Источник: https://www.kp.ru/daily/26676/3699473/

Аппаратами на солнечных батареях сегодня никого не удивишь. Тем не менее первый тестовый полет стратосферного самолета SolarStratos на солнечной энергии, который состоялся 5 мая, можно назвать знаменательным событием.

Вы спросите, чем этот швейцарский SolarStratos отличается от своего собрата солнечного планера , известного тем, что он за год обогнул земной шар, сделав 16 посадок? Или от аппарата на солнечной тяге Федора Конюхова , который намерен облететь на нем Землю без посадки за 120 часов?

Отличие в том, что SolarStratos рассчитан на бОльшую высоту. Если Федор Конюхов планирует забраться на 16 километров вверх, то стратосферный самолет швейцарцев предназначен для полетов на высоте 25 километров и выше. Невесомости там еще нет, однако специалисты называют эти слои стратосферы уже ближним космосом. Освоение этой области считается очень перспективным направлением. Дело в том, что здесь можно запускать атмосферные спутники связи, которые в несколько раз дешевле космических. Или спутники наблюдения, они не только будут экономить деньги, но и давать более точную информацию. Ведь с высоты в 20-30 километров можно точнее определить, например, границы лесного пожара, чем с околоземной орбиты (свыше 160 км).

Кстати, не так давно Россия приступила к тестированию атмосферного спутника на солнечных батареях «Сова». Но это небольшой беспилотник весом 12 килограмм и размахом крыла 9 метров.

А SolarStratos — это первый в мире полноценный двухместный стратосферный самолет. Он весит 450 килограммов, длина фюзеляжа 8,5 метров, размах крыльев равен 25 метрам. Причем 22 квадратных метра поверхности занимают солнечные панели.

Весной Федеральное управление гражданской авиации Швейцарии выдало руководителю проекта SolarStratos Рафаэлю Домьяну разрешение на проведение летных испытаний. И в начале мая чудо-самолет совершил первый полет. Летчик-испытатель Дамиан Хишье за время короткого 7-минутного полета поднял аппарат на скромную высоту — 300 метров. Подниматься в стратосферу самолет начнет, когда конструкторы убедятся, что аппарат работает идеально.

Проблема в том, что летчик не имеет права на ошибку: чтобы максимально облегчить самолет, инженеры не стали оборудовать кабину системами поддержания нормального давления и температуры. Чтобы выжить при температуре минус 56 градусов и атмосферном давлении в десятки и сотни раз ниже, чем на поверхности Земли, оба летчика надевают скафандры. Что интересно: швейцарцы среди разных вариантов выбрали российский скафандр «Сокол», он не предназначен для выходов в космос, но позволяет выдерживать условия межзвездного пространства. Единственный минус — это невозможность использования парашюта в случае нештатной ситуации. Поэтому к безопасности стратосферного самолета предъявляются повышенные требования.

Мы очень довольны, что можем продемонстрировать работающую технологию, которая позволяет достичь большего, чем аппараты на ископаемых видах топлива, — заявил Рафаэль Домьян. — Электрические и солнечные автомобили вытеснят двигатели внутреннего сгорания с рынка в XXI веке. А наши самолеты могут летать на высоте 25000 метров и это открывает двери для возможностей коммерческой электрической и солнечной авиации в пределах ближнего космоса.

Домьян рассчитывает, что полеты в стратосферу можно будет продавать туристам.

ТТХ SolarStratos

  • Длина – 8,5 метра
  • Размах крыльев – 24,9 метра
  • Вес – 450 килограммов
  • Запас автономности – более 24 часов
  • Привод – 4-лопастной пропеллер, диаметр – 2,2 метра
  • Мотор – электрический мощностью 32кВт,
  • КПД мотора – 90%
  • Количество пилотов – 2
  • Питание – солнечная энергия
  • Площадь солнечной батареи – 22 квадратных метра

Электросамолеты, летающие за счет энергии солнечного света, — товар штучный. Каждый уникален и создается на частные инвестиции, скорее с имиджевыми и исследовательскими целями, чем с намерением запускать такой агрегат в серийное производство. Пожалуй, самые известные проекты в области солнечного воздухоплавания создают сейчас в Швейцарии — это самолеты SolarImpuls и SolarStratos . На первом из них три года назад облетел вокруг света Бертран Пикар, внук изобретателя стратостата Огюста Пикара. О SolarStratos «Чердак» уже — на нем швейцарские пилоты планируют подняться в стратосферу. Летом 2018 года американская компания Bye Aerospace испытала летательный аппарат StratoAirNet семейства Solesa — подобные самолеты, по мнению компании, можно будет использовать для военного патрулирования, картографирования и поисково-спасательных работ. Российский промышленный холдинг «РОТЕК» решил не отставать от мировых трендов и тоже занялся разработкой «солнечного» самолета. Проект получил название «Альбатрос».

Что полетит?

Проект «Альбатрос» состоит из двух этапов. Первый — создание и испытание летающей лаборатории фотовольтаики, которая соберет информацию о работе солнечных батарей, накопителей энергии и других систем во время полета. На втором этапе будет построен собственно, самолет, на котором пилот облетит вокруг Земли за пять дней, ни разу не приземляясь.

Летающая лаборатория — это немецкий моторный двухместный планер Stemme S12, оснащенный солнечными фотоэлементами, гибридной системой накопления энергии (суперконденсатор и литий-ионный аккумулятор) и научным оборудованием.

— В силу того, что это лаборатория, нам нужно было очень высокое аэродинамическое качество, чтобы летать долго, и достаточно места для размещения оборудования плюс возможность высоких полетов. Поэтому был выбран самолет, соединяющий в себе эти качества, — рассказывает председатель совета директоров АО «РОТЕК», руководитель проекта «Альбатрос», летчик Михаил Лифшиц. — Аэродинамическое качество этого планера 1-53 на сегодня лучшее в мире. Оборудование — нагрузочные устройства, измерительные системы, позиционирование — находится в заднем отсеке. Все, что касается науки и измерений, сделано в России. А платформа испытания немецкая.

Евгения Щербина / Chrdk.

Аэродинамическое качество можно примерно представить как расстояние, которое самолет способен преодолеть в штиль за счет одного только планирования. Его значение 1-53 означает, что самолет может с высоты одного километра планировать 53 километра, постепенно снижаясь. Например, альбатрос, умеющий ловить теплые восходящие воздушные потоки и за счет них долго парить над поверхностью океана, имеет аэродинамическое качество 1-20 — больше, чем у большинства самолетов. Дольше альбатроса могут планировать только некоторые бомбардировщики и специально спроектированные планеры, такие как «Вояджер», совершивший первый беспосадочный и без дозаправки перелет вокруг Земли.

По словам Лифшица, несмотря на то что конструкторы «Альбатроса» учитывают мировой опыт перелетов на электросамолетах, у них все же не оказалось достоверных данных о том, как ведут себя солнечные модули и накопители энергии при разных типах освещенности, на разных высотах и в разных климатических условиях, поэтому и возникла необходимость в летающей лаборатории.

— Есть научно-практические центры в Петербурге, Владивостоке, Москве, но там элементы фотовольтаики находятся на земле. Но вот сколько мы соберем на разных углах атаки, на разных положениях солнца, на разных широтах, высотах, при разных подстилающих поверхностях, в разное время суток? По сути, нет системного ответа. А чтобы спроектировать летательный аппарат правильно, нужно иметь расчетные базы. Поэтому мы спроектировали летающую лабораторию. Это первый этап проекта, и он уже уникален, потому что в мире настолько качественных исследований еще не было, — говорит Лифшиц.

Солнечные модули для самолета сделает российская группа компаний Hevel . Их КПД — 22,5% — не такой высокий, как у SolarStratos (24,6%), но выше КПД обычных монокристаллических кремниевых батарей (до 20%). Однако, по словам Лифшица, для полета гораздо важнее дневная выработка и способность ячеек работать в рассеянном свете, потому что обеспечить прямое солнечное освещение довольно проблематично. На «Альбатросе» будут использоваться не обычные монокремниевые фотоэлементы, которые используют на солнечных электростанциях, а гетеропереходные , более эффективные и способные работать в рассеянном свете. Подобные полупроводниковые фотоэлементы используют в конструкции космических аппаратов .

Солнечные модули закреплены как на верхней, так на нижней поверхности крыла планера-лаборатории, чтобы собирать отраженный от поверхности земли солнечный свет. От накопленных данных зависит облик будущего самолета, но уже сейчас ясно, что крылья ему нужны большой площади. Примерный размах крыльев самолета, который пока существует только на бумаге, — 30 метров.

Как полетит?

Сейчас лаборатория фотовольтаики проходит серию испытаний: уже прошли полеты в районе аэродрома «Северка» в Московской области, но планируются и перелеты по всей России. А с января 2019 года начнется проектирование самого летательного аппарата, «Альбатроса». К разработке двигателя авторы намерены привлечь конструкторов из Австралии и Британии. В полет «Альбатрос» отправится в 2020 году, пилотировать его будет известный российский путешественник Федор Конюхов. Сейчас он тренируется и учится на пилота планера и малой авиации в Белоруссии.

— Видите, мне 67 лет, а я все еще учусь, — смеется Конюхов. — К 2020 году, когда предстоит лететь на «Альбатросе», у меня уже будет много часов налета на обычных самолетах. Я знаю небо, я летал на воздушном шаре вокруг света.

Федор Конюхов перед стартом кругосветного полета на воздушном шаре «Мортон» Павел Ваничкин / ТАСС

Свою кругосветку российский «солнечный» самолет будет делать на высоте полета обычных пассажирских самолетов — около 11 километров. Скорость самолета будет достигать примерно 200-220 километров в час.

— На высоте, соответственно, 300 километров в час ветер и наша скорость 200 километров в час — вот и будем двигаться со скоростью примерно 500 километров в час, — рассуждает путешественник.

Данные о поведении ветра на разных высотах Конюхов собирал во время путешествия вокруг Земли на воздушном шаре — они тоже будут использованы при расчете полета «Альбатроса».

Предполагается, что днем самолет будет набирать максимальную высоту, а ночью несколько сотен километров планировать, к утру достигая отметки в 8-10 километров над уровнем моря. Большая высота для полета нужна не только из-за сильного ветра, но и потому, что на такой высоте нет гроз. Попадать в грозовые тучи очень опасно.

— Когда я летал на воздушном шаре, у меня была установка: «Ночью ты должен видеть звезды, днем — солнце. Если не видишь, значит ты падаешь», — говорит Конюхов.

Он также тренируется, чтобы выдержать пять дней почти неподвижного пребывания в маленькой кабине самолета. Отвлечься от управления и отдохнуть позволит автопилот. У путешественника также будет специальное жидкое питание, легкое и сбалансированное. На случай эвакуации на парашюте будет спускаться весь самолет.

Фото предоставлено пресс-службой фонда «Сколково»

Проводить полет планируется в Южном полушарии, так как в Северном слишком много суши и, соответственно, стран, с которыми пришлось бы договариваться о пролете в их воздушном пространстве, а это сложно. Так что большую часть пути под крылом «Альбатроса» будет океан. Сейчас авторы проекта договариваются с правительством Австралии для пролета над ней, также «Альбатрос» пролетит над Новой Зеландией, Чили, Аргентиной, Бразилией и ЮАР.

В том же 2020 году самолет SolarStratos тоже отправится в свой первый полет. Но, по словам Лифшица, никакой конкуренции у проектов нет. Швейцарцы планируют подняться на максимальную высоту в 25 километров, а полет будет длиться всего несколько часов. Для облегчения конструкции кабина самолета будет негерметичной, так что пилот проведет эти часы в скафандре, который, кстати, разрабатывает российское предприятие «Звезда». «Альбатрос» же будет находиться в полете пять дней, и пилот будет пребывать в герметичной кабине без скафандра.

Зачем полетит?

По словам Михаила Лифшица, для «РОТЭК» в проекте «Альбатрос» важна не финансовая, а скорее исследовательская составляющая.

— Понятно, что мы не первые, кто замахнулся на такой проект. Мы внимательно смотрели на то, что в мире происходило, начиная с Пикара, который облетел вокруг света. У него ушло на это два года, 17 посадок, каждая из которых была сопряжена с ремонтом самолета. После этого были попытки. Мы знаем об этих проектах, со всеми в той или иной степени дружим. И первое, что мы решили сделать, — это учесть их ошибки. Даже не столько ошибки, сколько попробовать сделать проект более прикладным, техническим, научным, — говорит летчик.

По его словам, серийное производство пилотируемых «солнечных» самолетов, способных облететь за раз вокруг Земли, никому не нужно. С коммерческой точки зрения перспективнее питаемые от солнца беспилотные летательные аппараты.

— Сейчас много проектов атмосферных и стратосферных спутников на солнечных батарейках, но пока они тащат только сами себя. Мы пытаемся сделать полноценный летательный аппарат с самой высокой полезной нагрузкой, — объясняет Лифшиц.

— Кроме того, с помощью такого аппарата можно будет обкатать некоторые технологии в сфере накопителей энергии, топливных элементов, новых покрытий и материалов, — добавляет к этому Олег Дубнов, вице-президент, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково».

Также создатели «Альбатроса» надеются, что успех проекта поднимет престиж страны и стимулирует развитие бестопливной авиации. Они рассчитывают, что в будущем автономные летательные аппараты заменят спутники в ряде отраслей, их можно будет использовать для мониторинга поверхностей океанов, лесов и земель сельского хозяйства.

— Этими полетами и решениями будет показано, насколько можно использовать солнечную энергетику сейчас, настало ли то время и достигли ли технологии того развития, когда это возможно делать, — говорит Дубнов.


Топливные расходы – это одна из самых главных составляющих себестоимости полета на самолетах . Но благодаря таким разработкам как Sunseeker Duo , в будущем, возможно, от них вообще удастся избавиться, и воздушные средства передвижения все без исключения станут электрическими .




Сразу несколько команд разработчиков по всему миру работают над созданием новых электрических самолетов, которые будут быстрее, экономнее и выносливее, чем предыдущие модели. Среди самых известных из них можно называть Бертрана Пикара и Андре Борщберга, разработавших , и Эрика Пеймонда, представившего недавно на выставке AERO Global Show for General Aviation свое новое детище – Sunseeker Duo.

Sunseeker Duo – это первый в мире электрический самолет, который может нести на себе не одного человека, а сразу двух. Создан он на основе серийного немецкого планера Stemme S-10, дополненного электродвигателем, аккумулятором и солнечными панелями на крыльях.



Размах последних составляет 23 метра, и вся эта поверхность покрыта солнечными панелями, которые могут вырабатывать электричество прямо во время полета. На одном только полном заряде аккумуляторов Sunseeker Duo может летать лишь 25 минут, но при отличной погоде и отсутствии облачности это время вырастет до нескольких часов – пока солнце будет светить на его крылья, самолет будет летать. При этом данный летательный аппарат все также может функционировать в режиме планера, так что все эти параметры автоматически увеличиваются в несколько раз, ведь двигатель в таком варианте полета нужен лишь для набора высоты.



Интересен тот факт, что создание электрического самолета Sunseeker Duo смогло осуществиться благодаря сайту Kickstarter, на котором Эрик Пеймонд собрал сумму, необходимую для осуществления своего проекта.

Создатель Sunseeker Duo называет свое детище самым быстрым в мире электрическим самолетом, правда, нигде не указывает, с какой максимальной скоростью тот может лететь.

В апреле 2017-го миллиардер Виктор Вексельберг заверил Владимира Путина, что группе компаний «Ренова» под силу создать летательный аппарат, работающий исключительно на энергии Солнца, а заодно и установить с его помощью мировой рекорд. Что изменилось за прошедший год?

Федор Конюхов на борту летающей лаборатории Stemme 12. Фото Денис Белозеров

26 июля 2016 года Андре Боршберг и Бертран Бекар завершили первый в истории кругосветный полет на летательном аппарате, работающем исключительно на солнечной энергии, - Solar Impulse 2. Чтобы облететь земной шар, экипажу Solar Impulse 2 потребовалось чуть больше года, а 117 часов и 51 минута перелета из Японии на Гавайи стали рекордом по продолжительности полета на солнечных батареях. Побить рекорд швейцарцев намерена российская команда проекта «Альбатрос». Пролететь 33 000 км вокруг света исключительно на энергии солнца без использования ископаемого топлива и без остановок планируют за неделю.

Когда ждать полета

Проект реализуется в три этапа, и сейчас «Альбатрос» находится на первом из них: команда проекта испытывает технологические решения на летающей лаборатории - самолете Stemme S12. Ключевыми технологическими составляющими будущего солнечного планера станут гибкие солнечные гетеропереходные панели и гибридные накопители энергии. Эти панели, установленные на самолете Stemme S12, в течение года будут тестироваться на устойчивость к разным погодным условиям, низким температурам и давлению. Затем настанет черед второго этапа - проектирования и строительства планера для рекордного полета с учетом полученных в ходе испытаний данных. Наконец, третьим, заключительным, этапом станет сам кругосветный полет.

Российский планер должен стартовать в 2020 году, а пилотировать его будет путешественник Федор Конюхов, который уже совершил пять кругосветных плаваний и, в частности, установил рекорд, облетев на воздушном шаре вокруг Земли за 268 часов. Сейчас Конюхов осваивается в статусе авиатора и проходит обучение на пилота в минском Авиационном учебном центре «Даймонд».

Стоимость проекта пока прогнозировать сложно, бюджет может измениться из-за многих причин, главные из них - технологическая составляющая и непредвиденные логистические расходы. Технологическим инвестором проекта выступила группа компаний «Ренова».


Летающая лаборатория Stemme S12. Фото Денис Белозеров

«Мы создаем первую в мире летающую лабораторию в области фотовольтаики. В этом году мы планируем полеты в самых разных условиях: в предгорьях Эльбруса, на Камчатке, Урале, в Подмосковье. Все это поможет собрать больше данных о работе гибких солнечных панелей в самых разных и неожиданных условиях», - говорит директор по развитию высокотехнологичных активов группы компаний «Ренова», председатель совета директоров АО «Ротек» Михаил Лифшиц.

Летающая лаборатория - уникальный испытательный комплекс, который позволяет наблюдать за работой солнечных панелей и накопителей в условиях, в которых никто ранее их не испытывал. Фактически команда проекта «Альбатрос» выступает сегодня в роли первопроходцев.

Какие технологии применяются

Для создания энергетически автономного летательного аппарата необходим в первую очередь высокоэффективный источник энергии. Специально для проекта «Альбатрос» Научно-технический центр тонкопленочных технологий в энергетике при МФТИ им. Иоффе разработал технологию изготовления так называемых гибких гетеропереходных солнечных ячеек с КПД более 22%. Такие ячейки сочетают преимущества тонкопленочной и поликристаллической технологий - они способны улавливать рассеянный солнечный свет и могут быть установлены на всей поверхности самолета.

Система хранения энергии будет основана на гибридных накопителях, которые состоят из литий-ионных аккумуляторов и суперконденсаторов. Первые обеспечат высокую емкость накопителя, а вторые будут эффективным буфером для предохранения от повышенных нагрузок и перегрева литий-ионных АКБ. Суперконденсаторы разрабатывает и производит компания «ТЭЭМП», входящая в группу «Ренова». Благодаря особой конструкции, использованию специально разработанных электролитов и катодного материала суперконденсаторы «ТЭЭМП» обладают малым весом и работают при экстремальных температурах (до -65 °C).

Такие высокоэффективные источники энергии позволят избежать довольно распространенной в авиации неполадки - «теплового разгона», при котором происходит короткое замыкание накопителя из-за его высокой температуры. Перегрев аккумуляторов на маршруте Япония - Гавайи стал причиной приостановки полета Solar Impulse 2 почти на 9 месяцев.

Что потом

Беспилотные летательные аппараты, использующие энергию Солнца, могут прийти на замену спутникам. Источником энергии для электрических систем авиадвижения станет сочетание солнечных панелей и небольшого, но эффективного двигателя. Дальнейшее развитие такого рода технологий позволит применять разработки электродвижения для грузовых и пассажирских перевозок, что, в свою очередь, приведет к экономии ресурсов и сохранению окружающей среды.