(Воспоминания о брате)

Мне доводилось часто слышать от него, что он - великий русский поэт. Это было не бахвальство, не заносчивость, а душевное стремление к вершине поэзии, здоровая зависть к таланту великих - М. Лермонтова, А. Блока, С. Есенина.

К тому же он был, бесспорно, талантлив. Об этом высказывались известные русские поэты: Василий Федоров, Виктор Боков, Михаил Львов, Николай Тряпкин, Валентин Сорокин и другие.

Некоторые вправе задать вопрос: почему же он в тридцать семь лет не стал очень большим поэтом?

Тяжелые военные годы, потеря отца на фронте, скудные материнские трудодни, наличие в деревне Васильевка только начальной школы не дали возможности ни ему, ни его брату и сестре получить необходимые знания. Но уже в те годы у него проявлялась тяга к поэзии. Его мать, Пелагея Михайловна, рассказывала мне, что он, сидя на русской печке, при кероси-новой лампе сочинял свои первые стихи, некоторые отправлял в газету. В деревне пели его частушки.

Стремление к познаниям, пробуждающаяся поэзия, ранняя самостоя-тельность, большое желание увидеть окружающий мир во всех его красках вынудили Вячеслава оставить родные края. В неполные шестнадцать он уехал на Урал. Здесь приобрел ра-бочую закалку, стал профессиональным рабочим-металлургом.

Без отрыва от производства Вячеслав закончил школу ра-бочей молодежи, одновременно посещал занятия литературного объединения. Упорный труд по-зволил Вячеславу стать в ряд заметных авторов. Он оказался до-стойным преемником уральских маститых поэтов Б. Ручьева, Л. Татьяничевой, М. Львова.

Вячеслав не успокаивался на достигнутом. Его стих креп из года в год, от сборника к сборнику. А главное, он уже в то время нашел стержневую тему своего творчества: «Земную славу хле-боробов // Роднить со славой заводчан!» Названия сборников стихотворений - «Звон колосьев», «Голубой костер, «Гость полей», «Звено», «Перезвон» - говорят о главной теме поэта.

Вячеслав стремится соединить в себе, в эмоциональной жизни героя по-ля и цехи, гул и тишину, пытается сомкнуть в каком-то едином ряду и земляков-сельчан, и заводских друзей.

А мы спешим,

А мы уже сошлись!

И кажутся все дали голубыми…

Звено единства между ними.

(Поэма «Звено»)

Как-то в беседе со мной он говорил, что ему не хватает глубоких знаний в области литературы, философии, политэкономии и других общественных наук. Уже будучи членом Союза писателей СССР, выпустив три поэтических сборника, поступил на Высшие литературные курсы при Литинституте им. А.М. Горького.

Годы учебы в Москве способствовали его стремительному творческому росту. В это время им на-писано много сильных стихотворений, которые печатались в журналах «Москва», «Молодая гвардия», «Огонек», газетах «Правда», «Литературная Россия». Была издана книга в издательстве «Советский писатель».

О Богданове заговорили критики и крупные поэты. Чувствовалось - он набирает зрелость, уверенно идет к вершине своей поэзии.

Мне это было особенно приятно, ведь я следил за каждым его произведением, радовался выступлениям в печати, в аудиториях и среди товарищей. При встречах Вячеслав любил читать новые стихи и позволял мне высказываться о них честно. Правда, критику воспринимал болезненно. В то же время с большим удовольствием по моей просьбе рассказывал о природе какого-то стихотворения.

Однажды мы с Вячеславом были в гостях у знаменитого критика Вадима Кожинова. После прослушивания стихов «Дом», «Родимый дом» и других Кожинов заметил, что рядом с ним находится настоящий русский поэт. Отрадно это было слышать, особенно в присутствии других московских поэтов.

Вячеслав, или просто Слава, как называли его мы, родственники, был очень общителен, прост в обращении, знал цену товариществу. У него был настоящий друг, с которым прошли годы юности, возмужания, становления, - ныне известный русский поэт Валентин Сорокин. Люди схожей судьбы: обоих вырастил Челябинский металлургический завод, обоим рабочий класс дал поэтические крылья. Я был свидетелем их встреч и бесед, обсуждений, взаимных требований к настоящей поэзии. Они критически относились друг к другу, при необходимости высказывались открыто, обращая внимание на слабые стороны отдельных стихотворений.

После завершения учебы Вячеслав возвратился на Урал, где возглавил литературное объединение «Металлург», став членом редколлегии журнала «Урал». Его стихи стремительно набирали высоту. Казалось, появился новый Богданов, «чуточку злей, иронично настроенный к самому себе…», - говорил Валентин Сорокин.

На протяжении своего творчества он постоянно поддерживал связь с малой родиной - Тамбовским краем, с деревней Васильевкой. Ежегодно проводил среди земляков и тамбовских полей свои творческие отпуска. Здесь у него рождались стихи, поэмы. Многие его хорошо знали, он был частым гостем в редакции мордовской районной газеты «Новая жизнь», иногда выступал в районном доме культуры, Оборонинской средней шко-ле, васильевском клубе, на токах и просто среди друзей и знакомых. Обычно приезжал на все лето. Васильевка примечательна тем, что расположена на границе Тамбовской и Липецкой областей. Клуб на-ходится на территории Липецкой области, а школа (сейчас ее нет) и погост - Тамбовской. Деревня окружена полями и прудами с пескарями.

Во время одного из приездов, до ухода в армию, он влюбился в краси-вую черноволосую Томку. Женился и увез ее в Челябинск. Сама она васильевская, но родители к тому времени жили в Ростове-на-Дону. У него есть строки: «...И в свою двадцатую весну я такую девушку сосватал в городе Ростове-на-Дону».

Привез ее в небольшую коммунальную квартиру, в одну комнату, но прожили они там недолго. Не выдержала Томка необустроенный быт, а мо-жет быть, не поняла душу поэта. Слава любил Тамару, рассчитался и уехал с ней к теще в Ростов-на-Дону, устроился сварщиком на заводе. Но от Урала и друзей оторваться было тяжело, и он возвратился один обратно в Челябинск. Знаю, что звал жену с собой, но увы… Прожили они вместе два года. Возможно, по-другому сложилась бы у него жизнь и творчество, если бы Тамара была рядом. У него есть строчки:

До свиданья, Томка, -

Незабудка Томка.

Кто же наше счастье,

Дорогая, скомкал?

Все могло пойти иначе, если были бы дети, а Слава очень хотел своих детей иметь. Тамара прервала беременность в связи с разводом. Спустя много лет он вновь встретился с ней в Васильевке. В то время еще не был женат и подумывал восстановить семейную жизнь. Но после нескольких вечеров, проведенных вместе, пришел к выводу, что ничего не получится. Все ушло в прошлое, перегорело, и больше они не виделись.

Затем он встретил в Челябинске Женю, полюбил ее и женился. В этот период написал целый цикл стихов о любви. Вместе они жили более восьми лет. Детей от второго брака тоже не было. По этому поводу в поэме «Рождение» он сказал:

Ребенок - груз в семье не лишний.

Покоем нежитесь пока…

Но глух покой без ребятишек,

Что колокол

Без языка…

Два года учебы на Высших литературных курсах в Москве они провели вместе с Женей у ее сестры в Сокольниках, в старом деревянном доме с садом. Он говорил, что пожил достаточно в общежитии, хотелось обустроенного быта, да и рядом с женой.

Вообще, Слава любил порядок, чистоту, ходил всегда опрятным, выглаженным, как говорится, при галстуке. Любил белые сорочки и черный костюм. Быт у него был, как и у многих, скромный. Вначале общежитие, затем коммуналка, где и жена, и мать, приехавшая из деревни. И лишь после возвращения с учебы ему выделили трехкомнатную квартиру. Он так мечтал о своем рабочем кабинете! И поработал в нем всего лишь три года. За это время написал много прекрасных стихотворений: «Победа», «Ночью», «Деревушка», «Подсолнух» и ряд других. Новые стихи сразу же стремился донести до близких друзей, с горячим задором читал их.

С любовью декламировал стихи Есенина, которого знал почти наизусть. Вообще его отличительная черта: читал стихи по памяти, как говорят, без бумажки. Его разговорную речь сопровождали постоянные шутки, каламбуры. Обращаясь с большой теплотой к своей матери, он в шутку говорил: «Не грусти, Полина, - у тебя два сына», или лирическое: «Не грусти, моя залетка, никуда не денемся. Пройдет год, пройдет два - все равно сустренемся». И таких каламбуров было много, только, жаль, они нигде не записаны.

Да, этого никто не ожидал: на тридцать восьмом году жизни Вячеслав Богданов скоропостижно скончался - в Москве, в общежитии Литературного института. За два дня до того, будучи в Челябинске, я с ним долго разговаривал по телефону о жизни, о поэзии. Договорились встретиться в столице, после чего он собирался поехать в Тамбов, где должны были состояться выступления с участием местных поэтов Майи Румянцевой, Ивана Кучина, Семена Милосердова. А затем - в Васильевку… Он говорил: «Бывает так необходимо ве-трами родины вздохнуть». Ехал с отчетом перед земляками, сказать «спа-сибо» своей любимой земле:

Ты сумела мне судьбу пророчить.

Я в свои шестнадцать полных лет

Был тобою послан в край рабочий,

И теперь представлен как поэт!

Но судьба распорядилась иначе... Он умер с билетом в кармане на тамбовский поезд, в расцвете творческих сил.

Почему он так рано ушел из жизни? Вопрос очень сложный и неодно-значный. И я хотел бы уточнить некоторые детали. Официально причиной смерти называют сердечную недостаточность. Друзья говорят, что его отравили. Некоторые утверждают, что он умер от водки. Где же, правда? Ее сейчас установить трудно. Времени прошло много, свидетелей уже нет в живых. Теперь можно только размышлять.

Перед роковым утром 11 июля 1975 года вечер он провел с писателем из Самары Олегом Осадчим (теперь уже ушедшим от нас) в ЦДЛе. Олег мне го-ворил, что Слава весь вечер пил только пиво, был очень весел. Ночевать поехали к Олегу в общежитие Литературного института. Он был в хорошем настроении, до 12 ночи на вахте дежурным читал стихи, рассказывал анекдоты, сыпал каламбурами. Затем Олег позвонил жене Евгении и сказал, что со Славой плохо. Женя по каким-то причинам решила не ехать из Сокольников в общежитие. Почему не вызвал Олег «Скорую помощь»? Наверное, не думал о пло-хом исходе...

Утром в 7 часов Олег проснулся и увидел, что Слава уже мертв, - он лежал с кровяным выделением изо рта. Проведя обследование, врач, выйдя на улицу, закурил и, не обра-щая на нас, близких, внимания, с резкой нервозностью сказал: «Отравили парня, сволочи…». Кто отравил, чем отравили? Осталось все это загадкой. Почему не проводилась судмедэкспертиза, почему не было заведено расследование? Не знаю. Я был в тяжелом душевном состоянии, и меня этот вопрос на тот момент не интересовал.

Во время подготовки похорон от Союза писателей СССР приезжал из-вестный поэт Евгений Долматовский. Ему сказали, что Слава отравлен. Но он посоветовал не ворошить эту тему, Славу уже не вернешь и надо сейчас похоронить его нормально. На этом все и закончилось.

Был июль 1975 года, стояла жара. Поступило предложение тело кремировать и похоронить в Москве. Уральцы сказали: «Нет, он наш и будет похоронен в Челябинске». Помню, секретарь Челябинского обкома партии Петр Шарков, друзья Славы настояли на этом решении.

И вот мы - родня, Геннадий Суздалев, Олег Осадчий и другие поэты - повезли Славу на ТУ-154 на его родной Урал. Олег все время подходил ко мне и говорил: «Знаешь, такое ощущение, что все ваши родственники, в том числе и Женя, считают меня виновным в гибели Славы». Я ему ответил: «Не переживай, это не так». Он действительно был очень приличным человеком и хорошим прозаиком.

Нас встретили в аэропорту А. Куницын, И. Картополов, И. Валяев и другие члены литературного объединения. Было предложено гроб отправить в морг. Поэты сказали, что он належался в морге в Москве и будет последние часы находиться во Дворце металлургов - там, где он проводил занятия литературного объединения. Так и сделали, и друзья не уходили от него всю ночь. После похорон выступили на литературном вечере в городском парке культуры и отдыха. Читали стихи, рассказывали о Славе.

Сколько у него было задумок... Говорил, что приступил к поэме о сталеварах, готовил себя к крупной поэме про Красную площадь, где должен был увязать ее историю с историей России, показать мужество и героизм русского народа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Скоро должна была выйти подборка стихотворений в журнале «Огонек» (она появилась спустя 10 дней после его смерти). Собирался переехать жить и работать в Москву.

«Если бы дала судьба Вячеславу Богданову пожить еще десять-пятнадц-ать лет, он стал бы, несомненно, очень крупным поэтом», - сказал Валентин Сорокин. Очень крупным не успел стать, но стал ярким певцом Урала и земли русской, оставил нам десять поэтических сборников, множество проникновенных стихотворений о родине, любви, труде и природе.

На Урале помнят о нем: в последние годы издано три сборника его стихотворений. Литературный клуб в Челябинске назван по заглавию книги «Светунец». На малой родине, в тамбовском крае, стихи Славы появляются на газетных страницах, в школах и библиотеках проводятся литературные вечера, посвященные его творчеству.

Строки Вячеслава Богданова выдержали испытание временем и ярко звучат в органной музыке русской поэзии минувшего и настоящего века.

Виктор СОШИН

ОЗЕРО

Откипело озеро степное,

Синевой пронизано насквозь,

В берега,

Оплавленные зноем,

Присмирев на время,

Улеглось.

Что его негаданно

взъярило?

Не бывает бури

без причин!

Зоревая сила

Вырывала камни из глубин?

Озеро бунтует

не впервые,

Раздвигая берега,

Как тьму.

Назвенели воды дождевые

Про свободу-волюшку ему…

Потому металось так мятежно!

Может быть,

Поднявшись на дыбы,

Океан увидело безбрежный

Кольцованной судьбы!

Из берегов разбитых

В океан прорваться не дано!

И крутые камни,

Как обиду,

Засосало илистое дно.

Все равно при утреннем тумане

Забунтует озеро насквозь.

Пусть оно не выйдет к океану,

Но зато к великому рвалось.

ВО ВЛАДИМИРЕ

С.Никитину

Здесь Русь моя на все четыре стороны

В зеленой вьюге

Вешнего огня.

Зубчатыми лобастыми соборами

Устало смотрит древность на меня.

Пусть опустели башни колокольные,

И ржавь легла от вековых ветров.

Но слышу я - идут на битву воины

Под перезвон седых колоколов.

Лежат равнины,

Росами омытые,

И Русь моя огнем озарена.

Дрожит земля под конскими копытами,

И на крестах распята тишина.

Я слышу гром

И стон за перелесками,

А у Кремля

Рыдающий народ.

О, дайте мне

Доспехи князя Невского

И верный ключ

От золотых ворот ……

СВЕТУНЕЦ

Ходят ветры вечерние кротко.

Гнутся травы от росных колец..

Новый месяц обрамился четко, -

Наполняйся огнем, светунец!

Восходя из росистой низины,

Из простора лугов и полей,

Зачерпни свет серебряно-синий

И обратно на землю пролей!

И замечутся тени в тревоге,

Ослепленные острым огнем,

И никто не собьется с дороги

В неподкупном свеченье твоем.

КОНЬ

Мой добрый конь,

Не порти борозды,

Тяни свою,

Как подобает,

Ты потрудись,

Я дам тебе обсохнуть,

Поставлю корм

И принесу воды.

Ты привыкай к седелке,

Тебе в раздольях

Травяного луга

Не снилась,

Тяжкая подпруга

И удила холодные

А видел я,

Когда луга свежи,

Когда зарей распахнута долина,

Когда ты, шею выгнув лебедино,

Скакал навстречу верстам

Для души.

И, доскакав до зыбкого пруда,

О берег бил неистово копытцем,

Но, сунув морду в гриву кобылицы,

Ты был смиренен в час такой

Теперь в упряжке рвешься на дыбы

И мечешься,

Как будто от удушья,

Но две оглобли,

Как конвойных ружья,

Стоят на страже

У твоей судьбы…

Угомонись,

Неугомонный конь!

Артачиться,

Как видишь,

Бесполезно.

Удил вовек не перегрызть

железных

И не порвать

Жестокую супонь…

Ты с хомутом смиришься

Навсегда.

Но только вот

До боли будет сниться

Весенний луг,

Гнедая кобылица

Летящий к берегу пруда…

ДЕРЕВУШКА

До войны в деревушке безвестной,

У степной безымянной реки,

На гулянках протяжные песни

Распевали мои земляки.

Выезжали, веселые, в поле.

И до осени с самой весны

И пахали они,

И пололи,

Полевыми ветрами пьяны.

Возвращались в деревню под вечер

На телегах рабочего дня.

И бежала к ним

Навстречу

Босиком от реки ребятня.

Сколько жизни в мальчишеском беге!

От загара черны,

Как гольцы,

Окружали ребята телеги,

Отдавали им вожжи отцы.

Но однажды с неслыханной силой

Степь качнула взрывная волна.

На устах деревушки застыло

Распроклятое слово - война.

И в степном трудовом захолустье,

Над привольем земли и удач,

Не вмещался в широкие устья

Над рекою растерянный плач…

Пахли дали слезами и рожью.

На телеги садились мальцы.

Ведь не зря им упругие вожжи

Доверяли когда-то отцы…

Много лет с той поры миновало.

Каждый дом в деревушке притих.

И вернулся с войны запевала,

Но не слышу я песен былых…

У ЛЕТНЕЙ ВОДЫ

Сижу над летнею водою,

Пью охмеляющее пиво.

А берег пахнет лебедой,

Бегут часы неторопливо.

Но не вперед бегут - назад…

И путь указывают стрелки

Где срублен старый сад,

Где лебеда горька в тарелке…

Где среди дум и бедноты

Я от бесхлебья изнываю.

А на окне стоят цветы,

Цветут и к жизни призывают.

А за окном закатный мрак

И, не по-детски злой и мрачный,

Иду я поливать табак,

Презрев навеки дым табачный…

…Сижу над летнею водой,

Пью охмеляющее пиво.

А берег пахнет лебедой,

Бегут часы неторопливо.

Волна седая, что ковыль,

К ногам ласкается печально.

И хмель - не хмель,

И быль - не быль,

Лишь речка летняя реальна.

Да сад реален молодой,

Да луг в ромашковой пороше…

И хорошо, что лебедой

Здесь берег пахнет,

Словно прошлым,

Что нет в деревне бедноты

И что о ней не забывают.

А на окне стоят цветы,

Цветут и к жизни призывают.

СТОГ

- А какой тебе годик?

- Шестой миновал.

Н.А. Некрасов

Тяжелый год. Нетопленная печь.

Глухая ночь,

А в доме - ни полена.

Над стогом месяц высится,

Крадусь в степи,

Как будто бы из плена.

Огонь в избе объездчика потух…

И не страшны мне ни погост,

Ни волки…

Лишь скрип салазок напрягает слух,

Торчит стерня,

Острее, чем иголки…

Я стогу в бок вогнал железный крюк,

Обучен рано ремеслу такому…

Но только стог упрям, как жадный друг,

Мне по клочочку выдавал солому.

И дергал я солому сколько мог,

Искал места, где легче подступиться.

Вгонял я крюк.

И, оседая, стог

Стонал в ночи, как раненая птица.

И я, мальчишка десяти годов,

По-взрослому,

Совсем не без опаски,

Между чужих запутанных следов

Тянул домой с соломою салазки.

Такая даль искрилась впереди!

Такие звезды крупные сияли!

Хотелось всю деревню разбудить,

Но брел тайком,

Чтоб люди не видали…

Я отдохнуть присел на бугорке, -

Спасителем от всех морозных бедствий

Колхозный стог виднелся вдалеке,

Раздерганный кругом,

Как наше детство.

Я это все запомнил и сберег.

И сердце оттого не каменеет…

И душу мне,

Как тот колхозный стог,

Никто вовек раздергать не сумеет!...

РУСЬ

Обжитый мир под солнцем, под луной

И под лучами звездными косыми,

Где дух веков кружится надо мной

И распахнулся далями России.

И я иду навстречу тем векам,

Голубоглазый, русый, коренастый.

Колосья прикасаются к рукам,

Озера колыхаются глазасто.

Земля вовсю вращается, кричит

Холмом, золой,

Что с ней на свете было…

Роняет солнце тихие лучи

На обелиск,

На братскую могилу,

И кланяюсь я прошлому опять,

Родной земле за все крутые были.

Я в мир пришел - творить,

А не рыдать,

Века и так к нам на слезах приплыли…

Нам пришлое сегодня,

Как броня,

И в нас живут его земные боли.

Не потому ль мы встали у огня,

Не потому ль мы распахали поле?!

И, вглядываясь в лица наших дней,

В лицо огня и пашни,

Мне каждый раз становится видней

Прямая связь меж прошлым и грядущим.

www.niknas.hop.ru
www.niknas.narod.ru

Стихи рецензировать невозможно, да и не нужно. Не стоит алгеброй проверять гар-монию. Поэтому я просто расскажу о необычной книге, недавно вышедшей в Москве, и приведу несколько характерных поэтических строк-примеров из неё.
Книга называется «Возвращение», автор - Вячеслав Богданов, вышла она в изда-тельстве «Современный писатель», и на титуле указано, что это - собрание сочинений в одном томе. Необычность книги видна, как говорится, невооружённым глазом. Дело в том, что в наши дни ТАК поэтов, ТАК поэзию не издают: фолиант почти в четыреста страниц, бумага белейшая офсетная, твёрдый переплёт, суперобложка, тираж пять тысяч экземпляров… Сейчас даже классиков так не издают!
Для непосвящённых уточню, что этот роскошный однотомник обошёлся в несколько десятков миллионов рублей, а появился-вышел в свет благодаря хлопотам и стараниям брата Вячеслава Богданова - руководителя одной из московских строительных фирм Виктора Сошина, большое участие в издании принял и известный русский поэт Валентин Сорокин - один из ближайших друзей-товарищей В. Богданова.
Книга выпущена к 60-летию со дня рождения поэта, юбилей которого, как помнят читатели «Тамбовки» и вообще любители поэзии, широко отмечался в октябре минувшего года и на Тамбовщине. К слову, в числе четырёх десятков фотоиллюстраций, украсивших сборник, есть и целый фоторепортаж известных тамбовских фотомастеров братьев Бориса и Алексея Ладыгиных о Богдановских днях на тамбовской земле.
Стоит добавить-уточнить, что был выпущен в сентябре предварительный, как бы пробно-эскизный тираж сборника Вячеслава Богданова «Возвращение» - в мягкой обложке, без иллюстраций, скромный, - часть которого гости из Москвы привезли в Тамбов на юбилей и раздарили землякам поэта, так что некоторые читатели представление об этом однотомнике уже имеют. В окончательном, суперобложечном, варианте книга поделена на разделы - «Циклы стихотворений», «Поэмы», «Статьи» и последний четвёртый раздел составили предисловия к книгам В. Богданова, воспоминания о нём, посвящения в стихах. А предваряет сборник краткое обращение к читателям Валентина Сорокина и автобиография поэта.
Буквально пунктирно напомню, что родился Вячеслав Богданов в деревне Ва-сильевке Мордовского района Тамбовской области в 1937 году. Неполных шестнадцати лет по набору уехал на Урал, стал рабочим Челябинского металлургического завода. Там и начал всерьёз увлекаться стихосложением, выпустил первые книжки, учился затем на Высших литературных курсах в Москве. По возвращении в Челябинск он устроился литсотрудником в газету, до самой смерти руководил литобъединением. А умер Вячеслав Богданов внезапно в трагическом для поэтов 37-летнем возрасте в Москве, похоронен же в Челябинске. Случилось это в 1975-м.
При жизни поэта вышло в издательствах Москвы и Челябинска шесть скромных сборничков, но они обратили на себя внимание не только, как говорится, рядовых читателей, но и маститых тогда мэтров литературы - Василия Фёдорова, Виктора Бокова, Михаила Львова и других. Они писали доброжелательные предисловия к очередным его книжкам, отзывы на них, предрекали ему хорошую поэтическую будущность. И вот это «собрание сочинений в одном томе», вышедшее спустя почти 23 года после смерти Вячеслава Богданова, действительно показывает-доказывает, что творческий потенциал у поэта был не мал. Конечно, он и наполовину, а может быть, и на десятую долю не успел себя реализовать, и в числе советских классиков поэзии ему, вероятно, значиться не суждено, но для нас, тамбовчан, и для уральцев этим сборником возвращение значительного самобытного поэта в литературу состоялось.
Вячеслав Богданов частенько бывал-гостил на Тамбовщине, он и умер буквально накануне очередного приезда - в кармане уже лежал билет на поезд «Москва-Тамбов». Он не уставал подчёркивать в стихах, что корни его именно здесь, что душа его поэтическая формировалась в тамбовской деревне, здесь начиналась жизнь. Например, целиком посвя-щена этой теме поэма «Тропою детства», многие стихотворения из циклов «Моя родослов-ная», «Возвращение»…
Вновь и вновь память возвращала поэта с Урала или из Москвы в родное Черноземье и появлялись лирические стихи с «адресными» названиями - «Тамбовские земли», «Моя деревня», «Васильевка», «Васильевские вечера»…

Моя Васильевка родная,
Тебя забыл я до поры.
Но снова память вырастает,
Как воз идёт из-за горы.
И воз горит зелёным светом.
Свободен путь,
Свободен путь!
И думы,
Словно росы с веток,
Мне освежили разом грудь.
В твоих, Васильевка, широтах.
Я жизнь познал под шум листвы -
От воробьиного полёта
До горя матери-вдовы…

А в поэме «Звено» Вячеслав Богданов даже кается, как бы просит прощения у своей малой родины:

Я в отчий край вернуться
Не могу.
И ты прости,
Известный мой ровесник,
Я слишком, брат,
У города в долгу:
За тёплый кров,
За выучку,
За песню…

Как особую складку души Вячеслава Богданова, поэта и человека, хочу отметить его удивительную способность дружить, быть другом, присущую ему при жизни. А это в лите-ратурной, поэтической среде талант редкий - поэты не умеют искренне дружить. В творче-ской судьбе Вячеслава был такой почти анекдотический случай: он принёс в издательство рукопись очередного сборника, и редактор, ознакомившись с ней, недовольно заметил: не многовато ли, мол, посвящений? Поэт сконфуженно развёл руками: ничего, дескать, поде-лать не могу - у меня много хороших друзей.
И действительно, в итоговой книге Вячеслава Богданова «Возвращение» мы встретим много посвящений друзьям-собратьям по поэтическому цеху, а иным посвящено даже и не по одному стихотворению - Борису Ручьёву, Василию Фёдорову, Валентину Сорокину… Вот и хочется мне в конце данных заметок привести строки из предисловия к книге «Возвращение», вылившиеся из самого сердца В. Сорокина: «Голубоглазый, русоголовый, крепкий, поэт любил, творил, надеясь на русское молитвенное слово истины и верности, и нёс его открыто, широко, одаривая земляков, близких, всех, кто дружелюбно улыбнулся ему на стезе трудного призвания. Поблагодарим поэта за откровение.
…Вихрастый друг мой, поэт наш русский, Вячеслав Богданов, возвращайся к народу своему, возвращайся к седому ровеснику и к юному новому поколению: ты - не забыт, ты - нужен, ты - голос времени, окликающий нас, живущих и действующих!..»
Надо добавить, что часть тиража однотомника Вячеслава Богданова «Возвращение» издатели безвозмездно передадут в библиотеки Тамбовщины, так что у любителей поэзии будет возможность познакомиться с творчеством поэта-земляка.
Происходит в полном смысле слова его возвращение.

Рецензии

У меня есть две книги Вячеслава Богданова. Стихи мне нравятся. И я помню строки помещённого в статье стихотворения:

"Но снова память вырастает,
Как воз идёт из-за горы.
И воз горит зелёным светом.
Свободен путь,
Свободен путь!"

Замечательные строки!
И Николай Николаевич с такой теплотой пишет об авторе этих строк! И гордость появляется- земляк! И жители Челябинска скажут - земляк! Ну и что! Поэт не пренадлежит тому месту, где родился, где жил. Если стихи читают, берегут память, значит это - Поэт! И он - ничей, он - для всех!

(1937 - 1975)

Вячеслав Алексеевич Богданов (1937 - 1975) - один из ярких, талантливых русских поэтов. Родился в деревне Васильевка Мордовского района Тамбовской области, в семье потомственных крестьян. Отец погиб на фронте под Курском в 1942 году. Мать одна растила троих детей. В 1953-м В.А. Богданов обучался в фабрично-заводском училище в Челябинске, где познакомился с В.В. Сорокиным. В 1957-м вместе с ним пришёл в литературное объединение «Металлург», где встретился с поэтами М. Львовым, Л. Татьяничевой, Б. Ручьёвым. Богданов проработал 15 лет на Челябинском металлургическом заводе. Стихи начал писать ещё в школе, первые публикации - в газете «Пионерская правда», затем в 1957 году в газетах «Комсомолец» и «Челябинский рабочий». В 1966-м был участником Кемеровского семинара писателей, организованного ЦК ВЛКСМ и СП России. Семинар вёл В.Д. Фёдоров, который рекомендовал его в члены Союза писателей СССР (принят в 1969-м). Он был литературным наставником Богданова, оказал большое влияние на поэта. В 1972 году окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького (семинар А. Межирова). В 1964 году в Южно-Уральском книжном издательстве вышел его первый поэтический сборник «Звон колосьев». Всего он выпустил семь сборников стихов в издательствах Москвы и Челябинска. Стихи и поэмы поэта публиковались в журналах: «Сибирские огни, «Урал», «Уральский следопыт», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник», «Огонёк»; в различных сборниках и альманахах. Творчество Богданова высоко оценили Л. Татьяничева, С. Наровчатов, Б. А. Ручьёв, В. Ф. Боков и другие. Был членом редколлегии журнала «Урал». С 1965-го и до конца своей жизни руководил литературным» объединением «Металлург». Став уже известным поэтом, Вячеслав Богданов часто приезжал на родную Тамбовщину, принимал активное участие в литературных праздниках. Трагически погиб в Москве 11 июля 1975 года. Похоронен в Челябинске. В 1978-м при Челябинской областной организации Союза писателей СССР был создан поэтический клуб «Светунец» имени Вячеслава Богданова, который работает и ныне. В Челябинске регулярно проводятся поэтические фестивали, посвящённые памяти поэта. С 1997 года на Тамбовщине проводятся Богдановские чтения. Администрация Мордовского района учредила в 1998 году премию «Светунец» имени В. А. Богданова. В Мордово создан музей поэта, установлен его бюст, его имя носит местная библиотека. Тамбовские композиторы О. Егорова, Л. Казанков написали музыку на стихи земляка.

Белоглазова Алёна

Специфика поэтического творчества. Почему люди пишут стихи?

Жизненный путь поэта- односельчанина Вячеслава Богданова;

Основные темы в творчестве В.Богданова.

Каталог произведений о родном крае.

Практическая часть исследовательской работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа Выполнила: Белоглазова Алёна, ученица 8 б класса МБОУ «Оборонинская СОШ» р.п.Мордово Тамбовской области. Руководитель: Тарабрина Татьяна Борисов- на, учитель русского языка и литературы.

Цели: знакомство со спецификой поэтического творчества; сбор биографической информации о поэте-односельчанине Вячеславе Богданове. Задачи: познакомиться со спецификой поэтического труда; собрать и оформить биографические сведения о поэте- односельчанине Вячеславе Богданове; провести самооценку (вывод) исследовательской работы и сделать ее презентацию; оформить творческий отчет.

Гипотеза: литературное творчество Вячеслава Богданова тесно связано с его биографией.

Объект: Поэтическое творчество поселка Мордово. Предмет: жизненный и творческий путь поэта Вячеслава Богданова.

План: Введение. Специфика поэтического творчества. Почему люди пишут стихи? Основная часть. а) Жизненный путь поэта- односельчанина Вячеслава Богданова б) Каталог произведений о родном крае. Заключение. Приложение.

Почему люди пишут стихи? Желание написать стихи - это порыв. С этим порывом сталкивались многие из нас. Желание написать собственное стихотворение посещает каждого рано или поздно. Но, пожалуй, лишь единицы обладают поистине безграничным талантом, чтобы выражать себя посредством стихов. Поэты - удивительные люди. Они живут какой-то неземной жизнью, постоянно витают в облаках и гоняются за капризной музой. Сколько бессонных, исполненных томительного ожидания ночей и дней они проводят в поисках вдохновения. Для чего все эти муки? Что они хотят выразить в зарифмованных строчках? Почему люди пишут стихи снова и снова? Возможно все дело в тех вибрациях, которыми обладают стихотворные произведения. Эти вибрации способны передавать то, что словами прозы высказать невозможно. В каждом человеке есть творческое начало. И каждый реализует его так, как хочет. Кто-то в стихах, кто-то пишет прозу, кто-то рисует… Главное, творить от души, а не ради денег, иначе вместо шедевра, который останется жить в веках, вы получите лишь кроху сиюминутной славы.

Вячеслав Богданов (1937-1975) - один из ярких, талантливых русских поэтов, который погиб на взлёте своего творчества. Малая родина - Тамбовщина - впитала в него широту, красоту, душевность, «голубоглазость» русской природы, русского человека, а вторая малая родина - Урал - дала поэтические крылья.

Главная тема в творчестве Вячеслава Богданова – человек труда. И неважно, где он работает, на тамбовских полях или на уральских заводах, поэту одинаково дорог хлебороб и сталевар.

На Тамбовщине, в Челябинске и в Москве изданы книги его стихов, воспоминания его друзей, с широким размахом проходят ежегодные Богдановские чтения. После гибели поэта издано шесть сборников его стихов. Издательство "Советский писатель" выпустило однотомник - полное собрание сочинений "Возвращение". В Тамбове впервые издан сборник стихов "Встреча", готовится к изданию следующий - "Она всегда неповторима - Русь", в Челябинске издан прекрасный сборник о нём, о жизни и творчестве "Верность", в Липецке имя Вячеслава Богданова включено в энциклопедию области, а металлурги Урала включили его имя в свою энциклопедию. Его стихи и слово о нём печатают журналы "Наш современник", "Молодая гвардия", "Слово", "Подъём", "Золотое перо", газеты "Российский писатель", "Литературная Россия", "Тамбовская правда", "Челябинский рабочий", "Липецкая жизнь", "Возрождение Урала" и многие другие.

К 200-летию А.С.Пушкина в Москве вышла чудесная Антология поэтов России "Я помню чудное мгновенье…", где широко представлены стихи Вячеслава Богданова. Многое делается и на Тамбовщине, и на Урале по увековечению памяти поэта. Союзом писателей России совместно и при большой поддержке Администраций Тамбовской и Челябинской областей проводятся дни литературы, посвящённые творчеству Вячеслава Богданова. На Тамбовщине они стали традиционными. Открыт литературный музей поэта, названа его именем центральная районная библиотека, одна из улиц, учреждена ежегодная литературная премия "Светунец", стипендия его имени для одарённых учеников, установлен памятник, который изваял заслуженный скульптор России Селиванов Николай Александрович.

Практическая часть: Я провела анкетирование среди своих одноклассников. По результатам анкетирования узнала: 20 учеников из 26 слышали имя Вячеслава Богданова. 18 учащихся читали стихи поэта. По результатам исследования оформила слайдовую презентацию и показала ее одноклассникам. Всех ребят очень заинтересовала эта тема, и они решили изучить ее как можно подробнее. Составила каталог стихов В. Богданова о родном крае.

А нкетирование одноклассников

Большое место в творчестве В. Богданова занимает тема малой родины. Рождение стихотворения всегда связано с откликом души на события, происходившие в жизни человека, на его переживания. Может быть, с разлуки и началась его деревенская лирика.

Выводы: Исследовательская работа способствовала: -повышению знаний о творчестве Вячеслава Богданова; -раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Исследовательская работа показала: литературное творчество Вячеслава Богданова тесно связано с его биографией. Гипотеза подтвердилась.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Областной конкурс исследовательских и творческих

Работ обучающихся «Первые шаги в науку»

___________________________________________________

Направление науки:

литературное краеведение

Тема:


«Вячеслав Богданов – самобытный тамбовский поэт»

Белоглазова Алёна Алексеевна,

ученица 8 б класса.

Место жительства: р.п. Мордово

ул. Школьная д.11

Руководитель: Тарабрина

Татьяна Борисовна,

учитель русского языка и

литературы

Образовательное учреждение :

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение
«Оборонинская средняя

общеобразовательная школа»
р.п. Мордово Мордовского

района Тамбовской области

2014 год

Цели:

  • Знакомство со спецификой поэтического творчества.
  • Сбор биографической информации о поэте – односельчанине Вячеславе Богданове.

Задачи:

  • познакомиться со спецификой поэтического труда;
  • собрать и оформить биографические сведения о поэте- односельчанине Вячеславе Богданове;
  • провести самооценку (вывод) исследовательской работы и сделать ее презентацию.
  • оформить творческий отчет.

Гипотеза : литературное творчество Вячеслава Богданова тесно связано с его биографией.

Объект: Поэтическое творчество В. Богданова.

Предмет : жизненный и творческий путь поэта Вячеслава Богданова.

  1. Введение. Специфика поэтического творчества. Почему люди пишут стихи?
  2. Основная часть :

1). Жизненный путь поэта- односельчанина Вячеслава Богданова;

2).Основные темы в творчестве В.Богданова.

3). Каталог произведений о родном крае.

4).Практическая часть исследовательской работы.

3. Заключение.

4. Приложение

Глава 1. Введение. Специфика поэтического творчества. Почему люди пишут стихи?

Ольга Воронова, доктор филологических наук, профессор РГУ имени С.А. Есенина отмечает: «Глубокое изучение биографии того или иного писателя или поэта предполагает взаимосвязанное исследование как минимум трёх основных составляющих: жизненной, творческой и духовной биографии. Современные исследователи (Н.И.Шубникова-Гусева, Е.А.Самоделова, Л.А.Киселёва, С.Н.Пяткин и др.) совершенно справедливо замечают, что поэт является автором не только своих литературных произведений, но, пожалуй, и самого главного своего творения - собственного «жизнетекста», не менее увлекательного, захватывающего и драматичного, чем его стихи. Ещё Ю.Тынянов показал различие понятий «биографическая личность» и «литературная личность».(1,5.)

И это закономерно: в творчестве можно прочесть биографию и биография влияет на творчество, но отождествление понятий невозможно.

Поэты - удивительные люди. Они живут какой-то неземной жизнью, постоянно витают в облаках и гоняются за капризной музой. Сколько бессонных, исполненных томительного ожидания ночей и дней они проводят в поисках вдохновения. Для чего все эти муки? Что они хотят выразить в зарифмованных строчках?

Желание написать стихи - это порыв. С этим порывом сталкивались многие из нас. Желание написать собственное стихотворение посещает нас рано или поздно. Но, пожалуй, лишь единицы обладают поистине безграничным талантом, чтобы выражать себя посредством стихов.

Так почему люди пишут стихи? Однозначный ответ не даст вам даже настоящий поэт, но то, что творческие личности, способные так красиво и на первый взгляд непринужденно изложить целый мир в трех четверостишьях, ищут некую опору во враждебном и чужом для них мире, бесспорно. Поэзия, как собственно и все искусство, помогает примириться с миром, принять его целиком со всеми его проблемами, бессмысленностью и нелепицами, и понять его таким, какой он есть.

Стихи воспринимаются легче, чем прозаические произведения - эта истина известна уже, пожалуй, всем. И в тоже время стихи гораздо эмоциональнее и ярче передают малейшие движения души. Стихи - это своеобразный вид коммуникации. Через свои произведения поэт может не только излить душу читателю, но и вступить с ним в диалог, вызвав ответные движения души.

Люди писали стихи испокон веков и продолжают это делать до сих пор. Почему люди пишут стихи снова и снова? Возможно, все дело в тех вибрациях, которыми обладают стихотворные произведения. Эти вибрации способны передавать то, что словами прозы высказать невозможно.

В каждом человеке есть творческое начало. И каждый реализует его так, как хочет: кто-то в стихах, кто-то пишет прозу, кто-то рисует… Главное, творить от души, а не ради денег, иначе вместо шедевра, который останется

жить в веках, вы получите лишь кроху сиюминутной славы.

История родного края – это прежде всего история людей, здесь живущих. Наш район славится многими замечательными людьми.

О судьбе одного такого человека – Вячеслава Богданова – мне захотелось узнать подробнее. Однажды в библиотеке, листая подшивку местной газеты, увидела стихотворения, которые не могли меня не заинтересовать и прежде всего потому, что посвящены они были деревеньке, расположенной на территории нашего района. Также в прошлом году посетила Мордовский краеведческий музей и решила больше узнать о жизни и творчестве своего поэта-земляка Вячеслава Богданова. Для меня это актуальная тема, ведь его биография и рождение стихотворений - очень интересный и непростой вопрос.

Глава 2. Основная часть.

1) Жизненный путь поэта- односельчанина В.Богданова.

Вячеслав Алексеевич Богданов родился 24 сентября 1937 года в деревне Васильевка Мордовского района Тамбовской области, где прошло его детство. Отец погиб на фронте под Курском в 1942. Мать одна растила троих детей.

В 1951 году, закончив 4 класса, временно прекратил учебу из-за материальной необеспеченности. Ближайшая семилетняя школа находилась в десяти километрах от деревни, где проживал поэт.

В 1953 году по набору в школу ФЗО уехал учиться в Челябинск. После окончания школы будущий поэт работал слесарем-монтажником на Челябинском металлургическом заводе в течение 15 лет.

Не от хорошей жизни переехал, а от голодной. Сам бы он не решился, да и не смог бы. Государство подтолкнуло, подсказало переехать – по набору. А в Челябинске – что? Училище, тоже казенное. А после училища – что? Лихая, высотная, как будто бы романтическая и вроде бы даже поэтическая монтажная работа в угарном цехе коксохима.

Вячеслав Богданов был из тех деревенских мальчиков, которых сиротское детство сразу «загримировало» под старичков. Сомкнутые губы, тоска прищуренных глаз, печать безысходной озабоченности на лице, обидчивый излом бровей, застенчивость, готовая обернуться колючестью, – таким мальчик Слава приехал в Челябинск.(13) Город обрушился на него и почти завалил обломками своей толкотни, грохота, многолюдья, этажей. А завод? Это какое-то железное, пыхтящее дымами чудовище, к которому страшно даже подступиться. В городе все совершенно другое, нисколько не похожее на то, что было до него. Первое желание – на вокзал и обратно. Убежать без оглядки, унести ноги, пока жив, бросить его раз и навсегда. Но какая-то неведомая сила останавливала его снова и снова.

Вместе с В. Сорокиным пришел в 1957 в литературное объединение «Металлург», где встретился с поэтами М.Львовым, Л.Татьяничевой, Б.Ручьевым.(5)

В том, как он рос в своей Васильевке, не было ничего, что толкнуло бы его к поэзии. Извне не было и намека на стихи. Значит, изнутри? Как бы то ни было, не поэтом приехал Богданов из Васильевки в Челябинск. Поэтом он стал в Челябинске. Но парадокс в том, что поэтом его сделал не Челябинск, а Васильевка.

2) Основные темы в творчестве В.Богданова .

Главная тема в творчестве Вячеслава Богданова – человек труда. И неважно, где он работает, - на тамбовских полях или на уральских заводах, поэту одинаково дорог хлебороб и сталевар.

В стихотворении «Наедине с полями» поэт говорит о той радости, которую он испытывает «под небом родины широкой», где «Для каждого необходимо / Ветрами родины вздохнуть / И после дыма, коксохима / В просторных далях утонуть…».

Вспоминая голодное детство, он бережно срывает ржаной колосок, растирает его в ладонях и ощущает «медовость янтарно-звонкого зерна». Сам и хлебороб, и сталевар, Вячеслав Богданов благодарен судьбе за то, что в нём так органично соединились эти земные профессии. Но он ещё и поэт, призванный воспеть работу, приносящую радость и счастье:


Судьбой мне вверено до гроба,
По праву сердца и сельчан,
Земную славу хлебороба
Роднить со славой заводчан!

Тамбовский край и Урал – два причала Вячеслава Богданова. Оба были ему дороги, оба сыграли огромную роль в становлении его как поэта и гражданина. В одном из стихотворений есть такие строки: «По времени тамбовскому ложусь, и просыпаюсь по часам уральским». А в строках, написанных в 1970 году, он выразил всю суть своей жизни:


Коль доведётся умирать,
То у меня – учтите! –
Завод – отец,
Деревня – мать,
И чёрный труд – учитель.

Большое место в творчестве поэта занимает тема малой родины, Тамбовского края, стихи о родимом доме, о детстве, о матери: «Дом», «Родимый дом», «Отчий дом», «О матери», «Родная степь», «Моя деревня», «Васильевка», «Тамбовские земли» и многие другие. В стихотворении «Раздумье» Вячеслав сказал:

Ты, деревня, прости, дорогая,

Город стал мне хорошим отцом.

Я меж вами стою и не знаю-

Ну к кому повернуться лицом?!

Чтобы жить мне, не ведая горя,

Чтобы сердце не рвать пополам,

Я хотел бы уральский мой город

Передвинуть к тамбовским полям.

После окончания Высших литературных курсов в 1972 году Вячеслав Богданов стремительно набрал высоту, приобрёл мастерство и заявил в полный голос о своём звучании в поэтическом русском оркестре.
О нём заговорили критики, большие мастера слова: Василий Фёдоров, Михаил Львов, Борис Ручьёв, Виктор Боков, Виктор Чалмаев и другие.
Его стихи печатались во многих центральных журналах, в газетах, его стихи читали по центральному радио.
Чувствовалось, что Вячеслав Богданов набирает силу своего стиха, находит признание у читателей, уверенно идёт к своей поэтической вершине.

При жизни поэта было издано семь поэтических сборников. Всего Вячеслав Богданов написал более двухсот стихотворений и четыре поэмы, пятую, о сталеварах, только начал. Конечно, не много написано, но в его творчестве есть любовь к Родине, любовь к человеку, к другу, к работе, к памяти, к природе, к матери, к таинствам вселенной и, что характерно, эти темы как-то переливаются одна в другую, соединяясь воедино: Человек и Природа, Город и Деревня, сегодняшний день с прошлым и будущим.

Сохранение связи с родной землёй, старыми друзьями, уважение труда простого крестьянина во многом определили тематику стихотворений В. Богданова.

В своих стихах Вячеслав Богданов и памятью, и душой на родной стороне. Вновь и вновь память возвращала поэта с Урала или из Москвы в родное Черноземье, и появлялись лирические стихи с «адресными» названиями - «Тамбовские земли», «Моя деревня», «Васильевка», «Васильевские вечера»…

Моя Васильевка родная,
Тебя забыл я до поры.
Но снова память вырастает,
Как воз идёт из-за горы.
И воз горит зелёным светом.
Свободен путь,
Свободен путь!
И думы,
Словно росы с веток,
Мне освежили разом грудь.


В твоих, Васильевка, широтах.
Я жизнь познал под шум листвы -
От воробьиного полёта
До горя матери-вдовы…

А в поэме «Звено» Вячеслав Богданов даже кается, как бы просит прощения у своей малой родины:

Я в отчий край вернуться
Не могу.
И ты прости,
Известный мой ровесник,
Я слишком, брат,
У города в долгу:
За тёплый кров,
За выучку,
За песню…

Приезд 26-летнего поэта на родину в 1963 году выливается в щемящие строки стихотворения «Выхожу я в поле». Привязанность к тамбовской земле, отчему дому сквозит в большинстве стихов поэта. Тоска по ней отражена в сокровенных строках стихотворения «Зрелости круг».(13)

Каждое лето Вячеслав Богданов стремился на встречу с земляками, на просторы чернозёмных полей. Он принимал активное участие в праздниках поэзии, проходивших в Тамбовской области в 1960 – 70-е годы, вдохновенно читал стихи в рабочих и студенческих аудиториях, перед сельскими тружениками. В 1975 году он также собирался на малую родину. Но встреча не состоялась: 11 июля сердце поэта перестало биться. Умер он в Москве, но похоронен в Челябинске, где прошла большая часть его сознательной творческой жизни, где он не только работал на заводе, но и руководил литературным объединением, воспитавшим немало талантливых уральских поэтов.

Вячеслав Богданов принадлежал к тому поколению крестьянских детей, которые с неимоверными усилиями, преодолевая нужду, лишения, безотцовщину, не имея опоры на знатных родителей, на семейные традиции, вышли из простонародья и стали настоящими творцами великой русской культуры.

3) Каталог произведений.

1.Богданов В. Звон колосьев: Стихи. – Челябинск, 1964.

2.Богданов В. Голубой костёр: Стихи. – Челябинск, 1968.

3.Богданов В. Гость полей: Стихи. – М., 1970.

4.Богданов В. Перезвон: Стихи. – Челябинск, 1972.

5.Богданов В. Звено: Стихи и поэма. – М., 1973.

6.Богданов В. Светунец: Стихи и поэма. – М., 1974.

7.Богданов В. Избранная лирика: Стихи. – Челябинск, 1975.

8.Богданов В. Возраст: Стихи. – М., 1977.

9.Богданов В. Самое дорогое: Стихи. – Челябинск, 1982.

10.Богданов В. Чистые снега: Стихи. – Челябинск, 1986.

11.Богданов В. Возвращение: Собр. соч. в одном томе. – М., 1997.

12.Богданов В. Она всегда неповторима – Русь!: Стихи, воспоминания и посвящения. – Тамбов, 2004.

13. Богданов В.Здесь Русь моя! Стихи, библиография В.А.Богданова. Издание 2. – М., 2012.

Практическая часть исследовательской работы

1. Я провела анкетирование среди своих одноклассников. По результатам анкетирования узнала:

  • 20 учеников из 26 слышали имя Вячеслава Богданова.
  • 18 учеников читали стихи поэта.

2. По результатам исследования оформила слайдовую презентацию и показала ее одноклассникам. Всех ребят очень заинтересовала эта тема, и они решили изучить ее подробнее.

Заключение.

Поэзия Вячеслава Богданова необычайно искренняя, идущая из самого сердца. С удивительной наблюдательностью и любовью поэт рисует жизнь деревни. А его стихи, посвящённые людям села, отличаются яркой выразительностью характеров.

Творческий дар нашего земляка многогранен. Его наследие не оставляет равнодушным тех, кто когда-нибудь с ним соприкоснулся, ибо оно создано человеком чутким, думающим, умеющим видеть и подмечать прекрасное, человеком сострадательным, готовым протянуть руку каждому, кто в ней нуждается.

Хочется верить, что имя нашего земляка будет звучать не только на Тамбовщине, но и за её пределами.

Рождение стихотворения всегда связано с откликом души на события, происходившие в жизни человека, на его переживания, связанные с фактами жизни. Может быть, с разлуки и началась деревенская лирика Вячеслава Богданова.

Малая родина не забыла своего поэта. Районной библиотеке присвоено имя Вячеслава Богданова, здесь же – литературный музей поэта. В Мордово ежегодно проводятся Богдановские чтения. Учреждена стипендия и премия «Светунец» имени В.Богданова. Разбит сквер, в котором установлен бюст челябинского поэта с

тамбовскими корнями.

Литература:

1. Боков В. О поэте // Богданов В. Звено: Стихи и поэма. - М., 1973. –

С. 4.

2. Сорокин В. О друге // Богданов В. Самое дорогое: Стихи. – Челябинск, 1982. – С. 5 – 9.

3. Верность: О жизни и творчестве Вячеслава Богданова. – Челябинск, 1997.

4. Сошин В. Родниковый голос поэта; Проскурин П., Сорокин В и др.: Воспоминания о поэте, стихи-посвящения // Богданов В. Она всегда неповторима – Русь! – Тамбов, 2004. – С. 6 – 12; 119 – 179.

5. Полякова Л., Дорожкина В. Богданов Вячеслав Алексеевич // Литературное краеведение: Пособие для учителя. В 2-х ч. Ч. 2-я. – Тамбов, 2007. – С. 167 – 175.

  1. Полдень. Литературный альманах. Выпуск 11, 2012, Москва - Мытищи. С.213-219.