Матфей был сборщиком податей. Из-за этого его занятия люди не любили его, он считался всем известным грешником, врагом на службе у Римской империи. Фарисеи недоумевали: почему Иисус делит трапезу с грешником? Не лучше ли держаться подальше от подобных людей? В ответ на этот вопрос Иисус объяснил, что Он желает встречаться именно с грешниками, как врач - с больными. В заключение Он посоветовал фарисеям внимательно почитать Священное Писание, чтобы понять, что" означают слова Божии, приведённые в книге Пророка Осии: "Милости хочу, а не жертвы" (См. Ос 6, 5).

Почему Бог хочет от нас милосердия? Потому что Ему угодно, чтобы мы походили на Него, как дети на своих отца и мать. Иисус на протяжении всего Евангелия говорит нам о любви Бога Отца к добрым и злым, к праведникам и грешникам: Бог любит каждого человека, не выделяя и не исключая никого. Если Он и отдаёт кому-нибудь предпочтение, то это люди, которые, казалось бы, меньше других заслуживают любви - как в притче о блудном сыне.

"Будьте милосерды, - сказал Иисус, - как и Отец ваш милосерд" (Лк 6, 36). В этом - совершенство (см. Мф 5, 48).

Иисус и сегодня призывает каждого из нас: "Пойдите, научитесь..." Но куда пойти? Кто научит нас понимать, что" значит быть милосердными? Это может сделать только Он, Иисус Христос, Который искал заблудших овец, простил тех, кто предал и распял Его, и умер ради нашего спасения. Для того, чтобы научиться быть милосердными, как Отец Небесный, и совершенными, как Он, нужно смотреть на Иисуса, ибо Иисус есть полное откровение о любви Бога Отца. Он сказал: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14, 9).

"Пойдите, научитесь, что значит: "Милости хочу, а не жертвы"".

Почему милосердие, а не жертва? Потому что любовь - это абсолютная величина, придающая смысл всему остальному, в том числе и религиозному культу, и жертве. Действительно, наиболее угодная Богу жертва - деятельная любовь к ближнему, которая находит своё самое высокое выражение в милосердии .

Милосердие помогает нам всё время видеть новыми глазами людей, с которыми мы вместе живём, учимся или работаем, не помнить об их недостатках и ошибках; не судить, но прощать нанесённые нам обиды. Более того, забывать о них.

Наша жертва состоит скорее не в долгих ночных бдениях и строгих постах, не в том, чтобы спать на земле, но в стремлении принимать в своё сердце всякого ближнего, оказавшегося рядом, будь он хорош или плох.

Так поступил один человек, работавший в приёмном отделении больницы. Его деревню полностью сожгли "враги". Однажды утром в приёмный покой обратился мужчина, который привёз больного родственника. В последнем дежурный сразу узнал по акценту одного из "врагов". Тот боялся, что его не будут лечить, и не хотел называть своего настоящего имени. Сотрудник больницы, преодолев давно таившуюся в сердце ненависть, не стал требовать у него документов и оказал ему необходимую помощь.

В последующие дни он несколько раз находил способ помочь этому больному. В день выписки "враг", расплатившись в кассе, сказал ему:

Я должен тебе кое в чём признаться.

Не нужно. Я с первого дня знаю, кто ты.

Зачем же ты помогал мне, если я твой "враг"?

Так и у нас милосердие рождается благодаря любви, умению жертвовать собой ради любого человека по примеру Иисуса, отдавшего Свою жизнь за всех людей.

В 90‑х годах прошлого века строилась железная дорога Козельск - Сухиничи. На постройку этой дороги и был назначен инженер Beйденгаммер. Он был, как сам о себе говорил, человек неверующий и развратный. Кутила. Был женат и имел дочь, но жене постоянно изменял. Среди постоянных мимолетных увлечений он встретил девушку, которую серьезно полюбил. Он приехал с ней, как с женой (это был т. н. гражданский брак. - Ред.), и поселился в Козельске на время постройки этой ветки железной дороги.

Жена его (он называл ее Даня) была человеком удивительной кротости и влияла на мужа своей светлой личностью. С ней он начал перерождаться. Скоро Даня стала духовной дочерью оптинского старца Иосифа. Когда она шла к старцу, муж сопровождал ее и терпеливо ожидал, сидя на скамейке недалеко от хибарки в скиту…

Иеромонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911)

Скоро постройка дороги окончилась. Инженера командировали на другую стройку - Ростов-на-Дону. Уезжая, он сказал Данечке, чтобы она скорее управилась со своими домашними делами и ехала к нему. Оставшись пока в Козельске, она первым долгом отправилась к старцу, благословилась распродать свою мебель и подготовиться в дорогу. Потом исповедовалась у батюшки, причастилась, пособоровалась и отправилась в дорогу. Во время пути ей надо было сойти; она торопилась выйти и попала под поезд.

Дали знать Вейденгаммеру. Скорбь его была безгранична, он совершенно отчаивался, хотел застрелиться, но мысль: «Ведь Данечка не погребена, кто же будет ее хоронить?» - держала его. Он доехал и похоронил Данечку в Рудневе около церкви (это дача Шамординского монастыря): она особенно любила это место… Теперь он свободен и должен покончить с собой. Но появилась еще одна мысль: «Ведь Данечка так любила старца, пойду ему сообщу».

Рассказал он старцу о ее смерти и при этом признался, что теперь не может жить… Смиренный, кроткий старец необычно твердо сказал: «Ты должен поступить в монастырь в память Дани». «Как же я могу поступить, когда я неверующий развратник?»

«Ты должен это сделать в память Дани», - опять твердо сказал старец. «Я пьяница, курильщик». «Пей, кури, но так, чтобы никто не видел». Он долго и много охаивал себя, и на все это был один твердый старческий ответ: «Все равно, при всем этом ты должен поступить в монастырь!».

И вот он поступает в скит.

Он не мог, конечно, сразу стать настоящим монахом. Изредка только ходил в церковь. Допоздна трудился над планами, если были какие‑либо постройки в Оптиной или Шамордине. Ездил туда на постройки. И в окне его кельи далеко за полночь светился огонек…

А затем было получено известие о его смерти. Подробностей никто не знал, только стало известно, что под конец жизни он сделался истинным монахом.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Эта история, рассказанная монахиней Амвросией (Оберучевой), произошла с родственником жены известного писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Она еще раз напоминает нам слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13) и дает надежду всем, чья жизнь не безупречна в нравственном смысле. Рассказ еще раз подтверждает истину о том, что всякого человека, будь он даже последним злодеем, если он откажется от греха и покается, Господь примет в Свои объятия, как любимого и долгожданного сына. В летописи Предтеченского скита Оптиной пустыни есть несколько записей о Вейденгаммере. В подтверждение сказанного две из них приведем здесь:

«1900. Ноября 13. Понедельник. Поступивший в скит 5 июня сего года послушник Виктор Алексеевич Вейденгаммер происходит из потомственных дворян Московской губернии Рузского уезда. Окончил курс наук в Императорском Московском техническом училище инженер-механиком. До поступления в скит служил старшим ревизором тяги на Средне-Азиатской железной дороге Закаспийской. От роду 57 лет.

1916. Апреля 17. <…> Сегодня вечером последовала внезапная кончина рясофорного монаха о. Виктора (Алексеевича Вейденгаммера), поступившего в скит в 1900 г. Покойный страдал приступами удушья давно, и с ним было уже несколько ударов. Видимо, один из таковых и прекратил его жизнь. О. Виктор приобщался Св. Христовых Таин на Страстной седмице и в Великие Светлые дни находился в высоком духовном настроении. Простота, искренность, доброта, прямодушие, чуждое лицемерия и лукавства, и отзывчивость на всякую скорбь ближнего приобрели ему общее уважение, и он пользовался ото всех любовию и расположением.

Талант, данный ему от Господа, особенно проявлялся в знании им инженерного, архитектурного и технического искусства; в том же деле трудился он неленостно в монастыре и скиту и своими познаниями приносил большую пользу обители. Трудолюбие и высокие его нравственные качества дают твердое основание надежде на блаженное воздаяние ему в вечности. В этом уповании утверждает и то обстоятельство, что почивший после того, как раздался зов Божий в катастрофе с его женою, раздавленною поездом на ж. д., не замедлил порвать с миром, несмотря на вся красная и благая его, предпочтя сим последним «единое на потребу».

Достойно примечания, что гроб с телом умершего, стоявший в храме до пятницы, в удовлетворение просьбы родных, желавших присутствовать на погребении,

не обнаружил никаких признаков тления. Могила покойного - рядом со свежею могилою иеромонаха о. Ираклия. Вечная им память».

Подготовила монахиня Евтропия (Бобровникова)

«Милости хочу, а не жертвы». Иисус цитирует здесь пророка Осию, который так объяснял людям Божий завет: «милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 5:6). Жертвоприношения - важнейший религиозный ритуал, но гораздо важнее - глубокая, искренняя вера и не показная праведность, умение сострадать и стремление помогать людям. Бог хочет, чтобы люди не слепо исполняли, а понимали глубинный смысл Его указаний и запретов.

Иегова - «Бог великий и страшный» (Втор 7:21) , но Он, по словам пророка Варуха, будет по-прежнему «с радостью вести Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (Вар 5:5–9). Славя Господа, Псалмопевец выражает уверенность в том, что «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11).

Придя на землю в иную историческую эпоху, когда борьба с идолопоклонством во многом утратила остроту, Иисус Христос являет Собой Бога кроткого, смиренного, милостивого. Он не призывает безжалостно истреблять внешних врагов, а акцентирует внимание на борьбе человека с собственным несовершенством. В Его устах слово «милость» означает милосердие, умение понимать, любить и прощать не только ближних, но и дальних, не только праведников, но и грешников.

Христос объясняет:«Не здоровые имеют нужду во враче, а больные» (Мф 9:12). «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13) . Он обличает фарисеев и книжников. А на вопрос о том, кого человек должен считать ближним, отвечает: того, кто «сжалился и позаботился о нем» («Притча о милосердном самаритянине»). И подчеркивает в Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые» (Мф 5:7).

Милостыня - важнейший акт христианского милосердия, то, что «зачтется» человеку на Страшном суде. «Милостыня человека - как печать у Него, и благодеяния человека сохранит Он, как зеницу ока» (Сирах 17:18). Но творить ее следует от чистого сердца, а не напоказ: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:1–4).

Фраз.: «блаженны милостивые»; «левая рука не знает, что делает правая»; «трубить» (в смысле «хвастаться»); «трубить на всех перекрестках»; «хранить, как зеницу ока».

Лит.: Уильям Хоуэллс, роман «Милосердие».

А. С. Пушкин, «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в наш жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

1. Подаёте ли вы милостыню?

2. А вы сами принимали благотворительную помощь? И что при этом чувствовали?

Откровенно говоря, меня удивило, что многие из тех, кому мы эти вопросы задали, буквально оскорбились: «Разве можно о таком спрашивать!? Разве правильно афишировать свои добрые дела!?» Как будто есть что афишировать! Можно подумать, перед нами были вторые матери Терезы, так активно они помогают людям и при этом предпочитают хранить гордое молчание.

Вот именно – гордое, потому что можно, конечно, умалчивать о своих благодеяниях, можно лупцевать народ (как это делают сектанты) цитатами из Священного Писания, только мы-то знаем, что буква и Дух не всегда совпадают. Правда? И милосердие бывает ложным, и смирение… Как часто за мнимыми добродетелями мы скрываем свою неспособность к подлинному действию!

Поэтому редакция благодарна всем, кто без ложной скромности, в простоте сердца искренне и честно ответил на вопросы, не боясь признаться в своих слабостях или быть обвинёнными в «нехристианском» поведении.

Светлана Есина, окончила Университет систем управления и радиоэлектроники, певчая Рождественского храма в п. Айхал. 1. Подаю, но не всем. Бывает, спешишь куда-то, ни о чём не думаешь, и вдруг перед тобой появляется женщина, которая еле заметно протягивает руку, неловко и смущённо. Как пройти мимо? Видно, что этого человека на улицу поставила крайняя нужда.

Люди, которые занимаются попрошайничеством как бизнесом, имеют наглую натуру, и как бы они ни старались показаться жалкими, у многих на физиономии написано: я просто работать не хочу. Такие в лицо прямо лезут, пытаясь вытрясти из тебя деньги, а если ты пройдёшь мимо и не дашь (хотя ещё надо умудриться это сделать), вдогонку пошлют тебе кучу проклятий.

Конечно, есть разные случаи, иногда подаёшь и не знаешь, правильно ли сделала, а вдруг пропьёт? Однажды выхожу из храма, и ко мне подходят трое детишек-цыганят. Я к цыганам недоверчиво отношусь, думаю, сейчас начнут клянчить… Собиралась уйти, но решила всё же спросить, чего они хотят. А ребятишки кушать попросили. Я купила им кое-что из еды, и они так жадно ели, были такими благодарными. Мне кажется, Бог подсказывает через сердце, кому и когда подать!

2. Я принимала помощь, и, наверное, у каждого человека бывало такое хоть раз. Ведь не обязательно стоять на улице с протянутой рукой, в жизни всякое случается! Я не нуждалась в еде или одежде. Но были ситуации, когда Бог посылал помощников в трудную минуту. Причём часто помогали те люди, от которых совсем и не ожидала. Это рождало ощущение огромной благодарности, особенно Богу. В такие моменты ясно чувствуется рука Господа, вспоминаются слова из Евангелия, что Бог знает нужду каждого человека и что Он пребудет с нами до скончания века.

Александр Кравец, преподаватель Якутского духовного училища.

1. Да, я подаю милостыню. Но, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Иногда просто прохожу мимо просящего человека, будто его нет. Видимо, во мне слишком мало любви и сострадания к людям.

С другой стороны, когда подаёшь, очень важно не возгордиться, не превозносить себя: вот, мол, я какой хороший – даже нищим и неимущим помогаю! Иначе пользы для нашей души не будет. Христос учил, как милостыню давать: «Пусть левая рука ваша не знает, что даёт правая». Вот настоящая христианская добродетель. Но как тяжело это воплотить в своей жизни!

2. Бывали случаи, когда мне приходилось принимать благотворительную помощь. При этом я испытывал двоякое чувство: с одной стороны, был благодарен людям, которые мне помогли, с другой – чувствовал неловкость. Неприятно ощущать себя нуждающимся. Я заметил, что большинству людей больше нравится быть покровителями или благодетелями, чем просящими.

Карина (София) Леонтьева, студентка 2-го курса Финансово-экономического института.

1. Даю ли я милостыню? Иногда. Помню, как однажды в детстве увидела у дверей магазина просящего, который чем-то был похож на моего дедушку, и тоже в очках. Мама дала ему немного денег. А я весь путь в автобусе проплакала, вспоминая его.

Если милостыню просит какая-нибудь бабушка или пожилой человек, стараюсь давать. Хотя некоторые священники говорят, что стоящим у ворот храма – не стоит. К тому же мы, студенты, не такой уж богатый народ.

2. В детстве я много раз получала благотворительную помощь – как от родственников, так и от верующих знакомых. Они и сейчас помогают. Мы с мамой всегда были всем очень благодарны.

И ещё, когда человек делает мне доброе дело, то хочется когда-нибудь тоже ему помочь. «Вот, – думаю, – закончу институт, стану большим человеком и буду делать им добрые дела».

Лариса Абзалетдинова, инженер Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера Сибирского отделения Российской академии наук.

1. Да, подаю. Всем, кто просит, – и бомжам у «Туймаады», и нищим у церкви. Не всегда, правда: всё зависит от настроения и собственных средств, когда в кармане – не последние 10 рублей.

Подаю из жалости, наверное. Даже если человек явно собирает на бутылку. Пути Господни неисповедимы, кто знает… А вообще это вопрос спорный – каждому своё, но осуждать других я не берусь. Подавать или не подавать, просить или не просить – личное дело каждого.

2. Знакомые отдавали вещи сыну, когда он был маленький. Родители слали посылки из дома. В особо крупных размерах благотворительности не получала, а в мелких – было очень приятно, и я всегда воспринимала её с благодарностью.

Сардана Васильева, инженер Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера Сибирского отделения Российской академии наук.

1. Да, я милостыню подаю, но в основном старикам. Жалко их, не от хорошей же жизни они вышли просить. Да ещё тем, кто собирает деньги для церкви. Молодым мужчинам обычно не подаю, только больным иногда, редко – бомжам. Зависит от того, есть ли у меня в кармане мелочь.

В «Детском мире» обычно опускаем деньги в ящик для детей из детских домов, дочке поручаю их туда класть – приучаю её помогать тем, кто нуждается. Вещи детские отдаём.

2. Незнакомые люди – нет, помогали только родственники – брат, сестра и друзья. Чувствовала только благодарность! Чувства стыда не было, ведь – родные. Может, если бы помощь предложил чужой человек, то взяла бы только при крайней нужде.

Сергей Вышкварок, инженер ОАО «Сахателеком».

1. Не подаю (наверное, это милостыней назвать невозможно) попрошайкам, бомжам пьяным, которые выпрашивают. А иногда бабушки просят, которым явно пенсии не хватает. Видно же человека. Таким, конечно, не могу не дать. Но и то не всегда, если честно.

Как-то был случай: прилично одетая женщина у магазина просила денег на дорогу, 10 рублей мало, с пересадкой, мол, еду. Захожу в соседний магазин, она и там на дорогу просит. А сама пиво купленное быстренько спрятала. «И что, – говорю, – далеко на пиве уедешь, много пересадок?» Ну как таким подавать?

2. Мне помогали. Не часто, по необходимости. Родители часто помогают деньгами и продуктами, с ребёнком сидят.

Ирина Шахматова, преподаватель Якутского духовного училища.

1. В буквальном смысле слова – нет. Мне кажется, что в добродетели милосердия должно иметь место творчество. Можно что-то подарить или отдать под предлогом того, что тебе это не нужно, но так, чтобы другой, кому ты даришь, нуждался в твоём подарке. Так поступать трудно, нужно иметь внимание к потребностям другого.

Это же касается духовной милостыни: выслушать и помочь. Чтобы действительно поддержать, посоветовать, нужно иметь внутреннее самоотречение. Тогда это – добродетель и труд ради Бога и ближнего.

2. Нет – опять-таки в буквальном смысле. В духовном плане – довольно часто ощущала при этом огромную благодарность дарителю и испытываю её до сих пор.

Саргылана Кобякова, преподаватель высшей математики Филиала Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения в г. Якутске.

1. Нет, не подаю. Иногда, бывает, видишь ребёнка, даёшь ему шоколадку, яблочко или ещё что-то, но никогда – деньги. У нас в городе, особенно возле магазина «Туймаада», много людей неприглядного вида, которые просят милостыню. Сразу напрашивается вопрос: на что им нужны деньги – на водку? Если бы я точно знала, что они купят хлеба или накормят ребёнка, тогда бы подала. А поить мужиков, которые не хотят работать, не в моих правилах.

Может, я прагматичный человек, но, когда подаёшь милостыню, думаешь: на что её потратят? Сейчас такая жизнь, что люди обращают внимание только на тех, кто рядом, и помогают тем, кого знают, кому сочувствуют. Если меня просят о помощи, конечно, не отказываю. Возможно, бывают случаи, когда я не замечаю, в силу своей невнимательности, что кому-то нужна моя помощь.

2. Мне помогали многие. Видимо, я счастливый человек, вокруг меня люди очень отзывчивые. Было так в моей жизни, что мы, как и многие молодые семьи, решали квартирный вопрос, и, наверное, не хватит страницы, чтобы перечислить всех, кто оказал нам тогда поддержку, не только материальную, но и психологическую. Я чувствовала благодарность.

Протоиерей Михаил ПАВЛОВ, клирик Никольского храма г. Якутска, руководитель отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями.

1. Подаю. В основном на опохмелье. У нас сейчас, к сожалению, такая милостыня. Тех, кто приходит от нужды, почти нет. В наш храм, например, идут бомжи, бывшие осуждённые, для которых у меня есть специальная кружка. И я распределяю эту милостыню на них, хотя знаю: большая её часть пойдёт не на то, на что надо. А что делать? Сказать человеку «Пошёл вон отсюда!» я не могу. Ещё раз повторю: от настоящей нужды люди приходят крайне редко. И чаще детей посылают. Но это нехорошо. Лучше самому подойти, если есть нечего. В продуктах мы никогда не откажем.

2. Приходилось, и не раз, помощь принимать. И всегда в такие минуты чувствовал, что Господь не оставляет меня и мою семью. Если бы не Бог, не верующие, мы жили бы гораздо хуже в материальном отношении. А так – Господь подаёт всё, что нам нужно, через людей.

Бывали такие моменты, когда мы собирались с семьёй в отпуск, на отдых, и не на что было купить билеты. Чтобы четверых детей вывезти, нужно больше ста тысяч на одну дорогу. И вот каждый год Господь посылает добрых людей, которые помогают нам. Это разве не милостыня? Чувствую, конечно, огромную благодарность. И всегда молюсь о наших благодетелях, поминаю их на литургии.

Но я же не только для себя помощь принимаю. Часто люди жертвуют на храм, на ремонт, на икону, на заключённых. Конечно, я передаю эти деньги настоятелю, и он их тратит по назначению. Эти целевые пожертвования грех принимать для себя. Перед праздником Пасхи я обращаюсь к постоянным нашим благодетелям, которые покупают яйца, чтобы дарить их заключённым, в воинские части.

Иногда просто дают деньги, чтобы купили то, что надо тем, кто отбывает срок. Недавно нам пожертвовали на колокольню. Больше 100 тыс. я собрал, купил колокола для храма, который построен в Табагинской колонии. Часть средств была заработана на продаже свечей, которые зеки отлили, а часть – пожертвования благотворителей.

Иерей Сергий Клинцов, настоятель Преображенского храма, руководитель миссионерского отдела Якутской епархии.

1. Было бы неестественным, если бы священник, который учит людей быть милостивыми, исполнять слова Христа: «Милости хочу, а не жертвы», сам бы не подавал. Не для хвастовства говорю – превозноситься-то особо нечем. Меня постоянно сопровождают вопросы: много или мало я жертвую, стоит ли давать деньги тому или иному человеку? А вдруг тебя обманывают?

Не знаю, как прихожане дают милостыню. Кроме тех случаев, когда они, выходя из храма, суют порой последние копейки так называемым «обездоленным» – тунеядцам и пьяницам, которые не хотят работать и стоят с протянутой рукой, зная, что на паперти они «заработают» гораздо больше, нежели с метлой в руке. Принимает ли Господь такое подаяние за милостыню? Не уверен.

Вокруг много людей, действительно нуждающихся в нашей милости, но они наверняка никогда не станут открыто попрошайничать… Они будут скромно ждать, когда кто-то из нас заметит их нужду и поможет. Бывает, правда, редко: к священнику обращаются с просьбами те, кто приходит в храм, потому что больше идти некуда. Естественно, выясняешь обстоятельства, по возможности помогаешь где-то из личных средств, где-то социальный отдел подключается.

Меня, как и многих, наверное, обличает Евангельское чтение о добром самарянине. Отвечая на вопрос законника о том, кто такой ближний, которого надо любить, Христос рассказал притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 25-37).

И вот каждый раз, когда ты понимаешь, что сейчас служба окончится и нужно будет говорить проповедь, думаешь: «А я-то сам достаточно усердно помогаю ближнему?» Бывает, после этого в храме приходится слышать упрёки: «Ну, как же вы не даёте? Только что призывали к милости…» Но где грань – давать или не давать? Не знаю… Человек скромный никогда такого не скажет, а наглость стоит ли поощрять? Пытаешься думать о главном: Господь видит, с каким сердцем ты жертвуешь – либо для того, чтобы от тебя отстали, либо для того, чтобы человеку хоть как-то помочь.

2. Иногда лично мне помощь бывает адресована, а иногда в моём лице приходу. Люди, слава Богу, и храму помогают, и семье священника. Всё принимается с благодарностью, потому что из этих пожертвований батюшка получает возможность помочь другим. У нас немало примеров и в истории, и в современной жизни, когда священники стараются поступать, как св. Иоанн Кронштадтский, который одной рукой брал, а другой рукой отдавал эту благотворительную помощь тем, кто в ней нуждался.

Нам, конечно, до святых праведников далеко, но есть к чему стремиться. Бывает, ощущаешь, что недостоин помощи, но в любом случае благодарен человеку, всегда стараешься молиться за него и за его семейство.

Храм содержится и живёт на пожертвования. Каждый прихожанин – благотворитель, будь то бабушка, купившая свечечку за 10 рублей, будь то человек состоятельный, который купит 10 свечей и положит в кружку для пожертвований энную сумму, будь то власть имущий, который распоряжается большими ресурсами и может посодействовать в решении серьёзных вопросов по храму. У нас очень много нужд, начиная с мелочей (уборка, инвентарь), кончая автомобилем.

Некоторые думают, что и храм, и священники купаются в роскоши, ездят на джипах… Если бы! У нас сейчас в храме – старенькие «Жигули». Но автомобиль давно уже не роскошь, а средство передвижения, и для любого священника это так. На те же требы (отпевание, исповедь, Причастие, соборование на дому), особенно зимой, на чём добираться?

А потом, приход Преображенского собора ведёт активную миссионерскую деятельность. Практически все наши священники постоянно ездят в командировки. Сейчас именно в близлежащих населённых пунктах растёт тяга и интерес к православной вере. Для того, чтобы откликнуться на зов людей, не надо лететь на самолёте, плыть на корабле, достаточно сесть в машину, способную передвигаться по нашим дорогам, и приехать.

Покровск, Мохсоголлох – там приходы уже давным-давно есть, но Чурапчинский улус, Нижний Бестях, Амга, Усть-Татта, Усть-Мая, те же Хатассы и Октёмцы… Эти районы сейчас очень тянутся к православию, к духовности, и есть необходимость священнику посещать их. А как? Если у «Жигулёнка» колёса не сегодня-завтра отвалятся. Иметь миссионерский автомобиль для нас – не роскошь, а острая необходимость.

Подготовили Елена БОНДАРЬ
и Марина ГОРИНОВА

"Итак, ПОЗНАЕМ, будем стремиться ПОЗНАТЬ Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, КАК ДОЖДЬ, как поздний дождь оросит землю".

Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая.

Посему Я поражал через пророков и БИЛ их СЛОВАМИ уст Моих, и СУД Мой, как восходящий СВЕТ.

Ибо Я МИЛОСТИ хочу, а НЕ ЖЕРТВЫ, и БОГОВЕДЕНИЯ более, нежели ВСЕСОЖЖЕНИЙ."

"Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

Пойдите, НАУЧИТЕСЬ, ЧТО ЗНАЧИТ: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию."

Матфея 9:11-13

"Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
ЕСЛИ БЫ ВЫ ЗНАЛИ, что значит: милости хочу, а не жертвы, то НЕ ОСУДИЛИ БЫ невиновных,

Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы."
Матфея 12:5-8

Как видим, Иисус говорит о том, что важно знать и понимать истинное значение выражения "милости хочу, а не жертвы". Это уже указывает на то, что не о буквальном его смысле идет речь. Важно знать истинный его смысл, чтобы в точности исполнить желание Бога, дабы не случилось то, о чем говорит Апостол Павел.

"Ибо мы знаем, что закон ДУХОВЕН, а я плотян, продан греху.

Ибо НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ДЕЛАЮ: потому что НЕ ТО делаю, что хочу, а что ненавижу, ТО ДЕЛАЮ."

Римлянам 7:14-15

Здесь милость противопоставляется жертве и суду. Во всех Писаниях, которые написаны внутри и отвне, – всего по два, одно противопоставляется другому. В ковчеге Завета – в Писании, всей твари по паре – одно чистое, другое нечистое.

"Как напротив зла – добро и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого."

Сирах 33:14

А это все многочисленные образы, означающие одно и то же – напротив смысла буквального смысл духовный. Что же есть жертва, и почему Павел становится жертвою?

"Ибо я уже СТАНОВЛЮСЬ ЖЕРТВОЮ, и время МОЕГО ОТШЕСТВИЯ настало."

2Тимофею 4:6

В жертву приносятся, например, животные, которым Адам присвоил свои имена – обычным словам присвоил иные значения. Жертву необходимо рассечь надвое, и отделить правую часть от левой, и правой частью потрясать пред Господом. Это означает то же самое, что и рассечь камень, скалу, землю, море, или завесу в Храме разорвать надвое, или расторгнуть небеса.

"[Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.

Он взял всех их, РАССЕК ИХ ПОПОЛАМ и положил ОДНУ ЧАСТЬ ПРОТИВ ДРУГОЙ; только птиц не рассек."

Бытие 15:9-10

"Ты РАССЕК пред ними МОРЕ, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды."

Неемия 9:11

"О, если бы Ты РАСТОРГ НЕБЕСА [и] сошел! горы растаяли бы от лица Твоего,

Как от плавящего огня, как от кипятящего воду, ЧТОБЫ ИМЯ Твое СДЕЛАТЬ ИЗВЕСТНЫМ врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы."

Исаия 64:1:2

Итак, жертва есть закрытое Писание, которое необходимо рассечь надвое – осознать, что оно имеет два противоположных смысла – внешний буквальный – ложный, и внутренний, сокровенный духовный – истинный. Ложное понимание нужно принести в жертву, ради понимания истинного.

Пророк и его Писание – одно и то же. Закрывая свои послания, скрывая их истинный духовный смысл в буквальных образах, Пророк как бы хоронит себя и свое Писание в гробу, становится жертвою. Потому, закрывая свои послания, Апостол Павел делает их жертвою, а потому и сам становится жертвою.

"Всякая вещь, подверженная тлению, исчезает, и СДЕЛАВШИЙ ЕЕ УМИРАЕ С НЕЮ."

Сирах 14:20

Жертву эту необходимо будет рассечь надвое, гроб открыть, открыть истинный смысл – воскресить его, воскресить Пророка, а значит Христа, Слово Божие. Принявшие в ум Писание также становятся с ним одно. Выйти из гробов и войти в святый град означает выйти из внешнего буквального понимания и войти в духовное – воскреснуть духовно, перейти от смерти в жизнь.

"И вот, завеса в храме РАЗДРАЛАСЬ НАДВОЕ, сверху донизу; и земля потряслась; и камни РАССЕЛИСЬ;

И гробы ОТВЕРЗЛИСЬ; и многие ТЕЛА усопших святых ВОСКРЕСЛИ

И, ВЫЙДЯ ИЗ ГРОБОВ по воскресении Его, ВОШЛИ ВО СВЯТЫЙ ГРАД и ЯВИЛИСЬ многим."

Матфея 27:51-53

"Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и ВОЙТИ В ГОРОД воротами.

А ВНЕ – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий НЕПРАВДУ."

Откровение 22:14-15

То же самое означает расторгнуть небеса, чтобы имя Господне стало известным – открыть истинный смысл Писаний, чтобы стали известными истинные мысли Божии в Его Слове, а не мысли человеческие самовольно по невежеству туда влагаемые.

Закрытое Писание, его буквальный смысл, назван как жертвой, так и судом. Потому служение смертоносному буквальному смыслу есть служение осуждения. Служение же духовному смыслу, есть служение оправдания. Потому и говорит Иисус, что если бы знали что есть милость, то не осуждали бы невиновных, ибо не были бы служителями осуждения.

"Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, НЕ БУКВЫ, но ДУХА, потому что БУКВА УБИВАЕТ, а ДУХ ЖИВОТВОРИТ.

Если же СЛУЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНЫМ БУКВАМ, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, –

То не гораздо ли более должно быть славно СЛУЖЕНИЕ ДУХА?

Ибо если СЛУЖЕНИЕ ОСУЖДЕНИЯ славно, то тем паче изобилует славою СЛУЖЕНИЕ ОПРАВДАНИЯ."

2Коринфянам 3:6-9

"Так говорите и так поступайте, как имеющие быть СУДИМЫ ПО ЗАКОНУ СВОБОДЫ.

Ибо СУД БЕЗ МИЛОСТИ не оказавшему милости; МИЛОСТЬ ПРЕВОЗНОСИТСЯ НАД СУДОМ."

Иакова 2:12-13

Как суду, который и жертва, противопоставляется оправдание, помилование – милость, так буквальному осуждающему смыслу противопоставляется оправдывающий, освобождающий от суда смысл духовный. Потому Бог и желает, чтобы не буквально люди понимали Слово Его, а духовно – милости хочет, а не жертвы. Это и есть истинное Богопознание, а буквальный смысл уготовленный огню для приношения в жертву, назван всесожжением.

"Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и БРОСАЮТ В ОГОНЬ."

"Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,

Потому что БОГ наш ЕСТЬ ОГОНЬ ПОЯДАЮЩИЙ."
Евреям 12:28-29

"А Господь БОГ ЕСТЬ ИСТИНА; Он есть Бог живый и Царь вечный."

Иеремия 10:10

Истина уничтожает ложь и подобна огню, сжигающему всякое непотребство. Если праведник, знающий правду Божию, обличает кого-то в заблуждении, через откровение истинного смысла Писаний, то это есть милость, которой желает Бог.

"Пусть наказывает меня праведник: это МИЛОСТЬ; пусть ОБЛИЧАЕТ меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их."

Псалом 140:5

"ВРАЗУМЛЯЮЩИЙ народы неужели не ОБЛИЧИТ, – Тот, Кто УЧИТ человека РАЗУМЕНИЮ?

Псалом 93:10

"МИЛОСТЬ человека – к ближнему его, а МИЛОСТЬ Господа – на всякую плоть.

Он ОБЛИЧАЕТ и ВРАЗУМЛЯЕТ, и ПОУЧАЕТ и ОБРАЩАЕТ, как пастырь стадо свое.

14 Он МИЛУЕТ ПРИНИМАЮЩИХ ВРАЗУМЛЕНИЕ и усердно обращающихся к закону Его."

Сирах 18:12-14

Как напротив суда милость, так напротив проклятия благословение. Бог и Пророки предлагают человеку оба варианта, а человек сам выбирает одно из двух по уму своему и внутренним качествам. Проклятие есть буквальный смысл Писаний, а благословение и благодать – истинное, благое Слово Божие, – смысл духовный.

"ИЗЛИЛОСЬ из сердца моего СЛОВО БЛАГОЕ; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца.

Ты прекраснее сынов человеческих; БЛАГОДАТЬ ИЗЛИЛАСЬ ИЗ УСТ Твоих; посему БЛАГОСЛОВИЛ Тебя Бог на веки."

Псалом 44:2-3

"Во свидетели пред вами призываю сегодня НЕБО и ЗЕМЛЮ: жизнь и смерть ПРЕДЛОЖИЛ я тебе, БЛАГОСЛОВЕНИЕ и ПРОКЛЯТИЕ. ИЗБЕРИ жизнь, дабы жил ты и потомство твое…"

Второзаконие 30:19

"Он ПРЕДЛОЖИЛ тебе огонь и воду: НА ЧТО ХОЧЕШЬ, прострешь руку твою.

Пред человеком жизнь и смерть, и ЧЕГО ОН ПОЖЕЛАЕТ, то и дастся ему."

Сирах 15:16-17

Потому Бог и не судит никого, ибо человек, проглатывая не разжевывая умом закрытое Слово Божие – не рассуждая при этом о его истинном сокровенном смысле, сам избирает и принимает суд, осуждение, лишает себя Божией милости и благословения. Сын Божий – Слово Божие, истинный его смысл, осуждает понимающих Писания ложно, буквально.

"Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню НЕДОСТОЙНО, виновен будет против Тела и Крови Господней.

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

Ибо, кто ест и пьет НЕДОСТОЙНО, тот ест и пьет ОСУЖДЕНИЕ себе, НЕ РАССУЖДАЯ о Теле Господнем.

Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает."

1Коринфянам 11:26-30

"Ибо Отец и НЕ СУДИТ никого, но весь СУД ОТДАЛ СЫНУ,

Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и НА СУД НЕ ПРИХОДИТ, но перешел от смерти в жизнь."

Иоанна 5:22-24

"Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: СЛОВО, которое Я говорил, оно БУДЕТ СУДИТЬ его в последний день.

Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.

И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец."

Иоанна 12:48-50

Бог желает милости и Богопознания, истинного познания Его Слова, духовного его смысла – духа Слова. Дух Слова есть Дух Христов. Буквальное же, плотское понимание Писаний по плоти Слова, Богу неугодно.

"Ибо живущие ПО ПЛОТИ О ПЛОТСКОМ помышляют, а живущие ПО ДУХУ – О ДУХОВНОМ.

Помышления плотские суть СМЕРТЬ, а помышления духовные – ЖИЗНЬ и мир,

Потому что плотские помышления суть ВРАЖДА ПРОТИВ БОГА; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

Посему живущие ПО ПЛОТИ Богу УГОДИТЬ НЕ МОГУТ.
Но вы НЕ ПО ПЛОТИ живете, А ПО ДУХУ, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто ДУХА Христова не имеет, ТОТ [и] НЕ ЕГО."