Подведены итоги конкурсов на право получения в 2018–2019 гг. грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации.

В соответствии с Положением о выделении грантов Президента Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. №260, и на основании результатов экспертизы конкурсных заявок на право получения в 20182019 гг. грантов Президента Российской Федерации, проведенной Советом по грантам Президента Российской Федерации в завершение 2017 года, научная школа НИУ МГСУ “Теория и анализ систем в строительстве (системотехника строительства )”, руководитель – профессор А .А . Волков , признана ведущей научной школой Российской Федерации и получит двухлетнюю государственную поддержку для реализации заявленного научного проекта “Киберфизические строительные системы ”.

Научная школа “Системотехника строительства ” основана в 1974 году академиком Александром Антоновичем Гусаковым . НИУ МГСУ поздравляет со значительной академической победой весь коллектив научной школы, руководитель которой – профессор А.А. Волков – становится лауреатом Гранта Президента Российской Федерации в пятый раз (в 2007–2008 гг., 2011–2012 гг., 2013–2014 гг. – лауреат Гранта Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских учёных – докторов наук – лично; в 2014–2015 гг., 2018–2019 гг. – лауреат Гранта Президента Российской Федерации для поддержки ведущих научных школ – в качестве руководителя научной школы).

Справочно: в соответствии с принятой Минобрнауки России и Советом по грантам Президента Российской Федерации концепцией, в число ведущих научных школ Российской Федерации по результатам конкурса 2018 года вошло 50 научных коллективов, возглавляемых молодыми исследователями, из которых по техническим и инженерным наукам – всего 8.

Заявленные проекты научных школ молодых ученых НИУ МГСУ – профессора Е.В. Королева, профессора О.В. Мкртычева, профессора С.Б. Сборщикова и профессора К.П. Грабового, также достойно представленные в конкурсе, будут поддержаны на уровне университета.

НИУ МГСУ поздравляет с победой и наших коллег из Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, чьи научные школы, возглавляемые молодыми учеными (профессор В.В. Строкова, Белгородский ГТУ им. В.Г. Шухова, проект “Разработка физико-химических принципов комплексной модификации материалов гидратационного твердения с плазмохимической обработкой поверхности для создания покрытий, структурно-сопряженных с матрицей композита”; профессор В.В. Асаул, СПбГАСУ, проект “Интенсификация экономического роста России путем формирования развитых конкурентных преимуществ в сфере строительства на основе элементов цифровой экономики”), также вошли в число победителей конкурса.

НИУ МГСУ поздравляет с победой в конкурсе грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – докторов и кандидатов наук – наших коллег из Томскогогосударственного архитектурно-строительного университета (доктор наук О.Г. Волокитин, проект “Разработка научных основ электроплазменной технологии получения силикатных расплавов из сырья с содержанием кремнезема до 100% и производство на их основе материалов различного назначения”; кандидат наук К.Э. Филюшина, проект “Разработка и технико-экономическое обоснование выбора объемно-планировочных и конструктивных решений в малоэтажном жилищном строительстве в аспекте повышения энергетической эффективности и ресурсосбережения”), Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва (кандидат наук А.И. Родин, проект “Разработка и внедрение энергоэффективных экологически чистых строительных материалов нового поколения на основе отходов производства минеральной ваты, стойких в условиях агрессивного воздействия биологических сред и внешних факторов”), Казанского государственного архитектурно-строительного университета (кандидат наук Р.А. Ибрагимов, проект “Физико-химические основы процессов структурообразования строительных композитов при активации вяжущего в аппарате вихревого слоя”; кандидат наук Р.Х. Мухаметрахимов, проект “Структурообразование, свойства и технология новых модифицированных волокнистых композиционных материалов для строительства на основе низкомарочного сырья и отходов промышленности”), Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (кандидат наук В.В. Нелюбова, проект “Разработка обобщенных принципов управления структурообразованием ячеистых композитов автоклавного и неавтоклавного типов твердения на различных технологических этапах”), Самарского государственного технического университета (кандидат наук Д.А. Панфилов, проект “Исследование напряженно-деформированного состояния железобетонных конструкций, изготовленных на основе бетонов сверхвысокой прочности (до В200) с учетом работы в условиях высокотемпературного воздействия”).

Анищенко Вадим Семенович - доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, заведующий кафедрой радиофизики и нелинейной динамики физического факультета СГУ.

Перечень кандидатских диссертаций

1. Астахов В.В. Механизмы перехода к стохастичности в генераторе с инерционной нелинейностью (1983)

2. Лечфорд Т.Е. Разрушение квазипериодических колебаний и переходы к хаосу в простых радиофизических системах (1986)

3. Сафонова М.А. Влияние флуктуаций на бифуркации аттракторов в автоколебательных системах (1988)

4. Постнов Д.Э. Регулярные и хаотические процессы в системах взаимодействующих нелинейных осцилляторов (1990)

5. Нейман А.Б. Влияние внешнего шума на бифуркации и хаос в динамических системах малой размерности (1991)

6. Сапарин П.И. Описание и диагностика сложных режимов автоколебаний по экспериментальным данным (1994)

7. Сосновцева О.В. Структура и свойства аттракторов в неавтономных и связанных динамических системах (1996)

8. Шульгин Б.В. Стохастический резонанс в бистабильных радиофизических системах (1996)

9. Янсон Н.Б. Реконструкция динамических систем по экспериментальным данным (1997)

10. Сироткин О.Л. Флуктуации частоты в автоколебательных системах с запаздывающей обратной связью (1997)

11. Хованов И.А. Стохастический резонанс и синхронизация в бистабильных системах, возбуждаемых многочастотным сигналом и шумом (1997).

12. Стрелкова Г.И. Экспериментальные характеристики квазигиперболических аттракторов и квазиаттракторов (1998).

13. Павлов А.Н. Реконструкция динамических систем и их применения (1998).

14. Шабунин А.В. Синхронизация и управление хаосом в связанных колебательных системах (1998).

15. Сильченко А.Н. Синхронизация колебаний в стохастических и хаотических системах (1998).

16. Копейкин А.С. Статистические характеристики стохастических колебаний в нелинейных системах (2002).

17. Окрокверцхов Г.А. Спектрально-корреляционный анализ хаотических автоколебаний в системах с аттракторами спирального и переключательного типов (2005).

18. Ануфриева М.В. Порог синхронизации и стохастический резонанс в системах с негиперболическим хаосом (2006).

19. Николаев С.М. Генерация, разрушение и синхронизация двухчастотных квазипериодических колебаний (2008).

Перечень докторских диссертаций

1. Нейман А.Б. Стохастический резонанс и синхронизация стохастических систем (1997).

2. Астахов В.В. Мультистабильность, синхронизация и управление хаосом в связанных системах с бифуркациями удвоения периода (1999).

3. Постнов Д.Э. Механизмы синхронизации непериодических колебательных процессов в системах взаимодействующих осцилляторов в режимах мультистабильности (2000).

4. Вадивасова Т.Е. Характеристики нерегулярных колебаний в автономных, неавтономных и взаимодействующих системах (2002).

5. Павлов А.Н. Анализ структуры нестационарных, коротких и зашумленных сигналов на основе вейвлет-преобразования (2009).

Монографии

1. V.S. Anishchenko. DYNAMICAL CHAOS - MODELS AND EXPERIMENTS

Appearance Routes and Structure of Chaos in Simple Dynamical Systems. World Scientific, Singapore, 1990. 384 p.

2. В.С. Анищенко, Т.Е. Вадивасова, В.В. Астахов. Нелинейная динамика хаотических и стохастических систем. Фундаментальные основы и избранные проблемы. Изд-во Сарат. Ун-та, 1999. 368 с.

3. V.S. Anishchenko, V.V. Astakhov, A.B. Neiman, T.E. Vadivasova, and L. Schimansky-Geier. Nonlinear Dynamics of Chaotic and Stochastic Systems. Tutorial and Modern Development. Springer, Berlin, Heidelberg, 2002. 374 p.

4. В.С. Анищенко, В.В. Астахов, Т.Е. Вадивасова, А.Б. Нейман, Г.И. Стрелкова, Л. Шиманский-Гайер. Нелинейные эффекты в хаотических и стохастических системах. М.-Ижевск: Институт компьют. Исследований, 2003. 544 с.

5. Анищенко В.С. Сложные колебания в простых системах. 2-е изд., доп. М.: УРСС, 2009. 320 c.

6. В.С. Анищенко, В.В. Астахов, Т.Е. Вадивасова. Регулярные и хаотические автоколебания. Синхронизация и влияние флуктуаций. М.: Изд-во «Интеллект», 2009. 312 с.

Докторская диссертация

«Механизмы развития и свойства хаотическихколебаний в радиофизических системах с конечным числом степеней свободы». Дата защиты - октябрь 1986 г.

Заслуженный деятель науки РФ (1995), Соросовский профессор (1994-2000), лауреат научной премии по физике Международного научного фонда им. А. фон Гумбольдта (1999), академик РАЕН (2002).

Научный руководитель международных и российских грантов на научные исследования (CRDF, Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки РФ, государственная поддержка (грант Президента РФ) ведущей научной школы РФ, автор более 350 научных статей, 19 монографий и учебников, автор 4 патентов на изобретение). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2004).

Директор Научно-образовательного центра «Нелинейная динамика и биофизика» СГУ (с 2000 г.), созданного при поддержке CRDF и Министерства образования РФ.

В настоящее время в России государством поддерживаются так называемые ведущие научные школы. Что это такое? Что стоит за этим понятием? И можно ли считать государственные инициативы в отношении них оправданными и позитивными?

В сегодняшних условиях, когда в НИИ и вузах разрушаются формальные структурные подразделения (например, в любом НИИ легко найти лаборатории, состоящие только из одного человека - завлаба), все большая научно-образовательная нагрузка ложится на неформальные исследовательские образования, «ко-лаборатории», «виртуальные коледжи». К числу необычных с традиционной точки зрения структур относятся и так называемые «ведущие научные школы». Эти структуры хорошо известны и руководителям российской науки. Так, в обосновании новой Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы указывается, в частности, что произошло нарушение преемственности научных и педагогических школ, а для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения. Поэтому в концепции программы ясно указано, что она должна быть направлена на «сохранение существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ».

1. Феномен научных школ в российской науке. Если бы составители знаменитого сборника 1977 года «Школы в науке» узнали, что существуют научные школы первого и второго сорта, они бы очень удивились. А ведь сегодня это именно так. Понятие научных школ в последние 10-15 лет обычно связывают с процессом выявления коллективов ученых, отвечающих формальным критериям участия в различных государственных программах поддержки так называемых «ведущих научных школ» (ВНШ). Это значит, что где-то есть и «не-ведущие» научные школы.

Вообще говоря, термин «научная школа» имеет длительную историю. Иногда его трактуют весьма расплывчато. Достаточно привести несколько названий работ из упомянутой монографии: «Научная школа - феномен и исследовательская программа науковедения» (В.Б.Гасилов); «Проблемы научной школы... как формы познавательной деятельности» (Э.Дам); «Научная школа как форма кооперации ученых» (А.В.Огурцов); «Научная школа как коллективное творческое сознание» (В.П.Боярский, Н.А.Гаврюшин). При этом советские/российские научные школы всегда рассматривались скорее как локальный феномен, чем явление, сопровождающее развитие мировой науки в целом.

Некоторые характерные черты научных школ были либо подмечены исследователями, либо признаны на интуитивном уровне теми, кто так или иначе соприкасался с атмосферой научного поиска. В ряде работ, в частности, в исследовании Д.А.Александрова , справедливо выделяется социальная составляющая научных школ. В работе В.М.Ломовицкой, Т.А.Петровой и А.С.Фомина , в частности, приводится известное утверждение: «Школа - это некий коллектив ученых, на которых можно положиться, которым можно доверять».

Признаки социальных сетей как отличительные особенности школы по сравнению с обычным исследовательским коллективом подмечены верно. Школы - инструмент мобилизации коллектива, отличие школы от «не-школы» проявляется в моменты внешней опасности.

Мнение, согласно которому научная школа - это мобилизованное научное воинство, объединенное вокруг харизматичного лидера, в целом разделяется научным сообществом. По крайней мере, мы знаем о распределенных виртуальных исследовательских коллективах, а вот распределенные научные школы не встречаются или почти не встречаются. Представление о научных школах как субъектах противостояния проникло даже в обыденное сознание и отражено в произведениях искусства. Так, в фильме «Девять дней одного года» физик-теоретик Илья Куликов предвкушал жестокую схватку на конференции с носителем иных научных воззрений Ципельманом. Сложные межгрупповые отношения и коллизии по линии «ученик-учитель» обуревали героев фильма «Иду на грозу» и персонажей других произведений. Процесс перехода талантливого ученого в другую научную школу, смена им идеологических устоев составляли трагический сюжетный стержень знаменитых «Белых одежд».

К середине 90-х годов появились работы, наделявшие научные школы зачатками институциональных структур. Понятие «научная школа» стали привязывать к организационным формам (секторам) научной деятельности. Так, специальным объектом исследования стало взаимодействие и взаимовлияние академических и вузовских научных школ, научных школ кафедр вузов, факультетов. Широко издавались объемные справочно-юбилейные издания, посвященные истории и особенностям развития научных школ в отдельных организациях .

К середине 90-х годов понятие научной школы - вполне в духе времени - стало превращаться в вывеску, в удобный потенциальный объект государственной поддержки. В то переломное время сильные руководители некоторых научных и образовательных организаций, не имевшие желания шагать в общем унылом строю бюджетополучателей, легко генерировали новые ярлыки, дававшие надежду на усиленное государственное питание. Государственные научные центры, исследовательские университеты, различные академии - вот лишь немногие примеры возникших в те годы «квазипривилегированных» структур. Влиятельные ученые, не являющиеся руководителями институтов, выступили с инициативой запуска программы поддержки ведущих научных школ (ВНШ) по линии Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

2. Научные школы - ведущие и «не-ведущие». Эта программа была запущена в ход Постановлением Правительства РФ «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых-докторов наук и государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации» (№633 от 23 мая 1996 г.). Первоначально она представляла собой программу конкурсных грантов, администрируемых РФФИ. При этом, в целях придания ВНШ институционального статуса научную школу определили как исторически сложившуюся в России форму совместной научной деятельности коллектива исследователей разного возраста и квалификации, руководимых признанным лидером, объединяемых общим направлением работ, обеспечивающую эффективность процесса исследований и рост квалификации сотрудников. Главными признаками ведущей научной школы были определены:

Наличие нескольких поколений в связках «учитель-ученик», объединяемых общим, ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом;

Общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований;

В общем единый, оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, принятых в данной области;

Постоянный рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих учёных;

Постоянное поддержание и расширение интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки .

С точки зрения критериев «боевой научной единицы» важнее не формальное определение ВНШ, а то, что она должна было включить 25 исследователей в хорошей научной форме, в том числе молодежь, иметь оптимизированную демографическую структуру (а не «двугорбую» как по институтам в целом), а также настроиться на продолжительное существование и уделить внимание подготовке кадров высшей квалификации.

Гранты на поддержку научных школ были сразу восприняты учеными как престижные, несмотря на то, что финансирование по ним было скромным. Об этом ясно свидетельствует высказывание бывшего руководителя отдела научных школ РФФИ А.С.Левина: «…название данного гранта - всего лишь форма финансовой поддержки коллектива, именующего себя ведущей научной школой или только претендующего на это наименование, почти поголовно стало восприниматься как некий скромный аналог Нобелевской премии, или нечто подобное» . Данная программа - к удивлению организаторов - стала больше, чем просто формой финансовой поддержки коллективов исследователей в тяжелое для науки время.

Совет РФФИ по ведущим научным школам был создан оперативно, срок подготовки материалов первого конкурса был очень сжатым, и многие коллективы-претенденты формировались «на лету». Из-за дефицита средств школы были разделены на несколько групп с неодинаковыми объемами финансирования проектов. В конце 90-х, когда поддерживались первые школы, общее финансовое положение науки было тяжелым, и любое субсидирование научных коллективов имело большое значение для их сохранения. Поэтому уровень первого конкурса на соискание грантов по поддержке ведущих научных школ был самым высоким за свою историю данной инициативы.

Таким образом, была реализована уже знакомая схема: стало ясно, что не только институты и вузы, но и неформальные научные образования могут быть двух сортов - ведущие и «не-ведущие». Это обстоятельство сделало ведущие научные школы еще более специфическим российским феноменом, чем научные школы в понимании 1977 года .

Образования первого сорта стали объектом государственной поддержки по линии соответствующего конкурса РФФИ. Школам-победителям присвоили номера, под которыми ВНШ были увековечены в соответствующем справочнике .

На первом этапе Программы в 1996-2000 гг. число победителей стабилизировалось на уровне 650-680 коллективов. Уже тогда был заложен фундамент долгожительства ВНШ. Программа стала приобретать закрытый характер: выиграть конкурс вторично было намного легче, чем «прорваться» в победители новому соискателю. Соответственно, число заявок на конкурс сократилось почти вдвое, с 2249 заявок в 1996 году до 1233 в 2000 году. Частичное объяснение данного факта состоит в том, что уже первые школы «выбрали» всю наличность молодежи в научной организации и создать еще одну потенциальную школу-претендента для большинства организаций было не по силам. А итог наблюдений за более чем десятилетней динамикой «протекания» молодежи через ВНШ таков: во многих организациях через единственную доступную школу-долгожителя Программы прошли почти все молодые сотрудники организации, независимо от того, кто реально руководил их дипломами и кандидатскими диссертациями.

Была ли польза от такой искусственной привязки научной молодежи?

Представляется, что да, была. ВНШ с неизбежностью создали среду концентрированного научного (да и просто молодежного) общения, которой так не хватало начинающим ученым, особенно в «невузовских» организациях. Типичное для первого этапа число ученых, вовлеченных в работы по программе, составило 15561 человек, из них 6546 молодых ученых в возрасте до 33-х лет (данные 2001 года). Напомним, что по Программам грантов Президента РФ в эти годы поддерживали 100 молодых докторов и 300 молодых кандидатов, что значительно уступало масштабу охвата ВНШ.

В 2003 г. программа была передана из ведения РФФИ в Министерство науки РФ, где финансирование отобранных научных школ стало осуществляться из двух источников: субвенций на гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации; финансовых средств, предусмотренных в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и технологий» и ее последующей модификации - ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». Ответственность за экспертизу была возложена на РИНКЦЭ. Этот переход ответственности был настороженно встречен как в РФФИ, так и в кругу руководителей школ.

К счастью, мрачные прогнозы не сбылись. Программа сохранилась и увеличила свою популярность не только благодаря увеличенному финансированию, но и благодаря диверсификации программ-сателлитов по линии Роснауки, сопровождающих основную поддержку ВНШ. В 2005 году государственная поддержка в рамках субвенций была оказана 518 ведущим научным школам Российской Федерации. Средний объем поддержки составил 393,7 тыс. рублей. В 2006 году по итогам конкурса поддержано 395 ведущих научных школ с общим объемом финансирования 199 млн. руб. Среди победителей конкурса мероприятия 1.12 ФЦП 217 коллективов ранее пользовались государственной поддержкой, а 33 участника конкурса были отнесены Советом по грантам к числу ведущих научных школ впервые. Участники ВНШ активно и успешно участвуют и в конкурсах на соискание инициативных грантов РФФИ и РГНФ. Поэтому противопоставлять Программу ВНШ программам поддержки со стороны ведущих государственных научных фондов было бы неправильно.

Руководство Роснауки оценивает ход Программы ВНШ оптимистично, например: «…в 2008 году отобрано 650 школ, включающих 3,8% от общего числа научных работников в стране. При этом, по данным за 2005 год, почти 80% докторских диссертаций, защищенных по физике, были защищены в ведущих научных школах» . Согласно сведениям, предоставляемым Роснаукой, определенная закрытость конкурса сохраняется, а обновление состава научных школ варьируется в границах 24-32%, то есть в общем числе победителей каждого конкурса ведущих научных школ от четверти до трети составляют новые школы. Отчасти обновление происходит ввиду естественной убыли пожилых руководителей научных школ.

Продолжающееся финансирование одних и тех же научных школ из конкурса в конкурс может интерпретироваться двояко. С одной стороны, - и это официальная точка зрения Роснауки - незначительное обновление состава школ свидетельствует, что они изначально были выбраны правильно, и что качество экспертного отбора было высоким. С другой стороны, сложившуюся систему субвенционной поддержки ведущих научных школ некоторые науковеды склонны рассматривать как консервативную, поскольку она на 2/3 осуществляется по принципу пожизненной ренты для руководителей - фактически за их прошлые заслуги. Однако представим гипотетический крайний случай - 100-процентнцю сменяемость школ по итогам каждого конкурса - и станет ясно, что на такой программе ВНШ можно было бы ставить крест с самого начала.

И в самом деле, время жизни ВНШ оказалось весьма длительным по сравнению с другими искусственными образованиями - они реально существуют уже тринадцатый год. (А вот попытка продолжить эту тенденцию на индивидуальном уровне путем организации поддержки Выдающихся ученых России (так называемых ВУРов) долговременного успеха не имела). Научная общественность стала свидетелем, в общем-то, успешного эксперимента по долговременной поддержке нескольких сотен неформальных образовательно-исследовательских коллективов.

На фоне этого успеха не так уж и страшно, что понятие научной школы было в дальнейшем модифицировано, и в настоящее время в инструктивных материалах Роснауки понятие ведущей научной школы определяется следующим образом: «Ведущей научной школой Российской Федерации считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью». Таким образом, за прошедшие 10 лет понятие ведущей научной школы сузилось практически до армейской лапидарности: исчез критерий наличия лидера школы, пропала отсылка к историческим традициям организации научных исследований в российской науке. Новое определение позволяет идентифицировать в качестве ведущей научной школы практически любой коллектив, совместно (в том числе временно) работающий над научным проектом.

3. Вызовы времени. Реальные вызовы, которым подвергается сегодня система ВНШ, связаны не столько с отдельными ошибками организаторов или с несовершенством экспертизы, сколько с быстрым развитием сетевых образовательно-исследовательских структур и новых организационных форм в науке. Под влиянием глобализации этот процесс затронул и российскую науку. Появились и стали развиваться новые формы организации науки, основанные на принципах гибкого проектного финансирования, когда состав участников исследовательской группы постоянно меняется. Во многих областях наиболее эффективными формами выполнения исследований стали признаваться ассоциации нескольких небольших групп со свободным переходом исследователей из одной группы в другую, а также создание объединенных университетско- академических исследовательских центров . Движение от консервативных форм организации к сетевым представляется вполне логичным, поскольку в сетях у ученых появляется больше возможностей для творческой самореализации.

Наконец, в современных условиях все большую популярность приобретает концепция «открытых инноваций» как антитеза «закрытым инновациям», суть которой состоит в том, что в системах, ориентированных на закрытые инновации, исследования проводятся внутренними силами сотрудников научных подразделений, вне кооперации и аутсорсинга. Эта система доминировала в 20 веке, и традиционное в российском понимании определение научных школ вполне соответствовало концепции закрытых инноваций. Парадигма открытых инноваций, появление которой было стимулировано в первую очередь возросшей мобильностью научных кадров, предусматривает, что при проведении исследований наряду с собственными используются и внешние идеи (путем сотрудничества, обмена кадрами, аутсорсинга и т.п.) . Это означает, что в силу объективных причин «ученики» формальных ВНШ в перспективе будут перехвачены новыми структурами с хорошим финансированием и хорошей аппаратурой и постепенно вовлечены в крупные научные проекты, имеющие значительное народнохозяйственное или международное значение.

Исследование поддержано грантом РГНФ № 08-03-00648а.

Литература

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568.

Школы в науке, под ред. С.Р.Микулинского, М.Г.Ярошевского, Г.Кремера, М.: Наука, 1977.

В.М.Ломовицкая, Т.А.Петрова, А.С.Фомин. Механизмы использования потенциала, формирования и сохранения научной элиты// Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга, под ред. С.А.Кугеля. Часть 2, СПб, 1994, с. 36-48.

Научные школы Уральского государственного технического университета. История и современность/ Урал. Гос. техн. Ун-т: Екатеринбург, 1995.

Ведущие научные школы России. М.: Янус-К, 1998. 624 с.

А.С.Левин. Итоги семилетнего функционирования программы поддержки ведущих научных школ и туманные перспективы ее дальнейшего существования// Акустика неоднородных сред. Сборник трудов семинара научной школы проф. С.А.Рыбака. М.: Российское акустическое общество, 2002, с.151.

А.Ваганов. Неформальное объединение ученых. Ведущие научные школы как инкубаторы новых кадров для науки// Независимая газета - наука, 14 мая 2008г. http://www.ng.ru/printed/210407

Www.opec.ru/print.aspx?ob_no=86951.

Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий/ Пер. с англ. В.Н.Егорова. М.: Поколение, 2007, с.29-32.

Ирина Дежина, Сергей Егерев

Ведущая научная школа Российской Федерации

Регистрационный номер: НШ-2411.2014.3
Руководители: Академик РАН Бузник Вячеслав Михайлович ; Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор Мищенко Сергей Владимирович .

Тема научного исследования: "Разработка научных основ твердофазных технологий получения нового класса композиционных полимерных материалов и изделий конструкционного и функционального назначения для разностороннего технического применения "

Область знаний: 03 - Химия, новые материалы и химические технологии

Научная школа НШ 02.2012.03 ТГТУ "Научные и методологические основы создания наукоемких технологий и инновационного оборудования производства нанопродуктов"
Основатель научной школы: Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор Мищенко С.В.
Год основания: 2003
Руководитель научной школы: Почетный работник высшего профессионального образования РФ, д.т.н., профессор Ткачев А.Г., заведующий исследовательской кафедрой "Техника и технологии производства нанопродуктов".

Область знаний: 03 - Химия, новые материалы и химические технологии

Научная школа НШ 03.2012.03 ТГТУ "Решение научно-технических проблем жизнеобеспечения людей в техносфере на основе моделирования, интегрированного проектирования, автоматизации физико-химических и биотехнических процессов и систем, разработки и использования современных материалов"
Основатели научной школы: академик Кафаров Виктор Вячеславович (1914-1995), Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., проф. Бодров Виталий Иванович (1937-2005), Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., проф. Муромцев Юрий Леонидович (1934-2009).
Год основания: 1985
Руководители научной школы: Заслуженный работник высшей школы, Заслуженный химик РФ, д.т.н., проф. Матвейкин В.Г., Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., проф. Дворецкий С.И.

Область знаний: 05 - Экология и рациональное природопользование

Научная школа НШ 01.2012.05 ТГТУ "Теория и практика устойчивого развития природо-промышленных систем. Проектирование региональных утилизирующих комплексов, технологий и оборудования"
Год основания: 2012
Основатели и руководители научной школы: д.т.н., профессор Беляев Павел Серафимович, д.т.н., профессор Попов Николай Сергеевич

Научная школа НШ 01.2012.08 ТГТУ "Исследование кинетических характеристик электрогиперфильтрационного разделения водных растворов солей органических соединений"
Год основания: 2001
Основатель и руководитель научной школы: д.т.н., профессор Лазарев Сергей Иванович

Научная школа НШ 06.2018.01 ТГТУ "Исторический контекст и современное измерение факторов устойчивого развития права и государства"
Год основания: 2018
Основатель и руководитель научной школы: д.ю.н., к.и.н. профессор Баев Валерий Григорьевич

Область знаний: 08 - Технические и инженерные науки

Научная школа НШ 02.2012.08 ТГТУ "Теория и методы автоматизированного проектирования и управления химическими и машиностроительными производствами"
Год основания: 1987
Основатель и руководитель научной школы: Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор Малыгин Е.Н.

Область знаний: 03 - Химия, новые материалы и химические технологии

Научная школа НШ 01.2012.03 ТГТУ "Фундаментальные основы создания и исследования свойств ультрадисперсных модифицированных материалов, технологии их производства и применения"
Год основания: 1970
Основатель научной школы: д.т.н., профессор Власов Валентин Викторович

Руководитель научной школы: Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор Мищенко С.В.

Область знаний: 08 - Технические и инженерные науки

Научная школа НШ 03.2012.08 ТГТУ "Энерго- и ресурсосберегающие процессы и аппараты"
Год основания: 1977
Основатель научной школы: Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор Коновалов В.И.

Область знаний: 08 - Технические и инженерные науки

Научная школа НШ 04.2012.08 ТГТУ «Радиотехника и электроника»
Год основания: 1985
Основатели и руководители научной школы: Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор Богословский Андрей Витальевич и Лауреат государственной премии в области науки и техники, д.т.н., профессор Чернышов Владимир Николаевич

Область знаний:09 - Информационно-телекоммуникационные системы и технологии

Научная школа НШ 01.2012.09 ТГТУ "Распределенные вычислительные системы в учебном процессе, научной работе и управлении"
Год основания: 1991
Основатели и руководители научной школы: д.ф.-м..н., профессор Афанасьев Александр Петрович , д.т.н., профессор Подольский Владимир Ефимович

Область знаний: 06 - Общественные и гуманитарные науки

Научная школа НШ 01.2012.06 ТГТУ "История молодежного движения"
Год основания: 2001
Основатель и руководитель научной школы: д.и.н., профессор Слезин Анатолий Анатольевич

Область знаний: 06 - Общественные и гуманитарные науки

Научная школа НШ 02.2012.06 ТГТУ "Философско-поэтический аспект новейшей русской литературы"
Год основания: 2000
Основатель и руководитель научной школы: Заслуженный работник высшей школы, д.фил.н., профессор Попова Ирина Михайловна

Область знаний: 06 - Общественные и гуманитарные науки

Научная школа НШ 03.2012.06 ТГТУ "Формирование и развитие экономико-управленческих резервов и инновационных механизмов повышения качества продукции (услуг) организации"
Год основания: 2012
Основатель научной школы: Заслуженный работник высшей школы РФ, д.э.н., профессор Герасимов Борис Иванович

Руководитель научной школы: д.э.н. Спиридонов Сергей Павлович

Научная школа НШ-5995.2008.9 ТГТУ "Информационные технологии и системы энергосберегающего управления"
Год основания: 1985
Основатель научной школы: Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор Муромцев Ю.Л.
Руководитель научной школы: д.т.н., профессор Муромцев Д.Ю., заведующий кафедрой "Конструирование радиоэлектронных и микропроцессорных систем".

Область знаний: 09 - Информационно-телекоммуникационные системы и технологии

Научная школа НШ-10210.2016.9 «Моделирование и управление информационными процессами в целенаправленных системах и принятие решений по повышению эффективности информационной безопасности»

Год основания: 1998

Основатель научной школы: Почетный работник высшего профессионального образования РФ, д.т.н., профессор Громов Ю.Ю.

Руководитель научной школы: д.т.н., профессор Громов Ю.Ю., директор института Автоматики и информационных технологий

Структурно-параметрический синтез системы управления электронным документооборотом научно-образовательных учреждений

ИЗВЕЩЕНИЕ

о начале и об условиях проведения конкурса 2014 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ

1. Министерство образования и науки Российской Федерации объявляет конкурс 2014 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (далее - конкурс НШ-2014 ). Организатором конкурса является Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России ).

2. Выделение грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (далее - гранты ) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации ».

3. Ведущей научной школой Российской Федерации считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Указанный коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей (далее - ведущая научная школа).

В конкурсе могут принимать участие российские научные или образовательные организации, а также организации, осуществляющие производство научно-технической продукции (далее - организации), имеющие трудовые отношения с членами коллективов ведущих научных школ.

Если для выполнения работы ведущей научной школе требуется дополнительная экспериментальная база или необходимо создать иные условия для проведения научных исследований, то по согласованию с Минобрнауки России к участию в выполнении работ могут быть привлечены сторонние организации, обеспечивающие создание этих условий.

4. На конкурс представляются работы в форме заявки на участие в конкурсе, предусмотренной в (далее соответственно - конкурсная заявка, Инструкция), для участия в 2014 году в конкурсе на право получения грантов (Приложение № 1 к настоящему Извещению).

5. Организация имеет право подать несколько конкурсных заявок по числу представляемых ведущих научных школ (далее - соискателей гранта).

Каждый соискатель гранта имеет право представить свою работу только в рамках одной конкурсной заявки.

6. Организации должны иметь необходимое оборудование, другие материальные и технологические возможности, положительную репутацию, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, должны быть платежеспособными, не находиться в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства. Организации не могут участвовать в конкурсе, в случае если на их имущество наложен арест и (или) их экономическая деятельность приостановлена.

7. Гранты выделяются на 2-летний срок для финансирования расходов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации по следующим областям знаний:

(01) Математика и механика;

(02) Физика и астрономия;

(03) Химия, новые материалы и химические технологии;

(04) Биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем;

(05) Науки о Земле, экологии и рациональном природопользовании;

(06) Общественные и гуманитарные науки;

(07) Медицина;

(08) Технические и инженерные науки;

(09) Информационно-телекоммуникационные системы и технологии;

(10) Военные и специальные технологии.

8. Размер средств, расходуемых на материальную поддержку членов коллектива ведущей научной школы Российской Федерации, определяется договором с организацией, в адрес которой перечисляются средства гранта, и не может превышать 50 процентов общей суммы гранта. При этом не менее 50 процентов средств, расходуемых на указанную материальную поддержку, направляется молодым (до 35 лет) ученым и специалистам ведущей научной школы Российской Федерации.

9. Представленные на конкурс работы рассматриваются и проверяются на их соответствие условиям конкурса Конкурсной комиссией по проведению конкурсов на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации, созданной приказом Минобрнауки России от 24 сентября 2013 г. № 1089 (далее - Конкурсная комиссия). Работы, соответствующие условиям конкурса, направляются конкурсной комиссией в Совет для проведения их экспертной оценки. При проведении экспертной оценки работ Совет учитывает такие критерии, как научный задел по заявленному исследованию за последние 3 года, планируемая активность научной деятельности соискателя гранта (в том числе публикация научных статей в высокорейтинговых журналах Web of Science), оценка научного исследования, включающая новизну и прикладную значимость, достижимость результатов научного исследования.

По результатам экспертной оценки работ Совет готовит предложения по определению работ - победителей конкурса. Результаты экспертной оценки и предложения по определению работ - победителей конкурса направляются в Конкурсную комиссию. Конкурсная комиссия рассматривает поступившие документы и определяет работы - победители конкурса.

Списки соискателей гранта, работы которых признаны победителями конкурса, будут опубликованы в газете «Поиск» и размещены на сайтах Минобрнауки России и федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (далее - ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ) в январе 2014 года.

10. Минобрнауки России на основании решения Конкурсной комиссии заключает соглашения об условиях использования гранта с организациями - участниками конкурсов, имеющими трудовые отношения с членами коллективов ведущих научных школ, для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации, работы которых были представлены этими организациями на конкурс и стали победителями не позднее 15 марта 2014 г.

В соглашении указывается тема научных исследований, для проведения которых выделяется грант, содержатся план работ и смета расходов на проведение этих научных исследований, указываются общий и поэтапный объемы финансирования, обязательства организации по расходованию с согласия руководителя(ей) ведущей научной школы выделенных средств на проведение научных исследований по указанной теме, а также иные условия, связанные с использованием гранта. В соглашении также предусматривается право Минобрнауки России осуществлять проверку целевого использования выделенного гранта.

К соглашению между Минобрнауки России и организацией прилагается договор между этой организацией и руководителем(ями) ведущей научной школы, определяющий обязательства руководителя(ей) ведущей научной школы по проведению научных исследований в соответствии с планом работ и представлению по окончании очередного этапа научных исследований финансовых и научных отчетов, а также иные обязательства, связанные с использованием гранта.

11. Данное Извещение и Инструкция размещаются на сайтах Минобрнауки России (минобрнауки.рф) и ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ ().

Заявки на участие в конкурсе подаются (загружаются) в электронном виде на специализированном сайте ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ ().

Регистрация и заполнение интерактивных форм конкурсной заявки на специализированном сайте ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ являются обязательными. По окончании процесса заполнения интерактивных форм необходимо скачать заявку, распечатать её, оформить необходимыми подписями и печатями, после чего отсканировать и прикрепить в электронном виде на персональной странице в срок до 16 часов 00 минут московского времени 25 октября 2013 г.

В соответствии с требованиями Инструкции необходимо подготовить сопроводительное письмо от организации, представляющей на конкурс работы ведущей научной школы, которое должно быть отправлено почтой (или доставлено нарочным) в запечатанном конверте (адреса получателя и отправителя скачены с сайта) с условием, что оно будет получено ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ до 16 часов 00 минут московского времени 25 октября 2013 г. по адресу: 123995, г. Москва, ГСП-5, ул. Антонова-Овсеенко, д. 13, стр. 1.