Самые таинственные буквы в русском языке

Учили в детстве мы, друзья,

Весь алфавит от А до Я…

С.Михалков «Азбука»

Самой таинственной является буква Ё. Почти всегда мы пишем ее без двух маленьких точек над ней. А, оказывается, эти две точки завоёваны с большим трудом.

«Более двухсот лет прошло, как она появилась в русском алфавите. До этого была «йо». Впервые букву Ё употребил писатель и историк Н.М.Карамзин в слове «слёзы», объяснив при этом, что Ё заменяет «йо». С тех пор «йо» употреблять не стали. Но Ё приживалась слабо, обычно писали ее без точек. Употребляли новую букву с надстрочными знаками в букварях, словарях, энциклопедиях.

В декрете от 23 декабря 1917 года было сказано: «Признать желательным, но не обязательным употребление буквы Ё». Так с тех пор и повелось.

В 1942 году сделали новую попытку ввести употребление буквы Ё с надстрочными знаками. Но в печати она продолжала употребляться без них. Очевидно, техника печатания, а при письме необходимость отрывать руку для постановки точек заставляют игнорировать точки над ней . Хотя и Й с надстрочным знаком, но она сразу завоевала себе место и при ее написании отклонений нет». (Из книги «Родное слово»)

В младших классах учат обязательно различать Е и Ё, писать с точками, да и в учебниках точки над Ё всегда ставились. А с переходом в пятый класс читать становится сложнее, в книгах две точки уже не поставлены. Например, как правильно читать – оперся или опёрся? Надо ломать голову. Недавно смотрела в словаре, как правильно говорить –желчный или жёлчный пузырь. Была на УЗИ и сказала –жёлчный, а врач поправила – желчный. Или слово «стекла»: надо по смыслу предложения смотреть, вода стекла или стёкла оконные. А, решая кроссворд, по вертикали было слово «копьё», а по горизонтали «плен», в котором нет буквы Ё. Автор не обратил на это внимания, он как бы объединил обе буквы, а я считаю, что так совершенно неправильно. Это две разные буквы и по произношению, и по правописанию, но многие об этом не задумываются. Вот подтверждение:

Еще одной таинственной буквой я считаю Ф. Это случилось после того, как я увидела комедию «Старинный водевиль». В ней речь идет о событиях 1814 года, когда русская армия возвращалась в Москву после победы над Наполеоном. В фильме сказано, что были две буквы – фита и ферт, которые писались по-разному, а произносились одинаково. Тогда современной Ф вообще не было. Наверно, поэтому она отсутствует в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Во глубине сибирских руд», «Узник», «Песнь о вещем Олеге» и многих других. А ответ прост: в русском языке слова с буквой Ф почти все иноязычные, заимствованные из других языков. Например, фант, фантазия, фигура… В некоторых народных говорах до сих пор вместо Ф произносят х, хв: вместо фасон – хвасон, вместо Федор – Хведор. И даже получились обратные замены: хулиган –фулиган, фост – хвост.

В конкурсе «Знатоки» задавали вопрос: «Две почти одинаковые буквы живут по-разному. Одна довольна своей жизнью, а вторая жалуется на то, что ее мало употребляют. О каких буквах идет речь?» Речь шла о мягком и твердом знаках. В справочной литературе есть сведения, что Ъ называют буквой-бездельником. Раньше она называлась «ер» и употреблялась на конце многих слов после согласных: банкъ, домъ. А сейчас играет скромную роль разделения в некоторых словах. Почему же ее роль изменилась? Из-за чрезвычайного затруднения правописания. По подсчетам, процент ее использования составлял 3,4. В царской России книг издавалось немного, но буква «ер» занимала при этом около 8,5 миллиона страниц. «Если бы все твердые знаки в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» напечатать отдельно, они заняли бы 70 страниц. А учитывая тираж, буква-бездельник заняла бы 21 миллион страниц. Из этой бумаги получилось бы 21 тысяча книг по тысяче страниц каждая». (Из книги «На уроке и после урока»)

Эту игру можно приурочить к празднику Прощание с букварём.

Это сценарий познавательно мероприятия, направленного на повторение, обобщение и закрепление букв алфавита.

Сценарий для 1 класса «Путешествие в страну Литературию»

(Звучит песня «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). Выходит Азбука.)

Азбука . Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках, - мои подданные. Кто-нибудь знает, откуда взялось мое имя? Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква «А», но называлась она тогда иначе - «аз». Вторая буква, так похожая на современную «Б», называлась «буки». «Аз» и «буки» - вот и получилась «азбука». И пришла я к вам не случайно. Сегодня вы отправляетесь в далекое путешествие - в мир книг, в страну Литературию. Я пришла проводить вас.

Ведущий . Итак, вы отправляетесь в путешествие. Первая станция на маршруте пока неизвестна. Чтобы узнать, с какой станции начинается наш путь, вам предстоит вытащить карточку с загадкой из конверта. (Достает из конверта карточку с загадкой.)

Буквы строго встали в ряд,

Будто на линейке.

Каждый знает свое место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри!

Ну а ты теперь сумеешь

Повторить все тридцать три.

Ну как, отгадали, о чем идет речь? Правильно, об алфавите. Наша первая станция и называется Алфавитово. Здесь вам надо вспомнить все буквы алфавита.

А - лягушку проглотила,

Л - тележку покатила,

Д - откроем и войдем,

Ш - на елке мы найдем,

О - жужжит и больно жалит,

П - в лесу деревья валит,

В - чирикает на ветке,

Т - рычит на нас из клетки,

Н - приятный запах любит,

К - на мягких ходит лапах,

М - спасается от кошки,

Ц - в горшочке на окошке,

Щ - усердно чистит зубы,

3 - велит надеть нам шубы,

Ж - в коробочке сидит,

У - совсем неядовит,

Ч- с собою домик тащит,

Э - откликнется из чащи,

С - по шерстке мы погладим,

Е - мы к празднику нарядим,

Ф - мерцает огоньком,

Ы - у сыра посередке,

Б - пекут на сковородке,

X - к обеду на столе,

Я - на каждом корабле,

Е - в лесу с куста мы ели,

Р - вокруг луны летели.

Итак, следующая станция Кроссвордная. Нужно разгадать кроссворд.

1. Я тяжел для неумелых рук,

А в руках умелых -

Стук да стук.

Я хороший друг

Для умелых рук. (Молоток.)

2. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (Собака.)

3. Нашумела, нагрешила,

Все промыла и ушла:

И сады, и огороды,

Все округи обошла. (Гроза.)

4. Длинноклювый, длиннокрылый,

Белый с черною каймой,

Встал на крыше он высокой,

Возвратясь к себе домой. (Аист.)

5. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

6. На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мною по пути? (Машина.)

7. Черен, да не ворон; рогат, да не бык;

Шесть ног, да без копыт; летит - жужжит;

Сядет - замолчит. (Жук.)

8. Я бегу струей из крана,

Бью ключом из-под земли,

Укачаю в океанах

Великаны-корабли. (Вода.)

В выделенных клетках получится следующее слово:

Зелен и густ,

Стоит на грядке куст.

Покопай немножко -

Под кустом... (картошка).

(Дети танцуют.)

Следующая станция Сортировочная. К паровозику прицепите буквы-вагончики, чтобы получились слова.

1. Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю. (Линейка.)

2. У карандаша простого

Есть помощница одна.

Если сделаешь ошибку,

Вмиг сотрет ее она. (Резинка.)

(Шуточная инсценировка сказки «Репка». Ведущий читает сказку, герои, после того, как ведущий назовет их, произносят каждый свою фразу. Репка: «Оба-на!»; Дед: «Так!» - и потирает руки; бабка: «Где ж ты взялся на мою голову, старый!»; внучка: «Я готова!»; Жучка: «Вот еще!»; кошка: «Ну почему все время я?»; мышка: «А что вы тут делаете?»)

Ведущий . К нам в гости пришли сказочные герои.

Буратино.

Знаю, кто уроки учит -

Ключик золотой получит.

С ним в мир знаний, ты поверь,

Ты всегда откроешь дверь,

На страницы букваря

К вам откуда пришел я? (Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

Золушка.

Я на балу никогда не бывала.

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая, кто тут подскажет?

(Дети отвечают.)

Василиса Премудрая.

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку,

Хлеба пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была?

(Дети отвечают.)

Ведущий. Василиса, а ты можешь станцевать для нас?

(Василиса Премудрая танцует.)

Путешествие продолжается. Следующая станция - Спортивная. Ребята, вспомните виды спорта, названия которых начинается на букву «Ф» (футбол, фехтование, фигурное катание), «В» (волейбол, водное поло, велоспорт), «Ш» (шахматы, шашки), «П» (прыжки в воду, плавание, парусный спорт), «Т» (теннис, тяжелая атлетика). На станции Спортивная есть тир, но стреляют в нем словами.

(Дети по очереди называют слова на заданную букву.)

Последняя наша станция - Шифровальная. Отгадайте слово - поставьте буквы в правильном порядке: ь, н, б, и, л, у, и, д, к - (Будильник.) Он нам и подсказывает, что мы добрались до страны Литературии. А вот и она сама!

(Литературия дарит подарки, говорит напутственное слово.) Путешествие завершилось. Закончим его «Песенкой про улыбку».

(Дети поют «Песенку про улыбку» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).)

Цели деятельности педагога Познакомить со структурой и содержанием учебника, с понятием «рифма»; развивать речевые умения, творческие способности,
воображение, читательский результат
Этап урока
1
I.
Организацион
ный момент
II.
Актуализация
знаний,
постановка и
решение
учебной задачи
Обучающие
и развивающие компоненты
2
Эмоциональная,
мотивационная подготовка
Читает стихотворение и демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит.
Деятельность учителя
3
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку –

Войдёшь в любую сказку.
Знакомство
с учебником
Показывает обложку учебника,
– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?
– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных
произведений?
– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?
– Прочтите название учебника.
– Почему учебник так назван?
Предлагает вспомнить правила обращения с книгой и прочитать памятку. Задаёт вопросы:

Изучение правил обращения с
книгами.
Знакомство с темой I раздела.
Чтение статьи­ разговора
«Дорогой первоклассник!» на
с. 4 учебника
– Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:

Просит прочитать название первого раздела учебника, организует беседу с учащимися по вопросам:
– Как вы думаете, о чём расскажут нам произведения по теме «Жили­были буквы»?
– Отгадайте з а г а д к у и проверьте свой ответ:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов­богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)
Читает статью и задаёт вопросы по прочитанному тексту:

– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?

III. Изучение
нового
материала

Подготовка
к чтению сти­хотворения
В. Данько «Загадочные
буквы».
Чтение целых слов.
Самостоятельное чтение.
Анализ прочитанного
произведения.
Чтение стихотворения в паре
Выборочное чтение.
Игровой момент (загадки)
Развитие речевых и
творческих способностей.
Развитие фонематического
слуха
IV.
Закрепление
знаний и
способов
действий

Проводит беседу по вопросам:
– С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)
– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.
– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чём пойдёт в нём речь?
– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?
Предлагает прочитать записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:
про­гло­ти­ла – проглотила от­кро­ем – откроем
вой­дем – войдем жуж­жит – жужжит
при­ят­ный – приятный спа­са­ет­ся – спасается
у­серд­но – усердно от­клик­нет­ся – откликнется
по­гла­дим – погладим за­вер­тит­ся – завертится

Предлагает прочитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» и записать в «окошки» отгаданные
буквы
Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?
– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

– Назовите буквы «зубастые».


Просит учащихся прочитать стихотворение вслух
Предлагает прочитать строчки из стихотворения:
– О самых весёлых буквах.
– О злых и страшных буквах.
– О «пернатых» буквах и т. д.

Предлагает прочитать понравившееся двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой
строке:
Ц – лягушку проглотила.
Л – тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.

– Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.
Рифма (гр. phythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк
(слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу
Просит найти слова, которые рифмуются, и прочитать их:
проглотила – покатила
запах – лапах
зубы – шубы и др.
Предлагает выбрать любые две буквы, например Б и К, и даёт задание:
– Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.)
– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались.
Белка спряталась в дупле.
Крот уснул в своей норе.
Читает стихи А. Максакова и предлагает найти в них ошибку и назвать слово, которое подходит по
смыслу:

В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.
V. Подведение
итогов
Обобщение полученных на
уроке сведений
Проводит беседу по вопросам:
– Как называется новый учебник? – С каким разделом учебника мы начали знакомство?
– Какое произведение мы читали на уроке? – Кто автор этого произведения?

VI.
Внеурочная
деятельность
Придумать
и нарисовать «загадочные
буквы».
Сочинить своё двустишие
Объясняет домашнее задание

Деятельность учащихся
осуществляемые
действия
формируемые
умения
5
Воспринимать
на слух речь
педагога, понимать
смысл
стихотворения
(познавательные)
Отвечать на
вопросы учителя
(коммуникативные,
познавательные).
Форма
контроля
6
Наблюд
ение
учителя
Устные
ответы
на
вопросы
.
Этап урока
1
I.
Организаци
онный
момент
II.
Актуализац
ия знаний,
постановка
и решение
учебной
задачи
Обучающие
и развивающие
компоненты
задания и
упражнения
2
Эмоциональная,
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Знакомство
с учебником
Деятельность учителя
3
Читает стихотворение и демонстрирует на
доске разноцветные буквы, составляющие
алфавит.
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку –
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Показывает обложку учебника, организует
диалог с учащимися по вопросам:
– Почему учебник называют в этом
стихотворении учителем?
– Как вы думаете, почему на обложке этого
учебника изображены дети с книгой и герои
литературных произведений?
– Какова роль чтения в жизни каждого из
нас?
– Прочтите название учебника.
– Почему учебник так назван?
Изучение правил
обращения с
книгами.
Предлагает вспомнить правила обращения с
книгой и прочитать памятку. Задаёт вопросы:
– Почему необходимо беречь книгу?

Знакомство с
темой I раздела.
– Объясните смысл русских народных
пословиц и поговорок:
Испокон века книга растит человека.
Дом без книги что изба без окон.
С книгой жить – век не тужить.
Просит прочитать название первого раздела
учебника, организует беседу с учащимися по
вопросам:
– Как вы думаете, о чём расскажут нам
произведения по теме «Жили­были буквы»?
4
Слушают
стихотворение,
рассматривают буквы
на доске
(познавательные)
Подготовленные
заранее ученики
читают
по ролям
стихотворение В.
Берестова «Учебник»
(коммуникативные,
познавательные).
– Учитель у меня
в портфеле…
– Кто? Быть не
может! Неужели?
– Взгляни,
пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
Читают памятку о
правилах обращения
с книгой.
Отвечают на вопросы
(регулятивные,
коммуникативные,
познавательные).
Самостоятельно
читают раздел.
Осознанно
высказываться о
значении книг в
жизни
человека
(коммуникативные,
регулятивные,
познавательные).
Осознанно строить
речевое
высказывание.
Понимать смысл
загадки.
Устные
ответы.
Устные
ответы.

– Отгадайте з а г а д к у и проверьте свой
ответ:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов­богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)
Читает статью и задаёт вопросы по
прочитанному тексту:
– Чему посвящён первый раздел учебника?
– Кого называют настоящими волшебниками?
Почему?
Проводит беседу по вопросам:
– С чего должно начинаться знакомство с
новым произведением? (С чтения фамилии
автора.)
– Как называется стихотворение В. Данько?
Прочтите.
– Можно ли по названию произведения узнать,
о ком или о чём пойдёт в нём речь?
– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей
азбуки превратить в загадочные?
Предлагает прочитать записанные на доске
слова сначала по слогам, затем целыми
словами:
Чтение статьи­
разговора
«Дорогой
первоклассник!»
на с. 4 учебника
III.
Изучение
нового
материала
Подготовка
к чтению сти­
хотворения
В. Данько
«Загадочные
буквы».

Чтение целых
слов.
Самостоятельно
е чтение.
про­гло­ти­ла – проглотила
от­кро­ем – откроем
вой­дем – войдем
жуж­жит – жужжит
при­ят­ный – приятный
спа­са­ет­ся – спасается
у­серд­но – усердно
от­клик­нет­ся – откликнется
по­гла­дим – погладим
за­вер­тит­ся – завертится
на ско­во­род­ке – на сковородке
Предлагает прочитать стихотворение В. Данько
«Загадочные буквы» и записать в «окошки»
отгаданные буквы
Анализ
прочитанного
произведения.
Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Что помогло вам отгадать буквы –
рисунки или слова из стихотворения?
Слушают статью и
отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
педагога
Понимать на слух
речь учителя.
Понимать смысл
текста
Отвечать на
вопросы учителя.
Строить
высказывания,
понятные для
партнёра
Наблюд
ения
учителя
Устные
ответы
Самостоятельно
читают слова.
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу.
Наблюд
ения
учителя
.
Самостоятельно
читают стихотворение
В. Данько
«Загадочные буквы» и
выполняют задание
Отвечают на вопросы
педагога.
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу
Формулировать
своё мнение и
позицию по
Наблюд
ение
учителя
Устные
ответы

IV.
Закрепление
знаний и
способов
действий
Чтение
стихотворения в
паре
Выборочное
чтение.
Игровой момент
(загадки)
Развитие
речевых и
творческих
способностей.

– Объясните, почему автор назвал свое
стихотворение «Загадочные буквы»?
– Назовите сначала самые «весёлые» буквы.
– Назовите буквы «зубастые».
– Какие буквы можно назвать «вкусными»?
– Придумайте названия остальным буквам.
Просит учащихся прочитать стихотворение
вслух
Предлагает прочитать строчки из
стихотворения:
– О самых весёлых буквах.
– О злых и страшных буквах.
– О «пернатых» буквах и т. д.
Проводит игру «На что похожи буквы?».
Читает загадки (Приложение 3).
Предлагает прочитать понравившееся
двустишие и обратить внимание на последние
слова в каждой строке:
Ц – лягушку проглотила.
Л – тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.
Организует эвристическую беседу.
– Обычно последние слова в стихотворениях
согласуются по звучанию. Говорят, что слова
рифмуются.
Рифма (гр. phythmos – размеренное движение)
– повтор в окончаниях стихотворных строк
(слогов, слов), отмечающий их границы и
связывающий их между собой в строфу
Просит найти слова, которые рифмуются, и
прочитать их:
проглотила – покатила
запах – лапах
зубы – шубы и др.
Предлагает выбрать любые две буквы,
Читают
стихотворение: один
называет букву,
другой читает
предложение
Читают.
заданной теме.
Договариваться
в совместной
деятельности
Учитывать
ориентиры
действия,
предложенные
учителем.
Узнают и называют
буквы.
Читают двустишие,
находят слова,
которые рифмуются.
Понимать смысл
загадок и делать
выводы.
Принимать и
сохранять учебную
задачу.
Наблюд
ения
учителя
.
Уметь слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Находят слова по
заданию учителя.
Принимать и
сохранять учебную
задачу.
Сочиняют своё
Планировать свои
действия в
Устные

Развитие
фонематическог
о слуха
например Б и К, и даёт задание:
– Придумайте слова, в начале которых есть эти
буквы. (Белка, крот.)
– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы
последние слова рифмовались.
Белка спряталась в дупле.
Крот уснул в своей норе.
Читает стихи А. Максакова и предлагает найти
в них ошибку и назвать слово, которое
подходит по смыслу:
– Ой, – кричат вокруг хозяйки, –
В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.
двустишие о буквах,
придумывают и
рифмуют слова
соответствии с
поставленной
задачей
ответы.
Слушают стихи и
находят ошибку
Понимать на слух
речь учителя,
осуществлять
анализ значения
слов
Устные
ответы
V.
Подведение
итогов
Обобщение
полученных на
уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:
– Как называется новый учебник?
– С каким разделом учебника мы начали
знакомство?
– Какое произведение мы читали на уроке?
– Кто автор этого произведения?
– Почему автор назвал свое стихотворение
«Загадочные буквы»?
Размышляют и
отвечают на вопросы.
Определяют своё
эмоциональное
состояние на уроке
Делать выводы,
объяснять значение
терминов
Устные
ответы.
Оценива
ние
учащихс
я за
работу
на
уроке
VI.
Внеурочная
деятельност
ь
Придумать
и нарисовать
«загадочные
буквы».
Сочинить своё
двустишие
Объясняет домашнее задание
Записывают домашнее
задание
Испокон века книга растит человека.
Дом без книги что изба без окон.
С книгой жить – век не тужить.

Загадочные буквы

Какие бы аббревиатуры ни изобретали автомобильные компании в желании не повторить друг друга - GDI, FSI, DI, D4, - речь идет об одном и том же, о технологии непосредственного впрыска бензина. То есть когда бензин впрыскивается не во впускной патрубок, как у «обычных» моторов с впрыском, а непосредственно в цилиндр двигателя.

Конечно, моторы с непосредственным впрыском сложнее и дороже традиционных. Тем не менее в последние годы ими «обзавелись» автомобили многих известных марок. Почему?

Запасов нефти на нашей планете не прибавляется - для европейских и японских автовладельцев, не избалованных низкими ценами на топливо, экономичность очень важна. Проблему загрязнения атмосферы тоже никто со счетов пока не сбрасывал. Конечно, благодаря ужесточению экологических норм удалось уменьшить выбросы наиболее вредных веществ - угарного газа, несгоревших углеводородов и оксидов азота. Но разговоры о парниковом эффекте ведутся не на пустом месте, а потому снижению выбросов углекислого газа в атмосферу посвящено немало национальных и международных программ. Применительно к автомобилю эти проблемы взаимосвязаны: у двигателя внутреннего сгорания выброс углекислого газа пропорционален расходу топлива. Так что повышение эффективности работы ДВС полезно не только для кошелька автовладельца, но и для нашей атмосферы.

Поднять эффективность современного бензинового двигателя - задача непростая: и конструкция, и технологии ДВС совершенствуются уже 150 лет, и многие резервы давно выбраны. Однако многие решения в свое время применялись, но так и не прижились, а сейчас, на новом витке развития науки и технологии, снова становятся актуальными. Непосредственный впрыск бензина как раз из этой области.

Теория двигателей гласит: чем выше давление в цилиндре перед воспламенением смеси, тем больше отдача двигателя. А давление в цилиндре зависит от того, сколько воздуха попадет в него за время такта впуска: чем больше воздуха, тем больше будет давление, когда его сожмет поршень. И нам выгодно, чтобы даже на малых нагрузках, когда не нужно сжигать много топлива, в цилиндр все равно попадало много воздуха - больше будет давление в конце такта сжатия.

Но также известно, что для полного сгорания бензина необходимо, чтобы на каждый грамм топлива в цилиндре приходилось 14,7 грамма воздуха. Если воздуха будет больше, такая смесь называется бедной. И в отличие от дизеля в бензиновом двигателе с работой на очень бедных смесях не все хорошо получается. Ведь смесь воздуха и топлива здесь поджигается искрой свечи зажигания. И если соотношение воздуха и топлива в смеси будет больше 17:1 (больше 17 частей воздуха на 1 часть бензина), начинаются проблемы с воспламенением от свечи. Именно поэтому в традиционных двигателях с впрыском бензина (во впускной патрубок) активную роль по-прежнему играет дроссельная заслонка - мы вынуждены ограничивать количество поступающего в цилиндры воздуха, чтобы смесь не стала слишком бедной.

Таким образом, если мы хотим поднять эффективность работы бензинового двигателя на малых нагрузках, должны научить его «переваривать» бедную смесь.

И вот тут на помощь приходит непосредственный впрыск. Ведь форсунка здесь подает топливо не в поток воздуха на впуске, а непосредственно в цилиндр, и мы можем сделать так, чтобы при общем «бедном» соотношении воздуха и топлива в цилиндре около свечи оказалось более «богатое» облако смеси, которое хорошо воспламеняется.

Common rail

АККУМУЛЯТОРНАЯ СИСТЕМА ВПРЫСКА

Система впрыска топлива двигателя FSI практически такая же, как у большинства современных дизелей - она называется «аккумуляторная», но более известно «импортное» название common rail. Насос создает высокое (от 30 до 110 бар) давление в единой магистрали. Магистраль имеет большой диаметр, потому что одновременно служит гидроаккумулятором - в большом количестве топлива гасятся пульсации давления от насоса.

Такое распределение топливной смеси в цилиндре называется послойным в отличие от гомогенного, когда топливо и воздух перемешаны равномерно. Кстати, аббревиатура FSI, которую использует группа Volkswagen для обозначения моторов с непосредственным впрыском, расшифровывается как Fuel Stratified Injection - «послойный впрыск топлива».

Понятно, что в реальных условиях движения мотор должен работать в разных режимах. Послойное распределение - для работы на бедных смесях, то есть в экономичном режиме, при малых нагрузках, например, когда мы, никуда особо не торопясь, ровно едем с комфортной скоростью. А вот для больших нагрузок, для мощностных режимов (разгон, движение на высоких оборотах, с высокой скоростью) нам обязательно потребуется гомогенная смесь.

Ничего не потерять

ПОТОК ВОЗДУХА НА ВПУСКЕ ДВИГАТЕЛЕЙ FSI

Для обеспечения послойного смесеобразования необходима высокая скорость потока воздуха. Чтобы ее получить, в некоторых моторах с непосредственным впрыском бензина используют вертикальные впускные патрубки большой длины. Но такие патрубки не всегда удается скомпоновать с очень полезной системой изменения их длины. Заслонки во впускных патрубках моторов FSI создают некоторое сопротивление, зато позволяют увеличить скорость потока воздуха при наклонных патрубках, легко совместимых с системой изменения их длины.

Переключение между этими режимами осуществляется разными способами. Например, в моторах FSI предусмотрена специальная заслонка на впуске, которая в режиме послойного распределения закрывается. В результате поток воздуха сужается, ускоряется и, влетая в цилиндр, закручивается в «баранку». Топливо впрыскивается во время такта сжатия (поэтому для непосредственного впрыска нужен насос высокого давления). Сплющенная поршнем, но еще движущаяся «баранка» воздуха не так уж и сильно рассеивает впрыснутое топливо, зато помогает ему компактным факелом попасть на свечу. И еще создает вокруг топливного заряда прослойку воздуха, снижая потери тепла в днище поршня и в стенке цилиндра.

В режиме гомогенного смесеобразования заслонка на впуске полностью открыта. В результате воздух поступает в цилиндр равномерно и широким потоком. В этот поток, еще во время такта впуска, и впрыскивается основная порция топлива. В горячем цилиндре оно испаряется и хорошо перемешивается с воздухом - образуется равномерная топливовоздушная смесь по всему цилиндру.

У других компаний можно встретить иные способы переключения режимов впрыска - например, специальные двухрежимные форсунки, которые могут впрыскивать топливо в цилиндр либо компактным узким факелом (для послойного распределения), либо равномерным широким конусом (для образования гомогенной смеси). Кстати, в режиме гомогенной смеси двигатель с непосредственным впрыском тоже эффективнее традиционного собрата. Ведь в нем можно обеспечить впрыск топлива не в одну, а в несколько стадий и таким образом решить множество проблем - от ускоренного прогрева нейтрализатора при холодном пуске до снижения риска детонации и улучшения процесса сгорания при высоких нагрузках, а значит, повышения мощности.

Конечно, «бесплатных пирожных» в технике не бывает. Мы уже отметили: чтобы впрыскивать бензин непосредственно в цилиндр во время такта сжатия, нужен топливный насос высокого давления - почти такой же, как на дизелях. И соответствующая система питания. А для получения вакуума (без которого, скажем, не работает усилитель тормозов) потребуется вакуумный насос. Ведь в режиме послойного распределения двигатель работает на малых порциях топлива, но при полностью открытой дроссельной заслонке (чего мы, собственно, и добивались). А если дроссельная заслонка открыта, разрежение в задроссельном пространстве не создается!

Не так все просто и с обеднением смеси. Ведь и двигатели с традиционным впрыском бензина могут работать на более бедной смеси, чем работают сейчас. Конечно, не на такой сверхбедной, как мотор с непосредственным впрыском, но все равно, экономия топлива была бы заметной. Тем не менее в большинстве современных автомобилей эта возможность не используется. И причиной тому - экология. Ведь при работе на бедной смеси значительно растет выброс оксидов азота - традиционный трехкомпонентный нейтрализатор в этой ситуации с ними не справляется. И если мы хотим работать на бедных смесях, то даже для соответствия нормам Евро 3 нам потребуется дополнительный специальный нейтрализатор-поглотитель оксидов азота. И, понятно, электроника для обеспечения его работы. А «противоазотный» нейтрализатор мало того, что недешев, так еще быстро выходит из строя при высоком содержании серы в топливе. Так что, пока еще не нормируется выброс углекислого газа, а бензин в большинстве стран мира содержит достаточно много серы, производителям автомобилей приходится отказываться от отдельных преимуществ непосредственного впрыска бензина, в первую очередь - от работы на бедных смесях. И, конечно, выдающейся экономии топлива в этом случае получить не удается. Правда, и не так возрастает стоимость автомобиля - нет необходимости устанавливать «противоазотный» нейтрализатор и оборудование для его работы.

Но, если получаемая экономия топлива с ростом цен на нефть станет целесообразной или, скажем, более активно будет вестись борьба с выбросом углекислого газа (CO2), двигатель с непосредственным впрыском готов продемонстрировать свои достоинства в любой момент. Достаточно будет поставить второй нейтрализатор и изменить программу блока управления.