и Демокрит, Аристотель и Вергилий, Аристофан и Ксенофонт. В 950 г. по приказу императора Константина VII была составлена энциклопедия по пчеловодству - "Геопоника". Мед был практически единственным сырьем для приготовления сладких блюд до середины средних веков, а воск служил для изготовления свечей.

На противоположном конце Евразии нашли применение другому насекомому - бабочке-шелкопряду . Впервые упоминание о шелке встречается в древней китайской рукописи ок. 2600 г. до н. э. Более двадцати веков китайцы сохраняли монополию на производство шелка. По преданию, первая удачная попытка контрабанды гусеничных коконов была произведена в IV в. н. э. одной китайской принцессой, которая вышла замуж за короля Малой Бухары и принесла ему в дар "яйца шелковичного червя", спрятанные в прическе. Развести шелкопряда вне Китая не получилось.

Удачнее оказался второй контрабандный провоз в 552 году, когда два монаха пронесли коконы в посохах и вручили их императору Юстиниану. С этого времени шелководство начало развиваться и вне Китая. Правда, потом на некоторое время оно заглохло, но возродилось после арабских завоеваний.

Поедатели капусты

Кролика начали одомашнивать еще в Древнем Риме - там зверьки содержались в особых загонах- лепорариях. Как всем известно, кролик - "это не только ценный мех". Римляне стали откармливать их на мясо (гурманы особенно любили кроличьи эмбрионы и новорожденных крольчат). Ценились кролики и в средневековой Европе - так, в Англии начала XIV в. кролик стоил не меньше поросенка.

И уже в античные времена кролик стал доставлять много хлопот. На Балеарском архипелаге от пары выпущенных на волю кроликов произошло столь многочисленное потомство, что местные жители стали просить императора Августа помочь им справиться с напастью и прислать солдат для борьбы с прожорливыми зверюшками. Судя по Австралии, "съеденной" кроликами уже в Новое время, эта история никого ничему не научила.

Каждой твари по паре

За несколько тысяч лет до н. э в Новом Свете началось одомашнивание морских свинок . Вполне вероятно, что эти зверьки в поисках защиты и тепла сами приходили в жилище человека. У инков свинки были жертвенными животными, которых приносили в дар богу Солнца, а также ели по праздникам. Особой популярностью пользовались свинки с пестрым коричневым или белым окрасом. В Европу их завезли в XVI в. "Морскими" называются они сейчас скорее по ошибке - куда более верно звать их "заморскими".

Страуса , ради перьев и яиц, одомашнили пять тысяч лет назад древние египтяне. Птиц содержали стадами и охраняли. Приручались молодые животные, которых после достижения зрелого возраста периодически ощипывали. Одомашниванием страусов занимались также в восточном Судане - там их содержали со стадами крупного рогатого скота и верблюдов.

В Древнем Египте начали разводить и цесарок . Довольно долго цесарки в Греции и Риме были лишь жертвенными птицами. Так продолжалось до императора Калигулы, который постановил: в знак "божественного величия" приносить ему цесарок в жертву - то есть к столу.

В V в. н. э. из дикого сазана был выведен карп . В Европе карпы разводились главным образом в монастырских прудах. Первое упоминание о них есть в приказах, разосланных министром Кассиодором губернаторам провинций: министр требовал, чтобы ко столу короля Теодориха (456-526 гг.) регулярно поставлялись карпы.

С древности были и такие домашние питомцы, чьи функции сводились к сугубо декоративным. В Х в. до н. э. в Китае из карасей были выведены различные породы золотых рыбок , которые быстро распространились в Японии и Индонезии. А в средневековье (XV в.) была одомашнена канарейка .

Сегодня мы с трудом можем представить в качестве домашних таких животных, как дрозды , куропатки , лебеди , аисты , журавли , пеликаны - в Египте их откармливали на мясо и использовали в качестве несушек. Ради мяса разводили и гиен (!), их же использовали в качестве сторожевых животных. В Древнем Риме сонь (мелких грызунов) содержали в особых горшках (долиях ), где и откармливали орехами. Их мясо ценилось как большой деликатес. Издавна повелся обычай на пирах ставить на стол весы, взвешивать на них в присутствии нотариуса соню и заносить в протокол ее вес. Подавать наиболее упитанных сонь было делом престижа и гордости богачей. А в древнеримских прудах на радость гурманам разводились мурены .

На Древнем Востоке леопарды и львы содержались как священные и жертвенные животные (а также - ради престижа правителя). Со львами даже охотились, хотя в качестве охотников куда более популярны были гепарды . Кое-где с ними, а также с прирученными гораздо позже - 1000-2000 лет назад - каракалами (крупные дикие кошки) охотятся и сейчас.

Сотни лет насчитывает использование прирученных бакланов - в Китае и Японии их используют как "живые удочки": на шею птице надевается железное кольцо, не позволяющее проглотить рыбу, после чего баклан выпускается на рыбалку.

В последние два века были сделаны попытки одомашнить еще несколько животных: лосей , овцебыков , антилоп ; а также декоративных животных - сирийских хомячков и многих аквариумных рыбок .

Поскольку кошки в античности были редки, то службу ловца мышей несли прирученные хорьки и ласки , а в Древнем Египте - еще и известный истребитель змей, родственник мангустов ихневмон ("фараонова мышь" - см. картинку). С древности известна альбинистическая форма черного хорька - фуро (он, а вовсе не горностай, изображен на картине Леонардо да Винчи "Дама с горностаем"). Он выведен 2500-2000 лет назад в Южной Европе и долгое время заменял кошку, а также использовался при охоте на кроликов. В конце IV в. н. э. римский писатель Палладиус советовал в борьбе с мышами и кротами ("вредителями артишоков") заменить домашнего хорька кошкой, однако обаятельные представители куньих до сих пор остаются домашними любимцами, хотя распространены куда менее, чем кошки.

* * *

Человечество развивалось бы иначе, если бы его путь не пересекся с дорогами братьев меньших. Сумели бы люди выжить и создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Даже отсутствие на Земле такого простого вида насекомых, как пчелы, сильно изменило бы образ жизни в средневековье.

Доместикация животных - важнейшее условие в развитии цивилизации, и если вы когда-нибудь начнете создавать собственный фантастический или сказочный мир, свои народы и страны - не забывайте о верных друзьях разумных существ, о домашних животных.

История домашних животных взяла свое начало еще в каменном веке. Процесс одомашнивания диких животных осуществляется благодаря скрещиванию некоторых видов для достижения у потомства обусловленных признаков, необходимых людям. Особи для этого подбираются по определенным характеристикам. Особенно актуально при искусственном, селекционном отборе отсутствие или значительное снижение агрессии у животного к людям и к особям своего вида. Это максимально способствует так называемому укрощению инстинктов диких зверей.

Цель одомашнивания дикого животного заключается в том, чтобы использовать его в сельскохозяйственной деятельности, или же поселить дома как домашнего друга, питомца. Если такая задача решена, то это означает, что животное стало полностью домашним. Естественное, природное развитие особи заменяется искусственным скрещиванием по необходимым человеку параметрам. Это коренным образом меняет условия и историю дальнейшего продолжения вида. Тем самым, меняются так же генетические составляющие пород.

История домашних животных наглядно иллюстрирует тот факт, что не все дикие создания способны прижиться с людьми. Лишь немногие из них перебороли свой природный страх перед человечеством. Многие исследователи утверждают о том, что древние люди могли приручить крокодилов, или, например, пещерных медведей. Но одомашнить животное – это все же нечто большее. На самом деле, одомашненных человеком животных насчитывается около 25 видов.

В первую очередь, для одомашнивания дикого зверя, необходимо создать комфортные условия для воспроизведения будущего потомства. Затем нужно заняться отбором, оставляя тем самым самые развитые особи, благодаря чему спустя сотни лет можно получить действительно домашнего питомца. Есть примеры из древности, когда при дворцах царей содержали в неволе диких гепардов. Например, прирученный гепард был у великого завоевателя Чингисхана. Но действительно одомашнить этих особей так и не удалось.
- Волк и собака
Первым одомашненным диким животным считается именно волк. Этот зверь стал спутником людей в каменном веке. Генетически доказано, что началась родословная волков в Южной Азии. Так, спустя многие века появилась собака. Подсчеты и данные ученых говорят о том, что волк и собака окончательно разделились 12 тысяч лет назад. Первое в истории документальное доказательство дружбы человека и домашней собаки было обнаружено в одной французской скалистой пещере. Это был отпечаток лапы волка и след ноги ребенка. Возраст этих находок 10 тысяч лет.
- Овцы, козы
Также, десять тысяч лет продолжается общение человека с этими животными. В результате скрещивания и отбора горных баранов, люди воспроизвели более ста видов домашних овец. Нынешние козы взяли свое начало от бородатого горного козла, обитавшего в Южной Европе и Азии. Люди сумели получить широкое разнообразие пород этих зверей. Существуют ангорские козы с прекрасной шерстью, швейцарские, камерунские. Самым полезным для человека одомашненным животным оказался тур, дальний предок знакомых нам коров.
- Буйвол
Древний буйвол был довольно опасным и страшным зверем. Это животное стало домашним 7 тысяч лет назад. В южных странах хорошо применима его тяговая сила, ценность мяса, теплой шкуры.
- Лошадь
Предком домашней лошади бал тарпан. Он водился в полях Евразии. Лошадь была приручена около 6 тысяч лет тому назад. Несмотря на это, многие ученые считают, что первым предком этого животного была дикая лошадь, ее еще называют лошадью Пржевальского.
- Кошка
С началом развития обработки земель и оседлого образа жизни, людей стала сопровождать кошка. Ей полюбились остатки пищи в первых человеческих поселениях и амбарах. История домашней кошки начинается на Востоке. Все ныне проживающие на земле кошки являются прямыми потомками нескольких видов Ливийских и Нубийских диких кошек. В нынешнее время, международными организациями признается более двухсот пород домашних кошек.
- Птицы
5,5 тыс. лет назад началась история домашних кур, гусей, взявшая свое начало в Восточной Азии. Примерно в это же время в Китае и Европе одомашнили уток. А в жаркой Африке приручили цесарок.
Эксперименты в истории домашних животных происходили всегда, и ведутся по нынешний день. Селекционные работы проводятся с некоторыми породами антилоп, оленей, норок, соболей и многих других пушистых особей. Выводятся новые породы одомашненных животных. Конечно, невозможно не обратить внимания на тот факт, что человек должен нести ответственность за прирученных им домашних животных. Его святая обязанность проявлять заботу, и не использовать доверчивых одомашненных зверей только лишь как поставщиков шерсти, мяса или молока.

Интересно, какое животное человек приручил первым и что об этом говорят исследователи? Ученые считают, что самое первое домашнее животное – это собака. История одомашнивания собак идет в глубокое прошлое (последние столетия каменного века). Поэтому 15–14 тысяч лет назад люди уже содержали прирученных одомашненных собак. В то древнее время люди еще занимались скотоводством, поэтому основным занятием была охота на диких животных. Собаки охраняли человека, помогали ему в охоте и таким образом становились хорошими помощниками в деле добывания пищи и верными друзьями, а также проводниками людей.

Первое домашнее животное: верная собака

Вопрос о происхождении одомашненной собаки до сих пор не изучен до конца, поэтому точных сведений нет. Некоторые исследователи считают, что ее предком был серый волк или вымерший вид диких собак.

Родина предков современного четвероногого друга человека – Южная Азия (в Китае, в горах Тибета и на равнинах Сибири). Ученые подсчитали около 14 пород собак, генотип которых подобен генотипу диких волков.

Первое домашнее животное для ребенка: выбор

Многие родители интересуются, какое первое домашнее животное можно приобрести для ребенка, чтобы ему было интересно с ним играть и несложно ухаживать. Перед покупкой домашнего животного нужно хорошо взвесить все «за» и «против».

Ребенку нужно рассказать о том, что домашнее животное – это не развлечение, а серьезная обязанность. Человек должен отвечать за то животное, которое приручил. В противном случае зверек или птичка может быстро надоесть ребенку, и уход за домашним питомцем ляжет на плечи старших членов семьи.

Если продолжительность жизни выбранного животного короткая, то родители рекомендуют покупать зверьков стандартных расцветок. В случае их неожиданной смерти без промедления нужно купить то же самое животное, пока ребенок ничего не знает. Маленькие дети очень болезненно переживают утрату любимого животного, и такие «нечестность» и «подмена» помогут не травмировать детскую психику.

Одомашнивание или иначе доместикация — это процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.

Процесс одомашнивания диких животных начинается с искусственной селекции отдельных индивидов для получения потомства с определенными признаками, необходимыми человеку. Индивиды, как правило, выбираются в соответствии с определённым желаемым характеристикам, включая снижение агрессивности по отношению к человеку и представителям собственного вида. В этом отношении принято говорить об укрощении дикого вида. Целью одомашнивания является использование животного в сельском хозяйстве в качестве сельскохозяйственного животного или в качестве домашнего питомца. Если эта цель достигнута, можно говорить об одомашненном животном. Одомашнивание животного коренным образом изменяет условия для дальнейшего развития вида. Естественное эволюционное развитие заменяется искусственной селекцией по критериям разведения. Таким образом, в рамках одомашнивания меняются генетические свойства вида.

Одним из первых одомашненных человеком животных стала собака. Произошло это по некоторым данным от 9 до 17 тысяч лет назад.


Изучение ископаемых останков древних собак началось в 1862 г., когда в Швейцарии были найдены черепа периода неолита. Эта собака была названа "торфяной", и позже ее останки находили в Европе повсеместно, в том числе на Ладожском озере, а также в Египте.

Торфяная собака внешне не менялась в течение всего каменного века, останки ее найдены даже в отложениях римской эпохи. Прямым потомком торфяной считается шпицеобразная собака самоедов. Собаку с Ладожского озера, более крупную, чем типичная торфяная, относят к предкам догообразных, а иногда — лаек.

С предками самой собаки ясности меньше. В качестве таковых называются: 1) волки — как наш серый тамбовский товарищ, так и индийский (самая распространенная гипотеза); 2) волки и шакалы; 3) ныне вымершая дикая "прасобака" — так считал еще Карл Линней, создатель первой классификации живых существ.

По способу применения выделяют пять основных типов собак: мастиффы, волкообразные собаки, борзые, охотничьи пойнтероподобные и пастушьи собаки. С глубокой древности собак рисовали, высекали в камне, чеканили на монетах — это дает нам возможность проследить процесс развития "отношений" собаки и человека.

В древнеегипетских гробницах были найдены изображения фараоновой собаки, обожествлявшейся египтянами: так, по свидетельству Геродота, в связи со смертью собаки в египетских домах объявлялся траур. На барельефах Вавилона и Ассирии мы видим мастиффов, использовавшихся для охоты и в качестве боевых псов.

В Греции и Риме известно множество монет с изображением собак, древнейшие из которых датируются VII-VI вв. до н. э. Особым спросом пользовались боевые псы. В армии Александра Македонского они занимали почетное место. Ассиро-вавилонские собаки, известные под названием эпиров или молосских догов, были завезены в Древнюю Грецию и Рим, где также использовались в качестве боевых. Весьма ценились собаки охотничьих пород, борзые и гончие (в честь них названо созвездие Гончих псов, оставшихся на небе вместе со своим хозяином, Актеоном).


В Риме боевые собаки стали выступать как гладиаторы, в одиночку соперничая с быками,львами, слонами, медведями. Там же получили распространение и миниатюрные декоративные мелиты, которых потом стали называть мальтийскими болонками. Увлечение матрон собачками было так велико, что императоры неоднократно осуждали его, так как, по их мнению, это препятствовало благородным дамам обзаводиться детьми.


В I веке до н. э. появляется первый известный нам трактат о собаках. В энциклопедическом сочинении Марка Теренция Варрона "О сельском хозяйстве" он описывает различные типы собак, выбор щенка, собачий корм, размножение и способы дрессировки собак. Впрочем, еще раньше в Китае и Японии сохранились письменные упоминания о воспитании и разведении собак — им около четырех тысяч лет. Собаке, спасшей древнегреческий город Коринф, был поставлен памятник. А в засыпанных пеплом Помпеях был найден большой пес, прикрывавший собою тельце ребенка. Надпись на серебряном ошейнике гласила, что собака уже дважды спасла жизнь своего хозяина...


Следующей по времени одомашнивания, видимо, была коза. Произошло это от 9 до 12 тысяч лет назад на территории современного Ирана, Ирака, Палестины. Ее дикими предками были безоаровый и винторогий козлы. Козу уважали как кормилицу (по преданию, коза Амалфея вскормила младенца Зевса), а козья шкура относится к божественному одеянию Афины Паллады. Изображения коз есть и на фресках Древнего Египта. Не все последствия дружбы с козами были предсказуемы. Приручение коз дало человеку высококачественные молоко, шерсть, кожу, но также и навредило среде его обитания. Там, где долго пасутся стада коз, исчезает всякая растительность, и на цветущий край наступает пустыня. Козы не только начисто уничтожают побеги — они добираются даже до неглубоко лежащих семян, которые могли бы прорасти в ближайший дождливый сезон. Оголенная козами почва подвергается эрозии. Такая участь постигла и плоскогория Кастилии, и Малую Азию, и некогда знаменитые марокканские и ливанские кедровые рощи.


Примерно в это же время — 10-11 тысяч лет назад — на территории современного Ирана была одомашнена овца. Оттуда домашние овцы — потомки диких баранов аргали и муфлонов — попали сначала в Персию, потом в Месопотамию. Уже в ХХ в. до нашей эры в Месопотамии были разнообразные породы овец, одна из которых — тонкорунная овца с рогами, закрученными спиралью — широко распространилась: овцы-мериносы потом стали гордостью Испании. 7-12 тысяч лет назад рядом с человеком появилась кошка. Кошки, поселившиеся рядом с жильем человека по своей воле, — исключение среди домашних животных.


Принято считать единым предком домашней мурки североафриканскую и переднеазиатскую степную буланую кошку, одомашненную в Нубии около четырех тысяч лет назад. Отсюда домашняя кошка попала в Египет, в дальнейшем в Азии скрестившись с лесной бенгальской. В Европе пушистые пришельцы повстречались с местной, дикой лесной европейской кошкой. Итог скрещиваний — современное разнообразие пород и расцветок. Ископаемые останки кошек найдены в слоях неолита и бронзы Передней Азии и на Кавказе, в Иордании и городах Древней Индии. На росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 гг. до н. э.) кошка изображена с ошейником, а на фреске из Бени-Хасана — в доме, рядом с хозяйкой.

В Египте кошки были на особом положении среди прочих обожествляемых животных. Их трупы бальзамировались и захоранивались в пышных гробницах на специальных кладбищах. Они считались воплощением Баст, богини луны и плодовитости, в чьем храме в Бубастисе на праздники собиралось порой до 700 тысяч верующих. Археологами обнаружено около 300 тысяч кошачьих мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э. В XIX веке один предприимчивый купец загрузил ими в Египте целый корабль и привез в Манчестер, думая продать на удобрение. Затея провалилась, и большинство мумий попало в научные коллекции.

Закон также охранял священное животное: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о несчастном греке, по незнанию убившем кошку, рассказывает Геродот). Вывоз кошек за границу долгое время был запрещен. Лишь во втором тысячелетии до нашей эры домашние кошки появились в Вавилоне, потом — в Индии, Китае и Японии.

Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки Средиземноморья, но вплоть до начала н. э. она была редким и дорогим зверем. Спрос на кошек стал резко падать лишь с распространением христианства, воспринявшего их резко отрицательно. Если в эпоху раннего христианства кошки еще могли жить при монастырях (в ряде женских монастырей они были вообще единственными животными, которых разрешалось держать), то позже кошки (особенно черные) стали восприниматься как пособники ведьм, колдунов и лично дьявола. Невинные зверьки стали жертвами инквизиции, их вешали и сжигали как еретиков.


Во все христианские праздники несчастных животных сжигали живьем и закапывали в землю,жарили на железных прутах и в клетках с обрядовыми церемониями на глазах толп верующих. Во Фландрии, в городе Иперн, среда на второй неделе поста называлась "кошачьей" — в этот день кошек бросали с высокой башни. Обычай был введен графом Болдуином Фландрским в Х веке и просуществовал до 1868 г. Европейские кошки неизбежно были бы истреблены, но их спасло нашествие крыс, принесших с собой "черную смерть" — чуму, и кошки нашли себе достойное применение, а потом и уважение хозяев.


"Ровесниками" кошек — по времени приручения — являются гуси. Гуси были одомашнены первыми среди птиц: дикий серый вид — в Европе, нильский — в Северной Африке, сибирско-китайский — в Китае. Найдены рисунки нильского гуся, разводимого в Египте в 11 тысячелетии до н. э.

В историческое время гусей содержали практически во всех странах Европы, Азии и Северной Африки. В Древней Греции гуси были посвящены Афродите; в Риме же к ним стали весьма уважительно относиться после того, как, по преданию, в начале IV в. до н. э. чуткие птицы, подняв тревогу, помогли отбить нападение галлов. Семь тысяч лет назад в Месопотамии и Китае были одомашнены утки, потомки обычной кряквы.


Куры как домашняя птица впервые появились в Южной Азии. Диким их предком был банкивский петух. Кур разводили как для яиц и мяса, так и для поединков. Фемистокл, собираясь на войну с персами, включил в программу подготовки петушиные бои, чтобы солдаты, глядя на птиц, учились у них стойкости и отваге. От смелых задиристых птиц получили свое название народ галлов.

Буйволы — самые ценные домашние животные в странах Юго-Восточной Азии — были приручены около 9 тысяч лет назад. Удивительно неприхотливые в еде, неутомимые в работе и невосприимчивые ко многим болезням, губительным для другого домашнего скота, с завоеваниями ислама они были завезены арабами в Переднюю Азию и Северную Африку, из Египта — в Восточную. Арабы привезли буйволов на Сицилию и в Северную Италию, а турки — на Балканы.

Примерно 8,5 тысяч лет назад была одомашнена корова. Произошло это, по разным версиям, на территории современной Турции, в Испании, Южной Азии... Ее дикий предок тур был истреблен еще в средневековье, а корова, распространившаяся по свету еще в античности, повсеместно и была возведена в ранг священного животного. Этот статус сих пор сохраняется во многих индийских религиозных школах и в Африке. Священные крылатые быки, высеченные из камня, украшали храмы Ассирии и Персии. В Египте бык Апис был земным воплощением бога-покровителя Мемфиса, Птаха. На Крите, родине быкоглавого минотавра, быки участвовали в знаменитых бычьих играх — цирковых представлениях с религиозной подоплекой. И не зря один из эпитетов богини Геры — "волоокая"...Буйволы и быки широко использовались не только как источники молока, мяса, шкур, но и как тягловые животные. Они тащили за собой тяжелые телеги и рала, помогая человеку заниматься земледелием.

Их аналогом в Южной Америке стали лама и альпака, прирученные пять-семь тысяч лет назад на территории Перу. До прихода испанцев ламы были единственным транспортным животным у индейцев. По горным дорогам лама может нести груз в 50-60 килограммов, что совсем немало, если учесть, что сама она весит около ста. Альпаку же разводят ради прекрасной шерсти.
9000 лет назад в Китае и Юго-Восточной Азии были одомашнены свиньи, разводившиеся ради мяса и шкур. Несколько позже их изображения появляются на фресках Древнего Египта. Свиньи тех времен похожи не на привычных нам хрюшек, а на нынешних кабанов: жилистые, подвижные, по современным меркам очень худые.


В Европе свиней пасли на своеобразных угодьях — в дубовых рощах. Эти парнокопытные любят лакомиться желудями, хотя способны переваривать едва ли не любую органическую пищу. Вечно голодные свиньи были источником беды в средневековых городах. Обычное их преступление — детоубийство. К ним и относились как к преступникам — арестовывали, держали в городской тюрьме наравне с людьми, судили, приговаривали к повешенью... А детишек-поросят конфисковывали в пользу суда.

Первые очаги одомашнивания лошади возникли за 4 тысячи лет до н. э. Предположительно было одомашнено два типа дикой лошади: мелкие, широколобые степные лошадки, отдаленно похожие на тарпанов (вымерших в средние века диких европейских лошадей), и более крупные лесные лошади, с узким лбом, длинной лицевой частью головы и тонкими конечностями. Домашние лошади долго сохраняли признаки диких предков. Первыми стали совершенствовать лошадей народы Древнего Востока. В VII-VI вв. до н. э. лучшими в мире считались несейские лошади Персидского царства.


Коневодством славились области, примыкавшие к Каспийскому морю. В конце первого тысячелетия до н. э. славу несейских лошадей наследовали лошади Парфянского царства, образовавшегося на месте северных провинций Персии и Бактрии. Парфянские кони золотисто-рыжей масти были статными и для тех времен высокими (полтора метра), они становились желанной военной добычей любого государства. Совсем другим было в те времена коневодство лесной полосы Восточной Европы — здесь лошадей использовали в основном на мясо, их рост составлял всего 120-130 см. В XVII в до н. э. появились колесницы. Благодаря им гиксосы, пришлые племена, надолго покорили Египет. Значительно позже появилась конница — вооруженные всадники в крупных боевых соединениях (отдельные наездники были значительно раньше), это произошло в начале I тысячи лет до н. э. у ассирийцев. Интересно, что вначале у конного воина, как и в колесницах, был возница-правчий: в бою он управлял двумя конями (своим и своего воина), а у бойца при этом освобождались обе руки для стрельбы и метания дротиков.


5-6 тысяч лет назад был одомашнен африканский дикий осел. Домашние ослы долгое время были основным транспортным животным, особенно в тех странах, где лошадей не знали или по каким-либо причинам применение ослов было предпочтительней. У осла копыта гораздо крепче, чем у коня, и подковы им не нужны даже на каменистой и неровной горной почве. Ослы широко применялись как верховые и вьючные животные многие тысячелетия, они использовались при постройке египетских пирамид и даже в сражениях. Так, персидский царь Дарий однажды с помощью ослов разогнал войско скифов, которые никогда не видели этих животных и испугались.


В Европе и Азии были выведены сильные, рослые породы домашних ослов, такие как хомадские — в Иране, каталонские — в Испании, бухарские — в Средней Азии. В Греции осел посвящался богу виноделия Дионисию и входил вместе с силенами и сатирами в его хмельную свиту.

Возникнув около пяти тысяч лет назад в Индии, соколиная охота быстро покорила мир, а расцвета "спорт царей" достиг в раннее средневековье. В Европе соколиная охота носила массовый характер: она была увлечением как феодалов, так и простолюдинов. Существовал специальный табель о рангах, предписывающий, кому и с какой птицей охотиться. В Англии воровство или убийство чужого сокола каралось смертной казнью. Громадны и величественны были охоты Чингисхана с участием сотен птиц и тысяч собак. Многие сотни птиц держали при Иване Грозном — даже дорожную подать с купцов брали голубями для соколов.

Собственно голубей человек одомашнил около 6,5 тысяч лет назад (в Месопотамии). Голуби часто изображались на ассирийских барельефах. Во многих странах голуби были священными животными, посвященными богиням любви — Астарте, Афродите.


В Древнем Риме в специальных помещениях-колумбариях голубей разводили на мясо. Плиний Старший писал, что его современники "помешаны на жарком из голубей". Но главное предназначение голубя иное. Это единственная птица, которая верой и правдой служит воздушной почтой, благодаря своему умению находить путь к родным местам.

5000-6000 лет назад одомашнили верблюдов: в Аравии — одногорбого (дромадер), в Средней и Центральной Азии — двугорбого (бактриан). В Египте найдена статуэтка навьюченного дромадера, возраст которой более 5000 лет. Видимо, того же возраста рисунки, изображающие одногорбых верблюдов на скалах Асуана и Синая. В литературе оба верблюда упоминались начиная с 700-600 годов до н. э. Много писал о верблюдах Геродот в связи с большим значением этих животных для войн. "Корабли пустыни" славились способностью долго обходиться без воды и пищи.

Не остался без домашних животных и север. Две-три тысячи лет назад на Чукотке зародилось оленеводство. В довольно бедном мире тундры олень стал настоящим спасением северных народов. Туша животного использовалась полностью, а не только мясо и шкура. В пищу шло все, вплоть до молодых рогов, сухожилий, костного мозга и личинок подкожного овода!


Таким же спасением в горах, степях и полупустынях Тибета стал як, прирученный в первом тысячелетии до н. э. Из жирного — в два раза жирнее коровьего — молока, помимо обычных масла и сыра, делают специальный творог, который долго не портится и почти ничего не весит (что весьма удобно для путешествующих). Шерсть и шкура яков спасает от холода, а высушенный навоз зачастую оказывался единственным доступным топливом в горах.

Чуть позже — по разным оценкам, от 2300 до 5000 лет назад — люди начали одомашнивать пчел. Самое древнее изображение пчелы нашли в Аранской пещере (Испания) — рисунку периода палеолита более 15 тысяч лет. Планомерное разведение пчел начали древние египтяне, причем в Египте пчеловодство было кочевым: ульи на плотах, по мере цветения медон осных растений в северных провинциях Египта, медленно двигались вниз по Нилу. Со второго тысячелетия до нашей эры в Ассирии появился обычай покрывать тела умерших воском и погружать в мед. Продержался обычай долго — до Александра Македонского, тело которого тоже перевозили в гробу, доверху залитом медом, к месту его захоронения в Египет. Если судить по частоте упоминаний в литературе, пчелы были одним из самых популярных животных в античности: о них писали царь Соломон и Демокрит, Аристотель и Вергилий, Аристофан и Ксенофонт. В 950 г. по приказу императора Константина VII была составлена энциклопедия по пчеловодству — "Геопоника". Мед был практически единственным сырьем для приготовления сладких блюд до середины средних веков, а воск служил для изготовления свечей.

На противоположном конце Евразии нашли применение другому насекомому — бабочке-шелкопряду. Впервые упоминание о шелке встречается в древней китайской рукописи ок. 2600 г. до н. э. Более двадцати веков китайцы сохраняли монополию на производство шелка. По преданию, первая удачная попытка контрабанды гусеничных коконов была произведена в IV в. н. э. одной китайской принцессой, которая вышла замуж за короля Малой Бухары и принесла ему в дар "яйца шелковичного червя", спрятанные в прическе. Развести шелкопряда вне Китая не получилось. Удачнее оказался второй контрабандный провоз в 552 году, когда два монаха пронесли коконы в посохах и вручили их императору Юстиниану. С этого времени шелководство начало развиваться и вне Китая. Правда, потом на некоторое время оно заглохло, но возродилось после арабских завоеваний.

Кролика начали одомашнивать еще в Древнем Риме — там зверьки содержались в особых загонах- лепорариях. Как всем известно, кролик — "это не только ценный мех". Римляне стали откармливать их на мясо (гурманы особенно любили кроличьи эмбрионы и новорожденных крольчат). Ценились кролики и в средневековой Европе — так, в Англии начала XIV в. кролик стоил не меньше поросенка. И уже в античные времена кролик стал доставлять много хлопот. На Балеарском архипелаге от пары выпущенных на волю кроликов произошло столь многочисленное потомство, что местные жители стали просить императора Августа помочь им справиться с напастью и прислать солдат для борьбы с прожорливыми зверюшками. Судя по Австралии, "съеденной" кроликами уже в Новое время, эта история никого ничему не научила.

За несколько тысяч лет до н. э в Новом Свете началось одомашнивание морских свинок. Вполне вероятно, что эти зверьки в поисках защиты и тепла сами приходили в жилище человека. У инков свинки были жертвенными животными, которых приносили в дар богу Солнца, а также ели по праздникам. Особой популярностью пользовались свинки с пестрым коричневым или белым окрасом. В Европу их завезли в XVI в. "Морскими" называются они сейчас скорее по ошибке — куда более верно звать их "заморскими".

Страуса, ради перьев и яиц, одомашнили пять тысяч лет назад древние египтяне. Птиц содержали стадами и охраняли. Приручались молодые животные, которых после достижения зрелого возраста периодически ощипывали. Одомашниванием страусов занимались также в восточном Судане — там их содержали со стадами крупного рогатого скота и верблюдов. В Древнем Египте начали разводить и цесарок. Довольно долго цесарки в Греции и Риме были лишь жертвенными птицами. Так продолжалось до императора Калигулы, который постановил: в знак "божественного величия" приносить ему цесарок в жертву — то есть к столу.

В V в. н. э. из дикого сазана был выведен карп. В Европе карпы разводились главным образом в монастырских прудах. Первое упоминание о них есть в приказах, разосланных министром Кассиодором губернаторам провинций: министр требовал, чтобы ко столу короля Теодориха (456-526 гг.) регулярно поставлялись карпы.


С древности были и такие домашние питомцы, чьи функции сводились к сугубо декоративным. В Х в. до н. э. в Китае из карасей были выведены различные породы золотых рыбок, которые быстро распространились в Японии и Индонезии. А в средневековье (XV в.) была одомашнена канарейка. Сегодня мы с трудом можем представить в качестве домашних таких животных, как дрозды, куропатки, лебеди, аисты, журавли, пеликаны — в Египте их откармливали на мясо и использовали в качестве несушек. Ради мяса разводили и гиен (!), их же использовали в качестве сторожевых животных. В Древнем Риме сонь (мелких грызунов) содержали в особых горшках (долиях), где и откармливали орехами. Их мясо ценилось как большой деликатес. Издавна повелся обычай на пирах ставить на стол весы, взвешивать на них в присутствии нотариуса соню и заносить в протокол ее вес. Подавать наиболее упитанных сонь было делом престижа и гордости богачей. А в древнеримских прудах на радость гурманам разводились мурены.


На Древнем Востоке леопарды и львы содержались как священные и жертвенные животные (а также — ради престижа правителя). Со львами даже охотились, хотя в качестве охотников куда более популярны были гепарды. Кое-где с ними, а также с прирученными гораздо позже — 1000-2000 лет назад — каракалами (крупные дикие кошки) охотятся и сейчас. Сотни лет насчитывает использование прирученных бакланов — в Китае и Японии их используют как "живые удочки": на шею птице надевается железное кольцо, не позволяющее проглотить рыбу, после чего баклан выпускается на рыбалку. В последние два века были сделаны попытки одомашнить еще несколько животных: лосей, овцебыков, антилоп; а также декоративных животных — сирийских хомячков и многих аквариумных рыбок.


В процессе приручения, под влиянием новых условий среды и искусств, отбора у животных появились признаки, отличающие их от диких, причём тем более значительные, чем больше труда и времени затрачивал человек на получение животных с необходимыми ему свойствами. Величина и форма тела в наибольшей, степени изменились у животных, условия существования которых сильно отличаются от условий дикого обитания (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади) и в меньшей у таких животных, как верблюд и северный олень, условия обитания которых в неволе близки к естественным. Исчезла так называемая защитная окраска; домашним животным свойственны разнообразные масти.

По сравнению с дикими, у них более лёгкий скелет, менее прочные кости, более тонкая кожа. Претерпели изменения и внутренние органы. У многих домашних животных менее развиты лёгкие, сердце, почки, но лучше, чем у диких, функционируют млечные железы, органы размножения (домашние животные, как правило, более плодовиты), у многих из них исчезла сезонность в размножении. Для большинства одомашненных животных характерны уменьшение размеров мозга, падение реактивности нервной системы, упрощение поведенческих реакций, повышение гетерозиготности и высокая фенотипическая стабильность в изменяющихся условиях существования, изменение фенотипического выражения мутаций под влиянием изменённого генофонда, общее повышение изменчивости.

Человечество развивалось бы иначе, если бы его путь не пересекся с дорогами братьев меньших. Сумели бы люди выжить и создать современную культуру без участия собак, коров, лошадей, овец? Даже отсутствие на Земле такого простого вида насекомых, как пчелы, сильно изменило бы образ жизни человека.


/natura.spb.ru" target="_blank">http://natura.spb.ru, http://ru.wikipedia.org/"> , http://ru.wikipedia.org/

В самом деле, откуда взялись все наши домашние формы?

Уже из того определения их, которое было дано нами выше, вытекает с совершенной несомненностью, что все они приручены человеком, т. е. что было время, когда эти животные водились лишь в диком состоянии и лишь позже были приручены и одомашнены. Ясна и цель этого процесса: в одних случаях, составляющих большинство, человек преследовал при этом собственную пользу, в более же редких случаях стремился лишь к удовольствию от обладания данным животным или к какой-нибудь другой цели.

Можно, конечно, усомниться, так ли в действительности это, действительно ли все наши домашние животные были приручены человеком, хотя бы в очень отдаленное время. Однако, этот факт можно подкрепить вполне убедительными доказательствами, почему он обычно не возбуждает особенный сомнений.

Прежде всего целый ряд форм приручен не так давно, в историческое время, и относительно этих животных можно зачастую точно указать не только когда, но даже где данное животное стало домашним. Так, наши домашние канарейки приручены всего 3-4 столетия тому назад, причем их дикие родоначальники живут и в настоящее время на Канарских островах. Подобным же образом мы знаем, что кролик был приручен приблизительно в начале нашей эры в юго-западной Европе, скорее всего в Испании, где, по словам римских писателей, были необычайно многочисленны дикие кролики. Приведем еще пример, относящийся к более отдаленному прошлому и касающийся наших домашних кур. Исследованиями ряда ученых удалось установить, что эта птица проникла в Европу (именно в Грецию) в 6-7 веке до Рождества Христова из Азии и что в Индии и в Китае домашние куры были известны еще раньше, лет за 1000 до начала нашей эры. Уже это говорит за то, что куры были приручены где-нибудь в юго-восточной Азии, и, действительно, именно там водится и в настоящее время в диком состоянии красная или банкивская курица, чрезвычайно похожая на наших домашних кур. Имеется ряд очень веских данных в пользу того, что именно в этих местах свыше 1000 лет до Р. X. человек впервые приручил банкивскую курицу, которая затем распространилась в соседние страны и от нее произошли все породы наших домашних кур.

Этих трех примеров достаточно, чтобы показать, что относительно многих форм можно не только утверждать, что они приручены человеком, но даже указать, где и когда приблизительно это имело место. Однако, среди наших домашних животных имеются и такие, о приручении которых не сохранилось никаких исторических данных. Сюда относятся как раз наиболее распространенные и полезные домашние животные вроде собаки, рогатого скота, свиней. Все эти формы упоминаются в качестве домашних в самых древних памятниках письменности вроде Библии; даже более того, мы находим их изображения на остатках самых древних сооружений Египта и Мессолотамии, которые были построены за 5-6 тысячелетий до начала нашей эры. Отсюда приходится сделать вывод, что еще на заре человеческой истории, при первых египетских фараонах и у древних халдейских народов, человек обладал уже некоторыми прирученными и одомашненными формами.

Когда же могло произойти приручение последних и какие у нас имеются доказательства, что они вообще были приручены? На это дает, ответ уже не история, а доисторическая археология, изучающая доисторического человека, т. е. начинающаяся там, где кончается история.

Как известно, от доисторического человека, существование которого было, по-видимому, гораздо продолжительнее, чем тот период, который охватывает история, сохранились многочисленные остатки, которые и служат для археолога путеводной нитью. Сюда относятся, во первых, кости самого доисторического человека, которые, правда, попадаются очень редко, во вторых, служившие ему орудия - в наиболее древних отложениях самые грубые, в более новых уже более совершенные, затем остатки становищ доисторического человека, позволяющие судить, как он жил, чем питался и т. д., и, наконец, даже первые грубые рисунки его, сделанные им на орудиях или на стенах пещер и изображающие большею пастью различных животных.

Все эти находки позволяют, в конце концов, восстановить в общих чертах жизнь наших предков далеко за пределами истории. Мы узнаем из них, как постепенно развивалась человеческая культура, как шаг за шагом человек приближался к тому сравнительно высокому состоянию, в котором застает его начало истории. Благодаря этим же данным мы можем установить, что и древнейшие из домашних животных были приручены человеком, и даже указать, как это приблизительно происходило.

Подробнее на археологических данных мы остановимся дальше; здесь же отметим лишь, что в самых древних становищах человека не находят совсем домашних животных. Он стоял в это время на столь низкой ступени культуры, что у него не было даже собаки - этого первого друга и спутника каждого дикаря. В более поздних остатках мы находим указания, на приручение собаки и вслед за ней других животных. Сопоставляя все эти археологические данные с подобными же историческими данными, мы вправе сказать, что, действительно, решительно все домашние животные приручены человеком: одни позже, уже в исторический период, другие раньше, задолго до начала истории, т. е. в доисторическое время.

Установив самый факт приручения домашних животных человеком, ми должны перейти к следующему вопросу, именно выяснить, как шел этот процесс приручения.

Мы упомянули уже, что процесс одомашнения некоторых животных происходит и в настоящее время; именно теперь идет быстрыми шагами приручение страусов и зебр. В этом случае человек действует вполне сознательно и планомерно: он учел ту пользу, которую могут доставлять приспособленные к тропическому климату зебры или дающие ценные перья и громадные яйца страусы, и стремится сделать эти формы вполне домашними. Однако, приручение большинства домашних животных происходило в столь отдаленное историческое и даже доисторическое время, что предполагать тогда наличность подобной сознательности и планомерности совершенно невозможно. Гораздо правильнее предположить, что в этом деле главную роль играл случай, т. е. очень многие из наших обычных форм были приручены случайно.

Убивая самку, доисторический дикарь-охотник нередко находил при ней детенышей, которыми он также овладевал и приносил в свое жилище живыми, не преследуя при этом, конечно, никакой цели. В большинстве случаев эти молодые животные, вероятно, погибали, но иногда становились взрослыми и приручались. Подобные прирученные животные были, как можно думать, довольно частыми гостями в становищах первобытного человека, когда он не имел еще домашних животных. По крайней мере, многие из современных дикарей, по словам путешественников, чрезвычайно охотно воспитывают и приручают различных молодых животных, почему мы и можем предположить, что так же поступал и близкий к ним по степени своего развитая доисторический человек.

В этом отношении на него и на современных дикарей очень похожи дети, у которых, как известно, очень сильно развита страсть поймать то и ни иное животное живьем и затем, если можно, приручить его. Делается это ими без какой бы то ни было определенной цели, а просто из желания обладать живым существом. Таково же было то стремление первобытного человека, которое дало толчок и послужило началом к настоящему приручению и одомашнению домашних животных имеющему уже известный смысл и цель.

Однако, для этого в жизни первобытного человека должна была наступить одна в высшей степени важная перемена, именно он должен был сделаться из бродячего охотника оседлым земледельцем. Не может быть никаких сомнений в том, что на самой низшей ступени своего развития доисторические люди не имели еще постоянных жилищ и вели кочующий образ жизни, добывая себе пропитание звероловством. Это доказывается всеми теми остатками, которые сохранились от людей этого наиболее древнего периода, на чем, впрочем, останавливаться здесь мы не будем.

Конечно, на этой ступени культуры домашние животные были человеку еще не нужны (за исключением, быть может, собаки), почему он и не старался извлечь постоянную пользу из случайно приручаемых им животных. Однако, с течением времени, как показывает нам доисторическая археология, первобытный охотник-дикарь начал переходить к оседлому образу жизни и в связи с этим к его главному занятию звероловством и рыболовством стало примешиваться и земледелие. Довольно скоро последнее из побочного занятия стало главным, и перед нами оказывается, вместо кочующего охотника, оседлый земледелец.

С переходом к более оседлому образу жизни, с появлением первых зачатков земледелия у первобытного человека появляются и первые домашние животные. Польза последних при оседлом образе жизни настолько несомненна, что даже доисторическому дикарю она не могла не кинуться в глаза. Он начинает делать выбор между случайно попадающими в его руки и приручаемыми им животными: одни оказываются для него бесполезными, подчас даже вредными; другие, напротив, приносят известную пользу. Немудрено, что во время своих охот человек обращает теперь главное внимание на последних животных и именно их стремится поймать живыми и приручить.

Постепенно его кругозор все более и более расширяется. Выясняется, что прирученные быки, овцы или козы могут идти не только в пищу, но что можно пользоваться их шкурой, шерстью и молоком. Некоторые из прирученных животных приносят в неволе приплод, и человек научается ценить, как выгодно иметь детенышей от укрощенного уже животного. Словом, постепенно, шаг за шагом, в течение длинного ряда веков, человек переходит от случайного приручения попадающих в его руки животных к более планомерной ловле и приручению лишь некоторых из них, ему наиболее полезных, и, наконец, этот длинный процесс заканчивается уже настоящим одомашнением целого ряда форм. После всего сказанного понятно, что первыми из них оказались собаки и наши главные сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи).

Таким образом, главным стимулом для приручения первых домашних животных послужила приносимая ими польза. Ради последней были приручены в дальнейшем и многие другие формы, но было бы большой ошибкой распространять это на всех домашних животных. Мы знаем уже несколько форм, прирученных отнюдь не вследствие их пользы, которой они почти и не приносят, а исключительно ради доставляемого ими нам удовольствия. Сюда относятся золотые рыбки, канарейки, морские свинки. Впрочем, подобных форм среди наших домашних животных и очень мало, да и приручены они сравнительно недавно, на более поздних ступенях человеческой культуры. В древности был, однако, другой более могущественный стимул, который вызывал приручение и одомашнение некоторых форм, не приносящих также особенно большой пользы и прирученных во всяком случае не ради нее. Этот стимул заключается в религии.

Как известно, многим религиям присуще обоготворение некоторых животных. В более грубых и древних из них такое животное считается само за божество, но позже, с дальнейшим развитием религии, обоготворяемое животное оказывается только символом известного бога - как обычно выражаются, посвященным ему. Благодаря этому, обоготворяемое животное окружается таким почтением, что постепенное приручение и одомашнение его значительно облегчается. В конце концов и подобные формы переходят в. прирученное состояние, но человек не навевает из них первоначально никакой пользы, а делает их только предметом культа.

Прекрасный пример этого рода мы видим в домашней кошке. В Европе водится во многих местах дикая кошка, но целый ряд особенностей говорит за то, что не она была диким родоначальником нашей домашней; к тому же исторические данные свидетельствуют о сравнительно позднем появлении домашней кошки в Европе: уже после Рождества Христова. В других странах, например, в передней Азии, Индии, Китае кошка появляется также сравнительно поздно, но зато в Египте изображения и даже мумии кошек находят в памятниках, воздвигнутых за 2000 лет до начала нашей эры, быть может, даже в более отдаленное время.

Из произведений древних историков мы узнаем, что в Египте кошки были священными животными, посвященными богине Бает, причем даже случайное убийство одной из них каралось смертью. Причину обоготворения кошки некоторые усматривают в ее ночной жизни и плодовитости, так как и Бает была богиней луны и плодородия. Однако, существует и другая точка зрения, которая, как нам кажется, гораздо лучше рисует причины и обоготворения и одомашнения кошки. Дело в том, что в Египте водится в диком состоянии особая кошка, не встречающаяся у нас в Европе и называемая нубийской. Можно думать, что диким предком домашней кошки является как раз этот вид, что подтверждается и изучением мумий кошек, находимых в некоторых пирамидах Египта. Нубийская кошка песчано-желтого цвета и напоминает собой львицу в миниатюре, в чем, быть может, и кроется разгадка ее обоготворения. Можно предположить, что доисторические предки египтян обоготворяли льва, с которым им, вероятно, часто приходилось встречаться в то время. По мере развития религии и появления жрецов, последние воспользовались живым миниатюрным изображением бога-льва - нубийской кошкой, которую им удавалось иногда приручать. Постепенно нубийская кошка одомашнилась и размножилась в египетских храмах, превратившись в настоящее домашнее животное. Культ льва за это время был уже оставлен и забыт: время столь грубой религии уже прошло и появились новые, более отвлеченные боги. Однако, кошка осталась священным животным и за свою плодовитость и ночную жизнь была посвящена соответствующему новому божеству.

Можно думать, что домашняя кошка отнюдь не является единственным животным, прирученным из-за религиозных целей. Сюда же относится из птиц, например, голубь, прирученный семитами или финикиянами в западной Азии. Дикие голуби, предки домашнего, особенно охотно селятся в пещерах, которые издавна посвящались для служения божеству. Отсюда понятно обоготворение голубя, (следы чего заметны и до сих пор), а также то, что в древности эта птица разводилась обычно при храмах.

Многие идут еще дальше и готовы признать прирученными из религиозных целей очень многих животных. Допускают, например, что первоначально корова обоготворялась за сходство ее рогов с полумесяцем. Однако, едва ли дело обстояло в действительности так: религиозные соображении могли иметь место при приручении немногих домашних животных, а большинство их все же было, вероятно, приручено из-за приносимой ими пользы, веления которой наиболее сильны на всяких ступенях культуры.

Рассмотрев, как шло приручение и одомашнение животных, мы переходим к. наиболее важному и интересному для нас вопросу, именно к тому, от каких диких форм произошли наши домашние животные и каким: образом могло произойти превращение дикого животного в домашнее со всеми его характерными особенностями. На этих вопросах нам придется, в виду их большого значения и интереса, остановиться наиболее подробно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .