Режиссер Александр Сокуров ответил на вопросы читателей и редакции Znak.com во время проведения «Дней Сокурова» в Ельцин Центре. Здесь приведены некоторые фрагменты из этого большого интервью. Полностью его можно прочесть на сайте Znak.com.

Александр Сокуров. Фото: Яромир Романов

— Вам не кажется, что современные мировые лидеры мельчают прямо на глазах? Достаточно сравнить руководителей ведущих европейских государств и США с теми, кто стоял у руля полвека назад, сравнение будет явно не пользу нынешних. Как думаете, с чем связан кризис политических элит?

— Действительно, деградация налицо. А связано это с тем, что они не являются свидетелями больших исторических процессов. Жизнь наша, безусловно, остается сложной, однако нынешние лидеры не в состоянии ни увидеть этого, ни предвосхитить. О том, что война с Украиной неизбежна, я сказал еще лет десять назад. Многие тогда покрутили пальцем у виска, а для меня это было совершенно очевидно. И я удивляюсь, почему это было не очевидно для российских и украинских руководителей. Это говорит о том, что нынешнюю политическую элиту составляют близорукие люди. Что уровень культуры, интеллекта, да и вообще масштаб личности сегодня нивелируется. Посмотрите на нынешнего канцлера Германии. Ну что это такое? Просто прискорбное зрелище. А итальянский премьер или последние президенты Франции... <...>

— Вы возглавляете общественную группу активистов-градозащитников, ведущую диалог с властью о защите от разрушения старого Петербурга. В прошлом году вы написали письмо губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко с просьбой не называть мост через Дудергофский канал именем Ахмата Кадырова, но к вам не прислушались.

— Точка в этом вопросе, к сожалению, поставлена. И принятое решение я рассматриваю не иначе как террористическую деятельность на территории России. Эта угроза исходит от чеченского сектора. Мы имеем дело с бомбой, которая может взорваться в любой момент. На мой взгляд, это реальная военная угроза. Чечня — регион России, который России не подчиняется. Там есть своя армия, и нужен только сигнал, чтобы двинуть этих вооруженных людей в какую-то сторону. Для меня очевидно, что это находится за пределами Конституции моей страны. И я уверен, что столкновение неизбежно по целому ряду причин. Я, конечно, надеюсь, что президент понимает, кто такой Рамзан Кадыров, и границы его возможностей, наверное, определены. Но при этом не сомневаюсь, что если от него последует указание вооруженным людям, то в целом ряде российских городов жертвы будут большие.

— В свое время вы написали письмо Александру Хлопонину, который был представителем президента в Северо-Кавказском округе, где предлагали под эгидой государства собрать серьезную конференцию православного и мусульманского духовенства с постановкой политических вопросов…

И, разумеется, не получил никакого ответа. Никто не обратил на это внимания. А между тем мы видим, что происходит. Молодые люди, вырвавшиеся из кавказских городов, ведут себя вне всяких норм не только жизни русских, но и вообще вне всяких моральных норм. А правоохранители в Москве парализованы страхом перед Грозным, ведь именно там выносятся смертные приговоры. И если в Грозном человеку вынесут смертный приговор, его уже никто не сможет защитить.

— Мало кто отважится говорить об этом вслух. И понятно почему. Вы ощущали на себе эту опасность?

— Конечно. Но позвольте не конкретизировать. Я понимаю, что делаю и говорю и что за это придется отвечать. А федеральной власти необходимо ответить себе на вопрос: является ли Конституция Российской Федерации законом, действующим на территории всего российского государства? Если да, то должны быть приняты соответствующие меры. Однако мы видим, что этот документ уже не работает. Может, готовится новая Конституция?

Именно с алкоголизмом я связываю деградацию русского мужского населения. Ведь в мусульманских регионах такой проблемы нет. Религия там помогает сохранять национальный уклад. А поскольку русские давно нерелигиозный народ, а наш национальный уклад, тесно связанный с сельским образом жизни, был разрушен большевиками, то теперь у нас словно нет опоры, которая бы остановила это падение в бездну.

Важно, чтобы в правительстве видели. И думали, искали способы скрепить страну, пока не стало слишком поздно. Граждане Российской империи, а потом и Советского Союза ощущали себе единым целым, хотя никого интернета или телевидения не было… <...>

Думаю, людей скрепляла мысль о всеобщем равенстве, неких социальных гарантиях, идея интернационализма, общее культурное пространство, доступное бесплатное образование…

— Я бы даже сказал равнодоступное качественное образование, которое человек мог получить и в столице, и в маленьком городе, и в глухом ауле, и в рязанском селе. В принципе, это было близко к осуществлению. А сегодняшнее образование — сословное. Так у нас никогда никакой Шукшин не появится: в современных условиях он не смог бы получить образования. Все мои попытки противостоять оплате за высшее образование привели к тому, что я испортил отношения с большим количеством чиновников и ректоров... В общем, вы сами ответили на свой вопрос, достаточно точно все сформулировав.

— Но если эти «скрепы» сегодня не работают, устоит ли Россия с нынешними «скрепами»?

— В чем я согласен с коммунистами, так в том, что церковь должна быть отделена от государства. Нынешнее же государство абсолютно преступно распоряжается взаимоотношениями с религиозными культами. Мы совершаем гигантскую ошибку, отдавая часть власти православной церкви. Они люди, мягко говоря, странные и политически неосторожные. Как только будет принято решение о создании православной партии, которая станет одной из официальных государственных партий, запустится маховик разрушения страны. Все идет к тому, и Русская православная церковь собирает имущество, чтобы эта партия была богатой. Но ведь следом появятся крупные мусульманские партии, и тогда вопрос о существовании Российской Федерации будет снят с повестки дня.

Это же нетрудно предвидеть: если на определенной территории православная религиозная сила получает в подарок от государства часть политической власти, то, соответственно, в других местах мусульманское население совершенно справедливо потребует часть политической власти для своих религиозных организаций. Поверьте, мусульмане в этом вопросе ни в чем не уступят. И когда интересы православия и ислама войдут между собой в политическое противоречие, начнется межрелигиозная война — самое страшное, что вообще может быть. В гражданской войне можно все-таки договориться, а в религиозной бьются до смерти. Никто не уступит. И каждый будет по-своему прав.

Опубликовано 29.03.17 09:13

"Ника" 2017: триумфатором премии стал фильм "Рай" Андрея Кончаловского.

Накануне в московском Театре имени Моссовета прошла юбилейная, 30-я церемония вручения национальной кинопремии "Ника". Триумфатором награды стала картина Андрея Кончаловского "Рай", получившая призы в трех главных номинациях: "лучший фильм", "лучший режиссер" и "лучшая женская роль".

Историческая драма "Рай" рассказывает о людях, жизни которых пересеклись во время Второй мировой войны: русской эмигрантки Ольги, участницы движения французского Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля и высокопоставленного офицера СС. Действие картины разворачивается преимущественно в немецком концлагере.

Во время церемонии вручения премии "Ника", лауреаты инткббээ награды со сцены призывали власть услышать молодежь и высказывались в защиту людей, задержанных во время воскресных , и политзаключенных. В частности, об этом в своих речах упоминали режиссеры Александр Сокуров, Александр Митта, Алексей Красовский и актриса Елена Коренева.

Получивший почетную премию в номинации "Честь и достоинство" Сокуров в своей речи напомнил про Олега Сенцова и указал на ошибку государства, которое фамильярно поступило по отношению к молодежи 26 марта. Также он обратил внимание на жёсткие действия правоохранительных органов против девушек и женщин.

"Я обращаюсь к депутатам: давайте примем закон, запрещающий арестовывать и вообще прикасаться к женщинам и девушкам, участвующим в массовых акциях. Если вы видели, что происходило в воскресенье, когда за руки, за ноги хватали девчонок. Это было грубо. Это было насилие", - заявил он.

Речь Сокурова на вручении премии "Ника". ВИДЕО

"Государство совершает ошибку, ведя себя столь фамильярно со школьниками и студентами. Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов. Никто из наших политиков не желает их услышать. Никто с ними не разговаривает. Они боятся это делать - почему?" - отметил режиссер.

По словам Сокурова, он обсудил с Владимиром Путиным вопрос об освобождения из тюрьмы украинского режиссёра Олега Сенцова, осуждённого по обвинениям в терроризме на 22 года. По его словам, президент России обещал "подумать над этой проблемой".

Лауреат "Ники" в номинации "Открытие года", создатель фильма "Коллектор" Алексей Красовский призвал кинематографическое сообщество повлиять на судьбу задержанных участников митингов.

"Я хочу попросить вас использовать свою власть, чтобы что-то изменить в их судьбе", - приводит его слова ТАСС .

Его выступление поддержал художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров.

"Счастлив, что Красовский сказал о некоторых наших болевых и тяжелых проблемах нашей жизни", - сказал Захаров.

Обладатель спецприза "Ники" "За выдающийся вклад в отечественный кинематограф" Александр Митта также поддержал Сокурова.

"Я разделяю тревоги и отчаянье, мы все озабочены тем, как растет наше поколение, чтобы оно выросло под нашими заботами, а не пугалками", - отметил режиссер.

Говорила со сцены о политзаключенных и задержанных 26 марта протестующих и актриса Елена Коренева, победившая в номинации "Лучшая актриса второго плана" за роль в фильме "Ее звали Муму", а актриса Юлия Ауг подчеркнула, что в этом году вручение премии стало настоящей акцией протеста.

"Мне очень жаль, что телезрители не услышат речи Красовского, Сокурова и Кореневой. Я знаю, что это вырежут. Такого очень давно не было, чтобы «Ника» была акцией протеста. И этот факт значит, что нарыв созрел", - подчеркнула Ауг.

После речи режиссера Александра Сокурова на вручении кинопремии «Ника» зал устроил овацию, многие присутствующие встали…

В начале своей речи Сокуров сказал, что ждет решения от Путина вопроса, который они обсуждали — о судьбе режиссера Олега Сенцова. Сокуров назвал ошибкой отсутствие диалога с молодежью, которая вышла на улицы. «Государство совершает большую ошибку, ведя себя столь фамильярно с молодыми людьми, с школьниками и со студентами. <…> Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов. Надо услышать их. Никто из наших политиков не желает их услышать, никто с ними не разговаривает. <…> Они боятся это делать. Почему? Это невозможно. Больше терпеть это невозможно», — отметил Сокуров.

Он обратил внимание на жесткие действия правоохранительных органов на массовых акциях, особенно против девушек и женщин. «Я хочу обратиться к нашим депутатам. К мужчинам-депутатам, потому что женщины такого закона нового не примут. Давайте мы примем закон, который запрещает арестовывать и вообще прикасаться к женщинам и девушкам, участвующим в протестных акциях», — предложил режиссер, речь которого неоднократно прерывалась аплодисментами и выкриками «Браво!».

«Мы много раз, много лет говорили: «А где же вы? Где вы, студенты? Где вы, школьники? Вы замечаете, что вы внутри страны, вы замечаете, что в этой стране происходит?» Было молчание, их не было. Вот они появились», — констатировал режиссер. «Мы с вами должны делать все, чтобы гуманитарное развитие нашего общества, наших молодых людей, происходило. Потому что все, что связано с подменой просвещения, образования какими-то религиозными догматами, все, что связано с введением в гражданское и политическое пространство религиозных институций ведет к развалу страны», — сказал Сокуров.


Теги статьи:

Выступая 28 марта 2017 года на церемонии вручения кинопремии "Ника", режиссер Александр Сокуров вновь вопрос о политзаключенном Олеге Сенцове и призвал власть к диалогу с участниками акций протеста, прошедших по всей России 26 марта. Кремль в лице пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова тут же отреагировал на это, заметив, что президент уже в декабре ответил режиссеру на вопрос о Сенцове (тогда, напомню, Путин заявил, что "по‑русски и по‑христиански мы действовать в этой ситуации не сможем", то есть дал понять, что Сенцов будет сидеть и дальше). Тот же Песков ранее высказал предположение, что участникам митингов платили деньги за участие в протесте, определив тем самым отношение к происходящему и главы государства, который и вовсе сравнил протесты с "майданом" и "арабской весной". Однако мало кто обратил внимание на то, что свое выступление на вручении "Ники" режиссер начал с упоминания разговора со своей матерью, которая предупредила сына, что его убьют, если он произнесет эту речь, убьют за то, что он критикует действующую власть.

Режиссер Александр Сокуров во время церемонии вручения награды национальной кинематографической премии «Ника». Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Мы не знаем как именно она ему это сказала, с какой интонацией и в какой точно формулировке, но то, как об этом перед большой аудиторией говорил сам выдающийся русский художник, который известен не только своими фильмами и заступничеством за политзаключенных, но и своим умением делать разного рода предсказания (напомню, что Сокуров задолго до 2014 года предсказал войну России с Украиной), наводит на неутешительную мысль о том, при каком режиме мы сейчас, действительно, живем. Когда я слушал речь Сокурова, то мне сразу же вспомнились кадры с матерью Бориса Немцова, склонившейся над гробом, в котором лежал ее сын, так же не боявшийся публично говорить правду и так же за несколько недель (!) до своего убийства произнесший примерно похожие слова: "Когда я ей [матери] звоню регулярно, она говорит: «Сынок, когда ты прекратишь ругать Путина? Он тебя убьет»".

Хочется надеяться, что до убийства Сокурова, известного также своей жесткой критикой главы Чечни Рамзана Кадырова (к примеру, в августе 2016 года режиссер , что в Чечне сегодня "принимаются решения по всем политическим убийствам в России"), дело не дойдет, но нельзя не видеть, что в отношении него уже развязана настоящая травля. Первым поспешил отмежеваться от заявлений Сокурова президент премии «Ника» Андрей Кончаловский. Так, комментируя на следующий день заявление Сокурова, он специально подчеркнул, что: «Академия «Ника» - это профессиональная организация, если кому-то хочется высказаться, «Ника» предоставляет такую возможность, но я не считаю, что это правильное место». Также Кончаловский сказал, что понимает, когда, например, режиссер Александр Сокуров сидел на президентском совете и была возможность высказаться, но в случае с «Никой» это идет немного «мимо кассы».

31 марта в газете "Московский комсомолец" появилась заметка "Сокурова предложили лишить госфинансирования, припомнив его слова о Курилах", в которой сообщается , что несколько лет назад режиссер якобы предлагал отдать Курилы Японии. Главный редактор интернет-издания Politrussia.ru Руслан Осташко, комментируя эти слова, призвал игнорировать творчество режиссёра, а также лишить его государственного финансирования. «Люди, которые призывают отдать российские земли в иностранную юрисдикцию, каким-то историческим хозяевам, как они считают, не должны получать деньги от государства, которое они пытаются кому-то продать или подарить», - заявил он в интервью радиостанции «Говорит Москва».

Член центрального совета Российского военно-исторического общества, писатель Армен Гаспарян также заявил, что лишить Сокурова господдержки было бы правильно. «Если тебе всё не нравится, тогда, пожалуйста, борцунствовать таким образом можно и без учёта средств государственного бюджета. А с другой стороны я прекрасно понимаю, что сейчас же последует истерика, что его затравили, лишили государственного финансирования, тоталитарный режим, кровавый Мордор со всеми вытекающими последствиями», - считает Гаспарян.

В "Экспресс-газете" вышла заказная публикация с заголовком "«Любовницей» Сокурова оказалась жена богатого финансиста". Написана она вот таким слогом: "На «Нике» Сокурова сопровождала эффектная молодая брюнетка. Многие приняли даму за его новую пассию. Александр Николаевич помог спутнице снять верхнюю одежду, и они почти в обнимку улыбались в объективы фоторепортеров. Однако вечер перестал быть томным после того, как герр Сокурофф (с некоторых пор он перебрался в Германию) взобрался на сцену. Брызгая слюной, мэтр элитарного кино вдруг начал хаять «кровавый режим». То есть защищать кучку уродов, которые давеча тщетно пытались устроить в центре Москвы майдан, но были нейтрализованы специально обученными «космонавтами». Красивая брюнетка пожирала оратора-провокатора восхищенным взглядом…"

А вот выдержка из статьи "Наноспектакли Сокурова. За что сегодня дают премию «Ника»", опубликованной в интернет-газете "Столетие": "Примечательна реакция режиссёра из русского лагеря - Юрия Кара. В эфире телеканала «Царьград» он с возмущением сказал о выступлении Сокурова, живущего в Германии: «…его взгляд из Германии нам мягко говоря не подходит, потому что для него это шоу, которое он смотрит по телевизору, а мы здесь живем и видим, что произошло на Украине, где вывели молодых людей, неопытных, тем более школьников, и заставили их там выступать… Я сам из Донбасса. Теперь на него падают бомбы. Такого нельзя допустить в России»". В конце публикации особо отмечено: "Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 - 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»".

Приводить примеры других чернушных публикаций и обличительных высказываний прокремлевских пропагандистов я не буду - их довольно легко можно найти на соответствующих ресурсах. Напомню только, что незадолго до убийства того же Бориса Немцова против него также устраивались разные провокации - чего стоит только вывешивание в конце января 2015 года в Москве напротив «Эха Москвы» огромного плаката с текстом «Пятая колонна настояла на санкциях против своей страны» — с лицами Бориса Немцова и Алексея Навального. Немцов давно убит, Навальный сейчас находится под арестом. Теперь вот в открытую угрожают Сокурову - только за то, что он призывает государство быть более гуманным к собственным же гражданам. Мне кажется, что режиссера в таких условиях впору брать под усиленную охрану, а власти, если она не хочет серьезных эксцессов, следует хотя бы на время приструнить своих хунвейбинов.

"Яндекс" поставил москвичам 2,9 баллов по самоизоляции

01.04 начало в 07:45

Андрей Медведев. О Сокурове и не только...

Российские политические обозреватели, по мнению режиссёра Александра Сокурова, должны предстать перед Гаагским трибуналом. "Они должны быть наказаны. Это же просто преступники, которые работают и на государственных, и на частных каналах", - заявил Сокуров. Андрей Медведев, политобозреватель ВГТРК – рассуждает на тему заявления известного деятеля культуры...


Российские политические обозреватели, по мнению режиссёра Александра Сокурова , должны предстать перед Гаагским трибуналом. "Они должны быть наказаны. Это же просто преступники, которые работают и на государственных, и на частных каналах", - заявил Сокуров.

Андрей Медведев , политобозреватель ВГТРК – рассуждает на тему заявления известного деятеля культуры...

Всё плохо!

Это лейтмотив жизнеощущения отечественной интеллигенции. Причём всегда. Это контекст, в котором пребывает отечественная интеллектуальная либеральная "тусовка" последние лет 200, а 150 уж точно. Вообще интервью режиссёра Сокурова можно охарактеризовать так. Русский интеллигент занялся своим любимым делом: начал рассуждать о том, чего он совершенно не знает и не понимает! Но рассуждает об этом с позиции пророка, создателя смысла, человека, несущего безусловную и непреложную истину.

В интервью много смешного: и про ислам, и про журналистов. По его словам, "когда-нибудь эти политические обозреватели предстанут перед Гаагским трибуналом как провокаторы, которые нанесли огромный урон гуманитарному пространству России и всему российскому народу". Это про Украину и про то, как они освещали события на Украине. "Эти радио- и телевизионные глашатаи занимаются тем, что во время пожара разбрасываются спичками. На месте власти я бы обратил особое внимание на этих людей, создающих предпосылки для международных конфликтов. Это просто преступники, которые работают и на государственных, и на частных каналах".

Традиция отечественных интеллигентов – сочувствовать террористам

Вот кого режиссёр Сокуров считает преступниками? Журналистов. А наличие на Украине, где полыхает пожар, о котором периодически эти журналисты рассказывают, частных неонацистских карательных батальонов , которые воюют под нацистской символикой и нацистскими лозунгами, которые по зверствам своим вполне себе догнали ребят из дивизий СС "Галичина" и карательных батальонов, сформированных из украинских коллаборационистов в годы второй мировой войны? Это у Сокурова не вызывает неприязни. Их в Гаагу не надо. Он как-то их вообще не замечает, хотя их даже украинская фемида была вынуждена заметить. Помните, случай с батальоном "Торнадо" , который настолько разошёлся, что его были вынуждены даже в Киеве в итоге арестовать. Они такие зверства творили, что даже киевские власти были вынуждены отдать их под суд. Вот они режиссёра Сокурова не смущают самим фактом своего существования, Гаага – это не про них.

Или режиссёр Сенцов , который сел за терроризм, за то, что он и его друзья готовили теракты в Крыму. И, тем не менее, он вызывает у Сокурова сочувствие. Другие люди, которые могли бы пострадать, у него сочувствия не вызывают. Хотя на самом деле это такая традиция отечественных интеллигентов: сочувствовать террористам.

Для понимания, режиссёра Сенцова, украинские власти хотели поменять. То есть, из всей группы им нужен был только Олег Сенцов. На всех остальных они плевать хотели. И они выходили с хитрым предложением его поменять на кого-нибудь, кто мог бы быть нужным Москве. По некоторым оперативным данным, режиссёр О. Сенцов координировал деятельность нескольких ячеек на территории Крыма. А тем, что он участвовал в деятельности Автомайдана и, по всей вероятности, в разгроме колонны Антимайдана, которые возвращались в Крым, просто плотно никто не занимался.

Человек готовил теракты, и его на этом взяли. Хорошо, они несколько комичных терактов совершили, сожгли, например, отделение "Единой России". Ну а следующий-то был некомичным. СВУ (самодельное взрывное устройство) они-то собрали.

"Миротворческая" позиция режиссёра

Творец Сокуров говорит: "у нас должно быть категорическое условие – не воевать с соседями. Я бы в Конституцию внёс бы принцип обязательного мирного сосуществования со всеми странами, с которыми мы имеем общих границ. Даже если на нас напали, мы должны находить в себе силы не применять армию, не вторгаться на чужую территорию. С соседями можно ссориться, но воевать нельзя". Жалко, что Министерство обороны не знало о таких выдающихся миротворческих способностях Сокурова в 2008 году, когда грузинская армия напала на российских миротворцев в Южной Осетии и просто убивала и миротворцев, и мирных жителей Цхинвала. Если бы знать тогда о таких принципах режиссёра Сокурова, не надо было туда войска отправлять. Надо было отправить Сокурова в Южную Осетию. Он бы вышел и, наверное, договорился с грузинскими военными. Прямо там, на месте. Нашёл бы в себе силы не применять армию, сумел бы. Нет? Мне кажется, что слово, сказанное человеком, должно находить практическое применение.

А. Сокуров о развороте России на Восток

Режиссёр Сокуров назвал нынешний разворот России на Восток "просто глупостью". По его словам, "мало ли глупостей совершало Российское государство, которое по-настоящему и создаться ещё и не может". То есть, тысячелетняя история Российского государства не наводит Сокурова на мысли о том, что государство создалось, что оно сложилось.

Государство – это в первую очередь традиции и опыт, проверенные временем и подтверждённые национальным согласием. Видимо, ни традиций, ни опыта, проверенного временем у нас нет. Впрочем, другие историки, более серьёзные, полагают, что у России есть свой исторический опыт, который очень трудный и сложный, но, тем не менее, дающий России особое место в мире и особые перспективы.

Интересно, что российская либеральная интеллигенция каждый раз, когда Россия совершала идеологический и политический поворот на Восток, выказывала просто невероятное возмущение. Когда Россия начала присоединять Туркестан, понятно, что в этом не было экономической логики, но в этом была политическая логика. Не появись там российские войска, там появились бы британские военные и британские военные базы на расстоянии двух дневных переходов от Оренбурга. И вся либеральная общественность тогда говорила, что нам это совершенно не нужно, бессмысленная трата времени и денег. Когда Николай II в начале XX века совершил поворот на Восток и начал активно инвестировать в Дальний Восток и Китай, когда он не согласился вместе с европейскими державами устроить насильственное разделение Китая на оккупационные зоны, фактически спас Китай как единое государство, тогда и Николая II либеральная общественность страшно осуждала. А ведь тогда была целая экономическая программа: и строительство железной дороги на Дальний Восток, и строительство новых портов, и инвестиции в Китай. Но всё это вызывало ужасное возмущение московского олигархата, московских банкиров, потому что тогда экономический центр тяжести мог сместиться из Москвы в Казань, которая становилась бы транзитной точкой, через которую шли бы грузы в Китай и Азию, устанавливались бы новые экономические связи. Этот экономический разворот на Восток ужасно осуждали. И в итоге в результате интриг его затормозили, и, в общем, Россия была втянута в военный союз Антанту (с Англией и Францией) и далее в первую мировую войну.

Россия – наследница византийской цивилизации

Когда Сокуров говорит, что Россия цивилизационно больше связана с Европой, у меня опять же возникает некий вопрос. Религию, государственные традиции, культурные традиции и традиции письменности Россия получила не то, что бы из Европы, а из Византийской империи, которая в чистом виде не была Европой. Да, это Восточно-Римская империя, но Византия не была Европой никогда ни географически, ни идеологически. Именно это позволяло то одному, то другому Папе объявлять крестовые походы против православных раскольников. А крестоносцам это позволяло совершенно спокойно грабить Константинополь и убивать православных христиан-жителей Константинополя.

Россия как раз все свои цивилизационные традиции получила именно от Византии. В том числе и отсутствие колонизаторского мышления. У России никогда не было колоний, а у Запада они были. Потому что в католическом и особенно в протестантском сознании есть же те, кому дано, а есть те, кому не дано.

А. Сокуров сказал о том, что церковь в России должна быть отделена от государства и что, как только будет принято решение о создании православной партии, запустится маховик разрушения страны. И если будет создана православная партия, то тут же включатся в гонку соперничающие мусульмане. И тогда внутри России может случиться религиозная война не на жизнь, а на смерть.

А. Медведев: Мне кажется, что это Сокуров просто какой-то сценарий сочиняет для своего нового, очередного замечательного фильма, которого, как всегда, никто не посмотрит, который получит премию на каком-нибудь фестивале и который будет снят, как всегда, на государственные деньги, чтобы потом режиссёр Сокуров мог покритиковать государство.

А вообще, правда, интересно, есть ли такой человек, который прямо встал и пошёл смотреть в кинотеатр фильмы Сокурова? Фильмы Сокурова преимущественно художественные. Считается, что это особое, авторское кино, не для всякого быдла вроде политических обозревателей, по которым Гаага плачет, а для приличных людей. У меня вопрос: среди приличных людей с хорошими лицами много ли тех, кто прямо сел и посмотрел кино Сокурова от начала до конца? Я не про кинокритиков, я про обычных людей.

Кино про европейские ценности

В последнем фильме А. Сокурова "Франкофония" показываются начало второй мировой войны и личностная история директора Лувра, который защищал национальную коллекцию этого музея, когда вторглись фашистские оккупанты.

А. Медведев: Положим, что фашистские оккупанты-то не сильно во Францию и вторглись. И не надо было особо ничего защищать. Во всём французском Сопротивлении с жареной печёнкой и молодым божоле людей сражалось меньше, чем служило французов на стороне гитлеровцев в Вишистской армии и воевало на Восточном фронте. Получается, что Сокурову интересно снять не про то, как, скажем, в голодающем, умирающем Ленинграде спасали коллекцию Эрмитажа, не про то сотрудников детского дома, которые один за другим умирали от голода, но куска хлеба у детей не украли. Ему интересно про европейские ценности.

Что там было спасать, простите? Вы видели кадры кинохроники, как немцы входят в Париж или как немцы находятся в Париже? Во Францию немцы с Восточного фронта ездили в качестве поощрения отдыхать и подлечить раны, погулять, с девчонками потусоваться. Что от кого там надо было спасать? Знаете, это какое-то искажённое восприятие жизни.

Понять и простить?

Это как с террористом Сенцовым. Опять же это очень традиционно для отечественных либералов. Вон Сокуров говорит, чтобы простили Сенцова, ведь тот ничего плохого не сделал. Точно так же, когда убили Александра II, вся отечественная либеральная интеллектуальная тусовка писала Александру III, что тот должен простить покушавшегося, простить народовольцев, что не надо их вешать. Как любят у нас интеллектуалы в целом говорить ни о чём.

По мне, так разницы нет. Сенцов ли, Басаев ли, Кибальчич ли, Степняк-Кравчинский ли, Борис Савенков ли. Это всё люди одного ряда. Это террористы, убийцы, которые занимались тем, что разрушали и пытаются разрушить мою страну.

Впрочем, российская практика борьбы с терроризмом не несёт в себе особенного зерна и содержания. Например, в Великобритании давеча подростку, который написал твит в поддержку ИГИЛ, дали два полновесных года. Мальчику 15 лет, пошутил, написал твит в поддержку ИГИЛ, группу какую-то собрал из братьев-моджахедов, и двушечка, как принято говорить. На Западе вообще за истории с виртуальным терроризмом в Сети, с поддержкой там террористов, с созданием групп, людей сажают постоянно и дают полноценные сроки. Два, три года, пять лет. За твиты, за записи в "Фейсбуке".

Обида

Мы всё обсуждаем интервью Сокурова. А я понимаю, в чём проблема с Сокуровым. Он говорит, что у Путина – свой кинематографический биограф Никита Михалков. Вот так он и проговорился. Всё из-за обиды. Хотелось бы самому быть кинематографическим биографом. И он говорит, что знает "многих режиссёров, которые хотели бы стать в ряд биографов". Хотя самому президенту это не нужно. Есть некая обида у творца.

Сокуров не доволен не только условно деградирующей Россией, но он и про европейских лидеров говорит то же самое: что они все – вырожденцы, что они все – совершенно несолидные. И вообще понапустили к себе не понятно кого. Меркель представляет собой печальное зрелище.

О неправильно выбранной профессии

А в конце он говорит, что "ему кажется, что он неправильно выбрал профессию, в кино он не реализовался полностью, чего уж теперь говорить". Отлично! Прожил человек жизнь, снимал кино за государственные деньги, кино, которое было никому особенно не нужно, а потом и говорит: чёрт, у Путина другой биограф, а я в кино не реализовался полностью.

Первый и последний абзацы интервью Сокурова – это самое важное. Всё, что между ними, – это ворчание расстроенного, огорчённого жизнью человека.

Я смотрю на западных творцов, смотрю на Риддли Скотта, например. Он снимает прекрасное, очень хорошее кино. Смотрю на Стивена Спилберга. Поговори с ними откровенно, наверное, скажут, что они что-то тоже не досняли. Но просто они – коммерчески успешные ребята. И я уверен, что от них такого нытья никогда не услышишь. Плохое ли они кино снимают? Нет. Касается ли их кино каких-то тонких материй, цепляет ли оно струны души? Конечно. Плохие у них фильмы? Нет. Коммерчески успешные? Да. То есть, как-то у людей всё гармонично сочетается.

Или возьмём кинофильм "Список Шиндлера". Абсолютно коммерчески успешный проект. Но он важный? Важный. О людях? О людях. О подвиге? О подвиге. Он даёт возможность задуматься? Даёт. И таких примеров огромное количество. Ведь на Западе снимают не только боевики. "Список Шиндлера" собрал в 15 раз больше денег, чем стоил, чего нельзя сказать ни про один фильм Сокурова. Может быть, просто дело в том, что человек правильно выбрал профессию?