Когда учреждение приобретает имущество, перед бухгалтером встаёт вопрос – куда его отнести: к материальным запасам на статью КОСГУ 340 или основным средствам на статью КОСГУ 310. С 2019 года статью КОСГУ 340 детализировали и определиться с распределением расходов стало еще сложнее. Мы привели рекомендации, как определить статью, и показали их на примерах: флаги, огнетушители, баннеры, жалюзи и другое имущество.

Классификация операций сектора госуправления применяется в бухучете казенных, бюджетных и автономных учреждений с 01.01.2019 года в соответствии с новой Инструкцией 209н , утвержденной приказом Минфина от 29.11.2017 года. Мы рассказываем, какие изменения произошли в КОСГУ 310 и 340, как правильно определить статью для некоторых видов активов.

В 2019 году несколько раз корректировали таблицу соответствия КОСГУ и КВР, скачайте последнюю редакцию:

Расшифровка 310 КОСГУ

На эту статью относятся расходы по договорам на приобретение, строительство или изготовление объектов ОС, а также на модернизацию (с дооборудованием или без него), реконструкцию и расширение. Если произведены расходы, увеличившие стоимость здания, взятого в аренду или безвозмездное пользование, их следует тоже отнести на код 310. Методические рекомендации по применению 209н (Письмо Минфина от 29.06.2018 года № 02-05-10/45153) уточняют, что на эту статью относится и приобретение ветхого жилья в подлежащих сносу домах, выкупаемого у собственников.

В рекомендациях указано, что при выборе статьи можно руководствоваться классификатором ОК 034-2014 (КПЕС 2008), введенным в действие 01.02.2014 г. Следует учитывать Инструкцию 157н , в которой говорится, что к ОС не относятся:

  1. Предметы, срок службы которых менее 12 месяцев.
  2. Готовая продукция.
  3. Активы, в соответствии со 157н относящиеся к МЗ.
  4. Активы, находящиеся в пути.
  5. НФА, находящиеся в составе незавершенных капвложений.

Критерии, по которым актив можно принять к учету в качестве ОС, изложены в федеральном стандарте «Основные средства» . Наиболее существенные из них:

  • продолжительность срока полезного использования более 12 месяцев;
  • выполнение самостоятельной функции;
  • возможность получения будущих экономических выгод или полезного потенциала.

Расшифровка 340 КОСГУ

В новой Инструкции 209н статья 340 подверглась детализации, подробнее про нее читайте в отдельной статье . Теперь увеличение стоимости материальных запасов нужно относить на следующие подстатьи:

  • 341 – лекарственные препараты и используемые в медицинских целях МЗ;
  • 342 – продукты питания;
  • 343 – ГСМ;
  • 344 – строительные материалы;
  • 345 – мягкий инвентарь;
  • 346 – прочие оборотные запасы (материалы);
  • 347 – МЗ для целей капвложений;
  • 349 – прочие материальные запасы однократного применения.

К прочим оборотным запасам относятся:

  • спецоборудование для НИОКР;
  • запчасти для автомобилей, компьютеров, информационно-вычислительных систем;
  • кухонный инвентарь;
  • молодняк животных;
  • бланочная продукция;
  • прочие МЗ.

Почти все статьи КОСГУ соответствуют синтетическим счетам по учету материалов, кроме 347 и 349. По 347 следует отражать поступление материалов, в том числе строительных, для капремонтов. Закупки в этом случае должны производиться по КВР 243 . По коду 349 учитываются материалы, ранее относившиеся к КОСГУ:

  • – бланки строгой отчетности;
  • – бутилированная вода, если в организации отсутствует центральное водоснабжение, или по результатам исследования выявлено несоответствие воды санитарным нормам;
  • сувенирная и подарочная продукция, не предназначенная для перепродажи.

К материалам на основании Инструкции 157н относятся следующие активы, срок использования которых превышает 12 месяцев:

  • оборудование, предназначенное для монтажа;
  • драгметаллы для протезирования;
  • инвалидная техника, предназначенная для передачи населению;
  • строительные конструкции для установки;
  • молодняк животных;
  • многолетние насаждения;
  • тара;
  • постельное белье;
  • предметы для выдачи напрокат;
  • орудия лова;
  • лесные дороги, подлежащие рекультивации.

Определение статьи КОСГУ

Иногда трудно определить, по какому коду операций госсектора нужно принять к учету актив. В организации должна действовать постоянная комиссия, принимающая решение на основании Инструкции 157н, приказа 209н, методических рекомендаций, классификаторов продукции и основных фондов, федеральных стандартов. Ее заключение поможет объясняться с проверяющими.

Далее в статье мы рассмотрим примеры отражения расходов по КОСГУ 310 и 340. Но так как с 2019 года действует новая Инструкция 209н, советуем проверить себя на использование и других статей КОСГУ. Смотрите обзор самых популярных спорных вопросов по отнесению расходов по КОСГУ из практики ваших коллег.

Аккумулятор

В бюджетных учреждениях этот актив чаще всего используется в ТС, является запасной частью, поэтому относится к МЗ. Учитывать следует по КОСГУ 346 – прочие материалы. При установке во время ремонта списывается на текущие расходы учреждения, приходуется на забалансовый счет 09. Учитывается в отдельной карточке, при списании нужно сдавать на утилизацию.

Аптечка

Согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), аптечка относится к категории материалов, применяемых в медицинских целях. Об этом говорится и в методических рекомендациях Минфина. Учитывать следует по КОСГУ 341.

Дорожные знаки

В общероссийском классификаторе основных фондов (ОК 013-2014 (СНС 2008)) дорожных знаков в качестве самостоятельного объекта ОС нет. В документе говорится, что знаки включены в состав единого сооружения – автодороги. В связи с этим дорожные знаки можно рассматривать, как конструкцию, предназначенную к установке, и учитывать по статье 344.

Дырокол

На основании Инструкции 157н канцелярские принадлежности относятся к МЗ и учитываются на счете 0 105 36 000. В качестве примера приведены бумага, карандаши, ручки, стержни и пр., то есть расходные материалы.

Дырокол имеет срок службы более года, по этому параметру он относится к категории ОС, учитывать его следует по КОСГУ 310. Стоимость дырокола, скорее всего, менее 10000 руб., поэтому при вводе в эксплуатацию он будет списан на забалансовый счет.

Жесткий диск

Если учреждение приобретает жесткий диск для установки на компьютер, то он является комплектующей или запасной частью и при поступлении должен учитываться по коду 346. При сборке ПК из приобретенных комплектующих стоимость жесткого диска относится на счет 0 106 00, где формируется балансовая стоимость нового основного средства. При использовании жесткого диска для замены испорченного или устаревшего, он списывается на текущие расходы либо себестоимость и не увеличивает стоимость ОС.

Внешний жесткий диск, предназначенный для накопления и хранения информации, нужно отнести на статью 310, потому что этот объект ОС может использоваться отдельно от ПК, и срок его полезного использования превышает 12 месяцев.

Зарядное устройство

Этот преобразователь напряжения обычно идет в комплекте с телефоном, смартфоном, планшетом или другими гаджетами. Он относится к комплектующим, поэтому должен учитываться по КОСГУ 346.

Изготовление баннера

Если подрядчик изготавливает баннер из своих материалов и устанавливает его на отведенное место в рамках договора на оказание рекламных услуг, оплата производится по коду 226.

При приобретении баннера вопрос об отнесении его к категории ОС или МЗ должна рассматривать комиссия. Нужно учесть качество материала и содержание надписи. Если баннер изготовлен к какому-нибудь событию (например, рекламирует гастроли театра), его следует учитывать по КОСГУ 346, потому что использоваться он будет меньше 12 месяцев.

Если на баннере размещена информация, которая является актуальной на длительный срок (например, перечень услуг, оказываемых медицинским учреждением), его можно оприходовать, как основное средство по статье 310.

Про отнесение баннеров по КОСГУ мы подготовили отдельный материал>>

Изготовление ключа

При изготовлении дубликатов ключей из материалов подрядчика расходы проводятся по КОСГУ 346 – увеличение стоимости прочих материальных запасов. Если заготовки приобретает заказчик, то затраты распределятся:

  • стоимость материалов – код 346;
  • стоимость работы – код 226.

Изготовление печатей

Печати и штампы относятся к особому виду активов, отнесение которых к основным средствам или материальным запасам зависит от решения комиссии. Полезный срок эксплуатации точно определить нельзя, иногда приходится менять печать из-за изменения информации, указанной на ней. В классификаторе ОС эти активы не значатся, но там есть группа «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».

Можно выделить особо важные, гербовые печати с хорошей оснасткой, хранящиеся у руководителя, главного бухгалтера, в службе кадров, и учитывать их по КОСГУ 310. Печати подразделений, угловые штампы, штампы, которыми кладовщики маркируют постельное белье, и прочие можно отнести на код 346.

Изготовление печатной продукции

К основным средствам относятся библиотечные фонды и периодические издания. Вся остальная печатная продукция: бланки, информационные листовки, брошюры и прочее, являются материальными запасами и учитываются по статье 346. С 2019 года на этот код следует относить и бланки строгой отчетности .

Изготовление плана эвакуации

План эвакуации, выполненный подрядчиком из своих материалов, может быть отнесен как к основным средствам, так и к материальным запасам. Комиссия должна принять решение с учетом:

  • предполагаемого срока полезного использования;
  • способа размещения (съемный, несъемный);
  • наличие фотолюминесцентных элементов;
  • прочее.

Если комиссия решит, что план является основным средством, его нужно принимать к учету по КОСГУ 310. В качестве МЗ план эвакуации должен быть отнесен на статью 346.

Скачайте шпаргалку с последними изменениями в КОСГУ:

Обратите внимание! Важно использовать правильные коды КОСГУ во избежание ошибок в учете.

Изготовление табличек

Таблички с обозначением названий отделов, кабинетов и прочих помещений крепятся на дверь или стену рядом с дверью. Рассмотрим учет, когда учреждение покупает готовые таблички. Самостоятельно они использоваться не могут, поэтому их можно рассматривать как часть конструкции, подлежащую установке. Принять к учету следует по КОСГУ 346, как прочие материальные запасы, затем составить акт установки и списать на текущие расходы учреждения.

Если учреждение самостоятельно приобретает материалы и комплектующие для табличек, а с подрядчиком заключает договор на их изготовление, расходы распределите так:

  • материалы и комплектующие – КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
  • изготовление табличек – КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Источник бесперебойного питания

Срок службы источника бесперебойного питания превышает 12 месяцев, используется он для персональных компьютеров и другой офисной техники. Этот актив относится к основным средствам, учитываться должен по КОСГУ 310.

Картриджи для принтера

Картридж является запасной частью для принтера, поэтому должен учитываться в составе материальных запасов по КОСГУ 346. При установке его нужно списать на расходы учреждения или себестоимость. Услуги по заправке картриджа относятся на статью 225.

Коммутатор

В классификаторе основных фондов (ОК 013-2014 (СНС 2008)) коммутатор может быть отнесен к группе «Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации», номер 320.26.30.11.110. Срок полезного использования превышает 12 месяцев, поэтому актив должен учитываться, как основное средство по КОСГУ 310.

Модем

USB-модем – внешнее устройство, предназначенное для обеспечения доступа в Интернет. Срок полезного использования устройства более 12 месяцев. Он может работать на любом компьютере, не имеет привязки к конкретному объекту, выполняет свою самостоятельную функцию. Затраты на приобретение модема должны быть отнесены на статью 310.

Огнетушители

В учреждениях используются два вида огнетушителей:

  • одноразовые;
  • перезаряжаемые.

Учитывать их следует по коду 310, как основные средства. В ОКОФ огнетушители составляют отдельную группу под номером 330.28.29.22.110. Срок полезного использования одноразовых, в зависимости от модели, от 5 лет и более. То обстоятельство, что после использования в случае возгорания огнетушитель нельзя будет зарядить, не является основанием для отнесения его к расходным материалам. После использования его можно будет списать по акту, тем более, что учитываться эти ОС будут на забалансе.

Пошив костюма

Если учреждением заключен договор на пошив сценических костюмов из материала подрядчика, затраты должны быть отнесены на статью 310 или 345. В связи с тем, что никаких указаний по поводу костюмов в нормативных документах нет, следует определить срок полезного использования активов. Если он больше 12 месяцев – костюм учитывается по КОСГУ 310, если меньше – то по коду 345.

Противогазы

Средства индивидуальной защиты относятся к спецодежде, являются материальными запасами. Противогазы следует учитывать по статье 345.

Светильники

Настольные и напольные светильники, выполняющие самостоятельную функцию, имеющие срок полезного использования свыше года, однозначно относятся к основным средствам и учитываются по коду 310. Если светильники закуплены для монтажа системы освещения, они являются строительными электротехническими материалами и относятся на КОСГУ 344. После подписания акта выполненных работ установленные светильники списываются.

Системный блок

Компьютер – это комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для определенной работы. В классификаторе основных фондов он входит в группу «Машины офисные прочие», номер 330.28.23.23. Системный блок не может выполнять свои функции самостоятельно, он является комплектующей частью компьютера, поэтому приобретается и приходуется по КОСГУ 346. При первоначальном формировании объекта ОС сумма, уплаченная за системный блок, войдет в общую балансовую стоимость через счет 0 106 00. Если блок приобретается в качестве запасной части для замены вышедшего из строя, он при установке списывается на текущие расходы или себестоимость.

Спецодежда

В инструкции 157н спецодежда входит в перечень мягкого инвентаря, учитываемого на счете 0 105 35. В бухучете ее следует приходовать с использованием КОСГУ 345. Об этом говорится и в письме Минфина от 08.11.2016 года № 02-05-11/65288.

Нормы выдачи спецодежды сотрудника смотрите в таблицах .

Флаги

Знамена и флаги не включены в перечень мягкого инвентаря, относящегося к материальным запасам, в Инструкции 157н. По срокам использования и другим параметрам их однозначно следует отнести к ОС и принимать к учету по статье 310.

Шторы и жалюзи

В Инструкции 157н в перечне мягкого инвентаря, который учитывается на счете 0 105 35 000 штор и жалюзи нет. Срок полезного использования этих активов превышает 12 месяцев, поэтому учитывать их следует по КОСГУ 310. Минфин в письме от 14 июля 2006 года № 02-14-11/1861 тоже определил шторы, жалюзи и чехлы для автомобилей, как основные средства.

Электрический счетчик

Если учреждение приобретает счетчики и заключает договор на их установку, расходы распределяются следующим образом:

  • стоимость полученных приборов учета – КОСГУ 346;
  • стоимость установки – КОСГУ 225.

Основание – п.99 Инструкции 157н, в котором утверждается, что к материальным запасам относится оборудование, требующее монтажа и предназначенное к установке. К такому оборудованию относится и контрольно-измерительная аппаратура.

Комплекс КОСГУ является Приложением 4 к Указаниям и расшифровывается как классификация операций сектора государственного управления.

Это система операций, которые осуществляются непосредственно в секторе госуправления, в зависимости от их содержания в экономическом плане.

Данные коды классификации используются при формировании и реализации бюджетов бюджетной системы РФ и проведении операции государственными бюджетными, а также автономными организациями.

Нюансы применения на практике кодов КОСГУ регламентируются нормативными актами Минфина Российской Федерации, управляющими бухгалтерским учетом бюджетного характера

Система КОСГУ включает 8 групп кодов с множеством подстатей и особенностей в каждой из них.

Группа «Доходы» (код 100)

В этой группе представлены статьи, которые относятся к доходным операциям:

    • 110 – доходы по налогам. Прибыль бюджетов на основе законодательства РФ по налогам и сборам.
    • 120 – прибыль от собственности. Прибыль от эксплуатации имущества, состоящего в муниципальной и госсобственности.
    • 130 – прибыль от платных услуг. Эта статья подразумевает доход от произведения платных работ или услуг, а также возмещения расходов.
    • 140 – доход от принудительных изъятий. Прибыль, которую приносят административные штрафы, платежи, санкции.

Доходы от поступивших выплат по налогам, от эксплуатации имущества, от платных услуг, штрафов, от других членов бюджетной системы, от страховых вкладов и др.

  • 150 – бюджетные поступления безвозмездного характера. Денежные средства, поступающие от других членов бюджетной системы РФ, правительств и организаций других государств, финансовых организаций международного масштаба.
  • 160 – вклады по обязательному социальному страхованию. Доходы внебюджетных фондов от страховых вкладов и пени по этим вкладам.
  • 170 – прибыль от операций по активам. Курсовая разница в средствах по иностранной валюте со знаком «плюс» или «минус».
  • 180 – прочие неналоговые виды дохода.

Группа «Расходы» (код 200)

К этой группе относятся статьи, которые имеют отношение к расходным операциям:

  • 210 – затраты на оплату труда, начисления на данные выплаты.
  • 220 – расходы по оплате услуг. Включает услуги связи, транспортные и коммунальные работы, аренду за эксплуатацию имущества и работы по его содержанию.
  • 230 – обслуживание госдолга.
  • 240 – выплаты организациям на безвозмездной основе.
  • 250 – выплаты бюджетам на безвозмездной основе.
  • 260 – соцобеспечение. Пенсии и пособия населению и организациям.
  • 290 – другие затраты.

Читайте также Бестарифная система оплаты труда

Группа «Поступление нефинансовых активов» (код 300)


Третья группа состоит из статей, в которых сгруппированы операции по приобретению и созданию нефинансовых активов:

  • 310 – повышение цены основных средств. Затраты получателей средств бюджета, в том числе автономных и бюджетных учреждений по выплатам госконтрактов, договоров строительства, реконструкцию и модернизацию основных средств муниципальной и госсобственности.
  • 320 – увеличение активов нематериального типа. Выплаты по договорам на покупку исключительных прав на итоги интеллектуальной деятельности в собственность муниципальную или государственную.
  • 330 – рост стоимости непроизведенных активов. Затраты на повышение цен собственности, не являющейся продуктами производства.
  • 340 – повышение стоимости материального резерва.

Группа «Выбытие нефинансовых активов» (код 400)

Эта группа содержит статьи, которые относятся к реализации нефинансовых активов.

Когда учреждение приобретает имущество, перед бухгалтером встаёт вопрос – куда его отнести: к материальным запасам на статью КОСГУ 340 или основным средствам на статью КОСГУ 310. С 2019 года статью КОСГУ 340 детализировали и определиться с распределением расходов стало еще сложнее. Мы привели рекомендации, как определить статью, и показали их на примерах: флаги, огнетушители, баннеры, жалюзи и другое имущество.

Классификация операций сектора госуправления применяется в бухучете казенных, бюджетных и автономных учреждений с 01.01.2019 года в соответствии с новой Инструкцией 209н , утвержденной приказом Минфина от 29.11.2017 года. Мы рассказываем, какие изменения произошли в КОСГУ 310 и 340, как правильно определить статью для некоторых видов активов.

В 2019 году несколько раз корректировали таблицу соответствия КОСГУ и КВР, скачайте последнюю редакцию:

Расшифровка 310 КОСГУ

На эту статью относятся расходы по договорам на приобретение, строительство или изготовление объектов ОС, а также на модернизацию (с дооборудованием или без него), реконструкцию и расширение. Если произведены расходы, увеличившие стоимость здания, взятого в аренду или безвозмездное пользование, их следует тоже отнести на код 310. Методические рекомендации по применению 209н (Письмо Минфина от 29.06.2018 года № 02-05-10/45153) уточняют, что на эту статью относится и приобретение ветхого жилья в подлежащих сносу домах, выкупаемого у собственников.

В рекомендациях указано, что при выборе статьи можно руководствоваться классификатором ОК 034-2014 (КПЕС 2008), введенным в действие 01.02.2014 г. Следует учитывать Инструкцию 157н , в которой говорится, что к ОС не относятся:

  1. Предметы, срок службы которых менее 12 месяцев.
  2. Готовая продукция.
  3. Активы, в соответствии со 157н относящиеся к МЗ.
  4. Активы, находящиеся в пути.
  5. НФА, находящиеся в составе незавершенных капвложений.

Критерии, по которым актив можно принять к учету в качестве ОС, изложены в федеральном стандарте «Основные средства» . Наиболее существенные из них:

  • продолжительность срока полезного использования более 12 месяцев;
  • выполнение самостоятельной функции;
  • возможность получения будущих экономических выгод или полезного потенциала.

Расшифровка 340 КОСГУ

В новой Инструкции 209н статья 340 подверглась детализации, подробнее про нее читайте в отдельной статье . Теперь увеличение стоимости материальных запасов нужно относить на следующие подстатьи:

  • 341 – лекарственные препараты и используемые в медицинских целях МЗ;
  • 342 – продукты питания;
  • 343 – ГСМ;
  • 344 – строительные материалы;
  • 345 – мягкий инвентарь;
  • 346 – прочие оборотные запасы (материалы);
  • 347 – МЗ для целей капвложений;
  • 349 – прочие материальные запасы однократного применения.

К прочим оборотным запасам относятся:

  • спецоборудование для НИОКР;
  • запчасти для автомобилей, компьютеров, информационно-вычислительных систем;
  • кухонный инвентарь;
  • молодняк животных;
  • бланочная продукция;
  • прочие МЗ.

Почти все статьи КОСГУ соответствуют синтетическим счетам по учету материалов, кроме 347 и 349. По 347 следует отражать поступление материалов, в том числе строительных, для капремонтов. Закупки в этом случае должны производиться по КВР 243 . По коду 349 учитываются материалы, ранее относившиеся к КОСГУ:

  • – бланки строгой отчетности;
  • – бутилированная вода, если в организации отсутствует центральное водоснабжение, или по результатам исследования выявлено несоответствие воды санитарным нормам;
  • сувенирная и подарочная продукция, не предназначенная для перепродажи.

К материалам на основании Инструкции 157н относятся следующие активы, срок использования которых превышает 12 месяцев:

  • оборудование, предназначенное для монтажа;
  • драгметаллы для протезирования;
  • инвалидная техника, предназначенная для передачи населению;
  • строительные конструкции для установки;
  • молодняк животных;
  • многолетние насаждения;
  • тара;
  • постельное белье;
  • предметы для выдачи напрокат;
  • орудия лова;
  • лесные дороги, подлежащие рекультивации.

Определение статьи КОСГУ

Иногда трудно определить, по какому коду операций госсектора нужно принять к учету актив. В организации должна действовать постоянная комиссия, принимающая решение на основании Инструкции 157н, приказа 209н, методических рекомендаций, классификаторов продукции и основных фондов, федеральных стандартов. Ее заключение поможет объясняться с проверяющими.

Далее в статье мы рассмотрим примеры отражения расходов по КОСГУ 310 и 340. Но так как с 2019 года действует новая Инструкция 209н, советуем проверить себя на использование и других статей КОСГУ. Смотрите обзор самых популярных спорных вопросов по отнесению расходов по КОСГУ из практики ваших коллег.

Аккумулятор

В бюджетных учреждениях этот актив чаще всего используется в ТС, является запасной частью, поэтому относится к МЗ. Учитывать следует по КОСГУ 346 – прочие материалы. При установке во время ремонта списывается на текущие расходы учреждения, приходуется на забалансовый счет 09. Учитывается в отдельной карточке, при списании нужно сдавать на утилизацию.

Аптечка

Согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), аптечка относится к категории материалов, применяемых в медицинских целях. Об этом говорится и в методических рекомендациях Минфина. Учитывать следует по КОСГУ 341.

Дорожные знаки

В общероссийском классификаторе основных фондов (ОК 013-2014 (СНС 2008)) дорожных знаков в качестве самостоятельного объекта ОС нет. В документе говорится, что знаки включены в состав единого сооружения – автодороги. В связи с этим дорожные знаки можно рассматривать, как конструкцию, предназначенную к установке, и учитывать по статье 344.

Дырокол

На основании Инструкции 157н канцелярские принадлежности относятся к МЗ и учитываются на счете 0 105 36 000. В качестве примера приведены бумага, карандаши, ручки, стержни и пр., то есть расходные материалы.

Дырокол имеет срок службы более года, по этому параметру он относится к категории ОС, учитывать его следует по КОСГУ 310. Стоимость дырокола, скорее всего, менее 10000 руб., поэтому при вводе в эксплуатацию он будет списан на забалансовый счет.

Жесткий диск

Если учреждение приобретает жесткий диск для установки на компьютер, то он является комплектующей или запасной частью и при поступлении должен учитываться по коду 346. При сборке ПК из приобретенных комплектующих стоимость жесткого диска относится на счет 0 106 00, где формируется балансовая стоимость нового основного средства. При использовании жесткого диска для замены испорченного или устаревшего, он списывается на текущие расходы либо себестоимость и не увеличивает стоимость ОС.

Внешний жесткий диск, предназначенный для накопления и хранения информации, нужно отнести на статью 310, потому что этот объект ОС может использоваться отдельно от ПК, и срок его полезного использования превышает 12 месяцев.

Зарядное устройство

Этот преобразователь напряжения обычно идет в комплекте с телефоном, смартфоном, планшетом или другими гаджетами. Он относится к комплектующим, поэтому должен учитываться по КОСГУ 346.

Изготовление баннера

Если подрядчик изготавливает баннер из своих материалов и устанавливает его на отведенное место в рамках договора на оказание рекламных услуг, оплата производится по коду 226.

При приобретении баннера вопрос об отнесении его к категории ОС или МЗ должна рассматривать комиссия. Нужно учесть качество материала и содержание надписи. Если баннер изготовлен к какому-нибудь событию (например, рекламирует гастроли театра), его следует учитывать по КОСГУ 346, потому что использоваться он будет меньше 12 месяцев.

Если на баннере размещена информация, которая является актуальной на длительный срок (например, перечень услуг, оказываемых медицинским учреждением), его можно оприходовать, как основное средство по статье 310.

Про отнесение баннеров по КОСГУ мы подготовили отдельный материал>>

Изготовление ключа

При изготовлении дубликатов ключей из материалов подрядчика расходы проводятся по КОСГУ 346 – увеличение стоимости прочих материальных запасов. Если заготовки приобретает заказчик, то затраты распределятся:

  • стоимость материалов – код 346;
  • стоимость работы – код 226.

Изготовление печатей

Печати и штампы относятся к особому виду активов, отнесение которых к основным средствам или материальным запасам зависит от решения комиссии. Полезный срок эксплуатации точно определить нельзя, иногда приходится менять печать из-за изменения информации, указанной на ней. В классификаторе ОС эти активы не значатся, но там есть группа «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».

Можно выделить особо важные, гербовые печати с хорошей оснасткой, хранящиеся у руководителя, главного бухгалтера, в службе кадров, и учитывать их по КОСГУ 310. Печати подразделений, угловые штампы, штампы, которыми кладовщики маркируют постельное белье, и прочие можно отнести на код 346.

Изготовление печатной продукции

К основным средствам относятся библиотечные фонды и периодические издания. Вся остальная печатная продукция: бланки, информационные листовки, брошюры и прочее, являются материальными запасами и учитываются по статье 346. С 2019 года на этот код следует относить и бланки строгой отчетности .

Изготовление плана эвакуации

План эвакуации, выполненный подрядчиком из своих материалов, может быть отнесен как к основным средствам, так и к материальным запасам. Комиссия должна принять решение с учетом:

  • предполагаемого срока полезного использования;
  • способа размещения (съемный, несъемный);
  • наличие фотолюминесцентных элементов;
  • прочее.

Если комиссия решит, что план является основным средством, его нужно принимать к учету по КОСГУ 310. В качестве МЗ план эвакуации должен быть отнесен на статью 346.

Скачайте шпаргалку с последними изменениями в КОСГУ:

Обратите внимание! Важно использовать правильные коды КОСГУ во избежание ошибок в учете.

Изготовление табличек

Таблички с обозначением названий отделов, кабинетов и прочих помещений крепятся на дверь или стену рядом с дверью. Рассмотрим учет, когда учреждение покупает готовые таблички. Самостоятельно они использоваться не могут, поэтому их можно рассматривать как часть конструкции, подлежащую установке. Принять к учету следует по КОСГУ 346, как прочие материальные запасы, затем составить акт установки и списать на текущие расходы учреждения.

Если учреждение самостоятельно приобретает материалы и комплектующие для табличек, а с подрядчиком заключает договор на их изготовление, расходы распределите так:

  • материалы и комплектующие – КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
  • изготовление табличек – КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Источник бесперебойного питания

Срок службы источника бесперебойного питания превышает 12 месяцев, используется он для персональных компьютеров и другой офисной техники. Этот актив относится к основным средствам, учитываться должен по КОСГУ 310.

Картриджи для принтера

Картридж является запасной частью для принтера, поэтому должен учитываться в составе материальных запасов по КОСГУ 346. При установке его нужно списать на расходы учреждения или себестоимость. Услуги по заправке картриджа относятся на статью 225.

Коммутатор

В классификаторе основных фондов (ОК 013-2014 (СНС 2008)) коммутатор может быть отнесен к группе «Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации», номер 320.26.30.11.110. Срок полезного использования превышает 12 месяцев, поэтому актив должен учитываться, как основное средство по КОСГУ 310.

Модем

USB-модем – внешнее устройство, предназначенное для обеспечения доступа в Интернет. Срок полезного использования устройства более 12 месяцев. Он может работать на любом компьютере, не имеет привязки к конкретному объекту, выполняет свою самостоятельную функцию. Затраты на приобретение модема должны быть отнесены на статью 310.

Огнетушители

В учреждениях используются два вида огнетушителей:

  • одноразовые;
  • перезаряжаемые.

Учитывать их следует по коду 310, как основные средства. В ОКОФ огнетушители составляют отдельную группу под номером 330.28.29.22.110. Срок полезного использования одноразовых, в зависимости от модели, от 5 лет и более. То обстоятельство, что после использования в случае возгорания огнетушитель нельзя будет зарядить, не является основанием для отнесения его к расходным материалам. После использования его можно будет списать по акту, тем более, что учитываться эти ОС будут на забалансе.

Пошив костюма

Если учреждением заключен договор на пошив сценических костюмов из материала подрядчика, затраты должны быть отнесены на статью 310 или 345. В связи с тем, что никаких указаний по поводу костюмов в нормативных документах нет, следует определить срок полезного использования активов. Если он больше 12 месяцев – костюм учитывается по КОСГУ 310, если меньше – то по коду 345.

Противогазы

Средства индивидуальной защиты относятся к спецодежде, являются материальными запасами. Противогазы следует учитывать по статье 345.

Светильники

Настольные и напольные светильники, выполняющие самостоятельную функцию, имеющие срок полезного использования свыше года, однозначно относятся к основным средствам и учитываются по коду 310. Если светильники закуплены для монтажа системы освещения, они являются строительными электротехническими материалами и относятся на КОСГУ 344. После подписания акта выполненных работ установленные светильники списываются.

Системный блок

Компьютер – это комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для определенной работы. В классификаторе основных фондов он входит в группу «Машины офисные прочие», номер 330.28.23.23. Системный блок не может выполнять свои функции самостоятельно, он является комплектующей частью компьютера, поэтому приобретается и приходуется по КОСГУ 346. При первоначальном формировании объекта ОС сумма, уплаченная за системный блок, войдет в общую балансовую стоимость через счет 0 106 00. Если блок приобретается в качестве запасной части для замены вышедшего из строя, он при установке списывается на текущие расходы или себестоимость.

Спецодежда

В инструкции 157н спецодежда входит в перечень мягкого инвентаря, учитываемого на счете 0 105 35. В бухучете ее следует приходовать с использованием КОСГУ 345. Об этом говорится и в письме Минфина от 08.11.2016 года № 02-05-11/65288.

Нормы выдачи спецодежды сотрудника смотрите в таблицах .

Флаги

Знамена и флаги не включены в перечень мягкого инвентаря, относящегося к материальным запасам, в Инструкции 157н. По срокам использования и другим параметрам их однозначно следует отнести к ОС и принимать к учету по статье 310.

Шторы и жалюзи

В Инструкции 157н в перечне мягкого инвентаря, который учитывается на счете 0 105 35 000 штор и жалюзи нет. Срок полезного использования этих активов превышает 12 месяцев, поэтому учитывать их следует по КОСГУ 310. Минфин в письме от 14 июля 2006 года № 02-14-11/1861 тоже определил шторы, жалюзи и чехлы для автомобилей, как основные средства.

Электрический счетчик

Если учреждение приобретает счетчики и заключает договор на их установку, расходы распределяются следующим образом:

  • стоимость полученных приборов учета – КОСГУ 346;
  • стоимость установки – КОСГУ 225.

Основание – п.99 Инструкции 157н, в котором утверждается, что к материальным запасам относится оборудование, требующее монтажа и предназначенное к установке. К такому оборудованию относится и контрольно-измерительная аппаратура.

По нашему мнению, расходы необходимо отразить: — по статье 310 КОСГУ — в случае если приобретение и работы по установке предусмотрены одним договором (государственным контрактом) и рольставни удовлетворяют условию их принятия к учету в составе основных средств; — по статье 340 КОСГУ — в случае если приобретение и работы по установке предусмотрены одним договором (государственным контрактом) и рольставни приняты к учету в составе материальных запасов. В случае заключения учреждением двух отдельных договоров расходы на приобретение рольставней следует отразить по статье 310 или 340 КОСГУ, а расходы на их установку — по подстатье 226 КОСГУ. Обоснование: В Письме Минфина России от 21.09.2012 N 02-05-11/3866 разъяснено, что отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции государственного (муниципального) учреждения, которое принимает решение по указанному вопросу в соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н). Основным критерием отнесения материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам является срок их полезного использования. Исходя из п. п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н) для основных средств он должен быть более 12 месяцев. При этом объектом основных средств является объект, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Вместе с тем к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости. В Инструкции N 157н для учета иных материальных запасов отведен аналитический код вида счета 6 "Прочие материальные запасы" (п. п. 99, 118 Инструкции N 157н). В настоящее время в нормативных правовых документах отсутствуют четкие указания на срок полезного использования рольставней. По нашему мнению, учреждениям при определении срока полезного использования нужно руководствоваться технической документацией и сроком гарантии производителя. В силу разнообразия конструкций и производителей рольставней срок их полезного использования может различаться. На основании вышеизложенного считаем, что принятие решения об отнесении рольставней к основным средствам или материальным запасам является компетенцией учреждения. При этом порядок принятия такого решения должен быть отражен в соответствующем разделе учетной политики учреждения. В соответствии с разд. V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н: — расходы на оплату договоров о приобретении (изготовлении) объектов, относящихся к материальным запасам, относят на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ; — расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров о строительстве, приобретении (изготовлении) объектов, относящихся к основным средствам, относят на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ; — расходы на оплату монтажных работ оборудования, требующего монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) о строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, дооборудовании объектов, относят на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Таким образом, по нашему мнению, если приобретение рольставней и работы по установке предусмотрены одним договором (контрактом), а предполагаемый срок их использования — более 12 месяцев, то они принимаются к учету в составе основных средств, а расходы следует отразить по статье 310 КОСГУ. Если приобретение и работы по установке рольставней предусмотрены одним договором (контрактом), а предполагаемый срок их использования менее 12 месяцев, то они принимаются к учету в составе материальных запасов, расходы отражаются по статье 340 КОСГУ. В случае заключения учреждением двух отдельных договоров, расходы на приобретение рольставней следует отразить по статье 310 или 340 КОСГУ, а расходы на их установку — по подстатье 226 КОСГУ.

По какой статье (подстатье) КОСГУ отразить расходы на приобретение и установку рольставней?

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования ;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов РФ.
Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)