Подробности Категория: Искусство Древней Руси Опубликовано 16.01.2018 14:36 Просмотров: 3040

Имя Андрея Рублёва стало олицетворением древнерусского искусства.

Андрей Рублёв – пожалуй, самый известный художник средневековой Руси. Его имя и сегодня на слуху, но о его жизни нам известно очень мало.
Где и когда он родился – неизвестно. Называют местом его рождения Москву (1360 ?), а местом жительства – Троицкий монастырь.
Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405 г.: в это время он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца украшает иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля. Эти фрески не сохранились.

Икона «Преподобный Андрей Рублёв»
Некоторые сведения о нём можно почерпнуть из летописей. Например, летопись указывает, что в 1408 г. он вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире, храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Фрески не сохранились. По свидетельству Епифания Премудрого, Андрей Рублев расписывал этот храм в 1420-х годах. После смерти Даниила Чёрного Андрей Рублёв работал в московском Андрониковом монастыре, где расписал церковь Спаса (последняя его работа). Но до наших дней сохранились лишь малые фрагменты орнамента.
Большинство документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло, кроме двух икон из деисуса и семи икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора; знаменитая икона «Троица» из Троицкого храма одноименного монастыря.
Рублеву приписываются также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало XV в., Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408-1409); Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы: с Христом Спасом, архангелом Михаилом и апостолом Павлом (ок. 1410-1420); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода.
Но гораздо больше икон относят к «кругу Рублева», хотя нет возможности подтвердить их авторство.
Андрей Рублёв скончался в Андрониковом монастыре 29 января 1428 г. (?). Здесь с 1959 г. действует Музей имени Андрея Рублева, в котором можно познакомиться с искусством его эпохи.
На Стоглавом соборе в 1551 г. иконопись Рублева была признана образцом. В XX в. много внимания уделялось этому живописцу, изучались и реставрировались его работы, уточнялись те минимальные сведения о его жизни, которые уже были известны, его имя покрылось дымкой романтизма. А после известного фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв» к образу этого художника было приковано пристальное внимание даже тех людей, кто был далёк и от веры, и от иконописи. В 1988 г. он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Творчество Андрея Рублёва

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее

Вторая половина XIV – начало XV вв. были отмечены на Руси интересом к нравственным и духовным проблемам. Андрей Рублёв воплотил в своей живописи новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Поэтому его творчество является одной из вершин русской и мировой культур. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества.

Успенский собор во Владимире

Успе́нский собо́р во Влади́мире – выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси (1158).
В начале XV в. для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX в.

Это единственная сохранившаяся фреска, написанная Андреем Рублевым. Упоминание о ней – в Троицкой летописи; это также единственный документально подтверждённый, точно датированный и сохранившийся памятник в творческом наследии художника.

Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)

Авторство иконы приписывается Андрею Рублёву. С этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов, О. С. Попова.
М. В. Алпатов и Э. С. Смирнова отвергают его авторство.
Икона «Умиление» – одна из самых древних копий «Богоматери Владимирской».

Богоматерь Владимирская

Икона «Троица» (1411-1425/27)

Эта икона – эталон творчества Рублёва, его авторство несомненно. Одна из прославленных русских икон.

Андрей Рублёв «Троица». Дерево, темпера. 142 х 114 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На иконе изображены три ангела. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания, их взгляды устремлены в вечность.
На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа).

Мамври́йский дуб (дуб Авраама) – дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога.

Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря.
Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы). Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв свёл к минимуму детали, предшествующие трапезе. Ангелы беседуют, а не трапезничают, и на иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.
Над символизирующим Бога Отца ангелом Рублёв поместил палаты Авраама. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Гора – символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы – Духа Святого.

Евангелие Хитрово

Это рукописное Евангелие конца XIV в. Называется так по имени своего владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице-Сергиевой лавре, где она хранилась в алтаре до 1920 г. В настоящее время Евангелие находится в собрании Российской государственной библиотеки.

Евангелие богато декорировано (заставки, инициалы, миниатюры и символы евангелистов). Происхождение рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а авторство ряда миниатюр приписывают его ученику – Андрею Рублёву.


«Ангел Рублёва»

Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (ок. 1428)

Все исследователи единодушны во мнении, что иконостас принадлежит к рублёвской эпохе и что в той или иной степени Рублёв и Даниил Чёрный участвовали в его создании. Иконостас до сих пор плохо изучен и опубликован не целиком.
Это единственный из первых высоких иконостасов раннего XV в., сохранившийся почти полностью (утрачены только некоторые из икон).

Звенигородский чин (ок. 1396-1399)

«Звенигородский чин» – три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла (из собрания Государственной Третьяковской галереи).
Предположительно, из иконостаса Успенского собора на Городке. Долгое время приписывался кисти Андрея Рублёва, но в 2017 г. атрибуция была отведена на основе высокотехнологичных сравнений с «Троицей».

Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре (фрески)

Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород)
Основан в конце XIV в.

Изображения отшельников Павла Фивейского и Антония Великого. Отдельные учёные приписывают авторство фресок Андрею Рублёву.

Икона «Иоанн Предтеча» (середина XV в.)

Икона происходит из Никольского Песношского монастыря около города Дмитрова. Принадлежала деисусному полуфигурному чину типа Звенигородского. Приписывается Андрею Рублёву.

Икона «Спас в силах» (начало XV в.)

Приписывается Андрею Рублёву или «кругу Рублёва».

Андрониково Евангелие (Москва, первая четверть XV в.).

Миниатюра «Спас во славе» выполнена художником «круга Рублева». Прямой датировки рукопись не содержит, но его оформление схоже с такими известными рукописями, как Евангелие Хитрово.

Заключение

Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека . С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны и содержит мало достоверных фактов. Так в многообразных источниках указывается разная дата рождения. Скорее всего, он родился в Московском княжестве (по другим сведениям – в Новгороде) около 1360-1370 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском (по другой гипотезе, в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене Андронике).
Андрей – это монашеское имя живописца; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху к тому же поручили вместе с Феофаном Греком и такую ответственную работу – создание иконостаса, чрезвычайно важной детали внутреннего убранства храма.

Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным и другими мастерами в Успенском соборе во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В

1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В конце XIV - начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412г., или 1425-1427гг.) Рублёв создал свой шедевр - икону «Живоначальная Троица» (ф.2, находится в Государственной Третьяковской галерее, Лаврушинский переулок, 10, зал 60), на сюжет «гостеприимство Авраама». Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким не только богословским, но и поэтическим, философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV - начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас» (ф.3), «Апостол Павел» (ф.4), «Архангел Михаил» (ф.5), все относят к одному периоду: рубежу XIV-XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, все работы в Третьяковской галерее), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В последние годы жизни (1427-1428) Андрей Рублев работал над росписями древнейшего из сохранившихся московских храмов – Спасского сбора Андроникова монастыря в Москве (ф. 6, Андроньевская площадь, д.10), где скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года и здесь же был погребен.

Некрополь монастыря не сохранился, разорен в 1927г. В 1947г. в год празднования 800-летия Москвы в Андрониковом монастыре, на волне послевоенного патриотического подъема, был учрежден заповедник.

С 1959г. на территории монастыря стал действовать Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи, а с 1985 года музейный комплекс получил нынешнее официальное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

В конкурсе на проведение консервационно-реставрационных работ в Успенском соборе города Владимира, в начале декабря 2014 года победило ОАО «Владимирреставрация». На торгах владимирские реставраторы обошли двух соперников - ООО «Реставрационно-строительное предприятие «Богородице-Рождественского мужского монастыря» из Владимира и ООО «Новые строительные технологии» из Москвы. Работы намечены на 2015-2016 годы, на сохранение уникальных древних фресок, в первую очередь принадлежащих кисти знаменитого Андрея Рублева, государство планирует потратить около 28 миллионов рублей.

По информации Министерства Культуры РФ, присланной в ответ на запрос Зебра ТВ, реставрация пройдет в три этапа. В первой половине 2015 года планируется заняться фресками Рублева над хорами, в северном люнете и за иконостасом, а также древнейшими росписями 1161 и 1189 годов северной галереи и за иконостасом. Во второй половине этого года реставраторы продолжат работать с росписями на пилястрах и пилонах за иконостасом, фрагментами росписей 1189 и 1237 годов в южной галерее, фресками Рублева в южном люнете, в южном подкупольном пилоне, в жертвеннике. В 2016 году специалисты приступят к росписям Рублева под хорами в центральном нефе и южном малом нефе под хорами.

В соответствии с технологией реставрации красочный слой росписей будет укреплен, будут удалены загрязнения, копоть и плесень, живопись обработают антисептиком и покроют защитным слоем, утраты красочного слоя подвергнут «тонированию-пригашению».

Работы будут основываться на разработанной «Владимирреставрацией» технологии реставрации монументальной фресковой и темперной живописи 1161, 1189, 1237 годов и росписей 1408 года Андрея Рублева. Министерство Культуры сообщает, что восстановление фресок будет проходить исключительно «сверху-вниз», на чем настаивал известный владимирский реставратор Александр Скворцов. К работе должны быть привлечены только опытные, имеющие соответствующую квалификацию специалисты.

Около двух недель назад в соборе появились леса. Специалисты ОАО «Владимирреставрация» приступили к предварительным работам - обеспыливанию иконостаса второй половины XVIII века, который за многие годы покрылся приличным слоем грязи и копоти.


Во время этой процедуры, разбирая часть алтарного перекрытия около гробницы Андрея Боголюбского, реставраторы раскрыли фрагментарно сохранившиеся росписи 1161, 1189 и 1408 кисти Андрея Рублева, которые закрывал барочный иконостас времен Екатерины II.


В XX веке о существовании «скрытых» фресок кисти Рублева исследователи Успенского собора догадывались, но впервые эти росписи увидели во время масштабных реставрационных работ 1975-1982 годов. Тогда часть иконостаса была демонтирована, специалисты Владимирской научно-реставрационной мастерской увидели эти фрески, а также обнаружили неизвестные ранее изображения двух фигур пророков на пилястрах за иконостасом.

Эти «потайные» росписи в конце 1970 годов были отреставрированы и снова закрыты алтарной перегородкой.

«Во время текущей реставрации фрески на северной пилястре были вновь раскрыты от закрывающего их иконостаса, для чего иконы были вынуты, резьба иконостаса пронумерована и снята, а остов иконостаса, который во время работ 1975-1982 гг. был установлен на специальные навески, открыт» , - сообщает Министерство Культуры в ответ на запрос Зебра ТВ.

Сохранность этих малоизвестных за пределами кругов реставраторов и искусствоведов росписей, по сравнению с открытыми фресками Успенского собора, значительно лучше. Тем не менее, им тоже будет уделено внимание во время текущей реставрации.

Кроме того, сообщает Министерство Культуры, после окончания всех реставрационных операций может быть решен вопрос об изменении контура иконостаса и открытии уникальных фресок для всеобщего обозрения. Технологически, подтвердили во «Владимирреставрации», такая возможность есть.

В настоящее время работы по обеспыливанию иконостаса и тщательная фотофиксация росписей продолжается. Составляются картограммы текущего состояния фресок. В ближайшее время, как сообщает Министерство Культуры, будут проведены пробные укрепления. Только после одобрения специалистами полученных результатов, начнется проведение запланированных работ на первом этапе реставрации.

Работы выполняются под строгим контролем научно-методического Совета Минкульта. Создана рабочая группа, которая будет оказывать методическую поддержку в проведении реконструкции.

Учитывая сложность и уникальность работ, для этой реставрации Минкульт предусмотрел максимально возможный срок выполнения работ согласно существующему законодательству в сфере государственных закупок. Восстановление фресок Успенского собора города Владимира должно быть закончено до 31 октября 2016 года. Разработанный ОАО «Владимирреставрацией» поэтапный план-график работ предполагает, что доступ верующих и туристов в Успенский собор по возможности ограничиваться не будет. Отмена богослужений также не планируется.

Праотец Вениамин. (Фотография из книги В.Д. Сарабьянова и Э. С. Смирновой "История древнерусской живописи".)

Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря, построенный в конце 15 века, был расписан только в 1641 году. На стенах собора сохранилась следующая летопись: "Благоволением Отца поспешением Сына и совершением Святого духа подписана бысть сия святая соборная церковь Успения Пресвятыя Богородицы лета 7149 от рождества Христова 1641 при державе благочестиваго государя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руссии и при сыне его при благоверном царевиче Алексее Михайловиче, при великом господине Варлааме митрополите Ростовском и Ярославском и при игумене Антоне, строил по обещанию государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руссии диак Никифор Шипулин в славу и честь Троицы славивому Богу отцу и сыну и Святому духу и Пречистой Богородице, и всем святым, вовеки аминь. Подписывали иконное стенное письмо иконописцы Любим Агеев с тов[арищи]".

Елепенков Иоаким Агеев, известный по прозвищу Любим Агеев, происходил из-под Костромы. В русском искусстве 17 века произошла смена прежних художественных центров. Одну из важнейших ролей в нем играли живописцы поволжских городов - Костромы и Ярославля. Многие из них работали по всей стране, в том числе и в Москве. 17 век был ознаменован настоящим бумом монументальной живописи: в этот период были заново расписаны некоторые старые храмы, расписаны храмы, никогда не имевшие настенной росписи, и, конечно, расписаны многочисленные церкви и соборы новой постройки.

Для исполнения этих громадных по объему работ (тысяч и тысяч квадратных метров живописи) создавались большие артели мастеров, работавших по принципу специализации: каждый мастер исполнял свой определенный этап работы. Один - главный мастер - знаменил, т. е. рисовал, создавал подготовительный рисунок будущих образов. Вслед за ним другие мастера раскрывали, т. е. раскрашивали основными цветами, писали одежды - пробела на складках, лики, наконец, орнаменты - "травы". Так создавалось большинство росписей того времени, что радикально отличает их от произведений предшествующих веков.

Раньше каждый мастер писал фреску целиком сам от начала до конца. Рядом с ним таким же образом работали другие мастера. В результате изображения получались индивидуальными, различными по стилистическим приемам и образной характеристике. Они отражали личности писавших их мастеров. Теперь стало не так. При артельном методе работы вся роспись получалась единообразной, так как в создании каждой ее части принимала участие целая группа мастеров, а каждый этап работы во всем храме напротив исполнялся одними и теми же специалистами. Это способствовало художественной целостности ансамблей, но вносило в них определенную монотонность. Таким же образом создавались и иконы. Лишь иногда, в силу обстоятельств, живописцы вынуждены были сами писать по отдельности каждый свою работу. В этом случае становилась заметна их индивидуальность.

Любим Агеев был знаменщиком, т. е. главным, самым опытным мастером. Созданный под его руководством ансамбль относится к ранним образцам живописи 17 века - еще не столь многочисленным. В первой половине столетия интенсивность художественных работ еще не набрала тех темпов, которыми будет ознаменован зрелый 17 век. Это придает фрескам Кириллова ощущение некоторой свежести. Это искусство, еще не ставшее стереотипным, многократно тиражированным. В то же время фрески Кириллова были одним из значимых проектов в творчестве Любима Агеева, стоящим в ряду других его важнейших работ. Так, до Кириллова в 1640 году он руководил росписью замечательной церкви Николы Надеина в Ярославле, а после работы в Кириллове в 1642-43 годах живописца пригласили в Москву, где он принимал участие в создании новых фресок Успенского собора Кремля. Все это говорит о значимом положении костромского мастера среди многих других живописцев его времени.

Отчасти нетривиальное впечатление от фресок Кириллова обусловлено архаичностью архитектуры храма, в интерьере которого преобладают цилиндрические своды, повышенные подпружные арки, сравнительно небольшие плоскости боковых стен и плавно переходящие в арки низкие широкие столбы.

В большом пространстве единственного купола написан поясной образ Христа Вседержителя, выделенный более темным цветом фона и обладающий особой, свойственной лучшим произведениям 17 века изящностью графики. Маленькие руки необыкновенно подвижны: Христос держит под наклоном приоткрытое Евангелие, благословляющая правая рука изображена на фоне вьющихся складок золотистых одежд. Лик Господа привлекает к себе внимание особым живым выражением, что выгодно отличает эту роспись от других произведений 17 столетия. Так, чтобы не ходить далеко для сравнений, Вседержитель в куполе вологодской Софии, написанный в конце столетия, выглядит очень холодно и отстраненно, можно сказать безразлично.

Ниже в барабане написаны также очень подвижные и, по замечанию Э. С. Смирновой, обладающие странной чувствительностью в ликах, образы праотцев, в том числе сыновей Иакова.

За резным Распятием 19 века, венчающем иконостас, прячется храмовый праздник "Успение Богоматери", написанный на восточной стене над алтарем. В поздний период истории древнерусского искусства высокие иконостасы уже закрыли обзор алтарных апсид, поэтому большую роль приобрели композиции восточной части храма над алтарем.

Здесь вновь, как некогда в Ферапонтове, нет двунадесятых праздников. Вместо них на широких арках мы видим протоевангельский цикл, посвященный Рождеству и детству Богоматери. Началом цикла служит сцена "Отвержение даров", изображающая, как Иоакима и Анну выгоняют из Иерусалимского храма, не приняв их приношений, подозревая в их бездетности наказание за грехи.

А с западной стороны на противоположном склоне арки - радостная встреча будущих родителей Богородицы у Золотых ворот Иерусалима, служащая иконографией праздника Зачатия праведной Анны. Ниже сцена избрания обручника для выросшей уже Марии: первосвященник протягивает Иосифу его процветший жезл.

На самих сводах написаны большие гимнографические композиции, полностью вытеснившие здесь историческое евангельское повествование. Иллюстрация песнопения "Единородный Сыне", опирающаяся на иконографию известной иконы 16 века из Благовещенского собора Московского кремля.

Напротив, более древняя и традиционная композиция "Собор Богоматери", иллюстрирующая стихиру "Что Ти принесем, Христе".

На южной стене в люнете написана еще одна старая, дионисиевского времени, композиция "О Тебе радуется", а под ней начальные сцены "Акафиста Богоматери".

Первый кондак "Взбранной Воеводе победительная", именующий Богородицу военачальницей, обороняющей нас от бед, передан через изображение осажденного Константинополя. Патриарх Фотий опускает в море ризу Богородицы, и поднявшаяся буря уничтожает корабли Аскольда и Дира. Эта сцена, еще отсутствующая у Дионисия, стала в это время общепринятой иллюстрацией этого песнопения. Точно такая же фреска 1644 года есть в росписи кремлевской Ризоположенской церкви.

Обуреваемый подозрениями Иосиф Обручник укоряет зачавшую Марию - содержание 4-го кондака Акафиста.

Возвращаемся к протоевангельскому циклу. В западном люнете мы видим "Рождество Богородицы", слева Ее родители вновь приходят с дарами в храм.

А на другой стороне свода написана редкая, но характерная для того времени, сцена "Первые шаги Богородицы". Вслед за ней написано "Введение Богородицы во храм", а ниже скачущие волхвы и другие эпизоды рассказа о Рождестве Христа, продолжающие повествование и одновременно являющиеся частью иллюстраций "Акафиста".

Бегство Святого Семейства в Египет.

Икос 7-й: "Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам". Христос буквально показывает пальцем на текст Евангелия. Икос 8-й: "Весь бе в нижних и вышних". Христос опять таки буквально изображен и в небе, и стоящим на земле. Сама же Богородица прославляется как "Бога невместимаго вместилище", "колеснице пресвятая Сущаго на Херувимех" и "селение преславное Сущаго на Серафимех".

Весь северный свод занят развернутой на две стороны гимнографической композицией "Достойно есть", также повторяющей иконы 16 века, в особенности икону из Соловецкого монастыря, хранящуюся в музеях Московского Кремля, см.:http://solovki-monastyr.ru/holyitems/ik ons/moscow_kremlin/

Наконец, на восточной стороне северной арки, симметрично началу богородичного цикла, написано положение ризы Богородицы во Влахернском храме Константинополя с молящимися царем и патриархом. Ниже на северной стене еще две композиции, развивающие тему поклонения иконам и святым реликвиям, связанным с Богородицей.

Сверху же в северном люнете написан праздник Покрова Богородицы в распространенной в 17 веке иконографии: сцена развернута в профиль и трактована как процессия святых, возглавляемых Богоматерью.

Прежние фронтальные варианты "Покрова" уходят, сменяясь более буквальным нежели символическим изображением явления Богородицы в храме. Она, как некогда в древнейшем изображении на Суздальских вратах, обращена в трехчетвертном развороте в молении к Сыну. Многословность искусства 17 века выражается в обязательном изображении в Ее руках свитка. За Богородицей на облаках следуют явившиеся Иоанн Предтеча и апостолы. Снизу в земном мире стоят священнослужители, слева молятся царь и патриарх. Справа же в динамичной позе изображен видящий Богородицу юродивый Андрей со своим учеником. Внутрь композиции традиционно включена история св. Романа Сладкопевца, состоящая здесь не только из его изображения на амвоне храма, но и из сцены сна, в котором Богородица вкладывает ему в уста свиток - музыкальный дар.

Художникам пришлось решать сложную задачу - вписать традиционно вертикальную композицию Покрова в горизонтальный люнет, несимметрично разделенный окном. Фрески продолжаются в западных угловых компартиментах храма. Росписи здесь не до конца реставрированы и соседствуют с разрушающимися слоями 18 века.

В целом ансамбль, созданный под руководством Любима Агеева, обладает замечательной динамикой. Сцены обегают по кругу своды и стены храма, побуждая к круговому движению и зрителя. Живые, полные динамики композиции соседствуют с торжественными статичными символико-аллегорическими изображениями, передающими содержание церковных песнопений. Среди них есть как традиционные, давно вошедшие в обиход иконографии, так и новые, родившиеся в середине 16 века и вызвавшие известный спор между митрополитом Макарием и дьяком И. М. Висковатым. Роспись обладает особым горячим колоритом, в котором преобладают красные оттенки. Нечто похожее было и в Успенском соборе Москвы, живопись которого сейчас слишком замылена записями и реставрациями, но все еще сохраняет тот же горячий красноватый оттенок.

Галереи Успенского собора были расписаны немного позже другими мастерами из Ярославля в 1650-е годы. Так как западная галерея в 18 веке была разобрана и заменена новой папертью, от ее фресок остались лишь два кусочка на боковых участках восточной стены слева и справа от прохода в храм. Фрески заметно отличаются по рисунку и колориту от основной росписи храма. Здесь преобладают голубоватые холодные оттенки цветов, а силуэты фигур приобретают нарочитую изысканность. У Любима Агеева есть немало грузных, преувеличенно мощных фигур. Изящество отдельных линий и деталей не исключает общей массивности изображений: таковы росписи купола и барабана. Здесь же легкое, мелодичное движение пронизывает каждую фигуру, каждую линию, каждый силуэт и цветовое пятно. Таким же сложным и эстетским становится колорит, обладающий в основном объеме храма резкостью контраста между красными и синими.

Слева в северной части паперти уцелела апокалиптическая сцена поклонения 24 старцев Святой Троице, представленной в уже обычном к тому времени типе "Сопрестолия". Художники с особым чувством изображают склонившихся друг ко другу Отца и Сына, парящего над Ними Святого Духа в виде голубя. Вокруг медальона - тетраморф, четыре небесных существа, сопровождающие теофаническое видение.

С южной стороны сохранилось храмовое Успение, представленное в развернутом "облачном" варианте с несущимися на облаках апостолами и возносящейся на небеса Богородицей.

В 17 веке и на фресках, и на иконах фигура Христа склоняется к одру Богородицы. Наклон фигуры и жест Господа обращены к Матери, в то время как взгляд с нарочитой проникновенностью устремлен на зрителя. Изображение внутри самого себя становится более эмоциональным и входит в такой же эмоциональный контакт с молящимся.

Обращают на себя внимание нарочито печальные, плачущие лица апостолов с изломанными линиями бровей. Поделюсь наблюдением А. С. Вронского, сказавшего мне как-то раз, что 17 век иногда очень похож на 12! И это действительно так. Конечно, сходство это лишь подчеркивает общее различие, но параллели напрашиваются сами собой. В 17 веке тоже родился свой собственный линейный и динамический стиль, пробужденный накалом эмоциональности иконописного искусства. В этом искусстве продолжают жить и некоторые типы, характерные для палеологовского искусства, переплетаясь с позами и жестами, составляющими собственные новшества 17 столетия.

17 октября 1428 года умер прославленный русский живописец Андрей Рублев. В 1988 году он был канонизирован в лике преподобных Поместным собором Русской православной церкви. Мы решили вспомнить самые известные соборы, которые расписывал Андрей Рублев.

Благовещенский собор в Московском Кремле

Он расположен на Соборной площади Московского кремля. Это один из древнейших соборов в Москве . Он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, семьи. Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком расписывал иконы для него в 1405 году. Здесь хранится одна из самых известных икон, которую большинство экспертов приписывают Андрею Рублеву «Благовещение». В православии праздник Благовещение отмечается 7 апреля. Икона посвящена одному из самых главных христианских праздников, в котором вспоминается Благая весть, принесённая Архангелом Гавриилом. Сюжет иконы «Благовещение» построен на центральном эпизоде события – диалоге Архангела Гавриила и Девы Марии. В этой иконе нет скученности фигур, праздничность иконе придают золотистый фон и яркие красные пятна. Икона Андрея Рублева полна надежды, радости, любви и человеколюбия, глубокой внутренней силы и сосредоточенности, божественной силы и торжественности. Андрей Рублев в своей работе часто обращался к византийскому и греческому стилю расписывания икон. В «Благовещение» он взял только самое лучшее из этих стилей и создал свой неповторимый стиль, который потом и будут называть «русской иконописной школой».

Успенский собор во Владимире

Это один из немногих храмов, в котором сохранились фрески Андрея Рублева. Во Владимире Рублев работал вместе с иконописцем Даниилом, который потом стал его лучшим другом. Что именно было выполнено Рублевым и Даниилом, достоверно неизвестно. Андрей Рублев трудился в этом соборе в 1408 году. Ему принадлежит роспись северного и южного склона центрального нефа Успенского собора «Страшный суд», фрески на своде центрального нефа «Держащий свиток ангел», роспись зенита арки центрального нефа «Символы четырех царств», фрески «Апостолы с ангелами», также фрески апостолов Семена, Иоанна, Матфея и Луки. Одно время соборы Владимира и Москвы спорили о принадлежности иконы Андрея Рублева «Богоматерь Владимирская». Сейчас она хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Первым написал эту икону в 450-ом году Лука. Потом князь Юрий Долгорукий заказал себе копию этого изображения, а вот Андрей Рублев написал свою «Владимирскую Богоматерь» уже с первой копии. Это икона является одной из самых известных работ Андрея Рублева.

Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в 1425-1427 годах. Когда-то хранившаяся здесь икона Андрея Рублева «Святой Живоначальной Троицы» привлекала тысячи паломников со всей России . Сейчас знаменитую «Троицу» можно посмотреть в Третьяковской галерее в Москве. В центре иконы – три ангела, они сидят за столом, а за их спинами гора, дерево и дом. Сюжет взят из Библии. Три ангела означают святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. Чаша на столе - символ мудрости и жизни. По некоторым версиям, на иконе изображен святой Грааль. Иисус пил из нее на Тайной вечери, после которой его предал ученик Иуда. Роспись Троицкого собора не сохранилась, так как в 1635 году из-за ветхости ее заменили на новую. Сохранившийся в храме комплекс принадлежит к рублевской эпохе. После завершения работ в Троицком соборе Андрей Рублев и Даниил возвратились в Москву в Андроников монастырь.