Введение

    1 Поэма
      1.1 Первая строфа 1.2 Содержание поэмы 1.3 Хронологические рамки 1.4 Структура поэмы 1.5 Компоненты «Одиссеи»
    2 Главный герой
      2.1 Параллели в других культурах
    3 Список персонажей «Одиссеи»
      3.1 Спутники Одиссея 3.2 Обитатели островов на пути следования Одиссея
        3.2.1 Тени умерших, с которыми общается Одиссей в Аиде
      3.3 Жители Итаки
        3.3.1 Домочадцы Одиссея 3.3.2 Женихи Пенелопы
      3.4 Боги 3.5 Обитатели островов на пути следования Телемаха
    4 История и язык поэмы
      4.1 Влияние на европейскую литературу 4.2 Переводы на русский язык 4.3 Зависимые произведения
    5 Литература
      5.1 Переводы 5.2 Исследования 5.3 Античные схолии к Одиссее

Примечания

Введение

Алфавит" href="/text/category/alfavit/" rel="bookmark">алфавита и обозначил каждую песнь буквами греческого алфавита (заглавными - «Илиаду», строчными- «Одиссею»)

1.1. Первая строфа

disc">1-я песнь. Начало повествования в «Одиссее» отнесено к 10-му году после падения Трои. Одиссей томится на острове Огигии, насильно удерживаемый нимфой Калипсо; в это время на Итаке за его жену Пенелопу сватаются многочисленные женихи, пирующие в его доме и расточающие его богатства. По решению совета богов, покровительствующая Одиссею Афина направляется в Итаку и побуждает юного одиссеева сына Телемаха отправиться в Пилос и Спарту расспросить о судьбе отца. 2-я песнь. С помощью Афины Телемах (тщетно пытавшийся удалить из своего дома женихов) тайно уезжает из Итаки в Пилос. 3-я песнь. Престарелый царь Пилоса Нестор сообщает Телемаху сведения о некоторых ахейских вождях, но за дальнейшими справками направляет его в Спарту к Менелаю. 4-я песнь. Радушно принятый Менелаем и Еленой, Телемах узнает, что Одиссей находится в плену у Калипсо. Меж тем женихи, испуганные отъездом Телемаха, устраивают засаду, чтобы погубить его на возвратном пути. 5-я песнь. С V книги начинается новая линия ведения рассказа: боги посылают Гермеса к Калипсо с приказом отпустить Одиссея, который на плоту пускается по морю. Спасшись чудом от бури, поднятой враждебным ему Посейдоном, Одиссей выплывает на берег острова Схарии, где живёт счастливый народ - феаки, мореплаватели со сказочно быстроходными кораблями. 6-я песнь. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей, дочерью царя феаков Алкиноя. 7-я песнь. Алкиной принимает странника в своем роскошном дворце. 8-я песнь. Алкиной устраивает в честь странника пир и игры. На играх слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея.

disc">9-я песнь. Одиссей наконец открывает свое имя и рассказывает о своих приключениях. Рассказы («апологи») Одиссея: Одиссей посетил страну лотофагов, питающихся лотосом, где всякий, вкусивший лотоса, забывает о родине; великан-людоед , циклоп Полифем, сожрал в своей пещере нескольких товарищей Одиссея, но Одиссей опоил и ослепил циклопа и спасся с прочими товарищами из пещеры под шерстью баранов; за это Полифем призвал на Одиссея гнев своего отца Посейдона. 10-я песнь. Одиссей продолжает рассказывать свои приключения. Прибытие на остров Эолию. Бог ветров Эол благосклонно вручил Одиссею мех с завязанными в нём ветрами, но уже недалеко от родины спутники Одиссея развязали мех, и буря снова отбросила их к Эолову острову. Но раздраженный Эол повелевает Одиссею удалиться. Людоеды-лестригоны уничтожили все корабли Одиссея, кроме одного, который пристал к острову волшебницы Кирки, обратившей спутников Одиссея в свиней; преодолев чары с помощью Гермеса, Одиссей в течение года был мужем Кирки. 11-я песнь. Одиссей спускается в преисподнюю вопросить прорицателя Тиресия и беседует с тенями матери и умерших друзей. 12-я песнь. Затем Одиссей проплывает мимо Сирен, которые завлекают мореплавателей волшебным пением и губят их; проезжал между утесами, на которых обитают чудовища Сцилла и Харибда. На острове солнечного бога Гелиоса спутники Одиссея убили быков бога, и Зевс послал бурю, погубившую корабль Одиссея со всеми спутниками; Одиссей выплыл на остров Калипсо. 13-я песнь. Феаки, одарив Одиссея, отвозят его на родину, и разгневанный Посейдон обращает за это их корабль в утес. Превращенный Афиной в нищего старика, Одиссей отправляется к верному свинопасу Эвмею. 14-я песнь. Пребывание у Эвмея - жанровая идиллическая картинка. 15-я песнь. Возвращающийся из Спарты Телемах благополучно избегает засады женихов. 16-я песнь. Телемах встречается у Эвмея с Одиссеем, который открывается сыну. 17-я песнь. Одиссей возвращается в свой дом в виде нищего, подвергаясь оскорблениям со стороны женихов и слуг. 18-я песнь. Старик-Одиссей дерется с местным нищим Иром и подвергается дальнейшим издевательствам. 19-я песнь. Одиссей делает приготовления к мщению. Только старая няня Эвриклея узнает Одиссея по рубцу на ноге. 20-я песнь. Злые знамения удерживают женихов, намеревающихся погубить пришельца. 21-я песнь. Пенелопа обещает свою руку тому, кто, согнув лук Одиссея, пропустит стрелу через 12 колец. Нищий пришелец единственный выполняет задание Пенелопы. 22-я песнь. Одиссей убивает женихов, открывшись им, и казнит изменивших ему слуг. 23-я песнь. Пенелопа узнает наконец Одиссея, сообщающего ей известную лишь им двоим альковную тайну. 24-я песнь. Сценами прибытия душ женихов в преисподнюю, свидания Одиссея с его отцом Лаэртом и заключения мира между Одиссеем и родственниками убитых заканчивается поэма.

1.3. Хронологические рамки

DIV_ADBLOCK99">

В. Серов. Одиссей и Навсикая

Несмотря на то, что сама одиссея (то есть странствия) главного героя заняли 10 лет, все события в «Одиссее» происходят в течение 40 суток. Причем главными событиями наполнено всего 9 дней. Временные рамки произведения расширяются за счет многочисленных вставных новелл.

В поэме содержится ряд астрономических указаний, которые некоторые исследователи трактуют как позволяющие определить «точное время» путешествия. Так, согласно исследованиям ученых Национальной академии наук США Одиссей вернулся домой 16 апреля 1178 года до н. э., эта дата была определена благодаря множеству упоминаний положения небесных тел (Меркурий, Луна, Венера, созвездия Волопас и Плеяды).

1.4. Структура поэмы

Так же, как и в «Илиаде», композиция поэмы симметрична. Начало и конец поэмы посвящены эпизодам на Итаке, а композиционный центр отдан рассказу Одиссея о его странствиях, в которых главное место занимает спуск в Аид, непосредственно перекликающийся с «Илиадой» (беседа Одиссея с душами Ахилла и Агамемнона).

    Итака . Последние дни перед возвращением царя. Первые 4 песни поэмы, сосредотачивающие внимание на Телемахе, иногда обозначаются под названием «Телемахия», первоначально, возможно, самостоятельная поэма. Одиссей .
      5-я по 8-ю песни поэмы - последние дни из десятилетнего странствия перед возвращением Одиссея домой. «Апологи» - рассказы Одиссея о приключениях (с 9-й по 12-ю песнь). Некоторые исследователи[кто? ] считают, что история странствий сложилась из двух самостоятельных некогда циклов:
        Первый эпический цикл - рассказ о событиях в западном Средиземноморье, где героя преследовал бог Посейдон и держала в плену Калипсо.
          Центральная история пребывания героя в загробном царстве. Соединяет оба цикла. Т. н. «nekuia» - повествование о путешествии в мир мертвых (этот литературный термин применяется также к сходному путешествию Энея в «Энеиде». Часть катабасиса).
        Второй эпический цикл рассказывает о действиях в районе Чёрного моря, где гнев бога Гелиоса из-за убийства священных коров обрекает героя на скитания, а роль Калипсо выполняла Кирка. «Апологи» заканчиваются прибытием Одиссея на остров Калипсо (с отбытия Одиссея с этого же острова начинается 5-я песня - композиция закольцовывается, семь лет, прошедших у Калипсо, вычеркнуты).
    Итака . Окончательное прибытие мужа домой (13-23 песни) и возмездие.
      Последняя, 24-я песня (550 строк) некоторыми учёными считается более поздним добавлением к оригинальному тексту, сделанным кем-то другим.

1.5. Компоненты «Одиссеи»

«Одиссея» построена на достаточно архаическом материале. Главный герой - Одиссей, у этрусков Uthsta, лат. Ulixes - старинная, повидимому ещё догреческая фигура с несколько эллинизованным народной этимологией именем.

В поэме использованы широко распространенные фольклорные сюжеты:

    сюжет о муже, который после долгих странствий возвращается на родину неузнанным и попадает на свадьбу жены. Его опознают троекратным признакам (шрам, лук, конструкция кровати). сюжет о сыне, отправляющемся на поиски отца.

Почти все эпизоды странствий Одиссея имеют многочисленные сказочные параллели. Их сопоставление с родственными сказками показывает, что в поэме сказочный материал подвергся значительной переработке в рационалистическом направлении. Многие сказочные моменты сохранены лишь в рудиментарном виде. Сказка получает тенденцию превратиться в бытовую новеллу. Многие моменты, принадлежавшие в прежних вариантах развития сюжета к сверхъестественному миру, получают реалистически-описательную трактовку.

Форма рассказа от первого лица, которая используется для повествований о странствиях Одиссея - традиционна для этом жанра (ср. фольклор мореплавателей) и известна из египетской литературы начала 2-го тысячелетия (рассказ «потерпевшего кораблекрушение»). В рассказах, вложенных в уста Одиссея («апологах»), могли отложиться географические наблюдения ионийских мореплавателей. Но многочисленные попытки географической локализации странствий Одиссея не привели к однозначным и удовлетворительным результатам.

Одиссей как персонаж и приписываемые ему странствия могли быть придуманы не одновременно: многое в «Одиссее» может являться заимствованием из сказаний о других героях, например из цикла аргонавтов, на популярность которого указывается в самой «Одиссее». Во всяком случае, в тексте поэмы остались несглаженными многочисленные следы предшествующих разработок сюжета.

У исследователей распространена гипотеза Кирхгофа, что «Одиссея» является переработкой нескольких «малых эпосов» («Телемахия», «странствия», «возвращение Одиссея» и т. п.). Также правдоподобна гипотеза существования одной или нескольких «праодиссей», то есть поэм, которые содержали в себе сюжет полностью и легли в основу канонической «Одиссеи». «Унитарная» теория рассматривает поэму как целостное произведение единого автора, использовавшего многоразличные источники. Некоторые из «унитариев» поддерживают и традиционное представление о едином авторе «Илиады» и «Одиссеи» (Гомере), считая «Одиссею» лишь более поздним произведением Гомера.

2. Главный герой

Подробнее.

Хотя поэма - героическая, в образе главного героя героические черты - не главное. Они отступают на задний план по сравнению с такими качествами, как ум, хитрость, изобретательность и расчётливость. Основная черта Одиссея - непреодолимое желание вернуться домой, к семье.

Судя по обеим гомеровским поэмам, Одиссей - подлинно эпический герой и вместе с тем то, что называют «всесторонне развитой личностью» (?????????? ??????): храбрый воин и умный военачальник , опытный разведчик, первый в кулачном бою и беге атлет, отважный мореход, искусный плотник, охотник, торговец, рачительный хозяин, сказитель. Он любящий сын, супруг и отец, но он же и любовник коварно-прекрасных нимф Кирки и Калипсо. Образ Одиссея соткан из противоречий, гипербол и гротеска. В нём на первый план выделена текучесть человеческой природы, её способность к метаморфозам в вечном поиске все новых сторон бытия . Одиссею покровительствует мудрая и воинственная Афина, а сам он подчас напоминает морского бога Протея своей способностью легко менять свой облик. На протяжении десяти лет возвращения домой он предстаёт мореплавателем, разбойником, шаманом, вызывающим души мёртвых (сцены в Аиде), жертвой кораблекрушения, нищим стариком и т. д.

Чувствуется, что герой при этом как бы «раздваивается»: он искренне переживает гибель друзей, страдания, жаждет вернуться домой, но он и наслаждается игрою жизни, легко и искусно играет роли, предлагаемые ему обстоятельствами (человека по имени «Никто» в пещере Полифема, жителя Крита, обитателя острова Сира и пр.). В его личности и судьбе сплетаются неразрывно трагическое и комическое, высокие чувства (патриотизм, почтение к богам) и житейские прозаическое. Одиссей и ведет себя подчас не лучшим образом: он жадничает, откладывает себе лучший кусок на пиру, ждёт подарков даже от Полифема, проявляет жестокость к рабам, лжёт и изворачивается ради какой-нибудь выгоды. И все же общий баланс и симпатия - в пользу Одиссея - страдальца, патриота и неутомимого путешественника, воина, мудреца, первооткрывателя новых пространств и новых возможностей человека.

Мирча Элиаде придавал мифу об Одиссее исключительное значение, что видно из его следующих слов: «Одиссей для меня - первообраз не только человека современной эпохи, но и человека грядущего, поскольку он представляет собой тип гонимого странника. Его скитания - это путь к Центру, в Итаку, то есть путь к себе. Он - опытный мореплаватель, но судьба, а другими словами, инициатические испытания, из которых он должен выйти победителем, все время вынуждают его оттягивать возвращение к своим пенатам. Миф об Одиссее, я думаю, для нас очень важен. В каждом из нас есть что-то от Одиссея, когда мы ищем самих себя, надеемся дойти до цели и тогда уж точно вновь обрести родину, свой очаг, снова найти себя. Но, как в лабиринте, в каждых скитаниях существует риск заблудиться. Если же тебе удается выйти из лабиринта, добраться до своего очага, тогда ты становишься другим».

2.1. Параллели в других культурах

    Путешествие Гильгамеша Индуистский бог Рама Наль, один из персонажей «Махабхараты», царь, разлученный с женой. Синдбад-мореход, герой арабского средневекового фольклора. Кельтская одиссея - «Странствия Мэл Дуина» («Странствия Мэлдьюна»)

3. Список персонажей «Одиссеи»

disc"> Одиссей

    Псевдонимы Одиссея
      Никто (для Полифема) сын критянина Кастора, которому Афина придала вид старика (для свинопаса Эвмея) критянин Эфон, сын Девкалиона и брат Идоменея (для Пенелопы)

3.1. Спутники Одиссея

    Антиф, съеден Полифемом Элпенор, заснул пьяным на крыше дворца Кирки, упал и разбился Перимед Тримед Эврилох, родственник Одиссея (по схолиям - муж сестры), погиб вместе с кораблем во время бури, насланной Зевсом по просьбе Гелиоса

3.2. Обитатели островов на пути следования Одиссея

    Алкиной, царь феаков Антифат, царь лестригонов Арета, царица феаков Демодок, слепой аэд в доме Алкиноя Калипсо Навсикая, дочь Алкиноя Полифем, циклоп Кирка (у Жуковского Цирцея)

3.2.1. Тени умерших, с которыми общается Одиссей в Аиде

disc"> Агамемнон Антиклея, мать Одиссея Антиопа, мать Зета и Амфиона, Эпикаста, мать и жена Эдипа, большое количество других прославленных женщин Ахилл Аякс Теламонид Геракл (человеческая сущность - в то время, как божественная - на Олимпе) Элпенор, спутник Одиссея Патрокл Тиресий

3.3. Жители Итаки

    Ир, нищий Лаэрт Ментор Эвмей, свинопас

3.3.1. Домочадцы Одиссея

    Аргус, пес Одиссея Евринома, ключница Меланфий, раб, козий пастух Меланфо, рабыня, любовница Евримаха, жениха Пенелопа, жена Одиссея Телемах, сын Одиссея и Пенелопы Филойтий, коровник Эвриклея

3.3.2. Женихи Пенелопы

всего 116 человек, но по имени в поэме названы далеко не все

    Антиной Евримах Еврином, сын Антифа Леод, предсказатель Ктесипп
    Медонт, вестник Фемий, кифаред

3.4. Боги

    Афина
      Люди, чей образ принимает Афина:
        Ментор Мент, сын Анхиала, царь тафосцев Ифтима, сестра Пенелопы, посещающая её в виде призрака дочь морехода Диманта, подруга Навсикаи девушка, несущая воду, в городе феаков вестник царя феаков Алкиноя пастух на Итаке
    Гелиос Гермес Зевс Ино, дочь Кадма, морская богиня Посейдон Эол

3.5. Обитатели островов на пути следования Телемаха

    Елена - сын Нестора Феоклимен, прорицатель

4. История и язык поэмы

DIV_ADBLOCK100">

Считается, что пра-Илиады или пра-Одиссеи не было, однако перед созданием поэм существовал некий набор мифологических и героических сюжетов, песен, которые стали материалом для создателей гомеровских поэм. Кроме ранней греческой поэзии у Гомера встречаются отголоски минойской культуры, и даже связь с хеттской мифологией. Но главный материал для него - микенский период.

Язык «Илиады» и «Одиссеи» не соответствует ни одному региональному диалекту или какому-либо этапу развития греческого языка. По фонетическому облику язык Гомера ближе всего стоит к ионийскому диалекту, но демонстрирует множество архаических форм, которые напоминают о греческом языке микенской эпохи (известном благодаря табличкам с линеарным письмом В). Также часто встречаются флективные формы, никогда не употреблявшиеся одновременно в живом языке. Много элементов, свойственных эолийском диалекту, происхождение которых не выяснено.

4.1. Влияние на европейскую литературу

Средневековая Европа, в V в. потерявшая знание древнегреческого языка, с «Илиадой» и «Одиссеей» знакома не была. Лишь только после падения Константинополя, в конце XV в. византийские учёные познакомили ренессансную Италию с гомеровскими произведениями (первое издание «Одиссеи» в 1488 году).

В позднейшей судьбе гомеровских поэм «Одиссея» играла значительно меньшую роль, чем «Илиада», вокруг которой главным образом и разыгрывались литературные споры об эпической поэме. Неизвестная в средние века и оказавшая воздействие на европейскую литературу лишь через посредство «Энеиды» Вергилия (мотив нисхождения в преисподнюю), «Одиссея» вызвала заметный интерес в XV-XVI века. Ганс Сакс драматизировал её в своем «Странствии Улисса», а поскольку «чудесное» входило почти обязательной составной частью в европейскую поэму, сказочно-фантастическая сторона «Одиссеи» неоднократно использовалась поэтами этого времени (Боярдо, Ариосто, Спенсер), пока идеология католической реакции не отдала и здесь предпочтения христианскому чудесному элементу (merveilleux chretien).

Но, вообще говоря, нравоописательный («этический», по античной терминологии, в отличие от «патетической» «Илиады») характер «Одиссеи» сближал её в литературном сознании нового времени скорее с романом, чем с эпопеей. Сравнительная простота гомеровских нравов (например царевна Навсикая, стирающая белье), жанристско-идиллический интерес к простолюдину («божественный» свинопас Эвмей) и т. п. - эти «низменные» элементы (bassesse) делали «Одиссею» ещё менее приемлемой, чем «Илиада», для поэтики французского классицизма. Зато «естественность» и «невинность» нравов, изображенных в «Одиссее», вызвала восхищение теоретиков нарождающейся буржуазной литературы XVIII века (предшественником их является Фенелон как в теоретических работах, так и в моралистическом романе «Похождения Телемаха»), и материал «Одиссеи» был широко использован наряду с «Илиадой» для построения теории буржуазного эпоса (Гёте, Шиллер, Гумбольдт).

Переносное значение после этой поэмы приобрели имена собственные: одиссея, лотофаги, циклопы (латинская форма имени киклопов), Пенелопа, Цирцея (латинская форма имени Кирки), Телемах, Ментор, Сцилла и Харибда и проч.

4.2. Переводы на русский язык

Классическим переводом «Одиссеи» на русский стала работа В. А. Жуковского (1849), известны также переводы В. Вересаева (1953), (1948, Свердловский Университет).

Перевод Исраэля Шамира выполнен с перевода поэмы на английский язык Лоуренсом Аравийским. Этот современный перевод лишён архаизмов и написан не гекзаметром, а прозой..

4.3. Зависимые произведения

См. Одиссей#Образ в искусстве

5. Литература

5.1. Переводы

    Одиссея. Героическое творение Омира. Переведена с еллиногреческого языка [прозой П. Е. Екимовым]. Ч. 1-2. М., 1788. Одиссея. / Пер. [прозой] И. Мартынова. В 4 ч. СПб., 1826-1828. Гомер . Одиссея. / Пер. П. А. Шуйского. Свердловск, 19стр. 1000 экз. Гомер . Одиссея. / Пер. В. Вересаева. М., 1949.

Подробный комментарий:

    Гомер. Одиссея. / Пер. В. А. Жуковского. Ст. и прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, 20стр. 5000 экз.

Учебные издания:

    Словарь к Одиссее Гомера в порядке стихов. Тифлис, 18стр. Читаем Гомера. Одиссея: Песнь 1-я. Комментарий с переводом и словарем. М.: Высш. шк., 19стр. 1500 экз. ISBN -0

5.2. Исследования

    О происхождении поэм Гомера. Вып. 1. О происхождении Одиссеи. Казань, 18стр. «Одиссея» - героическая поэма странствий. (Серия «Из истории мировой культуры»). М.: Наука, 19стр. 50000 экз. «Одиссея» Гомера и проблемы ее изучения: Учеб. пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 19стр. 500 экз. «Мифология богини»: По данным «Одиссеи» Гомера. М.: Ладомир, 20стр. 1000 экз. ISBN -8 Одиссея разума и разум Одиссея. Ульяновск, КТП, 20стр. ISBN -X

5.3. Античные схолии к Одиссее

Текст схолий к «Одиссее» по изданию Диндорфа (1855):

    Vol. I. Песни I-VIII Vol. II Песни IX-XXIV. Указатели.

Новое издание схолий (начато):

    Filippomaria Pontani (ed.) , Scholia Graeca in Odysseam: 1. Scholia ad libros a-b. Rome: Edizioni di storia e letteratura, 2007. Pp. xl, 382. ISBN -446-3. (рецензия)

Одиссей

Псевдонимы Одиссея: (Никто; сын критянина Кастора, которому Афина придала вид старика; критянин Эфон, сын Девкалиона и брат Идоменея)

Спутники Одиссея:

Антиф, съеден Полифемом

Элпенор, заснул пьяным на крыше дворца Кирки, упал и разбился

Перимед

Эврилох, родственник Одиссея, погиб вместе с кораблем во время бури, насланной Зевсом по просьбе Гелиоса

Обитатели островов на пути следования Одиссея:

Алкиной, царь феаков

Антифат, царь лестригонов

Арета, царица феаков

Демодок, слепой аэд в доме Алкиноя

Калипсо

Навсикая, дочь Алкиноя

Полифем, циклоп

Тени умерших, с которыми общается Одиссей в Аиде: Агамемнон; Антиклея, мать Одиссея; Антиопа, мать Зета и Амфиона; Эпикаста, мать и жена Эдипа; большое количество других прославленных женщин.

Аякс Теламонид

Элпенор, спутник Одиссея

Патрокл

Тиресий

Жители Итаки: Ир, нищий; Лаэрт; Ментор; Эвмей, свинопас

Домочадцы Одиссея: Аргус, пес Одиссея; Евринома, ключница; Меланфий, раб, козий пастух; Меланфо, рабыня, любовница Евримаха, жениха; Пенелопа, жена Одиссея; Телемах, сын Одиссея и Пенелопы; Филойтий, коровник; Эвриклея

Женихи Пенелопы: (всего 116 человек, но по имени в поэме названы далеко не все)

Антиной, Евримах, Еврином, сын Антифа; Леод, предсказатель; Ктесипп

Также: Медонт, вестник; Фемий, кифаред

Боги: Афина

Люди, чей образ принимает Афина: Ментор; Мент, сын Анхиала, царь тафосцев; Ифтима, сестра Пенелопы, посещающая её в виде призрака; дочь морехода Диманта, подруга Навсикаи; девушка, несущая воду, в городе феаков; вестник царя феаков Алкиноя; пастух на Итаке)

Ино, дочь Кадма, морская богиня

Посейдон

Обитатели островов на пути следования Телемаха: Елена, Менелай, Нестор, Писистрат - сын Нестора; Феоклимен, прорицатель

В «Одиссее» герои живут в мирной обстановке. В поэме описываются их повседневные занятия и заботы.

Образ Одиссея. Центральный персонаж Одиссей - настоящий герой, однако главные свои подвиги он совершает не на поле брани и не в военном совете, а среди волшебников, чудищ и врагов у себя на родине. Поэтому изворотливость и хитрость нужны ему не в меньшей степени, чем сила и отвага. Одиссея отличает прежде всего ловкость, умение найти выход из любой ситуации.

Образ Пенелопы. Пенелопа - жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж.

Образы олимпийских богов.
Боги в «Одиссее» более величественны и умиротворенны.

11. Древнегреческая лирическа поэзия 7-6 веков. Система жанров. (по Тронскому)

Термин «лирика» создавался во времена александрийских филологов, заменив термин «мелика» (от melos - «песня»). Это виды песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента (семиструнной лиры, по мифу её изобрел Гермес).

В греческой поэзии жанры и их стили действительно были тесно связаны с определенными стихотворными размерами и с определенным музыкальным сопровождением.

Возникая из культовой и обрядовой фольклорной песни, греческая лирика в течение долгого времени сохраняла тесную связь песенного содержания с традиционным ритмико-мелодическим типом песни и характером ее исполнения.

  • Элегия
  • Мелика (лирика) – монодическая (исполнение отдел.певцом) , и хоровая.

Различие между ними :

Возникновение из разных типов фольклорной песни

Литер. развитие в разных областях Греции + разная классовая обстановка

По тематике, стилистическим и стиховым особенностям

Сохранение диалекта той области, в которой он впервые литературно оформился

(Ямб и Элегия – ионийский диалект, Мелика монодическая – эолийский, хоровая (дорийский).

Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

Элегия и ямб - важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии. И тот и другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями.

Элегия

  • исполнение под авлОс (двойная флейта) – резкие звуки
  • древнеионийская элегия не имеет обязательного скорбного характера:

Это - лирическое стихотворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждения и призывы к важному и серьезному действию, размышления, афоризмы и т. п.

  • пелись на пирах и народных сходках

Внешний признак - особый стиховой строй, регулярное чередование гексаметра (6 дактилических стоп) с пентаметром (тот же гекзаметр, но с усеченными 3 и 6 стопой – перед цензурой и в конце стиха) = строфа из двух стихов, элегический дистих (элегическое двустишие).

Самый близкий размер к эпосу. Истоки – похоронные приплакивания

По тематике может быть:

Философская

Любовная

Политическая

Элегический размер использовался для эпиграмм (надпись на надгробных плитах). Писчий материал – камень, глина, металл, дерево → главное требование к эпиграмме – краткость, меткость, язвительность.

Ямб (народный) – насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Они исполнялись на земледельческих праздниках плодородия, для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие. + фольклорное средство обществен. порицания.

Сатирический и обличительный характер

Персонально заостренная издевка

Всё это осталось в ямбе литературном , НО

Он вышел за рамки фольклора

- «оружие» выражения личных чувств и настроений

Средство личной полемики по общественным и частным вопросам.

Исполняли под пастушечью свирель и под ударные

Ругательная поэзия

Внешний признак – особенный стих. размер – ямбами (͜͜ -)

или трохеями (хореями: - ͜͜).

Из ямбических стихов наиболее употребительным является триметр («трехмерник» ) - из трех метрических единиц («метров»),

по две стопы в каждой. Долгий слог при этом может быть заменен двумя краткими.

Употребительнейший трохеический.стих - тетраметр («четырехмерник» ), обычно разделенный словоразделом на два диметра («двухмерника»);

Профессиональные – это аэды (певцы, сказители народных песен) и рапсоды (странствующие певцы).

Год написания: VIII век до н.э.

Жанр произведения: поэма

Главные герои: Одиссей – царь, Телемах – сын, Афина – богиня.

Сюжет

Одиссей ушел на войну в Трою и вот уже больше десяти лет не может вернуться домой. На родном острове Итаке считают, что царь погиб. Вельможи побуждают царицу Пенелопу выйти замуж для создания новой власти. Молодой сын Одиссея Телемах получил от Афины совет – разведать, жив ли отец. Если да, то женихам матери дать отпор, если нет, то организовать бракосочетание как можно быстро. Дядя Нестор ничего не знает. А вот в Спарте Менелай рассказывает юноше, что Одиссей жив и находится в плену у нимфы Калипсо. Афина заступается за пленника, и Зевс отпускает его. Он плыл на плоту семнадцать дней и попал в бурю. Но добрая нимфа и Афина спасают героя. Одиссей оказывается на феакской земле. Там он рассказывает о девяти приключениях. Наутро феакский корабль доставил его на остров. Там Афина сделала героя нищим стариком. А вот к сыну он явился в храбром виде. Замаскированный Одиссей является к царице и убивает всех женихов. Пенелопа увидела мужа, таким, как раньше. Афина делает их союз еще сильнее.

Вывод (мое мнение)

Одиссей прогневил богов своей гордостью и самолюбием. Таким образом, возмездие было справедливым. Так что, поэма учит знать свое место, не идя на поводу у гордости. Изменив ход мыслей реально вернуть утраченный авторитет.

Одиссей - один из известных героев поэм «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Чем прославился Одиссей? Какие подвиги совершил Одиссей?

Гомер - первый древнегреческий поэт, жил в VIII веке до н.э. Его эпические поэмы, показывают великолепный мир древнегреческой мифологии и оказали большое влияние на развитие европейской культуры.

Общий герой обеих поэм Гомера - Одиссей, царь Итаки, участник Троянской войны.

Если в «Илиаде» он один из второстепенных действующих лиц осады Трои, то в «Одиссее» - главный герой.

Биография Одиссея

Имя «Одиссей» на древнегреческом языке означает «сердитый» или «гневный». Римляне называли его Улисс.

Одиссей - сын аргонавта Лаэрта и спутницы Артемиды Антиклеи. По преданию, дедом Одиссея был Зевс, верховный бог-олимпиец.

Жена Одиссея - Пенелопа, её имя стало символом супружеской верности. Долгие двадцать лет ждала она своего супруга из военного похода, обманывая многочисленных женихов.

Судьбоносные события в жизни Одиссея:

  • участие в сватовстве к Елене Прекрасной, где Одиссей встречает свою будущую жену Пенелопу;
  • участие в Троянской войне;
  • защита тела Ахилла;
  • создание троянского коня;
  • десятилетнее странствие по морю и многочисленные приключения, в которых Одиссей теряет всех спутников;
  • возвращение на Итаку в образе нищего старика;
  • жестокое истребление многочисленных женихов Пенелопы;
  • счастливое воссоединение семьи.

Характеристика Одиссея

Гомер создал образ всесторонне развитого человека. Одиссей — не только отважный герой и победитель на поле боя, он совершает подвиги и среди чудовищ и волшебников.
Он хитёр и рассудителен, жесток, но предан родине, семье и друзьям, любознателен и лукав. Одиссей - прекрасный оратор и мудрый советчик, отважный мореход и искусный плотник и торговец. Он отказался от вечной молодости и любви, предложенными влюбленной в него нимфой Калипсо, ради возвращения на родину, к семье.

Благодаря своей хитрости и находчивости Одиссей преодолел многочисленные опасности на пути домой.

По сути, плавание Одиссея - это путь в неведомое, постижение и освоение неизвестного, дорога к самому себе и обретение собственной личности.

Легендарный герой выступает в гомеровских поэмах как представитель всего человечества, открывающего и познающего мир. В образе Одиссея воплотилось всё богатство человеческой натуры, её слабости и безбрежность.

К образу Одиссея обращались многие писатели и поэты: Софокл, Овидий, Данте, Шекспир, Лопе де Вега, П. Корнель, Л. Фейхтвангер, Д. Джойс, Т. Пратчетт и другие.

Сегодня одиссеей называют длительное, опасное, наполненное приключениями путешествие.

Ахилл (Ахиллес) - главный герой поэмы, суровый и неумолимый воин. В ответ на оскорбление, которое нанес ему Агамемнон, верховный вождь и предводитель войска ахейцев, в течение 10 лет осаждавших Трою, А. отказывается от участия в войне. Из-за этого ахейцы терпят одно поражение за другим. Но когда вождь троянцев Гектор убивает друга А. Патрокла, А. забывает о своей обиде и примиряется с Агамемноном. Могучий А., которому покровительствует богиня Афина, показывает на поле боя чудеса храбрости и убивает в поединке Гектора, смерть которого знаменует окончательное поражение троянцев. Образ А. носит типичные черты мифологического эпического героя, мужественного воителя, в системе ценностей которого самое главное - воинская честь. Гордый, вспыльчивый и самолюбивый, он участвует в войне не столько ради того, чтобы вернуть царю Спарты Менелаю его жену Елену, похищенную Парисом (это и стало поводом войны с Троей), сколько ради прославления своего имени. А. жаждет все новых и новых подвигов, которые упрочат его славу непобедимого ратника. Смысл своей жизни он видит в том, чтобы постоянно рисковать жизнью. А. презирает спокойную жизнь у домашнего очага и предпочитает безмятежной старости смерть в бою.

Гектор - сын Приама, предводитель троянского войска. Как и Ахилл, Г. во всех своих поступках руководствуется воинской честью, но если Ахилл ценит ее ради нее самой, то Г., блюдя свою честь, в то же время сознает, что несет ответственность перед своим народом, интересы которого он должен защищать. Гомер показывает, как в душе Г. борются два стремления: избежать поражения в войне и сохранить незапятнанной свою репутацию храброго воина и героя. В силу этого образ Г. сложнее, чем образ его главного противника, Ахилла. Поведение Г. часто бывает противоречивым, поскольку мотивами его поступков выступает то жажда славы (что типично для эпического героя), то понимание долга перед отчизной и народом, которым он, как сын царя и вождь, не вправе жертвовать в погоне за репутацией непобедимого воина и храбреца. Отвергая совет опытного военачальника Полидама, который, ссылаясь на дурное предзнаменование, отговаривает Г. от нападения на лагерь ахейцев, Г. заявляет: «Знамение лучше всех - за отечество храбро сражаться». Однако, когда Гектора уговаривают вернуться в Трою, не оставаться на поле брани и уклониться от поединка с Ахиллом, Г. поступает не как мудрый осторожный вождь, а как воин, которым движет честолюбие и страсть. Гордость не позволяет ему искать защиты за укрепленными стенами города. Даже предчувствуя свою гибель, которая, как он прекрасно понимает, неизбежно повлечет за собой падение и разграбление Трои, Г. пренебрегает интересами страны и вступает в роковое для него единоборство с Ахиллом. И все же перед своей кончиной Г. признается в том, что поступил необдуманно: «Гражданин самый последний может сказать в Илионе: Гектор народ погубил, на свою понадеявшись силу!»



Одиссей (в римской традиции Улисс - царь Итаки, главный герой поэмы Гомера «Одиссея» и один из второстепенных персонажей «Илиады»), Мужество О. сочетается с хитроумием и рассудительностью. О. и сам считает хитрость основной чертой своего характера: «Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих Хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный». Отец Антиклеи, матери О., - Автолик, «великий клятвопреступник и вор», был сыном Гермеса, бога, который славился ловкостью и изобретательностью. Таким образом, хитроумие - наследственная черта О. Однако не только природная смекалка, но и богатый жизненный опыт помогает О. в его многолетних скитаниях. Благодаря своей изворотливости и умению обмануть противника О. удается справиться с ужасным людоедом-циклопом Полифемом, а затем с волшебницей Цирцеей, которая с помощью чудесного зелья превращает его спутников в свиней. Гомер постоянно подчеркивает, что не только храбрость и физическая сила, а мудрость нередко выручает его героя. Среди многочисленных персонажей «Одиссеи» и «Илиады» О. - наиболее яркая фигура. Не случайно к этому образу обращались в своем творчестве многие писатели и поэты (Лопе де Вега, Кальдерон, И. Пиндемонте, Я. В. Княжнин, Л. Фейхтвангер, Д. Джойс и др.). По сравнению с остальными героями (как Гектор, Ахилл, Агамемнон, Парис и др.), характеры которых определяются какой-либо одной характерной чертой, О. - фигура многогранная. Мужество, в недостатке которого его нельзя упрекнуть, соседствует с разумной практичностью, умением обратить себе на пользу самые неблагоприятные обстоятельства. О. чуждо упрямое высокомерие тех героев-воинов, чей героизм целиком заключен в действии и которые презирают рассудительность и осторожность, отождествляя их с трусостью. Оружие О. не только меч, но и слово, и с его помощью он нередко одерживает блестящие победы. Удивительные приключения, которые довелось испытать О., служат Гомеру лишь своего рода фоном, для того чтобы показать, как сильно его герой тоскует по родной Итаке. Никакие силы не способны вырвать из души О. память об отчизне, и в этом величие его образа.