Описание работы : предлагаю вам конспект экономической игры КВН для старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Этот конспект познавательной игры направлен на повышение интереса детей к получению знаний по экономике

Конспект экономической игры: КВН «Путешествие по стране Экономике»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Цель : повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний

Задачи:

Образовательные:

Учить работать в команде

Учить находить коллективный ответ путем обсуждения

Закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года

Закрепить знание загадок, пословиц, поговорок, изученных ранее

Закрепить умение играть в экономическую игру «Аукцион»

Развивающие:

Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор

Воспитательные:

Воспитывать уважение к людям труда, умеющим зарабатывать деньги

Демонстрационный материал: плакат с надписью «КВН»; эмблемы для членов команд; «монетки»; дидактические игры: «Собери банкноту», «Кто трудится, кто играет?», «Кому, что нужно для работы?»; лот - «Мягкая игрушка» для игры «Аукцион

Ход игры:

Музыкальный зал подготовлен к Игре: празднично украшен; на центральной стене расположен плакат с надписью «КВН»; на сцене стоят столы для членов команд. Под песню «Мы начинаем КВН» дети заходят в зал, где их встречает воспитатель, переодетый в костюм «Царицы - Экономики»

Царица - Экономика: Ребята, я целый год приходила к вам в гости, рассказывала много интересного и познавательного. А сегодня хочу, чтобы вы порадовали меня своими знаниями по экономике. Предлагаю поиграть в экономическую игру - КВН на тему «Путешествие по стране Экономике». Согласны?

Дети : Да!

Группа детей делится на две команд. Выбираются капитаны.

1 команда - «Денежки»

2 команда - «Банкиры»

1 конкурс: «Приветствие команд»

Девиз 1 команды: «Делу время - потехе час»

Девиз 2 команды: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Члены команд поочередно загадывают загадки:

1. Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет (монета)

2. Одно брюхо, четыре уха (кошелек)

3. У одних нас много, а у других нас нет (деньги)

4. Угадай, как - то зовется,

Что за деньги продается.

Это - не чудесный дар,

А просто - на просто …. (товар)

2 конкурс: «Разминка»

Царица - Экономика задает вопросы командам по очереди, за правильный ответ член команды получает «монетку»:

1. Как называется группа людей, которые являются родственниками и проживают вместе? (семья)

2. Как называются «доходы» и «расходы» семьи? (бюджет)

3. Как называется дом, где «живут» деньги? (банк)

4. Какая главная потребность человека? (пища)

3 конкурс: «Капитанов»

1. «Собери банкноту»: банкнота разделяется на части; нужно собрать из частей целую банкноту

2. «Кто трудится, кто играет?»: выдаются картинки с изображением играющих и трудящихся людей, нужно рассортировать картинки по видам деятельности

3. «Объясни пословицу»:

1. «Не в деньгах счастье»

2. «Маленькое дело, лучше большого безделья»

4 конкурс: «Задание командам»

1. «Найди лишнее слово»

Доллар, рубль, Россия, евро

Парикмахер, ножницы, плотник, водитель

Зарплата, квартплата, пенсия, стипендия

Шьет, пилит, охраняет, загорает

2. Игра «Кому, что нужно для работы?»: раздаются карточки (профессия - орудия труда), нужно правильно соединить картинки

3. Решение экономических задач:

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Почему?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где будет дороже бутылка «Пепси»: в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? Почему?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй, что делать зайцам?

5 конкурс: Игра «Аукцион»

Царица - Экономика: игра подходит к концу, у каждого из вас набралось много «монеток». Я предлагаю поиграть в игру «Аукцион».

Царица - Экономика ведущая (аукционист) проводит Аукцион. Выставляет лот - «Мягкая игрушка». Покупает тот игрок, кто дает больше денег (монет), заработанных в течение игры.

Царица - Экономика : а теперь подведем итоги игры. Посчитайте количество «монет» у команды. В конце игры подводятся итоги КВН, выявляются и награждаются победители.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №18 "Светлячок" городского округа города Кумертау Республики Башкортостан

Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель

Халиуллина О.В.

2017 г.

«Кафе «Вкусно и полезно»

Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Материал: меню с изображением продуктов питания.

Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Туристический поход»

Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

Материал: карточки с изображением разных вещей.

Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.

Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.

«Предприятия нашего города»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.

Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.

Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.

«Товарный склад»

Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.).

Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».

Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

«Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

О. Прокофьева

Сюжетно-ролевая игра по экономике “Магазин доброй Феи”

Цель: дать детям возможность приобрести желаемое посредством покупки (путем игрового действия); учить выбирать покупку, придумывая необходимость ее для себя; воспитывать умение выбирать покупку в соответствии с качеством ее изготовления; воспитывать внимательность, бережливость, умение экономно подходить к выбору товара, приобретению покупки; продолжать вводить в активный словарь слова продажа, покупка.

Оборудование : кукла в голубом платье, билеты для покупки товара, товар в виде игрушек-самоделок.

Предварительная работа: экскурсия в магазин цветов.

Ход сюжетно-ролевой игры

В. Ребята, мы с вами совсем недавно были в цветочном магазине и покупали там семена цветов. Ну, а помнит ли кто из вас сказку «Цветик-семицветик»? Да, там было много чудес! А хотели бы вы оказаться вновь в какой-нибудь сказке? Я так и думала, что вы захотите опять побывать в сказке. Сегодня ваше желание исполнится. Добрая, замечательная Фея приглашает вас в свой волшебный магазин.

Воспитатель показывает куклу, одетую в красивое голубое платье, и ведет детей к месту, где расположен магазин Феи. Через аудиозапись Фея обращается к детям: «Здравствуйте, друзья, я очень рада приветствовать вас в моем магазине. Посмотрите внимательно, что в нем продается?». (Дети ходят и внимательно рассматривают товар.)

В. Ребята, поскольку магазин Феи волшебный, то и покупку здесь можно произвести только за специальные билеты, которые для вас Фея и приготовила. Но вот неожиданность! Вас, ребята, оказалось гораздо больше, чем билетов на покупку. И поэтому каждому из вас Фея вынуждена выделить только по пять билетов.

Следовательно, вы должны выбрать такие покупки, которые вам очень необходимы. На один билет вы можете приобрести только одну покупку. А сколько всего вы можете приобрести покупок? Да, правильно, всего только пять. Вот и подумайте теперь, выбирая покупку, что вам нужно купить, а что купите в другой раз.

Воспитатель с куклой Феей становится у столика, где производится распределение билетов на покупку. (В магазине лежат и некачественные товары: сумочка с оторванной ручкой, порванная салфетка и т. д.) Воспитатель следит за тем, как дети выбирают покупки.

В процессе игры воспитатель предлагает детям посоветоваться между собой в выборе покупки.

После того, как дети определились в выборе товаров, они вместе с воспитателем оценивают его. Воспитатель уточняет, довольны ли дети покупкой. Далее все благодарят Фею за покупки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бракованные товары. Уточняет, почему эти товары никто не купил.

Фея отмечает, что эти товары будут возвращены на фабрики для устранения брака.

После того, как дети обнаружили некачественную продукцию, Фея объясняет им, что этот товар она специально попросила привезти незаконченным, чтобы научить детей быть внимательными во время покупки, уметь оценивать товар по качеству его изготовления.

Экономическая игра для детей «Магазин» Цель экономической игры:

расширять представление детей о том, что такое магазин;

дать новое понятие «товар»,

продовольственные и промышленные товары,

цена;

разновидности магазинов;

закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;

воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Ход экономической игры для детей

В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой , из качественных материалов ее качество гарантировано.

Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)

Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести - также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление - экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

Зачем и как заниматься с детьми экономикой

Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее - ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:

  1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
  2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
  3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
  4. Познакомить с термином «реклама».
  5. Научить полезным бытовым привычкам.
  6. Способствовать развитию разумных потребностей.

Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:

  • труд и его продукт;
  • деньги;
  • реклама;
  • экономика в быту.

Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста

Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:

  1. Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
  2. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
  3. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
  4. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
    • зарплата родителей;
    • пенсия бабушки с дедушкой;
    • стипендия старшей сестры или брата.
  5. Вводится понятие «потребности человека».
  6. Дошкольники получают начальное представление о рекламе - способе донести информацию о товаре до потребителя.

На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:

  1. Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин.
  2. Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея - провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями. Другой вариант - обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

На каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, например, гном Эконом

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:

  1. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
  2. Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
  3. Усложняется понятие производства и потребления.
  4. Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
  5. Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:

  1. Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
  2. Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
  3. Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
  4. Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
  5. В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.

Виды экономических занятий в ДОУ

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.

Игровое занятие

Игра - наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.

Сюжетно-ролевые игры

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, - примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятие. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги - разноцветные бумажки.

Усвоение новой информации успешно проходит в виде сюжетно-ролевой игры

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.

Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников привел к использованию игровых технологий.

Среди разных видов игр особую значимость приобретают сюжетно-дидактические игры экономической направленности. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие сюжетно-дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Сюжетно-дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. Этого можно достигнуть при соблюдении следующих условий организации сюжетно-дидактических игр:

1. Отбор знаний для игр;

2. Ознакомление с доступной деятельностью взрослых через наглядность;

3. Отображение экономического содержания в сюжете и содержании игры;

4. Обогащение игры по тематике, сюжету, ролям, взаимоотношениям;

5. Совместное изготовление атрибутов для игр;

6. Участие воспитателя в игре;

7. Создание игровой проблемной ситуации.

Развитие сюжетно-дидактической игры идет поэтапно:

1 этап - Сюжетно-дидактическая игра - воспитатель в ведущей роли.

2 этап - Сюжетно-дидактическая игра - воспитатель во второстепенной роли.

3 этап - Самодеятельная сюжетно-дидактическая игра. Воспитатель-наблюдатель.

Система сюжетно-дидактических игр позволяет заложить основы базиса личностной культуры дошкольников с приоритетом экономического развития через интегрирование разных видов деятельности.

Качество игры детей во многом определяется их информированностью о сфере жизни, отражаемой в игре. В связи с этим важно большое внимание уделять средствам обогащения сюжета при разработке игровых технологий.

Практика работы показывает, что наиболее целесообразной является следующая структура технологической карты сюжетно-дидактической игры:

1. Тема, задачи игры.

3. Средства обогащения сюжета.

3.1. Занятия, дидактические игры.

3.2. Литература, беседы.

3.3. Наблюдение, демонстрация.

3.4. Предметно-игровая среда.

Так сюжетно-дидактическая игра помогает сделать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др.

Соответственно, данную методическую систему можно внедрять в любых ДОУ общеобразовательного типа и использовать в семье.

Методика экономического воспитания старших дошкольников

с использованием элементов ТРИЗ на примере игры "МУЗЕЙ

Цель: Закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран, с помощью системного оператора узнать, что служило деньгами для древних людей, стимулировать активность детей.

1. Организация: Дети вокруг воспитателя.

Идет обсуждение -- что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится? Переход в музей.

2. Организация: Дети подходят к выставке вместе с воспитателем.

На столах лежат разные деньги -- бумажные, металлические, разных стран и достоинств. Рассматривание экспонатов.

А теперь немного порассуждаем.

Возьмем 1 рубль. Какие еще деньги есть в обращении, из чего состоит рубль?

(копейки)

Рублями пользуются в нашей стране, а в других странах какие деньги? (доллар, марка, франк)

Как называются деньги других стран? (валюта)

Теперь поиграем.

3. Организация: дети в кругу

Игра. Кому передам денежку, тот называет какую-нибудь валюту (доллар, рубль, франк, марка, йена, гривна, юань, фунт стерлингов, лира...)

4. Организация: дети садятся на стульчики

А раньше деньги были такими же, как сегодня, или нет? Для того, чтобы узнать, мы должны слетать в прошлое, к первобытным людям. Пристегнули ремни. Полетели. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. А пока мы летим, закроем глаза и расслабимся. Мы приземлились около пещеры первобытного человека..

Организация: мозговой штурм

У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура -- сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних деньгами сначала были животные -- у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, кротов, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались бусинками-жемчужинами или ракушками. Кто жил в горах -- расплачивался камушками или стеклышками. И только в десятом веке появились металлические деньги.

Организация: дети встают и рассматривают экспонаты музея.

доллар марка франк

животные

жемчужинки рубль

камушки копейки

Организация: дети садятся на стульчики

А теперь нам пора возвращаться назад. Пристегнули ремни. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. Полетели.

Физпауза "Моя семья"

5. Современные деньги всегда удобны? А в будущем деньги сохранятся или их чем-нибудь заменятся? (чековые книжки, карточки, СТБ-кард)

Вопрос: характеры у денег разные или одинаковые?

6. Организация: каждый ребенок выступает перед другими

Задание: каждый вытаскивает листочек, на котором написано название валюты. Изобрази валюту.

7. Организация: взаимопроверка за столами

Два человека работают у доски (соедини стрелками валюту и страну). В это время дети работают в парах (решают примеры). Друг другу говорят ответ. Потом проверяют задание у доски.

8. Организация: продуктивная деятельность

Много было предложено денег будущего. Попробуйте нарисовать их.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Конспект экономической игры для
дошкольников: КВН «Путешествие по стране
Экономике»
Автор: Россанова Яна Юрьевна воспитатель, МАДОУ « д/с №11» г.Перми
Описание работы: предлагаю вам конспект экономической игры КВН для
старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных
образовательных учреждений. Этот конспект познавательной игры направлен на
повышение интереса детей к получению знаний по экономике
Конспект экономической игры: КВН «Путешествие
по стране Экономике»
Интеграция образовательных областей: «Познание»,
«Коммуникация»,
«Социализация»
Цель: повысить интерес старших дошкольников к получению экономических
знаний
Задачи:
Образовательные:
­ учить работать в команде
­ учить находить коллективный ответ путем обсуждения
­ закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий,
изученных в течение года
­ закрепить знание загадок, пословиц, поговорок, изученных ранее
­ закрепить умение играть в экономическую игру «Аукцион»
Развивающие:
­ развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор
Воспитательные:
­ воспитывать уважение к людям труда, умеющим зарабатывать деньги
Демонстрационный материал: плакат с надписью «КВН»; эмблемы для членов
команд; «монетки»; дидактические игры: «Собери банкноту», «Кто трудится, кто
играет?», «Кому, что нужно для работы?»; лот – «Мягкая игрушка» для игры
«Аукцион
Ход игры:
Группа приготовлена к игре празднично украшена, на центральной стене
расположен плакат с надписью «КВН»; посередине стоят столы для членов команд.
Звучит песня «Мы начинаем КВН»
Царица – Экономика: Ребята, я целый год приходила к вам в гости, рассказывала
много интересного и познавательного. А сегодня хочу, чтобы вы порадовали меня
своими знаниями по экономике. Предлагаю поиграть в экономическую игру – КВН на
тему «Путешествие по стране Экономике». Согласны?
Дети: Да!
Группа детей делится на две команд. Выбираются капитаны.
1 команда – «Денежки»
2 команда – «Банкиры»
1 конкурс: «Приветствие команд»
Девиз 1 команды: «Делу время – потехе час»
Девиз 2 команды: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Члены команд поочередно загадывают загадки:

1. Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет (монета)

2. Одно брюхо, четыре уха (кошелек)

3. У одних нас много, а у других нас нет (деньги)

4. Угадай, как – то зовется,
Что за деньги продается.
Это – не чудесный дар,
А просто – на просто …. (товар)
2 конкурс: «Разминка»
Царица – Экономика задает вопросы командам по очереди, за правильный ответ
член команды получает «монетку»:
1. Как называется группа людей, которые являются родственниками и проживают
вместе? (семья)
2. Как называются «доходы» и «расходы» семьи? (бюджет)
3. Как называется дом, где «живут» деньги? (банк)
4. Какая главная потребность человека? (пища)
3 конкурс: «Капитанов»
1. «Собери банкноту»: банкнота разделяется на части; нужно собрать из частей
целую банкноту
2. «Кто трудится, кто играет?»: выдаются картинки с изображением играющих и
трудящихся людей, нужно рассортировать картинки по видам деятельности
3. «Объясни пословицу»:
1. «Не в деньгах счастье»
2. «Маленькое дело, лучше большого безделья»
4 конкурс: «Задание командам»
1. «Найди лишнее слово»
­ доллар, рубль, Россия, евро
­ парикмахер, ножницы, плотник, водитель
­ зарплата, квартплата, пенсия, стипендия
­ шьет, пилит, охраняет, загорает
2. Игра «Кому, что нужно для работы?»: раздаются карточки (профессия –
орудия труда), нужно правильно соединить картинки
3. Решение экономических задач:
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Почему?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или
подгнившие?
3. Где будет дороже бутылка «Пепси»: в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1
килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят
огурцы быстрее? Почему?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу
недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал.
Посоветуй, что делать зайцам?
5 конкурс: Игра «Аукцион»
Царица – Экономика: игра подходит к концу, у каждого из вас набралось много
«монеток». Я предлагаю поиграть в игру «Аукцион».

Царица – Экономика ведущая (аукционист) проводит Аукцион. Выставляет лот –
«Мягкая игрушка». Покупает тот игрок, кто дает больше денег (монет), заработанных
в течение игры.
Царица – Экономика: а теперь подведем итоги игры. Посчитайте количество
«монет» у команды. В конце игры подводятся итоги КВН, выявляются и
награждаются победители.

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ ПО
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ-
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Кафе «Вкусно и полезно»
Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать
вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры
личности ребенка.
Материал: меню с изображением продуктов питания.
Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с
изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и
полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в
пищу, а какие редко и почему.
«Туристический поход»
Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.
Материал: карточки с изображением разных вещей.
Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север,
в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех
условиях, в которые они попадут.
Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате,
участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры
команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.
«Предприятия нашего города»
Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость
между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать
интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.
Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.
Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им
необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и
продукцию, которую они производят.
«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата,
стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников;
воспитывать уважение к людям труда.
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.
Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо
вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма
денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют
сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у
кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например,
вариант 1: папа - юрист, зарплата…, мама - продавец, зарплата…, сын - студент,
стипендия…; вариант 2: папа - водитель, зарплата…, мама - учитель, зарплата…,
дочь - ученица 2­го класса и т.д.
«Товарный склад»
Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к
определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и
т.д.).
Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда
будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая
техника», «Мебель».
Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей­экспедиторов и
развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам:
«Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый
водитель­экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает
тот, кто правильно подобрал товар.
«Советы покупателю»
Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы
экономической культуры личности ребенка.
Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их
разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто
набрал максимальное количество фишек.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие,
большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие,
сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей
бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке - 2 тысячи. Где Миша купит
бананы? Почему?
Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты
из него?
Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?
Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на
поезд?
О. Прокофьева
Конспект открытого занятия по кружку «Экономика в детском
саду». Сюжетно­дидактическая игра «Что? Где? Почем?»
Цель: в игровой занимательной форме закрепить у
детей экономические знания, воспитывать интерес к экономике.
Задачи:
1. В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические
знания, полученные в течение учебного года.
2. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность
мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в
условиях соревнования.
3. Доставить детям радость и удовольствие от участия
в экономической игре и применения знаний экономического
содержания.
4. Воспитывать эмоционально­положительное отношение и интерес к
деятельностиэкономического характера.
Учебно­дидактический материал: игровые деньги:
монеты «1рублик», «2рублика»,«5рубликов»; 5 конвертов с заданиями

(на конвертах – изображения «отправителей»); кошельки для капитанов
команд; модели «Состав семейного бюджета» и «Расходование
семейного бюджета» в виде кругов с секторами; игровой магазин
канцтоваров; листки цветной бумаги размером 15х20 см, треугольные
лекала; медали и грамоты для членов команд­победительницы; волчок с
прикрепленной стрелкой; коллаж фотографий участников.
Ход игры:
Воспитатель: Дети, вы любите смотреть телеигры? Я предлагаю
Вам поиграть в очень интересную игру – «Что?Где? Почем? Она
напоминает веселые и увлекательные телевизионные игры «КВН» и
«Что? Где? Когда? Для игры нужно разбиться на две команды, выбрать
капитана и названия команды. Помните, капитан должен быть самым
внимательным, находчивым и сообразительным.
Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и названия.
Воспитатель: Команды поприветствуйте друг друга и гостей.
Представляю вам жюри, которые составляют ваши родители, которое
будет «платить» вам за выполненные вами задания.
Представитель жюри оглашает правила оценки заданий и
дополнительных «премиальных»вопросов.
Воспитатель предлагает обеим командам подойти к игровому полю,
дети получают инструкцию к игре.
Воспитатель: Вот игровое поле и волчок со стрелкой. Узнав, о том, что
мы с вами хотимпоиграть, герои сказок прислали вам, ребята, свои
письма с заданиями. Посмотрите, кто вам прислал письма? Чье задание
выполнить первым, нам подскажет волчок со стрелкой. В конце игры мы
подсчитаем сумму заработанных вами денег и узнаем, чья команда
победила. Победителей ждут призы.
Право крутить волчок предоставляем по очереди.
1. Письмо от Чебурашки:
ПРИВЕТ ВАМ ОТ ЧЕБУРАШКИ!
Я СКОРО ПОДРАСТУ И БУДУ ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ. Дорогие
команды, познакомьте меня с профессиями. ПОСМОТРИМ, КТО
НАЗОВЕТ ИХ БОЛЬШЕ
Дополнительные вопросы:
­ Зачем люди ходят на работу?

5. Письмо от Дюймовочки: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЕТИ! ПИШЕТ ВАМ
ДЮЙМОВОЧКА. ПОМОГИТЕ УКРАСИТЬ ЗАЛ К ДЕТСКОМУ
ПРАЗДНИКУ ЦВЕТАМИ, ЛИСТОЧКАМИ И БАБОЧКАМИ. ПОСЫЛАЮ
ВАМ ЦВЕТНУЮ БУМАГУ И ЛЕКАЛА. КАКАЯ ИЗ КОМАНД
СУМЕЕТ ЭКОНОМНОИСПОЛЬЗОВАТЬ ЦВЕТНУЮ БУМАГУ, УМЕСТИТ
НА НЕЙ БОЛЬШЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ. ?
НУЖНО РАБОТАТЬ БЫСТРО И АККУРАТНО, ТОЧНО ОБВОДИТЬ
ЛЕКАЛА. Помните, треугольники не должны пересекаться. ЗАКОНЧИВ
РАБОТУ, ПОСЧИТАЙТЕ, СКОЛЬКО ТРЕУГОЛЬНИКОВ ВЫ УМЕСТИЛИ
НА ЛИСТЕ., А ЖЮРИ ПОСЧИТАЕТ ИХ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО, У ВСЕХ
ЧЛЕНОВ КОМАНДЫ И ВЫЯВИТ САМУЮ ЭКОНОМНУЮ КОМАНДУ.
Дополнительные вопросы:
­ Чему учит наука экономика? (ведение хозяйства, быть хорошим
хозяевами дома и нашей страны)
­ Кого называют хорошим хозяином (когда ты хорошо работаешь и
отдыхаешь, в доме всем уютно и весело, делаются желанные покупки.
Конечно, не все сразу, а постепенно.)
Подведение итогов: вручение дипломов по номинациям, коллажей и
медалей.
Воспитатель читает слова­ напутствия в стихах:
СТРАНА ЭКОНОМИКА
Ты познакомился с чудной страной,
не признающей застой и покой.
В этой стране, крепко помни о том,
Можешь всего ты добиться трудом.
Труд твой полезен­ коль он для людей,
Если для них не жалеешь ты дней:
Строишь и пашешь, суп варишь иль сталь­
Нужному делу и силы не жаль!
Только ты правила три не забудь,
В этих трех правилах – главная суть.
Первое – дело такое найди,

Где среди всех будешь ты впереди.
Хочешь, чтоб ждал тебя в жизни успех, ­
Делай работу свою лучше всех!
Это усвоил? Втрое учти­
Нет остановки на этом пути.
Только работа отдачу дает,
В ней вся основа движенья вперед.
Больше работаешь­ лучше живешь,
Лучше живешь­ больше людям даешь,
Старым и малым, и тем кто в нужде.
А будет нужно­ помогут тебе.
Правила третье – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее­ думать тут надо.
Можно путем повышения цен
Но, погляди, что получишь взамен:
Всех покупателей ты распугал,
Выиграл грош­ сто рублей потерял.
Если затраты и цены снижаешь,
Этим ты рынок себе расширяешь,
И покупают товары твои
Те, кто богаты, и те кто бедны.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В этой стране нет другого пути.

(И. Липсиц)
Конспект по кружку «Экономика в
детском саду»
Конспект по кружку «Экономика в детском саду»
Тема: Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег.
Задачи: развивать представление детей о понятии «деньги», об их
назначении, источник е происхождения (труд взрослых: деньги
зарабатывают, просто так их никто никому не дает, историей
возникновения денег.
Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету
жизненной необходимости.
Дидактический наглядный материал: несколько современных монет и
купюр, презентация«Путешествие в прошлое денег», фломастеры,
листы бумаги.
Ход занятия:
1 часть: Беседа с детьми «Зачем нам нужны деньги». Уточнить
представление детей о деньгах.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я Вам сегодня
принесла. (показывает монеты и купюры). Что это?
Ответы детей: Деньги.
Воспитатель: Правильно, деньги. А зачем они нам нужны?
Ответы детей: Что бы ходить в магазины, что­то покупать.
Воспитатель: Правильно. А мы сможем без них прожить?
Ответы детей: Нет. Мы не сможем ничего покупать.
Воспитатель: А давайте их с Вами рассмотрим внимательно. На деньгах
есть рисунки, надписи. Деньги еще называют денежными знаками.
Скажите, пожалуйста, из чего делают деньги?
Ответы детей: из золота, из бумаги, металла.

Воспитатель: Вот мы с Вами и разобрались, что такое деньги. Деньги –
это бумажные и металлические знаки, которые нужны, чтобы покупать
товары. Давай повторим вместе, что такое деньги.
Повторяем вместе с детьми.
Воспитатель: Деньги, которые сделаны из бумаги ­ называют купюрами.
Давайте повторим вместе.
Повторяем вместе с детьми.
Воспитатель: А металлические деньги – называют монетами. Давайте
повторим вместе.
Повторяем вместе с детьми.
Воспитатель: Как вы думаете, деньги были всегда?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Давайте, я Вам расскажу историю о том, как появились
деньги. Усаживайтесь поудобнее, мы с Вами отправляемся в
путешествие прошлое денег.
2 часть. Показ презентации ««Путешествие в прошлое денег»
Слайд №1
Слайд 2. Вот посмотрите, как жили древние люди.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12

Ход занятия:
В­ль: Ребята сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие.
А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие.
Ответы детей.
В­ль: Хорошо, но раз мы отправимся в сказку, значит и транспорт, на
котором мы отправимся должен быть сказочным, правда?
Ответы детей:
В­ль: Отправимся в полет на чудо – машине, которая называется
«Сказколет», а чтобы мы могли связаться с детским садом или найти ответы
на тяжелые вопросы. Давайте возьмем с собой компьютер и сотовый
телефон.
Пальчиковая игра «Сказколет». Приготовились, включили моторы,
закрылки открыли, полетели «у». Набираем высоту, закрылки закрыть,
приняли вертикальное положение, опустились на сказочную планету, и
увидели сказочных героев, улыбнулись друг другу, понравились,
поздоровались: «здравствуйте», а они на сказочным языке. Тогда и мы
попробуем на сказочном. Понравились друг другу и пошли, встретились,
поцеловались и обнялись и в стороны разошлись. Ой, как хорошо!
Понравилось, и еще раз встретились. Ну, вот мы и прибыли, посмотрите как
здесь чудесно, волшебно, сказочно. Это кто сидит под деревом?
Ответы детей: Буратино!
В­ль: Здравствуйте уважаемый Буратино, вы не скажете, почему вы
тут сидите один.
Буратино: Здравствуйте! Не мешайте мне, я жду, пока вырастет чудо­
дерево. Вчера посадил здесь пять золотых, которые мне дал Карабас, и
полил и посолил, а дерево все не растет, а мне так хочется, чтобы у нас с
папой Карло было много денег.
В­ль: Это опять проделки Кота и Лисы. Ребятки может вырасти из
монет чудо­дерево с денежками?
Ответы детей: Нет.
В­ль: А что с деньгами произойдет в земле?
Ответы: Заржавеют, сгниют.
В­ль: Ребята, а что нужно сделать, чтобы были деньги.
Ответы детей: Работать пойти.
Буратино: Ну и ладно, я тогда пойду и куплю себе много мороженого,
пирожного, конфет, шоколада …

В­ль: Стоп, стоп! А кА же папа Карло, а куклы. Что же им бедным
останется. И можно ли тратить все деньги на сладости, а ребята, расскажите
Буратино.
Ответы детей.
В­ль: Вот видишь Буратино, есть вещи более необходимые. А чтобы ты
лучше запомнил, сейчас мы с ребятками с тобой поиграем. Лиза, у тебя в
компьютере есть игра, найди ее, пожалуйста.
Игра «Хочу и надо»
Буратино: Вот спасибо! Я все запомнил. Но как же мне сделать, чтобы
денег стало больше, ведь если я потрачу их на то, что надо, их не останется.
В­ль: Ребята уже сказали, что надо пойти работать, а мы предлагаем
тебе открыть магазин.
Буратино: А что такое магазин?
Ответы детей.
Буратино: А какие бывают магазины и что в них продают?
Ответы детей.
Буратино: Нет, так я ничего не запомню.
В­ль: Буратино, мы тебе поможем сейчас мы тебе подарили картинки.
Что должно быть в разных магазинах. Лиза посмотри, пожалуйста, в своем
компьютере.
(Лиза открывает компьютер и от туда вынимает пустые листы со
значками, обозначающими отделы магазинов и разные картинки – товары).
В­ль: Ребятки. Компьютер дал сбой, и все перепуталось, надо что­то
делать.
Буратино: Как же я теперь узнаю, какие товары мне нужны в магазин?
В­ль: Спокойствие, только спокойствие, я сейчас посмотрю, что у меня
есть в сумочке (вынимает разные предметы). Это пригодится? Нет? А это?
(вынимает клей­карандаш) а это поможет? Картинки можно приклеить.
Ответы детей: Да.
Коллажи «Разные магазины»
Буратино: Здорово! Теперь я ничего не забуду. Но вот что мне
выбрать «Магазин для животных» или «Продукты» или «Бытовая техника».
Хочу и то, и то, и то.
В­ль: Буратино ты не переживай можно открыть магазин в котором
будут продаваться разные товары, правда ребята, и как же он будет
называться.
Ответ детей: Супермаркет.

Картотека
дидактических игр с экономическим содержанием
(А – авторские дидактические игры)
1.«КАКИЕ БЫВАЮТ РАСХОДЫ »(А)
ЦЕЛЬ: Показать детям,что расходы бывают обязательные(основные) и
необязательные (не основные).
МАТЕРИАЛ: Модель «Расходы»,карточки с изображением предметов,
символизирующих основные и не основные расходы(мебель, одежда,
продукты, питания, свет, газ, игрушки,
книги,карточки белого и красного цвета.
ХОД. Вариант1:ведущий показывает картинку с изображением какого­ либо
предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по
степени необходимости.
Вариант2:детям раздаются предметные картинки,карточки раздаются
двум детям. По сигналу воспитателя дети становятся вокруг ребенка
необходимого по их мнению цвета.
2. «МАЛЕНЬКИЕ ПОКУПКИ»
ЦЕЛЬ: Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цена товара с
имеющимися наличными деньгами.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением различных
предметов(товаров),ценники, деньги.
ХОД: Дети выбирают товар,соотносят цену с имеющимися у них деньгами,
делают покупки по заданию ведущего:
­Покупка только одного предмета(товара).
­Покупает сразу несколько товаров.(спрос не превышает предложение).
­Покупатель сравнивает товары по стоимости(дороже, дешевле,
одинаковые по цене)
3. «ИНТЕРЕСНЫЕ ПОКУПКИ»
ЦЕЛЬ: Раскрыть детям покупательную силу денежных знаков.
МАТЕРИАЛ: Товары разной стоимости, монеты (купюры) разного достоинства.

ХОД: Ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением:
­купить вещь(предмет),которая стоит….рублей;
­назвать, что можно купить за …..рублей;
­самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие
определенную сумму денег.
4. «УЗНАЙ ТОВАР»(А)

товарного поезда с вагонами.
ХОД: Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом
оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты
– продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.
Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель –
мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная
фабрика.
13 «МАРШРУТЫ ТОВАРОВ»(А)
ЦЕЛЬ: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к
определенной группе (бытовая техника, промышленны товары, мебель,
сельхозпродукты и др.).
МАТЕРИАЛЫ: картинки с изображением товаров или реальные предметы и
игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», и т.п.
ХОД: каждый ребенок выбирает карточку­картинку, называет, что на ней
нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар.
Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам, с названием
магазина.
14 «СОБЕРИ ВМЕСТЕ»
ЦЕЛЬ: Расширить представление детей о товарах; научить группировать их
по разным признакам.
МАТЕРИАЛ: Карта (панно) с изображением различных товаров.
ХОД: У каждого ребенка – карта. На которой нарисованы разные предметы.
Используя круги Эйлера – Венна, дети объединяют предметы по различным
признакам: съедобное – несъедобное; игрушки – орудия труда.
15 «УГАДАЙ, ГДЕ ПРОДАЮТСЯ»(А)
ЦЕЛЬ: Научить детей соотносить названия магазина с товарами, которые в
нем продаются; развивать умение обобщать группы предметов.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.
ХОД: дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов,
мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой,

где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», и др. Устанавливают
зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем
продаются.
16 «МАГАЗИН ИГРУШЕК»
ЦЕЛЬ: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли –
продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства,
цену (стоимость).
МАТЕРИАЛ: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
ХОД: Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет
материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.),
место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки.
Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По
мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
17 «ЧТО БЫСТРЕЕ КУПЯТ?»(А)
ЦЕЛЬ: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством
товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
МАТЕРИАЛ: карточки с изображением качественных и некачественных
товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц);
ботинки (на одном нет шнурка).
ХОД: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых
товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят
быстрее, и объясняет причину своего выбора.
18 «ЧТО И КОГДА ЛУЧШЕ ПРОДАВАТЬ?»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора
сезонности (времени года) на реальный спрос.
МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в
разное время года (летом, зимой и т.д.); мелкие карточки с изображением
сезонных товаров.
ХОД: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном.
Например, панамки, сандалии, сарафан – в «летний» магазин.
19 «ДОМИНО»(А)
ЦЕЛЬ: Закрепить знание о названии, достоинстве монет; развить внимание,
память.
МАТЕРИАЛ: карточки домино, на которых нарисованы монеты разного
достоинства и в разном наборе.