Какие важные географические открытия были сделаны в 18 19 веках

Экспедиция Ф. Ф.Беллинсгаузена и М. П. Лазарева открыла в 1820 Антарктиду. В 19 в. с территориальными открытиямисвязано исчезновение с мировой географической карты обширных «белых пятен» в пределах внутренних областей Азии (П. П. Семёнов Тян Шанский, Н. М. Пржевальский, Г. Н. Потанин и др.), Африки (Д. Ливингстон,Г. Стэнли и др.), Северной Америки (М. Льюис, Д. Томпсон, Дж. Фримонт, Л. А. Загоскин и многое др.). ЮжнойАмерики (А. Гумбольдт, Р. Шомбургк и др.) и Австралии (Ч. Стёрт и др.). В Европейско-Азиатской Арктике в результате плаваний промышленников и научных экспедиций (П. К. Пахтусов, А. Э. Нордепшельд, Т. Лонг, Ю. Пайер, Б. Ли Смит, Ф. Нансен и др.) были открыты новые острова и архипелаги. Ряд территориальных открытий 19 в. в Американской Арктике связан с поискамиСеверо-западного прохода (Дж. Росс, У. Парри, Дж. Франклин, Р. Мак — Клур и др.). Открытия в Антарктике касались преимущественно отдельных частей побережья Антарктиды.

1. Используя карту «Важнейшие географические открытия и исследования», ответьте на вопросы.

Каких островов достигали норманны в 10-11 веках?

Исландия, Гренландия, Британские острова, острова Северной Америки.

Через какие три моря проходил маршрут А. Никитина?

Каспийское, Арабское, Черное.

В каком направлении пересёк Северную Америку А.

6. Научные экспедиции и географические открытия русских путешественников в XVIII веке

Маккензи?

От Атланстического океана к Тихому.

Через какие города Азии проходил маршрут М. Поло?

Киликия, Мосул, Тебриз, Керман, Ормуз.

Укажите название самого южного географического объекта, кото-рого достиг Дж. Кук.

Австралия.

В каком городе началось и завершилось первое русское круго-светное путешествие?

Кронштадт.

Кто первым достиг Северного полюса?

Роберт Пери.

С именами каких путешественников связано открытие Южного полюса?

Руаль Амундсен, Роберт Скотт.

Какие географические объекты названы именами путешествен-ников?

Тасмановое море, Баренцево море, Берингов пролив, море Лаптевых, залив Беллинсгаузена.

2. Обозначьте на контурной карте маршрут кругосветного путешест-вия Ф. Магеллана. Ответьте на вопросы и дополните текст.

Какой пролив был открыт в результате этого кругосветного путе-шествия?

Магелланов.

Подпишите его на контурной карте.

Какие острова этот пролив отделяет от материка Южная Аме-рика?

Огненная Земля.

Какому океану Ф. Магеллан дал название? Почему он так его назвал?

Тихому океану. Во время путешествия погода оставалась хорошей и океан показался путешественнику спокойными.

В результате экспедиции Ф. Магеллана было установлено нали-чие океана между Азией и Америкой и единство Мирового океана; подтвердилась шарообразность Земли.

3. Используя карту атласа, заполните таблицу.

ВАЖНЕЙШИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Путешественник Годы Географическое открытие
Христофор Колумб 1492-1504 Открытие Америки
Васко да Гама 1487-1488 Открытие морского пути в Индию
Фернан Магеллан 1519-1521 Первое кругосветное путешествие
Фрэнсис Дрейк 1577-1580 Пролив Дрейка, описание берегов Северной и Южной Америки
Абел Тасман 1642 Открытие Австралии
Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский 1803-1806 Первое русское кругосветное путешествие
Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев 1819-1821 Экспедиция в Антарктиду
Роберт Пери 1909 Открытие Северного пояса
Руаль Амундсен 1911 Открытие Южного полюса

4. Найдите на карте в атласе и нанесите на контурную карту:

1) маршруты путешествий учёного, который много лет исследовал центральную и Южную Америку и которого за это прозвали «вто-рым Колумбом»;

2) маршруты путешествий Д. Ливингстона по Африке. Подпишите географический объект, названный его именем.

Русские путешественники. Россия становилась великой морской державой, и это выдвигало новые задачи перед отечественными географами. В 1803—1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Аляски на кораблях «Надежда» и «Нева». Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770 — 1846). Он командовал кораблем «Надежда». Кораблем «Нева» командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773 — 1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

Карта. Первая русская кругосветная экспедиция

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк (названия «Антарктида» тогда не было в ходу). Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х годах XVIII в. пересек Южный полярный круг, натолкнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на Юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет никто не предпринимал южнополярных экспедиций.

В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778 — 1852). Он командовал шлюпом «Восток». Командиром «Мирного» был Михаил Петрович Лазарев (1788 — 1851). Беллинсгаузен участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).

«Восток» и «Мирный» не были приспособлены к полярным условиям и сильно различались между собой по мореходным качествам. «Мирный» был прочнее, а «Восток» — быстроходнее. Лишь благодаря большому мастерству капитанов шлюпы ни разу не потеряли друг друга в условиях штормовой погоды и плохой видимости. Несколько раз корабли оказывались на краю гибели.

И все же русской экспедиции удалось пробиться на Юг значительно дальше Кука. 16 января 1820 г. «Восток» и «Мирный» почти вплотную подошли к антарктическому берегу (в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена). Перед ними, насколько хватало взгляда, простиралась слабо всхолмленная ледяная пустыня. Возможно, они догадывались, что это — Южный континент, а не сплошные льды. Но получить доказательства можно было не иначе, как высадившись на берег и совершив путешествие далеко в глубь пустыни. Моряки не имели такой возможности. Поэтому Беллинсгаузен, человек очень добросовестный и точный, сообщил в донесении, что виден был «материк льда». Впоследствии географы писали, что Беллинсгаузен «видел материк, но не опознал его как таковой». И все же эта дата считается днем открытия Антарктиды. После этого были открыты остров Петра I и берег Александра I. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив полное плавание вокруг открытого континента.


Костин В. "Восток и Мирный у берегов Антарктиды", 1820

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головкиным (1776 — 1831) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головнина Федор Петрович Литке (1797 — 1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского (1814—1876). Отвергнув открывавшуюся перед ним придворную карьеру, он добился назначения командиром военного транспорта «Байкал». На нем он в 1848 — 1849 гг. совершил плавание из г. Кронштадта вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин — остров, а не полуостров.


Амурская экспедиция Невельского

Экспедиции русских путешественников , помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь русские люди собирали сведения о других странах и народах.

Русская Америка

Русская Америка . Аляска была открыта в 1741 г. экспедицией В. Беринга и А. Чирикова. Первые русские поселения на Алеутских островах и Аляске появились в XVIII в. В 1799 г. сибирские купцы, занятые промыслами в Аляске, объединились в Российско-американскую компанию, за которой было закреплено монопольное право на использование природных богатств этого края. Правление компании находилось сначала в Иркутске, а затем переехало в Петербург. Основным источником доходов компании был пушной промысел. Долгие годы (до 1818 г.) главным правителем русской Америки был А. А. Баранов, выходец из купцов г. Каргополя Олонецкой губернии.


Русские корабли у берегов Аляски

Русское население Аляски и Алеутских островов было невелико (в разные годы от 500 до 830 человек). Всего же в Русской Америке обитало около 10 тыс. человек, в основном — алеуты, жители островов и побережья Аляски. Они охотно сближались с русскими, крестились в православную веру, перенимали различные ремесла и одежду. Мужчины ходили в куртках и сюртуках, женщины — в ситцевых платьях. Девушки перевязывали волосы лентой и мечтали выйти замуж за русского.

Иное дело — индейцы, жившие во внутренних районах Аляски. Они враждебно относились к русским, полагая, что именно они занесли в их страну неведомые раньше болезни — оспу и корь. В 1802 г. индейцы из племени тлинкитов («колошей», как называли их русские) напали на русско-алеутское поселение на о. Ситха, все сожгли и перебили многих жителей. Лишь в 1804 г.

Географические открытия 18-19 веков. Каковы их значение и последствия?

остров был отвоеван. Баранов основал на нем крепость Ново-Архангельск, ставшую столицей Русской Америки. В Ново-Архангельске были построены церковь, судоходная верфь, мастерские. В библиотеке собралось более 1200 книг.

После отставки Баранова должность главного правителя стали занимать морские офицеры, малоопытные в коммерческих делах. Постепенно истощались пушные богатства. Финансовые дела компании пошатнулись, она стала получать казенные пособия. Зато расширились географические исследования. Особенно — в глубинных районах, которые обозначались на картах белым пятном.

Особое значение имела экспедиция Л. А. Загоскина в 1842 — 1844 гг. Лаврентий Загоскин, пензенский уроженец, был племянником известного писателя М. Загоскина. Свои впечатления о трудной и длительной экспедиции он изложил в книге «Пешеходная опись части русских владений в Америке». Загоскин описал бассейны главных рек Аляски (Юкона и Кускоквима) собрал сведения о климате этих районов, их природном мире, жизни местного населения, с которым ему удалось наладить дружеские отношения. Написанная живо и талантливо, «Пешеходная опись» сочетала в себе научную ценность и художественные достоинства.

Около четверти века провел в Русской Америке И. Е. Вениаминов. Приехав в Ново-Архангельск молодым миссионером, он сразу же занялся изучением алеутского языка, а позднее написал учебник по его грамматике. На о. Уналашке, где он долгое время жил, его трудами и попечением была построена церковь, открыты школа и больница. Он регулярно вел метеорологические и другие натурные наблюдения. Когда Вениаминов постригся в монахи, его нарекли Иннокентием. Вскоре он стал епископом камчатским, курильским и алеутским.

В 50-е годы XIX в. русское правительство стало уделять особое внимание исследованию Приамурья и Уссурийского края. Интерес к Русской Америке заметно снизился. В годы Крымской войны она чудом уцелела от захвата англичанами. Фактически же далекая колония была и оставалась незащищенной. Для государственной казны, опустошенной в результате войны, стали в тягость ежегодные немалые выплаты Русско-американской компании. Приходилось делать выбор между освоением Дальнего Востока (Приамурья и Приморья) и Русской Америки. Вопрос долго обсуждался, и в конце концов был заключен договор с правительством США о продаже Аляски за 7,2 млн. долларов. 6 октября 1867 г. в Ново-Архангельске был спущен русский флаг и поднят американский. Россия мирно ушла из Аляски, оставив будущим поколениям ее жителей результаты своих трудов по ее изучению и освоению.

Документ:Из дневника Ф. Ф. Беллинсгаузена

10генваря(1821 г.). …В полдень ветер отошел к востоку и сделался свежее. Не имея возможности идти к югу от встречаемого сплошного льда, мы должны были продолжать путь в ожидании благополучного ветра. Между тем морские ласточки подавали нам повод к заключению, что в близости сего места существует берег.

В 3 часа пополудни увидели чернеющееся пятно. Я в трубу с первого взгляда узнал, что вижу берег. Солнечные лучи, выходя из облаков, осветили сие место, и, к общему удовольствию, все удостоверились, что видят берег, покрытый снегом: одни только осыпи и скалы, на коих снег удержаться не мог, чернелись.

Невозможно выразить словами радость, которая явилась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег!» Восторг сей был неудивителен после долговременного единообразного плавания в беспрерывных гибельных опасностях, между льдами, при снеге, дожде, слякоти и туманах… Обретенный нами берег подавал надежду, что непременно должны быть еще другие берега, ибо существование токмо одного в таком обширном водном пространстве нам казалось невозможным.

11 генваря. С полуночи небо было покрыто густыми облаками, воздух наполнен мглой, ветер свежел. Мы продолжали идти тем же курсом к северу, чтобы, поворотя, лечь ближе к берегу. В продолжении утра, по прочищении пасмурности, носящейся над берегом, когда солнечные лучи оный осветили, мы увидели высокий остров, простирающийся от N0 61° до S, покрытый снегом. В 5 часов пополудни, подойдя на расстояние 14 миль от берега, встретили сплошной лед, который нам воспрепятствовал еще приблизиться, лучше обозреть берег и взять что-либо любопытства и сохранения достойное в музеум Адмиралтейского департамента. Достигнув с шлюпом «Востоком» до самых льдов, я привел на другой галс в дрейф, чтобы дожидаться шлюпа «Мирного», который был позади нас. При приближении «Мирного» мы подняли флаги: лейтенант Лазарев поздравил меня через телеграф с обретением острова; на обоих шлюпах поставили людей на ванты и прокричали по три раза взаимное «ура». В сие время приказано дать матросам по стакану пунша. Я позвал к себе лейтенанта Лазарева, он сообщил мне, что все оконечности берега видел ясно и хорошо определил положение оных. Остров был весьма ясно виден, особенно нижние части, которые составлены из крутых каменных скал.

Я назвал сей остров высоким именем виновника существования в России военного флота — остров Петра I.

§Золотой век русской культуры I
§Золотой век русской культуры II
§Русская Православная Церковь XIX века
§Митрополит Филарет
§Преследования старообрядцев

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет


По дисциплине: Культурология

Русские путешественники XIX века


Выполнила Евстифеева Анна

студентка группы 1бмо2

Проверила Шоркова С.А.


Москва - 2013



Введение

Глава 1. Путешественники первой половины XIX века

1 И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский

2 Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

3 А.А. Баранов

Глава 2. Путешественники второй половины XIX века

1 Г.И. Невельской и Е.В. Путятин

2 Н.М. Пржевальский

3 Н.Н. Миклухо-Маклай

Заключение

Список используемой литературы


Введение


XIX век стал временем крупнейших географических открытий, совершённых русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников - землепроходцев и путешественников XVII-XVIII вв., они обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила давнюю мечту: ее корабли вошли в Мировой океан.


Глава 1. Путешественники первой половины XIX века


.1 И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский


В 1803 г. по указанию Александра I на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся 3 года. Ее возглавил Иван Федорович Крузенштерн - крупнейший мореплаватель и ученый-географ XIX в.

В ходе плавания было впервые нанесено на карту более тысячи километров берегов острова Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о других районах, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.

Итоги наблюдений были изложены в докладе Академии наук. Они оказались настолько весомы, что И.Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного в начале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 г. адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества. Он воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.


1.2 Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Одним из учеников и последователей Крузенштерна стал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Он был участником первой русской кругосветной экспедиции.

В 1819-1821 гг. Беллинсгаузену было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах (одномачтовых кораблях) «Восток» (которым он командовал) и «Мирный» (командир Михаил Петрович Лазарев). План экспедиции составил Крузенштерн. Главной ее целью было обозначено «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытие возможной близости Антарктического полюса».

января 1820 г. экспедиция подошла к берегам неведомой в то время Антарктиды, которую Беллинсгаузен назвал «льдинным материком». После стоянки в Австралии русские корабли двинулись в тропическую часть Тихого океана, где ими была открыта группа островов, названная островами Россиян.

За 751 день плавания русские моряки прошли около 50 тыс. км. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового для человечества континента.


1.3 А.А. Баранов


Александра Андреевича Баранова трудно отнести к первооткрывателям или путешественникам в строгом смысле этих слов. Но это был человек, внесший неоценимый вклад в освоение нашими соотечественниками Русской Америки. Будучи каргопольским купцом, он торговал в Восточной Сибири, а с 1790 г. - в Северо-Западной Америке.

В поисках новых районов охоты Баранов подробно изучил остров Кадьяк и другие территории, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения и снабжал их всем необходимым, налаживал обмен с местными жителями. Именно ему удалось впервые по-настоящему закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки.

Деятельность Баранова была чрезвычайно сложна и опасна. Постоянные набеги индейцев стоили русским поселенцам не только немалых средств, но и жизней. Только в 1802 г. при попытке создать поселение на острове Ситка было убито более 200 переселенцев.

Усилия Баранова были настолько успешными, что в 1799 г. он стал правителем Российско-Американской компании, а в 1803 г. был назначен правителем Российских колоний в Америке. Этот высокий и опасный пост он занимал почти до самой смерти.

В 1804 г. Баранов на острове Ситка основал крепость Новоархангельск, а затем - форт Росс. В 1815 г. он предпринял экспедицию на Гавайские острова с целью их присоединения к России. Однако удачи она не принесла. Будучи уже пожилым и больным человеком, Александр Андреевич трижды просил отставки. Однако отпускать со службы такого человека не спешили.

географический русский кругосветный экспедиция


Глава 2. Путешественники второй половины XIX века


.1 Г.И. Невельский и Е.В. Путятин


Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока середины XIX в. стал Геннадий Иванович Невельский.

В двух экспедициях (1848-1849 и 1850-1855) ему удалось, обойдя Сахалин с севера, открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. Здесь в 1850 г. он основал Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре). Путешествия Невельского имели важное значение: впервые было доказано, что Сахалин вовсе не соединен с материком, а является островом и Татарский пролив - именно пролив, а не залив, как это считалось.

Евфимий Васильевич Путятин в 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. В 1852-1855 гг. во время руководимой им экспедиции на фрегате «Паллада» были открыты острова Римского-Корсакова. Путятин стал первым из русских, кому удалось побывать в закрытой от европейцев Японии и даже подписать там договор (1855).

Результатом экспедиций Невельского и Путятина, кроме сугубо научных, стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке.

Важнейшим среди таких учреждений стало открытое в 1845 г. Русское географическое общество. Оно превратилось в центр географических знаний в России.


2.2 Н.М. Пржевальский


О странствиях Пржевальский мечтал с ранних лет и упорно готовился к ним. Но грянула Крымская война - он пошёл рядовым в армию. А потом годы учёбы в Академии Генерального штаба. Однако карьера военного отнюдь не привлекала его. Пребывание в Академии ознаменовалось для Пржевальского лишь составлением Военно-статистического обозрения Приамурского края.

Тем не менее, эта работа позволила ему стать членом географического общества.

В начале 1867 года Пржевальский представил в Общество план крупной и рискованной экспедиции в Центральную Азию. Однако дерзость молодого офицера показалась чрезмерной, и дело ограничилось командировкой его в Уссурийский край с позволением проводить какие угодно учёные изыскания. Но и это решение Пржевальский встретил с восторгом.

В этом первом своём путешествии Пржевальский составил наиболее полное описание Уссурийского края и приобрёл ценный экспедиционный опыт. Теперь в него поверили: для путешествия в Монголию и страну Тангутов - Северный Тибет, о чём он мечтал, препятствий не оказалось.

За четыре года экспедиции(1870-1873 гг.) удалось внести существенные поправки в географическую карту.

В 1876 году он вновь берёт курс на Тибет. Первым из европейцев Пржевальский достигает таинственного озера Лобнор, открывает неизвестный ранее хребет Алтындаг и определяет точную границу Тибетского нагорья, установив, что оно начинается на 300 км севернее, чем считалось ранее. Но проникнуть вглубь этой почти не известной европейцам страны ему на сей раз не удалось.

И всё же спустя три года русский землепроходец достиг заветного нагорья. Абсолютная неисследованность этого района и привлекала Пржевальского, направившего сюда в начале 1880-х гг. свою экспедицию. Это было самое плодотворное его путешествие, увенчавшееся многими открытиями. Правда, истока Хуанхэ Пржевальскому обнаружить так и не удалось (он был найден лишь совсем недавно), однако русской экспедицией был детально исследован водораздел между Жёлтой рекой - Хуанхэ и крупнейшей в Китае и Евразии Голубой рекой - Янцзы. На карту были нанесены неизвестные ранее хребты. Пржевальский дал им названия: хребет Колумба, хребет Московский, хребет Русский. Одну из вершин последнего он назвал Кремль. Впоследствии в этой горной системе появился хребет, увековечивший имя самого Пржевальского.

В ходе всех своих экспедиций Пржевальский, будучи профессиональным географом, сделал открытия, которые могли бы принести славу любому зоологу или ботанику. Он описал дикую лошадь(лошадь Пржевальского), дикого верблюда и Тибетского медведя, несколько новых видов птиц, рыб и пресмыкающихся, сотни видов растений.

И вновь он собирался в путь. Тибет опять манил его к себе. На этот раз Пржевальский твёрдо решил побывать в Лхасе.

Но все планы рухнули. Он умирал в своей палатке, едва начав путешествие. Перед смертью он попросил спутников похоронить его непременно на берегу Иссык-Куля, в походной экспедиционной форме....

ноября 1888 г. Николая Михайловича Пржевальского не стало. Последняя просьба его была выполнена.


2.3 Н.Н. Миклухо-Маклай


Каждая культура, каждое племя или народ, каждая человеческая личность имеет право на самостоятельность. Взаимодействуя, общаясь, они должны исходить из обоюдного уважения, не стремясь силой насаждать свои порядки, свой образ жизни и не навязывая свои мысли.

Эти принципы были близки и понятны Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю, который воспитывался в интеллигентной российской семье во время расцвета русской культуры, прежде всего литературы, пронизанной идеями свободы, гуманизма, добра и поисков правды. Изучив биологию и медицину в Германии, совершив несколько научных экспедиций (он был ассистентом известного биолога и эколога Э. Геккеля), он вернулся в Россию и затем решил отправиться на Новую Гвинею. К.М. Бэр рекомендовал ему наблюдать людей «без предвзятого мнения относительно количества и распространения человеческих племен и рас»

Почему он выбрал Новую Гвинею? Остров этот был известен европейцам давно. Еще в XVI веке португальские и испанские мореплаватели проходили у его берегов - северного и северо-восточного. Но тогда полагали, что это - окраина Неведомой Южной Земли. На некоторых картах Новую Гвинею соединяли с Огненной Землей. В начале XVII века испанский капитан Луис Торрес, пройдя проливом, отделяющим его от Австралии (Торресовым проливом), доказал, что Новая Гвинея - крупный остров. А через полтора столетия этот же путь проделал Джеймс Кук, поначалу считавший, что именно он был здесь первым (пока не были опубликованы секретные испанские документы о плавании Торреса)

До середины XIX в. Новая Гвинея оставалась в стороне от экономических интересов европейских индустриальных держав. Возможно, повлияло то, что на ней не было найдено месторождений драгоценных металлов. Не исключено также, что причиной тому - слухи о тамошних дикарях-людоедах. К тому же буйная тропическая растительность препятствовала освоению этих территорий. Более или менее основательное изучение Новой Гвинеи началось в 1871-1872 годах: итальянские ученые Луиджи Альбертис и Одоардо Беккари исследовали северо-западную часть острова.

Миклухо-Маклаю приходилось торопиться, чтобы застать хотя бы некоторые племена папуасов в их естественном состоянии. Поэтому он избрал практически неизученный юго-восточный берег Новой Гвинеи, высадился там в сентябре 1871 года и более года жил среди «дикарей», общаясь с ними, завоевав их уважение и доверие.

Первое пребывание на берегу Маклая.

сентября 1871 года «Витязь» встал на якорную стоянку примерно в 140 м от берега. Вскоре появились папуасы; Миклухо-Маклай, отказавшись от охраны, с Ульсоном и Боем высадился на берегу и посетил деревню, всё население которой сбежало в джунгли. Наиболее смелым оказался папуас по имени Туй (в произношении, зафиксированном Д.Д. Тумаркиным в 1977 году, - Тойя). Именно Туй станет главным посредником Миклухо-Маклая с обитателями прибрежных деревень.

Назимов предупредил, что сможет простоять не более недели, поэтому Миклухо-Маклай при помощи Туя приискал мысок Гарагаси, где была сооружена хижина для учёного (размером 7×14 футов), а в шалаше, принадлежащем Тую, устроили поварню. По настоянию командира «Витязя», площадка 70×70 м была заминирована; сведения, применялись ли Миклухо-Маклаем мины, противоречат друг другу и непроверяемы. Из продуктов у Николая Николаевича было два пуда риса, чилийские бобы, сушёное мясо и банка пищевого жира. Назимов заставил Миклухо-Маклая взять дневное довольствие команды - то есть дневной запас продуктов на 300 человек, но Николай Николаевич отказался брать запас безвозмездно. 27 сентября «Витязь» покинул залив.

Первый месяц на Новой Гвинее прошёл довольно напряжённо. Миклухо-Маклай пришёл к выводу, что его визиты чрезмерно беспокоят островитян и ограничился только контактами с туземцами, навещавшими его на мысе Гарагаси. Поскольку он плохо знал язык и обычаи, то первое время ограничивался метеорологическими и зооботаническими исследованиями. Уже 11 октября его свалил первый приступ лихорадки, и повторные приступы продолжались во всё время пребывания учёного в Заливе Астролябии. Постоянно болели слуги, особенно плохо было Бою, у которого Миклухо-Маклай диагностировал «опухоль лимфатических желёз в паху». Проведённая операция не помогла, 13 декабря мальчик умер. Миклухо-Маклай при этом вспомнил данное профессору Гегенбауру обещание добыть препарат гортани чернокожего человека с языком и всей мускулатурой, который он и приготовил, несмотря на опасность положения.

К январю 1872 года авторитет Миклухо-Маклая среди местного населения вырос, и 11 января он впервые получил приглашение в деревню Бонгу. Произошёл обмен подарками, но жён и детей новогвинейцы от учёного по-прежнему прятали. В феврале 1872 года Николаю Николаевичу удалось излечить Туя от тяжёлого ранения (на него упало дерево, рана на голове загноилась), после чего учёный был принят в деревне, Туй представил ему жену и детей; мнение о европейце как о злом духе было значительно поколеблено. Символическое включение этнографа в местный социум состоялось 2 марта на ночной церемонии, в которой участвовали мужчины трёх родственных деревень - Гумбу, Горенду и Бонгу. Художественное описание церемонии оставил сам Миклухо-Маклай в дневнике. После этого учёный мог спокойно совершать дальние экскурсии по побережью и даже в горы. Наибольшую трудность создавал языковой барьер: к концу своего первого пребывания на Новой Гвинее учёный владел примерно 350 словами местного языка бонгу, а в окрестностях бытовали не менее 15 языков.

Исследованные территории, берега залива Астролябия и часть побережья к востоку от него до мыса Хуон, Миклухо-Маклай назвал своим именем - «Берег Миклухо-Маклая», определив его географические границы следующим образом: от мыса Кроазиль на западе до мыса Короля Вильяма на востоке, от берега моря на северо-востоке до высочайшего хребта гор Мана Боро-Боро на юго-западе.


Заключение


Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий. И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, падает на начало XX века.


Список используемой литературы


1.Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

2.Зезина М.Р. Кошман Л.В. Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Географические открытия русских путешественников
XVIII-XIX вв.

Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и обращает свой взор на восток, туда, где на тысячи километров все дико и привольно, где дикие племена и целые народы живут среди природы и где спрятаны под землей великие силы. Кто разбудит эти силы? Кому приготовлены несметные богатства? Для кого эти просторы, эта земля, это небо и эти воды, которым нет конца и края? Зачем, куда отправлялись Шелихов, Резанов, Кусков, Баранов и, вместе с ними, тысячи безвестных первопроходцев? Чем жили эти люди, ради чего их подвиг? Что же гонит человека с насиженного места? Что мнится ему за горизонтом, там, где водянистые облака обволакивают черные скалы и где стынущий океан так величественно пустынен?

1757 г.
Мореход Башмаков побывал на Крысьих островах.

1758 - 1759 гг.
Проект (неосуществленный) иркутского купца Бечевина плавания из Охотска к Камчатке и вокруг Чукотского Носа к р. Лене.

1759 г.
М. В. Ломоносов произнес речь «Рассуждение о большой точности морского пути» .

1759 - 1762 гг.
Яренский посадский Степан Глотов побывал на островах Умнаке и Уналашке и положил их на карту.

1760 г.
Главным командиром Анадырского края назначен подполковник Ф. Х. Плениснер.

1760 - 1764 гг.
Селенгинский купец Андриан Толстых обследовал острова, получившие впоследствии его имя.

1761 г.
Судно купца Бечевина достигло полуострова Аляски и зимовало в Исанакском проливе.

1762 - 1763 гг.
Степан Глотов впервые после Беринга посетил о. Кадьяк .

1762 г.
Первое (неудачное) плавание И. Синдта к берегам Северной Америки.

1763 г.
М. В. Ломоносов представил Екатерине II «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», в Шведскую Академию наук представил «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях». Первый поход сержанта Андреева из Нижнеколымска на Медвежьи острова.

1764 - 1767 гг.
Экспедиция И. Синдта из Охотска в Берингов пролив. В навигацию 1766 г. на галиоте «Св. Екатерина» ей удалось близко подойти к американскому берегу в районе Берингова пролива. Открыт о. Матвея (1766).

1764 - 1765 гг.
Путешествие Н. Дауркина по Чукотскому полуострову. Побывал на о. Св. Лаврентия и посетил Колючинскую губу.

Начало 60-х годов XVIII в.
Олончанин Савва Лошкин впервые обошел вокруг Новой Земли за две навигации.

1765 - 1766 гг.
Плавание первой высокоширотной экспедиции по отысканию Северо-восточного морского прохода oт Шпицбергена к Берингову проливу под командованием В. Я. Чичагова.

1764 - 1771 гг.
Секретная русская экспедиция для описи и положения на карты американских территорий России и гряды Алеутских островов под начальством Левашева и Креницына.

1766 г.
Великоустюжский купец Василий Шилов поднес Екатерине II составленную им карту Алеутских островов до о. Амки (Андрияновские острова). Яков Чиракин прошел проливом Маточкин Шар с запада на восток вплоть до Карского моря и составил план пролива.

1768 г.
Сальный промысел и сельдяной торг изъяты у компании Шувалова и переданы в собственность архангельского купечества.

1773 - 1779 г.
Штурман Потап Зайков плавал к Алеутским островам и дал первую близкую к действительности их карту.

1778 - 1779 гг.
Экспедиция Ост-Индской компании во главе с Д. Куком, побывала у берегов Русской Америки (Аляски), прошла через Берингов пролив к северу и посетила Камчатку.

1803 - 1853 гг.
Судами русского парусного флота совершено шестьдесят кругосветных плаваний .

1804 г.
На о. Ситха основан Новоархангельск - резиденция главного правителя российских владений в Северной Америке.

1821 г.
Экспедиция Российско-Американской компании на бриге «Головин» под начальством Хромченко описала северо-западные берега Аляски. Русское правительство запретило плавание в Тихом океане иностранных судов севернее 51" с.ш.

1838 г.
Экспедиция Российско-Американской компании на бриге «Полифем» под начальством Кашеварова произвела опись северного побережья Аляски от мыса Лисберн до мыса Барроу.

1840 г.
Этолин на бриге Российско-Американской компании «Чичагов» предпринял плавание от Новоархангельска к Берингову проливу и в залив Св. Лаврентия.

1842 - 1844 гг.
Лейтенант Л. А. Загоскин обследовал на Аляске бассейны рр. Квихпак (Юкон) и Кускоквим и составил «пешеходную опись» значительной части Русской Америки.

1867 г.
Царское правительство продало США владения Российско-Американской компании - Аляску и Алеутские острова.

Тема: XIX века

Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

Цель: Проследить развитие науки в первой половине 19 в., рассказать об основных географических открытиях данного периода.

Задачи:

Образовательные:

· Показать значение изобретений в области науки на развитие российской промышленности;

· Рассказать о настойчивости и мужестве русских путешественников во время экспедиций

Развивающие:

· обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы;

    развивать умение слушать учителя и использовать полученный материал в работе; способствовать умению анализировать, через выполнение заданий на карточках; продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы; продолжать формировать ориентировку в историческом времени при работе с пособием «Лента времени».

Воспитательные:

    вызвать чувство восхищения у учащихся людьми, которые в тяжелейших условиях делали открытия, посвятили жизнь служению Родине, русскому народу.

Планируемые результаты:

к концу урока учащиеся должны знать:

Российских изобретателей первой половины 19 века;

Научные открытия: – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога;

Географические открытия: - остров Южный Сахалин , – Антарктида.

Должны уметь:

Ориентироваться по карте;

Использовать усвоенный материал при выполнении заданий.

Основные знания: Научные открытия: – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога. Географические открытия: , – остров Южный Сахалин, Антарктида.

Основные термины и понятия: телеграф, телефон, свита, пингвин.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, «Лента времени», карточки с датами.

Ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Приветствие.

Отметка в журнале отсутствующих.

Психологический настрой на урок.

Сообщение плана урока.

Приветствие.

Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя.

В первой половине 19 века развивалась не только русская культура, но и наука. Русские путешественники сделали ряд географических открытий.

Сообщение темы урока: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века (слайд 1)

Сегодня на уроке вы узнаете: (Слайд 2)

российских изобретателей первой половины 19 века;

Научные открытия; Е. и М. Черепановых

Географические открытия, .

К концу урока должны уметь:

Ориентироваться по карте;

Работать с «Лентой времени»;

Использовать усвоенный материал при выполнении заданий;

Слушают учителя

Записывают тему урока в тетрадь

Слушают учителя, следят за слайдами

Изучение нового материала.

Работа над материалом урока по плану:

I. Научные открытия.

1. Изобретение телеграфа.

2. Первые в России паровоз и железная дорога.

II. Географические открытия.

1. Первая экспедиция.

2. Второе кругосветное плавание.

Учитель рассказывает, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов.

Работа с исторической картой. Показ пути следования: Япония, Китай, Аляска, Южный Сахалин.

После рассказа по каждому пункту плана заполняется таблица на доске с использованием ответов учащихся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ВЫВОД ПО ТЕМЕ: таким образом, в первой половине 19 века открытия российских учёных оказали огромное влияние на развитие российской промышленности. Русскими исследователями были исследованы и открыты новые земли, острова и материк; составлены новые карты, написаны книги о путешествиях.

Слушают рассказ учителя, следят за слайдами.

По ходу рассказа записывают в тетрадь, заполняют таблицу.

Определяют век

Ставят дату на ленте времени.

Выполняют физкультминутку

Слушают вывод по теме

Закрепление учебного материала.

ЗАДАНИЕ 1: Ответьте на вопросы:

Кто изобрёл первый в мире телеграф? Какое изобретение сделали Черепановы? Каковы результаты двух кругосветных плаваний?

ЗАДАНИЕ 2: Реши кроссворд

1. Название корабля первой экспедиции.

2. Название корабля первой экспедиции.

3. Название материка, открытого второй экспедицией.

4. Имя русского путешественника, руководившего первой экспедицией.

5. Имя русского путешественника, руководившего второй экспедицией.

6. Название острова, открытого первой экспедицией.

САМОПРОВЕРКА – СЛАЙД

Отвечают на вопросы.

Решают кроссворд

Проверяют по слайду, ставят оценку

Подведение итогов

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Что вам больше всего запомнилось?