Практика всех приемных комиссий во всех театральных ВУЗах России и мира всех времен показывает одну и ту же общую печальную тенденцию: едва ли не большинство абитуриентов не понимают, куда они идут учиться, чем именно будут заниматься и зачем им это нужно. Особенно это касается девушек 16–30 лет, которые и составляют основной поток желающих учиться на актерском факультете. Если вы действительно хотите поступить в театральный ВУЗ в Москве, давайте начнем с трезвой оценки ваших способностей и перспектив.

Задайте себе вопрос, хорошо ли вы понимаете, куда идете? Что, в сущности, вы знаете о закулисной стороне театра, и чем вызвано ваше желание связать с ним свою жизнь? Если ответы на эти вопросы неоднозначны для вас, может быть, стоит еще раз все обдумать?
  • Бывали ли вы в театре по ту сторону кулис?
  • Присутствовали ли вы хоть раз на репетиции спектакля?
  • Принимали ли вы участие хотя бы в одной серьезной постановке?
  • Хорошо ли вы представляете себе, что вообще делает актер, когда не играет на сцене, т. е. 90% рабочего времени?
Если среди ответов превалирует слово «нет», то вы делаете шаг в неизвестность. Этот шаг может дорого вам обойтись (подготовка к поступлению в театральный ВУЗ, само поступление, стоимость учебы и т. д.), отнять уйму времени и так и не принести никаких результатов. Помимо того, что на одно место на актерском факультете среднего столичного ВУЗа претендуют 200–300 человек, никто не даст гарантии, что по окончании вы станете артистом. Все зависит от того, насколько вы больны театром, актерской профессией и что готовы положить на этот алтарь искусства.

Критерии отбора на актерский факультет


Существуют общие нормативные требования для поступающих в ВУЗ, такие как минимальное образование, гражданство, иногда – возраст и т. д. Мы не будем подробно их рассматривать, вместо этого поговорим о том, на что же обращает внимание приемная комиссия.
  • Внешность. Это не решающий, но очень важный показатель. Актер должен обладать яркой фактурной внешностью, изюминкой, которая делает его выражение лица или мимику запоминающимися. Немалое значение придают фигуре: обычно девушек просят прийти на прослушивание в юбке средней длины и на каблуках.
  • Пластика и ритмичность. Тело – главный инструмент актера, и несмотря на то, что на курсе актерского мастерства учат им пользоваться, владение телом приветствуется уже на этапе сдачи вступительного экзамена. О чувстве ритма можно даже не упоминать, актер без него – не актер.
  • Голос и речь. Дефекты речи, неприятный тембр, слабый голос – все это может быть расценено как профессиональная непригодность абитуриента. Пусть даже дефекты исправимы, и голос вполне может раскрыться благодаря несложным занятиям, педагог по сценической речи не логопед, и времени на постановку звуков отдельным студентам у него не будет.
  • Выразительность. Это собирательный термин, под которым мы будем подразумевать все актерские профессиональные качества сразу. Умение транслировать видения, заражать зрителя своими эмоциями, притягивать и удерживать внимание, и прочее. Оценивается по творческому экзамену (этюд, монолог, отрывок из прозы, басня, стихотворение).

Подготовка к поступлению


Чтобы поступить в театральный институт, нужно готовиться (помимо ЕГЭ) по двум направлениям: творческий экзамен и собеседование (коллоквиум). Творческий экзамен включает в себя:
  • чтение – обычно это монолог, стихотворение, басня и отрывок из прозы;
  • актерское мастерство – этюд на свободную тему, самостоятельный или с участием нескольких человек;
  • танец и вокал – отдельно танцевальный и песенный номера.
Мастерство актера является приоритетным направлением творческого экзамена. Отрывки из литературных произведений, песня и танец также должны подаваться в актерском ключе. Экзаменационная комиссия будет оценивать не столько вашу дикцию, пластику и вокальные данные, сколько игровую подачу произведений.
Коллоквиум – это собеседование, на котором абитуриенту задают вопросы по истории театра, теории актерского мастерства, искусствоведенью, а также знакомятся с ним. Это нечто среднее между устным экзаменом на эрудицию, знание предмета и собеседованием при приеме на работу. Педагоги непременно спросят о причинах выбора именно актерской профессии, о целях, которые вы преследуете, поступая на курс, о прошлом театральном опыте и т. д. Никогда не говорите экзаменаторам о том, что занимались в театральных студиях , участвовали в самодеятельности и т. п. Педагоги боятся штампов, как огня, а родом все штампы, по их мнению, именно из непрофессионального театра. В рамках общеобразовательной программы, чтобы поступить в театральный, нужно сдавать русский язык и литературу в обязательном порядке. Без этих предметов в оценочном листе ЕГЭ ваши документы не будут приняты в выбранном ВУЗе.
Экзамен проходит в три тура. На каждом туре экзаменационная комиссия прослушивает (или просматривает) часть подготовленной вами программы. В каком порядке это будет происходить, зависит от ВУЗа. На каждом туре происходит отсев определенной части абитуриентов, конкуренция становится жестче, требования – строже. Ожидать следует огромной очереди, сумасшедшего потока людей, измученной комиссии и строго отведенного времени, в которое вам придется вместить лучшие моменты своей творческой программы.
Выбирайте материал так, чтобы не тянуть время. Слишком длинные предисловия и вступительные речи могут привести к тому, что вас попросту остановят.
Не обращайте внимания на реакцию, которую вызывает ваше выступление (а скорее всего, оно не вызовет вообще никакой реакции). Ждите от комиссии неожиданностей. Если ваше выступление заинтересует кого-либо из экзаменаторов, он может подкинуть вам произвольное упражнение на импровизацию. Например, обстоятельства для этюда. Здесь главное не растеряться, не спасовать, а моментально включиться в предлагаемый этюд и существовать в нем до тех пор, пока вас не остановят.

В какой ВУЗ в Москве легче поступить

В любой театральный ВУЗ Москвы поступить очень трудно из-за крайне высокой численности абитуриентов. Объективно больше всего шансов там, где меньше всего претендентов на место, а эти показатели варьируются год от года. Самое лучшее, что можно сделать – подать документы сразу в несколько театральных ВУЗов, тем самым серьезно увеличив шансы пройти конкурс в каком-нибудь одном. В условиях столь жесткой конкуренции, скорее, учебные заведения выбирают себе студентов, чем студенты – места учебы. Подойдите к подготовке со всей ответственностью: в конечном счете, ваш успех на 90% будет зависеть от того, как вы подадите себя во время творческого экзамена и как выдержите коллоквиум.

Как «вырастить» в себе актера

Талант решает все

Конечно, существует специальные профессиональные техники, познавая которые актер оттачивает свое мастерство. Однако, в первую очередь, актерское мастерство – это талант, умение перевоплощаться и вызывать эмоции, как у себя, так и у окружающих. Люди, имеющие холерический тип темперамента чаще всего имеют отличные способности к перевоплощению и смене эмоциональных состояний.

Чтобы определить в себе актерские способности или даже талант, задайте себе вопрос, что вас увлекает больше всего. Каждый человек уникален и имеет одаренность в какой-либо сфере. Каждый человек проявляет активность и интерес в какой-либо сфере: рассказывает истории, сочиняет стихи, читает научные исследования, танцует и т.д. Поразмышляйте над этим. А затем совершенствуйте свой талант регулярными практическими занятиями.

Как развить талант

Умение с блеском перевоплощаться, уверенно вести себя в разнообразных ситуациях, мастерски выступать перед публикой – всё это полезно не только желающим связать свою жизнь с актерской профессией, но и любому человеку.

Существуют различные упражнения, которые способствуют раскрытию творческого потенциала. Регулярное выполнение этих упражнений будет способствовать развитию навыка перевоплощения.

Упражнение 1. Возьмите любой фильм и попробуйте исполнить сцену из него. При этом нужно не просто повторить текст актеров, но и постараться передать эмоции с помощью жестов, мимики, выражения глаз.

Упражнение 2. Очень полезно посмотреть на себя «со стороны». В этом может помочь съемка себя на видеокамеру. Прочитайте любое стихотворение или отрывок из художественного произведения на видеокамеру и посмотрите результат. Так вы сможете разглядеть то, с чем стоит еще поработать. Можно также тренироваться перед зеркалом, передавая лицом различные эмоции.

Упражнение 3. Можно хорошо натренировать навык перевоплощения, читая одно и то же стихотворение, но представляя себя в разных ситуациях. Можно представить, что вы очень хотите спать, болит зуб, летите с парашютом или гуляете по парку.

Упражнение 4. Выберите скороговорку и рассказывайте ее с разными интонациями, передавая различные чувства: злость, любовь, ненависть, страх, обиду и т.д.

В какой театральный ВУЗ поступать

Перед поступлением в театральный ВУЗ желательно ознакомиться с правилами приема

Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина

Для поступления на актерский факультет этого ВУЗа, необходимо представить результаты ЕГЭ по двум предметам:

  • русский язык;
  • литература.

Помимо этого, при поступлении абитуриенты проходят испытания творческой направленности (3 этапа).

До того, как абитуриент подаст заявление, ему следует пройти отбор, который происходит в виде консультации. При этом абитуриент знакомится с педагогическим составом и может получить рекомендации или задание для прохождения вступительных испытаний. Такой предварительный отбор позволяет выявить абитуриентов, имеющих призвание к профессии.

Для консультации по отбору абитуриент представляет вниманию комиссии творческую программу: басню, отрывок из прозы и стихотворение (необходимо подготовить 2-3 произведения на каждого жанра, которые должны отличаться по стилю).

Абитуриенты, проявившие свои творческие способности на отборочной консультации, будут допущены к дальнейшему трехэтапному отбору. Кроме подготовленной программы абитуриента могут попросить спеть песню и показать танец.

На коллоквиуме (один из этапов) педагоги задают вопросы по теме литературы, театра, драматургии, музыки и пр.

Театральный институт имени Бориса Щукина

Для поступления на актерский факультет требуются результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе, а для поступления на режиссерский факультет только по русскому языку.

Дополнительные испытания состоят из двух частей:

  • актерское мастерство;
  • собеседование.

При прохождении испытания на актерское мастерство абитуриент должен исполнить чтение стихотворения, выученного наизусть, басни и отрывка из прозы, а также исполнить этюд на предложенную комиссией тему.

При себе нужно иметь спортивную одежду, поскольку необходимо будет представить комиссии танец, песню или выполнить упражнения для демонстрации пластичности.

На этапе собеседования происходит оценка профессиональных знаний абитуриента. Для подготовки к собеседованию необходимо ознакомиться с приведенным на сайте института библиографическим списком.

Российский университет театрального искусства - ГИТИС

В университете проводятся экзамены по русскому языку в письменной форме и по литературе в устной форме для поступления на актерский и режиссерский факультеты.

На прослушивание также нужно подготовить творческую программу: басню стихотворение, монолог. Кроме того, комиссия может потребовать исполнение сценки, песни, танца для оценивания способности к импровизации.

На собеседовании оценивается общий уровень знаний в области культуры и искусства. Для подготовки к собеседованию следует ознакомиться с рекомендуемым библиографическим списком, представленном на сайте университета.

Школа-студия МХАТ

Актерский факультет школы-студии МХАТ перед началом вступительных экзаменов в обязательном порядке проводят отборочные прослушивания, состоящие из трех этапов.

Для подготовки к прослушиванию абитуриенты готовят 3 отрывка из художественной прозы, 3 басни и 3-4 стихотворения.

Только в случае успешного прохождения трех этапов прослушивания абитуриент может быть допущен к вступительным испытаниям.

Творческое испытание состоит из чтения произведений литературы наизусть. Профессиональное испытание проводится с целью проверить и оценить:

  • голос, речь, четкость дикции;
  • музыкальные способности;
  • пластичность.

Кроме того, требуются результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова

Этот ВУЗ обычно выбирают те, которые предпочитают кино и телевидение, а не театр. Именно здесь готовят будущих кинозвезд.

Отличием приема абитуриентов в этот ВУЗ является наличие фото- и видеопроб на первом туре вступительных испытаний. Творческое испытание проходит в такой же форме, как и в других ВУЗах, собеседование проводится индивидуально и призвано выявить уровень знаний в области кинематографии, литературы, музыки, театра.

Критерии отбора кандидатов

Комиссия по приему студентов в театральный ВУЗ осуществляет оценку способностей абитуриентов по определенным параметрам.

Критерии отбора абитуриентов:

  • внешние данные, их уникальность, способность вызывать эмоциональный отклик;
  • сценическое обаяние;
  • музыкальный слух;
  • эмоциональность, воздействие на зрителя.

Это основные критерии, на которые обращает внимание комиссия. Достаточно вызвать у педагогов эмоциональный отклик, «зацепить» их, а такие параметры как дефекты речи, скованность, недостаток пластичности можно исправить.

Рекомендации для желающих поступить в театральный ВУЗ

Несколько советов для поступающих.

Совет 1. Крайне ответственно отнеситесь к выбору произведения. Вы должны хорошо знать само произведение и понимать о чем отрывок.

Совет 2. Учитесь скрывать свои слабые места и уделите внимание достоинствам.

Совет 3. Собранность и отсутствие волнения – важные параметры успешного прохождения испытаний;

Совет 4. Перед поступлением желательно позаниматься с педагогом индивидуально или на курсах при том училище, в которое планируете поступать.

Если вы уверены в своем решении и точно знаете, что хотите учиться в театральном ВУЗе, начните готовиться за пару лет до поступления. В таком случае ваши шансы на поступление будут значительно выше.

Как поступить в театральный ВУЗ на актера – краткая инструкция и ТОПовые университеты России обновлено: 3 марта, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Ошибка №1: «…мастер Х любит высокие каблуки и розовые блузки…»

В коридорах часто слышится: « Говорят , что…». Мол, говорят , надо заходить в аудиторию первым, нет - последним. Стоп. Дело в другом , чтобы понравиться комиссии, нужно читать такого-то автора… Или совсем про другое : «…мастер Х любит высокие каблуки и розовые блузки …». Это все слухи ! Никогда , пожалуйста, никогда не слушайте подобные бредни и уж тем более не ориентируйтесь на них при подготовке. Задачи понравиться мастеру или комиссии нет. Факультет так же заинтересован в поступлении, как и вы. Цель - показать то, что нравится вам, так, как вы считаете правильным! Представьте себя на месте мастера.

Что нужно делать на самом деле: как одеться

Одежда должна быть нейтральной. Это не свидание, поэтому короткие юбки и глубоко декольтированные или прозрачные варианты приберегите для другого случая . Аккуратнее с яркими цветами, никаких надписей и пайеток, одежду oversize лучше оставить дома: вашу фигуру должны видеть.

Ошибка №2: «Надо страдать и быть пооригинальнее»

В комнате мальчик 7 лет, смотрит в пол и на полном серьезе цитирует: «Как же я устал от жизни, мудрость сострадания состоит в осознании бренности всего сущего и кривотолки бытия разбивают мою душу о скалы непонимания. Сегвер Фуратилор». Странно, правда? Желание так рассуждать в 7 лет вызывает много вопросов , ведь « репертуар не по возрасту ». Автор - вообще загадка уровня «это еще кто?». Часто подобные ошибки совершают абитуриенты, выбирая несоответствующий репертуар : чужой , чуждый , слишком банальный или слишком оригинальный .

Что нужно делать на самом деле: как выбрать героя для программы

Герой должен быть близок вашему игровому возрасту с поправкой на то, как вы выглядите. Например, по паспорту вам 22, а на вид 18 или наоборот. Это необходимо учитывать. Идеально, если пол героя истории совпадает с вашим. Если вы чувствуете себя девочкой, берите истории , где главный герой женского рода: Светлана, кошка, береза , пылинка… И наоборот: Пьер, пес, дуб, электрон, если вы чувствуете себя парнем. Не выбирайте «странных авторов», которые мало кому известны. Не рискуйте! Толстой, Чехов, Достоевский, Шукшин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Вознесенский, Пришвин - не враги, а ваши помощники. С классиками не прогадаете - будь то отрывок из школьной программы или из «списка для летнего чтения».

Ошибка №3: «Войди в персонажа »

Профессия актера сильно мистифицирована и окружена огромным количеством формулировок, которые сбивают с толку и не помогают. «Входить в персонажа », «отыгрывать эмоцию» - вам точно делать этого не нужно. Хорошие артисты ничем таким не занимаются. Да и вообще, требования к профессиональному актеру и абитуриенту разные. Актер умеет создавать образ, он владеет всеми элементами актерской техники, поэтому в состоянии сконструировать персонажа. У нас с вами совершенно другая задача. Какая же?

Что нужно делать на самом деле: как изобразить персонажа

Поступающим необходимо представить себя на месте героя и попытаться действовать так, как «если бы» в их собственной жизни происходили описываемые события. Это необходимо продемонстрировать на поступлении, признаки именно такой способности комиссия пытается в вас отыскать. У Станиславского это называется магическим «если бы», в институте мы называем это - «я в предлагаемых обстоятельствах (персонажа)».

Наблюдайте! Вы ежедневно проделываете этот трюк с «если бы». Когда вы рассказываете другу о встрече с грубияном, ваши брови сдвигаются, голос становится жестче, у слов появляется несвойственная вам интонация… Сделать 100% как «тот человек» у вас не получится, и вы показываете его так, как «если бы» были на его месте. Видите, это совсем не сложно!

Ошибка №4: «Я хочу в ГИТИС»

Поступать «в здание» абсолютно неверно. Я в свое время совершил эту ошибку , и мне повезло с педагогами, а к кому-то удача не была так благосклонна.

Что нужно делать на самом деле: как правильно поставить цель

Каждым курсом руководит определенный мастер, поступать нужно к нему. Есть очень разные преподаватели и вам необходимо их подробно изучить : фильмы, спектакли, интервью обязательны к просмотру, чтобы понять будущего педагога . Человек может вас научить только тому , что хорошо умеет делать сам. Узнать больше о курсе и педагогах помогут социальные сети: найдите бывших студентов, расспросите их подробно, большинство с удовольствием откликнется.

Ошибка №5: Отказ от поступления

Страх провала останавливает многих. Испытывать страх - абсолютно естественно, так же, как и радость, и воодушевление, тревогу или любовь, а вот отказ от попытки чреват угрызениями совести.

Что нужно делать на самом деле: почему не стоит бояться

Нужно сделать все, чтобы доехать хотя бы до первого тура. Ваши внутренние оценки себя имеют мало общего с тем, на что обращают внимание окружающие. Уверяю, приемная комиссия будет смотреть совсем на другое (см. пункт 3). Заранее готовить себя к провалу или предугадывать, за что именно вас «не взяли » - это неблагодарное и утомительное занятие. Помните, причин «почему не взяли » может быть сотня: мастер уже выбрал несколько человек вашего типажа или, например, вы внешне похожи на его бывшую тещу. Предугадать это невозможно. Поэтому просто отпустите ситуацию.

Для поступления в театральный нужно:
Знать,что поступив, ты не становишься автоматически артистом и звездой!
А так же
1.Хотеть поступить
2.Знать на что идешь и обрекаешь себя.
3.Беззаветно любить это дело и не представлять себя ни в чем другом.
4.Прочитать внимательно все требования и правила на сайтах ВУЗов,куда собираешься поступать
5.Пробовать нужно сразу во все институты.
6.Готовить программу за год до поступления.
7.Позаниматься на курсах института или с педагогом,который поможет правильно подобрать программу
8.Узнать зараннее про все туры и экзамены
9.Не париться по поводу ЕГЭ.Достаточно проходного балла.Там набираешь баллы за счет вступительных экзаменов.
Сил, здоровья и настойчивости понадобится очень много.

В 2011г. по результатам поступления:

в ЩЕПКЕ- минимальный балл 330 (за 3 вступительных+ ЕГЭ)
в ЩУКЕ - мин балл 430 (4 вступ + ЕГЭ)
в ГИТИСе- мин балл 386 (3 вступ. + ЕГЭ)

МИНИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ ЕГЭ 2011
ГИТИС

РУССКИЙ 36 баллов
Литература 29 баллов
В других так же. Плюс три-пять баллов,но не выше 41)))))))

ВОПРОС ПО ПОВОДУ УСПЕХОВ МОЕЙ ДОЧЕРИ АЛИСЫ

Поступила во ВГИК и ГИТИС, учится в ГИТИСе- мастерская Морозова. Бюджет.

Часто спрашивают,как понять твой ВУЗ или нет . Моё мнение такое.
Ну просчитать в принципе можно. Нужно посмотреть спектакли МХАТА и понять,хочешь ли ты в них играть.Да? Поступай во МХАТ.Посмотреть Вахтанговские(Щука). Гитис своего театра не имеет,поэтому смотреть нужно спектакли Мастера,который набирает. ВГИК упирается в работу перед камерой,поэтому после него трудно устроиться в театр. Конечно,это не универсальный совет,но можно хотя бы почувствовать твое-не твое.

И мой вопрос к жаждущим поступить.

Готовы вы учиться с таким расписанием на каждый день(включая субботу)???

Это расписание одного дня 1 курса
9.30 - 11.00 Зарубежная литература
11.05 - 12.35 Зарубежный театр
13.05 - 14.30 Мастерство
14.35 - 16.00 Мастерство
16.05 - 17.30 Мастерство
17.35 - 19.00 Мастерство
19.05 - 20.30 Мастерство
20.35 - 22.00 Мастерство

Многие еще спрашивали,успеют ли подрабатывать где-нибудь.)))))))))

Готовы ли по полгода носить стулья,изображать предметы и действия.Учиться кувыркаться и стоять на ушах?
Самое сложное-этюды.Придумывать сюжеты,показывать.Учитесь уже сейчас. Обстоятельства,цель,событие(мешает достигнуть цели) и разрешение ситуации.

о поступлении
1. статья педагога Фильштинского

Ну же, признайтесь, кто из вас не мечтал об актерской или - чем черт не шутит! - режиссерской карьере?Для тех, кто не готов выкинуть эту мечту на помойку - мануал о том, как подготовиться к поступлению, чего опасаться и как оно всё вообще происходит. Рассказывает Соня, студентка 2 курса режиссерского отделения РГИСИ.

Важная информация для начала:

1) Поступление в театральный институт не имеет ничего общего с поступлением в любой другой ВУЗ. Это огромный труд, который часто превращается в многолетнюю войну, годы подготовки и мучений. Баллы ЕГЭ, если вообще имеют значение, плюсуются на последних этапах прохождения творческого конкурса, состоящего из трех туров, нескольких консультаций и непредсказуемого количества дополнительных отборов.2) Для абитуриента театрального института мой опыт потрясающе ничтожен – всего 2 года, всего 3 города, всего 5 мастерских (для сравнения: моя нынешняя однокурсница поступала 6 лет, в среднем к 4 мастерам за один забег). Будьте готовы к тому, что с первого раза вы туда не попадёте.3) Универсального сценария поступления или подготовки нет и не может быть – каждый мастер ищет «своих» студентов. Чем вы ему понравитесь или не понравитесь – тайна. Очень часто по тем самым тайным причинам «скидывают» очень ярких и талантливых ребят. Увы, талант – ещё не гарантия поступления.4) Туры (при любом финальном раскладе) – сильнейшее эмоциональное впечатление, толпа новых людей, адреналин и опыт. Даже завидую тем, кто пойдёт поступать впервые.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БЫТЬ АКТЕРОМ

1

Вам повезло. 17-18 лет – самое время поступать на актёрство.

2

Тем не менее, без минимального опыта делать там нечего. До поступления лучше «пощупать» профессию – театральная студия, тренинги, книжки. А лучше бы почитать Станиславского и посмотреть много разного театра, в том числе классику типа Эфроса и Товстоногова в записях. Думаю, если вы стремитесь в театр, знать вы о нём должны много.

3

На туры требуется программа. Это проза, стихотворения, басни. Чем больше и разнообразней в жанрах она будет, тем уверенней вы себя будете ощущать в процессе. Материал должен быть «вашим», то есть:
  • не противоречить амплуа.
  • Девочки (понимаю, сама больше люблю Бродского), берите больше женской поэзии. И лучше бы не только Ахматову и Цветаеву, комиссию уже подташнивает;
  • что-то в этом материале вас должно цеплять. И если это сто раз читанный банальный текст, но вы уверены, что он «ваш», не бойтесь. Удивить мэтров оригинальностью получится вряд ли, а вот разозлить современной сверхзаумной прозой неизвестного автора можно. Режиссёрам такое простят. Актёры, будьте проще;
  • можно обратиться к репетиторам, театральным педагогам, и программу вам поставят. Но, как показывает опыт, это не всегда хорошо. Поставленные тексты слышно . Если вы чувствуете в себе силы самостоятельно разобрать текст, то лучше готовиться самим. И над программой лучше начинать работать за год, а то и больше. В течение года она изменится, выровняется, станет «родной». А перед турами можно показаться знающему человеку, пусть вам что-то посоветуют. А не учат с вами интонации. А вообще – всё индивидуально. Опять.
  • 4

    Внешность имеет значение. Нет, речь не о красоте и даже не о весе. Очень важно понимать, кто вы есть на площадке. Природа подарила внешность романтической героини – значит, сделайте акцент на этом. Больше похожи на комедийного персонажа – прекрасно, не комплексуйте, читайте Хармса, подготовьте смешной танец, берите юмором. Театру нужны все. И берут всех.Но! Девочкам всё равно лучше надеть юбки/платья, более того, готовьтесь, что юбку попросят поднять, показать ноги, показать зубы. Лучше отказаться от яркого макияжа. Могут погнать смывать прямо из десятки, вам оно надо?Мальчикам проще. Опрятно выглядеть соответственно себе самому – вполне достаточно.

    5

    Советовать что-то по поводу туров почти бессмысленно. Всё зависит от мастера. Кого он ищет, какой внешний типаж предпочитает. Часто набираются целые курсы под конкретный спектакль. Всё, что вы можете – это максимально подготовиться заранее, а дальше импровизировать и не зажиматься. Хорошо, если помимо программы, у вас готова песня и танец. Если вы играете на музыкальном инструменте, жонглируете, крутите сальто – найдите способ это показать, все дополнительные навыки идут вам в плюс.Система с небольшими вариантами везде одна: запускают десятками, на первых консультациях и турах слушают очень быстро, просто убирают категоричные «нет», а потом начинаются развлечения. Тур, где вы читаете, поёте, делаете всё, что попросят, а по ходу могут давать задания от «покажи птичку» до «перечислите муниципальные театры своего города», после – отсев. И так, пока не останется узкая группа тех, кого мастер хочет видеть на курсе. И когда из 30 надо оставить 15, а талантливы все, начинается самый суровый этап – конкурс. Здесь роль играют секундные прорывы. Так что не расслабляйтесь, если прошли первый тур. Всё только начинается.

    6

    Блат имеет место, но мифы о нём преувеличены. Да, я слышала в коридоре ГИТИСа разговоры о том, кто кому сколько заплатил, и, наверное, такое бывает, но ни один мастер не возьмёт на курс патологическую бездарность, чтобы потом самому с этой бездарностью мучиться. Даже «блатные» учатся за какие-то заслуги.

    РЕЖИССУРА

    1

    Поступить на режиссуру в 17 лет, будучи к тому же (о ужас!) девочкой, почти нереально. Исключения были (кажется, в ГИТИСе, кажется, у Кудряшова). Поэтому, если сразу после школы вам взбрело идти в профессию… идите. Попробуйте. Мне обещали, что меня развернут с порога, в ГИТИСе я дошла до 3 тура, в ЕГТИ поступила и проучилась год. Опыт бесценный. Поступить в РГИСИ летом 2012 было в разы проще.

    2

    Любят брать взрослых (от 25 до 35), опытных мужчин. Набирают режиссёров не по 30 человек, а по 3-5 (если это актёрско-режиссёрский курс) или человек по 12-15, если курс чисто режиссёрский.

    3

    Требования к режиссёрам огромны. Чтобы заниматься этой профессией, надо быть больным.

    4

    См. все, что написано про актёров – это режиссёры тоже проходят. Требования к актёрской программе, правда, другие. Здесь уже будьте добры показать и знание литературы, и умение анализировать текст, и поднимать интересующую вас проблему и массу всего еще. При этом очень пристально смотрят на вас, как на актёра. Поэтому все правила про амплуа и присваивание текста в силе. Если курс режиссёрский, то – поздравляю – первые три курса играть друг у друга будете вы сами, так что при таком наборе на актёрство смотрят очень внимательно. И да, петь и танцевать тоже придётся (при поступлении в мастерскую, где я сейчас учусь, было аж 3 чисто актёрских отсева, только потом с нами заговорили про режиссуру).

    5

    Опыт имеет колоссальное значение. Именно поэтому не очень любят детей. У вас должны быть готовые постановки (конечно, ничего выше любительских театров и собственных проектов от вас не ждут), пусть одноактовка, пусть детский утренник, но вы должны что-то понимать в практике.

    6

    На первую же консультацию лучше принести экспликацию/экспликации и макет/макеты. Экспликация, говоря грубо, это ваша разработка пьесы. В принципе, есть примерный план такой работы (о чём хочу ставить, концепция, разбор по событийному ряду, сценография, костюмы, актёры…), но это тоже не обязательно. Интереснее понять ваше искреннее виденье пьесы. Кратко изложенное необычное решение, которым вы зацепите, запоминающийся макет, эскизы костюмов (не умеете рисовать – обратитесь к художникам, можно). Лучше, если вы везёте экспликацию по поставленной пьесе (тогда + фотографии, видео) и что-нибудь по классике.Можно везти и одну. А в некоторых мастерских её вообще никто не требовал. Зато Женовач в ГИТИСе без неё не пускал на порог. Например, я в свои 17 брала нереальным желанием и количеством проделанной работы, так что в ГИТИС я привезла сразу 2 макета и 3 экспликации, одна из них по готовому спектаклю, 2 по классическим пьесам. В этом году я поехала с 3 макетами и 5 разработками. И да, не обижайтесь, если ваши труды никто не прочитает. Скорее всего, о предложенном поговорят прямо на туре или попросят оставить. Так что умейте красиво изложить людям то, что написали.Если вы пишите стихи-пьесы-рассказы-картины – несите. Посмотрят, будут иметь в виду.

    7


    На сайтах ГИТИСа и РГИСИ представлены списки литературы для абитуриентов (разные школы – разные списки!). Это и пьесы, и литература по специальности. Но это – необходимый минимум, и надо знать кучу всего сверх. Во-первых, современные режиссёры и современная драма. Во-вторых, иметь сформированные пристрастия относительно драматургов и режиссёров из списка + осознавать ситуацию в театрах страны. В-третьих, режиссёру странно не иметь любимого писателя, художника, композитора, не знать историю, не понимать ничего в политике… В общем, вы поняли. В любое свободное от репетиций время, ваши лучшие друзья – книги. И, конечно, смотреть. Смотреть-смотреть-смотреть всё подряд, спектакли в городе, спектакли в записи, оперу, балет, хорошее кино.

    8

    Помимо экспликации, которую вы несёте, экспликацию надо писать там. Вам дают список пьес из того списка, который висит на сайте, вы выбираете, что больше нравится, и еще раз доказываете, что умеете это делать.

    9

    Отдельный тур – постановка этюда. Иногда в два этапа. Иногда индивидуально (кто-то делает одну работу, кто-то пять). Здесь всё зависит от того, что предложит мастер. Этюд «случай из жизни», или по событию, или по пословице, по картине, по пьесе, этюд на музыку. Готовиться заранее бесполезно, но тренироваться придумывать этюдные истории – можно.

    10

    Завершающий этап – коллоквиум. Тут вам как раз пригодятся прочитанные книжки и отсмотренные спектакли, хотя могут быть и сюрпризы. Например, мне показали картину и попросили рассказать, что произошло до запечатлённого момента. Да, могут проверить ваше умение анализировать, говорить, всё, что еще не поняли. Могут дать дополнительный этюд – не пугайтесь. Работайте и всё.

    11

    Сложно говорить, насколько сильно отличаются Москва, Питер и Екатеринбург (помимо количества человек на место), потому что поступаете вы всё-таки не в ВУЗ, как ни странно, а в конкретную мастерскую. Так что узнайте заранее, кто набирает (логично, что тот мастер, у которого сейчас 4 курс), поспрашивайте студентов. Поймите направление работы.Хотя ничто не поможет вам так, как умение быть собой. В результате выяснятся, что через все задания педагоги пытаются разглядеть вашу личность. И пока я это не осознала, никакая подготовка и выпученные горящие глаза меня не спасли. Только всё это плюс незаменимый вы.И еще одно: поступление – не самое сложное в театральном обучении. Настоящая работа начинается потом. Это сверхнагрузки, которые можно выдержать только при условии абсолютной любви к своему делу. Лекции по всем гуманитарным дисциплинам, сцендвижение, танец, акробатика, вокал, речь заканчиваются в три часа дня, а потом начинается мастерство – собственно, освоение профессии, которое заканчивается только за 10 минут до закрытия метро. А дальше – ночные репетиции, индивидуальная подготовка, потому что каждый день надо прыгать чуть выше своей головы.Готовы?