Гобино (Gobineau) Жозеф Артюрде (14.07.1816, Виль-Авре- 13.10.1882, Турин)— франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель идипломат; в 60-70-х гг. посол Франции вИране, Греции, Бразилии, Швеции. Один изпервых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это основная мысль его главного труда «Онеравенстве человеческихрас».
Гобино предложил радикальное биологическое объяснение исторического процесса. Главный фактор цивилизации— «чистота расы», которую, однако, никогда неудается сохранить надолго. Отсюда инедолговечность расцвета цивилизации. «Этнические смеси» разрушают единство стиля жизни иприводят к«вырождению человека», авместе сэтим икраспаду всей социальной структуры.

Гобино постулирует неизменную «иерархиюрас»: негры всецело чувственны инеспособны крациональному самоконтролю, желтая раса проникнута утилитаризмом ипотомуей неведомы героические порывы ивысокие достижения. Единственной «исторической расой» является белая. Она «первоначально владела монополией накрасоту, умисилу». Гдебы икогдабы нивозникала цивилизация (Гобино считает, чтоих было десять), вее рождении обязательно принимала участие «белая кровь». Ноибелая раса внутри себя неоднородна, она представлена тремя вариациями: «хамиты», «семиты» и«яфетиды». Первые две разновидности оказались менее жизнестойки ибыстро смешались счерной расой, изяфетидов Гобино превозносит «семейство арийцев», скоторым онсвязывает все лучшее, что есть наЗемле. Это прирожденная «раса владык», физически наиболее сильная ипривлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие исозидательный гений.
Сознавая свою уникальность, арийцы, считал Гобино, заботились осохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (например, кастовый строй Древней Индии). Несовместимость расового объяснения истории смногочисленными иразнообразными фактами Гобино мало смущала.

Так, в«Истории персов» (1869) онобъявляет «чудовищной ложью» традиционную версию греко-персидских войн, поскольку «арийцы» Дария иКсеркса немогли быть хуже «семитизированных греков». Драматическая пенталогия «Ренессанс» (1877) проникнута темже мотивом неизбежности декаданса ввиду ухудшения человеческой породы. Исторический произвол Гобино достигает апогея вкниге «История Оттара Ярла иего потомства» (1879). Это полуфантастическая генеалогия рода Гобино, которую ему угодно было вести от«норвежского пирата», упоминаемого внорвежских хрониках под 843г. Вопубликованной посмертно поэме «Амадис» Гобино пытался возродить героический рыцарский эпос, возможно под влияниемР.Вагнера, скоторым сблизился впоследние годы жизни.

Уже при своем появлении расовая концепция Гобино была подвергнута убедительной критике выдающимся политическим мыслителем Токвилем иизвестным философом иученым-ориенталистомЭ.Ренаном . Гобино вомногом предвосхитил концепцию Ницше . В20в. его идеи способствовали формированию ираспространению идеологии нацизма.
Соч.: 1) LaRenaissance. P., 1877.2) Essai sur I`inegalite des races humaines. P., 1884.

Жозеф Артюр де (14.7.1816, около Парижа, — 13.10.1882, Турин), французский социолог, писатель и публицист, один из основателей расистской теории и расово-антропологической школы (См. Расово-антропологическая школа) в социологии. В 1849—77 на дипломатической службе. В основном труде «О неравенстве человеческих рас» (1853—1855) пытался обосновать необходимость существования господствующей элиты и выдвинул реакционную теорию, по которой неравенство, связанное с расовыми различиями (белая — арийская, жёлтая и чёрная расы), и вытекающая из него борьба рас являются движущей силой развития народов. По Г., наиболее способной к культурному развитию является белая раса, особенно её герм. ветвь. Стремясь к расширению своего влияния, белая раса смешивается с др. расами, что, по Г., ведёт к снижению сё способностей и культуры. Это приводит к утрате высшими расами господствующего положения и возникновению демократии, которую Г. считал худшей формой государства.

Г. — автор этнографических работ по Востоку, ему принадлежит одно из первых исследований Бабизма, а также литературные и литературно-критические произведения, ряд которых переведён на русский язык («Век возрождения», 1913; «Кандагарские любовники», 1923; «Великий чародей», 1926).

Биография

Гобино происходил из дворянской семьи. В 1835 году приехал в Париж . Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1849 году Алексис де Токвиль , непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне , Ганновере , Франкфурте-на-Майне , Тегеране , Афинах , Рио-де-Жанейро и Стокгольме . Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку.

Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романа, поэмы, драмы. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомный «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества. Скончался 13 октября 1882 года в Турине.

Идеи

Жозеф-Артюр де Гобино оставил след в истории социальной мысли как один из основоположников современной расистской идеологии . Гобино был по существу первым в XIX в., кто в развернутом виде сформулировал объективный тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства, как идеи, являющейся для человека унизительной. Гобино отождествлял равенство с торжеством посредственности, усредненности, одинаковости, серости. Таким образом, расизм у Гобино - неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения. Все виды равенства способны вызвать отвращение, но расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным и первичным, из него, по мнению Гобино, проистекают все остальные иерархии.

Центральная проблема, которую Гобино ставит и стремится разрешить в своем главном труде, - это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса , или, что для Гобино является синонимом, этническая группа . По его мнению, социальные институты не детерминируют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, детерминируются ими. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства , которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей.

В трактовке происхождения человеческих рас Гобино тяготеет к полигенетической концепции , согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии - это интеллект .

Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл.

Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем является причиной их вырождения.

Тезис о пагубном характере расовых смешений определяет антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации.

В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом . Он констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Гобино отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса.

Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что и подвергал его критике Xьюстон Чемберлен .

Беллетристика

Жозеф де Гобино проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях , подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Будучи ориенталистом по увлечениям, Гобино передаёт «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение» . Гобино - ученик Стендаля и Мериме .

Гобино и национал-социализм

Известность и признание пришли к Гобино только после его смерти и вначале не на родине, а в Германии . В г. в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в г. достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём. Он же в 1897-1900 гг. впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке . Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом идеи Гобино пригодились в идеологии Третьего рейха , хотя он и не был, подобно X.C. Чемберлену , возведен в ранг «народного мыслителя».

Библиография

  • Abbaye des Typhaines (Тифенское аббатство, из эпохи восстания коммун XII века , ).
  • Les Pléiades (Плеяды, );
  • Nouvelles Asiatiques, .
  • Histoire d’Ottar Jarl, .
  • La Renaissance (Savonarole, César Borgia), .
  • Alexandre (Александр Македонский).
  • Amadis (посмертн).
  • Etudes critiques ( -), P., Sim. Kra, .
  • Кандагарские любовники, перевод И. Мандельштама, изд. «Книжный угол», П., .
  • Влюбленные из Кандагара, Гиз, М., .
  • Великий чародей, перевод Р. Ивнева , Гиз, М., .
  • Kretzer E., A. Graf v. Gobineau, Lpz., .
  • Журнал «Europe» от 1/Х- (статья и подробная библиография).
  • Schemann C. L., Quellen und Untersuchungen zum Leben Gobineaus, 2 Bde, .
  • Lange M., Le comte A. de Gobineau, étude biographique et critique, .

Примечания

Литература

  • Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang doctrines racistes a la francaise. - М .: Ладомир, 2009. - 240 с. - ISBN 978-5-86218-473-0

Ссылки

  • Гофман А. Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. Вып.7. - М., 1977. - С.128-142

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 14 июля
  • Родившиеся в 1816 году
  • Родившиеся в Виль-д"Авре
  • Умершие 13 октября
  • Умершие в 1882 году
  • Умершие в Турине
  • Историки Франции
  • Социологи Франции
  • Расология
  • Расизм
  • Писатели Франции
  • Писатели на французском языке
  • Историки по алфавиту
  • Графы
  • Дипломаты Франции
  • Востоковеды Франции
  • Востоковеды XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Биография

Гобино происходил из дворянской семьи. В 1835 году приехал в Париж . Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1849 году Алексис де Токвиль , непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне , Ганновере , Франкфурте-на-Майне , Тегеране , Афинах , Рио-де-Жанейро и Стокгольме . Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку.

Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романа, поэмы, драмы. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомный «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества. Скончался 13 октября 1882 года в Турине.

Идеи

Жозеф-Артюр де Гобино оставил след в истории социальной мысли как один из основоположников современной расистской идеологии . Гобино был по существу первым в XIX в., кто в развернутом виде сформулировал объективный тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства, как идеи, являющейся для человека унизительной. Гобино отождествлял равенство с торжеством посредственности, усредненности, одинаковости, серости. Таким образом, расизм у Гобино - неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения. Все виды равенства способны вызвать отвращение, но расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным и первичным, из него, по мнению Гобино, проистекают все остальные иерархии.

Центральная проблема, которую Гобино ставит и стремится разрешить в своем главном труде, - это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса , или, что для Гобино является синонимом, этническая группа . По его мнению, социальные институты не детерминируют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, детерминируются ими. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства , которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей.

В трактовке происхождения человеческих рас Гобино тяготеет к полигенетической концепции , согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии - это интеллект .

Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл.

Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем является причиной их вырождения.

Тезис о пагубном характере расовых смешений определяет антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации.

В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом . Он констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Гобино отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса.

Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что и подвергал его критике Xьюстон Чемберлен .

Беллетристика

Жозеф де Гобино проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях , подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Будучи ориенталистом по увлечениям, Гобино передаёт «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение» . Гобино - ученик Стендаля и Мериме .

Гобино и национал-социализм

Известность и признание пришли к Гобино только после его смерти и вначале не на родине, а в Германии . В г. в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в г. достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём. Он же в 1897-1900 гг. впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке . Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом идеи Гобино пригодились в идеологии Третьего рейха , хотя он и не был, подобно X.C. Чемберлену , возведен в ранг «народного мыслителя».

Библиография

  • Abbaye des Typhaines (Тифенское аббатство, из эпохи восстания коммун XII века , ).
  • Les Pléiades (Плеяды, );
  • Nouvelles Asiatiques, .
  • Histoire d’Ottar Jarl, .
  • La Renaissance (Savonarole, César Borgia), .
  • Alexandre (Александр Македонский).
  • Amadis (посмертн).
  • Etudes critiques ( -), P., Sim. Kra, .
  • Кандагарские любовники, перевод И. Мандельштама, изд. «Книжный угол», П., .
  • Влюбленные из Кандагара, Гиз, М., .
  • Великий чародей, перевод Р. Ивнева , Гиз, М., .
  • Kretzer E., A. Graf v. Gobineau, Lpz., .
  • Журнал «Europe» от 1/Х- (статья и подробная библиография).
  • Schemann C. L., Quellen und Untersuchungen zum Leben Gobineaus, 2 Bde, .
  • Lange M., Le comte A. de Gobineau, étude biographique et critique, .

Примечания

Литература

  • Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang doctrines racistes a la francaise. - М .: Ладомир, 2009. - 240 с. - ISBN 978-5-86218-473-0

Ссылки

  • Гофман А. Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. Вып.7. - М., 1977. - С.128-142

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 14 июля
  • Родившиеся в 1816 году
  • Родившиеся в Виль-д"Авре
  • Умершие 13 октября
  • Умершие в 1882 году
  • Умершие в Турине
  • Историки Франции
  • Социологи Франции
  • Расология
  • Расизм
  • Писатели Франции
  • Писатели на французском языке
  • Историки по алфавиту
  • Графы
  • Дипломаты Франции
  • Востоковеды Франции
  • Востоковеды XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Представители аристократических течений выдвигают и развивают различные националистические идеи и учения. Следует упомянуть и о «химии рас» Ж.А. де Гобино.

Граф Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882), Гобино происходил из захиревшей дворянской семьи. В 1835 г. он приехал в Париж. Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1849 г. А. де Токвиль, непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарем, а затем главой дипломатических миссий в Берне, Ганновере, Франкфурте-на-Майне, Тегеране, Афинах, Рио-де-Жанейро и Стокгольме. Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку. Дипломатическая карьера не принесла Гобино удовлетворения. Скончался 13 октября 1882 г в психиатрической лечебнице Гренобля.

Основные произведения : «Опыта о неравенстве рас» (4 тт.).

Гобино был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романа, поэмы, драмы. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой.

Ж.А. де Гобино пытается объяснить весь ход человеческой истории, исходя из тех особенностей, которые произвольно приписываются им расам и народам. Важнейшее значение при этом он придает, с одной стороны, «чистоте», с другой – «смешению» рас. Гобино исходит из того, что некогда не было деления на расы, а существовало единое человечество – первобытный человек, «адамит», нам совершенно неизвестный. Позднее возникает доступное нашему наблюдению деление человечества на три расы: белую, желтую и черную. Смешение этих основных рас порождает дальнейшие расовые деления человечества.

Совершенно без всяких оснований Ж.А. де Гобино заявляет, что «чистота» расы имеет решающее значение для физических и психических качеств народов, и не менее произвольно приписывает одним народам расовую «чистоту», а другие объявляет продуктом «смешения» рас. Чем чище раса, тем она, по его мнению, совершеннее. Пока раса чиста, образ мыслей у всех представителей данного народа одинаков, учреждения остаются неизменными.

Ж.А. де Гобино пытается объяснить французскую буржуазную революцию XVIII в. и образование буржуазных демократий в Западной Европе «смешением рас», которое, по его мнению, неуклонно возрастает в истории человечества. Он уверяет, что «неоднородность» крови создает расхождение в воззрениях, что вследствие смешения рас происходят вырождение, неурядицы, болезненный застой, обнаруживается «дух легкомыслия», «жалкий изменчивый характер».

Наиболее «чистая» раса, по его утверждению, белая; она превосходит все остальные своей красотой, умом и силой; она одна пенит жизнь и честь: «Важнейшим пунктом земли является тот, где в данный момент живет наиболее чистая, разумная и сильная группа белых людей. Если бы под влиянием непреодолимых сил она принуждена была переселиться в полярные страны, то и центр умственной жизни склонился бы также в эту сторону».

Наблюдая укрепление буржуазной демократии и предвидя возрастающую роль масс, Ж.А. де Гобино пророчит «крушение» цивилизации, будущие судьбы человечества не внушают ему никаких надежд, так как будет продолжаться роковое влияние неуклонно происходящего «смешения рас».

44) историческая школа права в западной европе в конце 18 века

XVIII век (эпоха Просвещения)

Новый переломный этап зарождения буржуазных отношений, когда старая школа и образование никого не устраивали. Социальные институты, идеология феодализма превратились в тормоз для развития воспитания и образования. Отсюда – решительно пересматривалась концепция отношений человека и мира.

Характерные черты:

· Растет число светских учебных заведений.

· Критика сословного воспитания и образования и расширяются масштабы образования для третьего сословия.

· Идеи переустройства общества с помощью просвещения.

Была предложена программа образовательных реформ (принятие эдиктов в Пруссии и Франции, проекты школьного образования Великой Французской революции). Так, В "Декларации прав человека и гражданина" (1789) провозглашалась задача организации "общественного образования, доступного всем гражданам, бесплатного в тех частях обучения, которые необходимы всем людям без изъятия".

В основе образовательных реформ – следующие идеи:

· Всеобщность обучения

· Обучение на родном языке

· Значимость естественнонаучных знаний

· Посещение школы как гражданской обязанности

· Активное мотивированное обучение

· Отказ от вербального преподавания

· Изучение национальной истории

· Необходимость формировать человека, полезного обществу.

Педагогическая проблематика становится самой престижной отраслью научных исследований, в результате чего превращается в самостоятельную науку. Идеалом личности становится свободный человек, просвещенный гражданин.

Большинство идей Просвещения остались неосуществленными, однако они стали ориентирами развития школы.

С середины XVII до конца XVIII в. расширялись масштабы образования первого и второго, а также верхов третьего сословий . В результате соперничества католической и протестантской церквей усложняются задачи и программы обучения, растет результативность деятельности учебных заведений.

Начальная школа

Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе представляло собой сложную картину борьбы нового со старым. В целом начальная школа не справлялась со своими задачами. Основная масса населения (прежде всего крестьяне) оставалась неграмотной. Правящие классы пренебрегали просвещением народа. Скажем, в Англии в конце XVIII в. на 1712 жителей в среднем приходился лишь один учащийся. Не лучше выглядела ситуация и во Франции. Королевские власти не выделяли ни одного су на школы для низших слоев населения. В большинстве провинций не хватало начальных учебных заведений.

Государства Европы предпринимают попытки изменить положение. Так, в Пруссии с 1717 и 1732 г. Издаются эдикты об обязательном обучении детей в возрасте от 5-12 лет.

То же и во Франции, но они не выполняются. Однако при всех недостатках растут масштабы и результативность начального образования. В конце XVII в. грамотность мужского городского населения колебалась в пределах 40 - 80%. Особенно высок был ee уровень в первом и втором сословиях: у мужчин до 100%, у женщин - до 70%. Распространялась грамотность и среди городской части третьего сословия: представители "свободных |профессий" и промышленники - свыше 60%, коммерсанты - около 40%. Еще большая часть населения была охвачена элементарным обучением в конце XVIII в. Росла грамотность в городах. В итоге к концу века 47% мужчин и 26% женщин во Франции были грамотными.

Средняя школа.

Получает дальнейшее развитие. Основным типом школьного образования становится школа классического типа: в Германии – городская (латинская) школа и гимназия, в Англии – грамматическая школа, в Франции – коллеж.

Основная часть учебного времени в классических гимназиях отводилась на изучение классических языков, античной литературы и искусства. Одновременно преподавались математика, география, ествественные науки.

Живительную струю в организацию школ начального обучения внесли представители движения Реформации в Германии, Англии и США.

Так, яркий образец программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации, т. н. Готский школьный устав (1642), для многих соответствующих учебных заведений в Германии (отражены идеи Я. А. Коменского и В. Ратке). Уставом планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах по катехизису обучали и, родному языку (чтение, письмо), счету, церковному пению. В старшем классе к этому добавляли "мирские предметы": изучение обычаев, начала естествознания, местной географии. Последние содержали знания о природе (например, почему молния видна раньше, чем слышится гром), о ведении хозяйства (советы земледельцу), первые сведения о судопроизводстве и собственности (например, что такое межа между частными владениями). Преподавать "мирские предметы" надлежало, опираясь на наглядность и наблюдения; учитель должен был добиваться достижения учениками определенного уровня подготовки.

Начальный возраст ученика определялся Готским уставом в 6 лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен (но не дольше, чем до 14 лет). Занятия шли круглый год, пять дней в неделю (за исключением среды и субботы), по шесть часов ежедневно. В деревенских школах предусматривались шестинедельные летние каникулы, в городских - четырехнедельные. Всем предметам, кроме "мирских", обучал один учитель - шульмейстер. "Мирские предметы" преподавали специальные учителя Предполагалось поднять социальный статус учителя путем создания специальных учреждений подготовки шульмейстеров, введения постоянной оплаты учительского труда.