Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»
Ступинского муниципального района

КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ТЕМА: ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ

Воспитатель: Рассказова О.В.

С.Большое Алексеевское
февраль 2012 года
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Уточнить и активизировать словарь по теме: «Животный мир морей и океанов» (рыба, море, чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат)
Совершенствовать грамматический строй речи.
Совершенствовать количественный счет.
Закреплять в речи названия геометрических фигур.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.
Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.
Развивать вкусовую чувствительность.
Развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.
Развивать и стимулировать внимание.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.
Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Проекор, запись изображения побережья моря, презентация о морских обитателях; стаканы с пресной и соленой водой по количеству детей; большой кусок ткани бирюзового цвета; заготовки с силуэтами рыб, песок, клей ПВА, кисти, влажные салфетки; дидактическая игра «Аквариум» мяч.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение произведений: А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», К.И.Чуковского «Айболит», русских народных сказок «По щучьему велению», «Царевна- Лягушка».
Чтение книги «Что мы знаем о рыбах»
Отгадывание загадок по теме.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»
Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей.
Рассматривание картинок с изображением различных рыб; проводили беседы о среде их обитания.

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

1.Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествии к морю. На чем можно добраться до моря?(на машине, самолете, поезде, автобусе).
Предлагаю поехать на автобусе.
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)
И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево.)
Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)
И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль.)
Воспитатель: Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни морских рыб и животных.
Все садятся на ковер.
Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети: Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.
Воспитатель: Верно. А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы
для подводного плавания и опустимся под воду.
Дети и воспитатель показывают, как надевают костюмы.

2.Упражнение «На дне морском»
Воспитатель предлагает начать просмотр презентации, сопровождающейся чтением стихотворений.
Воспитатель: Вот мы и оказались в морских глубинах.
Лежит подводная страна
Глубоко под водой
Там рыба плавает луна
Рядком с морской звездой.
Но хоть и светится она
Ничуть не ярче и звезда,
Она не светит никогда
А что скаты и угри
Найти свой дом могли бы,
Горят там всюду фонари –
Святящиеся рыбы.
Расскажите стихи о жителях моря, которые нас окружают.

1-й ребенок: Что за звезды в глубине,
На песках лежат на дне?
На вопрос ответить просто:
На песке морские звезды.
2-й ребенок: «Ну что это за рыбы?
По морю ходят толки,-
Не рыбы, а булавки,
Не рыбы, а иголки».

3-й ребенок: Электрические скаты
Неуклюжи, простоваты
Но любого ненароком
Сильно ударяют током.
4-й ребёнок: Краб забился меж камней:
Там спокойней и видней,
Кто собрался на охоту,
Кто желает съесть кого-то.
Воспитатель: Каких только рыб и животных не плавало в море!
Продолжение показа презентации.
Воспитатель: перечислите, каких еще вы видите морских животных и рыб в морских глубинах.
Дети:
Я вижу в………… в морских глубинах.
Я вижу в………… в морских глубинах
Я вижу в………… в морских глубинах.
Я вижу в………… в морских глубинах.
Я вижу в………… в морских глубинах.
3.Упражнение «Рисование песком»
Воспитатель предлагает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны заготовки с изображением силуэтов рыб.
Воспитатель: Предлагаю вам опустить руки «под воду». Которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэты» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!
Дети садятся за свои столы.
Воспитатель: Ребята нашим рыбкам неуютно без воды, они могут погибнуть. Давайте наших рыбок присыплем песком. Сначала нанесите жидкий клей на поверхность рыбки, а потом возьмите песок в ладошку и посыпьте на клей. Сыплем песок так, чтобы пустых мест не оставалось. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:
Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе
Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула Медленно наклоняют вперед
Сложенные ладони.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение
обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе
Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево.

Дети обсыпают рыб песком.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем. Выходите на ковер.

4.Координация речи с движением:

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут
Вы узнали? Это – море. руками.)
Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)
То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги
вверх, трясут ими.)
5.Упражнение «Скажи наоборот»:

Воспитатель: Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.
Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.
Воспитатель: Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой.
Воспитатель приглашает детей к столам и раздают каждому ребенку по два стакана (синего и зеленого цвета). В синем – соленая вода, а в зеленом – пресная.
Воспитатель: Какой была вода в синем стаканчике?
Дети: Соленой.
Воспитатель: А в зеленом?
Дети: Несоленой.
Воспитатель: Верно. Она была пресной.
Воспитатель собирает стаканчики и берет в руки мяч.
Воспитатель: Давайте поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот».
Морская вода соленая, а колодезная…….(пресная)
Морская вода теплая, а колодезная ……..(холодная)
Колодезная вода мягкая, а морская ……..(жесткая)
Морская вода мутная, а колодезная ……..(прозрачная)

6. Работа со скороговоркой:
Воспитатель: Предлагаю вам повторить со мной скороговорку:
« В озере – карп, а в море краб». (Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем)
Сначала давайте произнесем тихо.(Дети проговаривают скороговорку шёпотом с воспитателем)
Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают громко скороговорку)
Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро скороговорку)
Еще быстрее. . (Дети проговаривают еще быстрее скороговорку)
Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?

Дети по желанию повторяют скороговорку.
7.Составление рассказов-описаний о рыбах:
Воспитатель: Составьте рассказы о рыбах, которых вы сегодня увидели по известному вам плану. Старайтесь говорить красиво.
3-4 ребенка составляют рассказа по схеме.
8.Упражнение «Наш аквариум»:
Воспитатель: Необычная река, которая никуда не течет, со стеклянными берегами – это аквариум. Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом. Смотрите, как тянется вверх изумрудная зелень, проплывают – разноцветные рыбки – голубые неоны, алые барбусы, прозрачные вуалехвосты, серебристые скалярии, глазастые телескопы, словно вышедшие из сказки золотые рыбки - и отдыхаешь. Люди вывели, огромное множество аквариумных рыбок.
На какую геометрическую фигуру похож наш аквариум?
Дети: На прямоугольник.
Воспитатель: На какие геометрические фигуры могут быть похожи аквариумы?
Дети: Круг, квадрат, цилиндр.
- Я опускаю в аквариум Воспитатель: Но к сожалению наш аквариум пуст. Давайте его заселим аквариумными рыбками. Возьмите рыбку и прикрепите ее к аквариуму.
Дети берут по одной рыбке и прикрепляют к аквариуму.
Дети: - Я опускаю в аквариум скалярию.
- Я опускаю в аквариум …..
- Я опускаю в аквариум…..
- Я опускаю в аквариум….
Воспитатель: Посчитайте, сколько всего рыб живет в аквариуме?
Дети считают рыб в аквариуме.
Воспитатель: Молодцы ребята!
9. Итог занятия:
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»

Ступинского муниципального района

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ТЕМА: ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ

Воспитатель: Рассказова О.В.

С.Большое Алексеевское

Февраль 2012 года

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Уточнить и активизировать словарь по теме: «Животный мир морей и океанов» (рыба, море, чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат)
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Совершенствовать количественный счет.

Закреплять в речи названия геометрических фигур.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.
  • Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.
  • Развивать вкусовую чувствительность.
  • Развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.
  • Развивать и стимулировать внимание.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.

Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Проекор, запись изображения побережья моря, презентация о морских обитателях; стаканы с пресной и соленой водой по количеству детей; большой кусок ткани бирюзового цвета; заготовки с силуэтами рыб, песок, клей ПВА, кисти, влажные салфетки; дидактическая игра «Аквариум» мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение произведений: А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», К.И.Чуковского «Айболит», русских народных сказок «По щучьему велению», «Царевна- Лягушка».

Чтение книги «Что мы знаем о рыбах»

Отгадывание загадок по теме.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»

Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей.

Рассматривание картинок с изображением различных рыб; проводили беседы о среде их обитания.

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествии к морю. На чем можно добраться до моря?(на машине, самолете, поезде, автобусе).

Предлагаю поехать на автобусе.

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево.)

Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)

И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль.)

Воспитатель: Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни морских рыб и животных.

Все садятся на ковер.

Воспитатель: Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.

Воспитатель: Верно. А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы

для подводного плавания и опустимся под воду.

Дети и воспитатель показывают, как надевают костюмы.

2.Упражнение «На дне морском»

Воспитатель предлагает начать просмотр презентации, сопровождающейся чтением стихотворений.

Воспитатель: Вот мы и оказались в морских глубинах.

Лежит подводная страна

Глубоко под водой

Там рыба плавает луна

Рядком с морской звездой.

Но хоть и светится она

Ничуть не ярче и звезда,

Она не светит никогда

А что скаты и угри

Найти свой дом могли бы,

Горят там всюду фонари –

Святящиеся рыбы.
Расскажите стихи о жителях моря, которые нас окружают.

1-й ребенок: Что за звезды в глубине,

На песках лежат на дне?

На вопрос ответить просто:

На песке морские звезды.

2-й ребенок: «Ну что это за рыбы?

По морю ходят толки,-

Не рыбы, а булавки,

Не рыбы, а иголки».

3-й ребенок: Электрические скаты

Неуклюжи, простоваты

Но любого ненароком

Сильно ударяют током.

4-й ребёнок: Краб забился меж камней:

Там спокойней и видней,

Кто собрался на охоту,

Кто желает съесть кого-то.

Воспитатель: Каких только рыб и животных не плавало в море!

Продолжение показа презентации.

Воспитатель: перечислите, каких еще вы видите морских животных и рыб в морских глубинах.

Дети:

Я вижу в………… в морских глубинах.

Я вижу в………… в морских глубинах

Я вижу в………… в морских глубинах.

Я вижу в………… в морских глубинах.

Я вижу в………… в морских глубинах.

3.Упражнение «Рисование песком»

Воспитатель предлагает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны заготовки с изображением силуэтов рыб.

Воспитатель: Предлагаю вам опустить руки «под воду». Которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэты» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!

Дети садятся за свои столы.

Воспитатель: Ребята нашим рыбкам неуютно без воды, они могут погибнуть. Давайте наших рыбок присыплем песком. Сначала нанесите жидкий клей на поверхность рыбки, а потом возьмите песок в ладошку и посыпьте на клей. Сыплем песок так, чтобы пустых мест не оставалось. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе

Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула Медленно наклоняют вперед

Сложенные ладони.

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение

Обеими руками .

Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе

Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево .

Дети обсыпают рыб песком.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем. Выходите на ковер.

4.Координация речи с движением:

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут

Вы узнали? Это – море. руками.)

Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги

Вверх, трясут ими.)

5.Упражнение «Скажи наоборот»:

Воспитатель: Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.

Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.

Воспитатель: Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой.

Воспитатель приглашает детей к столам и раздают каждому ребенку по два стакана (синего и зеленого цвета). В синем – соленая вода, а в зеленом – пресная.

Воспитатель: Какой была вода в синем стаканчике?

Дети: Соленой.

Воспитатель: А в зеленом?

Дети: Несоленой.

Воспитатель: Верно. Она была пресной.

Воспитатель собирает стаканчики и берет в руки мяч.

Воспитатель: Давайте поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот».

Морская вода соленая, а колодезная…….(пресная)

Морская вода теплая, а колодезная ……..(холодная)

Колодезная вода мягкая, а морская ……..(жесткая)

Морская вода мутная, а колодезная ……..(прозрачная)

6. Работа со скороговоркой:

Воспитатель: Предлагаю вам повторить со мной скороговорку:

« В озере – карп, а в море краб». (Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем )

Сначала давайте произнесем тихо.(Дети проговаривают скороговорку шёпотом с воспитателем )

Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают громко скороговорку )

Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро скороговорку )

Еще быстрее. . (Дети проговаривают еще быстрее скороговорку )

Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?

Дети по желанию повторяют скороговорку.

7.Составление рассказов-описаний о рыбах:

Воспитатель: Составьте рассказы о рыбах, которых вы сегодня увидели по известному вам плану. Старайтесь говорить красиво.

3-4 ребенка составляют рассказа по схеме.

8.Упражнение «Наш аквариум»:

Воспитатель: Необычная река, которая никуда не течет, со стеклянными берегами – это аквариум. Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом. Смотрите, как тянется вверх изумрудная зелень, проплывают – разноцветные рыбки – голубые неоны, алые барбусы, прозрачные вуалехвосты, серебристые скалярии, глазастые телескопы, словно вышедшие из сказки золотые рыбки - и отдыхаешь. Люди вывели, огромное множество аквариумных рыбок.

На какую геометрическую фигуру похож наш аквариум?

Дети: На прямоугольник.

Воспитатель: На какие геометрические фигуры могут быть похожи аквариумы?

Дети: Круг, квадрат, цилиндр.

Я опускаю в аквариум Воспитатель: Но к сожалению наш аквариум пуст. Давайте его заселим аквариумными рыбками. Возьмите рыбку и прикрепите ее к аквариуму.

Дети берут по одной рыбке и прикрепляют к аквариуму.

Дети: - Я опускаю в аквариум скалярию.

Я опускаю в аквариум …..

Я опускаю в аквариум…..

Я опускаю в аквариум….

Воспитатель: Посчитайте, сколько всего рыб живет в аквариуме?

Дети считают рыб в аквариуме.

Воспитатель: Молодцы ребята!

9. Итог занятия:

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться.


Ирина Викторовна
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Морские обитатели»

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели »

в подготовительной группе .

Цели занятия :

Образовательная :

Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна , об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие :

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные :

Воспитывать интерес к занятиям .

Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физминутки, технических средств обучения.

Оборудование : Коробка волшебная, глобус, ракушки в мешочке, набор предметных картинок «Морские обитатели » , презентации : «Морское путешествие » , «Морские загадки » , игра «Что сначала, что потом» , 2 сухих бассейна (с песком, морскими обитателями , ракушками, камушками, морская карта (для сюрприза) .

Ход занятия.

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Психологический настрой :

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

Вы готовы поиграть,

Можем смело начинать?

Воспитатель : А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками.

Ребята, посмотрите, что у меня в коробке? (глобус и ракушки, разрезные картинки.)

Мозговой штурм (вопросы - ответы) .

Воспитатель : Что такое глобус?

Дети : Это наша планета только в уменьшенном виде.

Воспитатель : Скажите, какого цвета на глобусе больше?

Дети : Голубого

Воспитатель : А что обозначает голубой цвет на глобусе?

Дети : Воду.

Воспитатель : Так какой мы с вами сделаем вывод?

Дети : Воды на Земле больше чем суши. Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?

Дети : Воду мы пьем, купаемся, моемся, готовим пищу, в воде живут рыбы, животные, растения…

Воспитатель : Какие вы знаете водоемы?

Дети : море, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, лужи.

Воспитатели : какие из них самые большие?

Дети : Моря и океаны

Воспитатель : Чем отличаются и чем похожи моря и океаны?

Дети : различаются размерами, а похожи тем, что они соленые.

Воспитатель : Посмотрите что еще в моей коробке лежит?

Дети : Ракушки!

Воспитатель : Правильно! Возьмите по одной ракушке, и приложите ее к уху.

Воспитатель : Что вы слышите?

Дети : Шум моря!

Воспитатель : А что такое море? А какое оно?

Дети : Море – это когда много воды. Оно соленое, глубокое и т. д.

Воспитатель : А кто из вас пил морскую воду ? Какая она на вкус? (соленая)

Но не смотря на это, морская вода очень полезная . В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать на море.

Воспитатель : А каких морских обитателей вы знаете ?

Дети : Моллюски, водоросли, акулы, киты, дельфины, осьминоги и т. д.

Дети рассматривают ракушки. Затем воспитатель предлагает им положить их в мешочек и продолжить беседу.

Воспитатель :

Вы хотите узнать какие богатства есть на дне морском ? А как мы сможем с вами узнать, увидеть, прочитать обо всем этом?

Дети : из книг, энциклопедий, телевизора, интернета и т. д.

Воспитатель : Я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно , сказать их нужно дружно. Как только их произнесем, мы тут же перенесемся в подводный мир.

Детский сад наш изменился

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать . Ну вот ребята мы перенеслись с вами в подводный мир и сейчас мы посмотрим как живут его обитатели .

Просмотр презентации

Дети встают полукругом перед экраном.

«Морское путешествие » .

Воспитатель : Ну что ж, мы узнали много интересного, про жизнь морских обитателей . А знаете ли вы, из чего появляются рыбы?

Дети : Из икринок.

Воспитатель : Правильно. Жители подводного мира решили с вами поиграть, здесь на морском дне они спрятали свои икринки, и предлагают вам их найти. Икринки, которые вы найдете, нужно будет положить в контейнеры, рядом с сухими бассейнами.

Ребята, теперь разбейтесь на пары и приступайте к поиску икринок.

Дети ищут икринки (красные и черные бусинки) в сухих бассейнах – камушки, ракушки, песок желтый, цветные стекляшки и

Воспитатель : Молодцы, ребята! Икринки наши на редкость крупные, из них появятся замечательные рыбки! А они ребята не простые, а с заданиями.

1 задание : Ребята, скажите пожалуйста, а как называют человека, который ловит рыбу? Вы знаете, вот у меня в коробке есть улов. Но вот как – то все перемешалось и не понятно, что это за существа пойманы. Я предлагаю вам собрать картинки и посмотрим, кого поймали наши рыбаки.

(Дети называют, кто у них на картинках)

2 задание : игра «Что сначала, что потом» Перед вами картинки, вам надо внимательно рассмотреть и разложить в порядке роста.

3 задание : Презентация «Морские загадки »

4 задание : игра на внимание. Пять картинок с морскими обитателями . Дети должны запомнить под каким номером, какой житель и назвать.

Воспитатель : Молодцы ребята со всеми заданиями справились и за это нам морские обитатели дарят морскую карту . Вот и закончилось наше с вами путешествие.

Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Скажем вместе волшебные слова. Вам понравилось наше морское путешествие ? Что больше всего вам запомнилось?

Ребята я хочу предложить вашему вниманию выставку изделий из ракушек.

Публикации по теме:

Представляю Вашему вниманию дидактическую игру "Морские обитатели", выполненную специально для детей 1 младшей группы. Целью этой игры является.

В этом году наш педагогический коллектив решил выбрать тему для снежных построек"Морские обитатели". Цель: создание благоприятных условий.

Конспект НОД по лепке в старшей логопедической группе «Морские обитатели. Подводный мир» Вид НОД – художественное творчество Подготовила: воспитатель Чупринина Т. Н. Непосредственная образовательная деятельность.

Онспект занятия в подготовительной группе. Лепка по замыслу «Морские обитатели». Цель: Вызвать интерес к лепке морских обитателей по представлению.

Логопедическое занятие (НОД) «Морские обитатели» Логопедическое занятие (НОД) учитель-логопед Зибукова Светлана Витальевна МБДОУ ДС "Ручеёк", г. Черногорск, республика Хакасия Тема: Закрепление.

Светлана Иванова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Обитатели морей и океанов»

Тема : Обитатели морей и океанов

Цель : Познакомить детей с обитателями морей и океанов .

Задачи :

1. Обучающая : расширить представления детей об обитателях морских глубин ; познакомить с понятиями «морские животные» , «рыбы» , «моллюски» ; об уникальности каждого вида. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, образовывать притяжательные прилагательные, совершенствовать грамматический строй речи.

2. Развивающая : развивать связную речь посредством беседы о рыбах, активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы, формировать умение размышлять, логическое мышление, творческое воображение ;

3. Воспитывающая : воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Оборудование : иллюстрации с изображением обитателей морей и океанов , энциклопедия с иллюстрациями рыб, запись звуков «Шум моря» , разрезанные картинки, презентация

Ход занятия

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой

Собрались все дети в круг .

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В : Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Д : Здравствуйте!

В : А как еще можно поздороваться?

Д : Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

2. Сообщение темы занятия

В : Посмотрите, внимательно на экран. (Слайд 2) Перед вами картинки (маяк, чайка, солнце, остров, лодка, клад) Подумайте, как эти картинки могут быть связаны между собой? Что их объединяет и почему?

Д : Вода, море , океан

В : Среди холодной зимы так хочется вспомнить лето - понежится на солнышке, искупаться в тёплом море .

В : - Ребята, я хотела бы вам предложить отправиться в экспедицию (поездку) по морям и океанам . Вместе с командой Жак - Ив Кусто изучать морской мир. (Слайд 3)

Жак - Ив Кусто - известный французский исследователь океанов и путешественник , зачинатель подводных киносъемок, которого можно считать первым путешественником по подводному миру. Он изобрел акваланг, создал множество документальных фильмов о жизни моря, написал немало книг. (Слайд 4)

Кто из вас смотрел фильмы о путешествии команды Кусто? (Ответы детей) .

Команда Кусто оставила в наследие людям всей Земли большое богатство : фильмы о тайнах морей и океанов , о богатстве и красоте подводной природы, чтобы люди знали, понимали и любили свою Землю.

Ну, что же, тогда представьте, что мы в команде на научно-исследовательском судне «Искатель» . Много тайн хранят моря и океаны . Вы хотите искать и находить чудеса? Ведь море - это страна невероятных чудес, даже ученые далеко не все знают о морях и океанах . Мы узнаем, какие бывают моря, какую пользу они приносят людям, кто обитает в морях и океанах и как мы должны охранять моря и океаны , их обитателей .

3. Основная часть

Ребята, а как вы думаете, обязательно ли брать в путешествие карту?

Ребята, посмотрите на карту. (Слайд 5) Большую часть поверхности Земли занимает вода. Это моря и океаны . Существует 4 океана : Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Морей на нашей планете много : Средиземное, Черное, Красное, Азовское, Мертвое и другие моря.

Каким цветом изображены моря и океаны на карте ? (Синим, голубым)

Поднимите руки, кто из вас был на море ?

А кто пробовал, какая морская вода на вкус? (Рассказы детей) .

А можно морскую воду пить?

Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться, но пить морскую воду нельзя. Поэтому в наше долгое путешествие давайте запасемся пресной водой, как это делают настоящие путешественники.

Запаслись пресной водой и отправились в путешествие на судне «Искатель» . Вот мы уже в открытом море . (Слайд 6) Оденем акваланги и погрузимся в морские глубины.

В : Ребята, смотрите, начинаются чудеса. Мы погрузились под воду. (Слайд 7)

Ребята, что это за деревья такие огромные на дне морском, целый лес? (Это водоросли.)

А вы знаете, ребята, что морские водоросли очень полезны? А еще из водорослей делают лекарство, которого больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадается, что это за лекарство? (Йод.)

Упражнение «Водоросли» (на снятие эмоционального напряжения и мышечного тонуса)

В : Вот мимо нас проплывают рыбы. Ребята, посмотрите, какие красивые рыбы. Какие они все диковинные! (Слайд 8) Давайте понаблюдаем за ними. Показ видео.

В : В море обитает рыба ? Какая? (Морская)

В морских водах, как всем нам известно, обитает огромное множество разных животных. Довольно большую долю от них составляют рыбы. Многообразие обитателей морей и океанов поражает воображение . Есть совсем крохи, имеющие длину до одного сантиметра, а есть гиганты, достигающие восемнадцати метров. (Слайд 9)

Как и люди, рыбы могут дышать. Кто знает, чем дышат рыбы?

Д : Жабрами

В : Знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет) Известно ли вам, что у многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. Кто может ответить, как передвигаются рыбы? (Слайд 10) Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело . Двигаться им помогают плавники. Но одна рыба плавает вверх.

Догадались, кто?

Д : Морской конёк (Слайд 11)

В : Посмотрите на экран. (Слайд 12) Это конёк-тряпичник – самый лучший маскировщик : его тело имеет множество выростов в виде лент и палочек. Это делает его похожим на безобидный кустик водорослей.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Это рыба-игла среди морских трав (Слайд 13)

Бородатая рыба-скорпион (Слайд 14)

Камбала зарылась в песок (Слайд 15, 16)

Упражнение «Подбери похожее словечко» к слову рыба.

Д : Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

В : Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?

Д : Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

В : А чем можно поймать рыбу?

Д : Удочкой, сетью, неводом.

В : Давайте исследуем морские глубины и узнаем кто ещё, кроме рыб, обитает в морях и океанах ?

Те, кто когда-нибудь отдыхал на море , то уж, точно видели, в воде – прозрачные, похожие на желе, расплывчатые, иногда даже очень красивые, разной формы и разного размера существа. (Слайд 17) Медузы бывают круглыми, плоскими, вытянутыми, совсем небольшими или, наоборот, огромными. (Слайд 18) Однако красота большинства медуз обманчива - практически все медузы ядовиты. Некоторые больше, некоторые меньше. Одни виды практически неопасны для человека, другие жалят, словно крапива, причем болезненное жжение может ощущаться несколько дней, а некоторые способный привести к смерти. А еще есть медузы, которые светятся в темноте, как электрические лампочки! (Слайд 19)

Ребята, смотрите, к нам подплывают любопытные дельфины. (Слайд 20)

В : Как люди называют дельфинов?

Д : Спасателями. Дельфины, всегда помогают друг другу и спешат на выручку, как только один из них окажется в беде. (Слайд 21)

В : Мореходы нередко видят , как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность.

В : Ой, а кто это такой огромный проплывает около нас? (Слайд 22)

Д : Кашалот

В : Кашалот – это самый крупный из зубатых китов. А кто ещё относится к зубатым китам?

Д : Белуха, касатка и нарвал. (Слайд 23)

В : Кроме зубатых китов какие ещё есть киты?

Д : Усатые

В : Почему их так назвали?

Д : потому что вместо зубов у них усы

Физкульминутка «Море волнуется… »

В : Мы опускаемся ещё глубже. (Слайд 24) Посмотрите, там на дне лежат какие то раковины. Что это? Ребята – это моллюски. Моллюски бывают с раковиной и без неё. Для нас они больше известны как «ракушки» . Осьминог, каракатица, кальмары – это тоже морские моллюски, только без раковины. (Слайд 25)

В : Ребята, мы с вами познакомились с рыбами, моллюсками, медузами. А кого мы ещё можем встретить в морях и океанах ?

Д : Морских животных (пингвины, тюлени)

В : Нужно всплывать. Вернёмся на наше судно и снимем акваланги.

В : Ребята, подумайте, хорошо ли, что на нашей планете существуют моря и океаны ? (ответы детей)

А могут нанести вред людям? Какой?

Д : Да. Цунами (Слайд 26, 27, наводнения (Слайд 28)

В : Но и люди тоже наносят большой вред морским обитателям : Уничтожают редких животных, без меры ловят рыбу, но и самое главное – корабли тонут, загораются (Слайд 29) и после аварий и пожаров на кораблях в море разливается нефть . (Слайд 30) Птицы вязнут в ней. Крылья у них слипаются и лететь уже невозможно. (Слайд 32) Рыбам становиться нечем дышать и она погибает. (Слайд 33) Давайте будем беречь нашу природу, живых существ, которые на ней обитают (Слайд 34)

4. Закрепление.

Упражнение «Разрезанные картинки»

В : Ребята, давайте присядем за столы. Перед вами конверты. Вам нужно собрать разрезанную картинку. Теперь расскажите о том, кто у вас получился. (слайды 35, 36, 37, 38, 39, 40)

5. Итог занятия. Рефлексия

В : Вот и заканчивается наша экспедиция. Нам пора возвращаться в детский сад.

Где мы сегодня с вами были? С кем путешествовали? На каком корабле?

Понравилась ли вам наша экспедиция по морским просторам?

Что нового вы узнали во время экспедиции?

С кем мы познакомились?

О ком бы вам хотелось ещё узнать?

Ирина Владимировна Никифорова
НОД в старшей группе «Животный мир морей и океанов»

ЗАДАЧИ :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ :

Уточнить и активизировать словарь по теме : «Животный мир морей и океанов » (рыба, море , чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат)

Совершенствовать грамматический строй речи.

Совершенствовать количественный счет.

Закреплять в речи названия геометрических фигур.

РАЗВИВАЮЩИЕ :

Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.

Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.

Развивать вкусовую чувствительность.

Развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.

Развивать и стимулировать внимание.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :

Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.

Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов .

ОБОРУДОВАНИЕ :

Проектор, запись изображения побережья моря, презентация о морских обитателях; стаканы с пресной и соленой водой по количеству детей; большой кусок ткани бирюзового цвета; заготовки с силуэтами рыб, песок, клей ПВА, кисти, влажные салфетки; дидактическая игра «Аквариум» мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Чтение произведений : А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» , К. И. Чуковского «Айболит» , русских народных сказок «По щучьему велению» , «Царевна- Лягушка» .

Чтение книги «Что мы знаем о рыбах»

Отгадывание загадок по теме.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»

Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей.

Рассматривание картинок с изображением различных рыб; проводили беседы о среде их обитания.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель : Сегодня мы отправимся в путешествии к морю. На чем можно добраться до моря (на машине, самолете, поезде, автобусе) .

Предлагаю поехать на автобусе.

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево.)

Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)

И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль.)

Воспитатель : Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни морских рыб и животных .

Все садятся на ковер.

Воспитатель : Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети : Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.

Воспитатель : Верно. А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы

для подводного плавания и опустимся под воду.

Дети и воспитатель показывают, как надевают костюмы.

2. Упражнение «На дне морском»

Воспитатель предлагает начать просмотр презентации, сопровождающейся чтением стихотворений.

Воспитатель : Вот мы и оказались в морских глубинах.

Лежит подводная страна

Глубоко под водой

Там рыба плавает луна

Рядком с морской звездой.

Но хоть и светится она

Ничуть не ярче и звезда,

Она не светит никогда

А что скаты и угри

Найти свой дом могли бы,

Горят там всюду фонари –

Святящиеся рыбы.

Расскажите стихи о жителях моря, которые нас окружают.

1-й ребенок : Что за звезды в глубине,

На песках лежат на дне?

На вопрос ответить просто :

На песке морские звезды.

2-й ребенок : «Ну что это за рыбы?

По морю ходят толки,-

Не рыбы, а булавки,

Не рыбы, а иголки».

3-й ребенок : Электрические скаты

Неуклюжи, простоваты

Но любого ненароком

Сильно ударяют током.

4-й ребёнок : Краб забился меж камней :

Там спокойней и видней,

Кто собрался на охоту,

Кто желает съесть кого-то.

Воспитатель : Каких только рыб и животных не плавало в море !

Продолжение показа презентации.

Воспитатель : перечислите, каких еще вы видите морских животных и рыб в морских глубинах.

Дети : Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

3. Упражнение «Рисование песком»

Воспитатель предлагает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны заготовки с изображением силуэтов рыб.

Воспитатель : Предлагаю вам опустить руки «под воду» . Которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэты» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!

Дети садятся за свои столы.

Воспитатель : Ребята нашим рыбкам неуютно без воды, они могут погибнуть. Давайте наших рыбок присыплем песком. Сначала нанесите жидкий клей на поверхность рыбки, а потом возьмите песок в ладошку и посыпьте на клей. Сыплем песок так, чтобы пустых мест не оставалось. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка» :

Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе

Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула Медленно наклоняют вперед

Сложенные ладони.

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение

обеими руками.

Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе

Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево.

Дети обсыпают рыб песком.

Воспитатель : Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем. Выходите на ковер.

4. Координация речи с движением :

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут

Вы узнали? Это – море . руками.)

Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги

вверх, трясут ими.)

5. Упражнение «Скажи наоборот» :

Воспитатель : Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.

Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.

Воспитатель : Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой.

Воспитатель приглашает детей к столам и раздают каждому ребенку по два стакана (синего и зеленого цвета) . В синем – соленая вода, а в зеленом – пресная.

Воспитатель : Какой была вода в синем стаканчике?

Дети : Соленой.

Воспитатель : А в зеленом?

Дети : Несоленой.

Воспитатель : Верно. Она была пресной.

Воспитатель собирает стаканчики и берет в руки мяч.

Воспитатель : Давайте поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот» . Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот» .

Морская вода соленая, а колодезная….(пресная)

Морская вода теплая, а колодезная …. (холодная)

Колодезная вода мягкая, а морская …. (жесткая)

Морская вода мутная, а колодезная …. (прозрачная)

6. Работа со скороговоркой :

Воспитатель : Предлагаю вам повторить со мной скороговорку :

«В озере – карп, а в море краб » . (Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем)

Сначала давайте произнесем тихо. (Дети проговаривают скороговорку шёпотом с воспитателем)

Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают громко скороговорку)

Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро скороговорку)

Еще быстрее.. (Дети проговаривают еще быстрее скороговорку)

Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?

Дети по желанию повторяют скороговорку.

7. Составление рассказов-описаний о рыбах :

Воспитатель : Составьте рассказы о рыбах, которых вы сегодня увидели по известному вам плану. Старайтесь говорить красиво .

3-4 ребенка составляют рассказа по схеме.

8. Упражнение «Наш аквариум» :

Воспитатель : Необычная река, которая никуда не течет, со стеклянными берегами – это аквариум. Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом. Смотрите, как тянется вверх изумрудная зелень, проплывают – разноцветные рыбки – голубые неоны, алые барбусы, прозрачные вуалехвосты, серебристые скалярии, глазастые телескопы, словно вышедшие из сказки золотые рыбки - и отдыхаешь. Люди вывели, огромное множество аквариумных рыбок.

На какую геометрическую фигуру похож наш аквариум?

Дети : На прямоугольник.

Воспитатель : На какие геометрические фигуры могут быть похожи аквариумы?

Дети : Круг, квадрат, цилиндр.

Я опускаю в аквариум Воспитатель : Но к сожалению наш аквариум пуст. Давайте его заселим аквариумными рыбками. Возьмите рыбку и прикрепите ее к аквариуму.

Дети берут по одной рыбке и прикрепляют к аквариуму.

Дети : - Я опускаю в аквариум скалярию.

Я опускаю в аквариум ….

Я опускаю в аквариум….

Я опускаю в аквариум….

Воспитатель : Посчитайте, сколько всего рыб живет в аквариуме?

Дети считают рыб в аквариуме.

Воспитатель : Молодцы ребята!

9. Итог занятия :

Воспитатель : Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться .