Шагал не брал кисть в руки 9 месяцев. Лишь благодаря вниманию и заботе дочери Иды он понемногу возвращается к жизни.

Рукописи Беллы они взяли за основу для сборника ее воспоминаний под названием «Горящие огни» : Шагал создал 68 иллюстраций, а Ида занималась переводом с идиша.

Вирджиния Хаггард в жизни Шагала

Летом 1945 года Ида решила нанять сиделку для ухода за отцом. Так в жизни Шагала появилась Вирджиния Хаггард . Внешне она напоминала Марку Беллу. Между ними вспыхнул роман, который подарил Марку сына .

Шагал принялся за проект «Жар-птица» Игоря Стравинского. Он оформил занавес, создал три декорации и более 80 костюмов для балета. Премьера прошла с триумфом. Американские критики восприняли художника на ура.

В 1946 году вместе с Вирджинией Шагал въехал в новый дом на северо-востоке штата Нью-Йорк, где у них родился сын Давид. А через год новая семья художника отправилась во Францию.

Во всем мире проходили многочисленные выставки работ Шагала. Марк видит, что его помнят и любят. Он обосновывается на Лазурном побережье в Сен-Поль-де-Ванс неподалеку от Ниццы.

В 50–60-х годах ХХ века поле деятельности Шагала расширяется. Он получает многочисленные заказы на монументальную живопись, иллюстрации для книг, скульптуры, керамику, витражи, гобелены и мозаику.

В 1951 году Вирджиния ушла от Шагала. Забрав с собой сына, она переезжает к фотографу, роман с которым продолжался два последних года.

Марк Шагал снова остался один. После ухода Вирджинии на его полотнах, как во время Второй мировой войны, опять возникают библейские сцены.

Весной 1952 года художник знакомится с Валентиной Бродской , или Вавой, как ее называли друзья и близкие. Очень скоро, уже 12 июля того же года они стали мужем и женой.

Жизнь с Валентиной Бродской

В годы, когда в жизнь Шагала вошла Вава, творчество художника достигло пика признания. Стоимость его картин стремительно взлетает. Крупные коллекционеры стремятся заполучить их. Даже в ресторанах, куда они с Вавой часто ходили обедать, велась охота на рисунки Шагала. У него всегда с собой было 2–3 карандаша и пастели. Ожидая заказ, он часто рисовал на салфетках и скатертях. Эти «бессознательные» творения стоили сотни и даже тысячи франков.

Марк Шагал оказался на третьем месте в списке самых дорогих мастеров французской живописи (первое место занимал Пикассо, второе - Матисс).

Шагалу удалось стать одним из немногих художников, который работал в религиозной тематике различных конфессий. Его руке принадлежит авторство витражей католического собора в Мецце, протестантской церкви в Цюрихе, синагоги в Иерусалиме. Его картины можно увидеть в коллекциях арабских шейхов.

В 1964 году министр культуры Франции поручил художнику расписать плафон цитадели французской культуры Парижской оперы . На плафоне художник изобразил силуэты двух городов - Парижа и Витебска, навечно соединив их нерасторжимым кольцом росписи.

В 1975 году написал много больших работ на библейские и духовные темы: «Дон Кихот», «Падение Икара», «Иов», «Блудный сын».

Марк Шагал всю жизнь рисовал летающих людей. На полотне одной из самых известных картин - «Влюбленные над городом» - он парит над любимым Витебском вместе с Беллой.

Судьба распорядилась так, что Марк умер в полете. 28 марта 1985 года 98-летний Шагал сел в лифт, чтобы подняться на второй этаж в своем замке в Сен-Поль-де-Ванс. Во время подъема его сердце остановилось.

«МОЙ грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем, глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. И смотрел на тебя, сколько хотел».
Так с теплотой и трепетом всемирно известный художник Марк Шагал, 130-летие со дня рождения которого отмечалось вчера, описывал свой любимый и родной город Витебск. Впрочем, эти слова он без сомнений мог отнести и к Лиозно… К этому небольшому городскому поселку живописец имеет прямое отношение - там жила многочисленная родня. Некоторые исследователи его творчества спорят друг с другом, утверждая, что якобы на даче в деревне Заольша Лиозненского района он написал свою самую известную картину «Над городом». Спорят, к слову, не только из-за этого факта. Противоречиво само восприятие полотен мастера постмодернизма. Непривычное, непонятное, странное, легендарное, уникальное - такие разношерстные эпитеты летят в адрес творчества художника. Что ж, все они имеют право на существование.

В ЛИОЗНО в средней школе №1 работает музей народной славы. Руководит им Нина Тихомирова. Почти два десятилетия Нина Константиновна посвятила сбору биографических сведений о Шагале. Заинтересовалась художником неспроста. Во время приезда в Лиозно искусствоведов из Москвы в 1972 году Нина Константиновна услышала удивительную версию, будто знаменитый на весь мир художник родом из этих мест:

Марк Шагал бесспорно родился в Лиозно. А когда ему исполнился годик, родители переехали в Витебск. Этот факт подтвердил и поэт Андрей Вознесенский, когда выступал на конференции в Ленинской библиотеке в Москве в 1992 году. Я тогда задала ему единственный вопрос: так где же родился живописец? Тот убедительно ответил - в Лиозно. С тех пор буквально по крупицам собирала сведения в архивах, у местных долгожителей, среди которых и двоюродный племянник Шагала Самуил Эфрос.

Что ж, это одна из версий. По другой, более убедительной (Шагал сам подтверждал факт в своей автобиографии), родина его в Витебске. Но никто не оспаривает его любовь и к маленькому провинциальному поселку в сорока километрах от облцентра. По воспоминаниям старожилов, Шагал наведывался в Лиозно несколько раз. Приезжал и с первой женой Беллой. В поселке в начале XX века его родственники жили едва ли не через дом. Двоюродный племянник Самуил рассказывал Нине Тихомировой, что тот всегда был приветливым, общительным человеком. С виду очень импозантный, одевался с иголочки, белая рубашка и черный пиджак - неотъемлемый элемент гардероба. Вспоминал он, как Шагал ходил по местечку с мольбертом, что-то рисовал, а люди, привыкшие тяжелым физическим трудом зарабатывать каждую копейку, смотрели на него с удивлением и спрашивали: интересно, как этот человек собирается дальше жить? На что он будет содержать семью, неужели на эти картины?

Однако большую часть времени художник проводил на даче в деревне Заольша, где у него был дом. Сама природа располагала к творчеству. Вот что читаем о его первом знакомстве с деревней, которое случилось вскоре после свадьбы в 1915 году: «Наконец мы одни, в деревне. Сосновый бор, тишина, над деревьями - месяц. Похрюкивает в хлеву свинья, бродит лошадь. Сиреневое небо. У нас был не только медовый, но и молочный месяц. Неподалеку паслось армейское стадо, и по утрам мы покупали у солдат молоко ведрами. Жена, вскормленная на пирогах, заставляла все выпивать меня одного. Так что к осени на мне с трудом сходились одежды. В полдень наша комната была похожа на великолепнейшее панно - хоть сейчас выставляй в парижских салонах».

Нина Константиновна утверждает, что именно на даче он работал над полотнами «Дом в местечке Лиозно», «Аптека в Лиозно», «Смоленская газета», «Сельская улица». Даже картина «Над городом», якобы, родилась в Заольше.



«Дом в местечке Лиозно»


Вокруг нее как раз и ходят споры. Всеми известный факт: на ней панорамный вид Витебска. Однако двоюродный племянник Шагала говорил, что это не что иное, как Лиозно. Распознал горпоселок по церкви, которая видна на картине. Такая же была и в Лиозно до 1962 года. Однако факт проверить не представляется возможным, ведь населенный пункт после войны видоизменился.

Только по архивным документам Нине Константиновне удалось узнать, где располагался двухэтажный деревянный дом-усадьба семьи Шагала (деда и отца будущего художника) - между нынешними улицами Ленина и Гагарина за районным Домом культуры, магазин «Гастроном», владельцем которого был Елисей Шагал, - между современными кинотеатром «Свiтанак» и райисполкомом. Здесь же находились ряды, на которых бойко вели торговлю многочисленные родственники Марка Захаровича. Еще одна точка шагаловского маршрута - место, где размещалась парикмахерская, изображенная на знаменитой картине «Домик в местечке Лиозно», как раз на территории сада райисполкома, ближе к дороге. Сейчас, правда, лишь мемориальная доска, установленная на районном Доме культуры, да бюст близ военно-патриотического музея напоминают о том, что горпоселок связан с именем Шагала.

ЧТО говорили родные об увлечении живописью юного Марка? Не одобряли. Как-то раз дед наткнулся на его рисунок обнаженной женщины, и отвернулся, как будто это его не касалось. «Тогда я понял, что дедушка, так же, как моя морщинистая бабуля, и вообще все домашние, просто-напросто не принимал всерьез мое художество (какое же художество, если даже не похоже!) и куда выше ценил хорошее мясо», - пишет художник в автобиографии.

Творчество Шагала противоречиво и для современников. Однако неоспорим тот факт, что в работах есть свой, индивидуальный почерк. Заместитель директора Арт-центра в Витебске (здесь собрана богатая коллекция графики художника) Ирина Логунова особенности шагаловских полотен видит в мастерском владении цветом:

Он один из лучших колористов. Есть расхожее выражение: самые лучшие краски, которые он использовал, - это краски любви. Да, он любил своих героев, места, которые изображал. В этом весь Шагал. Не так просто воспринимать его живопись, потому что не находим в ней привычный образ человека и природы. Ближе нам реализм в чистом его виде - Исаак Левитан с его пейзажами, Иван Шишкин. А здесь вроде бы знакомые сюжеты, но положены они на нереальную, выдуманную канву. Поэтому, может, не каждому понятны его стиль, его видение мира.

Мастерское владение цветом художника подтверждает Геннадий Исаков, кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства Витебского государственного университета имени П. М. Машерова. Однако академического начала, по словам Геннадия Петровича, Шагалу все же недоставало. Не мудрено, ведь учился он урывками - по нескольку месяцев. Может, не хватало усидчивости. И это в его картинах читается. Но не только поэтому художник многим непонятен. Да, несмотря на всяческие попытки загнать его в рамки одного художественного стиля - импрессионизма, постмодернизма, у него был свой стиль:



«Над городом».


- С одной стороны - реализм, (мы ведь узнаем людей, животных), но какой-то странный с точки зрения организации композиции. Летающие люди, извозчики, которые прогибаются, скрипачи сидят на крыше, муж, который будто вот-вот переломает супругу… Все это сложно понять. Но можно пытаться. Да, в мире много художников, и каждый выбирает сам, какое искусство ему ближе. Не нужно, как в том произведении, лукавить и не признавать, что король-то голый, и слепо, пользуясь данью моде, рукоплескать Шагалу. Но вот какая вещь - искусство и создано, чтобы приподнимать человека. Поэтому можно, по крайней мере, пытаться возвыситься.

В чем значимость Шагала? В его неуемной жажде искусства. Он стал единственным в мире художником, и это должно льстить землякам, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы - всего 15 зданий в США, Европе и Израиле. Это ли не мировое признание? Но не только в этом его заслуга. В 1919 году в Витебске Шагал открывает художественную школу, куда впоследствии приезжают даже московские живописцы. Затем и художественный музей. Его базу, кстати, использовал даже Малевич в работе со студентами. Отвечал Шагал и за художественное оформление города: по его эскизам делали декорации ко многим праздникам. Это три направления, отмечает Геннадий Петрович, стали самыми яркими в жизни Шагала витебского периода.

ВИТЕБСК и Лиозно видели в Берлине, Париже, Москве. На картинах Шагала. Не в этом ли значимость художника? Для себя определила шагаловскую уникальность - он сумел преподнести и показать красоту родного края иностранцам. Простой художник из небольшого по мировым меркам Витебска.

Или все-таки Лиозно?..

В ТЕМУ

В Национальном художественном музее открылась выставка «Марк Шагал: цвет любви», которая продлится до 12 сентября. Представленные на ней литографии были исполнены в 1950-1960 годы как иллюстрации к различным изданиям, но изданиям, посвященным самому Шагалу. Отсюда весь богатейший ряд сюжетных тем, который отличает творчество Шагала: пейзажи Витебска, Парижа, Сен-Поль-де-Ванса, влюбленные пары и мать и дитя, фантастические существа и символические животные, музыканты и, конечно, образ самого мастера. На выставке представлены одиннадцать цветных и одна черно-белая («Деревня») литографии из числа тех, что вошли в монографию «Шагал» известного французского художественного критика и историка искусства Жака Лассеня, с которым художника связывала многолетняя дружба.

СПРАВКА «СГ»

Празднования юбилея художника начались уже с января. Сначала открылась выставка, посвященная немецкому художнику Герману Штруку, у которого в 1922 году Шагал обучался искусству гравюры. Затем прошла презентация IV Шагаловского сборника. Накануне майских праздников в Арт-центре заработала выставка «130 лет - 130 шедевров. Ретроспектива творчества Марка Шагала из собрания музея». На днях преобразилась и витебская улица Покровская, на которой расположен Дом-музей Шагала. На заборах и фасадах появились поэтические и прозаические цитаты художника, которые, с одной стороны, служат арт-объектом, а с другой - заставляют взглянуть на Витебск по-новому в попытке понять истоки невероятной любви и тоски художника по малой родине.

Национальность: Гражданство:


Жанр:

художник и поэт

Марк Заха́рович Шага́л (фр. Marc Chagall , идиш מאַרק שאַגאַל‎ ; 6.07.1887, Лиозно , Витебская губерния - 28.03.1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс , ) - российский и французский художник, график, живописец, сценограф и поэт (идиш) еврейского происхождения, один из самых известных представителей художественного авангарда XX века .

Биография

Детство

Арт-центр Марка Шагала. Витебск

Дом-музей Марка Шагала. Витебск

Моше Сегал родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (в 40 км к западу) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. . Вырос в религиозной хасидской семье, был старшим из девяти детей, по воспоминаниям художника, фамилию изменил на «Шагал» отец.

И отец, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух), и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно, и значительную часть детства Моше провёл в доме своего деда в этом местечке. С 1900 по 1905 гг. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. В Витебске же художник знакомится со своей будущей женой, своей единственной музой - Беллой Розенфельд. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.

В 1906 г. он поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске , одновременно работал ретушером в фотоателье. В 1907 г. уехал в Петербург, получил временное разрешение на пребывание там и поступил в возглавляемую Н. Рерихом Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Работал гувернером в семье адвоката ради заработка и учеником в мастерской вывесок - для получения удостоверения ремесленника, которое давало право на проживание в столице. В 1908 г. Шагал перешел в художественную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста и М. Добужинского.

В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». В том же году, благодаря члену Государственной думы М. Винаверу , купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж . Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни , О. Цадкин , чуть позже - Х. Сутин и другие. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. В 1911–13 гг. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине . Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург; «Ослиный хвост», 1912, Москва; «Мишень», 1913, Москва, и другие). В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. После ее открытия Шагал уехал в Витебск; в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог, как предполагал, вернуться в Париж и оставался в России до 1922 г.

В 1915 г. Шагал женился на Белле Розенфельд, дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве; сам Шагал считал её своей музой. Вскоре после свадьбы Шагал был призван в армию и направлен в Петроград, где занимался канцелярской работой, избежав отправки на фронт. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва; «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург; «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва, и другие).

Возвращение в Витебск

В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. Как и многие другие художники, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию и активно включился в организацию новой культурной жизни России. В 1918 г. Шагал стал комиссаром искусств губернского отдела Наробраза Витебска и в том же году разработал проект грандиозного праздничного оформления улиц и площадей Витебска в связи с годовщиной Октябрьской революции. В начале 1919 г. организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого , К. Малевича и других художников.

Москва

Вскоре между ним и Малевичем возникли принципиальные разногласия относительно задач искусства и методов преподавания. Эти разногласия переросли в открытый конфликт, и в начале 1920 г. Шагал покинул школу и уехал в Москву , где по рекомендации А. М. Эфроса работал в Еврейском камерном театре , руководителем которого был А. Грановский . За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов!» («Поздравляем!») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима» , который в то время возглавлял Е. Вахтангов.

В 1921 г. Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в Малаховке, недалеко от Москвы. Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград; 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск). В 1921–22 гг. принимал активное участие в еврейской художественной жизни - был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом , организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва).

В 1922 г. Шагал окончательно решил покинуть Россию и уехал сначала в Каунас для устройства своей выставки, а затем в Берлин, где выполнил по заказу издателя П. Кассирера серию офортов и гравюр для автобиографической книги «Моя жизнь» (альбом гравюр без текста вышел в Берлине в 1923 г.; первое издание текста «Моя жизнь» появилось на идиш в журнале «Цукунфт» , март–июнь 1925; текст книги «Моя жизнь», иллюстрированный ранними рисунками, издан в Париже в 1931 г.; на русском языке в переводе с французского, М., 1994).

Возвращение во Францию

В конце 1923 г. Шагал поселился в Париже, где познакомился со многими авангардистскими поэтами и художниками - П. Элюаром, А. Мальро, М. Эрнстом, а также с А. Волларом, меценатом и издателем, который заказал ему иллюстрации, в том числе к Библии . Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль ; во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. Тогда же побывал в Египте . Шагал постоянно поддерживал тесные связи с еврейскими литераторами и деятелями национальной культуры.

В 1924 г. участвовал в альманахе «Халястре », издававшемся П. Маркишем и другими (см. также У. Ц. Гринберг). В 1920–30-х гг. Шагал путешествовал в связи с персональными выставками (1922, Берлин; 1924, Брюссель и Париж; 1926, Нью-Йорк; 1930-е гг., Париж, Берлин, Кельн, Амстердам , Прага и другие), а также изучал классическое искусство.

В 1933 г. в Базеле была открыта его ретроспективная выставка. В том же году в Мангейме по приказу Геббельса было устроено публичное сожжение работ Шагала, а в 1937–39 гг. его работы экспонировались на выставках «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии. В 1937 г. Шагал принял французское гражданство.

Эмиграция в США

В начале Второй мировой войны в связи с оккупацией Франции Шагал с семьей уехал из Парижа на юг страны; в 1941 г. по приглашению Музея современного искусства переехал в Нью-Йорк . В Нью-Йорке, Чикаго , Лос-Анджелесе и других городах прошло много персональных и ретроспективных выставок Шагала.

М. Шагал (в центре) среди преподавателей Школы искусств и ремесел Бецалель. Иерусалим

В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 - «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла; ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже; за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской). В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.

В 1951 г. Шагал посетил Израиль в связи с открытием его ретроспективной выставки в музее при школе Бецалель в Иерусалимe , побывал также в Тель-Авиве и Хайфе . Следующие поездки в Израиль состоялись в 1957, 1962, 1969, 1977 гг. Визит в 1969 г. был связан с открытием нового здания Кнесетa , для которого Шагал спроектировал декоративные полы, ковры и настенные мозаики. (В 1977 г. Шагалу было присвоено звание почетного гражданина Иерусалима.)

С 1950-х гг. Шагал работал преимущественно как монументалист и график; с 1950 г. начал работать в керамике, в 1951 г. сделал первые скульптурные работы, с 1957 г. занимался витражами, с 1964 г. - мозаикой и шпалерами. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море » и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса » в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке, и другие.

В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. С 1950-х гг. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена ; 1955, Ганновер; 1957, выставки графики - Базель, Париж; 1963, в нескольких городах Японии; 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж; 1984, Ницца, Рим , Базель, и другие).

Шагал скончался 28 марта 1985 г. в прованском городе Сен-Поль-де-Ванс. Похоронен на местном кладбище. После смерти Шагала также состоялось много его выставок (1987, Москва; 1989, Токио; 1991, Франкфурт-на-Майне, Москва; 1992–93, Санкт-Петербург, Флоренция , Феррара , Нью-Йорк, Чикаго; 1993, Иерусалим, и другие).

Творчество Шагала

Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.

Живописная система Шагала формировалась под влиянием различных факторов, парадоксально и в то же время органично переосмысленных и образующих единое целое. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала XX в., одним из определяющих элементов этой системы является национальное еврейское самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.

"Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником ", - сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

От своего первого учителя И. Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашел выражение и в особенностях его образного строя. Уже в первых самостоятельных работах Шагала отчетливо проявляется визионерский характер его творчества: реальность, трансформированная фантазией художника, приобретает черты фантастического видения. Тем не менее, все ирреальные образы - скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди - не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора . Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) - принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Начало пути, Париж

В первые годы творчества местом действия его произведений является Витебск - улочка, площадь, дом («Мертвый», 1908, Центр Помпиду, Париж). В этот период в пейзажах Витебска, сценах из жизни общины присутствуют черты гротеска. Они напоминают театральные мизансцены, подчиненные точно выверенному ритму. Цветовая гамма ранних работ в основном построена на зеленых и коричневых тонах с присутствием фиолетового; формат картин приближается к квадрату («Шаббат», 1910, Музей Людвига, Кельн).

Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями, из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние; в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства еврейского авангарда в России. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала; они часто сочетаются с черным, иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Пьющий солдат», 1911, там же; «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Основные темы этого периода - художник и искусство, с одной стороны, и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен; «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).

Русский период (1914–22)

Тематика и стилистика Шагала разнообразны - от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание; «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон; «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва); от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918; «Коллаж», 1921, обе - Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра, и т. д.

Возвращение во Францию

Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Казалось, художник подводил итоги своей жизни; он, в частности, работал над иллюстрированной автобиографической книгой. Почти до конца 1920-х гг. Шагал занимался в основном графикой - книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г.) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г.). Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала; в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры; меняется сам характер графики. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере.

В эти годы Шагал продолжал заниматься живописью, писал много натурных этюдов («Ида у окна», 1924, Городской музей, Амстердам). Его палитра высветлилась и стала более пестрой, композиции изобиловали подробностями. Шагал вернулся к своим старым произведениям, создавая вариации на их темы («Читающий», 1923–26, Художественный музей, Базель; «День рождения», 1923, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).

Следующие десятилетия были наполнены драматическими историческими событиями; кроме того, Шагал перенес личную трагедию - смерть жены в 1944 г. Элегическое настроение, свойственное ранним работам Шагала, особенно «русского периода», сменилось предчувствием трагедии, которая вскоре разразилась («Время - река без берегов», 1930–39, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

В конце 1930-х гг. ощущение надвигающейся Катастрофы нашло выражение в «Распятиях» («Белое распятие», 1938, Институт искусства, Чикаго; «Мученик», 1940, собрание семьи). Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но », все - Музей «Библейские образы Шагала», Ницца). Живописи Шагала позднего периода, связанной с библейской тематикой, присущи экспрессия и трагизм («Моисей, разбивающий скрижали», Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн).

Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники - светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров - давала художнику дополнительные возможности. Кроме того, символика, которая всегда играла большую роль в произведениях Шагала, была особенно тщательно продумана в монументальных произведениях художника на религиозные темы. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы - четыре группы по три витража в каждой - продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета, использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника .

Живопись Шагала 1970–80-х гг. включает также лирические произведения, возвращающие художника в прошлое - к образу местечка, к воспоминаниям о близких («Отдых», 1975; «Невеста с букетом», 1977, обе - галерея П. Матисса, Нью-Йорк). Выполненные маслом, они напоминают пастели - размытые контуры, разноцветное марево создают ощущение призрачного видения-миража.

Литература

На протяжении всей жизни Шагал писал стихи, в начале на идиш и на русском языке, а затем и на французском. Часть из них переводились на иврит , белорусский, русский , английский и французский языки. Лирика Шагала пронизана еврейскими мотивами, в ней можно найти отклики на трагические события еврейской истории - например, поэма «Памяти еврейских художников - жертв Катастрофы».

Многие стихи Шагала являются своеобразным ключом для понимания его живописи. (Подборка стихотворений Шагала - в переводах с идиш и написанных по-русски - опубликована в сборнике М. Шагал. «Ангел над крышами. Стихи, проза, статьи, письма», М., 1989).

Память

Шагал не оставил после себя школы, он был единственным в своем роде - великий еврейский художник, органично соединивший в творчестве художественный язык 20 в. с мироощущением хасида, который ощущает святость повседневности и считает чудо естественной и непременной частью жизни.

Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре наследника Шагала. Полного каталога работ художника нет.

Художник белорусско-еврейского происхождения еще при жизни стал легендой и навсегда сделал знаменитым свой родной город Витебск, который, в свою очередь, отвечает ему взаимной любовью и вечной памятью. На родине Шагала создан музейный комплекс: арт-центр, где выставлены графические работы писателя, и дом-музей, в котором находятся копии его архивных документов и работ, рассказывающих об истории всей семьи Марка. А в честь 130-летия со дня его рождения в Витебске состоялись массовые перфомансы, выставки и встречи поклонников творчества белорусского художника. Вы можете снять и посетить памятные места творца.

Жизнь и биография

Родился Марк Шагал (настоящее имя Мовша Хацкелевич) 6 июля 1887 года в бедной семье. Он был старшим ребенком из всех шестерых детей еврейских родителей, которые приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Близкие не разделяли и не понимали его тяги к творчеству, однако препятствовать развитию ребенка в этой области никто не стал.

Получив традиционное еврейское образование на дому, затем окончив Витебское училище, юное дарование поступает в школу живописца Юделя Пэна, который, разглядев талант мальчика, предлагает ему бесплатные занятия. Но спустя несколько месяцев Шагал понимает, что это не совсем его путь и уезжает продолжать обучение в Петербург. Без экзаменов его принимают сразу на третий курс в школу Общества поощрения художеств, под руководством Николая Рюриха. Несмотря на то, что учебное заведение предоставляло абсолютную свободу для творчества, занятия не приносили Марку удовлетворения. Спустя два года он поступает в частную школу Елизаветы Званцевой, где его преподавателем становится мастер станковой живописи Лев Бакст. Именно в этот период закладывается фундамент творческого пути великого художника.

Шагал очень любил свой родной город и часто приезжал туда работать над картинами и наполниться вдохновением. Именно здесь, в Витебске, он встречает музу и любовь всей своей жизни – будущую жену Беллу Розенфельд, с которой позднее они сыграли свадьбу и стали родителями прекрасной дочери Иды.

В 1911 году Максим Винавер, депутат I Государственной думы, покупает две картины Марка Шагала и дает ему уникальную возможность продолжить свое обучение в Париже, берясь платить ежемесячное пособие. Пробыв во Франции до начала I мировой войны, художник возвращается в Витебск, где основывает художественное училище и продолжает работу над полотнами. В 1920 году Шагал уезжает в Россию и получает должность художественного оформителя в Московском еврейском камерном театре. Но уже спустя 2 года едет в Литву, затем в Германию, а в середине 1923 года окончательно перебирается в Париж. В 1937 году получает французское гражданство.

На пороге II мировой войны художник с семьей вынужденно переезжают в США, спасаясь от нацизма. А 1944 год стал для художника роковым: из-за сепсиса внезапно умирает его любимая Белла. Он долго и мучительно переживает эту потерю, и теперь главным человеком в его жизни становится дочь Ида.

В 1947 году Шагал возвращается во Францию и спустя 5 лет женится на Валентине Бродской. Но до самой смерти единственной вдохновительницей и музой для него оставалась первая жена, чего он даже не скрывал. Вплоть до последнего дня своей жизни Шагал много работал, путешествовал с выставками по миру и был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного легиона.

28 марта 1985 года талантливый художник скончался на 98-м году жизни и был похоронен на юго-востоке Франции.

Творчество Марка Шагала: произведения и картины

Многогранность натуры белорусского художника делает его искусство сложным для классификации в строгом порядке. Познакомившись однажды с творчеством Марка Шагала, в дальнейшем сложно будет перепутать его с кем-то другим. Писателю присущ нетрадиционный и даже несколько экспрессивный авторский стиль, сформировавшийся под влиянием кубизма, орфизма и фовизма того времени. Многие полотна отражают его религиозные взгляды и уникальное мировоззрение.

Основными мотивами в творчестве Марка Шагал являются:

  • еврейское самоощущение;

«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».

  • привязанность к родному городу;

«Давно уже, мой любимый город, я тебя не видел, не слышал, не разговаривал с твоими облаками и не опирался на твои заборы».

  • любовь к первой жене;

«И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа».

Картины белорусского гения распространены по всем музеям мира. Полного собрания каталога его полотен не существует и по сей день, но даже наиболее ранние плоды творчества признаны бесценными. Самые известные произведения Марка Шагала:

  1. «Посвящение Апполинеру» (1912).

Картина была написана в 1912 году в Париже и до сих пор считается одной из особо загадочных работ мастера.

  1. «Белла с белым воротником» (1917).

Художник посвятил бесчисленное количество полотен своей жене. Данная картина является наиболее известной работой, где изображается Белла и две маленькие фигуры (предполагается, что это сам Марк с дочерью Идой).

  1. «Прогулка» (1918) .

Романтичный шедевр, созданный в состоянии счастья и радости после свадьбы с возлюбленной Беллой Розенфельд.

  1. «Белое распятие» (1938).

Картина рассказывает о тяжких страданиях Христа и еврейского народа. Она подверглась самой жесткой критике со стороны публики. В то же время это любимое произведение папы римского Франциско.

  1. «Всадница на красной лошади» (1966).

Это полотно во всех красках описывает одно из любимых развлечений художника – цирк.

Талантливый человек талантлив во всем: на протяжении всей жизни Шагал увлекался поэзией и даже публиковал некоторые стихотворения, эссе и мемуары на идише. Всемирную известность получила его автобиография «Моя жизнь».

Образование:

  • 1898 ─ 1995 г. ─ Витебское четырехклассное училище №1;
  • 1906 г. ─ художественная школа Юделя Пэна, г. Витебск;
  • 1907 – 1909 г. ─ Рисовальная школа Общества поощрения художеств, г. Санкт-Петербург;
  • 1909 – 1911 г. ─ художественная школа Е. Н. Званцевой, г. Санкт-Петербург;
  • 1911 ─ 1914 г. ─ самостоятельное обучение во Франции, г. Париж.
  1. Первая жена художника, Белла Розенфельд, оказала мощнейшее влияние на весь творческий путь художника. Любовная тематика в его картинах неразрывно связана с образом прекрасной Беллы, влиянием ее «выпуклых черных глаз». А черты многих женщин, изображенных на полотнах Шагала, очень напоминают его музу.
  2. Марк Шагал родился в день, когда в Витебске случился большой пожар. Может быть поэтому, бушующее пламя на всю жизнь осталось любимым зрелищем белорусского художника.
  3. Международный фестиваль искусств «Славянский Базар в Витебске» взял за основу своего логотипа знаменитый шагаловский василек. Теперь это своеобразный бренд не только родного города художника, но и всей Республики Беларусь.
  4. Смыслом жизни для Марка Шагала была его работа. Он являлся редким гостем на собственных выставках, проводя все свое время в мастерской.
  5. Вопреки общепризнанным правилам, в Лувре были выставлены работы еще здравствующего автора.

Если мы попросим вас назвать одну картину Марка Шагала, гарантируем: вы назовете полотно «Над городом». А вы видели, насколько поздние картины художника отличаются от ранних работ? Вы знали, кого он рисовал во всех своих женских образах и когда начал предугадывать опасность для жизни евреев? KYKY совместно с брендом Бульбашъ®, который выпускает новогодний календарь, посвященный беларускому изобразительному искусству, решил изучить десять работ Шагала, чтобы помнить тех, кем стоит гордиться. Ну и чтобы было, чем козырнуть в светской беседе в компании эстетов.

«Старушка с клубком», 1906 год

В 1906 году, в год, когда была написана эта картина, Марк Шагал учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, а затем переехал в Петербург.

ВЫ ЧИТАЕТЕ ЭТОТ МАТЕРИАЛ БЛАГОДАРЯ БРЕНДУ бульбашъ®

В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. В школу с таким нежным названием, кстати говоря, его приняли без экзамена сразу на третий курс. А «Старушка с клубком» – картина Шагала, очень характерная для описанного периода жизни художника. Чистый экспрессионизм, в котором выражение преобладает над изображением.

«Модель», 1910 год

Когда Шагал написал «Модель», он уже жил в Париже. В этом периоде своей жизни он познакомился с новыми для себя направлениями художественного искусства: кубизмом, фовизмом и экспрессионизмом. И, кстати, только во Франции начал называть себя Марком, а не Моисеем, как было принято с рождения.

На картине изображена девушка, пишущая картину. Несмотря на то, что художница одета по парижской моде, на стене виден ковер с характерным славянским орнаментом – своеобразная дань родине. Пускаться в выяснения, чей он художник, мы не будем, но намекнем, что Википедия считает его «российским и французским художником еврейского происхождения, родившимся в Витебской губернии».

На эту тему: «На наших глазах выросло поколение Ў». Завсегдатаи Галереи о том, как это место стало культовым

И хотя дама на полотне спокойна, цветовая гамма картины тревожна. Известно, что красные оттенки ассоциировались у Шагала с беспокойством: в детстве в Витебске маленький художник стал свидетелем пожара. Тогда будущий творец едва спасся. Похоже, что на картине Шагал воплотил все свое беспокойство и тревогу, связанные с только что случившимся переездом из Петербурга в Париж.

«Скрипач», 1912-1913 года

В укладе евреев скрипач всегда был важен: ни рождение, ни похороны, ни свадьба, не обходились без музыканта. Так скрипач стал символом всей человеческой жизни. На этой картине есть почти все поры года: на переднем плане – желтая осень, переходящая в весну. Задний план – зима.

И скрипач тоже как бы состоит из разных областей, определяющими его принадлежность к определенному народу. В целом, вся картина перенасыщена цветом, передающим энергию художника. А знаете, почему скрипач играет на крыше? Сам Шагал направо и налево рассказывал, что это не художественный прием: якобы, у него был родной дядя, который, когда пил компот, забирался на крышу, чтобы его никто не мог побеспокоить. Остается верить художнику на слово.

«Голубые любовники», 1914 год

Известная серия Марка Шагала – «Голубые любовники», «Розовые любовники», «Серые любовники», «Зеленые любовники» – была посвящена его любимой женщине – дочери успешного ювелира Белле Розенфельд. Эти картины писались в период их брака, хотя и после смерти Беллы Шагал продолжал вписывать ее почти во все свои женские образы. Неудивительно – Розенфельд ждала Шагала четыре года, пока он был в Париже. После чего Шагал вернулся в Витебск, чтобы забрать Беллу во Францию.

На эту тему: «Я вёз бесценные экспонаты в обычном багаже». Музей Хаима Сутина в Cмиловичах

Картина «Голубые любовники» явно фантасмагорична. Пространство и предметы искажаются, будто во сне. Синий для художника – это воплощение Богоматери, царства Небесного. Именно этот цвет Шагал использовал, чтобы передать ощущение влюбленности, счастья и нежности.

«Ворота еврейского кладбища», 1916 год

Мир картины – духовный и устремленный к небу, одновременно рушащийся и хаотичный. Присмотритесь: тут изображены монументальные старые ворота, открытые для новых обитателей. Взгляд смотрящего идет по лунной дорожке к могилам, которые стоят в самом центре полотна.

Абстрактные цветовые плоскости, контрасты, динамика лунного света и ночного неба придают картине, как отмечают исследователи работ Шагала, черты сакральной живописи. На самом деле важнее всего понимать, что уже в 1916 году Шагал предчувствовал глобальную трагедию.

«Над городом», 1914-1918 год

Ну эту картину вы точно знаете. Конечно, догадаться, что здесь изображены художник и его супруга Белла, несложно. И летят они над Витебском – это тоже понятно.

Календарь Бульбашъ

Шагал стремится показать человеку скоротечность времени, и то, насколько впустую он его тратит. Художник не детализирует объекты картины, это лишь мир воспоминаний и снов. Нет ни законов физики, ни логики, только парящие души в своем романтическом мире. Шагал, кстати рисовал летающими не только влюбленных – для него полет вообще не был странным времяпрепровождением человека, и мог происходить от разных эмоций душевных состояний.

А еще мы настойчиво просим вас заметить слева под забором человечка, который справляет нужду – вот оно, понимание шагаловской романтики. Мир неделим, а бытовая ирония соседствует с любовной лирикой. Все, как в жизни.

«Прогулка», 1918 год

Снова мужчина и женщина. Кроме них, держащихся за руку, в этот момент в мире нет ничего важного. Эти двое – опять-таки реальные люди – сам Марк и его жена Белла. Он стоит на земле. Она – в небесах. И при этом они вместе, держась за руки, соединяют земной мир с миром снов.

Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Можно отметить явное портретное сходство фигур с самим Шагалом и Розенфельд, поэтизацию пейзажей Витебска. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо, имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии.

«Белое распятие», 1938 год

На эту тему: «Легальные» спектакли, которые обязан посмотреть каждый беларус

Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Вспомните еврейское кладбище Шагала двадцатилетней давности и сравните, насколько трагичнее выглядит это полотно. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Еврейское предписание запрещало изображать бога, а этот луч, освещающий Христа, становится олицетворением того, что смерть уничтожена. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.

На картине можно увидеть зеленую фигуру с мешком за плечами. Эта фигура присутствует на нескольких работах Шагала и интерпретируется как любой еврейский путешественник или пророк Илья. Также в середине композиции изображена лодка – ассоциация с надеждой на спасение от нацистов.

Картина написана прямо перед войной – в тот год, когда нацисты устроили целую серию убийств еврейского народа. Задний план этой картины как раз и показывает сцены бедствий, погромов и преследований. «Белое распятие» – это явное предчувствие грядущего Холокоста. Кстати, это любимая картина папы римского Франциска.

«Свадебные огни», 1945 год

На эту тему: «Шуберт – это попса 19-го века». Кто и как поднимает классическую музыку в Беларуси с колен

Как и почти все картины, на которых изображены женщины, это полотно посвящено первой жене художника - Белле. Шагал познакомился с ней еще в 1909 году в Витебске, спустя несколько лет парижских скитаний, о которых мы уже писали, женился и прожил с ней три десятка лет, вплоть до ее смерти в 1944-м. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. После смерти жены Шагал девять месяцев ничего не писал, а потом, даже вступая в отношения с другими, всегда писал только ее и для нее. Еще две его известные пассии – дочь бывшего консула Великобритании в США Вирджиния Манкилл-Хаггард, которая сбежала от Марка с их сыном, и Валентина Бродская – дочь киевского фабриканта, которая прожила с Шагалом 33 года и стала для него отличным менеджером. Она тотально пресекла его общение с Вирджинией, сыном и многими прежними знакомыми, зато Шагал в этот период очень много работал и стал коммерчески успешен.

«Ночь», 1953 год

Переезды художника, события его жизни меняли направленность его живописи. Мировоззрение Шагала, динамичное и многослойное, иногда с трудом дает понять сюжеты его картин. Картина написана по возвращению в Париж после эмиграции в США. За год до этого он уже повстречал владелицу лондонского салона шляп Валентину Бродскую и явно начал менять свой взгляд на мир и прежнюю жизнь.

ООО «Завод Бульбашъ»
УНП 800009185

Мистическая «Ночь», как отмечают искусствоведы, отображает религиозную тематику и передает ностальгию по Витебску. Также это произведение показывает любовь Шагала к женщинам, но сюжет непонятен без изучения цветовой гаммы. Красный петух – ожидания художника скорых перемен и тревог. Петух связан и с религиозными взглядами Шагала. Продолжается тема летающих людей. Женщина выглядит реально. Полет символизирует свободу. А ночь на фоне только подчеркивает ее: абсолютная свобода путешествий во снах.

Кстати, с одобрения Валентины Шагал начал рисовать эскизы для церковных витражей . Так что если будете во французском соборе Святого Стефана в Меце, немецкой церкви Святого Мартина и Святого Стефана в Майне, в английском Соборе Всех Святых в Тудли, здании ООН в Нью-Йорке – не забудьте спросить там о нем.

В этом году компания Бульбашъ ® благодаря работам молодых авторов, которые вдохновились произведениями культовых беларуских художников создала оригинальный календарь . Работы в нем посвящены 12-ти знаменитым мастерам Беларуси: Питеру Блюму, Марку Шагалу, Элю Лисицкому, Язепу Дроздовичу, Наполеону Орде и другим. Идея раскрывается и в лимитированной серии самого продукта Бульбашъ® Особая Art Edition, и в календарях Бульбашъ® на 2018 год.

ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter